НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Самоделки школьника. Тарасов Б. В. — 1977 г.

Борис Васильевич Тарасов

Самоделки
школьника

*** 1977 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      Рисунки художников А. В. СЛИЧУКА и Ю. И. ФИЛАТОВА
     
     
      ОТ АВТОРА
      Дорогие друзья — юные читатели!
      В руках у вас новая книга.
      Бегло просматривая ее, вы, конечно, задаете себе вопрос; о чем эта книга? Что нового даст она вам? Куда поведут вас ее страницы, полные рисунков и чертежей?
      Вы не растеряетесь, если в квартире погаснет свет: уверенно смените предохранительную пробку.
      В школу вы нередко приносите самодельные приборы. Они помогают вам на уроках физики, химии и других наук.
      В пионерском лагере летом с увлечением работаете в кружках, организуете занимательные игры и аттракционы, помогаете оборудовать парки и спортивные площадки.
      В те дни, когда в ваших семьях отмечают день рождения родных и близких, вы благодаря своему умению и мастерству делаете им своими руками хорошие, интересные подарки.
      А разве мало работы умелым рукам в доме! Приглядитесь внимательно к тому, что вас окружает. Площадка или сад перед вашим домом, комнаты вашей квартиры, уголок в кухне, где готовят еду, ваш письменный стол, за которым вы делаете уроки, — всюду широкие возможности для работы юного мастера. Надо только пристально по™ смотреть, где нужны полезные и красивые вещи и приспособления, доступные вашему умению и мастерству.
      Эта книга как раз и поможет вам в ваших замыслах и делах. Ее задача — указать некоторые поделки, полезные для школы, лагеря и семьи.
      Книга эта выходит вторым изданием. Первый выпуск ее в 1968 году, судя по многочисленным письмам юных техников, пришелся по душе ребятам, увлекающимся техническим творчеством.
      Более 600 писем прислали они в издательство. Автор на основе этих писем тщательно пересмотрел содержание книги, снял описание тех самоделок, которые не заинтересовали читателей и ввел новые, более интересные. Несколько расширены разделы «В пионерском лагере» и «Полезные советы», введен новый раздел «Простейшие работы по радио*.
      Почти все самоделки, показанные в этой книге, были сделаны ребятами самостоятельно или в различных кружках. В книге вы найдете чертежи отдельных деталей этих самоделок и подробное описание изготовления их. Несколько моделей мы предлагаем вам разработать самостоятельно, например модели монорельсовой дороги, речного троллейбуса. Поэтому вам нужно будет подумать, как их сделать. Возможно, вы сможете улучшить предлагаемые модели, придумать другие, более совершенные конструкции этих моделей, требующие меньших затрат труда и времени. Умение хорошо решить задачу, по-своему. оригинально и просто — ценное качество каждого юного тех* ника. Итак, творите, выдумывайте, пробуйте! Но сначала внимательно ознакомьтесь с правилами юного техника.
     
      10 ПРАВИЛ ЮНОГО ТЕХНИКА
      1. Все поделки лучше делать с друзьями, такими же любителями мастерить и создавать полезные вещи. В кругу своих друзей вы сможете творить чудеса, надо только увлечь их задуманной работой.
      2. Ничего не делайте как попало: только старательно, вдумчиво выполненная вещь будет хороша и пойдет на пользу.
      3. Готовясь делать вещь, постарайтесь сначала представить устройство самоделки в уме. Даже великие изобретения всегда возникали сначала в голове конструктора и только потом претворялись в готовую вещь. Чтобы избежать лишней работы, тщательно продумайте все мелочи. Почитайте подходящие книжки, посоветуйтесь с учителями, товарищами, как лучше выполнить задуманное*
      4; Не бойтесь даже самой сложной работы. «Начни делать и дело само тебя поведет*, — любил повторять А. М. Горький.
      Но прежде всего составьте план изготовления поделки и строго его придерживайтесь.
      5. Вначале изобразите на простом рисунке общий вид самоделки и, если надо, ее отдельные детали. Затем при помощи линейки, карандаша и циркуля заготовьте чертежи деталей, лучше в натуральную величину (или в уменьшенном масштабе, если вещь крупная).
      6. Не смущайтесь, если задуманное не будет у вас получаться сразу. Даже инженерам и крупным конструкторам приходится вносить изменения и поправки, когда они создают сложные машины. Но они упорно добиваются хороших результатов.
      7. Пользуйтесь всегда хорошо заправленным инструментом. Плохой инструмент даже в руках опытного мастера не даст возможности создать хорошее изделие.
      Храните свой инструмент — будь то готовальня, рубанок, сверло; тщательно оберегайте его рабочую часть.
      8. Собирайте и аккуратно храните так называемую техническую мелочь (колеса, шестеренки, винты, гайки и пр.). Держите их в особых ящичках с отделениями для каждого вида мелочи.
      9. Читайте книги по технике. Собирайте их и храните в порядке — это лучшие советчики и друзья.
      10. Сделав вещь, проверьте ее в работе. Еще раз подумайте, как можно улучшить самоделку.
      Все, что выходит из ваших рук и рук ваших товарищей по общей работе, должно быть аккуратно сделано и красиво оформлено.
      Только после этого можно передать изделие в школу, в пионерский лагерь, отряд или сделать подарок друзьям и малышам.
     
      ПОДЕЛКИ В ПОМОЩЬ ШКОЛЕ
     
      Нашу книжку мы начинаем с описания самоделок, которые помогут яснее и глубже усвоить знания, полученные на уроках. Каждый школьник средних классов знает, что в его школе имеются наглядные пособия: карты, плакаты, приборы для опытов, модели различных механизмов.
      В кабинете биологии, например, можно увидеть скелеты животных и человека, чучела птиц, коллекции бабочек и жуков. Папки с засушенными растениями раскрывают необъятный мир зеленого покрова нашей Родины. Кабинет химии наполнен бутылями с реактивами, колбами, наборами разных пробирок. На полках шкафов кабинета физики собраны проекционные фонари, кинопроекторы, модели машин и т. д.
      Давно замечено, что любой естественный закон гораздо лучше запоминается и познается, если его подтвердить соответствующим опытом на приборе или модели. А если к тому же эта модель сделана руками самого учащегося? Ведь только собрав из самодельных деталей, допустим, маленький электрический двигатель и запустив его, можно до конца уяснить принцип его работы. Сделанный юными мастерами проекционный фонарь поможет разобраться в ходе лучей от источника света — лампы к большому экрану на стене. А сколько
      еще приборов для школьных кабинетов можно назвать! Большинство из них могут вполне выполнить учащиеся средней школы.
      Поделки, предлагаемые в книге, вы можете делать самостоятельно или с товарищами. Но лучше начинать работу в кружке юных техников, любителей мастерить.
      Там, где есть столярная и слесарная мастерские, где на помощь всегда придут преподаватели и учащиеся старших классов, где есть книги и нужные пособия, можно успешно заняться изготовлением наглядных пособий, макетов, стендов, приборов.
      Ниже дается описание некоторых самодельных приборов и установок главным образом для кабинета физики. Эта наука наиболее близка к технике — недаром физику считают основой техники.
      Самоделки этого раздела книги, да и вся книга в целом рассчитаны на школьников VI, VII и VIII классов. Ребята из IV и V классов, интересующиеся физикой, могут изготовить некоторые самоделки в кружке под руководством старших товарищей.
      Описание самоделок начинается с рассмотрения несложных приспособлений для измерения. Каждый учащийся знает, что для того чтобы сделать какую-либо вещь, надо разметить детали, нанести на материал (будет ли это древесина, металл, ткань, картон) точные их размеры.
      Для измерения изготовляемых деталей существует много различных приспособлений и инструментов. Ни один столяр не может сделать хороший круглый стол без рейсмуса и циркуля (или приспособления, подобного циркулю), а токарь и фрезеровщик не могут работать без угольника и штангенциркуля.
      Простые инструменты и приспособления для измерений принесут большую пользу для дальнейшей работы. В литературе, указанной и конце книги, вы найдете описание других приборов и приспособлений, необходимых в работе юному технику.
      Сделав простейшие приспособления, в дальнейшем самостоятельно изготовьте метровую линейку, угольник, циркуль и транспортир большого размера, которыми пользуются при вычерчивании чертежей на классной доске. Проверив их, сдайте в кабинеты математики и черчения. Подумайте, какие еще приспособления можно сделать.
      Выбирайте себе работу по вкусу и помните о наших правилах. Старательно поработав, вы не только дадите школе полезные учебные пособия, но и узнаете много интересного.
     
      УГОЛЬНИК ЮНОГО СТОЛЯРА
     
      СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ...
      На этой странице изображен самодельный угольник, без которого нельзя выстругать из дерева правильный брусок, ровную дощечку и пр. Угольник нужен и юному металлисту — по угольнику проверяют углы деталей, заготовок и чертилкой наносят прямые
      Проверка угольника
      линии на заготовке. А в магазине не всегда найдете нужный вам угольник. Как сделать угольник из старого чертежного треугольника, непригодного для черчения, ясно из рисунков.
     
      ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЗАМЕРА ДИАМЕТРОВ
      Для замера внутреннего диаметра трубки сделайте несложное приспособление. Оно показано на этой же странице.
      Из тонкой фанеры выпилите лобзиком клин по размерам, указанным на рисунке; старательно зашлифуйте клин, особенно его ребра. Когда получите совершенно ровные края; оклейте заготовку мил л и метровой бумагой.
      Теперь если вам понадобится измерить диаметр небольшой трубки или отверстия в детали, введите клин в отверстие до отказа и заметьте, до какого деления он вошел. Отсчет произведите по катету, имеющему деления. При помощи этой самоделки можно измерить диаметр с точностью до ОД ммч так как отношение высоты клина к его длине 1:10.
      Для замера внешних диаметров круглого стержня или небольшой жестяной трубки сделайте из той же фанеры две линейки и скрепляющую деталь. Последняя состоит из двух одинаковых половин, что хорошо видно на рисунке. На одну из линеек наклейте узкую полоску миллиметровой бумаги и разметьте ее, как показано на рисунке. Сложите две линейки так, чтобы они плотно прикасались одна к другой в нулевой точке, а расстояние между концами их на десятом сантиметре составляло 10 мм. Отрежьте край линейки Б по пунктирной линии, тщательно отшлифуйте края линеек и, сложив их так, как показано на рисунке, наклейте с обеих сторон деталь С. Для измерения внешнего диаметра трубки или стержня необходимо ввести их в промежуток между линейками до отказа и заметить, против какого деления они окажутся.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru