СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Л. Тимофеева
Приглашение к путешествию, или О том, что такое орлятская педагогика, в чем ее особенности, и немного об истории
«Орленка»
В школе — годы, а в лагере — смена, или О том, как складывается временный детский коллектив, какое значение он имеет в жизни ребенка
Традиции и творчество, или Об искусстве сочетания опыта и новизны, о бережном сохранении всего нажитого годами и сегодняшнем новаторстве
Парнишка в буденовке, или О роли идеалов в становлении человеческой личности, о том, как утверждается в «Орленке» образ орленка
Прекрасное чувство «мы», или О том, как его умеют вызывать к жизни в «Орленке», об особой красоте и привлекательности орлятских коллективов
Первые радости, первые трудности, или О том, что такое оргпериод, о темпе и разнообразии жизни, о выборе «что», «где», «когда» и «как»
Время решать, или Про то, как готовится и проходит общий сбор, о его обычаях, о сборе-споре, о чувстве юмора у ведущего, а еще о законах «Орленка»
Время действовать, или О том, как жить самостоятельно, как самим планировать, самим организовывать и самим оценивать, о разведке пионерских дел, о поиске и находках
Три ступеньки вперед и вверх, или О том, как учить дегей самостоятельности, о помощи прямой и косвенной, о педагогической технике и педагогическом таланте и еще о праве на риск, на ошибку
«Огонек» всегда «огонек», или О самом главном и важном в орлятской педагогике, о доверительности, откровенности, требовательности и доброте, об умении быть честным и принципиальным
Формула радости, или Про педагогический лозунг: «Все дела творчески! Иначе зачем!», про умение вносить во все новую мысль, выдумку, изобретательность
Эффект и воспитательная эффективность, или О том, что из них для нас важнее, а еще об умении добиваться и радости и успеха 117
Дойти до каждого, или О том, как подступиться к звеньям, как сделать так, чтобы звено всегда было в сборе, действовало по-боевому, ощущало себя частицей коллектива 130
Баранкин, будь человеком! или Про то, как все командуют и все подчиняются, как активисты «по штату» становятся активистами по призванию 135
Я бы настроил много много «Орленков», или О том, как лагерь становится для ребят домом, про орлягскую жизнь, которая продолжается 141
С волнением и тревогой раскрыла я эту книгу. Невольно встал перед глазами «Орленок» моего детства. Вспомнились мальчишки и девчонки из отряда «Артикон» орлятской дружины «Комсомольская». Я читала ее глазами Саши Бойцова и Вали Ивченко, Милы Галкиной и Валеры Подороги, еще многих и многих ребят. Боялась: не пропустить бы неверную ноту, неточность, боялась «не узнать» лагерь, его замечательных вожатых, его атмосферу задушевности, искренности и правды. Ведь именно за это любят «Орленок» его питомцы И потому живет он в нашей памяти как светлая пора жизни.
Читала и успокаивалась. Нет, не обманулась. Все верно, все точно. Все так и было, а главное, есть и поныне. С благодарностью подумала об авторах: они сумели сделать очень трудное, но очень важное дело — собрать воедино драгоценный опыт «Орленка». Сегодня он нужен очень и очень многим. Только вчера позвонили к нам, в Центральный Совет пионеров, из Архангельска: «Помогите
отправить на учебу в «Орленок» секретарей райкомов комсомола» А сегодня пришло письмо из Карелии такого же содержания. Подобные просьбы поступают часто. Значит, четверть века с лишним прожиты лагерем не зря. Значит, необходим опыт «Орленка» пионерским дружинам школ и лагерей, комсомольским работникам, старшим вожатым, всем, кто работает с ребятами, желает им добра. А это значит, что книжка выходит вовремя. Читатель ее уже ждет, и я верю — он не обманется в своих ожиданиях, почерпнет из нее немало полезного и нужного для себя, для своей дружины или отряда.
