НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»


Семейное воспитание в России. Казмина Н. В. — 1908 г.

Н. В. Казмина

Семейное воспитание в России

*** 1908 ***


PDF


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 


      ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.
     
      Умственное и нравственное воспитание в городских семьях (продолжение). — Обучение грамотй до школы в семьях низших классов. — Предметы дошкольного обучения в интеллигентных семьях. — Гувернантка. — Обучение языкам и музыке. — Религиозное восгштание в верующих и неверующих семьях. — Развитие правосознания и гражданственности. — Русский идеализм. — Заключение.
     

      Собственно, систематического обучения детей дошкольнjго возраста в России не существует. Материнских школ, каких множество во Франции, у нас негь. Детских садов — очень мало, только в самых больших городах (обыкновенно, детсше сады «французско-немецкие», ставящие одною из главных целей практическое обучение языкам). В низших городских слоях детей до школы ничему не учат. Разве отец или мать, в свободный минуты, научит разбирать по складам или считать до двадцати, а то и «до ста» (верх арифметичеекой премудрости поступающих в школу). При этом часто учат чтенш по старому буквослагательному методу или какими-нибудь самодельными приемами, не всегда дающими уменье сливать звуки и разлагать слова на звуки. С такими полуграмотными детьми «домашняго обучения» в школе потом иногда приходится биться больше, чем с неграмотными. Счету, обыкновенно, учат лишь на словах, так что ребенок, умея назвать одним духом несколько числительных, тем не менее, не всегда может считать предметы. Среди поступающих в школу также счетчики попадаются довольно часто.
      В более интеллигентных семьях учат до школы грамоте, счету, а также языкам и музыке. Но здесь редко занимаются с детьми родители. Отец занят на службе, мать также отдается либо общественной деятельности, либо светским развлечениям, второстепенные члены семьи редко берутся за скучное дело воепитания. да и не всегда имеют для этого достаточную подготовку. И вот умственное и нравственное воспиташе поручается боннам, гувернерам, гувернанткам, в обществе которых дети проводят время с утра до вечера. Сравнительно редко гувернантки бывают русские, девушки с средним, иногда и специальным образовашем. Чаще в гувернантки приглашаются француженки, англичанки, немки. Недавно русские журналы обошла яркая статья о гувернантках-иностранках, выпукло характеризующая этих руководительниц нашего воспитания. Приведу два-три отрывка из этой прекрасной статьи.
      «Самый обыкновенный тип гувернантки — расфранченная француженка с напудренным лицом и подкрашенными бровями. Разговор ея очень беден, он не выходит из круга бульварных интересов... Немки, кроткие или злые, но большею частью недалекие, разсказывают детям неизменно историю их неудавшейся свадьбы, и грозят им мучениями на том свете за то, что они не слушаются старших. Часто видишь неуклюжую рослую девушку с огромными мозолистыми руками: это бывшая французская крестьянка или горничная, добрая и честная девушка, но не получившая никакого воспитания; она не говорит правильно даже на родном языке. Или перед вами пожилая протестантка, ханжа, родом из суровой семьи кальвинистовъ; она с утра до вечера тол-кует детям о повиновенш Богу, о грехах, о прощенш, о подчиненш жены мужу, о суетности мира и т. д. Есть еще много бойких иноетранок, высокодержащих знамя веселjго поведения, которыя, благодаря природной ловкости, поступают в порядочные семейные дома»... «В Россию едут почти исключительно или простые необразованный девушки, занимавшаяся у себя на родине продажею в мелочных лавках или доением коров, или уж слишком не «простые»... Все оне при переселенш в Poccию лелеют мечты еовсем не педагогическjго свойства. Порядочная интеллигентная гувернантка-иностранка является крайне редким исключением.
      Русские матери очень снисходительно относятся к умственному убожеству иностранных гувернаток. Здесь важнейшие стороны воспитания приносятся в жертву внешним казовым сторонам: хорошим манерам, бойкому иностранному говору. Для этого подготовка гувернаток является удовлетворительной, — большjго с них и не требуют. Но все-же, несмотря на непростительную снисходительность по отношешю к гувернанткам, последним редко удается прожить в одной семье пять-шесть лет Обыкновенно, оне меняются постоянно, хотя причиною их увольнения редко является их педагогическое невежеетво, а чаще — отсутствие порядочности в других отношениях или же несоглаие с хозяевами, которые часто обращаются с гувернантками так же, как привыкли обращаться с домашнею прислугой. И вотъ — гувернантки меня-ются чуть не ежемесячно, каждая ломает детей на свой лад, не уснев еще узнать их, а едва ознакомившись ближе — уходит. Это безпорядочная смена гувернанток не может не отражаться на воспитанш и обученш детей самым вредным образом.
      Необходимыми предметами обучения в семьях выеших и средних классов считаются языки и музыка. Языки преподаются (до школы), главным образом, чисто практическим путем. с помощью бонн и гувернанток. Раннее обучение языкам можно бы только приветствовать, если бы языки не занимали слишком важнаго, почти исключительнjго положения среди предметов обучения, препятствуя таким образом общему развитию, и если бы при изученш их не практиковались слишком искусетвенныя меры: детям в известные дни не позволяют говорить по-русски, не дают русских книжек и т. п. Кроме того, еще до школы, учат сразу нескольким иностранным языкам, что слишком обременительно для маленьких детей. Иногда получается нелепое явление (в семьях выеших классов, где дети наиболее удалены от жизни): руескш дети лучше знают чужие языки и больше любят их, чем «вульгарный», «мужицшй» русский язык. Это презрениe к русскому языку, воспитанное в детстве, иногда сохраняется на всю жизнь. Нужно сказать, что подобное уродливое явление, считавшееся совершенно обычным несколько дееятков лет тому назад. теперь встречается редко. В со-зваше интеллигентных классов все более проникает идея о желательности национального воепитания, и прежде всего получил права гражданства «великий могучий, правдивый и свободный русекий язык».
      Настоящим мученьем русских детей интеллигентных семейств является музыка. Обучение музыке почему-то считается обязательным для девочек, а во многих семьях — и для мальчиков. Есть или нет у ребенка способности к музыке — это не принимается во внимание: все равно, нанимается гувернантка «с музыкой» или же приглашается постороншй учитель-музыкант. Требовательные родители и неумелые учителя часто обращают уроки музыки в тяжелую повинность, насилуют трудными упражнениями...


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru