На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Самодельный радиоузел. Выпуск 1. — 1964 г.

Самодельный радиоузел. Выпуск 2. — 1964 г.

Р. Варламов

Самодельный радиоузел
Выпуски 1 и 2

*** 1964 ***


DjVu

1



DjVu

2



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



      ВЫПУСК I
      Такая конструкция позволяет, во-первых, изготавлять узел постепенно, поблочно, а, во-вторых, многие из самодельных блоков узла можно заменить на заводские. Вместе с тем..узел можно почти сразу после изготовления сдать в эксплуатацию без всякой дополнительной регулировки и настройки.
     
      БЛОК-СХЕМА ТРАНСЛЯЦИОННОГО УЗЛА
      Блочной или блок-схемой ее называют потому, что на ней показаны только условные обозначения крупных частей трансляционного узла — его блоков. Состав этих блоков дан на принципиальных схемах, где указаны все элементы: сопротивления, конденсаторы, трансформаторы и т. п. На рис. 1 показана блок-схема трансляционного узла. Она состоит из приемника — 1; микрофонов и усилителей для них — 2 и 3 (один в студии, другой в аппаратной); проигрывателя граммофонных пластинок — 4; магнитофона — 5; микшерского пульта — 6; табло — 7 и 8; мощного усилителя — 9; контрольной панели — 10; мощного динамика «колокольчик» — 11; трансляционных линий — 12; контрольного динамика (в аппаратной) — 13 и мощного выпрямителя — 14.
      Рис. I. Блок-схема трансляционного узла
      Для приема передач радиовещательных станций в составе узла имеется приемник. Для передач из студии или репортажей надо иметь микрофон с микрофонным усилителем. Проигрывание граммофонных пластинок осуществляется с помощью универсального или самодельного проигрывателя, а магнитофонных записей — с помощью промышленного или самодельного магнитофона (описание такого магнитофона было дано в 11 — 13 выпусках приложения за 1963 г.).
      Если есть радиокомбайн типа «Москва», «Россия», «Украина» или аналогичный им, тогда нет нужды ставить отдельно приемник, микрофонный усилитель, проигрыватель и магнитофон с микшерским пультом. Все это может быть заменено теми устройствами, из которых -состоит радиокомбайн. Однако более реальным является использование либо приемника, либо радиолы, либо магнитолы. В этом случае в радиоузел надо будет добавить соответственно микрофонный усилитель с проигрывателем и магнитофоном, микрофонный усилитель и магнитофон или микрофонный усилитель с проигрывателем и, конечно, мощный усилитель.
      Микшерский пульт позволит производить переключение источников сигналов, регулировать их силу (амплитуду) и осуществлять так называемую «накладку» одной передачи на другую. Это делается при одновременном переводе речи оратора, который говорит на иностранном языке, для одновременной передачи речи на фоне музыки или комментариев спортивной передачи.
      После микшерского пульта сигналы подаются на мощный усилитель. Его мощности достаточно для того, чтобы обеспечить громкоговорящую передачу нескольких десятков трансляционных динамиков или мощного «колокольчика».
      Нагрузкой такого усилителя могут быть несколько различных линий: для колокольчика, для разных классов или территорий лагеря. Их подключение осуществляют через панель контроля и защиты. С помощью приборов, составляющих эту панель можно контролировать работу любой линии и защищать усилитель от неисправностей в их работе, выключая неисправные линии тумблерами.
      Питание всех блоков радиоузла производят от специального блока питания.
      Часто необходимо организовать работу трансляционного узла в местах, где отсутствует сеть переменного тока. В этом случае необходимо выполнить конструкцию на полупроводниковых триодах-транзисторах. Здесь придется применить более простую схему узла. Она показана на рис. 2 и состоит из приемника — 1; микрофона и микрофонного усилителя — 2; батареи питания приемника, микрофонного усилителя и предварительного усилителя — 3; предварительного усилителя — 4; контрольного динамика (или 5 — 10 маломощных трансляционных) — 5; мощного усилителя — 6; аккумуляторов или мощных батарей для питания оконечного усилителя — 7; колокольчика — 8; линий для трансляционных динамиков — 9 и 10.
      Рис. 2. Блок-схема переносного радиоузла
      Транзисторный приемник (например «Малыш» или ему аналогичные) включают на первый вход предварительного усилителя На второй вход этого усилителя включают микрофон с микрофонным усилителем. На выходе предварительного усилителя ставят контрольный динамик или телефон. Мощный усилитель обеспечивает работу или одного колокольчика или нескольких десятков трансляционных динамиков.
      Самое прекрасное зфукоусилйтельное оборудование радиоузла не будет хорошо работать, если пренебречь акустическими свойствами студии. Ни последние лагерные известия, ни концерт самодеятельности и никакая другая передача из помещения (если они не оборудованы или если не использованы специальные микрофоны) не будут разборчиво и естественно звучать.
     
      НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ
      Прежде чем приступать к описанию устройства студии, надо познакомиться с некоторыми особенностями передачи речи и музыки с помощью микрофона.
      Все вы слышали эхо. Оно бывает в гористых и лесных местностях. Однако чаще всего мы встречаемся е этими явлениями в помещении.
      Звуки очень хорошо отражаются от стен. Но из-за особенностей нашего слуха мы редко замечаем наличие отраженных звуковых ьолн в виде эхо. Эти отражения чаще создают у нас впечатление или гулкости или глухости помещения.
      Что же произойдет, если мы будем вести передачу из закрытого помещения с помощью микрофона? На рис. 3 (верхняя часть) показано, что на мембрану микрофона будут воздействовать не только прямые звуки (от голосовых связок диктора), но и отраженные от стен помещения.
      Рис. 3. Схема пути звуковых волн к мембране микрофона н их затухания
      Свистнем перед микрофоном. Пока мы равномерно свистели, сила звука была постоянна. Как только свист прекратится, сила звука начнет затихать. (...)
      После усиления передачи из гулкого или глухого помещения она будет звучать очень неестественно и даже неприятно Нормальное звучание передачи будет только тогда, когда помещение, из которого ведется передача, обладает каким-то средним временем затухания сигнала (это послезвучание называют в акустике реверберацией). Для достижения такого оптимального времени реверберации и приходится строить специальную студию. При организации передач в лагере неплохие результаты можно получить, если студия будет расположена на тихой террасе. Тогда можно подобрать оптимальную реверберацию, открывая или закрывая часть окон. Для стационарного радиоузла необходимо оборудовать специальную студию и аппаратную.
     
      ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ СТУДИИ И АППАРАТНОЙ
      На рис. 4 показан план размещения аппаратуры в стационарной аппаратной и студии и их размеры. Помещение стационарного радиоузла состоит из: А — аппаратной, Б — студии и В — входного тамбура, в которых расположены: стулья — 1, стол для аппаратуры — 2, аппаратура радиоузла — 3, часы с секундной стрелкой — 4, микрофон с усилителем — 5, настольная лампа — 6, звукопоглощающие щиты 7, полки для вспомогательных приспособлений — 8, смотровое окно — 9, двери — 10, студийный сгол — 11. Для большинства передач школьных радиоузлов достаточно иметь студию размерами 2,5 на 3,5 метра при высоте потолка около трех метров. Если размеры студии несколько отличаются от указанных, необходимо стремиться к тому, чтобы общий объем помещения студни был бы около 25 кубических метров.
      Для получения оптимальной реверберации в помещении студии на ее стенах располагают звукопоглощающие щиты. Они выполнены в виде трехсекционных рамок прямоугольной или сегментной формы. Лицевая сторона их сделана из трехмиллиметровой фанеры или картона с рядами отверстий диаметром 7 — 8 мм. Отверстия сверлят на каждом отсеке с шагом 30 мм на расстоянии 45 мм от краев. Стенки ящиков или их перегородки для сегментных колонн можно сделать из любого сухого дерева по размерам, указанным на рис. 5. Сторону поглощающих щитов, обращенную к стене (внутреннюю), затягивают байкой. Предварительно в образовавшиеся отсеки заложите марлевые мешки со
     
      Можно применить и другие материалы: мипору, пенопласт или паролон. Чем массивнее дверь, тем лучше она защищает от внешних акустических помех. Материалы типа войлока перед постановкой их в дверь надо обработать ДДТ или другими препаратами от насекомых.
      Как бы хорошо не была сделана дверь, ее преимущества будут сведены на нет, если между дверью и дверной коробкой будут щели. Для их устранения надо плотно подогнать дверь к коробке и поставить дополнительные резиновые уплотнительные прокладки. Нельзя делать в студии замок с замочной скважиной. Через нее будут проникать помехи. Так как дверь такой конструкции намного тяжелее обычной, для ее крепления надо использовать более массивные петли, чем обычные.
      К входной двери тамбура предъявляются те же требования, что и к двери студии, но в меньшей степени. Достаточно утяжелить имеющуюся дверь и дополнительно заглушить ее мипорой или шлаковатой. Размеры тамбура должны позволять не только входить в студию из тамбура с закрытой дверью, но и держать в нем некоторое количество звукопоглощающих щитов для различных передач и другое вспомогательное оборудование.
      Смотровое окно в студию сделайте из двух или трех зеркальных стекол с резиновыми уплотнительными прокладками. Расстояние между поверхностями стекол должно быть не менее 15 мм. Заделывать стекло обычной замазкой можно лишь в крайнем случае. Лучше плотно затянуть его шурупами между деревянными рейками с резиновыми прокладками. Наиболее хорошие для окна стекла типа вагонных (метрополитен, трамвай). Применение плексигласа нецелесообразно из-за его малой механической прочности и худшего коэффициента звукопоглощения.
      Большое внимание надо уделить полу студии. Если он дощатый или паркетный, то надо внимательно проверить, нет ли скрипящих половиц или паркетин Лучше
     
      Рис. 5. Эскиз конструкции звукопоглощающего щита. На левом эскизе показана только рама без передней фанерной стенки
      шлаковатой, мипорой или пенопластом (самым пористым из имеющихся под руками). Если эти материалы будут в виде крошки или ваты, то мешки надо простегать, чтобы они не деформировались под действием собственного веса. Перфорированную сторону щитов окрасьте или покройте лаком.
      Звукопоглощающие щиты навесьте на стены студии. Если размеры студии несколько отличаются от указанных ранее, то возможно придется несколько изменить их расположение и количество. Над смотровым окном навесьте щит размером 140 X 60 см. Все щиты навесьте на расстоянии 60 см от потолка. Сам потолок для уменьшения отражений от него тоже покройте перфорированным щитом. Этот щит состоит из листов размером 60 X 60 см, по всей поверхности которых с шагом 15 мм просверлите отверстия диаметром 3 — 4 мм. С внутренней стороны щитов положите байку. Размеры и конструкция звукопоглощающих конструкций потолка показаны на рис. 6.
      Обеспечив должную реверберацию помещения студии необходимо позаботиться о ее звукоизоляции. Если нельзя улучшить звукоизоляцию самого помещения студии (а это бывает чаще всего, так как обычно используют готовое помещение), то надо, по крайней мере, предотвратить проникновение посторонних звуков в студию через дверь и смотровое окно. Дверь должна быть одностворчатой, так как при этом уменьшается длина щелей, а значит, и уменьшаются акустические помехи. Лучше всего сделать ее из двух дубовых щитов. Один из них должен быть склеен горизонтально, а другой вертикально. Между ними надо поместить лист стали толщиной 1 — 3 мм. С обеих сторон этот лист должен быть обложен листами войлока толщиной 10 — 20 мм.
      Система вентиляции студии должна быть такой, чтобы в перерывах между передачами можно было бы хорошо провентилировать помещение. Какую вентиляцию лучше сделать, надо решать в каждом отдельном случае. Необходимо только помнить об особенностях работы студии и нежелательности каких бы то ни было посторонних шумов во время передачи. Это же относится и к выбору систем отопления для студии.
      В студии должен быть небольшой стол и один-два стула. На столе стоит микрофон, пульт сигнализации и настольная лампа, часы с секундной стрелкой. Микрофон лучше объединить с микрофонным усилителем и выключателем. Стол поставьте непосредственно перед смотровым стеклом.
      Требования, предъявляемые к аппаратной в отношении звукоизоляции, намного ниже, и обычно можно использовать любое помещение без каких-либо доделок. Однако необходимость вести 1 служебные передачи из аппаратной может потребовать в ряде случаев ее доработки. В аппаратной можно использовать те же самые звукопоглощающие щиты,, что и в студии, экспериментально подобрав их количество и расположение.
      После окончания постройки студии, аппаратной и самого радиоузла необходимо проверить качество передачи. Если при речевой передаче мужского голоса незаметно неприятного «бубнящего» характера звука, то расположение щитов и их количество соответствуют параметрам студии. Если этого соответствия нет, то необходимо произвести эксперименты по снятию и навешиванию дополнительных щитов до получения нормального тембра передачи. То же надо выполнить, если вы захотите заподлицо с поверхностью звукопоглощающих щитов сделать дополнительные фанерные или картонные стены.
      Для оперативной связи аппаратной и студии, кроме визуального наблюдения диктора и оператора, используйте специальное световое табло.
      Рассмотрим подробные принципиальные схемы блоков портативного переносного радиоузла на транзисторах и стационарного трансляционного узла.
     
      ПРИЕМНИК ДЛЯ ПЕРЕНОСНОГО РАДИОУЗЛА
      В качестве приемника для переносного радиоузла можно использовать любой радиолюбительский приемник, имеющий магнитную (ферритойую) или наружную антенну. Можно рекомендовать следующие схемы приемников: «Москва» (журнал «Радио» № 11, 1959 год,
      СТр. 41 — 42), «Спутник» (В. Е. Зотов, «Радиолюбительские карманные приемники на {транзисторах», 1961 год) и «Малыш» (М. М. Румянцев, «Любительский карманный приемник «Малыш», 1961 год). Для тех, кго не сможет найти описания этих приемников, даем описание простейшего приемника с фиксированной настройкой на одну станцию. Принципиальная1 схема приемника показана на рис. 7. Конструктивно он объединен с предварительным усилителем низкой частоты. В зависимости от расположения радиоузла и радиостанции он может работать или с магнитной антенной (близкорасположенная мощная радиостанция) или с наружной антенной (даль-
      няя станция). В первом случае параметры магнитной антенны подберите, менял число витков и емкость постоянного конденсатора Сь во втором случае подстройку произведите изменением положения магнитного резьбового сердечника контурной катушки. Чувствительность такого приемника весьма невелика, но ее достаточно, чтобы раскачать предварительный усилитель. Данные деталей: Ci подбираются экспериментально по параметрам катушки и длине волны радиостанции. Он должен быть слюдяной или керамический. С2 от 3300 до 10 000 пф любого типа. Сз 5 — 20 мкф, электролитический, на рабочее напряжение не меньше 8 вольт. С от 50 до 150 пф керамический или слюдяной. Параметры контура с катушкой или магнитной (справа от волнистой черты) антенной можно взять из приложения № 10 (100). Транзистор ПТ типа П401 — 403 или П414. Диод типа Д1 или Д9 с любой буквой. Сердечник для катушек L3 и L4 в виде кольца из феррита Ф1000 с наружным диаметром 8 — 12 мм. В катушке Ьз 60 — 80 витков, а в катушке L4 — 200- -240 витков провода ПЭ или ПЭЛ диаметром 0,1 — 0,3 мм. Все сопротивления могут быть типа УЛД1 или МЛ Т. Ri от 100 до 1000 ом (подбирается при регулировке) R2 200 — 300 ком, R3 2.7- -6,2 ком, R4 от 2 до 4,7 ком.
      Назначение деталей. Конденсатор Ci и катушка индуктивности Li образуют колебательный контур, который настраивается на частоту сигналов принимаемой станции. Если вы примените обычную, а не магнитную антенну, и обычную контурную катушку, то для повышения чувствительности включите наружную антенну через разделительный конденсатор С4. Им можно пользоваться и при магнитной антенне, но при этом его емкость надо уменьшить в 5 — 10 раз до 5 -г- 15 пф.
      Катушка L2 является катушкой связи колебательного контура с транзистором ПТ. Для предотвращения са мовозбуждения в цепь базы ПТ бывает необходимо включить гасящее сопротивление Rj. Сопротивление R2 устанавливает режим ПТ по постоянному току. Это сопротивление надо подобрать так, чтобы величина тока в цепи коллектора была 0,5 — 1 ма. Катушки L3 и образуют высокочастотный трансформатор для согласования режимов ПТ и детектора-диода Д. Нагруз ка детектора — сопротивление R3. Чтобы токи высокой частоты не проникали в усилитель низкой частоты и для улучшения работы детектора включен конденсатор С2. Сопротивление R4 и конденсатор С3 служат фильтром в цепи питания приемника. При расположении деталей этого приемника рядом с предварительным усилителем надо быть очень аккуратным, чтобы не возникли паразитные связи. Может случиться так, что ни при каких величинах Ri и цепи фильтра (R4 и Сз) самовозбуждение устранить не удастся.
     
      ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ПЕРЕНОСНОГО РАДИОУЗЛА
      Схема предварительного усилителя показана на рис. 8. Этот усилитель может развивать выходную мощность до 0,45 вт при входном сигнале всего 30 милливольт. При такой выходной мощности его можно нагрузнть на 10 трансляционных динамиков. Не очень громко, но чисто будет работать колокольчик РД-10, если его включить через специальный трансформатор. Данные деталей: все сопротивления типа или (...)
      Назначение деталей. Конденсатор Ci является конденсатором связи усилителя с приемником или микрофоном. С2 корректирует частотную характеристику при изменении уровня громкости. Его можно и не ставить. Цепочка Сз и R2 служит также для коррекции частотных свойств усилителя. Переменное сопротивление Rt регулирует громкость работы усилителя. Сопротивления R4, R7 и конденсаторы С4, С5, Сб, С7 и С8 служат для стабильности работы усилителя. Сопротивления Rs и R6 обеспечивают и стабилизацию режимов транзисторов ПТ, и ПТ2 и их рабочий ток. Аналогичную задачу решают сопротивления R0, Rio, R11. При возникновении самовозбуждения в усилителе надо включить развязывающий фильтр: сопротивление Re и конденсатор Сд.
      Входной сигнал подается на базу транзистора ПТь и с его коллектора непосредственно (без разделительного конденсатора) подается на базу транзистора ПТ2, выделяясь на сопротивлении нагрузки Rs. В цепь коллектора транзистора ПТ2 включена первичная обмотка согласующего трансформатора Трь Вторичная обмотка согласующего трансформатора Тр,. Вторичная обмотка этого трансформатора имеет три вывода: два из них соедщ няются с базами транзисторов ПТз и ПТ4, а средний идет на цепь стабилизации. Нагрузкой выходного двухтактного каскада служит либо контрольный динамик, либо 5 — 10 маломощных трансляционных динамиков. Отсюда же снимается сигнал на оконечный мощный усилитель. Переходной и выходной трансформаторы выполнены на пермаллоевых сердечниках Шб X 6 и содержат следующее количество витков.
      Трансформатор Tp1
      Обмотка 1 — 1600 витков провода ПЭЛ или ПЭВ диаметром 0,1. Сопротивление обмотки постоянному току около 150 ом. Обмотка 11: две половинки по 500 витков такого же провода, как и в обмотке 1. Сопротивление каждой половины обмотки равно 34 — 35 ом. Для обмоток этого трансформатора можно применять провод диаметром от 0,08 мм до 0,11. Провод диаметром 0,12 или 0,13 использовать можно, но не всегда удается намотать его так плотно, чтобы все витки уложились в каркасе.
      Трансформатор Тр2
      Обмотка 1 — две половинки по 240 витков провода марки ПЭЛ или ПЭВ диаметром 0,18 мм. Сопротивле-нис кзждой половинки постоянному току равно 5 6 омам (сопротивления половинок обмоток в этом и предыдущем трансформаторе отличаются друг от друга на 10 — 15%, и поэтому дается два предела сопротивления их). Обмотка 11-140 витков с отводом от 100 витка провода диаметром 0,23 — 0,29 мм Сопротивление постоянному току меньше одного ома. Для обмоток этого трансформатора также можно использовать провода других диаметров, но при этом надо иметь в виду, что уменьшение диаметра лровода уменьшит величину выходной мощности усилителя.
      В качестве сердечников не обязательно использовать пластины из 45% пермаллоя. Если есть пластины сечением 5X7,5 мм из пермаллоя, можно использовать их. Если применить пластины из трансформаторной стали, то их размеры надо увеличить и взять сердечники Ш10Х 14 для первого трансформатора и Ш14Х 14 для второго. Обмоточные данные при этом сохраняются, а диаметры проводов можно увеличить.
      Можно применить и самодельные трансформаторы по тому типу, который был описан в Приложении lu(lUU) за 1961 год. В этом случае надо также сохранить значения обмоточных данных. С этими трансформаторами громкость работы усилителя будет меньше.
      Для работы с микрофона потребуется дополнитель-ный усилитель. Его лучше объединить с микрофоном.
     
      МИКРОФОН И МИКРОФОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
      Микрофон лучше всего применить динамический типа МД-14 или МД-42 без выходного трансформатора. Звуковая катушка микрофона включается прямо в схему однэкаскадиого микрофона усилителя. Его схема дана на рис. 9. Данные деталей. Все сопротивления типа УЛМ.
      между базой и положительным полюсом источнттка питания. В цепи эмиттеру включено сопротивление Ra для создания отрицательной Обратной связи, улучшения частотной характеристики усилителя и стабилизации его работы. Если усиление будет недостаточно, то тогда параллельно этому сопротивлению включите электролитический конденсатор С. Сопротивление Ri подбирают при налаживании усилителя. Сопротивление R2 служит нггрузкой для токов звуковой частоты.
      мощный УСИЛИТЕЛЬ
      Мощный усилитель выполнен на триодах типа П4Б и может дать выходную мощность до 10 — 12 вт. Схема его показана на рис) 10. Она очень проста: в ней всего два трансформатора, два транзистора и два сопротивления. Сигнал от предварительного усилителя поступает на трансформатор Tpi, ко вторичным обмоткам которого подключена эммитеры мощных полупроводниковых триодов ГЕБ. Напряжение смещения на них подается с делителя Rj (3 ома) и R2 (300 ом). Сопротивление Ri сделайте из никелиновой или константановой проволоки диаметром 0,12 — 0,25 мм, которую намотайте на сопротивление типа ВС-0,5 величиной не менее 100 ом. Длина привода определяется экспериментально по омметру. Ориентировочно она будет лежать в пределах 15 — 30 см. Величину этого сопротивления можно увеличить до 5 ом и применить готовые сопротивления типа ПП-1 (проволочное переменное) или проволочное эмалированное типа ПЭ или ПЭВ. Тогда надо соответственно увеличите величину сопротивления R2 до 500 ом. Работа уешщтеля при этом несколько ухудшится, а размеры возрастут.
      Очень внимательно надо выполнить трансформаторы. Их данные такие:
      Трансформатор Тр2
      Для него используйте железо такого же сечения, как и в Tpi. Набор железа Ы мм. Первичную обмотку намотайте проводом диаметром 0,69 — 0,72 мм марки ПЭЛ или ПЭВ таким же образом, как и вторичную обмотку трансформатора Tpi. Каждая половинка обмотки содержит по 62 витка. Для возможности подключения различных нагрузок вторичная обмотка выполнена в виде двух самостоятельных ормоток. Одна обмотка рассчитана на подключение мощного громкоговорителя типа Р-10 («колокольчик») без выходного трансформатора громкоговорителя. Его звуковая обмотка имеет сопротивление 1,7 ома. Другая обмотка рассчитана на подключение трансляционные динамиков. В зависимости от числа этих динамиков их подключение произведите к тому или другому отводу. Общее число витков этой обмотки равно 350. От 2501и 170 витков надо сделать отводы. Диаметр провода §той обмотки лежит в пределах 0,47 — 0,57 мм. Если есть}возможность намотатьэту обмотку проводами разных| диаметров, то самым большим диаметром надо наматывать ту часть обмотки, которая содержит 170 витков, чать обмотки от 170 до 250 вит-
      ка намотайте более тонким проводом, а часть от 250 до 350 витка самым тонким из имеющихся (но не тоньше тех диаметров, о которых мы говорили).
      Обмотку для динамика Р-10 наматывают проводом, диаметр которого 1,12 — 1,25 мм и содержит 32 витка..
      Оба эти трансформатора можно наматывать и на железо больших размеров (например Ш16 или Ш24). Количество витков при этом можно сохранить то же, но диаметр провода лучше увеличить, особенно для выходного трансформатора. Габариты усилителя при этом возрастут, но зато улучшится качество воспроизведения и возрастет величина выходной мощности.
     
      ПИТАНИЕ
      В качестве источников питания в переносном трансляционном узле используйте следующие батареи. Для питания микрофонного усилителя можно применить два-три элемента типа ФБС-0,25, которые располагаются вместе с усилителем в основании микрофона. Ток, потребляемый микрофонным усилителем, равен примерно 2 миллиамперам, и поэтому батарейки без замены могут работать в течение нескольких сот часов. Можно питать этот усилитель и от источников питания предварительного усилителя. В этом случае обязательно наличие цепи развязки, показанной на рис. 9 пунктиром. При питании предварительного усилителя от элементов ФБС-0,25 достаточно поставить только один конденсатор. При этом его рабочее напряжение может быть равно 6 вольтам.
      Предварительный усилитель питается от двух последовательно соединенных батареек от карманного фонаря типа КБС-Л-0,5 или КБС-Х-0,7. Свежие батареи дают напряжение питания около 8,5 в, которое затем падает до 8,2 — 7,4 вольта и на этом уровне держится довольно долго. Батарейки КБС-Х-0,7 имеют повышенное напряжение и почти в полтора раза больший срок службы. При возможности целесообразно применение именно этих батарей. При максимальной мощности на выходе предварительный усилитель потребляет от батарей ток, равный 80 — 90 миллиамперам (это втрое меньше, чем ток лампочки от карманного фонарика). При непрерывной работе на максимальной громкости таких батареек хватит 6 — 7 часов. Если необходимо обеспечить более длительную работу усилителя без смены батарей, то лучше применить батареи типа 1,6-ФМЦ-У-3,2 (типа «Сатурн»). Их хватит при тех же условиях на 80 — 100 часов. Для питания потребуется батарея из шести последовательно соединенных элементов. Конечно размеры этой батареи будут больше примерно в три раза. Можно использовать также и подходящие аккумуляторы.
      Оконечный усилитель требует для нормальной работы напряжение питания 12 — 14 вольт. Максимальный ток. который он потребляет, достигает 1,2 ампера, поэтому для кратковременной его работы на максимальной громкости (10 вт) можно применить 8 — 10 батарей типа «Сатурн» (при последовательном соединении). Их хватит при этом на три-четыре часа. Так как обычно усилитель не работает непрерывно на максимальной мощности (ведь при передаче музыки и речи есть и громкие и
      Ё знаменателе формулы надо подставить число 6,3, если это обмотка накала ламп или кенотрона с накалом 6,3 вольта, или 5, если накал пятивольтного кенотрона.
      В качестве дросселя также можно использовать любой фабричный дроссель, но его надо пер.емотать проводом толщиной не менее 0,8 — 1,2 мм. Сопротивление обмотки перемотанного дросселя должно быть не более 1 — 0,5 ома. Если применить дроссель с сопротивлением обмотки около 2 — 4 ом, то при работе усилителя будут возникать большие искажения, а величина выходной мощности сильно уменьшится. Так как индуктивность такого дросселя не велика, то для уменьшения фона переменного тока надо поставить электролитические конденсаторы большой емкости. Они должны быть не менее чем по 500 мкф каждый на рабочее напряжение 20 вольт. Диод Д типа Д204 или аналогичного типа.
      Познакомимся с конструкцией усилителей.
     
      КОНСТРУКТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕНОСНОГО РАДИОУЗЛА
      Конструктивно переносный радиоузел выполнен в виде четырех самостоятельных блоков.’ Эти блоки видны иа обложке. В основании микрофона на круглой гетинаксовой плате располагаются детали микрофонного усилителя. Если в основании находится микрофонный трасформатор. то его лучше снять, а выводы от собственно микрофонного капсюля подпаять к точкам схемы, обозначенными буквами М на левой половине, рис. 13. Питание к усилителю и сигнал с его выхода подают на три клеммы — пистона. Весь монтаж усилителя выполнен голым монтажным проводом. Это возможно потому, что расположение деталей сделано соответствующим образом. Не представляет трудностей выполнить этот усилитель и на печатном монтаже, так как его монтажная схема приспособлена и для такого вида монтажа. Все детали и соединительные провода закрепляются в отверстиях пустотелых заклепках-пистонов, которые развальцовываются в 1,5 — 2 миллиметровой панели. Если нет пистонов, то монтаж можно выполнить и на проволочных шпильках или специальных монтажных лепестках. Габариты усилителя при этом несколько возрастут. Чтобы при работе усилителя не получалось замыканий на корпус, усилитель надо или привернуть на специальных стоечках, либо обернуть в несколько слоев лакоткани. Особое внимание надо обратить на надежное уплотнение между отсеками усилителя и автономной батареей (если предполагается его питать таким образом). Не забудьте при пайке транзисторов обязательно применить теплоотвод Для соединения микрофонного усилителя с предварительным используйте двухжильный экранированный кабель, который можно сделать самим из двух кусков монтажного гибкого провода и металлического чулка (плетенки). Снаружи плетенки хорошо надеть линоксиновую трубочку. Саму плетенку надо хорошо подпаять к выводу +9 вольт в микрофонном и предварительном усилителе. Точка +9 вольт должна быть заземлена для уменьшения помех.
      Предварительный усилитель располагается на гети-наксовой плате размером 147X47 мм толщиной 1,5 — 2 мм. Его монтажная схема показана на рис. 14. В плате вырезаются отверстия для переменного сопротивления Ri диаметром 10 мм под тумблер типа ТП2-1 и, при необходимости, под трансформаторы Tpi и Тр2. Перерисовав расположение монтажных точек с рисунка 14 (он не в масштабе), просверлите отверстия под монтажные пистоны или шпильки. Укрепите трансформаторы предварительного усилителя, сопротивление регулятора громкости, контурную катушку приемника и трасформатор (L3 и L4), которые можно приклеить клеем БФ и приступайте к монтажу. Проводники, идущие к переключателю рода работы, подпаяйте с одной стороны. Не забудьте об отверстиях для крепления усилителя в коробке. Если у вас будет использоваться магнитная антенна, то ее можно расположить рядом с усилителем, параллельно его длинной стороне.
      тихие места, а потребление усилителя очень сильно за висит от его выходной мощности), то в этом случае срок службы батарей будет больше указанного в полтора-два раза.
      В стационарных условиях при применении мощного усилителя его лучше питать от аккумуляторов или простейшего выпрямителя. Схема такого выпрямителя и ее данные приведены на рис. 12. В качестве трансформатора лучше всего применить маломощный силовой трансформатор от любого приемника типа старых приемников «Москвич» или «АРЗ». С него сматываются все вторичные обмотки (высоковольтная, если она есть, и все обмотки накалов ламп и кенотронов). При сматывании накальных обмоток надо сосчитать их число витков (оно обычно лежит в пределах 50) и определить новое число витков по формуле:
      Рис. 14. Монтажная схема платы с приемником и предварительным усилителем. На верхнем рисунке условно показан тумблер для переключения питания и выходных клемм приемника и микрофонного усилителя. Детали со значком — ¦
      приемника
      Под усилителем расположите Две батареи от карманного фонарика, соединенные последовательно. Все эти устройства и еще один тумблер-выключатель питания расположите в небольшой коробочке из органического стекла или фанеры с размерами примерно 70 X 50Х 160 мм. Слева выходит экранированный провод к микрофону (если есть специальное гнездо на три контакта, то хорошо его применить) и располагаются два гнезда для наружной антенны и заземления. С правой стороны находятся два выходных гнезда (точки 3 и 4). Внешний вид микрофонного и предварительного усилителя виден на обложке слева.
      Мощный усилитель размещается на шасси из любого материала размером 140 X 100 X 30 мм, выполненном в виде коробки без дна (см. рис. 15). На его верхней панели укрепляются входной и выходной трансформаторы, десять клемм или гнезд и мощные транзисторы со специальными теплоотводами-радиаторами. Радиаторы выполняются из алюминия или меди толщиной два-три миллиметра. Высота их «крыльев» должна быть не меньше 60 мм, а длина 60 — 80 мм. Особенно аккуратно надо выполнить внутреннюю поверхность радиатора, ибо от качества ее выполнения будет зависеть охлаждение мощных транзисторов, надежность работы усилителя и величина выходной мощности. Хорошо перед установкой транзисторов на радиаторы смазать соприкасающиеся их поверхности невысыхающим маслом. Усилитель устанавливается на коробку с батареями либо имеет свою собственную упаковку. При этом надо иметь в виду, что защитный чехол для мощного усилителя не должен препятствовать ох-# лаждению мощных транзисторов.
      Конструкция выпрямителя для питания мощного усилителя не имеет никаких особенностей и может быть легко выполнена юным радиолюбителем по тем описаниям, с которыми он уже неоднократно встречался.
      При конструировании мощного усилителя надо внимательно следить за тем, чтобы не было коротких за мыканий между выводами транзисторов, теплоотводами и металлическим шасси.
      В следующем выпуске мы расскажем вам, как налаживать всю эту установку и расскажем о схеме и конструкции мощного стационарного усилителя. Там же будет дано несколько советов о том, как лучше организовать студийные и внестудийные передачи.
      Если вы начнете делать наш радиоузел по несколько отличным схемам или конструктивному оформлению, то советуем предварительно сделать эскизную компоновку элементов схемы по приложению № 20 за этот год
     
     
      САМОДЕЛЬНЫЙ РАДИОУЗЕЛ
      Выпуск II
     
      В предыдущем выпуске мы рассказали вам, ребята, о том, как построить малогабаритный переносный радиоузел на транзисторах и о том, как надо оборудовать студию для ведения передач.
      В этом выпуске будет рассказано о схеме и конструкции 25-ваттного радиоузла на лампах пальчиковой серии, о схеме и конструкции табло, налаживании обоих типов радиузлов, об основных правилах организации передач и поведения в студии и дан список дополнительной литературы по различным усилителям.
      Стационарный радиоузел (так же, как и транзисторный) выполнен в виде трех
      отдельных самостоятельных блоков. Все эти блоки при необходимости могут быть
      использованы в виде самостоятельных конструкций.
      ПРИЕМНИК, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ И МИКШЕРСКИМ ПУЛЬТ (блок I)
      (...)
      Катушки Li, L2f L3 и L4 выполняются на сердечниках типа СБ-1 а и имеют обмотки из провода марок ПЭВ, ПЭЛ или ПЭ. Li и L3 содержат по 320 витков, a L и Ц — по 80 витков провода диаметром от 0,09 до 0,14 мм. Прежде чем вы начнете экспериментировать, убедитесь в том, что весь провод уложится на каркасе, потому что есть трехсекционные каркасы с довольно толстыми стенками. В этом случае надо средние две перегородки аккуратно спилить.
      Работает этот блок следующим образом. Сигналы от антенны через разделительный конденсатор Сх поступают на управляющую сетку лампы Л] и первый колебательный контур: конденсатор С2 и одна из катушек L1 или L2. Усиленные в анодной цепи лампы сигналы поступают на второй колебательный контур — конденсатор С4 и одна из катушек L3 или L4. Все четыре катушки L] 4 имеют подстрочные винты из магнитодиэлектрика для точной настройки на две программы. При тех параметрах, которые мы вам даем, катушки и L3 дают настройку на первую программу центрального вещания (1500 м), а L2 и L4 — на третью (349 м). Применение двух настроенных контуров позволяет полечить достаточное усиление и избирательность только с одной лампой. Через разделительный конденсатор С5 сигналы высокой частоты поступают на диодный полупроводниковый детектор Д. В качестве такого детектора можно применить любой малогабаритный точечный диод серий Д1, Д2 и Д9. На сопротивлении нагрузки детектора R4 выделяются пики высокой частоты, промодулированные сигналом передачи. Для сглаживания этих пиков и получения звуковой огибающей сигнала стоит конденсатор С8.
      Переключение с одной программы на другую производится сдвоенным переключателем П1а и П1б.
      Для установления нормального режима работы лампы Л1 по постоянному току служат сопротивление Ri и конденсатор С3 (напряжение на второй — экранной сетке лампы) и сопротивление R2 и конденсатор Сб, с помощью которых устанавливается нормальное напряжение смещения на управляющей сетке лампы Л1. Для стабилизации работы приемника его питание производится через специальный разделительный фильтр в анодной цепи: сопротивление R3 и конденсатор С7.
      Выходные сигналы с приемника поступают на переключатель П2, через который могут попасть на предварительный усилитель. Уровень выходного сигнала приемника регулируется сопротивлением R5. Несколько необычная схема включения всех переменных сопротивлений микшерского пульта |R5| R6, R7 и Rs) объясняется необходимостью обеспечить независимую регулировку всех четырех входных сигналов: от приемника, от микрофона в аппаратной и от магнитофона или проигрывателя (вход У). Микрофон в студии включен вообще через автономный канал усиления на сетку второго триода лампы Л2. Таким образом, сигналы с выхода приемника (через П2), со входа М1 (через ПЗ) и универсального входа У (через П5) после своих индивидуальных регуляторов громкости R5, R6 и R8 поступают через разделительный конденсатор С]0 на сетку первого триода лампы Л2. Сигнал от студийного микрофона со входа М2 (через П4а) и через свой регулятор громкости R7 поступает после разделительного конденсатора Сц на сетку второго триода лампы Л2. Такое включение обеспечивает полное разделение сигналов от микрофонов при любых уровнях передачи и отсутствие взаимного влияния их друг на друга. Сопротивления R9i Rio и Ris обеспечивают нормальный режим работы лампы Л2 по постоянному току. Сигналы, поступающие с любого входа, в конце концов попадают на сетку либо первого, либо второго триодов лампы 12 и после усиления в анодной цепи выделяются на одном и том же сопротивлении нагрузки Rlb общим для обоих триодов.
      Для стабилизации работы этого усилителя его анодные цепи также питаются через свой разделительный фильтр — сопротивление R]2 и конденсатор С9.
      Через разделительный конденсатор эти сигналы поступают на мощный каскад в блок II.
      Для того чтобы при включении микрофона в аппаратной усилитель не «взвыл» из-за появления акустической обратной связи (она возникает тогда, когда усиленные звуковые волны от громкоговорителя воздействуют на мембрану микрофона, усиливаются еще раз, опять попадают на микрофон и т. д.), одновременно с включением микрофона в аппаратной тумблером П4а, второй половиной этого же тумблера П4б производится выключение контрольного динамика.
     
      МОЩНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ (блок II)
      Мощный усилитель на 25 ватт собран на пяти лампах типа 6П14П. Напряжение от предварительного усилителя через конденсатор С] поступает на управляющую сетку лампы Л1. Может показаться, что конденсатор Ci лишний, потому что такой же разделительный конденсатор Ci2 стоит в блоке I. Это верно только в том случае, если блоки I и II будут работать только друг с другом. Тогда один из этих конденсаторов можно убрать. Но если эти блоки будут использо-
      ваться о комбинации с другими устройствам (об этом мы расскажем дальше), го необходимо иметь оба конденсатора. С} должен иметь емкость 0,1 мкф на рабочее напряжение не {менее 250 вольт типа МБ, МБМ и им аналогичным.
      Режим по постоянному току первой пампы устанавливается с помощью сопротивлений Ri (150 ом), R2 (30 ком) и R12 (340 ком). Сопротивления R, и Rl2 типа
      ВС или МЛТ на мощность 0,5 вт, a R? того же типа, но на мощность 1 ватт.
      Конденсатор С2 электролитический емкостью не менее 50 мкф и на рабочее напряжение не менее 30 вольт. Здесь также лучше всего поставить тип КЭ-2 с гайкой, так как его очень Просто и удобно крепить.
      Сигнал, усиленный пампой Л1 через трансформатор Трь поступает на сетки всех четырех мощных выходных пентодов Л2, ЛЗ, Л4 и Л5. В таких мощных усилителях часто происходит самовозбуждение ка очень высоких частотах УКВ-диапазона. Для подавления этой паразитной генерации сетки всех четырех пентодов включены не просто параллельно, а через антипаразитные сопротивления R3, R4r R6 и R8. Эти сопротивления все одного номинала, который лежит в пределах от 1 до 30 ком, и типа ВС или МЛТ на 0,5 вт. В том случае, когда паразитная генерация возникает не в цепи сеток, а в цепи анодов выходных ламп, ее предотврат щают сопротивления R5, R7, Rg и Rio. Эти сопротивления имеют величину в пределах от 1 до 10 ом и изготавливаются из проволоки высокого сопротивления, наматываемой на высокоомное (свыше 3 — 10 ком) непроволочное сопротивление. Конструкция таких сопротивлений была подробно описана в прошлом выпуске.
      Наличие этих восьми антипаразитных сопротивлений позволяет практически не налаживать усилитель; он начинает, как правило, работать сразу после включения (если монтаж выполнен правильно]. Конденсаторами С3 и С4 регулируется желательный тембр звучания передачи. Эти конденсаторы такого же типа, как и С1г но на рабочее напряжение не меньше 500 вольт (для надежности лучше поставить их с рабочим напряжением 750 вольт). Емкость этих конденсаторов лежит в пределах от 5000 пф до 0,1 мкф. Часто можно обойтись и без них.
      Переходной трансформатор Tpt намотан на железе 11120 X 25. Обмотка 1 наматывается проводом ПЭ, ПЭЛ или ПЭВ диаметром 0,1 — 0,13 мм и содержит 2800 витков. Вторичная обмотка наматывается проводом той же марки, но диаметром от 0,08 до 0,1 мм и содержит две секции, по 1000 витков каждая. Эти секции хорошо намотать рядом, сделав на каркасе дополнительную перегородку. В этом случае обе половинки будут совершенно одинаковы, и качество работы усилителя возрастет. Если в наличии нет железа такого типа, можно воспользоваться и другим, незначительно отличающимся по размерам от этого, но при этом надо стремиться к сохранению площади железа в катушке, равной 5 см2 и достаточным для намотки катушек размерам каркаса. Из готовых трансформаторов подходящее железо имеют трансформаторы ТВЗ и ТВК от телевизора «Рубин» и низкочастотные выходные трансформаторы от «Люкса» или «Фестиваля».
      Выходной трансформатор Тр2 наматывается на железе LLI32 х 52 и имеет следующие обмоточные данные. Обмотка I, две половинки по 940 витков провода диаметром 0,23 — 0,25 мм. Эту обмотку надо мотать очень тщательно с хорошей изоляцией между слоями (один лист кабельной бумаги толщиной 0,12 мм). Очень хорошо выполнить такую обмотку так же, как об этом рассказывалось в описании трансформатора Тр1г обмотка II.
      Обмотки Па и Пб имеют - по 360 витков провода диаметром 0,47 — 0,51 мм, обмотки 111а и 11Кб — по 60 витков провода диаметром от 0,74 до 1 мм, а обмотка IV — 25 витков провода диаметром 0,51 — 0,6 мм для контрольного динамика трансляционного типа с встроенным в него выходным трансформатором и около 5 витков для динамика 1-ГД-5 без выходного трансформатора. Соответственно этим случаям сопротивление Rn будет иметь величину 300 — 600 ом или 8 — 15 ом. Оно должно быть проволочным.
      Чтобы при отключении всех нагрузок усилитель не вышел из строя, одновременно с выключением напряжения на линии вместо линий тумблерами П1, П2, ПЗ и П4 включаются эквиваленты нагрузки — электрические лампочки накаливания Л6 — J19. Если включать просто лампочки, то они должны быть на напряжение 127 вольт и мощность не менее 10 вт каждая (но и не белее 25]. Однако лучше поставить проволочные сопротивления на 1 — 1,5 ком с последовательно включенными лампочками от карманного фонарика. Точные значения величин сопротивлений надо подобрать при регулировке усилителя.
      Если нет необходимости включать два колокольчика и две отдельные лйнии, то можно ограничиться только двумя выходными обмотками. Тогда обмотка II
      будет работать на «колокольчик» Р-10, а обмотка III — на трансляционную линию, в которую можно включить и контрольный (в этом случае обязательно трансляционный) динамик. Тогда будет только две выходные обмотки, а не пять и два тумблера и две лампочки вместо четырех.
      Для железа выходного трансформатора (если его не удастся приобрести отдельно) можно использовать железо от силовых трансформаторов приемников типа «Нева», «Урал-52», «Эстония» или «Электросигнал-2» и им аналогичные. При этом надо помнить рекомендации по трансформатору Тр1я Марки обмоточных проводов для Трэ и Tpi одинаковы.
     
      ВЫПРЯМИТЕЛЬ (блок III)
      Схема выпрямителя показана на рис. 3. Она собрана по классическим схемам, однако в цепи питания анодов ламп усилителя поставлены не полупроводниковые диоды, а кенотрон. Сделано это по следующим соображениям. Лампы мощного усилителя (основная нагрузка выпрямителя) имеют подогревной катод, который нагревается в течение 1 — 2 минут. Если применить при этом диоды в выпрямителе, то в течение первой минуты на конденсаторах фильтра выпрямителя к анодах выходных ламп будет напряжение около 450 вольт. При многократном воздействии таких перегрузок и конденсаторы и лампы значительно раньше выходят из строя, а иногда это вообще может привести к аварии. Когда же в качестве выпрямительного элемента используется подогревной кенотрон со временем разогрева таким же, как у ламп Л — Л5 блока II, то эти перегрузки не имеют места, и надежность работы усилителя и срок его службы возрастают.
      В качестве силового трансформатора Тр можно применить любой силовой трансформатор от приемника с мощностью не менее 90 вт. На него надо дополнительно намотать еще одну обмотку на 10 — 11 вольт проводом 0,15 — 0,25 мм в любой изоляции. Данные трансформатора следующие. Железо УШ26 X X 45. Обмотка Г, 650 витков провода с отводом от 375 витка. Часть обмотки в 375 витков наматывается проводом диаметром 0,59 — 0,62 мм, а от 376 и До 650-го проводом диаметром 0,44 — 0,47 мм. Обмотка 11 — 20 витков провода диаметром 1,06 — 1,12 мм. Обмотка III — две половинки по 700 витков провода диаметром 0,23 — 0,27 мм. Обмотка IV — 16 витков провода диаметром 0,8 — 0,9 мм и обмотка IV — 34 витка провода диаметром 0,23 — 0,27 мм.
      Напряжение с обмотки II служит для накала ламп усилителей и приемника и питания контрольной индикаторной лампочки Л2. С высоковольтной обмотки Н«„ снимается напряжение для питания анодных цепей. Выпрямление производится подогревным кенотроном 5Ц4С, накал которого питается от обмотки IV. У этого кенотрона один конец нити накала и катод подведены к общему контакту 8. Выпрямленное напряжение поступает на двухзвенный фильтр. Первое звено — дроссель ДР (можно применить готовый от телевизора «Темп-3» или намотать самодельный на железе Ш19 X 30. Обмотка дросселя содержит 1800 витков провода диаметром 0,27 — 0,29 мм) и конденсаторы Ci и С2. Желательно иметь конденсаторы емкостью не менее 40 мкф и на рабочее напряжение 450 вольт типа КЭ-2. Второе звено фильтра состоит из сопротивления Rx и конденсатора Сз. В качестве сопротивления используется комбинация из трех параллельно соединенных сопротивлений типа ВС или МЛТ на 2 вт величиной 47 ком каждое. Конденсатор тоже типа КЭ-2. Его емкость желательно иметь порядка 100 мкф, а рабочее напряжение может быть равно 300 вольтам. Можно поставить его точно таким, как и Ci и С2.
      Обмотка V питает вспомогательный выпрямитель для подачи смещения на управляющие сетки ламп мощного усилителя. В качестве диодов Д] — Д4 можно применить практически любые. Очень хорошо будут работать диоды Д2. Сопротивление R2 на 22 — 30 ком типа ВС или МЛТ на 0,5 вт. Конденсаторы С4 и Сб электролитические емкостью 20 — 100 мкф на рабочее напряжение 20 — 30 вольт.
     
      ТАБЛО
      Для связи между аппаратной и студией используется, кроме окна, специальное табло. Схема этого табло показана на рис. 4.
      Нажатием кнопок К4 или К2 диктор может включить транспаранты «выключи микрофон» или «передача окончена». Техник, в свою очередь, может дать диктору следующие сигналы: «микрофон включен» (КзЬ «тише» (К4), «громче» |К5) и «микрофон выключен» (К8). В качестве лампочек Л1 — Л6 можно использовать любые малогабаритные лампочки накаливания на соответствующее напряжение сети. В качестве кнопок К; — К6 можно использовать любые кнопки или выключатели, но для устайоВки б аппаратной надо применять наименее «громкие», у которых щелчок
      при переключении слабенький. Кнопки К2 и К3 должны иметь фиксацию рабочих положений. Хорошо объединить вместе кнопки К3 и Кб. Тогда при работе радиоузла всегда будет видно о студим, включен или нет микрофон.
     
      СХЕМА СОЕДИНЕНИЯ БЛОКОВ СТАЦИОНАРНОГО РАДИОУЗЛА
      Эта схема показана на рис. 5. Микрофонные усилители М1 и М2 соединяются с блоком I специальным экранированным кабелем, об изготовлении которого мы уже рассказывали. В качестве этих усилителей используются те же, что и для переносного радиоузла, ко в них необходимо ввести несколько изменений. Питание микрофонного усилителя следует производить от встроенной в него внутренней батарейки на 3 вольта. Так как при работе на ламповый каскад у транзисторного усилителя усиление резко возрастает, то можно обойтись без электролитического конденсатора, шунтирующего сопротивление в цепи эмиттера транзистора. Кроме этого, из-за изменения напряжения питания надо будет подобрать режим.
      На принципиальных схемах всех блоков их выходные концы имели специальную нумерацию. Пользуясь этой нумерацией и схемой рис. 5, можно безошибочно соединить между собой все блоки. Все соединения внутри радиоузла и соединения с антенной и заземлением, показаны черными сплошными точками. Соединения с универсальным входом (клемма 3), трансляционными линиями и сетью переменного тока показаны светлыми кружками.
     
      КОНСТРУКТИВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БЛОКОВ СТАЦИОНАРНОГО РАДИОУЗЛА
      Все три блока стационарного радиоузла выполнены на одинаковых шасси, похожих на букву П, к которым прикреплена передняя панель. Размер шасси 250 X X 150 X 40 мм, оно выполнено из твердого алюминиевого сплава толщиной 1,5 — 2 мм или стали толщиной 1 — 1,5 мм. Передняя панель выполнена из твердого алюминиевого сплава толщиной 3 — 4 мм. Можно изготовить его и из дерева (фанеры), и обить тонкой жестью.
      На рис. 6 показано расположение основных деталей на передней панели и сверху шасси блока I. Все обозначения деталей на этом и следующих рисунках соответствуют принципиальным схемам блоков.
      В верхней части панели размещены клеммы 5, 7, 8 для соединения с блоками II и Ж. Слева находятся гнезда включения антенны и заземления. Рядом с ними стоит тумблер для переключения программ. Левее их располагаются четыре тумблера и переменные сопротивления для мнкшерского пульта, справа — три экранированных гнезда 1, 2 и 3. В левом нижнем углу три клсашы (общ., 4 и 6) для подключения питающих напряжений от блока III. Сверху шасси установлены лампы Л1 и Л2, электролитические конденсаторы С7 и С? и плата с контурными катушками Lj, L-2, L3 и U Все остальные детали располагаются на специальных монтажных платах под шасси. Подробного описания их расположения мы уже не даем, потому что в выпуске «Юному радиолюбителю» об этом подробно рассказывалось и в I выпуске, были даны монтажные схемы сложного переносного узла, а уж здесь вы составьте их сами, тем более, что по количеству соединений эти схемы намного проще транзисторного радиоузла. Для пропуска соединительных проводников от элементов схемы, расположенных под шасси, к элементам ка передней панели в шасси сделано четыре отверстия, которые хорошо видны на рисунке (рядом с тумблерами).
      На рис. 7 показано расположение основных деталей блока II. Вверху панели расположены восемь клемм для соединения с трансляционными линиями |11 — 18), а внизу — тоже восемь клемм для соединения с блоком I и блоком III (общ., 4, 6, 9, 10, 5, 7, 8). В центре находится контрольный динамик КД, справа от него — регулятор громкости его работы. Повыше слева и справа расположены тумблера и индикаторные лампочки для переключения и контроля включения линий.
      Трансформаторы Тр1г Тр2, все лампы (Л1 — J15) и конденсатор С2 расположены сверху шасси. Все остальные детали и выходкой трансформатор динамика КД находятся в подвале шасси. Сопротивления и конденсаторы можно расположить на таких же изоляционных платах с монтажными пистонами, как это мы сделали ч в переносном радиоузле. Трансформатор динамика и гасящие сопротивления для эквивалентов нагрузки линий надо крепить с помощью специальных винтиков в подвале шасси.
      Еще проще конструкция блока выпрямителей (рис. 8). На передней панели вверху расположено пять клемм (общ. 4, 6, 9 и 10), к которым подведены различные напряжения с выходов выпрямителей. В центре находятся индикаторная лампочка Л2, предохранитель Пр и тумблер выключения сети
      В левом нижнем углу выходит шнур питания со штепсельной вилкой но конце. Сверху шасси расположены трансформатор Тр, тумблер П2 для переключения напряжения сети (127 или 220 вольт), кенотрон Л1, все конденсаторы и мощное сопротивление Ri или плата с несколькими штуками менее мощных сопротивлений. Диоды Д1 — Д4, сопротивление Ro м ряд соединительных проводов находятся под шасси. Для их прохода рядом с тумблером П2 сделано отверстие в шасси.
      Все три блока вдвигаются в металлический шкаф Э7ажерочкого типа. Дл вентиляции и охлаждения блоков в боковых и задней стенке шкафа сделаны ромбические отверстия. Расположение блоков в шкафу, микрофона с микрофонным усилителем и схема подключения антенны с " заземлением показаны на рис. 9.
      При установке наружной антенны обязательно надо ставить грозопереключатфь Гп и разрядник. Как это делать, подробно описан в инструкции по установке, которая придается к антенному набору.
      ПознакоАШмся с основными особенностями налаживания радиоузлов. Отличие в их схемах и приборах, применяемых для усиления сигналов, предопределяет и особенности их налаживания.
     
      НАЛАЖИВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНОГО РАДИОУЗЛА
      Прежде чем начинать налаживание, надо еще раз проверить правильность соединений по принципиальной и монтажной схеме.: Все детали перед постановкой их с схему надо обязательно проверять на работоспособность. Как это делать, было описано и в журнале «Юный техник»; и в наших «Приложениях». Сначала налаживаем микрофонный усилитель. Для этого подключаем к нему тот источник питания, с которым мы предполагаем работать (9 или 3 вольта) и подбором величины сопротивления R, добиваемся, чтобы ток коллектора был бы равен 0,7 — 1,2 ма. При этом на вход усилителя надо подключить звуковую катушку микрофона, a v а выход — наушники «Тон». После того как режим г о постоянному току подогнан, — проверяем работг усилителя с микрофона, контролируя ее по силе звука и чистоте его в головных телефонах.
      Схема предварительног усилителя аналогична схеме УНЧ приемника «Сп» дола». Как правило, она не требует особенного нала: кивания, кроме подбора параметров сопротивлений и конденсаторов в цепях обратной связи для получения желательного тембра звучания. Ток в цепи коллектора первого триода ПТ, имеет величину меньше 0,5 ма, у второго ПТ2
      около 1 ма, у выходных (ПТ3 и ПТ4) при отсутствии сигнала 10 — 15 ма, а при максимальной сходной мощности и напряжении питания 10 вольт до 90 ма. Режим по постоянному току устанавливается сопротивлениями R3r R6| R9, Rio и Riu
      Ток коллектора транзистора приемника ПТ устанавливается сопротивлением ?2(г) А® значений 0,7 — 1 ма.
      После проверки и регулировки режима по постоянному току предварительный усилитель можно проверить, педаз на его вход сигнал от граммофонного звукоснимателя, а на выход включив динамик. Громкость и чистота передачи при этом может быть отрегулирована изменением величин следующих деталей; Сз, R2; С4г С3, С6| С7 и Cg.
      Возможно, что при первом же включении усилитель возбудится. Прежде чем подбирать параметры развязывающих цепей, надо поменять точку подключения сопротивления R7 и попробовать переключить его к коллектору другого выходного транзистора (вместо ПТ3 к коллектору ПТ4).
      При налаживании мощного усилителя надо быть особенно внимательным при подсоединении питающих батарей или аккумуляторов. Даже практически мгновенное включение источника напряжения питания противоположной полярности выведет мощные транзисторы, а с ними и усилитель из строя.
      Максимальное значение коллекторного тока в мощном усилителе достигает 1,2 ампера. При отсутствии сигнала ток должен быть равен примерно 30 — 80 ма. Это регулируется подбором сопротивления Ri. Если при работе на максимальной громкости заметно, что «на ощупь» температура мощных транзисторов отличается друг от друга, то их надо обязательно проверить и подобрать по одинаковым токам 1ко и коэффициенту усиления р. Не включайте мощный усилитель совсем без нагрузки. При подсоединении мощного динамика Р-10 помните, что сопротивление соединительных проводов в 1 ом уменьшит вдвое мощность усилителя. Поэтому для соединения мощного усилителя с «колокольчиком» используйте только провода сечением не менее 1 -мм2 и длиной не более 7 — 12 м.
      После того как все узлы будут налажены по отдельности, их можно соединить вместе. При соединении предварительного и мощного усилителей надо подобрать оптимальную связь между ними переключением выводных концов трансформатора Тр2 предварительного усилителя и Трт мощного усилителя. При окончательной проверке радиоузла на работу с трансляционной линией надо проверить правильность коэффициента трансформации выходного трансформатора с реальной нагрузкой в линии. Для этого надо отключить «колокольчик», включить все транспяцнонные динамики и, включая последовательно с линией обмотку Р-10, то согласно, то встречно контролировать громкость работы динамиков. «Согласно» когда соединяются конец первой с началом второй обмотки. При «встречном» соединении соединяются начало с началом и вторая катушка противодействует первой, как бы уменьшая в ней число витков. Соответственно этому, если громкость работы возрастает при согласном включении, то число витков в выодной обмотке надо увеличить, а если наоборот — то уменьшить.
      Налаживание приемника, кроме установления режима по постоянному току, сводится к настройке его на частоту желаемой станции. Как это делать, мы уже подробно писали в Приложении N9 10 (100) и в других.
     
