На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. Павлович С. А. — 1961 г

Библиотечка пионера «Знай и умей»
Сергей Андронникович Павлович

Самодельные коллекции
по ботанике и зоологии

*** 1961 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



СОДЕРЖАНИЕ

Чему учит эта книга? 3
Как собирать растения 7
Что заготовить 7
Собирание растений 9
Окрашивание цветка 12
Как собирать насекомых и других животных 13
Что заготовить 13
Собирание насекомых 17
Шкурки из чучела птиц 23
Снимание шкурки 24
Материалы и инструменты для набивания шкурок 29
Шкурка для краеведческих сборов 30
Изготовление чучел 31
Работы по изготовлению учебных препаратов и коллекций 33
Материалы 33
Инструменты, клей, краски, лаки 34
Девять работ по оформлению препаратов и коллекций 40
Работа первая Гербарий 40
Работа вторая Монтировка на экране 41
Работа третья Кантование под стекло 42
Работа четвертая Кантование под целлофан 45
Работа пятая Кантование между двумя стеклами 46
Работа шестая Открытые коробочки-подносы 47
Работа седьмая Открывающиеся коробки 49
Работа восьмая Заклейка в коробке под стеклом 51
Работа девятая Стеклянные колпачки 53
Программа коллекций по ботанике 53
Учебные пособия для уроков ботаники 53
Споровые растения 65
Коллекции и препараты юннатов, работающих на земельных
участках 71
Весенние цветы 74
Собирание и изучение лекарственных растений 78
Деревья и получаемые от них лекарства 81
Еще растения леса 82
Лекарственные растения огородов 84
Лекарственные растения сада 85
Полевые лекарственные растения 85
Лекарственные растения болота 86
Лекарственные луговые растения 86
Лекарственное значение некоторых сорняков 88
Кормовые травы 88
Растения-сорняки 90
Придорожная растительность 90
Сорняки огородов 92
Сорняки поля 94
Какие пособия по зоологии нетрудно приготовить для школы 94
Насекомые 95
Другие членистоногие 108
Моллюски 111
Рыбы и другие позвоночные 113
Картинки природы 127


      ЧЕМУ УЧИТ ЭТА КНИГА?
      На прогулке, на экскурсиях, работая на школьном участке, на совхозных и колхозных огородах и полях, в саду и в лесу — интересно, да и полезно собирать для коллекций растения, насекомых и других животных, горные породы, минералы, почвы. Во время таких сборов, выбирая наилучшие образцы, невольно становишься более внимательным и познание природы делается более глубоким и основательным.
      Еще точнее и прочнее становятся эти знания, когда приводишь в порядок свои сборы, оформляешь их в виде интересных препаратов и коллекций, делаешь экспонатами, — предметами для показа и поучения в классе, в музее, на выставке.
      Эти коллекции будут нагляднее, чем записи, зарисовки и фотоснимки.
      Все исследователи природы, знаменитые русские путешественники и ученые — Н. М. Пржевальский, П. К. Козлов, Н. Н. Миклуха-Маклай, В. JI. Комаров, В. А. Обручев, П. П. Семенов-Тян-Шань-ский и многие другие — всегда привозили из своих путешествий драгоценные коллекции, которые обогащали наши замечательные музеи.
      И каждый юннат должен уметь производить подобные сборы в природе и сохранять их для коллекций. Ведь легко может случиться, что вам придется быть участниками краеведческой экспедиции. Вас охотно примут в сотрудники, если уже юннатом вы научитесь хорошо собирать и умело засушить растения и насекомых, снять и набить шкурку животного, проэтикетировать и сохранить сухие и формалиновые коллекции.
      Темы сборов и коллекций могут быть очень разнообразными. После работ ваших в природе они покажут, каких насекомых-вреди-телей или какие растения-сорняки вы истребляли, какие собирали кормовые травы, какие лекарственные растения изучили, какие разводили растения, какие новые формы их получили и многое другое.
      Каждый пионер должен знать и выполнить задания пионерских ступенек по природоведению.
      Напоминаем эти задания, — они являются действительно первыми ступеньками лестницы на пути в природу.
      На первой ступеньке — для пионеров 4-го класса — надо знать съедобные и ядовитые ягоды и грибы; полезных птиц, охранять их, уметь сделать для них скворечник или дуплянку, кормушки; уметь посадить дерево и выращивать садовые цветы; участвовать в одном —двух однодневных походах.
      На второй ступеньке — для пионеров 5—6-го классов — надо знать деревья и кустарники своей местности, кормовые травы, несколько лекарственных растений, полевые цветы; уметь выращивать овощи, кукурузу и другие полезные растения.
      Ухаживать за животными, где окажется возможным: за мелкими животными — в уголке живой природы; за кроликами — в крольчатниках; за домашними животными.
      Участвовать в борьбе с растениями-сорняками и знать главные вредные сорняки.
      Сделать в подарок школе природоведческое пособие, по крайней мере одно от каждого ученика школы.
      Участвовать в двух — трех-походах по 2—3 дня.
      На третьей ступеньке — для пионеров 7—8-го классов — надо участвовать в уходе за посевами, в закладке садов и ягодников, в посадке и охране зеленых насаждений улиц, дорог, дворов; принять участие в шефстве над зелеными насаждениями, бороться с вредителями растений, знать насекомых-вредителей огорода, сада, леса, поля.
      Оказывать помощь в уборке урожая. Изготовить (по выбору) предмет сельскохозяйственного инвентаря или сделать что-нибудь для оборудования школьного участка, птицефермы, школьного кабинета биологии.
      Уметь оказывать первую медицинскую помощь.
      Участвовать в двух — трех походах по 4—5 дней.
      Для более старших ребят — получить звание пионера-инструк-тора по проведению занятий в природе с младшими школьниками.
      При всем этом очень полезно оставлять след в виде собранных в природе коллекций. Они могут оказаться ценным подарком родной школе. Ведь будет очень хорошо, если вы сделаете учебное пособие для уроков. Можно художественными картинками из подлинных растений и насекомых украсить пионерскую комнату; приготовить экспонаты по местной природе для краеведческого музея.
      В таких работах и должна помочь наша книга. Работающие с нею юннаты то будут полевыми исследователями, то препараторами в лаборатории, то огородниками, садоводами, полеводами, то мастерами картонажного, столярного, модельного, малярного цехов. Все эти работы тесно связаны между собой. И разве не радостно, в результате живой творческой работы натуралиста, получить из «сырья», собранного в природе, хороший учебный препарат или картину уголка живой природы!
      Когда же заниматься оформлением собранного в природе материала?
      Можно все, что собрано в природе, привезти потом в школу и здесь оформлять препараты и коллекции. Если при этом организовать кружок по изготовлению пособий и работать в школьной мастерской, оборудованной инструментами и такими материалами, как картон, бумага, стекло, клей, краски, то, конечно, работать будет легче и удобнее.
      Но зимою, когда начнутся классные учебные занятия, будет труднее, чем на каникулах, найти свободное время для этой работы. Да и, пожалуй, интереснее по свежим следам завершить работу оформлением коллекций и препаратов.
      Подарок будет иметь большую ценность и вызовет большее внимание, если сразу привезти его законченным, чем свалить сырье и только пообещать сделать «как-нибудь потом».
      Однако для устройства работ придется захватить с собой на лето кое-какие материалы. Они названы в описании мастерской (стр. 33).
      Организовать летом такую мастерскую и привезти для нее все необходимое оборудование легче, если ребята едут группой, в организованном порядке, в пионерлагерь или на дачу школы-интерната или детского дома. В детских лагерях часто бывают мастерские и ведется натуралистическая работа Руководители могут дать полезные советы и по устройству коллекций.
     
      КАК СОБИРАТЬ РАСТЕНИЯ
      ЧТО ЗАГОТОВИТЬ
      Очень много растений придется засушивать среди листов газетной бумаги. Поэтому заготовьте заранее несколько десятков старых газет. Для большого гербар-ного листа газетную страницу сложите пополам, для малого листа газетную страницу разрежьте поперек и потом тоже сложите пополам.
      Если предполагается сушить много растений, то надо заготовить еше и ботанический пресс. Самый простой пресс делают из двух кусков фанеры, которые обвязывают веревкой (рис. 1). Для большого листа гербария каждый из двух кусков фанеры делают размером 45X32 см; для малого листа — 32 X 22 см. Если будет возможность, дайте столяру просверлить коловоротом в каждом куске по 10—15 отверстий, но можно обойтись и цельными кусками. Если удастся достать фанеру, то полезно иметь два пресса: с одним ходить на экскурсию, а в другом производить дома сушку. К каждой паре досок нужен кусок веревки для обвязки.
      Очень хороша бельевая веревка, толщиною с карандаш, из белых хлопчатобумажных ниток.
      Настоящий (сеточный) пресс состоит из двух рамок такого размера, какой был указан для фанеры. Если заказывать такие рамки в столярной мастерской, то надо, чтобы углы их скрепили на шипах.
      На рамки набивают мелкими гвоздиками железную или медную сетку.
      Связывать такой пресс лучше тоже веревкой, а не ремнями, как это иногда рекомендуется.
      Кроме пресса, надо запасти еще две папки (рис. 2), где вы будете хранить в листах бумаги высушенные растения.
      Для сушки растений, кроме газет, надо иметь еще гигроскопическую вату, которая продается в аптеках. Следует запасти ее граммов двести.
      Если вы будете изготовлять гербарий, то растения для него придется выкапывать с корнем. Для этой работы было бы очень полезно иметь большой садовый совок.
      Если его не будет, то нужен нож — большой перочинный или кухонный.
     
      СОБИРАНИЕ РАСТЕНИЙ
      На сборы следует выходить в сухую погоду. Захватите с собой пресс, совок или нож и немного гигроскопа ческой ваты.
      Из намеченных к собиранию растений выберите наиболее подходящий экземпляр такой величины, чтобы он уместился без сгибания и на гербарном листе. Проверить это легко, приставив сбоку к растению доску пресса. Растение должно быть цельным, с неповрежденными листьями, с цветами, недавно раскрывшимися, без опадающих лепестков, с хорошими пыльниками на тычинках. Окопайте его по кругу совком или ножом, разрыхлите почву и осторожно вытяните растение с корнем, ухватив его при основании стебля. Тщательно отряхните и счистите землю с корней.
      Положите в пресс между листами бумаги. Очень заботиться о расправлении веточек и листьев, пока они еще упруги, не надо: это лучше сделать дома, когда, пролежав 2—3 часа в прессе, ветви и листья подвянут. Но о засушивании цветов надо позаботиться сразу. Если лепестки сморщатся или загнутся, то потом их расправить будет трудно.
      Возьмите два клочка ваты. Цветок, который имеет форму звездочки (лютик, земляника, лапчатка, гвоздика, герань), поверните к себе той внутренней стороной, где тычинки и пестики. Подложите один клочок ваты, как подушку, под цветок со стороны чашечки, а другим накройте цветок со стороны рыльца и тычинок. После этого сразу прижмите эту вату куском газеты. Затем накройте всё растение листом газеты. Цветки двубоковые (губоцветные и горохи) или колоколообразные (колокольчик, ландыш, огурец, вьюнок) положите между двумя клочками ваты так, чтобы вата сдавила цветок с обоих боков.
      Принеся домой с экскурсии пресс, наполненный растениями, приступите к первой перекладке их на новые, сухие листы. Одновременно вы будете расправлять эти растения; теперь они немного подвяли и более послушно примут то расположение веток и листьев, которое вы им придадите.
      Положите пресс перед собой на стол. Слева приготовьте пачку сухих газетных листов. Выньте из пресса всю пачку газет с растениями и положите ее справа. Прежде всего в пресс надо уложить несколько листов сухих газет. На них и надо класть растение, не снимая ваты с его цветков. Расправьте все веточки и листья так, чтобы по возможности ни один листок не налегал на другой. Листья должны быть обращены нижней своей стороной к бумаге. Лишние веточки можно обрезать. Под некоторые, более тонкие и нежные, листочки полезно подложить комочки ваты. Накройте это всё двумя сухими листами газеты и перекладывайте на них новое растение. Отсыревшие листы газет откидывайте в сторону. Их надо будет просушить на солнце и потом снова пускать в дело.
      Переложив и расправив все растения, свяжите пресс туго веревкой и повесьте или прислоните его к стене, где-нибудь на жарком солнце и на ветру. В прессе лучше сушить растения, чем под горизонтально лежащей доской, потому что пресс висит или стоит вертикально и сырость легче уходит наверх через щель между досками.
      У некоторых собирателей сухие растения в гербариях имеют красивый светло-зеленый цвет, а у некоторых они совсем почернели. В чем причина такого различия? Первые собиратели умелы и усердны, вторые — или неумелы, или ленивы.
      Если заложить свежие растения под пресс в бумагу и оставить их там на несколько дней без всякого вмешательства, то выжатая из растений вода намочит газету и мертвые растения будут лежат в этой сырости, загнивать и чернеть, как чернеет брошенное под дождем сено. Поэтому перекладку растений следует производить несколько раз, — лучше всего ежедневно.
      Но теперь, после первой закладки, уже нельзя брать рукой растение: вялое и сырое, оно опустит листья, и новое расправление его потребует много возни.
      Растение переваливают с листа на лист и убирают отсыревшие листы, как это показано на рисунке 3. По этому рисунку виден весь ход работы.
      На таких перекладках испытывается усердие и терпение юных ботаников. В первый день надо сделать две перекладки, а потом 3—4 дня ежедневно по одной.
      Чтобы узнать, высохло ли растение, берут его за начало стебля у корня и слегка поднимают. Если ни один листок, ни одна веточка не обвиснет, — сушка кончена. Можно также приложить растение к губам — ощущение холодка показывает, что в нем еще осталась сырость.
      Если засушенные растения не нашивают сразу на гербарные листы, то их укладывают на хранение в папку.
      Если необходимо взять для гербария высокое растение, которое не умещается на гербарный лист, то его закладывают в пресс перегибая, как показано на рисунке 4. При всяком сгибе растение надо класть так, чтобы корень был обращен вниз, а конец стебля вверх.
      Если вы собираете не цельное растение, а только цветы и соцветия, — приносйте их домой в букетах и сразу поставьте в воду. Сушить их надо тоже в прессе, но не просто в бумаге, а разостлав по газете тоненький слой гигроскопической ваты. На него и следует укладывать цветки и соцветия. Сверху надо положить вату и затем заполненный лист закрыть листом газеты; на этот слой можно положить новый слой цветов и затем пресс следует затянуть (не очень туго). При сушке в вате перекладки не нужны.
      Заготовка многих сухих частей растений чрезвычайно проста.
      Надо носить с собой корзинку и в нее укладывать мхи, лишайники, некоторые грибы, сухие плоды, колосья, шишки, отрезки стволов и многое другое. Принеся их домой, сразу разложите по коробкам и бумажным мешкам.
     
      ОКРАШИВАНИЕ ЦВЕТКА
      Большое огорчение собирателям растений доставляет потеря растениями при высыхании естественной окраски лепестков цветка. Более долго сохраняется желтая окраска, но красная и синяя выцветают очень быстро. При многолетнем хранении разрушается и хлорофилл листьев и стеблей и все растение из зеленого становится коричневато-бурым.
      Разрушение мертвых органических веществ, к которым относятся и цветные пигменты, — естественное явление. Особенно разрушительно действует свет, и дольше сохраняют окраску те коллекции, которые хранятся в темноте.
      На помощь могут прийти акварельные краски. Не трудно подобрать соответствующие акварельные тона и тонкой кисточкой окрасить лепестки и зеленые части сухого растения, восстановить естественный цвет.
      Такой прием можно рекомендовать при изготовлении окантованных цветков и коллекций ряда растений.
      Если краска не пристает к воскообразному налету, покрывающему иногда поверхность растения, надо такую поверхность предварительно покрыть тонким слоем разогретого желатина. Делается это акварельной кисточкой.
      Очень важно правильно подобрать или составить необходимый тон. Например, белые лепестки нельзя красить чистыми белилами, а в них надо прибавить чуть-чуть охры или кадмия или коричневой краски.
      В готовую зеленую краску необходимо добавлять желтый кадмий, тогда получится натуральный оттенок растительной зелени.
     
      КАК СОБИРАТЬ НАСЕКОМЫХ И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
      ЧТО ЗАГОТОВИТЬ
      Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы было место, куда класть сборы. Для этого заблаговременно собирайте всевозможные коробки из-под конфет, папирос, кофе, обуви и всякие другие. Даже пустые спичечные коробки могут иной раз оказаться очень полезными.
      Все коробки при случае, когда под рукой будет клейстер, надо оклеить бумагой, чтобы придать им более опрятный вид.
      Для хранения части собранного материала и для изготовления многих препаратов понадобится вата: белая— аптечная, гигроскопическая и, кроме нее, любая другая.
      На каждого собирателя запасите около 200—300 граммов ваты.
      Для ловли насекомых необходимо сделать сачок. Яркие детские сачки, красные, зеленые, голубые, которые летом часто продают в игрушечных магазинах и ларьках, совершенно не годятся.
      Настоящий — энтомологический — сачок для ловли насекомых должен иметь вид длинного мешка с закругленным дном.
      Как же его сделать?
      Для каждого сачка достаньте 1 м марли либо, что гораздо прочнее, кисеи или гладкого, без узоров, тюля.
      Этот размер, как видно по рисунку, будет равен ширине выкройки, то есть окружности сачка. Глубина сачка должна равняться 70 см. Кроме марли или кисеи нужна полоса крепкой ткани — полотна или хотя бы плотной бязи — длиной 90 см и шириной 12—15 см. Полоску эту пришивают краем к краю марли (или кисеи). Всякий умеющий шить знает, как заложить шов для сшивания. После этого полосу плотной ткани перегибают вдоль пополам и свободный край пришивают к тонкой ткани сачка. Получится трубка из крепкой материи, в которую будет всунут обруч — кольцо — сачка. Если пришить марлю прямо к обручу, то через неделю работы сачком эта тонкая ткань протрется. Пришив полотно, надо на газете сделать выкройку сачка и приколоть ее к марле или к кисее. Ширина выкройки — 90 см, а марлю вы ведь взяли шириной в 1 м. Поместите выкройку на марлю так, чтобы по бокам ее оставались полоски по 5 см, которые пойдут на швы. Потом по газетной выкройке вырежьте марлю и сшейте сачок. Если марля накрахмаленная, то сшитый мешок надо вымочить в кипятке и высушить. При этом хорошо еще и выгладить его утюгом.
      Теперь сделайте кольцо — обруч — для сачка. Возьмите кусок проволоки толщиной около 4 мм, длиною — соответственно мешку—112 см. Отметьте на проволоке расстояние: 1 см + 10 см + 94 см + 6 см + 1 см.
      Кончики проволоки по 1 см загибают и расплющивают, делают острыми. Это необходимо для того, чтобы легче было проволоку забить в палку. Наденьте мешок-сетку сачка на обруч. Подберите хорошую палку. Она должна быть прямая, легкая, но прочная, длиною в VU м. Длиннее делать не надо, иначе не будет уверенного и меткого взмаха сачком при ловле. Как укрепить обруч к палке, видно на рисунке 5. Отверстия в палке для загибов обруча надо проделать ножом, иначе палка расколется. «Загибы» заколачивают в палку молотком и крепко обвязывают веревочкой (шпагатом). Сачок готов!
      Полезно иметь еще и водяной сачок. Его делают глубиною в 50 см. Проволоку берут толщиной с карандаш и укрепляют кольцо на палке в двух местах. Палка должна быть потолще, чем у воздушного сачка, и длиннее, — около 2 м.
      Для временного хранения пойманных насекомых надо иметь одну или две банки. Лучше всего запастись широкогорлыми баночками с пробками, например из-под горчицы. Если банка имеет не корковую пробку, а навинчивающуюся алюминиевую крышку, тогда следует вырезать картонный кружок, пропитать его жиром или вазелином и вложить в крышку, чтобы она плотно при завинчивании закрывала банку.
      Из такой банки можно сделать и морилку. Только тогда к пробке изнутри следует приколоть комочек ваты, на который и надо будет капать усыпляющее средство. Можно сделать еще иначе: просверлить в пробке дырочку, через которую вставить маленькую пробирку, обращенную отверстием внутрь банки. Вату при этом закладывают рыхлым комочком внутрь пробирки.
      Многих насекомых и прежде всего бабочек придется расправлять. Для этой работы надо заготовить р а с п р а-вилки. Если насекомых приготовляют для коллекций на энтомологических булавках, потребуется такая расправилка, которая показана на рисунке 6. Слева дан ее общий вид, внизу — вид расправилки с одного конца; над ним—та же расправилка в разрезе. Видны два брусочка — подпорки для ее дощечек. Между дощечками оставлена щель шириною около 1 см; снизу под края щели крепким столярным клеем подклеены пластинки бутылочных пробок или полоска мягкого картона. При этом щель становится желобком. В этот желобок и надо класть тело бабочки, которое прокалывают булавкой сквозь пробковое или картонное дно, а крылья при этом прижимают к дощечкам. Полезно, чтобы у дощечек был наклон к желобку, как показано на рисунке. Дощечки надо делать из мягкого дерева — липы или осины, чтобы легко втыкались булавки. На рисунке указаны все размеры расправилки.
      Но коллекции насекомых могут быть не на булавках, а на вате. Тогда и расправилку можно сделать гораздо проще. Надо наколоть дощечек от осинового полена, поскоблить их (если нет рубанка, — стеклом) и вдоль каждой дощечки посередине выдолбить, хотя бы ножом, желобок.
      Очень полезен для всевозможных работ пинцет. Эти щипчики продаются в складах учебных пособий и аптеках. Выбирать пинцет надо остроконечный. Самодельный пинцет можно устроить из полоски жести длиной 15—18 см и шириной в 1 см. Концы полоски делают, как у настоящего пинцета, острыми, вытянутыми; самые кончики загибают в одну сторону. Всю полоску сгибают пополам, так, чтобы концы сблизились, как у щипцов. Острые кончики должны быть, конечно, загнуты внутрь. Вместо пинцета часто можно обойтись препаровальными иглами. Запасите штук 5 иголок, — они будут нужны и для шитья при изготовлении коллекций. Чтобы сделать препаровальную иглу, надо взять прямую палочку от любой ветки толщиною с карандаш, в 10 см длиной. Воткните в конец ее иголку, сделав сперва ямку острым концом, а потом вставьте иглу ушком в дерево.
      Вот и всё основное оборудование для собирания коллекций по зоологии, которые можно сохранять в сухом виде.
      К сожалению, очень многих животных из тех, какие изучают в школе, нельзя сохранить в сухом виде. Их приходится класть в спирт 70-градусный или в формалин.
      Проще достать формалин. Он продается в аптеках. Достаточно иметь маленькую бутылочку формалина, так как для консервирования этот 40-градусный формалин надо разводить водою (1 часть формалина на 15 частей воды). Если удастся, — достаньте широкогорлые банки с пробками: в них удобно сохранять законсервированный в формалине объект сбора. Для собирания очень мелких животных — комаров, пауков, мелких личинок насекомых — следует иметь глицерин (конечно, жидкий, а не сгущенный), налив его в аптечные бутылочки из-под капель.
     
      СОБИРАНИЕ НАСЕКОМЫХ
      Очень многих насекомых, как например, жуков, кузнечиков, цветочных клопов, собирают просто руками и бросают в морилку. К шмелю или пчеле, сидящим на цветке, надо подвести снизу открытую банку и столкнуть туда насекомое пробкой. Они хорошо защищены от врагов своим жалом, не так пугливы, как мухи или бабочки, и не улетают, когда подносишь к ним банку. Бабочек, мух, стрекоз ловят сачком. Поймать на лету насекомое очень трудно и надо подкарауливать, когда оно сядет. Следует осторожно подводить сачок к сидящей на цветке бабочке, подходя к ней так, чтобы тень не испугала насекомого. Затем надо сделать быстрое движение сачком, тогда бабочка окажется в глубине сетки, и повернуть сачок, чтобы отверстие его закрылось.
      После этого, обнаружив сквозь сетку, где сидит насекомое, берут его двумя пальцами левой руки, зажимая в ткани, открывают сачок, правой рукой подносят открытую банку и всовывают в нее насекомое.
      Насекомых для коллекции приходится усыплять. Для этого употребляют хлороформ или серный эфир, который каплют на ватку в банке. Банка наполняется ядовитыми парами, которые и усыпляют насекомых: бабочек через 2—3 часа, жуков через 5—6 часов; лишь для мух достаточно получаса Несмотря на то, что эфир — самое удобное усыплякдцее средство, лучше его избегать.
      В банку, куда собирают насекомых, должно быть положено много узких полосок промокательной или газетной бумаги, смятых в рыхлый комок.
      Другие средства замаривания не так удобны, но безопаснее. Достаньте серы (в палочках, кусочках или в порошке), расплавьте ее в какой-нибудь плоской жестянке и вымочите в расплавленной сере промокательную бумагу. После этого высушите бумагу и нарежьте ее кусочками. Приготовляя перед походом морилку, приколите один такой кусочек к пробке банки изнутри булавкой, подожгите бумажку и дайте ей сгореть в закрытой банке, где находится насекомое.
      Можно умерщвлять насекомых и кипятком. Принеся домой насекомых в банке живьем, надо нагреть в жестянке воду и, когда она закипит, высыпать в нее насекомых. Они мгновенно будут убиты. Насекомых обсушивают на газете или гигроскопической вате. Смачивание не вредит даже бабочкам.
      Из собранных и усыпленных насекомых можно сразу готовить коллекции. Если эту работу вы откладываете на другое время, то переложите из морилки всех насекомых на вату для временного сохранения. Такая укладка производится на слоистую вату, нарезанную матрасиками по величине коробки.
      Рис. 7. Временное хранение насекомых на ватных матрасиках, с записью места и времени сбора.
      Под матрасик, как показано на рисунке 7, подклады-вают полосу бумаги такой же ширины, как слой ваты, но длиннее его. За концы этой полосы вату с насекомыми легко вынуть из коробки, а когда вата уложена в коробку, то концы бумаги заворачивают на вату с обоих концов и накрывают насекомых.
      Так как сборы, особенно если они произведены в малоисследованных местах, могут иметь научное значение, то полезно прикладывать к сборам запись, где, когда и кем насекомые пойманы. Для этого на слой с насекомыми кладут такой же величины лист писчей бумаги, где и указываются все необходимые сведения. Если отдельным сбором занят не весь матрасик, а только часть его, то эту часть отделяют куском положенной на вату черной или цветной нитки, а на покрывающем листке следует начертить карандашом, соответственно нитке, линию. Тогда каждая запись делается только к определенной части (рис. 7).
      Если коробка достаточно глубока, то в нее кладут слой на слой, сколько поместится. Вата спрессовывается, но целости насекомых это не вредит.
      Усыпленных насекомых, пока они еще свежие и мягкие, полезно сразу расправить, независимо от того, идут ли они теперь же в коллекцию или их оставляют пока на вате, как материал.
      На рисунке 8 показано, какой вид должны иметь расправленные насекомые по всем главным отрядам этого класса животных. На этом же рисунке отмечено точкой на каждом насекомом, где надо вкалывать булавку, когда составляется коллекция на булавках.
      Обратите внимание, что ноги у насекомых со сложенными крыльями расправляются так, что первая пара направлена вперед, вторая и третья — назад. Особое внимание надо обратить на расправление крыльев. Это показано на рисунке 9. Нижняя фигура бабочки зачеркнута,— это значит: крылья расправлены неверно; а вверху дан образец правильно расправленной бабочки.
      Работа по расправлению бабочки показана на рисунке 10.
      Проколов энтомологической булавкой бабочку, закрепите ее в расправилке так, чтобы спинка насекомого легла вровень с берегами желобка.
      Если вы работаете не с настоящей расправилкой, а с простой дощечкой, на которой сделан желобок, то вложите бабочку в желобок и придерживайте ее мизинцем левой руки.
      Теперь возьмите в правую руку препаровальную иглу. Наколите над крыльями у головы бабочки конец одной бумажной полоски. Внимательно рассмотрите рисунок 10 и ведите расправление так, как на нем показано. Правое верхнее крыло осторожно иглой ведите к голове бабочки и дальше, пока его нижний край не станет, как на фигуре 2. Натяните левой рукой полоску так, чтобы она прижала верхний край этого верхнего крыла, но не налегала на нижнее крыло. Подтяните, как на фигуре 3, нижнее крыло вслед за верхним, пока оно не встанет в положение, как на фигуре 4. Тогда приколите нижний конец полоски. Расправление правых крыльев кончено. Теми же приемами, какие изображены на фигурах 5, 6, 7, расправьте левые крылья. Прижмите края крыльев вторыми полосками бумаги, как на фигуре 8 рисунка 10.
      Можно расправлять бабочек и других насекомых без всякой специальной расправилки, если мы делаем коллекции не на булавках, а на вате. Надо только иметь маленькие кусочки стекол величиною с почтовую марку. Бабочку кладут на дощечку, покрытую тонким ровным слоем гигроскопической ваты, и, расправляя крылья (последовательно, как на рисунке 11), накрывают каждое крыло крохотным кусочком стекла. Дощечку с насекомыми и стеклышками надо очень осторожно перенести куда-нибудь в шкаф или на полку, где и оставить в таком положении на неделю.
      На дощечке или картонке, покрытой тонким слоем ваты, можно расправлять многих насекомых в позе ползания, положив насекомое на вату спинкой кверху и расправив ему ноги: первую пару вперед, остальные две пары назад (по рис. 8). Ноги в нужное положение отводят иголочкой, и они, зацепившись коготком лапки за вату, так и засыхают. На время просушки следует насекомое прижать к вате кусочком стекла. (Рис. 11, фиг. 4, 5, 6.)
      На этом же рисунке (11) показано, как нужно сушить бабочку в сидячей позе (фиг. 3) и как сделать другие расправилки.
      При массовом сборе насекомых иногда не бывает времени и условий для быстрого их расправления. Тогда положите ваши сборы в таком виде, как есть, на ватные матрасики и так храните их в коробках.
      Надо знать, что всякие старые, иногда многолетней давности коллекции нерасправленных насекомых на вате вы можете размочить и они станут мягкими, как свежие.
      На глубокую тарелку, или в небольшую широкую полоскательную чашку, или в ванночку насыпают слой песку и основательно его промачивают водой. На этот песок кладут листок промоченной бумаги, на нее — сухих насекомых и накрывают куском оконного стекла или дощечкой. Через двое суток насекомые в такой влажной камере отсыреют и их можно расправлять. Можно раз-, мачивать и на блюдце с мокрым песком, создав влажную камеру под опрокинутым стаканом.
      Сборы других животных или их частей не требуют знания каких-нибудь специальных приемов.
      Разнообразный сухой материал коллекций — раковины моллюсков, птичьи перья, сброшенную при линьке роговую шкурку змеи, чешую крупной рыбы, рог бараний, промытые и высушенные оставшиеся от обеденного стола кости съедобных рыб или птицы — просто укладывают в коробку. Кое-что из этого — крылья и ноги, отрезанные от убитых птиц, мертвую летучую мышь, отрезанные плавники очень крупной рыбы и другое — надо предварительно расправить, высушить и только после этого поместить на хранение в коробку.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.