Глава I РУССКАЯ НАРОДНАЯ
ВЫШИВКА XVIII — XX ВЕКОВ
Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища пламенели пышными узорами. Кружево, ткачество, нашивки из гладких и фактурных тканей, лент, тесьмы и других материалов составляли на этих предметах сложный, а зачастую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении праздничного костюма и предметов убранства крестьянской избы в торжественные дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свое свободное время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Все зависело от умения женщин вышивать и знания местных особенностей красочного оформления праздничных и будничных предметов быта. Искусно вышитый узор превращал любую, даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных читей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В русских деревнях и селах этот обычай сохранился еще и в начале XX века. Крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое (рис. 1). По общепринятому закону ко дню своего совершеннолетия — пятнадцати-шестнадцати годам — она должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни, необходимое число столешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые применялись в быту или служили украшением дома в праздничные дни, десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям в течение нескольких лет. Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук. Число и качество предметов, входивших в приданое, служило у односельчан мерилом оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличие художественного вкуса. Дело в том, что девушка в процессе приготовления приданого сама выращивала лен, обрабатывала его после сбора, пряла нити, ткала холст, шила необходимые предметы и сама их украшала.
Каждая крестьянская девушка, украшая праздничные предметы приданого, не изменяла издавна установленные места расположения узора, которые были обусловлены формой предмета или покроем одежды.
Так, на полотенцах и столешниках украшалось два конца, на подзорах (спусках орнамент часто заполнял всю поверхность или только нижний край. Сложностью отличалось декоративное оформление нарядных женских рубах. Здесь орнаментом украшали подол, рукав и грудной вырез. Количество узора и яркость цвета зависели от назначения костюма и возраста женщины. Так, самой нарядной была рубаха в костюме молодой, недавно вышедшей замуж женщины, которую она имела право носить только до рождения первого ребенка. Такие праздничные рубахи полыхали красным цветом и отличались сложным узором.
Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, а часто и подол сарафана (рис. 2, 3) или поневы (юбки из клетчатой или полосатой домотканой шерстяной ткани, часто представлявшей собой несшитое полотнище). Декоративное оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который мог быть цветным, а чаще сиял золотным шитьем (рис. 4). Здесь каждая деталь украшена сложным, многоцветным узором, дополненным золотыми нитями, блестками и бисером.
С рождением же каждого ребенка количество узора и цвета в костюме молодой женщины уменьшалось, головной убор становился скромнее и проще по применяемым материалам. У пожилых же в узоре почти исчезал красный цвет и блестящие украшения.
В приданое невесты входили также рубахи, предназначенные для церковных и трудовых праздников. Специально готовилась одежда для свадьбы. У богатых в приданом насчитывалось не менее пятидесяти рубах и больше всего с вышивкой.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.
После Великой Октябрьской социалистической революции мастерицы, владеющие искусством создания узора на ткани с помощью иглы и ниток, объединялись в артели, которые впоследствии переросли в специализированные фабрики. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 50 таких предприятий.
Специализированные фабрики выпускают широкий ассортимент изделий бытового назначения с красочным декоративным оформлением. Основой является работа над повседневной и нарядной одеждой — женской, мужской, детской. К ней относятся платья из шерсти, льна или лавсана, блузки из шелковых и хлопчатобумажных тканей, жилеты, фартуки и другие детали костюма (рис. 5, 6).
Много уделяется внимания столовому и постельному белью; предметам декоративного назначения, предназначенным для убранства интерьера (рис. 7, 8), а также сувенирам — памятным подаркам, которые с удовольствием увозят с собой туристы из разных стран.
Художники и мастера, работающие на предприятиях, не отступают от традиций, развивают особенности своих приемов выполнения вышивки, расширяют круг мотивов, колорит и композиционный строй орнамента, не утрачивая былого очарования декоративного оформления крестьянского костюма и предметов быта. Они были выработаны постепенно, в течение целого ряда столетий многими поколениями местных мастериц и являлись привычными для сельских жителей определенного района. Однако, несмотря на очевидные различия приемов исполнения и характерных особенностей орнамента каждого края, русскую народную вышивку можно объединить в три большие группы: северную, центральную и южную.
Для всех районов распространения русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов. Трактовка же мотивов во многом зависела от технических приемов выполнения вышивки, которыми в совершенстве владели народные мастерицы каждой местности.
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА
Народная вышивка русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области и Карельская АССР, отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения узора. Здесь были распространены как счетные, так и швы по рисовке. Первые дают четкие строго линейные очертания формы, вторые образуют округлые линии, которые придают мотивам плавные очертания силуэта.
СЧЕТНЫЕ ШВЫ
Наибольшее распространение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой ткани. Для их выполнения необходимы ткани с равномерным, полотняным переплетением нитей, постоянной плотностью и одинаковой толщиной основы и утка. У народных мастериц такой тканью являлся холст домашнего производства, у которого легко можно было подсчитать нити вдоль и поперек для образования стежка в нужном направлении. Счетные швы на севере выполняли по гладкой (ненарушенной) или разреженной ткани.
Рис. 9. Шов роспись. Геометрический орнамент
К первым относятся роспись, счетная гладь, набор, косая стежка, крест. Они выполняются цветными нитками и входят в структуру ткани, не нарушая порядок переплетения ее нитей, ко вторым — мережки, вырезы, белая строчка и др.
Шов роспись имел в XIX веке наибольшее распространение на севере. У него были разные названия — полукрест, двусторонний шов, досюльный (старинный) шов и т. д. Он состоит из мелких одиночных красных стежков, которые равномерно через три — пять нитей ткани, наложены на гладкую поверхность холста, образуя тонкие цветные линии. Прямые, вертикальные, горизонтальные и ступенчатые диагональные линии обходят каждую орнаментальную форму, придавая ей строго геометрические очертания, одинаковые на лице и изнанке (рис. 9).
Двусторонний шов роспись имеет ряд разновидностей. Его можно выполнять в виде клетки, шашки, чешуйки и т. д. Он образует мелкоузорчатый линейный узор на поверхности каждого мотива. В вышитых узорах эти разновидности шва комбинируют, создавая красивую фактуру, где легкий красный узор со своеобразной игрой сгущающихся или расходящихся цветных линий выступает из глади белоснежного фона ткани.
Счетной гладью и набором выполняли вышивки другого характера. Они сочные, яркие, четко выделяющиеся на белом фоне холста (рис. 10). Эти швы близки по внешнему виду. Их также выполняют по счету нитей ткани, только вместо тонких линий стежки плотно укладывают друг к ДРУГУ параллельными рядами, заполняя мотивы орнамента ярким цветом. Разнятся эти швы ходом рабочей нитки. В наборе игла ведет рабочую нитку с одного конца узора до другого и обратно, постепенно выявляя всю орнаментальную композицию. При такой вышивке на лице и изнанке получается негативный узор. В счетной глади, сделав один стежок, возвращают иглу обратно, заполняя плотными рядами сначала один определенный мотив, а затем другой. При такой вышивке лицевая и изнаночная стороны имеют одинаковый узор. В счетной глади плотно уложенные друг к другу стежки можно располагать в разных направлениях: по горизонтали, вертикали или диагонали (косая гладь), а также под углом, навстречу друг другу, в виде елочки или образовывать звездочку в заранее намеченном контуре.
Мотивы, выполненные простой или косой гладью — елочкой или звездочкой, можно объединять в одном узоре, создавая красивую, переливающуюся на свету гладкую фактуру.
Узкие полосы в этих вышивках часто выполняли косой стежкой, косичкой или козликом. Они вносили в узор дополнительную светотеневую игру, обогащая вышивку новыми цветовыми и фактурными ритмами.
Во второй половине XIX века в деревню активно проникают вышивки крестом, рисунки для которых заимствовались из городских «узорни-ков», издаваемых в виде альбомов или отдельных листов. Эти печатные картинки покупали на ярмарках или приобретали у офеней (бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар, в том числе и дешевые книжки), которые проникали даже в самые глухие места.
Кроме цветных вышивок счетными швами, на севере существовал целый ряд сквозных швов. Для их выполнения нарушалось равномерное переплетение нитей холста путем удаления определенного числа нитей основы и утка. Эта счетная народная вышивка по разреженной ткани делится на два основных вида — мережка и строчка.
Мережки являются наиболее простым видом народной сквозной вышивки (рис. 11). Они представляют собой узкую ажурную полосу с простым или сложным узором. Для их выполнения нити из ткани удаляют по основе или по утку в зависимости от расположения рисунка на изделии.
Оставшиеся в полосе свободно лежащие нити обычно стягивают по краям в пучки. Стянутые в пучки нити образуют параллельно стоящие друг за другом столбики или треугольники. На столбики широких мережек нередко наносят различные разделки, которые выполняют белыми или цветными нитками.
Строчка перевить является вторым наиболее сложным видом русской народной сквозной вышивки. Строчу выполняют по сетке с квадратными ячейками, которые подготовляют путем продергивания определенного числа нитей из ткани по основе и утку.
Рис. 10. Конец полотенца. Холст. Машинное кружево, набор. Вологодская область, XIX в., частное собрание
Сетку со свободно лежащими нитями укрепляют путем перевива столбиков, образующих ячейки. После перевива сетку заполняют по рисунку различными разделками. Выразительность строчевого узора достигается контрастом белоснежного узора и легкого прозрачного фона. Народные мастерицы нашли множество приемов заполнения сетки, сочетание которых придавало узору драгоценную фантастическую ни с чем несравнимую фактуру.
Настил, штопка, рогожка дают плотное заполнение ячеек с гладкой или бугристой поверхностью; воздушная петля, тень образуют легкий, прозрачный, как бы тонущий в сетке узор. Выпуклые кружки паучков, окруженные диагональными лучами, вносят в контраст ажурной вышивки дополнительные ритмы, новое движение округлых линий. Все- эти разделки, объединенные в одном рисунке, составляют свою, ни с чем не сравнимую фактурную мелодию (рис. 12).
Разновидностью белой строчки на севере являлись так называемые вырезы. Эта вышивка представляет собой сетку с крупными ячейками, широкие столбики которой переплетались штопкой, образующей плотный ребристый настил. По готовым ячейкам наносили узор, где преимущество отдавалось легким воздушным петлям.
Народные мастерицы по-разному применяли знакомые им швы. Иногда в вышивке участвовал только один шов, чаще же два-три объединялись вместе — роспись с мережками, роспись со строчкой перевить или белой строчкой и т. д.
Нередко вышивку объединяли с узорным ткачеством, кружевом, лентами и нашивками из гладких и многоцветных тканей, составляя сложный, переливающийся различными цветными вставками, декор. Счетные швы давали мастерицам широкие возможности для образования орнамента как геометрического, так и растительного характера.
Рис. 12. Подзор (фрагмент). Белая строчка с узорными разделками Московская область, XIX в.
Рис. 13. Ромб различных очертаний в вышивке, выполняемой счетной гладью, росписью и набором В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль среди них играл ромб в разнообразных сочетаниях (рис. 13). В далеком прошлом, в период возникновения и развития земледелия и связанных с ним культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодородия и возрожденной жизни.
По древним воззрениям славян эти знаки-символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значимость.
Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было забыто, но по традиции их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для развития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение нескольких столетий, шло формирование орнамента геометрического характера, куда вошли многие формы, имеющие прямолинейные очертания: крест, двойной крест, квадрат, прямоугольник и др. Но по-прежнему основным оставался ромб, который к этому времени получил усложненные очертания (рис. 14).
Традиционные гладкие и ступенчатые ромбы с ответвлениями и перекрестами в XIX веке обрастали различными отростками и маленькими ромбами, превратившись в сложную узорчатую фигуру.
Кроме геометрических мотивов, в народной вышивке XVIII — XIX веков Архангельской, Вологодской, Петербургской, Новгородской, Псковской областей и Карельской АССР, выполненной счетными швами, широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц, зверей, человека и архитектурными мотивами.
Это был свой, ни с чем не сравнимый поэтический мир образов, где сказочные представления народа сплетались с реальными наблюдениями окружающей их природы.
В вышивках, выполненных швом роспись, растительные мотивы обычно располагали в ряд, и они получались симметричными строго линейных очертаний.
В них угадывается изображение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями, нежных высоких травок с перистыми листьями и невысоких кустиков, расцветших невиданными сказочными цветами. Это хорошо видно на узорах вышитых полотенец, выполненных архангельскими и олонецкими мастерицами (рис. 15, а, б; 16).
В белой строчке, кроме симметричного статичного орнаментального ряда, изображали плавный волнистый стебель с удлиненными изрезанными листьями и многолепестковыми пышными цветами сказочной
красоты. Так украшали свои изделия вологодские, новгородские и архангельские мастерицы в XIX веке (рис. 17).
Растительный орнамент в русской народной вышивке отличался большим разнообразием. Не менее впечатляющим было изображение птиц и зверей. Среди стройных деревьев, прозрачных кустиков или трепещущих симметричных травок красовались сказочные птицы, павы, лебеди, уточки или задиристые петухи (рис. 18, 19). На других вышивках среди растений скакали олени, гарцевали кони, важно шествовали барсы. На третьих — среди цветов, деревьев или кустов стояли величавые женщины с птицами и ветками зелени в руках или вели под уздцы коней с всадниками (рис. 20, 21). Как и геометрические мотивы, этот поэтический мир образов русской народной вышивки был наполнен своей символикой. В древности эти образы народной вышивки были связаны с религиозными верованиями славян. Основное место в религиозных обрядах древних славян, особенно в период развития земледелия, занимало изображение великой богини, царицы неба и земли. Поэтому русские народные вышивки XV111 — XIX веков, выполненные швом роспись, часто имели симметричную композицию с женской фигурой в центре. Как и прежде, это женское божество было наделено символическим содержанием, связанным с культом плодородия и земли. Однако на других вышивках XIX века древняя символика была забыта, а традиционные образы послужили основой для создания орнаментальных композиций с изображением народных праздников, где чаще всего встречался хоровод девушек, вереницы всадников, праздничное гуляние в лесу и другие жизненные картинки.
У девушек вместо птиц и цветов в руках стали изображаться вееры и зонтики — предметы городского быта, о которых в ту пору мечтала каждая юная крестьянка. В строчевых же вышивках не редкостью было изображение сложных сюжетных сцен, где в старинном парке с вековыми деревьями на берегу реки или озера возвышались дворцы, гуляли дамы и кавалеры в модных городских туалетах.
Эти народные вышивки, отражающие праздный городской быт, говорят о непревзойденном декоративном даре крестьянских мастериц.
Вдохновляли на такие сложные композиции безвестных народных вышивальщиц лубочные картинки и гравюры, которые крестьяне покупали на базарах. Однако, строя свою орнаментальную сюжетную композицию, мастерицы никогда не копировали образец, а искали свою законченную композицию, где было учтено все — местоположение мотивов, выразительные очертания силуэта каждой формы и фактуры узора в целом. Из-под рук мастерицы всегда выходило совершенное произведение декоративного искусства, поражающее зрителя добротой образа и красотой каждого мотива.
Традиции русской народной вышивки счетными верхошвами сохранены и мастерство совершенствуется и в настоящее время в объединении «Беломорские узоры» — самом молодом предприятии. Оно организовано в Архангельске в 1968 г.
Рис. 19. Изображение оленя в русской народной вышивке, выполненной белой строчкой
Рис. 20. Изображение женской фигуры в русской народной вышивке, выполненной швом роспись
Рис. 21. Изображение всадника в русской народной вышивке, выполненной швом роспись
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|