На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Самооборона без оружия. Федоткин С. Н. — 1992 г

Станислав Николаевич Федоткин

Самооборона без оружия

*** 1992 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



Отечественная система самозащиты без оружия создавалась Трудом тренеров и спортсменов. Являясь интернациональной, она обобщила тысячелетний опыт народов нашей страны, дости — жения лучших зарубежных систем самообороны.
      Самозащита, как вид боевого единоборства, приобретает особую значимость в наши дни, когда невиданными темпами растет преступность. Разбой и грабежи, убийства и насилие составляют значительную долю от всех преступлений в стране.
      В последнее время заметно возрос интерес к различным видам боевых единоборств у молодежи. Это вызвано в первую очередь стремлением людей найти эффективные средства защиты защитить себя и своих близких от посягательств преступников и хулиганов.
      Изучение литературы появившейся в продаже показало, что она в основном, за исключением отдельных изданий, скопи-рована с иностранных книг и имеет чисто коммерческую направленность.
      Настоящее пособие раскрывает отдельные возможности боевого раздела самозащиты без оружия, а разнообразие вариантов дают возможность самим выбирать способы защиты от нападения. Книга отличается от других тем, что предлагаемые в ней приемы по своей структуре могут служить только как средства защиты.
      Это практическое пособие, рассчитанное на широкий круг любителей спорта, уже имеющих определенную физическую подготовку. В книге даются общеразвивающие и специальные упражнения, технико — тактические действия самозащиты без оружия, рекомендации по устранению ошибок, возникающих при изучении приемов.
     
      ЧАСТЬ 1
      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОЗАЩИТЫ
     
      Глава 1 ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САМОЗАЩИТЫ
      Каждый народ на определенных этапах своего исторического развития создавал свои приемы защиты и нападения, которые были жизненно необходимы в бесчисленных войнах, междоусобицах и поединках.
      Многочисленные памятники и барельефы, наскальная и настенная живопись, произведения искусства и литературы свидетельствуют о наличии боевых атлетических единоборств в Древнем мире и Средневековье ( Рис.1 )
      Являясь составной частью боевого искусства, приемы борьбы и самозащиты успешно использовались при военных действиях, служили средством защиты против нападения.
      С появлением огнестрельного оружия, падало значение приемов самозащиты — столь важное прежде искусство.
      В конце прошлого столетия в Японии большое распространение получила система самозащиты джиу-джитсу. Благодаря рекламе, джиу-джитсу привлекло к себе внимание и быстро завоевала признание во всем мире.
      В России навыки самозащиты бь.ли распространены довольно слабо и в царской армии не изучались. Лишь в полиции и жандармерии существовали чисто практические навыки приемов задержания и обезоруживания. Уже к 1907 году в России к приемам самозащиты стали проявлять интерес в полиции. Начали выходить пособия и руководства по их применению, обучение приемам джиу-джитсу.
      Основоположниками отечественной системы самозащиты без оружия считают В.А.Спиридонова и В.С.Ощепкова, которые положили начало научному и творческому изучению достоинств и недостатков зарубежных систем самозащиты без оружия, разработке своих методик обучения и тренировки.
      Василий Афанасьевич Спиридонов до революции был кадровым офицером, участвовал в русско-японской войне в Манжурии, где и познакомился с джиу-джитсу.
      Революцию встретил в Москве. Работая преподавателем Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, Спиридонов занимался обучением красноармейцев приемам защиты и нападения без оружия, входивших в программу курсов. Учитывая то, что опыта в преподавании этой дисциплины в то время не было, а все нужно было решать самостоятельно, Спиридонов стал из общего хаоса техники джиу-джитсу отбирать самые надежные и простые в применении приемы, пытаясь навести порядок в их классификации и терминологии. Он классифицировал по новому всю технику джиу-джитсу, логично и четко распределил болевые приемы на группы в зависимости от того, в каком направлении они выполнялись.
      Кроме этого в отдельные группы были выделены броски, удары, удушающие захваты, различные комбинации. В строгом соответствии с классификацией им были введены русские названия приемов, вытеснившие сложную и неудобную японскую терминологию.
      Обучая боевым приемам чекистов, пограничников и работников милиции в обшестве "Динамо, Спиридонов совершенствует технику самозащиты, смело вводит в практику наиболее эффективные приемы из различных видов самозащиты и спортивных единоборств. Кроме английского бокса и французской борьбы в систему включаются удары ногами, применяемые в савате — французском боксе.
      В.А.Спиридонов является автором ряда книг по самозащите без оружия, им создана своя методика обучения и тренировки.
      Василий Сергеевич Ощепков родился на Сахалине. После окончания русско-японской войны, его вместе с другими сверстниками отправили в Японию, в русскую колонию в городе Киото. В японской школе в качестве физического воспитания преподавались и основы борьбы дзюдо. Попав, после окончания школы в знаменитый институт Кодоканзюдо, Ощепков успешно окончил его, где в совершенстве овладел техникой этого вида спорта.
      Работая в Московском институте физической культуры, Ощепков близко познакомился с национальными видами борьбы, поняв их прикладную ценность. На основе этих видов Ощепков стал создавать свою, отечественную систему прикладной борьбы и самозащиты, превосходящую зарубежные системы. Используя достижения европейской и американской науки в области физического воспитания, он разработал новые правила борьбы дзюдо, широко используя в тренировке общеразвивающие упражнения из различных систем, ввел строгий контроль за состоянием здоровья занимающихся. Ощепков изменил одезкду борцов, весовые категории, ввел русскую терминологию приемов дзюдо. Из технических действий он включил приемы с применением захватов за ноги и болевые приемы на ноги, им были отменены удушающие захваты.
      Обобщив достижения национальных видов борьбы, систематизируя технику различных видов борьбы, бокса, приемов восточных видов боевого искусства, внося новое, B.C.Ощепков создал свою систему спортивного единоборства, приемов самозащиты и нападения.
      Постепенно организовался круг энтузиастов нового вида борьбы. Большой вклад в развитие борьбы самбо и самозащиты без оружия в нашей стране внесли заслуженные тренеры СССР А.А.Харлампиев, В.М.Ацдреев, Е.М.Чумаков, И.В.Васильев, В.Ф.Маслов и др.
      А.А.Харлампиев создал много учебных пособий по этому виду спорта и самозащите без оружия, воспитал целый ряд выдающихся тренеров и спортсменов, ставших впоследствии ведущими специалистами самбо в стране.
      Как вид спортивного единоборства борьба самбо сложилась в 1938 году, когда в Москве был проведен первый всесоюзный сбор тренеров и преподавателей, специализирующихся по этому новому виду спорта. На состоявшейся конференции были утверждены правила борьбы самбо, систематика и терминология ее приемов и действий.
      В 1966 году на конгрессе Международной любительской федерации борьбы ( ФИЛА ) борьба самбо, как вид спортивной борьбы получила международное признание. С 197 2 года регулярно проводятся чемпионаты Европы и Мира.
      В настоящее время самбо — стройная система рукопашного боя, состоящая из двух взаимосвязанных частей — спортивного и боевого разделов.
      Боевой раздел включает в себя приемы самообороны и приемы специального назначения. Эти приемы в сочетании с приемами спортивной борьбы становятся эффективными в рукопашной схватке как с вооруженным, так и с невоорухенным противником.
     
      Глава 2 КАК ПОБЕДИТЬ СИЛЬНОГО ПРОТИВНИКА
      Своевременное и правильное применение приемов, а также знание законов биомеханики и факторов, увеличивающих эффективность действий в схватке, позволяют занимающимся преодолевать сопротивление противника с наименьшей затратой физических усилий, что достигается различными путями:
      - увеличением силы, вкладываемой в прием;
      - увеличением быстроты выполнения приема;
      - увеличением амплитуды своих движений;
      - увеличением своей устойчивости.
      Силу, вкладываемую в прием , можно увеличить за счет удлинения соответствующих плеч рычагов, образуемых частями вашего тела и тела противника.
      Так, при выполнении болевых приемов ( например, перегибаний и загибов ) сила сопротивления противника будет определяться расстоянием между осью его локтевого сустава и местом прикрепления сухожилий сгибателей предплечья. В этом случае сила, направленная на перегибание сустава противника, будет в основном зависеть от расстояния между точкой опоры 1 или приложения веса тела ) и местом захвата. Чем больше это расстояние, тем сильнее перегибание сустава противника.
      При выполнении выкручиваний плечевого сустава ( например, узлов ),для увеличения мощности следует свое предплечье подводить как можно ближе к поднимаемому локтю, а предплечье противника захватывать как можно дальше от него.
      При проведении бросков силу, вкладываемую в прием, вы можете увеличить путем умелого использования веса своего тела и инерции, которую оно приобретает при различных передвижениях и падениях. Так, например, при бросках через голову ваше тело развивает значительную инерцию и увлекает за собой противника.
      Силу, вкладываемую в прием, можно увеличить за счет использования силы противника, который или стоит на месте, или передвигается в каком-то направлении. Если провести бросок в том же направлении, куда направлены усилия противника, то ваши усилия сложатся с силой противника. Так, например, если противник напирает на вас, то чтобы использовать его усилия вам следует проводить броски вперед — бросок через спину, переднюю подножку, бросок через голову и др. При отступлении противника, нужно проводить броски назад — зацеп изнутри, заднюю подножку, бросок захватом ног и др.
      Направление своих движений всегда необходимо согласовывать с характером захватов противника, которые преодолимы в одном направлении и непреодолимы в другом.
      Так, например, легко можно вырвать захваченную руку из рук противника действуя в направлении его больших пальцев или легко разъединить сцепленные в "замок" руки противника встречным рывком своих рук в сторону тыльных частей кистей рук противника.
      Увеличить быстроту выполнения приема можно сложением различных движений одного направления в одно сложнокоординированное. Так, например, при проведении боковой подсечки рывок руками координируется сгибанием предплечий, отведением рук назад и поворотом туловища в сторону рывка.
      Ускорить начало приема можно за счет складывания своих движений со встречными движениями противника. Так, проводя захват ноги противника во время его шага вперед, вы ускоряете свою атаку с помощью сложения скоростей встречных движений.
      Если искусственно замедлить движения противника, то ваши движения станут быстрее относительно движений противника и вы получите тем самым преимущество в быстроте. Замедлить атаку противника можно сковыванием его частей тела и использованием своего веса.
      Для преодоления сопротивления противника большую роль будет играть амплитуда того или иного движения, которую можно увеличить либо путем развития гибкости, либо за счет правильного расположения частей своего тела.
      Гибкость развивается постоянными специальными упражнениями. Мышцы же, проходящие своими сухожилиями через несколько суставов, во многих неправильно организованных движениях, сильно ограничивают их амплитуду. Правильно разместив части своего тела можно добиться увеличения амплитуды движения. Так, например, при ударе ногой снизу, если выполнять замах прямой ногой, движение тормозится натяжением сгибателей голени. Сгибая ногу в коленном суставе, вы получаете возможность более свободно сгибать ногу в тазобедренном суставе для осуществления замаха.
      Уменьшение амплитуды движений противника осуществляется сковыванием его тела и конечностей.
      Устойчивость тела можно увеличить путем правильного расположения тела по отношению к плоскости места схватки и к противнику, размещением общего центра тяжести тела и расположением своих ног.
      Передвигаясь, на какое-то мгновение вы можете оказаться стоящим на одной ноге, имея тем самым малую площадь опоры. В этих случаях сохранение равновесия будет зависеть от кратковременности пребывания в данном положении, с учетом инерции тела, а также от проявления особой бдительности к действиям противника.
     
      Глава 3 КОГДА ПРАВОМЕРНО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ САМОЗАЩИТЫ Приемы самозащиты являются эффективным средством защиты от нападения и по характеру своего воздействия весьма разнообразны. Выбор и их применение во многом зависят от конкретной ситуации, степени опасности и агрессивности лиц в отношении которых они применяются.
      В каждом отдельном случае возможно применение приемов при условии крайней необходимости. Приемы самозащиты и удары применяются лишь в исключительных случаях, когда действия напавшего угрожают здоровью или жизни граждан. Применение приемов является правомерным, если " эти действия совершены в состоянии необходимой обороны против посягательства на власть, либо на личность и права обороняющегося или другого лица, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны" (ст. 13 УК РСФСР) Превышением пределов необходимой обороны является применение обороняющимся таких действий, которые в данный момент не вызывались необходимостью. Так, например, если в результате защитных действий нападавший оказался поверженным, то последующие действия, связанные с дальнейшим нанесением ему ударов, рассматриваются как превышение необходимой обороны.
      действия, предпринятые потерпевшими или другими лицами по задержанию преступника или правонарушителя с целью доставления его в соответствующие органы власти, рассматриваются как правомерные и приравниваются к необ-
      ходи мой обороне."
      Согласно закону, совершение действий по защите от нападения влечет для обороняющегося уголовную ответственность только в том случае, когда он, защищаясь, нанес напавшему тяжелую травму, хотя это не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, ни необходимостью.
      При вооруженном нападении, когда вашей жизни угрожает реальная опасность, все средства защиты являются правомерными и ваши действия не являются преступлением и, следовательно, не несут наказания.
      Запрещается применять опасные приемы самозащиты, за исключением случаев вооруженного нападения, против: несовершеннолетних, женщин и инвалидов с явными признаками инвалидности.
     
      Глава 4 ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЕМУ
      Процесс обучения строится на принципах сознательности, активности, наглядности, последовательности, доступности, систематичности и прочности.
      Приемы изучаются в следующей последовательности:
      — ознакомление;
      — раз учивание;
      — совершенствование.
      При ознакомлении с приемом необходимо, чтобы у вас сложилось целостное представление об изучаемом действии. Необходимо его показать в быстром , а затем в медленном темпе с разъяснением предназначения приема, когда его необходимо применять.
      Разучивание приема производится в целом, по частям или по элементам, а также с помощью подготовительных упражнений в медленном, быстром и боевом темпе.
      В целом прием разучивается, если он несложен или выполнить по разделениям его нельзя, либо не имеет смысла.
      Разучивание по частям или по элементам используется в случае сложности приема, когда его можно расчленить на отдельные части. После чего прием выполняется слитно.
      Для совершенствования изучаемых приемов необходимо их систематически повторять, постепенно усложняя условия их
      выполнения. Это достигается изменением исходных положений в сочетании с различными физическими упражнениями, применением комплексной тренировки, подключением внезапности в действия.
      Существуют различные способы обучения.
      Односторонний групповой способ заключается в одновременном обучении всех занимающихся одним и тем же действиям под руководством инструктора.
      Двухсторонний групповой способ заключается в том, что разучивание и тренировка осуществляются во взаимодействии с партнером. Шеренги располагаются лицом друг к другу, в которых одна шеренга отрабатывает прием, другая выступает в роли "противника и наоборот.
      Разучивание и совершенствование приема следует проводить по стадиям и фазам сначала на несопротивляющемся партнере, затем с сопротивлением в полсилы и с сопротивлением в полную силу.
      Отработку приема проводить в движении, с удобным захватом. Тренировка проводится в паре с партнером в усложненных условиях с йспользованием полосы препятствий.
     
      Глава 5 КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ТРЕНИРОВКУ
      Занятия по самозащите без оружия направлены на формирование навыков и действий в рукопашной схватке, на воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости, на выработку постоянной боевой готовности к перенесению высоких физических и психологических нагрузок.
      Занятия по самозащите проводятся в просторном помещении или на ровной площадке. Для обучения специально-подготовительным упражнениям, броскам и приемам лежа используется борцовский ковер ( татами ), Для отработки ударов используются тренировочные чучела, подвесные мешки, различное боксерское снаряжения, а также макеты фигур людей с обозначенными на них болевыми точками. Для отработки приемов обезоруживания используются макеты оружия: ножей, пистолетов, автоматов или ружей.
      Приступая к самостоятельным тренировкам, вам необходимо сначала провести разминку, а уже затем приступать к
      изучению техники. Главной задачей разминки является разогревание мышц и суставов, подготовка организма к выполнению нагрузки. Это достигается выполнением общеразвиваюших физических упражнений, а также специальных упражнений на выполнение элементов техники и тактики самозащиты. Продолжительность разминки зависит от индивидуальных особенностей организма занимающихся. При выполнении упражнений, особенно важно выдержать последовательность нарастания темпа, постепенное включение организма в работу.
      Для тренировок необходимо подобрать себе партнера, а лучше организовать группу из четырех человек, определить точное время занятий. Заниматься нужно не менее 2-3 раз в неделю, по 40 — 50 минут.
      Не старайтесь изучить большое количество приемов. Выберите лишь те приемы, которые наиболее просты в выполнении и которые сможете легко освоить.
      Тренируясь в паре с партнером, моделируйте с ним различные ситуации, ищите самые рациональные способы защиты. Овладев достаточно хорошо несколькими приемами защиты, постарайтесь объединить их в серию боевых действий, проводимых одно за другим. Во время тренировок присматривайтесь к действиям партнера и старайтесь уловить выгодный момент, для проведения ответного действия, когда устойчивость партнера будет мала и уязвима для контратаки. Необходимо использовать ложное маневрирование, проводить отвлекающие действия с тем, чтобы ваша атака была неожиданной для партнера.
      При изучении приемов необходимо соблюдать соответствующие меры безопасности: движения должны быть плавными, без рывков, после сигнала о сдаче, следует сразу же ослабить или отпустить захват. Все приемы следует изучать с различными партнерами, чтобы иметь возможность опробывать их на партнерах разного телосложения и веса. Приемы отрабатывают в обе стороны. На одном занятии желательно изучать только один прием, а совершенствовать 2-3 ранее изученных приема. Через месяц занятий методы тренировок необходимо усложнять.
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.