На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Самоучитель игры на аккордеоне. Лушников В. В. — 1991 г.

Владимир Васильевич Лушников

Самоучитель игры
на аккордеоне

*** 1991 ***



DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      ОТ АВТОРА
      Помещенный в Самоучителе материал рассчитан на одно-двухгодичный срок обучения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей. Весь курс разделен по темам, в которых последовательно излагаются основные элементы техники игры, нотной грамоты, даются необходимые сведения о работе с нотным текстом. Большое внимание уделяется воспитанию у обучающихся творческого музыкального мышления на основе формирования навыков подбора по слуху мелодий, аккомпанемента, транспонирования в различные тональности, разучивания произведений с буквенно-цифровыми обозначениями аккомпанемента, исполнения одного и того же произведения в более простом и в сложном фактурном изложении. Для эффективности занятий по Самоучителю рекомендуется последовательное прохождение как теоретического, так и практического (нотного) материала.
      В репертуаре Самоучителя представлены обработки и переложения популярной песенно-танцевальной, эстрадной, народной и классической музыки. Учитывая разный уровень обучающихся, в репертуар включены наряду с легкими и довольно сложные произведения. Не все пьесы могут выучиваться наизусть. Некоторые произведения проигрываются в порядке ознакомления.
      Свои отзывы и предложения просим направлять в издательство «Музыка».
     
      Раздел 1
      НАЗВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
      ПОСТАНОВКА
      Среди множества различных звуков (голоса птиц и животных, звон, стук, треск, грохот, скрип, шелест, шум, гул) есть звуки, имеющие определенную высоту. Они называются музыкальными. Их можно спеть, сыграть на музыкальном инструменте, записать нотами.
      Музыкальные звуки имеют семь названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си — это семь основных ступеней музыкального звукоряда.
      Пройдитесь ровным шагом, сопровождая ходьбу счетом: «раз-два»; «раз-два» и т. д. Затем вместо счета называйте: до-ре ми-фа-, соль-ля-, си-до. И так несколько раз. Затем под ходьбу называйте звуки в обратном порядке: до-си-, ля-соль; фа-ми ре-до.
      ВАШ АККОРДЕОН
      Посмотрите на аккордеон *. Вы видите два полукорпуса: один — с клавишной клавиатурой
      для игры правой рукой, другой — с кнопочной для игры левой рукой. Их соединяет складчатый мех. предназначенный для нагнетания воздуха к голосам.
      Аккордеонные голоса — это тонкие и узкие продолговатые пластинки. От нажатия пальцем клавиши открывается клапан. Нагнетаемый мехом воздух устремляется через клапанное отверстие и приводит в колебательное движение голос. Так образуется на аккордеоне звук.
      От правильной посадки исполнителя, установки инструмента, подгонки аккордеонных ремней и положения рук во время игры в немалой степени зависят результаты дальнейших занятий на инструменте.
      На аккордеоне следует играть, сидя на жестком или полужестком стуле; высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Сядьте примерно на половину сиденья стула, чуть с наклоном вперед, не сутулясь. Для ощущения опоры и удобства ноги слегка расставьте.
      Поставьте аккордеон на бедра. По отношению к туловищу он должен быть сдвинут влево настолько, чтобы правый полукорпус, который во время игры не должен смещаться, и частично мех опирались на левую ногу; его движущаяся часть — левый полукорпус при этом окажется на весу. Дополнительная устойчивость правого полу-корпуса во время игры достигается упором грифа в бедро правой ноги. Рекомендуемая установка инструмента требует и соответствующей регулировки длины плечевых ремней: левый ремень
      должен быть значительно короче правого. Это обеспечит правильное положение инструмента во время игры и нормальную работу правой руки без излишнего изгиба в запястье. Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, а также придерживать аккордеон подбородком.
      * Для занятий по Самоучителю рекомендуются аккордеоны, имеющие не менее 34-х клавишей на правой клавиатуре и 80-ти кнопок на левой.
      Для того чтобы привести в движение мех, нужно продеть кисть левой руки под рабочий ремень левого полукорпуса. Скользящим движением ладони вверх-вниз проверьте его натяжение. Тесный ремень затрудняет движения пальцев во время игры, а слишком свободный — утомляет руку.
      Положения рук, пальцев я квстн во время игры должны быть естественным. Обратите внимание на форму пальцев н кнстн при свободно опущенной правой руке. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, приблизьте кисть к клавиатуре. Для извлечения звука достаточно легкого нажима на клавиши.
     
      ДВИЖЕНИЕ МЕХА
      Отстегните закрепляющие мех сверху и снизу застежки. Проденьте кисть левой руки под рабочий ремень, нажмите большим пальцем на кнопку воздушного клапана, плавно разожмите и сожмите мех. Мех ведите веерообразно, при этом Вы должны ощущать натяжение плечевых ремней; при разжиме — правого, при сжиме — левого. Если аккордеон устойчив — значит, плечевые ремни от-
      регулированы правильно. Нельзя помогать движению меха наклонами тела, движениями плеч, ног или оттягивать левый полукорпус вперед или вверх.
      Упражнение. Нажав на воздушный клапан, производите разжим и сжим меха, сопровождая каждое движение равномерным счетом:
      до двух
      до четырех
      разжим
      до трех
      раз-два, раз-два
      разжим
      раз-два-три-четыре
      разжим
      раз-два-три
      сжим
      раз-два, раз-два сжим
      раз-два -три-четыре сжим раз-два-три
      Не прерывайте счета при смене направления движения меха. Учитесь считать равномерно, беспрерывно. подобно ударам маятника больших часов.
     
      ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА
      РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛАВИШЕЙ
      На правой клавиатуре аккордеона звукам: до, ре, ми. фа. соль, ля, си соответствуют белые клавиши, расположенные в том же порядке (по клавиатуре сверху вниз; см. схему на с. 8).
      Проделайте небольшое упражнение: одновременно с ведением меха нажимайте поочередно клавиши, начиная от до. Проиграв семь звуков и продолжая нажимать следующие клавиши. Вы услышите повторение звуков: до. ре, ми и т. д., но уже на другой высоте (в другой октаве). Клавиатура аккордеона состоит из нескольких октав (см. схему на с. 8). Каждая октава включает 12 звуков, соответствующих семи белым и пяти черным клавишам. Быстрому нахождению клавиши нужного названия поможет ориентация по группировке черных клавишей. Перед двумя черными клавишами находится до, а перед тремя — фа.
      Упражнение. Сначала с застегнутым мехом, затем с движущимся потренируйтесь в нахождении на правой клавиатуре звуков разных названий в различных октавах. Повторяйте это упражнение, пока не усвоите расположение клавишей.
     
      АППЛИКАТУРА. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА
      При игре на инструменте применяется целесообразный порядок чередования пальцев (аппликатура). Запомните нумерацию пальцев, она одинакова для обеих рук:
      большой палец — 1
      указательный — 2
      средний — 3
      безымянный — 4
      мизинец — 5
      Звукоизвлечение осуществляется совокупностью двух действий: движением меха и нажатием
      пальцами клавишей. Для закрепления навыка экономичного веерообразного ведения меха проделайте упражнение в извлечении звуков без помощи левой руки.
      Упражнение. Отстегните меховые застежки, опустите левую руку свободно вниз (к полу). Легко нажмите первым пальцем правой руки клавишу до первой октавы. Если аккордеон установлен правильно, то левый полукорпус собственной тяжестью поведет за собой мех дугообразно вниз, и Вы услышите роеиый негромкий звук. С помощью воздушного клапана сожмите мех. Вновь опустите левую руку я вон торите упражнение. Затем так же, без участии левой руки, поиграйте вторым, третьим а другими вальцами различные звуки на белых клавирах и вервои октаве. Прежде чем нажимать хгхув-дабо клавишу, называйте ее. Следите за веж. иве.шаптся мех, — он должен раскрываться тптг сверху Контакт пальцев с клавишажв же тяжи вызывать напряжения в квстж.
      Освоив вашкне звуков на разжим, перехо-
      дите к переменному движению меха с помощью левой руки. Ведя мех, левая рука должна быть свободной, нолурасслабленной. При разжиме она не должна тянуть мех, а лишь слегка опираться тыльной стороной запястья о ремень. Осуществляя движение меха на сжим, левая рука, не припод-
      нимая левого полукорпуса, легко и плавно сжимает мех, опираясь ладонью о боковую крышку. Движение меха в каждую сторону не следует доводить до предела. Добивайтесь одинаково ровного звучания как на разжим, так и на сжим.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru