ПРЕДИСЛОВИЕ
Задачи формированиях школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. На XXV съезде КПСС о них говорилось как о важном компоненте повышения роли школы в коммунистическом воспитании. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет начальная школа.
Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы (типа «Кто придумал русский язык? Почему буквы стоят в строгом порядке? Почему жи—ши пишется через «и»?» и т. п.) стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет воспитывать интерес и любовь к русскому языку. Это осуществляется на протяжении всего процесса обучения, и прежде всего на уроке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами. Данное пособие и пытается в той или иной мере решить эти задачи.
О внеклассных занятиях по русскому языку с младшими школьниками. Организация внеурочной деятельности школьников по любому предмету, в том числе и по русскому языку, основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Эти общие положения, лежащие в основе обучения, во внеклассной работе приобретают порой особую остроту. Добровольность участия школьников во внеурочной деятельности, необходимость выявления и развития в процессе внеклассных занятий индивидуальных особенностей каждого ученика заставляют учителя отыскивать в общедидактических принципах такие черты и черточки, которые позволяют проводить внеклассную работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого из них.
Наилучшей реализации общедидактических принципов помогают как содержание внеклассных занятий, так и выбранная для их проведения форма организации деятельности учеников. При этом чрезвычайно важно знать и учитывать особенности проявления интересов у школьников определенного возраста.
Особенности интересов младших школьников. Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, «разбросанностью», их привлекают многие «совершенно разные области знания без всякой их связи».
Дети проявляют интерес прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики «невольно» следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какой-либо области знания.
Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, «недолговечность» (С. Л. Рубинштейн), «непостоянство» (А. А. Люблинская), способность легко переключаться с одних предметов на другие. Вчера детей могла интересовать математика, сегодня они заявляют о своей приверженности русскому языку. Такой вид интереса известный советский психолог Н. Г. Морозова называет эпизодическим, ситуативным, реактивным. Его возникновение зависит от способа изложения материала учителем, от особенностей деятельности учеников, от той ситуации, в которую они вовлекаются.
Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело — от замысла до завершения — они хорошо представляют.
Ученые отмечают также поверхностность интересов младших школьников, в частности учеников I—II классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в III—IV классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается прежде всего на их интерес к знанию вообще, на желание узнать новое. «Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания,— замечает В. В. Давыдов,— необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности».
О содержании внеклассных занятий. Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.
Внеклассные занятия могут быть ориентированы в основном на программу по грамматике и правописанию (а в связи с этими разделами— и на развитие речи). Они обычно проводятся в виде так называемых «часов занимательной грамматики» и предполагают закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов.
Нередко учителя строят внеклассные занятия с опорой преимущественно на развитие речи. Здесь работа идет в основном над словом, конструированием и переконструированием предложений. Значительное внимание, естественно, уделяется развитию связной устной и письменной речи. Пересказы, изложения, сочинения разных жанров, заучивание наизусть, письмо по памяти, выступают на таких занятиях ведущими видами работы.
В отборе содержания для внеклассных занятий может быт избран и такой вариант, когда учитель имеет в виду программ по русскому языку (чтению, грамматике, провописанию, развитию речи) в целом. Одна из возможностей реализации этого под хода и показана в настоящем пособии.
Действующая ныне программа по русскому языку для начальных классов обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Значительно больший, чем раньше, удельный вес приобрела словарная (лексическая) работа. Программа рассматривает слово не только в фонетическом и грамматическом, но и лексическом аспектах, «...языковое развитие детей,— писал сразу же после выхода в свет новых программ Н. С. Рождественский, — должно идти не только по линии усвоения грамматических знаний, но также по пути осмысления и употребления лексики... Словарная работа заслуживает не меньше к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и дл: умственного развития, и для понимания многих грамматически: явлений».
Программа предполагает практическое ознакомление учащихся в процессе занятий грамматикой и чтением с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями. «Дети,—говорится в программе, — занимаясь грамматикой и правописанием, читая произведения писателей, наблюдают, что слова обозначают те или иные пред меты и явления действительности, имеют определенные значения что в разных предложениях, особенно в связной речи, слова мо гут быть близкими или противоположными по значению. Дети начинают понимать, что для точного выражения своей мысли надо выбирать наиболее подходящее по смыслу слово». Пособие раскрывает возможности проведения внеклассной работы учетом этих указаний программы.
Однако, работая над словом, невозможно не показать детям разные его стороны: звучание, написание, смысл, употребление в речи. Занятия, предлагаемые в пособии, строятся комплексно
Несмотря на такой комплексный подход к изучению тех или иных явлений, в каждом классе можно выделить ведущее направление: в I классе это наблюдение над звуковой стороной слов; и тематическая группировка слов; во II классе основное внимание уделяется значению слова, способности слова иметь не одно а несколько значений, словам, близким и противоположным п< значению; ученики III класса знакомятся с происхождением не которых слов, учатся, как рекомендует программа, выбору «наиболее точного и яркого слова для выражения мысли», устранению «однообразного употребления слов в связной речи».
Такое распределение материала по классам дает возможность связать содержание внеклассных занятий с программой по русскому языку (этому способствуют также тексты упражнений и задания к ним). Например, первоклассники наблюдают за изменением звучания и значения слова при замене одного звука другим, тренируются в произношении «трудных» звуков, группируют по темам не только названия предметов, но и названия признаков, упражняются в написании слов, не подчиняющихся правилам. Внеклассные занятия во II классе содействуют закреплению у школьников знаний о существительных, прилагательных, глаголах, об однокоренных словах русского языка. В III классе на занятия привлекаются сведения из раздела «Состав слова», в практической части используются наречия и т. п. Нельзя, однако, считать, что указанные разделы необходимо строго закреплять за определенными классами. Так, тема «Части речи» является сквозной, она проходит через все классы. То же следует сказать и о правописании так называемых «словарных слов», Работа над родственными словами идет во II и III классах.
Предлагаемые в пособии практические задания способствуют обогащению словаря и развитию речи учащихся.
Большая часть заданий в пособии опирается на связные тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи), что вытекает из основной задачи учителя при работе над словом: показать, как живет слове в тексте. Совершенно очевидна при этом необходимость связи внеклассных занятий с уроками чтения. Содержание текстов весьма разнообразно. В них отражены жизнь советских школьников героический труд наших людей, история нашей Родины, идея мира и дружбы между народами разных стран.
Внеурочная работа с первоклассниками начинается с рассказа-беседы о значении русского языка в жизни народов нашей страны, о русском языке как средстве межнационального общения, о его богатстве, о самых дорогих словах: Ленин, Родина, мир, труд и др. Мысль о все более возрастающей роли русского языка в мире, о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношение к нему проводится на протяжении всех занятий.
В связи с раскрытием этимологии таких, например, слов и выражений, как перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука, красна) строка, от доски до доски и т. п., раскрываются некоторые темы выходящие за пределы программы: история письменности, книга печатания, обучения русскому языку, которые, как известно, вызывают значительный интерес у младших школьников.
При отборе текстов обязательно учитывается и то, как пред
ыми по значению, хотя эти тексты различны и по жанрам, и по содержанию: здесь есть загадки, пословицы, поговорки, стихотворения. Детям для анализа и наблюдений предлагаются тексты из «Родной речи», из учебника математики. (Устанавливаются, таким образом, межпредметные связи.)
Такой подход в отборе материала для внеклассных занятий с младшими школьниками позволяет максимально удовлетворить их интересы, способствует (на основе обогащения представлений детей об окружающем мире) активному накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, создает прочный фундамент для воспитания лингвистических интересов.
О форме проведения внеклассных занятий. При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Предлагаемые в пособии материалы для наблюдений и различные упражнения содержат, как правило, проблемную задачу. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников своей новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.
Созданию занимательности помогает использование на занятиях различных дидактических игр. В. А. Сухомлинский, придававший огромное значение игре в работе с младшими школьниками, писал: «Игра — широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение, особенно в дошкольные годы». И далее: «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». Однако, вводя игру во внеклассное занятие, необходимо помнить, что игровые элементы не могут служить на занятии средством развлечения, они должны содействовать достижению поставленной цели, осуществлению общих задач внеклассной работы.
Активная заинтересованность учеников связана также с использованием различных форм внеклассных занятий. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы и т. п. Многие из них могут быть использованы и при организации внеурочной работы ро русскому языку с младшими школьниками. Однако ведущая в старших классах форма работы — кружок — не может быть принята в его «классическом» виде, чему мешают такие его сложившиеся признаки, как участие в работе интересующихся предметом школьников, ограниченный и строго закрепленный (постоянный) состав участников, строгая периодичность занятий. Одна из основных задач внеклассной работы в начальных классах — пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника — требует проведения занятий со всем классом. (Вот почему в пособии и не упоминается слово кружок..) С кружком их роднит лишь то, что все занятия проводятся по одной теме «Слово», и то, что все они идут в определенной последовательности, где последующие занятия нередко опираются на знания, полученные ранее. Вариативность в проведении занятий достигается разнообразием форм преподнесения материала. Так, если в I классе занятия обычно, проводятся в виде игры-соревнования (здесь используются также рассказ-беседа, час занимательной грамматики и др.), то во II классе ведущей становится беседа (не исключаются и элементы рассказа, час занимательной грамматики, конкурсы), а в III классе к беседам добавляются рассказ, устный журнал. В виде утренника может быть проведено последнее занятие о пословицах и поговорках русского народа. Общим для всех форм внеклассных занятий является то, что в каждой из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.
Необходимо также обратить внимание на некоторые организационные вопросы проведения внеклассных занятий с учениками I—III классов.
На внеклассных занятиях младшие школьники не только закрепляют изученный на уроках материал, но и узнают много нового. Возраст учеников (7—10 лет) предполагает, что все новые сведения будут рассредоточены, даны по частям. Вот почему при работе в начальных классах необходимо на одну и ту же тему отводить не менее двух занятий.
Возрастом учеников объясняются и некоторые другие особенности. Между занятиями, например, не должно быть большого перерыва (желательно не более недели). Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного домашнего выполнения (в данном пособии обычны такие фразы: «На досуге прочитайте...». «На досуге познакомьтесь..»), дети выполняют, как правило, в первые два-три дня после занятия.
1 Внеклассные занятия не предполагают обязательных домашних заданий. Однако в промежутках между коллективными формами работы, на досуге, ученики могут выполнять различные пожелания учителя: прочитать рекомендуемую книгу, ознакомиться с материалами «Угадайки», «Занимательного календаря» и выполнить предложенные там задания, нарисовать иллюстрации, подобрать новые примеры, изготовить ту или иную игру и т. п. Одним словом, по собственному желанию, с большим интересом ученики выполняют очень многое, задача учителя — посоветовать, как они могут углубить знания по теме, научить их разумно заполнять свой досуг.
Они ждут новой встречи, спешат узнать друг у друга ответы, просят учителя сказать, верно ли они выполнили задание. Создается благоприятный настрой для проведения нового занятия, и откладывать эту встречу на длительное время нецелесообразно. Таким образом, работа по одной и той же теме строится как цикл связанных между собой занятий, следующих без большого перерыва одно за другим. Затем возможен более длительный перерыв (учитель готовится к новой теме), и проводится новый цикл занятий. Время, отводимое на одно занятие, может быть различным. Проведение викторин, «минуток поэзии» и т. п. требует не более 10—15 минут, а другие формы занятий (типа утренника) предполагают большее время, не менее 45 минут.
Учитель, планируя работу по той или иной теме, определяет количество занятий по ней, форму проведения каждого, устанавливает их последовательность. При подготовке к занятию намечает, какое участие примут в нем отдельные ученики (заранее предлагает им выучить наизусть стихотворения, инсценирует с детьми некоторые прозаические тексты и т. п.), что он будет читать сам, определяет способ объяснения незнакомых ученикам слов, готовит наглядные пособия и т. д. Заметим, что на занятиях необходимо использовать различные наглядные пособия (в книге помещены лишь некоторые из них, по их образцу могут быть созданы новые).
При проведении внеклассных занятий немаловажное значение имеет оценка ответов учащихся. Пятибалльная система оценки здесь не используется. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко — выявлением победителя (ученика, группы, ряда, октябрятской звездочки) в соревновании по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз команде-победительнице (флажок, фигурку Смекалочки и т. п.).
Поскольку на внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы1, ученики ведут специальные тетради, в которых не только выполняются предложенные учителем задания, но и записываются понравившиеся загадки, скороговорки, наклеиваются картинки и т. д.
1 В пособии нет строгой регламентации того, что в той или иной теме выполняется письменно. Учитель сам определяет характер и объем письменной работы при планировании занятия.
Желательно также иметь классный альбом (копилку). В нем для каждой темы отводится несколько страниц, куда ученики записывают свои впечатления, вопросы, викторины, стихотворения, помещают после обсуждения лучшие рисунки, самостоятельно найденный материал и т. п. Копилка, как и другие материалы, должна быть доступна каждому ученику.
При переходе учащихся из одного класса в другой по некоторым темам возможно повторное проведение занятий на более сложном материале. Не надо бояться повторения отдельных понравившихся детям игр и других занимательных упражнений. «У ребенка (8—12 лет. — Н. У.) громадная потребность в повторных впечатлениях. Он по многу раз заставляет повторять один и тот же рассказ, пока не запомнит его дословно, любит смотреть одни и те же картинки, играть в одну и ту же игру, пока не овладеет до конца»,— писала по этому поводу Н. К. Крупская.
В конце каждой темы приведены специально подобранные художественные и научно-популярные тексты. Они предназначены для того, чтобы показать ученикам, с какой целью используются в художественных произведениях изучаемые языковые явления, как они живут в тексте. Некоторые из них сообщают новые сведения о каких-либо фактах языка, привлекают внимание учеников к тому, что им кажется знакомым и потому неинтересным.
Учитель может применить эти тексты по-разному: включить в занятие в качестве дополнительного материала, положить в основу еще одного занятия по той же теме, которое будет представлять форму внеклассной работы — чтение вслух («минутки поэзии», «странички прозы»). Однако при любом варианте их использования общим требованием является то, что дети их воспринимают на слух.
Выразительное чтение учителя позволяет детям глубже разобраться в содержании произведения, обратить внимание на образность слова, увидеть за словами текста живую действительность.
По структуре и методике проведения внеклассные занятия, посвященные чтению вслух, можно сравнить с лекцией-концертом, где учитель, как и музыковед перед исполнением произведения, до чтения сообщает детям, почему он привлекает этот текст, на что им надо обратить внимание.
Беседа после чтения текста возможна, но не обязательна, во всяком случае она не должна быть громоздкой. Беседа помогает выяснить, как дети поняли содержание прочитанного.
Некоторые тексты пособия объединены общей тематикой. Например, тексты, показывающие употребление синонимов (II класс), дают материал для работы над темой «Родина»; после изучения многозначности слов (II класс) тексты раскрывают тему труда. При работе над устаревшими словами третьеклассники лишь в конце второго занятия касаются темы отмирания слов в будущем. Она развертывается в приложении: в отрывке из книги Ю. Яковлева «Зеленая лампа и красная звезда» и стихах Е. Тараховской и В. Берестова. Учитель должен иметь в виду воспитательные возможности такого подбора текстов и непременно использовать их в процессе занятия.
Чтение вслух различных произведений вызывает у школьников желание перечитать их, познакомиться с другими произведениями на ту же тему или того же автора. Учитель называет книгу, откуда взят тот или иной текст, советует прочитать ее на досуге, делает некоторые предварительные замечания к отдельным произведениям из этой книги.
В перерывах между занятиями могут быть использованы и другие формы, предполагающие самостоятельную работу учащихся. В пособии, например, представлены две из них: «Угадайка» и «Занимательный календарь».
«Угадайка» может быть оформлена как своеобразная классная игротека по русскому языку. Задания, предложенные в пособии, а также подобранные учителем, записываются на плотных листах бумаги и хранятся в специальных конвертах так, чтобы ученики в любое время могли найти понравившуюся карточку.
«Занимательный календарь» (в материалах к нему даны не только тексты, но и рисунки) оформляется как стенная газета и находится в классе до начала изучения следующей темы. Форма календаря однотипна. Он завершает ту или иную тему, поэтому его всегда открывает вымышленный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итоги изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце календаря выделены некоторые определения, теоретические положения, предлагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим, названием «Узелки на память».
В «Занимательном календаре» регулярно помещается материал под рубрикой «Знаете ли Вы?», где сообщаются некоторые интересные факты, так или иначе связанные с темой. «Занимательный календарь» может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года. Календарь содержит также задания, выполняя которые ученики проверяют свои знания после завершения темы.
Задания в «Угадайке» и «Занимательном календаре» не одинаковы по степени трудности. С некоторыми ученики, опираясь на полученные знания, справятся легко, другие могут вызвать затруднения. (В пособии к таким заданиям, как правило, даны ответы.) В этом случае следует ориентировать школьников на то, чтобы они обратились за помощью к взрослым, попытались найти ответ в книгах. Однако нельзя считать задание невыполненным, если ученик не нашел нужного ответа. Учитель покажет, что было неверно в решении задачи, каким путем нужно было идти. Размышления ученика над выполнением задания, сравнение своего хода решения с тем, который предложен учителем, помогут школьнику овладеть необходимыми умениями для выполнения сложных заданий.
В практических материалах пособия представлены не все формы внеклассных занятий по русскому языку, используемые в работе с младшими школьниками; в него вошли лишь те, которые, на наш взгляд, лучше помогают раскрыть избранную тему, показывают слово с разных сторон. Завершающим этапом работы в конце каждого года обучения может стать утренник, совпадающий по теме с некоторыми занятиями. Например, для первоклассников возможны следующие темы утренников: «Наша азбука», «Азбука — к мудрости ступенька». «Сколько слов в языке?», «Мы учим русский язык»; для второклассников такие: «Слово русское, родное», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!», «Говорите правильно». Третьеклассникам предлагаются более сложные темы: «Русская пословица — всем делам помощница», «Русский язык велик и могуч», «Мы любим свой язык и свою Родину» и др.
В заключение следует заметить, что предлагаемые в пособии разработки занятий, разумеется, надо понимать только как возможные варианты. Учитель вправе внести коррективы, исходя из особенностей класса и своих возможностей. Однако при перестройке занятия необходимо помнить ю том, что упражнения в каждой теме, рассматривающие разные стороны одного и того же явления, располагаются в определенной последовательности и не всегда замена одного задания другим может пройти безболезненно. Уменьшение же объема упражнений, расчленение занятия на два не нарушают систему работы по теме.
При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие более успешно осуществлять задачи коммунистического воспитания школьников.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
I. Теоретические работы
Виноградов В, В. Великий русский язык, М., ГИХЛ, 1945.
Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., «Наука», 1965.
Калинин А. В. Лексика русского языка, изд. 2-е. М., Изд-во МГУ, 1971.
Крысин Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке. М., «Наука», 1968.
Мордвилко А. П. Очерки по русской фразеологии. М., 1964.
Телия В. Н. Что такое фразеология. М., «Наука», 1966.
Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М., 1959.
Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка, изд. 2-е. М., 1972.
Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка, изд. 2-е. М., «Высшая школа», 1969.
II. Научно-популярная литература
Аверьянова А. П. Как образуются слова. М.—Л., 1966.
Вартаньяи Эд. Путешествие в слово. М., «Советская Россия», 1976.
Горбачевский Б. С. Говорящие листки. М., «Детский мир», 1960.
Горбачевский Б. С. С первой печатной строки... М., «Знание», 1964.
Земская Е. А. Как делаются слова. М., Изд-во АН СССР, 1963.
Ильин М. Черным по белому.— В кн.: Избранное. М., Детгиз, 1958.
Ильинская И. С. О богатстве русского языка. М., «Наука», 1964.
Казанский Б. В. В мире слов. Л., Лениздат, 1958.
Кобяков Д. Ю. Приключения слов. М., «Детская литература», 1966.
Ковалевская Е. Г. История слов. М.—Л., 1968.
Костомаров В. Г. Русский язык среди других языков мира. М., 1975.
Котков С. И. Сказки о русском слове. М.. «Наука», 1967.
Крысин Л. П. Язык в современном обществе. М., 1977, Кукинова В. Т. Исчезнувшие слова. М., «Знание», 1962.
Максимов В. И. Точность и выразительность слова. Л., 1968
Микитич Л. Д. Иноязычная лексика. Л., 1967.
Мокиенко В. М. В глубь поговорки. М., 1975.
Откупщиков Ю. В. К истокам слова, изд. 2-е. М., 1973.
Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975
Суперанская А. В. Как вас зовут? Где вы живете? М., «Наука», 1964.
Супруи А. Е. Русский язык советской эпохи. Л., 1969.
Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л. Лениздат, 1962.
Федосюк Ю. А. Что означает ваша фамилия? М., «Детская литература», 1969.
Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. М., 1964.
Чуковский К. И. Живой как жизнь. М., «Молодая гвардия», 1963.
Щетинин Л. М. Имена и названия. Изд-во Ростовского университета, 1968, Язовицкий Е. В. Говорите правильно. 1969.
Якубович Т. Д. Новые слова. М.—Л., 1966.
III. Методические подобия,
Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе, изд. 2-е. М., 1964.
Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М., Учпедгиз, 1963.
Введенская Л. А., Саакьян. Наш родной» язык, М., 1971.
«Виды внеклассной работы по русскому языку». Coer. М. М. Морозова. М, 1968;
Григорян Л. Т. Язык мой — друг мой: М., 1976;
Крестинская Т. П., Петров G. В. Как пользоваться словом. М., 1968.
Морозова М. Я1, Петрова-Е. Н. Грамматические игры для начальных» классов. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку, 1964".
Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М.—Л1, 1966.
Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского, языка в начальных классах. М., 1967.
Ушаков Н. Н. Внеклассная работа по русскому языку, в восьмилетней школе М., 1975.
IV. Словари я справочники
Аш-укин № С., Ашукина М. Г. Крылатые слова, изд, 3-е. М, «Художественная литература», 1966.
Булатов. Крылататые слова. М., Детгиз, 1958.
Вартаньян Эд. Из жизни слов. Любое издание
Вартаиьян Эд. Рождение слова. М., «Детская литература»; 1970.
Даль В. И. Пословицы русского народа. М., ГИХЛ, 1957.
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок, изд. 2-е. М. «Советская энциклопедия», 1967.
Лехин И. В., Петров Ф. Н. Словарь иностранных слов. Любое издание.
Максимов С. В. Крылатые слова. М., ГИХЛ, 1955.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Любое издание.
Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., «Советская энциклопедия», 1966.
Разумов А. А. Мудрое влево; Русские пословицы и поговорки. М., Детгиз, 1958.
Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. М., «Детская литература», 1967.
Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Любое издание.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Аз да буки, а там и науки». Пословицы об ученье, знаниях и школе. М., Детгиз, 1962.
Алексеев G. П; Октябрь шагает по стране. М., «Детская-литература», 1967.
Барто А. Л. Игра в слова. М., «Детская литература», 1964.
«Волшебные слова». Рассказы и стихи. М «Детская литература»; 1966.
Глязер С. В. Игры со словами. М., «Детская литература», 1966.
Горбачевский Б. G. Первопечатник Иван Федоров. М., «Малыш», 1964.
«День работой- весел». Пословицы, и поговорки народов СССР о труде. М., Детгиз, 1959.
Дмитриев Ю. Д. Кто в лесу живет и что в лесу растет. М., «Детская литература», 1965.
Дмитриев Ю. Д. Лесные загадки. М., «Детская литература», 1967.
Заходер Б. В. Кит и кот. М., «Детская литература», 1967.
Козловский Я. А. О словах разнообразных — одинаковых, ио разных. «Детская литература», 1965.
Козловский Я. А. У буквы-невелички волшебные привычки. М., «Детская литература», 1966.
Мальт В. С. Море дьявола. М., «Детская литература», 1967.
Маршак С. Я. Как печатали вашу книгу. М., Детгиз, 1960.
Маршак С. Я. Быль-небылица. М., «Детская литература», 1967.
Митяев А. В. Красная строка. М., «Молодая гвардия», 1967.
Осипов Н. В воде и у воды. М., «Детская литература», 1965.
Раскатов М. Е. Пропавшая буква. М, «Советская Россия», 1967.
Рубинштейн Л. В. Азбука едет по России. Любое издание.
Сапгир Г. В. Новые слова. М., «Малыш», 1966.
Сапгир Г. В. Птицы в тетради. М., «Детская литература», 1965.
Суслов В. Н. Трудные буквы. Любое издание.
Токмакова И. Аля, Кляксич и буква А. М., «Детская литература», 1968.
Туричин И. А. Кому лететь? Азбука для будущих космонавтов. Любов издание.
Туричин И. А. Приключения Октябренка Васи Сомова в прошлом. Л^ «Детская литература», 1967.
Шибаев А. А. Буква заблудилась. Л., «Детская литература», 1965.
Шибаев А. А. Озорные буквы. Л., «Детская литература», 1966.
Шибаев А. А. Что за шутки? Л., «Детская литература», 1968.
Шибаев А. А. Точка, точка, запятая. Л., «Детская литература», 1970.
Юрмин Г. А. Про тетрадь и карту, карандаш и Ьарту... М„ «Детская литература», 1965.
Юрмин Г. А. Служу Советскому Союзу. М., «Детская литература», 1966.
Яковлев Ю. Я. Старые слова. М., «Детский мир», 1959.
|