Уважаемые товарищи взрослые!
Вы решили подарить ребёнку книгу «Шахматный букварь». Вы хотите помочь ему научиться играть в шахматы. Возможно, вы сами когда-то сиживали, склонившись над клетчатой доской. А может быть, и теперь находите время для увлекательных шахматных сражений? Не исключено, однако, что сами вы шахматами не занимаетесь, но много слышали о том, какая это замечательная игра.
Действительно, шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные электронно-вычислитель ные машины, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Но не только поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней. Шахматы необычайно эмоцио нальны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. В шахматах никому не удаётся избежать ошибок, достичь совершенства, и вместе с тем каждый может попробовать свои силы в этом увлекательном интеллектуальном спорте, каждый в состоянии разобраться в не таких уж сложных правилах игры, заглянуть в обширную шахматную теорию.
А нужно ли это делать, не окажется ли время, отданное шахматам, потраченным впустую? Многовековой опыт человечества даёт на этот вопрос весьма определённый и однозначный ответ. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организован ность, целеустремлённость, объективность. Увлёкшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник — выдержанней, зазнайка самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы — замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добро соседских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Однако не следует считать шахматы каким-то чудодейственным средством воспитания, лекарством от всех недостатков. Чрезмерное и одностороннее увлечение этой игрой может принести нашим детям больше вреда, чем пользы. Мы, взрослые, должны следить, чтобы занятия шахматами не наносили ущерб здоровью и общему развитию ребёнка. Необходимо сочетать шахматы с подвижными играми на свежем воздухе, чтением художественной литературы, туристскими походами и посещением музеев.
В необозримом море шахматной литературы, к сожалению, не так уж много книг, рассчитанных на самых юных читателей. Среди немногочисленных «детских островков» достойное место занимает этот «Шахматный букварь», написанный нашими чехословацкими друзьями Инной и Иржи Веселыми. Авторы букваря задались целью в доступной малышам форме рассказать о составе шахматного войска, о правилах и основных принципах игры. Они ведут с маленьким читателем интересный разговор, не впадая в излишнюю назидательность, учитывая возрастные особенности своих «собеседников». Вот, например, как они подводят ребёнка к пониманию необходимости шахматной нотации: «После того как вы научитесь правильно называть поля, вы не скажете своему товарищу, случайно уронившему во время игры на пол короля, что его король стоял на черном поле посреди доски, а напомните, что король находился на поле е5». Чтобы облегчить запоминание правил игры, авторы вводят в текст стихи, не претендующие на особые литературные достоинства, но оживляющие книжку. Помогут ребятам и ссылки на известные сказки — ведь в шахматном королевстве всё сказочное. Обогащают книжку и яркие, своеобразные рисунки, призванные закрепить в воображении ребёнка образы шахматных персонажей.
«Шахматный букварь» рассчитан на самостоятельное изучение правил игры, однако опыт показывает, что малышам одним нелегко овладевать азами шахмат — и трудновато, и, наверное, скучновато. Гораздо лучше идёт дело, когда ребёнку помогают взрослые, когда книжку читают и рассматривают вместе несколько ребят под наблюдением старших. Первые шаги в прекрасную страну деревянных королей лучше делать сообща.
Е. Ильин
Кто ты — Петя, Валя, Тоня, говорун или тихоня, непоседа-озорник или лучший ученик, дрессируешь ли собаку, затеваешь с братом драку, любишь спорт или кино — это в общем всё равно.
Дело-то сейчас не в том, дело-то сейчас в другом — хочешь, в новый мир-игру дверь тебе я отопру?
Что с собой нам взять? Желанье и терпения чуть-чуть.
Шахматы — игры названье, в шахматы мы держим путь!
За столом друг против друга сидят два мальчика: Серёжа и Павлик. Между ними лежит большой картонный лист, разлинованный на множество маленьких квадратиков. Одни квадратики светлые, другие — тёмные. На картонном листе стоят маленькие деревянные фигурки. Их довольно много, и они разные. Одна фигурка похожа на коня, у другой фигурки на голове корона, и кажется, что она пришла сюда из какой-нибудь старой сказки. Третья фигурка точь-в-точь как сторожевая башня старинного замка. А посмотрите, сколько на картонном листе маленьких фигурок, похожих друг на друга как две капли воды. У них нет каких-либо украшений, зато их много.
Мальчики сидят тихо-тихо, и по всему видно, что они увлечены тем, что происходит на картонном листе. Но вот один из них — это Серёжа — осторожно взял фигуру — как раз ту, которая похожа на коня, — не спеша переставил её вперёд и чуть в сторону. И опять тишина. Вдруг Павлик, улыбаясь, берёт чёрную фигурку с короной на голове и ставит её на то самое место, куда Серёжа только что поставил своего коня, снимает этого коня с картонной доски и кладёт его на стол рядом с доской. А не рано ли ты улыбаешься, Павлик? Вспомни поговорку: хорошо смеётся лишь тот, кто смеётся последним. Смотри, Серёжа взял одну из своих белых фигурок, передвинул её на несколько квадратиков вперёд и громко произнёс:
— Тебе мат, Павлик!
На несколько секунд Павлик замер, потрясённый тем, что произошло, потом грустно кивнул головой, и
глаза его наполнились слезами. Ай-ай-ай! Павлик, ты же мужчина, а мужчина никогда не должен плакать. Ведь это игра, а разве можно обижаться на игру?
В следующий раз, может быть, и ты выиграешь. Поэтому не хнычь, наберись мужества и поздравь Серёжу, твоего противника, с победой. Он победил заслуженно. Потом расставьте вновь по местам фигурки на доске и сыграйте ещё одну партию.
И вот опять на картонном листе развернулась борьба. Ребята, вы только не подумайте, что Павлик — плакса. Он — настоящий спортсмен. Сейчас он покажет Серёже, как он умеет играть!..
Оставим двух маленьких соперников одних — ведь легче играть, когда со стороны никто не смотрит — и попробуем угадать, во что они играли. Угадали? Верно, ребята! Они играли в ШАХМАТЫ. Деревянные фигурки, которые мальчики передвигали по картонному листу, — это шахматные фигуры, а картонный лист — шахматная доска. Конечно, шахматная доска совсем не обязательно должна быть картонной, чаще всего она бывает деревянной, но может быть сделана и из другого материала. Например, в старину в дворянских домах играли на шахматных досках из мрамора, стекла и даже из металла. Но для шахмат неважно, из чего сделаны доска и фигуры. Для шахмат важна сама игра.
Мы видели, как увлечённо играли Серёжа и Павлик, как сосредоточенно они думали перед тем, как подвинуть ту или иную фигуру. Серёжа даже покраснел от напряжения, а Павлик был так потрясён проигрышем, что на мгновение дышать перестал.
И неудивительно. Шахматы — игра на редкость увлекательная, требующая от того, кто играет в неё,
большого искусства. Разве можно сравнить шахматы с какой-нибудь детской, настольной игрой, скажем, с игрой «Кто первый?»? Вы, ребята, наверное, играли в неё? Там, если твоему противнику везёт, то, как ни старайся, победить ты не сможешь. И часто бывает так: твоя фишка уже почти дошла до финиша, но в этот момент твой противник бросает кость и получает три очка — ровно столько нужно для того, чтобы догнать твою фишку. Сбив её, противник ставит вместо неё свою, а тебе, как ни обидно, приходится возвращаться назад, к старту. В такой игре всё зависит от случайности, а не от умения.
В шахматах по-другому. Исход борьбы за доской зависит только от вас самих. Если, допустим, ваш партнёр делает одну ошибку за другой, то в поражении он должен винить только себя; вы же выиграли партию благодаря тому, что сумели использовать ошибки противника. И наоборот, если ваш противник играет более внимательно, то скорее всего именно он выйдет победителем. Может быть, в следующий раз вы сумеете его обыграть, если допустите меньше ошибок.
Таким образом, в шахматах проигрывает тот, кто чаще ошибается или делает более грубые ошибки. Вы, конечно, можете спросить: «Если игрок не делает ошибок, он всегда побеждает?» Ребята, ещё не было на
свете такого шахматиста, который играл бы без ошибок.
Ошибались австриец Стейниц, немец Ласкер, кубинец Капабланка, русский Алёхин, голландец Эйве, советские шахматисты Ботвинник, Смыслов, Таль, Петросян, Спасский, ошибался и американец Фишер, бывают ошибки и у советского гроссмейстера Анатолия Карпова.
Мы не случайно перечислили здесь фамилии выдающихся мастеров шахмат. Каждая из них принадлежит чемпиону мира, каждая из них — это страница в истории шахмат. Что касается ошибок, то гроссмейстеры их делают значительно реже, чем начинающие шахматисты, да и ошибки их имеют другой характер. Но всё же они ошибаются, как каждый человек на земле. Кто знает, может быть, без ошибок шахматы не были бы шахматами. Если бы люди точно знали, как играть, то давно бы потеряли к ним интерес.
Ты выиграл партию? Молодец! Значит, ты играл сильнее, чем твой противник, который в этой партии больше ошибался или допустил более грубые ошибки, чем ты.
Ты проиграл партию? Что ж, не следует сетовать на невезение, на случайность. Нельзя считать, что твоему товарищу сейчас просто повезло. Упрекать нужно только самого себя. Противник выиграл у тебя не случайно, а потому, что играл сильнее. Мы же вам советуем вести себя с достоинством, спортивно и постараться в следующей партии играть внимательнее и не допускать ошибок.
И в этом, ребята, вам может помочь наша книга.
Вы, ребята, наверное, уже играли когда-нибудь в лапту, прятки, салки, футбол или какую-нибудь другую коллективную игру. Представьте себе, что вы играете в одну из этих игр во дворе, на лужайке в лесу или парке и вдруг замечаете стоящего в стороне мальчика, который с интересом наблюдает за вами, и чувствуете, что ему тоже очень хочется поиграть с вами. Вы, конечно, приглашаете его играть, но мальчик робко отвечает, что не знает, как нужно играть правильно.
«Это совсем просто!» — отвечаете вы и в нескольких словах пытаетесь объяснить ему, что, как и в каком порядке он должен делать, кого он должен догонять и от кого убегать, от кого прятаться и кого искать и т. д. Вы объясняете мальчику правила игры. У каждой игры свои правила, и без правил игр не бывает. Вместо игры получилась бы бессмысленная беготня с места на место. Поэтому каждый играющий обязательно должен знать те же правила, что и другие игроки.
И у шахмат есть свои правила, не зная которых вы не сможете в них играть. Эти правила мы постепенно будем вам объяснять.
Вся в квадратах — белых, чёрных — деревянная доска, а ряды фигур точёных — деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера, люди в шахматы играют — интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, словно в мир чудесной сказки, в чёрно-белый этот край.
Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони и пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, и, совсем как в сказке, важный возвышается король.
Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать хитроумно и геройски воевать и побеждать!
Что такое шахматная доска?
Это площадка, на которой ведутся шахматные сражения. На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и чёрных фигур, а ты и твой товарищ являетесь командирами этих армий. Шахматные фигуры передвигаются по доске по-разному.
Шахматная доска разлинована на 64 одинаковых квадрата, каждый из которых называется поле. Вдоль и поперёк шахматной доски по краям мы насчитываем по восемь полей. Но если бы шахматная доска просто была разделена на квадраты, как тускло бы она выглядела, как трудно было бы на ней ориентироваться. Поэтому квадраты окрашены поочерёдно в два разных цвета: более тёмный и более светлый. Светлые квадраты называются белые поля, тёмные — чёрные поля. В прямых рядах квадратов на шахматной доске не может быть рядом двух полей одного и того же цвета. Поля разных цветов обязательно чередуются:
белое — чёрное — белое — чёрное — белое — чёрное... чёрное — белое — чёрное — белое — чёрное — белое... белое — чёрное — белое — чёрное — белое — чёрное...
Раскладывая шахматную доску на столе, нужно следить, чтобы она была положена правильно. Посмотрите, какое поле в ближнем к вам правом углу доски. Если белое, то доска лежит правильно.
А если чёрное? Значит, нужно повернуть доску так, чтобы в правом ближнем углу доски было белое поле.
Это правило обязательно нужно запомнить, потому что неправильно положенная доска может запутать всю игру, принести огорчения, которых с самого начала можно было легко избежать.
Помни, что белое поле должно быть в правом нижнем углу доски!
А теперь, ребята, давайте поближе познакомимся с шахматными фигурами.
Однажды (это было много лет назад) первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц ехал поездом в Чикаго. В одном купе с ним ехал мужчина с дочкой, симпатичной девчушкой лет девяти. Девочка, судя по всему, была хорошо воспитана, но всё же не могла оторвать глаз от огромной окладистой бороды Стейница. Дорога была длинной, и разговор возник сам собой. Отец девочки спросил Стейница:
— Скажите, кто вы по профессии.
— Я, знаете ли, — неторопливо отвечал Стейниц, — играю в шахматы.
— Ой, как интересно! — удивлённо воскликнула
Помни, что белое поле должно быть в правом нижнем углу доски.
девочка. — И я, когда была маленькая, тоже играла в куклы.
Удивление маленькой американки легко понять. В шахматы она играть не умела, но не раз видела, как шахматисты за игрой передвигали фигуры с одного поля на другое. Это напоминало ей детские игры в куклы или солдатиков. Девочка не знала ничего из того, чему мы собираемся вас научить. Не знала, как называются фигуры, чем они отличаются друг от друга, по каким правилам переставляются на доске. Тем более она не знала, что среди людей есть волшебники, способные вдохнуть жизнь в деревянные фигурки. Да, вы не ошиблись, ребята: именно жизнь! Она и не подозревала, что в купе поезда ей встретился один из таких волшебников. И даже не простой волшебник, а настоящий маг, кудесник, чародей шахмат.
Для тех, кто хорошо знает и, самое главное, любит шахматы, фигуры на доске оживают, словно к ним кто-то прикоснулся волшебной палочкой. Мы уверены, что кто-нибудь из вас, ребята, читающих сейчас эту книгу, в скором времени тоже станет таким волшебником.
Приготовьте шахматную доску. Сейчас мы расставим на ней фигуры таким образом, чтобы получить начальную позицию, то есть расставим фигуры в том положении, в каком они должны стоять в самом начале игры, или партии.
Каждый из играющих занимает своими фигурами ближайшие к нему два ряда клеток.
По углам доски мы поставим фигуры, похожие на маленькие зубчатые башенки. Это ладьи. В шахматной записи, о которой мы ещё поговорим, ладья обозначается сокращённо заглавной буквой JI, а на шахматных диаграммах, то есть схематических изображениях шахматной доски, которые вы, наверное, уже не раз встречали в газетах, журналах, книгах, ладья обозначается так: П Ж .
Затем мы расставим другие фигуры в начальной позиции. На соседние свободные поля рядом с ладьями нужно поставить коней. Понятно, что около белых ладей должны находиться белые кони, а около чёрных ладей — чёрные кони. Коней легко отыскать среди
других шахматных фигур, их внешний вид точно соответствует названию. В шахматной записи конь сокращённо обозначается заглавной буквой К, а на шахматных диаграммах фигурками ^ .
На свободных полях рядом с конями в начальной позиции должны стоять слоны. Хотя они совсем не похожи на настоящих слонов, узнать их нетрудно: это стройные островерхие фигуры. В записи они обозначаются заглавной буквой С, а на диаграммах фигурками Д А.
У нас остались самые главные шахматные фигуры, которые нужно поставить на два последних свободных поля между слонами. У каждой из этих фигур на голове имеется набалдашник, напоминающий корону. По сравнению с другими эти фигуры самые высокие, но они неодинаковы. Та, что пониже, называется ферзь и обозначается заглавной буквой Ф, а на диаграмме фигурками Щ
А та, что повыше, называется король. В записи он сокращённо обозначается не одной, а двумя буквами Кр: заглавной К и маленькой р. Так сделали, чтобы не спутать короля с конём. На диаграммах король обозначается фигурками ф ф.
На какие поля мы поставим ферзя и короля? Это нетрудно запомнить: белый ферзь должен стоять на белом поле, а чёрный ферзь — на чёрном поле. И наконец, на последние свободные поля рядом с ферзями ставятся короли.
У нас осталось ещё много маленьких одинаковых фигурок: восемь белых и восемь чёрных. Это пешки. В записи они обозначаются не всегда, а только тогда, когда это необходимо, маленькой буквой п, а на диаграммах А А. Расставить пешки совсем просто: их место во втором ряду, на восьми свободных полях пе ред более крупными фигурами, которые мы с вами только что расставили. Перед белыми фигурами, разумеется, должны стоять белые пешки, а перед чёрными фигурами — чёрные.
На диаграмме мы видим начальную позицию; именно такая позиция должна получиться на вашей шахматной доске. Рассматривая шахматную диаграмму, следует иметь в виду, что тот, кто играет белыми, как бы сидит у нижнего края диаграммы, а играющий чёрными — у её верхнего края.
Внимательно сравните фигуры на вашей доске с позицией на диаграмме. Если расхождений нет, то вы расставили фигуры правильно.
С начальной позиции начинается шахматная партия. И когда вы садитесь играть в шахматы со своим товарищем, у_ вас всегда должна быть именно такая позиция. Такая же позиция перед очередной партией и у чемпиона мира Анатолия Карпова.
Белый отряд, чёрный отряд —
друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном, точно такой же — в отряде другом.
В каждом отряде — ты сам погляди — оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны, рядом с конями встали слоны.
Кто ж посредине? Ферзь с королём — самые главные в войске своём.
Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, нужно запомнить одну из примет: ферзь выбирает свой собственный цвет — белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя, путать ферзей с королями нельзя!
А перед всеми — ладьёй и конём, перед слоном, королём и ферзём — пешки-малышки стали стеной, им начинать этот сказочный бой.
Шахматная партия складывается из ходов.
Что такое ход?
Считается, что игрок сделал ход, если он взял одну из своих фигур и переставил её на другое поле — либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой противника. В том случае, если мы хотим поставить свою фигуру на поле, занятое фигурой противника, то мы сначала должны взять его фигуру, положить её рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется взятие. Только так можно взять (побить) фигуру противника: его пешку, слона, коня, ладью, ферзя. Собственную фигуру взять нельзя. На поле, где находится ваша фигура, другая ваша фигура встать не может.
Начинает партию тот, кто играет белыми. Это значит, что белые делают первый ход, а затем ответный ход делают чёрные. После хода чёрных опять ходят белые.
Итак, в продолжение всей партии игроки ходят по очереди. Ни один из играющих не только не имеет права делать два хода подряд, но и не может пропустить свой ход. Таким образом, вы не можете сказать своему противнику: «Я не знаю, Серёжа, как продолжать игру, поэтому я, пожалуй, пропущу свой ход, а ты ходи ещё раз». Правилами это не разрешается. Тот, за кем очередь хода, обязан ходить, даже если это ему не выгодно.
Когда мы говорили о фигурах на шахматной доске, мы нарочно допустили неточность. Принято считать, что фигурами в шахматах являются лишь король, ферзь, ладья, слон и конь. Пешки же фигурами не являются. Пешки — это просто пешки. К этому можно ещё добавить, что слоны и кони считаются лёгкими фигурами, а ферзь и ладьи — фигурами тяжёлыми. Среди всех фигур король занимает особое положение. Какое? Об этом вы узнаете позже. Чтобы не путаться, мы в дальнейшем будем говорить о всех шахматах как о фигурах, ведь от этого суть дела не меняется. Вот станете старше, научитесь шахматной терминологии, тогда и будете точно называть все фигуры.
Партия — запомнить ты готов? — из отдельных состоит ходов.
Что такое ход? Сейчас узнаем.
Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой — делаем свой ход очередной.
А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать.
Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик.
Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой.
Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает.
А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ.
Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленъе или отступленье.
Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну.
И дают приказ своим солдатам — постараться кончить дело матом.
(Что такое мат, и ты узнаешь, когда книжку эту дочитаешь.)
Вертикаль.
Каждый из вас, конечно, знает песенку: «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять». Теперь к пяти цифрам (один, два, три, четыре, пять) прибавьте ещё три — шесть, семь, восемь. А раз вы уже умеете считать до восьми, то назовите (пронумеруйте) этими цифрами все горизонтальные линии на шахматной доске. «Что такое горизонтальная линия?» — спросите вы. Линия на шахматной доске — это прямой ряд, состоящий из восьми чередующихся друг с другом полей — четырёх тёмных и четырёх светлых. Ряд, проходящий слева направо, примерно так, как на этом рисунке, называется горизонтальной линией или горизонталью.
Если считать поля по прямому ряду снизу вверх, то получится вертикальная линия, или вертикаль. На шахматной доске мы насчитаем восемь вертикальных линий. Вертикальная линия выглядит так:
Вертикальные линии обозначаются латинскими буквами. Названия латинских букв рекомендуется сразу же запомнить. Первая вертикальная линия начинается от нижнего чёрного поля слева и обозначается буквой а, которая пишется и читается точно так же, как и русская буква а. Вторая вертикальная линия обозначается буквой Ь, которая звучит, как русская буква б. Третья вертикальная линия обозначается
буквой с (говорить надо «це»), четвёртая — буквой d (произносится «дэ»), пятая — буквой е, которая вновь пишется и читается, как русская е, шестая — буквой f (говорить надо «эф»), седьмая — буквой g (читается «же») и, наконец, восьмая, последняя вертикаль обозначается буквой h, которая называется «аш».
Таким образом, шахматная доска складывается из восьми горизонтальных линий, которые обозначаются цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, и восьми вертикальных линий, которые обозначаются латинскими буквами а, Ь, с, d, е, f, g, h.
Кто играет белыми фигурами, тому мы рекомендуем садиться с той стороны доски, где проходит первая горизонтальная линия, тогда тот, кто играет чёрными, будет сидеть напротив, там, где проходит восьмая горизонтальная линия. Для играющего белыми крайней слева будет вертикальная линия а, справа от неё — линия Ь, потом линия с и так далее до линии h, которая окажется крайней справа. Для играющего чёрными всё выглядит наоборот: слева — линия h, а справа — линия а.
Вы, наверное, уже спешите задать вопрос: «Зачем нам всё это нужно?»
А вот зачем. Каждое поле на шахматной доске должно иметь точное обозначение. Посмотрите на рисунок: поле, где стоит конь белых, находится на вертикали е и на четвёртой горизонтали. Поэтому такое поле обозначается е4. Поле, на котором расположился белый слон, находится на вертикали g и на второй горизонтали; такое поле обозначается g2. И наконец, поле, где стоит чёрная пешка, находится на вертикали с и на седьмой горизонтали и обозначается соответственно с7. Попытайтесь теперь сами найти на доске поле f 3, поле g6. Назовите все остальные поля. Ну, кто быстрей? А главное, кто правильно?
После того как вы научитесь правильно называть поля, вы уже не скажете своему товарищу, случайно уронившему во время игры на пол короля, что его король стоял на чёрном поле посредине доски, а скажете, что король стоял на поле еб. Но шахматная запись была придумана вовсе не потому, что кто-то из игроков по неосторожности может растерять все фигуры.
Шахматная запись, или нотация, необходима нам, чтобы записать шахматную партию. Такая запись ведётся последовательно, ход за ходом, и благодаря ей мы через некоторое время сможем вернуться к сыгранной партии, вновь переиграть её и при этом, может быть, посоветоваться с более опытным шахматистом, вместе с ним найти, где была допущена ошибка, и, самое главное, выяснить, почему она была допущена.
Любой шахматист, в какой бы стране он ни жил, при желании может записать партию, которую он играет, а шахматные мастера, принимающие участие в соревнованиях и турнирах, даже обязаны делать запись ходов. Такие записи очень важны, потому что шахматисты разных стран — Голландии и Исландии, Америки и Новой Зеландии, Австралии и Чехослова-
кии, Советского Союза и Франции, Югославии и Бразилии, Италии и Китая — учатся по партиям, сыгранным лучшими шахматистами мира, такими, как чемпион мира Анатолий Карпов, экс-чемпионы мира Роберт Фишер, Тигран Петросян, Михаил Таль, гроссмейстеры Ларсен, Портиш, Горт и многие другие.
Как же записывается шахматная партия? Об этом мы ещё поговорим на других страницах нашего букваря. Шахматная нотация помогает и в другом очень важном деле — с её помощью мы можем записать любую позицию. Представьте себе, что вы играете партию с товарищем у него дома, но в самый напряжённый момент игры вдруг звонит ваша мама и просит срочно прийти домой. Бросать игру жалко, тем более если у вас хорошие шансы на выигрыш, но и домой нельзя не идти. Как же быть? Вот здесь вас и выручает шахматная нотация. Если вы и ваш товарищ знакомы с ней, то легко можете записать позицию, сложившуюся на доске, и при этом не забыть указать, за кем из вас очередь хода. В следующий раз вы с товарищем сможете доиграть эту партию.
Как же записывается позиция? Чтобы вам было понятно, давайте попытаемся вместе записать хорошо знакомую вам начальную позицию. Сначала записывается положение белых фигур на доске, потом — чёрных. В первую очередь записывается положение короля, потом ферзя, ладей, слонов, коней и, наконец, пешек.
Запись начальной позиции выглядит так:
Мы уже знаем, что каждая фигура на шахматной доске ходит по-разному. Шахматные фигуры, как люди: каждый человек ведёт себя по-своему. Вы, конечно, знаете всех ребят из своего класса и наверняка заметили, что, например, Дима на перемене бегает быстрее всех (не успеешь и глазом моргнуть, а он уже в другом конце коридора); Володя никогда не бегает на перемене, всегда ведёт себя важно, с достоинством; Андрей — самый ловкий из ребят; Коля хотя и не так ловок, но зато умеет быстро считать в уме; Алёша не любит бегать, зато лучше всех в классе читает стихи; Саша — самый высокий и самый сильный в классе.
И на шахматной доске есть фигуры такие проворные, что за один ход могут переместиться с одного края доски на другой. Есть фигуры и неуклюжие, которым нужно три хода, чтобы попасть на соседнее поле, но зато у них много других ценных качеств.
Взять хотя бы ладью. Она ходит только по прямым линиям, то есть по горизонтальным и вертикальным. За один ход она не может свернуть в сторону, зато по крайней линии она в один миг может переместиться из одного угла доски в другой, если, конечно, на её пути нет своей или чужой фигуры. За один ход ладья может переместиться на одно, два, три или даже семь полей. На каком бы месте доски она ни стояла, она имеет право пойти на четырнадцать разных полей.
В идимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!
Посмотрите на диаграмму: белая ладья стоит на поле е2. Куда она может пойти с этого поля?
Давайте посчитаем: на поля d2, е2, Ь2, а2 с одной стороны, и на поля f2, g2 с другой стороны; на поле h2 она вступить не может, поскольку оно занято белой пешкой. Кроме того, белая ладья может пойти вниз, на поле el, и вверх, на поля еЗ, е4, е5, еб, е7 и е8. Если она пойдёт на поле е 8, она должна взять чёрного слона, который стоит на этом поле.
Допустим, вы ладьёй решили взять слона на е8. Как записать такой ход? Очень просто: сначала нужно записать номер хода — положим, это взятие случилось на двадцатом ходу; затем записывается обозначение фигуры, которая делает ход (в данном случае это ладья); потом пишется значок взятия «:» и обозначение поля, на которое вступает фигура. В целом запись выглядит так:
20. JI: е8
Если на двадцатом ходу ладья идёт на поле g2, взятия не происходит, поэтому значок «:» не пишется: 20. JI: g2
Так записываются ходы в шахматной партии.
Слон — фигура быстрая, дальнобойная, однако у неё существенный недостаток. Если в начальной позиции слон стоит на белом поле, то в течение всей партии он никогда не сможет попасть на чёрное поле. И наоборот, слон, стоящий на чёрном поле, никогда не
можем свободно передвигаться — стены мешают, а с середины комнаты мы сможем пойти в любую сторону.
А теперь мы предлагаем вам маленькое задание: запишите с помощью нотации — белый слон с поля е5 пошёл на поле Ь8, где взял (побил) ладью чёрных.
Случилось это на двенадцатом ходу. Пока вы не выполните этого задания, вам нельзя читать дальше наш букварь. Ну, как получилось?
Если так, как у нас 12. С: h8, то вы всё сделали правильно.
Если слон на белом поле встал вначале (не забудь!), он другой не хочет доли — знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны ^ цвету одному верны.
Ферзь — это самая сильная фигура. Он может ходить, как ладья и как слон, то есть по прямым линиям — по горизонталям и вертикалям и по косым линиям — по диагоналям. За ферзём нужно следить очень внимательно. Находясь посредине доски, ферзь может пойти на 27 разных полей. Это понятно: если слон, стоя посредине доски, обстреливает 13 полей, а ладья — 14, то 13 -|-14 = 27. Сила ферзя огромна, поэтому с самого начала нужно помнить, что его потеря, как правило, означает проигрыш партии и, наоборот, выигрыш ферзя означает выигрыш партии. Иными словами, если играть неосторожно и позволить противнику «съесть» ферзя, то для выигрыша всей партии ему не понадобится особенных усилий. Если же мы сумеем выиграть ферзя противника, то до окончательной нашей победы будет совсем близко.
Ещё одно задание. Запишите с помощью нотации: на третьем ходу белый ферзь идёт на поле h5. Записали?
Если ваша запись сходится с нашей, то всё правильно.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад...
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали — ты больше вниманья ферзю удели.
Самая главная фигура — это король. По силе он не может сравниться с ферзём, но оберегать его нужно
ещё больше, чем ферзя. Ведь если король окажется в плену неприятельских фигур, из которого ему не вырваться, это означает проигрыш партии.
Как ходит король? Очень просто. Король может пойти на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Допустим, он стоит на поле еЗ. С этого поля он может пойти на поля е4, d4, d3, d2, е2, f2, f3, f4, но не дальше. На первый взгляд кажется, что король — фигура слабая, но это не совсем так. В начале и в середине партии короля обычно стараются укрыть от нападения фигур противника, но в конце партии, когда на доске остаётся совсем немного фигур и особых угроз королю уже нет, он сам идёт в бой впереди своей армии и становится грозной силой. Но такое бывает, когда на доске, кроме пешек, остаётся по одной-две фигуре. Если же на доске много фигур, короля на каждом шагу подстерегают опасности.
Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле — вот шага длина, не очень проворен король-старина.
Зато начеку королевская рать — должна короля она оберегать.
Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!
Конь посредине доски одновременно обстреливает восемь полей
Конь — особенная фигура. Особенная в том смысле, что ходит необычно: на одно поле прямо и на одно наискосок. Кроме того, конь — единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигурой коварной и довольно опасной, хотя по силе он и уступает ладье, а тем более ферзю. Конь нередко создаёт неожиданный переполох в лагере неприятельских фигур.
Как мы уже сказали, конь ходит на одно поле прямо и на одно наискосок, причём свой ход конь может делать в любом направлении. Игрок, который ходит конём, как бы описывает в воздухе печатную букву . Правда, эта буква может выглядеть по-разному: вот
так ~"| , или так j_ , или так I , в зависимости от того, на какое поле конь идёт. На картинке видно, что конь посредине доски одновременно обстреливает восемь полей, но если он стоит на крайней линии или в углу, например на поле al, то атакуемых полей у коня меньше.
Обратите внимание и на другую особенность коня: с белого поля он может «прыгнуть» только на чёрное поле и, наоборот, с чёрного поля только на белое.
В общем, конь одновременно очень ловкая и довольно неуклюжая фигура. Необычность его хода имеет не только преимущества, но и недостатки. Так, на ближайшее по горизонтали или вертикали поле конь может попасть только через три хода. Например, с поля d4 на поле с4 он «скачет» только «объездным путём»: через поля сЗ и е5 или через поля f5 и еЗ.
Конь перескакивает через собственные и чужие фигуры.
Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле — прямо, поле — вбок. Замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок!
Какие ещё фигуры, у нас остались? Остались пешки. Мы решили рассказать о них в последнюю очередь вовсе не потому, что они меньше и слабее других фигур, а потому, что пешка во всех отношениях фигура необычная. Конечно, маленькая пешка не может сравниться по значимости с ферзём. Однако иногда шахматисты, особенно начинающие, недооценивают её, а то и вовсе забывают о ней, полагая, что раз пешек на доске полным-полно, то потерять одну-другую пешку не страшно. Такие игроки допускают ошибку, ибо часто одна тихая, незаметная пешка может решить судьбу всей партии. Вы знаете сказку про льва и мышку? Маленькая мышка сказала царю зверей, что когда-нибудь она ему обязательно поможет. Лев в ответ на это рассмеялся: какой помощи можно ждать от малюсенькой, слабенькой мышки? И всё же мышка своё обещание исполнила. Когда охотники поймали льва и связали его, незаметно прибежала мышка, перегрызла путы и спасла льва. Маленькая мышка, но удаленькая, и шахматная пешка чем-то похожа на неё.
Ну, а сказку про репку вы все, конечно, читали. Помните, там мышка в последний момент пришла на помощь, и можно сказать, что благодаря ей дедушка, бабушка, внучка, Жучка и кошка вытянули из земли огромную репку. Пешка скромна, но может стать настоящим героем шахматного сражения, потому что в ней, слабой на вид фигуре, скрыта чудесная сила. Но об этом мы скажем потом.
Пешка — единственная фигура, которая не имеет права отступать. Ни шагу назад! Только вперёд! По-
этому, прежде чем сделать ход пешкой, нужно хорошенько подумать. Любая другая фигура может вернуться назад, а потом пойти на другое поле, где она будет более полезна. Например, вы пошли конём влево и увидели, что пошли неправильно, что лучше было бы пойти им вправо, где он занял бы активную позицию. Если в этот момент события на доске развиваются спокойно и опасностей для короля нет, то можно исправить ошибку — вернуть коня назад, а затем поставить его на нужное поле. С пешкой у нас этот номер не пройдёт. Стоит лишь сделать поспешный ход — и её уже назад не вернуть.
Пешка ходит только вперёд и почти всегда на одно поле. Обратите внимание, что мы сказали «почти всегда». Значит, из этого правила есть исключение. Если пешка стоит в начальной позиции, то её можно продвинуть и на два поля вперёд, если вы сочтёте это нужным.
Итак, запомните: пешка ходит прямо вперёд на одно поле, и только с начальной позиции пешка один раз в течение партии может быть — по желанию игрока — продвинута на два поля.
Пешки отличаются от других фигур ещё и тем, что бьют совсем не так, как ходят. Ходит пешка, как мы уже знаем, только вперёд по вертикали, но берёт — обратите внимание! — тоже вперёд, на одно поле по диагонали, вправо и влево. На нашей диаграмме (с. 57) белая пешка, стоящая на поле s5, может выбрать: либо ей пройти на одно поле вперёд, либо взять одну из пешек противника. На другой диаграмме (с. 59)
у чёрной пешки нет выбора. Чтобы продвинуться вперёд, она должна взять белую пешку, которая на диаграмме обведена кружком. Чёрной пешке пройти прямо мешает пешка противника. Перепрыгнуть через неё она не может, поскольку «прыгать» умеет, как мы знаем, только одна фигура — конь.
Вы все, ребята, знаете сказку «Царевна-лягушка». Помните, как простая болотная лягушка превратилась в царевну? Иногда такое бывает и в шахматах. Правда, на шахматной доске никаких лягушек нет, но превращения бывают, и очень часто. Речь идёт о пешке. О маленькой пешке, которая значительно слабее любой другой фигуры. Играя в шахматы, вы не раз подумаете, что было бы неплохо иметь вместо пешки ферзя или какую-нибудь другую мощную фигуру, скажем ладью. Представьте, что в шахматах такое желание осуществимо.
Пешка идёт вперёд медленно, и если она уцелеет в шахматной битве и достигнет последней линии на доске (для белой пешки это восьмая горизонталь, а для чёрной — первая), то путь её закончен. Что же ей делать дальше? А вот что. Внимание! Пешке, достигшей последней линии, положена награда за то, что она преодолела длинный и опасный путь. Вступив на последнюю линию, пешка, как в сказке, мгновенно превращается в одну из фигур своего цвета. В какую фигуру её превратить, решает её командир, то есть игрок, сумевший продвинуть свою пешку до крайней линии. Пешку можно превратить в ферзя, ладью, слона или коня. Но нельзя превратить пешку в ещё одного короля, а также пешку оставить пешкой. Решая, в какую из фигур превратить пешку, игроки, как правило, отдают предпочтение ферзю — ведь он самая сильная фигура. Ладью, коня или слона выбирают только в самых исключительных случаях. О них мы в нашем букваре рассказывать не будем, так как это заняло бы много времени. На первых порах мы вам советуем превращать пешку в ферзя. Не имеет значения, что у вас до превращения пешки уже был ферзь, ведь в случае, когда пешка достигает крайней линии, правила позволяют получить ещё одного ферзя (или любую другую фигуру).
Записывается ход пешки точно так же, как и ходы других фигур, но при этом не указывается название фигуры. Например, запись 1. d4 говорит, что игрок, играющий белыми, сделал первый ход пешкой, продвинув её перед ферзём на два поля вперёд. В пози-
ции на диаграмме (с. 61) белая пешка может сделать три различных хода: пройти на одно поле вперёд, взять чёрную ладью или взять чёрного коня. В каждом из этих случаев она вступает на последнюю горизонталь, превращаясь в более сильную фигуру. Сокращённое обозначение фигуры, в которую превращается пешка, даётся после записи хода:
что означает: на тридцать седьмом ходу белые пошли пешкой на поле с8 и поставили вместо неё ферзя.
Если пешка бьёт какую-либо фигуру, она попадает на другую вертикаль. Запись взятия пешкой выглядит иначе, чем запись взятия фигурой, например:
что означает: на тридцать седьмом ходу белые взяли пешкой, находившейся на вертикали «с», фигуру на вертикали «d» и получили ферзя. Обратите внимание, что при взятии пешкой значок взятия «:» не пишется. И наконец, запись 37.саЛ
говорит о том, что белые на тридцать седьмом ходу взяли пешкой, находившейся на вертикали «с», фигуру на вертикали «d» и получили вместо пешки ладью. Тот факт, что пешка превращается в другую фигуру, означает, что она достигла последней линии.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Вьёт наискосок.
Всю доску пройти должна пешка до конца — превратится там она в грозного бойца.
Кем ей стать — ферзём, ладьёй? Может быть, конём?
Как решать вопрос такой, мы потом поймём.
Приготовьтесь к тому, что с пешками у вас будет очень много трудностей. Мы уже рассказали вам о том, что пешки всегда ходят вперёд и никогда не ходят назад, что ходят они одним способом, бьют другим, что на последней линии они превращаются в одну из более сильных фигур. Но это ещё не всё. Следует рассказать о правиле «взятия на проходе».
Так называемое взятие пешкой на проходе случается не часто, но всё же случается, поэтому вы, ребята, должны знать об этом правиле, чтобы избежать неприятностей в партии с более опытным противником. Ведь и буквы Ф или Ю не так часто встречаются в словах, но читать и писать их следует так же хорошо, как А или Б.
А теперь немного внимания! Представьте себе, что вы сделали ход пешкой с начальной позиции на два поля вперёд, то есть передвинули пешку со второй линии на четвёртую. На соседней вертикали на четвёртой линии стоит пешка противника, которая при ответном ходе (но не позже) имеет право взять вашу пешку, как если бы она пошла вперёд только на одно поле.
Возможно, это правило поначалу покажется вам сложным, но оно не так сложно, как кажется на первый взгляд. Посмотрите на диаграммы (с. 64) и расставьте точно такую позицию на своей шахматной доске. Вам сразу всё станет ясно.
Следует отметить, что пешка может брать на проходе только пешку. Никакую другую фигуру она взять на проходе не может. Право взятия на проходе принадлежит только пешкам, другие фигуры этого права не имеют. Правило взятия на проходе не обязательно. Но если всё же игрок решит взять на проходе пешку противника, он должен это делать сразу, не откладывая, ответным ходом. Потом он уже теряет на это право.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
Краткий словарь специальных слов и выражений, встречающихся в этой книге
Белые — игрок, играющий белыми фигурами.
Взятие — если игрок при своём ходе хочет поставить свою фигуру на поле, занятое фигурой противника, он может это сделать, лишь взяв (сняв) неприятельскую фи-гуру. (Подробнее об этом рассказывается на странице 27.)
Взятие на проходе — о том, в каких случаях и как осуществляется взятие на проходе, говорится на страницах 64 — 65.
Гроссмейстер — большой мастер, высшее шахматное звание.
Дебют (начало) — первая, начальная стадия шахматной партии, когда игроки стремятся развить свои фигуры и получить активную позицию.
Диаграмма — схематическое наглядное изображение шахматной позиции в книгах, журналах и газетах.
Жертва — если игрок умышленно уступает противнику пешку или фигуру или сознательно меняет более ценную фигуру на менее ценную, то говорят о жертве. Жертвуют пешку, коня, слона, качество и т. д. Жертва может быть корректной (обоснованной) и некорректной (необоснованной). Если жертва обоснована, то игрок получает за пожертвованный материал определённую компенсацию (возмещение, вознаграждение): либо компенсацию материальную (выигрыш более ценной фигуры противника), либо компенсацию позиционную (получение лучшей позиции по сравнению с той, которая была до
жертвы). Противник может принять или не принять (отклонить) жертву.
Защитить — если игрок нападает на какую-либо фигуру противника, то последний может сделать защищающий ход, после которого взятие атакованной фигуры становится невыгодным. Например, после 1. е4 е5 белые ходом 2. К f3 напали на пешку е5, чёрные сыграли 2 ... Кеб, защищая пешку. Белым уже невыгодно брать пешку 3. К:е5, поскольку чёрные могут ответить 3. ... К:е5, и белые потеряют коня.
Качество — если игрок берёт ладью, отдавая при этом коня или слона (лёгкую фигуру), то он выигрывает качество. Его противник в этом случае теряет качество.
Комбинация — несколько связанных единым замыслом неожиданных ходов, которые обычно приводят или к матовой ситуации, или к резкому изменению в оценке позиции. Часто комбинация бывает сопряжена с жертвой одной или нескольких фигур.
Мат — положение, когда король находится под шахом, от которого нет защиты. Слово «мат» заимствовано из арабского языка и означает «мёртвый». При мате король как бы «умирает», что означает конец партии.
Мат спёртый — особый вид мата, о котором говорится на странице 95.
Материальное преимущество — в начальной позиции у обоих игроков одинаковое количество фигур, то есть наблюдается материальное равенство. Если одному из игроков удаётся выиграть фигуру противника, не потеряв своей фигуры, или разменять свою фигуру на более ценную фигуру противника, то он получает материальное преимущество (превосходство).
Нападение — если игрок делает ход с угрозой следующим ходом взять какую-либо
фигуру противника, то говорят, что он напал на эту фигуру.
Ничья — исход партии, при котором никто из игроков не выигрывает и не проигрывает.
Нотация — обозначение отдельных полей на шахматной доске и порядок записи ходов. О нотации говорится на страницах 31 — 36 и 108.
Отступить — когда атакованная фигура оставляет поле, на котором она подверглась нападению, то говорят, что она отступила.
Очко — в шахматных соревнованиях (турнирах, матчах) за каждую выигранную партию игрок получает одно очко, за проигранную партию не присуждается ни одного очка (ставится ноль 0). При ничейном исходе оба игрока получают по пол-очка.
Партия — шахматный поединок между двумя игроками или группами игроков, в котором одна сторона иг рает белыми фигурами, другая — чёрными.
Пат — особое положение, иногда возникающее на доске, при котором игрок не может сделать очередной ход, соответствующий правилам, и его король не находится под шахом.
В случае возникновения пата партия заканчивается вничью.
Перевес в развитии — если одному из игроков в начале партии удаётся вывести на активные позиции больше фигур, чем противнику, то он получает перевес в развитии.
Позиция — расположение фигур на шахматной доске.
Поле — одна из клеток на шахматной доске. Поля могут быть белые и чёрные. (См. с. 16.)
Превращение пешки — пешка, которая достигла последней линии, по правилам превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля. (См. с. 58 — 62.)
Развитие — быстрейшее введение фигур в игру с целью организации на ступ
ления на позицию противника.
Рокировка — одновременный ход королём и ладьёй, при котором ладья продвигается к королю, а король ставится рядом по другую её сторону. Подробнее о рокировке говорится на страницах 71 — 73.
Связка — особая ситуация, при которой ограничивается подвижность какой-либо фигуры противника. Связанной фигурой невозможно или невыгодно сделать ход, так как в этом случае более ценная фигура или король попадает под удар фигуры противника (например, после 1. d4 еб 2. с4 Kf6 3. Cg5 связан конь f6, и, если им сделать ход, белые следующим ходом возьмут ферзя чёрных). (См. с. 112.)
Сдаться — например, в выражении «белые сдались».
Если игрок сознаёт, что его позиция безнадёжна и дальнейшее сопротивление бесполезно, он сдаётся (признаёт себя побеждённым).
«Тронул — ходи» — одно из важнейших спортивных правил в шахматах. Если игрок прикоснулся рукой к своей фигуре и при этом не сказал «поправляю», он обязан сделать ход этой фигурой, если по правилам такой ход возможен. Если игрок прикоснулся к фигуре противника, он обязан взять его фигуру, если взятие возможно.
Турнир — соревнование, в котором участвуют несколько шахматистов.
Угроза — когда игрок делает ход, намереваясь осуществить нечто такое, что имело бы неприятные последствия для противника, то говорят, что он угрожает. Если противник не заметил угрозы, то говорят, что он допустил просмотр; если же он воспрепятствовал угрозе, то говорят, что он защитился (сделал защищающий ход). См. также нападение.
Фигура — в более точном смысле фигурами принято считать только короля, ферзя, ладью, слона и коня; пешки фигурами не являются. Иногда в более общем смысле под фигурами подразумеваются и пешки.
Ход — очередное перемещение игроком фигуры с одного поля на другое в соответствии с правилами. (См. с. 27.)
Чемпион мира — сильнейший шахматист земного шара. В настоящее время чемпионом мира по шахматам является советский гроссмейстер Анатолий Карпов.
Чёрные — игрок, играющий партию чёрными фигурами.
Шах — прямое нападение какой-либо фигурой или пешкой на короля противника. О шахе говорится на странице 82.
Шахматная доска — квадрат, разделённый на 64 чередующиеся друг с другом чёрные и белые клетки, на котором разыгрывается шахматная партия.
|