Об орлятах ходят легенды. И что самое интересное — эти легенды не придуманы, а взяты из жизни. Говорят, что один орлят-ский вожатый очень любил звезды и однажды, глядя в ночное небо, загадал сокровенное желание. И оно исполнилось. Этот вожатый — космонавт Александр Серебров. А еще рассказывают, что один мальчишка-орленок не побойлся встать между женщиной и тремя хулиганами. А другой сделал научное открытие. А еще один стал чемпионом мира по шахматам, победив самого Анаюлия Карпова.
«Орленок» — это лагерь, который учит всех Поступку. «Орленок» испытывает, проверяет на прочность «Орленок» помогает обрести крылья и нередко определяет будущую судьбу своих воспитанников.
А еще «Орленок» восполняет самый большой дефицит в ребячьей среде. Дефицит настоящего общения. Между сверстниками. Между ребятами и взрослыми. Он учит уважать чужое мнение и учит дружить Вот уже сколько лет мы, бывшие орлята, переписываемся, встречаемся. Нам не хватает друг друга, мы нужны друг другу. Эту дружбу нам подарил «Орленок». Ведь в основе его педагогики лежит опыт ленинградской коммуны имени А. С. Макаренко. Именно педагогика сотрудничества взята на вооружение вожатыми и воспитателями «Орленка» А она предполагает искренность и творчество в отношениях. А это как раз то, что берет сегодня на вооружение передовая школа в условиях реформы, то, что требует партия, перестраивая духовную жизнь общества после XXVII съезда КПСС
Возможно ли повторить в принципе опыт «Орленка» в пионерской дружине школы, лагеря, в объединении по интересам? Убеждена — возможно и нужно. Ведь и сам «Орленок» когда-то вобрал в себя все лучшее из пионерской педагогики, обогатил и продолжает обогащать его своими находками и постоянными поисками.
И еще об одном думаешь, читая эту книгу, какой же наполненной и прекрасной становится пионерская жизнь, когда организуют ее люди талантливые, неравнодушные, влюбленные в детство, верные красному галстуку.
Книга «Салют, «Орленок»» — дань признательности всем поколениям пионерских комиссаров этого чудесного лагеря и доброе напутствие тем, кто продолжает их эстафету.
ЛИДИЯ ТИМОФЕЕВА, первый заместитель председателя Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В И. Ленина
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ,
или О том, что такое орлятская педагогика, в чем ее особенности, и немного об истории «Орленка»
Приглашаем тебя, читатель, совершить вместе с нами воображаемое путешествие.
Наш путь лежит к югу, на Кавказское побережье Черного моря. Там, неподалеку от портового города Туапсе, среди морской синевы и зелени горных вершин стоят светлые корпуса пионерского лагеря. Они похожи на корабли, бросившие якоря в уютной гавани, и когда налетает свежий ветер, чудится, что вот-вот взметнутся на мачтах алые паруса и шумная, разноцветная флотилия отправится в плавание за горизонт, туда, где за далью открывается новая, еще неизведанная даль...
Этот лагерь носит гордое имя — «Орленок»
Символичное название у лагеря, в который приезжают дети из всех уголков Российской Федерации, где круглый год не умолкают ребячьи голоса!
«Орленок» — память о юных героях нашей страны. Оно пришло из давней, но не забытой песни об отважном парнишке в краснозвездной буденовке, павшем на далекой гражданской. Помните: «Орленок, орленок, взлети выше солнца...» Песня-память доносит до новых поколений романтику революции, рождает в душе чувство причастности к судьбам Родины.
День рождения «Орленка» — 12 июля 1960 года. В этот день впервые пропели над песчаным берегом горны и взвился на мачте флаг. 520 мальчишек и девчонок, новоселы и первооткрыватели лагеря, начали славную историю пионерской республики. Жили они в палаточном городке. Жили дружно и весело. Прокладывали туристские маршруты, ходили в походы на шлюпках, разжигали костры.
Лагерь рос, обретал крылья. За четверть века с лишним палаточный городок неузнаваемо изменился. Современный «Орленок» сложен из камня, бетона, стекла, но сложен не только добротно и красиво — все его постройки органично и естественно сливаются с морем, деревьями, с щедрым солнечным светом и целительным родниковым воздухом.
Ближе всех к морю живут в палатках ребята, эта дружина носит название «Солнечная», и недаром: ведь здесь столько солнца! От «Солнечной» вдоль берега тянется орлятская набережная. По ней хорошо бродить
тихими, звездными вечерами. Так славно мечтается и думается под говор прибоя!
За набережной высится корпус дружины «Штормовая». К.руглые, как иллюминаторы, окошки, балкончик, похожий на капитанскую рубку, — прямо океанский лайнер! Корпус соединен с пирсом, стрелой устремивщимся в море. А у пирса целая эскадра лодок и флагман орлятского флота корабль «Романтик».
В прибрежной роще белеют домики дружины «Комсомольская». Сюда приезжают комсомольцы-школьники.
Словно близнецы-братья стоят два огромных корпуса дружин «Звездная» и «Стремительная». Различить их можно по керамической мозаике на стенах да еще по тому, что «Звездная» чуть ближе к морю.
Выше всех, в горах, в тени густых деревьев расположилась пионерская застава «Дозорная». Здесь живут юные друзья пограничников. Ребятам доверено охранять участок пограничной полосы, и они с большой ответственностью относятся к почетному поручению.
Что еще сказать о внешнем облике «Орленка»? Добавим к нему оригинальное здание пионерского Дворца культуры и спорта. За эту работу коллектив архитекторов, проектировщиков и строителей был удостоен Государственной премии РСФСР.
Скажем и о Доме авиации и космонавтики — здесь пионеры приобщаются к тайнам Пятого океана; о замечательной обсерватории, о прекрасном стадионе.
Словом, созданы все условия для разнообразного, содержательного, увлекательного отдыха, для того, чтобы дети не только окрепли, но узнали много нового, нужного.
Но нас интересует не только внешняя красота этого замечательного лагеря. Главная цель нашего путешествия — проникнуть в духовную суть орлятской жизни. А духовность детскому сообществу дают воспитание и воспитатели.
Значит, вперед! К педагогике «Орленка».
Мы приехали в лагерь, где, казалось бы, каждого можно расспросить о секретах «Орленка», а нас встречают вопросами. Не будем удивляться: там, где мысль и поиск, там всегда сомнение, а где сомнение, там — вопрос.
— В дружине «Солнечной» провели смену юных пограничников. Засады, полоса препятствий, ночные до-
зоры... И все это делали мы — ребята и вожатые, весь педколлектив. Разве это не педагогика «Орленка»?
— Но подождите) в «Артеке» есть лагерь «Кипарисный», где много лет существует пионерская пограничная застава. Там и то, что у вас было, и многое другое: ночной поиск в море, участие в военно-морских учениях... А с какими героями встречаются ребята!
Спор этот и есть отражение исканий. Всякое дело, если ему отданы душевные силы, а тем более коллективное творчество, становится частью души.
Однако согласимся, что военно-патриотическим воспитанием (а в приведенном выше диалоге речь идет именно о нем) занимаются не только в «Орленке» и в «Артеке», но и во всех пионерских лагерях, во всех школах страны. Это часть нашей общей педагогики.
Но почему же тогда понятие «орлятская педагогика» все чаще встречается в лексиконе воспитателей? Почему ее обсуждают на научных конференциях, почему в газетах, журналах, в лекциях методистов об этой педагогике говорят как о продуманной, вполне законченной воспитательной системе?
Вопросы непростые, но раз уж мы предприняли наше нынешнее путешествие — будем думать, будем искать ответ.
Так случилось, что на определенном этапе жизни «Орленок» оказался флагманом. В 60-х годах в «Орленке» вожатые все как один чувствовали себя первооткрывателями: им предстояло создавать новый лагерь, самим по кирпичикам собирать здание педагогики «Орленка».
Можно было бы, конечно, воспроизвести все лучшее, что было, скажем, в «Артеке» или в другом лагере, и на этом успокоиться. Но коллектив настроился на творчество. А творчество начинается с сомнения: так ли уж все хорошо в нашей пионерской жизни и в традициях летних лагерей? Надо ли, например, ходить строем на умывание, в столовую? Или: идет девочка, ей навстречу отряд. Вожатый командует, и пионеры хором восклицают: «Всем, всем добрый день!» Спрашивается, кому «всем»? Одна-единственная девочка на дороге. Ее все знают. Так, может быть, не всем, а девочке персональное пожелание «доброго дня»?
Кажется, мелочи, а из них вырастает вопрос: что важней — человек или воспитательная форма?
Традиция требует ежедневного проведения, скажем, вечерних линеек. А что лучше: собирать пятьсот человек вместе (потому только, что так было всегда) или собираться отрядом у костра, где каждый видит друг друга и у каждого есть, что сказать товарищу?
Вопросы рождали решения. Поместить в центр ор-лятского мироздания личность подростка — эта педагогическая идея, сообща рожденная, самостоятельно выношенная, обретала жизнь в общем страстном желании отказаться от всякого формализма, заорганизованное и показать своей работой, что значит бодрая, радостная жизнь коллектива. Жизнь идейная и по существу и по форме.
Что отрицали? «Массовку» — как основную форму воспитания пионеров в лагерях, когда все в отряде делает небольшая группа активистов, а основная «масса» остается пассивной; когда главный акцент на общедружинные мероприятия, и оттого в отряде, а тем более в звене работа идет поверхностно и нет никакого сознательного самовоспитания. Отвергали работу напоказ, отвергали принципиально, поскольку она заставляла забывать о детях, их планах, их интересах и их нравственном воспитании. Отвергали бесконечные репетиции парадов, линеек, концертов, изматывающих и детей и взрослых.
Отрицая, утверждали право каждого подростка на самостоятельную, творческую жизнь в коллективе, искали гармонию массового, коллективного и индивидуального в воспитании. Заповеди вожатого «Орленка» начинались со следующих слов: «Вожатый, помни: главное — ребенок, его душа, улыбка и здоровье».
Выступая против однообразия, сказали себе: «Все дела — творчески. Иначе зачем?» Действительно, зачем проводи гь надоевшие и ребятам и вожатым, из года в год повторяющиеся во всех лагерях беседы и утренники? И коллективная мысль создавала новые формы работы. Каждую смену творчеством вожатых и ребят рождалось что-либо необычное: вечер «В лесу прифронто вом» и «Суд над неофашизмом», «Вечер боевых орденов» и фантастический «День изобретения колеса», сказочные «Русские народные игрища» и «Древнегреческие олимпийские...»
Итак, пускай об орлятской педагогике говорят несколько условно, но при этом имеют в виду вполне конкретные вещи. Открытие тех закономерностей, благодаря которым можно создать детский коллектив за тридцать-сорок дней лагерной смены, сформировать у ребят установку на активную жизненную позиццщ. И при этом дать им образец жизни, по-настоящему интересной, пронизанной творчеством, юмором, человечностью и молодой энергией!
Конечно, в «Орленок» — лагерь комсомольскою и пионерского актива, как и в «Артек», съезжаются увлеченные, инициативные ребята. С такими педагогам работать одно удовольствие. Но орлятская педагогика успешно применяется и дает отличные результаты в самых обыкновенных пионерских лагерях.
А если они действуют, то, может быть, в этой системе конкретных воспитательных средств, методов и форм заложена некая объективная ценность, которая отвечает условиям нашей сегодняшней жизни, потребностям общества?
Что ж, с тем мы и отправились в путь. Ведь если кто-то где-то сегодня с успехом решает самые важные, самые сложные проблемы воспитания, то завтра, взяв на вооружение находки коллег, мы постараемся достигнуть еще большего.
А для начала поговорим о том, что такое «временный детский коллектив», как он создается и действует.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|