ВВЕДЕНИЕ
Бумага легко поддается обработке. Ее нетрудно сгибать6 резать ножницами, прокалывать иглой. Бумагу можно окрасить, склеить или сшить.
Работы из бумаги занимают значительное место на занятиях в детском саду и на уроках труда в начальной школе. Эти работы можно организовать с детьми во внеклассное время млн дома.
Складывание поделок из бумаги является таким видом рччного труда, когда в результате сгибания без применения связывающих материалов из бумажного листа изготовляется определенная вещь — поделка.
Путем складывания бпмагн можно изготовить самые разнообразные принадлежности быта, игрушки и учебные пособия. Из них прежде всего надо отметить различные самоделки, применяемые в повседневной жизни, как, например записная книжка, пособие для счета, рамка для картинки, лчкошко. мешочек, коробочка, чашечка, шапка, абажчр для лампы и др.
Дальше следует целый ряд самодельных легких игрушек, которые очень любят дети, а именно, парашют, хлопчатка. лодки, игрушечная мебель, пароход, возвращающийся планер, гармошка и т. п.
Многие самоделки, сложенные из нарядной бч маги, годны для украшения детского уголка и новогодней елки: корзиночка, ваза, кольцо, розетка, солнышко, баллончик и др.
Некоторые бумажные поделки могут использоваться как наглядные учебные пособия: квадрат, ромб, куб, пирамида.
Многие поделки можно с успехом применять в качестве пособий для занятий физкультурой: стрела, хлопушка, планер, бильбоке, парашют, ролики и др.
Перед тем как перейти к классификации п складывания бумажных поделок, необходимо подробнее остановиться на элементарных принципах складывания поделок. Для того чтобы сложить какую-нибудь поделку, лист бумаги надо вначале перегнуть соответствующим образом, а именно: ровно пополам, на нескочьк частей, крестообразно и по более сложным линиям (прямым или ломаным), по которым после этого и конструируется поделка. Так как бумагу можно согнуть только по прямой линии, то и конструирование вещей при скидывании из бумаги возможно лишь по прямым и ломаным линиям.
Все поделки, описанные в настоящей книге, начиная с наиболее простых плоскостных и кончая сложными объемными самоделками, получаются путем симметричного преобразования прямоугольных и квадратных листов бумаги. Все симметричные бумажные поделки изготовляются по определенным системам складывания с постепенным возрастанием сложности их изготовления. Эти системы изложены в девяти разделах настоящей книги.
Изложенная в книге последовательность складывания самоделок целесообразна в дидактическом отношении, так как согласно ей дети быстрее воспринимают и быстрее запоминают различные способы складывания.
С точки зрения политехнического обучения складывание поделок из бумаги имеет большое значение. Прежде всего дети реально знакомятся с таким широко применяемым на производстве и в быту материалом, как бумага. Оперируя с бумагой, дети узнают об ее пригодности к различной обработке, знакомятся с ее видами (чертежнорисовальная, писчая, цветочная, оберточная, упаковочная и другая бумага). В работе с бумагой они узнают, что бумага бывает различного цвета, блестящей или матовой, толстой или тонкой. При ощупывании бумаги они знакомятся с ее плотностью; при складывании — с гибкостью, ломкостью; при испытании поделок водой (чаша, лодка) узнают, что бумага может промокать, т. е. она водопроницаема.
В процессе складывания, кроме зрения, важную роль
играет осязание. При изготовлении бумаги различных объемных и плоскостных вещей дети обогащают не только свои зрительные, но и осязательные представления. Складывая поделки согласно описанию или устным указаниям, ребята усваивают необходимые специальные слова и понятия (параллельный, симметричный, центр, заготовка и т. п.).
Складывание по чертежам способствует развитию технического воображения. Например, при складывании пилотки приходится, всмотревшись в чертеж, предусмотреть несколько сгибов, их последовательность, симметрию.
При складывании дети изготовляют поделки по образцу известных им предметов и конструируют новые формы.
Бумажные поделки недостаточно отражают действительность. Они получаются несколько угловатыми и лишь приближенно напоминают реальные предметы. Однако это не мешает детям представлять себе существующую действительность. Детское воображение восполняет и заканчивает образы. Руководясь своей фантазией, дети по совету преподавателя отделывают и украшают свои поделки, затем играют с ними. Таким образом, складывание из бумаги способствует развитию художественного вкуса детей.
Складывание создает условия для развития воли ре-бенка-конструктора. При складывании ребенок должен согласовать свои действия для достижения цели и для преодоления встречающихся препятствий. Не все поделки удаются ребенку сразу. Надо проявить прилежание и выдержку для того, чтобы цель была достигнута (бумага хорошего качества, отличающаяся прочностью, пластичностью, дает возможность исправлять сгибы, пока не будет достигнута совершенная форма).
При повторном складывании нескольких бумажных поделок однородной системы одинаковые действия в силу их повторяемости автоматизируются и переходят в навыки, при наличии которых мелкие движения пальцев рук координируются, способствуя развитию рук.
Оперируя бумагой, дети учатся обращаться с нею и приобретают навыки правильно сгибать бумагу, разрывать, плиссировать ее, отрывать квадрат, ромб, паковать вещи, производить отделку поделок и т. д.
|