      НАЛАЖИВАНИЕ ЛАМПОВОГО (СТАЦИОНАРНОГО) РАДИОУЗЛА
      Если в транзисторном радиоузле при налаживании подбирали номиналы сопротивлений для установления требуемых значений токов, то в ламповом налаживание начинается с установления требуемых напряжений питания.
      Блок I
      Напряжение на аноде лампы Л1 должно быть 230 — 260 вольт. Если оно выходит за эти пределы, то необходимо проверить и отрегулировать блок питания. На экранной сетке лампы Л1 должно быть напряжение 80 — 120 вольт. Оно устанавливается подбором сопротивления Ri только в том случае, если отклонения невелики. Если отклонения от этих значений велики, то надо заменить лампу на заведомо исправную и проверить сопротивление R). Величина напряжения на анодах лампы Л2 может колебаться в широких пределах от 60 до 90 вольт без существенного влияния на работу усилителя. Подбор режима производится изменением номиналов сопротивлений Rh и R13. Все эти операции надо производить при работе от отдельного маломощного выпрямителя с выходным напряжением 250 — 260 вольт либо подсоединить блок I к вещательному приемнику. Питать блок I от мощного выпрямителя (болк III) без оконечного усилителя (блок II) нельзя Оба блока I и III могут выйти из строя
      После этого подсоединяем антенну и заземление, включаем тумблер П2 и, поставив потенциометр Rs на максимальную громкость, пытаемся принять радиовещательную станцию вращением винта катушки L| или L2. Услышав станцию и добившись максимальной громкости ее приема, увеличиваем ее подстройкой контура L3 или L4.
      9. Внешний вид стационарного радиоузла и микрофонного усилителя
      Затем проверяем работу предварительного усилителя с микрофона и звукоснимателя. Все эти проверки делаем на головные телефоны, которые включены на выход К? 1 (клеммы 5 и общ.)
      Блок II
      Выключив маломощный блок питания, подсоедините блок мощного усилителя. Перед его подключением убедитесь в том, что в блоке III и II имеется напряжение смещения Для этого нужно вынуть из панели кенотрон в блоке питания (111) и включить его. Кроме напряжений накала и напряжения смещения, не должно быть других напряжений. Теперь, поставив на место кенотрон, можно включать питание на мощный усилитель.
      Напряжение на анодах выходных ламп должно быть 300 — 330 вольт, на экранных сетках 230 — 260 вольт, напряжение смещения — 12 вольт. Если это напряжение будет больше — 12 вольт, тр тогда в блохе питания между точками 9 и общ. надо включить сопротивление 30 — 300 ком, подобрав его величину так, чтобы в точке 9 было ровно 12 вольт. Если оно будет меньше, то надо увеличить число витков в обмотке Y. Еще раз проверьте напряжение в блоке № 1. При этих испытаниях тумблера П1, П2, ПЗ и П4 должны быть включены на эквивалент нагрузки.
      Включите приемник или микрофон. По вспыхиванию лампочек эквивалентов при наличии передачи или диктовке в микрофон убедитесь в работоспособности радиоузла.
      Подсоедините одну линию и один «колокольчик» (здесь его надо включать обязательно с выходным трансформатором). Проверьте качество работы радиоузла из студии и аппаратной. Подберите (если надо) величины антипаразигвых сопротивлений и конденсаторов С3 и С4. На этом регулировка радиоузла заканчивается.
      Какие же готовые блоки можно применять в этих радиоузлах Если в транзисторном радиоузле вместо самодельного приемника применить приемник «Спидола», то тогда не нужен и предварительный усилитель. Вместо динамика «Спидолы» подключите мощный усилитель, и радиоузел готов Ведь в «Спидоле» предусмотрена возможность не только приема радиостанций, но и работа с граммофонным звукоснимателем. В эти же гнезда можно включить и наш микрофонный усилитель. Такие приемники, как «Нева», мохою использовать только по прямому назначению.
      В ламповом радиоузле вместо блока с приемником и предварительным усилителем можно применить лю-
      бой промышленный сетевой приемник, у которого есть гнезда для включения выносного громкоговорителя. В ряде случаев может оказаться ненужным и предварительный каскад усиления в мощном усилителе (лампа Л1), а сигнал от приемника можно подавать
      сразу на трансформатор Tpi.
      Микрофонный усилитель в этом случае должен включаться в гнезда граммофонного звукоснимателя (адаптера).
     
      НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРЕДАЧ
      Иметь свой радиоузел с микрофонами и приемниками еще не значит, иметь собственное школьное вещание. Надо подготовить несколько ребят с хорошей дикцией и умением держать себя в студии.
      Чихание, вздохи, кряхтение, царапанье спичкой по столу и даже включение микрофона сильно щелкающим тумблером будут восприниматься слушателями как буря, конские скачки или артиллерийские залпы. Об этом надо все время помнить и вести себя в студии как подобает. Сходите на свой городской или районный радиоузел. Там еам и покажут и расскажут, как лучше организовать передачи.
      На торопитесь сразу же делать какие-то срочные сообщения. Сначала их надо обдумать, потом написать на бумажке, несколько раз прочесть и только после этого включать микрофон. В качественной передаче ваших материалов вам поможет и хорошо оборудованная студия и система связи с техником радиоузла через смотровое стекло и табло.
      Безусловно, никакие шутки нельзя устраивать в помещении студии и аппаратной. Помните, что вы имеете дело с аппаратурой, в которой есть высокие напряжения или дорогие полупроводниковые приборы, помните о своих товарищах, которые будут слушать ваши передачи, поэтому надо строго ограничить круг лиц, которым разрешается пользоваться аппаратурой радиоузла.
      Несколько слов о проводке трансляционной линии. Для нее подойдет обычный телефонный, звонковой или осветительный шнур небольшого сечения. Если проводка делается не только в помещении, но и на улице, то ее можно выполнить стальным проводом, используемым для линий связи.
      Помните, что напряжение в линии «колокольчика» сетевого радиоузла 120 в? Будьте осторожны
      Вот краткие сведения, которые мы хотели вам изложить для того, чтобы «можно было начать увлекательное дело радиофикации школы или пионерлагеря.
      Где можно получить дополнительные сседения по оформлению студии, по различным схемем усилителей Вот вам список дополнительной литературы. Ее вы сможете найти о библиотеке.
     
      ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      1. Простой школьный радиоузел, „Радио" № 10, 1901 год, стр. 30.
      2. А. Нефедов. Как радиофицировать пионерский лагерь, „Радио" № 6, I960 год, стр. 64.
      3. В. Алимов, В. Морозов, Школьный радиоузел. „Радио" № 9, 1958 год, стр. 45.
      4. В. Г. Борисов, Школьный радиоузел. „Юный радиолюбитель", 1959 год, стр. 197.
      5. Б. Казанцев, Радиоузел на полупроводниках, „Юный техник" № 12, 1958 год, стр. 61.
      6. Е. А. Ризкин, Как построить колхозную речевую студию, 1956 год.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru