На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Самоделки из текстильных материалов. Перевертень Г. И. — 1990 г

Перевертень Григорий Иванович

САМОДЕЛКИ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

*** 1990 ***


DjVu



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Ткани и волокнистые материалы 4
Волокна —
Пряжа 9
Нитки —
Ткани 11
Коллекция видов тканей 15
Инструменты и приспособления 16
Организация занятий 18
О цвете 20
Правила техники безопасности 21
Работа с волокнистыми материалами 22
Изделия из небольших обрезков —
Витье 27
Плетение 28
Объемные изделия из ниток 36
Работа с тканью 41
Подготовка к работе —
Вспомогательные предметы 43
Ремонт одежды 49
Пуговица и ее заменители 51
Пришивание крючков, петель, кнопок, пуговиц 52
Пособие «Образцы пришивания пуговиц» 54
Отделка ткани 55
Виды швов и их применение —
Маскировочные и соединительные швы 67
Вышивание 69
Метки Монограммы —
Контурное вышивание 71
Вышивание салфеток 73
Набор 75
Вышивание гладью 77
Вышивание крестиком 79
Мережка 81
Бахрома 84
Аппликация 86
Цветы из ленты 90
Окраска и роспись тканей 93
Кройка и шитье 100
Одежда для кукол 109
Самообслуживание Уход за одеждой 117
Сувениры, подарки 119
И просто, и красиво 137
Искусственные цветы 142
Игрушки-самоделки 149
Мягкая игрушка 152
Разные самоделки 156

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




Книга предназначена для внеклассной работы с младшими школьниками в группах продленного дня, кружках «Умелые руки». В ней даются краткие сведения по материаловедению, характеристика инструментов и приспособлений для работы, описание поделок из текстиля.
      Книга хорошо иллюстрирована.
     
      Введение
      Трудовое обучение в начальных классах — органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и общего развития школьников.
      Один из разделов программы трудового обучения в начальных классах отведен практической и политехнической подготовке учащихся по шитью, вышиванию и плетению.
      Интерес к обработке различных материалов у детей велик. Они любят мастерить, клеить, конструировать, шить. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся детям.
      На уроках труда школьники получают первоначальные знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки текстильных материалов, узнают о предприятиях, выпускающих ткани, одежду, трикотажные изделия, приобретают простейшие навыки и умения по разметке, раскрою ткани, шитью, вышиванию.
      Отечественная промышленность выпускает различные виды текстиля. Это нитки, пряжа, тесьма, ленты, ткани. Большинство из них можно использовать для работы в начальных классах. Материалы следует приобретать заблаговременно, чтобы в нужный момент под руками было все необходимое для работы. Дети 6—10 лет выполняют в основном небольшие изделия, поэтому расход материала для их изготовления невелик. Для работы часто используют лоскуты, обрезки, небольшие кусочки. Так как при работе с тканью дети пользуются режущими и колющими инструментами, то необходимо познакомить их с правилами техники безопасности и требовать строгого 'соблюдения мер предосторожности. Приучать детей к порядку надо с первых дней занятий. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Для хранения материалов, инструментов и приспособлений -следует сделать специальную папку. Особо надо-обратить внимание детей на пользование ножницами и иглой, так как они являются основными инструментами при работе с тканью. Иглы необходимо хранить только в игольнице, при наличии нескольких игл — после работы их пересчитывать. Нужно соблюдать осторожность при передаче ножниц, иголок или булавок другому лицу и т. д.
      В данном пособии предложены различные виды работ, одни просты по исполнению, другие требуют определенных умений и навыков. Такой подбор позволяет найти изделия для различных этапов обучения в зависимости от подготовленности учащихся. Там, где это возможно, даны варианты или основные принципы конструирования изделий с той целью, чтобы учащиеся могли самостоятельно разработать его.
     
      Ткани и волокнистые материалы
      Волокна
      Текстильная промышленность выпускает различные виды продукции, которые используются на уроках трудового обучения в начальных классах и внеурочных занятиях. К ним относятся ткани, ленты, тесьма, сутаж, нитки. Все эти текстильные материалы изготовлены из различных волокон.
      По своему исходному сырью волокна делятся на две группы: натуральные и химические. В свою очередь каждая из групп подразделяется соответственно на волокна растительного и животного происхождения, искусственные и синтетические. Существуют волокна минерального происхождения. Это асбест.
      К растительным волокнам относятся хлопок, лен, конопля, джут и др. С детьми можно провести небольшой опыт. Если внимательно посмотреть на ткань, можно увидеть, что она состоит из нитей, переплетенных между собой. А из чего и как делают нить? Чтобы лучше представить процесс получения ниток и пряжи, необязательно идти на прядильную фабрику. Можно взять небольшой ком ваты, медленно вытягивать из него волокна и хорошо скручивать их
      пальцами. Получается нить. Правда, она будет неравномерной по толщине, но достаточно прочной.
      Из несложного опыта стало ясно, что из коротких волокон можно получить прочную длинную нить. Если же нити (своего рода тоже волокна) скручивать между собой, то они получаются более прочные, но нити можно и переплетать.
      Для выработки тканей нужно сырье, т,о есть волокнистые материалы. Они бывают растительного и животного происхождения. Натуральные текстильные волокна вырабатываются из стеблей и листьев некоторых растений, лыка например. Часть стебля этого растения составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нем в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Но больше всех волокон растительного происхождения получают из хлопчатника.
      Хлопчатник-- многолетнее теплолюбивое растение, поэтому возделывание культурного хлопчатника началось в жарких странах— Индии, Африке, Мексике, Перу — задолго до нашей эры. Большой популярностью и спросом во всем мире пользовались индийские хлопчатобумажные ткани. На территории нашей страны хлопок выращивали в Бухаре, Самарканде, Хорезме, Ташкенте, Фергане.
      Хлопковая ткань имела очень большое хозяйственное и военное значение. Из нее шили одежду, делали канаты, паруса, ведь флот в давние времена был только парусным и гребным. Христофор Колумб пересек Атлантический океан и открыл Америку именно под хлопковыми парусами. Есть сведения, что паруса его каравелл были сделаны из хорошо сейчас известной джинсовой ткани, хотя следует отметить, что хлопок в Европу ввозился. В настоящее время его возделывают более чем в 50 странах мира. В СССР его разводят в республиках Средней Азии (Узбекистан, Казахстан), Азербайджане, Молдове, южных районах Украины.
      Хлопчатник — кустарниковое растение высотой от 1 м и более. Всего в мире произрастает 35 видов хлопчатника, для получения текстильного волокна используют 4 вида. Цветок белый, кремовый или желтый, с пятью большими лепестками. Хлопковое волокно получают после созревания семян, покрытых тонкими волосками и собранных в коробочку. Волокна очищают от семян и других сорных примесей и в кипах отправляют для дальнейшей переработки на прядильные предприятия.
      Из хлопковых волокон получают бытовую, бельевую, техническую ткань, делают сети, ремни, обмотки проводов. Из отходов хлопчатника получают целлюлозу, бумагу, лаки, линолеум, картон. Хлопчатник содержит до 29 процентов жира. Масло употребляют в пищу, делают маргарин, глицерин, мыло, смазочные материалы. Жмых скармливают скоту.
      На каждом семени развиваемся 7—15 тысяч волосков. Это и есть хлопковые волокна.
      Длина волокон хлопка от 12 до 60 мм. После созревания коробочки раскрываются и их собирают.
      Лен — травянистое растение высотой до 1 м и более. Распространен широко. Выращивают в Эстонии, Латвии, Литве, Сибири, Краснодарском крае, Московской, Смоленской, Ленинградской, Ивановской и других областях, в Белоруссии, на Украине.
      Всего в мире произрастает более 200 видов льна, в СССР — более 40. Промышленную значимость из них имеют лишь три вида: лен-долгунец, лен-межеумок, лен-кудряш. Лен —ценное сырье для получения красивых, прочных, мягких тканей. Семена льна содержат до 50 процентов масла, которое употребляют в пищу, используют для изготовления олифы, лаков, красок, линолеума, применяют в медицине. Костру используют как топливо.
      Жесткие и грубые волокна других растений, например конопли, используют для изготовления канатов, мешковины, парусины, холста. К лубяным также относятся джут, рами, кенаф и др. Прочность луба их различна.
      Лубяные волокна добывают не только из стеблей, но и из листьев некоторых растений. В Индии растет пальма, именуемая кариота. Из черешков ее листьев получают самые прочные волокна, трос из. которых не уступает стальному. Не менее прочен и манильский трос, его делают из пеньки банана, растущего на Филиппинских островах. Трос и пенька названы именем столицы Манилы. Волокна такой пеньки достигают 5 м. (Головкин Б. Н. Самые-самые... Рассказы о рекордах растительного мира.— М., 1982.)
      Прочный луб (внутренняя часть коры) имеет липа. В^старину из него плели обувь — лапти, сапоги, делали веревки, сейчас лыко (так называют этот луб) используют для изготовления мочала, рогожи, столярных кистей, щеток для побелки.
      К натуральным волокнам животного происхождения относится шерсть, шелк.
      Шерсть — очень ценное волокно, его получают из волосяного покрова некоторых животных: овец, коз, верблюдов, кроликов. Животных стригут, затем шерсть моют, сушат, очищают, прочесывают на чесальных машинах, где волокна распрямляются, ложатся параллельно, вытягиваются. Потом из образованной рыхлой лентц делают ровницу — толстый, пухлый, непрочный жгут, из которого способом дальнейшего скручивания и вытягивания волокон получают пряжу. Из шерстяной пряжи и ниток изготавливают трикотаж, ткани. Наиболее ценной является шерсть тонкорунных овец. Кроме того, шерстяные волокна используют в валяльно-войлочном производстве — делают валенки, шляпы и другие изделия.
      Шерстяные ткани делятся на три основные группы: камвольные, получаемые из гладкой нити высоких тонких номеров; тонкосуконные, используемые для пошива костюмов, пальто; грубошерстные, из которых шьют шинели и другую верхнюю одежду.
      Шерстяные волокна разных животных обладают различными качествами и свойствами. Мохер получают из шерсти ангорских коз, которых разводят в Малой Азии, Испании, Америке, Южной Африке. Натуральный цвет мохера белый, шерсть мягкая, пушистая, длинная с извивами. Кролики дают людям ангорскую шерсть. Шевиот получил свое название по Шёвиотским горам в Шотландии, где разводят овец с длинной волнистой шерстью. Кашемир получают с кашмирских коз, которых разводят в Индии, Иране.
      В нашей стране шерсть получают от различных животных, в том числе от овец, которых разводят в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, на Украине, Нижнем и Среднем Поволжье. Больше всего ценится шерсть, получаемая от тонкорунных и полутонкорунных овец.
      Шелк натуральный получают из коконов тутового, дубового и других шелкопрядов. Известно более 200 видов гусениц, которые вьют кокон, но лишь шесть из них дают пригодное промышленное волокно. Тутовый шелкопряд разводят в СССР и других странах. Дубовый шелкопряд разводят в Китае (получают знаменитую китайскую чесучу), Японии, Индии, СССР. Клещевинный шелкопряд разводят в Индии, он питается листьями клещевины, из него получают шелк эри. Ассамский шелкопряд разводят в Индии. Айланто-вый шелкопряд разводят в Индии, Китае, Индонезии, он питается листьями айланта, яблони и сирени. Промышленное волокно получают также от дикого шелкопряда рода Антериа, который разводят в Индии и Китае. (Злотин А. 3. Занимательное шелководство.— Киев: Урожай, 1984.)
      Разводить тутовый шелкопряд начали около пяти тысяч лет назад. Долгое время тайна шелководства хранилась в строжайшем секрете, за разглашение ее карали смертной казнью. Цена на шелк была очень высокой. В Древнем Риме за фунт шелка платили фунт золота. Со временем секреты выращивания тутового шелкопряда стали известны в Корее, Японии и других странах. В России его начали разводить в XVIII веке.
      Как получают шелк? Весной, когда на деревьях шелковицы появляются листья, шелководы из яичек (они называются грена) выводятч гусениц и кормят их листьями. Гусеница быстро растет. Через несколько дней, достигнув зрелого возраста, она начинает свивать кокон в специально подготовленном для этого коконнике. Волокно (нить) получают следующим образом: из двух отверстий, находящихся на головке ниже рта, гусеница выделяет густую жидкость, которая застывает на воздухе (обратите внимание: химические волокна получают из жидкости, также застывающей на воздухе). Эта жидкость выделяется непрерывно и образует две нити, склеивающиеся при помощи особого вещества — серицина, тоже выделяемого гусеницей. В результате получается единая нить, из которой гусеница сплетает кокон. Длина такой нити бывает разной в зависимости от условий развития и вида шелкопряда и достигает от 600 до 1800, а иногда до 2000 м.
      Внутри кокона гусеница превращается в куколку, которая на определенной стадии развития должна превратиться в бабочку, и, чтобы выйти из кокона, делает в нем отверстие, разрывая нить. Поэтому важно умертвить куколку, для этого кокон подвергают горячей обработке паром или воздухом. Куколка погибает. Затем ко-
      коны поступают для дальнейшей обработки и шелкомотания — сматывания с них ниток и получения шелка-сырца. Коконная нить очень тонка, поэтому, чтобы получить промышленную, скручивают несколько нитей вместе.
      Натуральные шелковые волокна являются ценным промышленным сырьем, из них изготавливают различные ткани, из которых шьют женские и детские платья, мужские сорочки, парашюты.
      Часть коконов оставляют для разведения. Куколка превращается в бабочку и выходит из кокона. Отложив яйца, бабочка погибает, а шелководы получают грену для воспроизведения шелкопряда. Цикл повторяется.
      Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические.
      Искусственные волокна впервые были получены в конце прошлого столетия. Сейчас они находят очень широкое применение как заменители натуральных. Искусственные волокна получают из природных полимеров — хлопковой, древесной и другой целлюлозы путем специальной обработки. К таким волокнам относятся нитрошелк, медно-аммиачный вискозный, ацетатный шелк в растворе различных химических веществ.
      Ацетатное волокно получают из целлюлозы хлопка, обработанной уксусной кислотой. Сырьем для производства вискозного волокна служит целлюлоза древесины, которую прессуют в картон и отправляют на дальнейшую переработку. На комбинатах химволок-на из этого картона получают прядильный раствор, а из него — волокно.
      Медно-аммиачное волокно вырабатывают из хлопковой целлюлозы в соединении с аммиачным раствором окиси меди. К искусственным волокнам относят стеклянные и металлические нити, которые используют в производстве декоративных тканей, парчи, погон.
      Искусственные волокна намного экономичнее натуральных, так как имеют дешевую сырьевую базу и на их производство расходуется меньше материалов.
      Синтетические волокна получают из синтетических полимеров путем химической обработки различных веществ: нефти, каменного угля, газов. Волокна группируют по исходному сырью. Капрон, нейлон получают в процессе переработки каменного угля. Капрон применяется для иготовления чулок, носков, канатов, гардинного полотна, тканей. Из нейлона делают ткани, его используют в технических целях.
      Лавсан вырабатывают из продуктов нефти. Из него делают ткани, искусственный мех, ковры и другие изделия.
      Полиэфирные волокна получают из продуктов нефти, из них вырабатывают плащевые ткани, ковры, декоративные ткани, канаты. Для плательных, костюмных тканей используют нитрон — волокно, получаемое из нефти, газа, каменного угля. Его смешивают с хлопком, шерстью.
      К синтетическим волокнам относятся хлорин, винол, кримплен и другие. Ученые постоянно работают над получением новых
      химических волокон. Так, например, в последнее время на Волгоградском объединении «Химволокно» получен материал, названный мегалон. Он по своим качествам приближается к хлопку. Такими, же качествами обладает сидлон, его смешивают с хлопком и шьют одежду.
      Синтетическое волокно оксалон используют для пошива спецодежды металлургам, пожарным, делают транспортные ленты, канаты, веревки, рыболовные сети, пожарные рукава, кордовую нить для шин самолетов, тяжеловесных автомобилей (корд — нитка или редкая ткань в шинах).
      Процесс получения химического волокна состоит из нескольких этапов. Вначале получают из химических веществ густой жидкий прядильный раствор, затем из емкости в горячем состоянии под давлением эта масса проходит через специальные устройства— фильеры. Каждая фильера представляет собой небольшой металлический колпачок с мельчайшими отверстиями. Струйки, вытекая, на воздухе застывают, превращаются в нитки. В нижней части машинь волокно наматывается на бобины и поступает для дальнейшей обработки, отделки, производства тканей и других вещей.
     
      Пряжа
      Пряжей называется длинномерный материал, получаемый способом прядения, то есть скручивания волокон. Пряжа может быть однородной и смешанной. Как уже было отмечено, натуральные волокна имеют небольшую длину и на прядильные фабрики поступают в кипах. Они спутаны, смяты, имеют сорцые примеси. Там их очищают, расчесывают, волокна выпрямляются, ложатся в одном направлении. Таким способом получают ровницу. Затем ровницу вытягивают, скручивают. Полученную пряжу наматывают на патроны или шпульки. Процесс получения пряжи называется прядением. Прядение — это создание из волокнистой массы пряжи (нитей) путем скручивания между собой волокон. Прядение осуществляется на прядильных фабриках.
      Пряжа определяется по исходному сырью: шерстяная, хлопчатобумажная, льняная или смешанная, полученная из различных волокон. Ее окрашивают в различные цвета, пряжа без отделки называется суровой, из смеси цветных волокон—меланжевой.
      В начальных классах пряжу применяют для изготовления различных поделок, например плетения, игрушек из клубков.
      Нитки
      Промышленность выпускает хлопчатобумажные, льняные, шелковые и синтетические швейные нитки. Для работы с младшими школьниками используют различные виды ниток: швейные, мулине, ирис, кроше, льняные и др. По назначению нитки делятся на швейные, вышивальные, вязальные, штопальные.
      Швейные нитки бывают различной толщины. Толщине ниток соответствует определенный номер. Различается сортность ниток: экстра, прима, специальные, особо прочные. Самые толстые — № 10, тонкие —№ 80. Эти нитки младшие школьники используют для пришивания пуговиц, кнопок, крючков, петель, соединения деталей ткани и других целей.
      Хлопчатобумажные швейные нитки состоят из нескольких сложений пряжи. Таких-сложений может быть 2, 3 и более. Перед круткой нитки смачивают, так получается гладкая поверхность. Следует обратить внимание на то, в какую сторону закручены нитки: в правую или в левую, если конец держать к себе. Обычно хлопчатобумажные швейные нитки скручены в левую сторону, по часовой стрелке.
      Шелковые нитки получают из шелка-сырца способом двойного кручения. Сначала скручивают несколько элементарных нитей в одну сторону, потом готовые крутки —в противоположную. Широко " используются синтетические, капроновые, лавсановые нитки. Объемные синтетические нитки и пряжу можно использовать для изготовления различных сувениров. Ирис, мулине применяют для вышивания, подготовки различных поделок, меток на одежде и т. д. В последние годы ассортимент хлопчатобумажной пряжи и ниток значительно обогатился, появились новые виды; «Мак», «Снежинка», «Пингвин», «Тюльпан» и др.
      Выпускают нитки в различных упаковках; катушках, патронах, мотках, клубках, бобинах (рис. 2). Сортность, номер ниток, количество сложений, длина в упаковке (или вес) указаны на этикетке (рис. 3).
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.