На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Шейте сами. Шандорова и ко. — 1988 г

Шандорова и ко

Шейте сами

*** 1988 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      СОСТАВИТЕЛЬ:
      Эмилия Шандорова
      АВТОРЫ ТЕКСТА:
      Мария Витоушкова Власта Гегерова Инж. Милан Румановский Инж. Михал Стречанский Эмилия Шандорова Вилма Шуринова
      АВТОРЫ ФОТОГРАФИЙ:
      Павол Гавран Карол Каллай Рудолф Лендел Елена Мешкова Петра Скоупилова Антон Сладек Иржи Теш Петер Францисци Йена Шимкова Петер Шимончик Архив журнала „Мода“
      АВТОРЫ МОДЕЛЕЙ ВЫШИВОК:
      Ингрид Абрахамфыова
      Вожена Адамицова
      Силвия Бруновска
      Отилия Копецка
      Магда Крайчовичова
      Яна Мадерова
      Эва Матушакова
      Оливера Мелихерчикова
      Катарина Месарошова
      Анна Мразикова
      Мария Мутковичова
      Марта Ондрушкова
      Алена Хечкова
      АВТОР РИСУНКОВ:
      Власта Гегерова
      РЕЦЕНЗЕНТЫ:
      Вера Дудашова Луиза Зламалова
      ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК: Галина Матвеева Валентина Рябченко
      РЕДАКТОРИ РУССКОВО ТЕКСТА: Эма Лобачева и Елена Колова
      Издательство Обзор Братислава. 1988
     
      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Пошив одежды — ото составная часто культуры одеваться в любой общественной формации. Поэтому в манере одеваться, в стиле одежды и сегодня отражаются характерные черты жизненного уклада, который в период строительства соцшыизма с каждым годом распространяется на все большие слои населения.
      Изменения моды диктуются потребностью людей, однако эти изменения находятся в тесной связи с жизненным уровнем и представлениями людей всего общества о красоте, об эстетике.
      Современная модно одетая и эмансипированная женщина проникла во все области политической, хозяйствеиной и культурной жизни в нашем обществе и заняла в нем соответствующее место. По несмотря на то, что принципиально изменилось положение женщины в обществе, до сих пор ее основная задача — создать семейный уют и эстетически привлекательный дом, обеспечить красивой одеждой всех членов семьи. А чтобы выполнить эти задачи, женщина помогает себе тем, что сама шьет.
      Активный отдых — понятие, которое требует осмысления. Любая женщина долж на выбрать формы отдыха, соответствующие ее характеру, желаниям, а также приемлема ей с точки зрения ее духовных запросов и состояния здоровья. Бесспорно, книга доставит ей удовольствие в часы досуга, конечно, не за счет прогулок, физзарядки и спорта. Некоторые женщины, мы уверены, найдут время и для шитья. Одни шьют по необходимости, другие — по желанию, иным шитье доставляет чувство облегчения, они расслабляются, особенно после умственного труда: занятия шитьем снимают усталость и/и позволяют осуществить творческую фантазию.
      Шитьем как хобби занимается в минуты активного отдыха почти каждая женщина, которая так или иначе способна к ручной работе. А таких женщин довольно много. Конечно, не все имеют необходимые знания, навыки и умение, поэтому эти проблемы мы постарались осветить в данной книге, которую мы предлагаем наши.и читателям, надеясь услышать их мнение. Н отдельных главах даются интересные сведения о развитии моды и шитье, объясняются основные и самые простые способы пошива одежды. Наверное, вам интересно узнать и историю развития швейных машин — от самых первых образцов до современных, новейших, модернизированных типов, работающих по методу точечного сваривания материалов. Это — шитье без использования традиционной иглы, новый метод, применяемый при пошиве некоторых изделий.
      Основные принципы действия швейной машины необходимо знать назубок, следует помнить также советы ц инструкции о правилах пользования швейной машиной и ухода за пей. Швейная машина должна стоять на удобном месте, чтобы без излишних потерь времени вы могли бы пользоваться ею, когда вдруг у вас появилась свободная минутка. А чтобы не портить себе зрение, вы должны знать, как правильно освещать рабочее место для шитья, рабочий стол, какое выбрать освещение — дневное, естественное или искусственное. Обо всех этих вопросах вы узнаете из нашей книги.
      Н книге особое внимание уделяется модному стилю одежды, даются практические советы по расходованию материалов на различные виды одежды. Бы научитесь конструировать сами выкройки, подгонять по своей фигуре готовые выкройки, напечатанные в журналах мод или в качестве прилож ений в женских журналах.
      Правильное определение очередности выполнения отдельных видов работы, тщательная отделка модных деталей и умелые, ловкие руки — вот залог успеха любой искусницы-портнихи. Все это необходимо знать, как, впрочем, и виды тканей и нитей, составные элементы, без которых не удастся сшить одежду. Нет нужды убеждать, что следует постичь основные .методы портняжного искусства, передаваемого из поколения в поколение, а также те новые способы и пот новый подход к образцам одежды, — типичная черта, присущая портновскому дезу.
      Часто мож но слышать, что дети растут не по дням, а по часам. Но их одежда не растягивается, не вырастает. И в семьях, где мать обшивает детей или пытается им кое-что сшить, пошив детской одежды дает широкие возможности для экспериментирования. овладения элементарными навыками и познаниями портновского искусства.
      Новые общественные отношения проявляются во всех сферах жизни общества: в жизненном ую/аде семьи, в интерьере квартиры, в стиле поведения, в манере одеваться. В доме все должно создавать уют. Такая, казалось бы, мелочь, как занавеси, шторы, драпировки, а такж е домашняя одежда и другие подобные детали помогают нам расслабиться, приобрести спокойствие, удовлетворение в своем доме. А как оформить эти нуж ные элементы и детали интерьера, как сшить важные атрибуты любой квартиры — расскажет вам, дорогой читатель, наша книга. Вы усвоите, прочитав ее, и специальную терминологию швейного дела, что, кстати, обязательная повинность для каждой женщины. Текс/п сопровождается большим количеством иллюстраций, рисунков, фотографий, что свидетельствует о нашем желании снабдить книзу наглядным материалом.
      Э Шандорова
     
     
      МОНОЛОГ ИГЛЫ
     
      Разрешите представиться. Я игла. Приспособление для прокалывания материала и проведения нитей через ткани, трикотаж и кожаный материал. Так когда-то звучало научное определение сущности моего назначения. Разве вы об этом не знали? Я. короче говоря, тонкий отшлифованный стальной прутик. Я очень тонкая, изящная — ведь недаром же игла представитель женского рода. Но я должна быть твердой: меня поэтому закаливают, никелируют. В старинных научных словарях вы прочтете, что первые иглы — отшлифованные, отполированные кости — были известны уже в ранний период каменного века, о чем свидетельствуют находки в пещере Мадлен на юге Франции. Исторические документы повествуют, что первый цех по изготовлению иголок возник в 1370 г. « Нюрнберге в Баварии, а спустя несколько столетий ведущую роль в производстве иголок занимает Англия. Так что я, игла, могу гордиться своим древним славным происхождением.
      Я обосновалась в доме людей уже много тысячелетий, считаю себя огромным изобретением человека. Как пряжка в форме иглы на одежде из шкуры зверя я смогла в ту пору проделать один-единственный стежок. Но и за это мне люди были бесконечно благодарны. У меня еще долго отсутствовало ушко, да и острие на конце. В те времена самая искусная портниха успевала сделать не более 25 стежков в минуту. В 1755 г. за меня, иглу, получил патент Чарльз Ф. Вейзенбалл. В тот период своего существования я часто скрывалась в шелке, атласе, муслине и крепдешине. Мне приходилось прикреплять к тканям и брильянты, и сапфиры, и рубины, которыми украшали одежду богатые красавицы во всем мире.
      Я познала и нужду бедняков. Помогала им латать вещи, пришивая одну заплату на другой, чтобы дать возможность кое-как согреть тело в холодное время. Какое же отчаяние охватывало меня, когда я пряслась от холода и страдала от голода. Но тут я была беспомощна
      Я шила закрытые, без украшений платья когда господетвовша испанская мода в XVI веке. Строгая, из простой ткани темного цвета одежда, весьма неудобная, отражала настроения того смутного времени. Высокий стоячий испанский воротник (его метко назвали жернова мельницы), сковывсы движения и радостных смех. Панцырь из одежды не позволял свободно, естественно передвигаться, спокойно, без напряжения держать свое тело. Я шила, с печалью вспоминая ушедшие времена свободных греческих тог. Я верша, что наступит возрождение.
      А потом на сцену вступили помпезность и великолепие одежды двора короля Солнца
      — Людовика XIV. Легкость, свобода линий, изящество подчеркивали богатство одежды. А спустя несколько лет в историк) одежды запишут изречение мадам Розы Бертин, „министра моды" французской королевы Марии Антуанетты: „Мода
      — единственная непобежденная владычица: она сменяется раньше, чем состарится и надоест." Чем .же эта портниха снискала благосклонность королевы7 Она умела понимать ее. Когда .мадам Бертин впервые вступила в покои молоденькой, пятнадцатилетней Марии Антуанетты, она мечтала увидеть королеву счастливой. И именно мадам Бертип превратила французский двор Людовика XVI в театр, где постоянно менялись декорации. А я. маленькая игла, пережила дни великого признания. И потом я шила королеве последний вечерний новогодний туалет из модного атласа и платье, которое впитало ее кровь под гильотиной.
      Моя жизнь похожа па жизнь человека. Встречаются в ней дни солнечные и веселые, сменяют их печаль и слезы. Я находилась рядом с людьми, разделяла с ними радость и горе. Правда, не предполагала я, что мой внешний вид изменится. Когда бедный парижский портной Бартоломей Тимонье впервые укрепил меня на приспособление, которое можно назвать предшественником швейной машины, даже он, бедняга, не предполагал, что последует за его изобретением. Позже Тимонье улучшил свой станок и продал его в Англию и Америку. Но не разбогател он, умер в бедности в парижском предместье. Далее появился Элиас Гоу со своей первой швейной ручной машиной, которую начали выпускать специальные фабрики. Изобретенная им машина делала 500 стежков в минуту (сравните — первые стежки удавались не легко: 20 за минуту). Моя производительность труда пугала людей во всем мире.
      Напомню об одном любопытном событии в период царствования Наполеона III во Франции. Его прекрасная Евгения любила одеваться в легкие ткани. Тогда кринолин вновь стал моден, уже в третий раз в истории моды. Юбка, внизу на обруче, словно отражала начальный этап наступления технического прогресса и машин, венчала новый этап цивилизации. Снова бесчисленное количество воланов, опять чрезмерное расходование тканей. Как я трудилась в те времена! Ежедневно придворные балы и дворцовые забавы — только успевай!
      Богатство и блистательность одежды на одном конце улицы, бедность — па другом. Бедность присутствовала постоянно. Я помню и восстания силезских ткачей. Сегодня я, уже не опасаясь, могу сказать: оно вспыхнуло благодаря тому, что в текстильной промышленности в Пруссии была допотопная техника и тяжелые условия труда. Я была свидетелем, как рабочие были против внедрения швейных машин в текстильную
      промышленность. Рабочие считали, что в лице машин они приобретут постоянного конкурента, врага, который покушается на их работу. Не убавляйтесь, ведь в XIX в. швейная машина — удивительное новшество.
      По в Праге все происходило иначе: портной Венделизз Мо/nm.t (причем, при моей помощи) достиг высокого качества шитья и на международных выставках завоевал не одно первое место. Но Моття не выдержал конкуренции: его опередил Поль Пуаре, один из известных представителей парижской моды. С вон модели он пропагандировал впервые на живых маникеищицау. Они не отличались стройностью и худобой. Но тогдашние парижанки считались весьма шармаипшыми.
      Ну, а потом Коко Шанель. Все французы! Сначала известная Готе Копир, потом готовые изделия одежды. „Мода, что не уживается среди широких слоев населения, — не иода", — смело провозгласила в 1918 г. мадам Коко. Она, прославляя свой успех, внедрзыа рафинированно-простые костюмы ,.а ля Шанель которые носили все женщины без различия классовой принадлежности. Пережила я и этот период. Потом на арене моды появились Диор, Карден, Балмуа и многие другие. Такие имена будет помнить и крохотная деталь — швейная иголка. Да и эти люди меня уважали.
      Однажды (и это не впервой) куда-то пропали муслины, крепдешины, шерсть и шелк. И вгрызалась в солдатское сукно. В зеленую и серовато-коричневую военную форму. Па поле брани они сражались друг против друга. Я испугалась. Во времена Наполеона я уже кое-что повидала. Известия с арены боевых /действий никого не радовали. Потом я приметила: девчата, что лишли военное обмундирование, все-таки веселые, верили в победу, хотя война была в саном разгаре. Все шепотом произносили заветное слова: восстание. И я дождалась /кстати, тоже зле в первый раз). После окончания второй мировой войны я уже не шила на обыкновенной швейной машине, я шила универсальной машиной. Я вышивала, пришивали пуговицы, обшивала края тканей и цепными стежками обтачивала передние полы мужских коспиомов. На фабриках и в пошивочных цехах все стремились работать. Началось соревнование в трудовых коллективах, движение за ударллый труд, появились ударницы. которые шили и шили, контролировали производительность труда, процент выполнения плалла. качество работы. И я так моталась во время трудовой смены, что часто все тело у меня болело. И вот однажды кто-то из механиков пришел ко мне па помощь — с рационализаторским предложением: сконструировать швейную машину с двумя иглами.
      Теперь мне не скучзло: мы всегда вдвоем. Мы обе рядом, вместе во время шитья, вместе отдыхаем. II быстро, в том же теше, мы нашивали тесьму на низ брючины. Причем вдвое быстрее, нежели я справлялась одна. Впрочем, пгеперь такое правило: дорожи временем.
      Часто мы действительно работали а поте лица. А людям подавай все больше и зделий, одежды. Мы понимали, старались изо всех сил: ведь после войны в магазинах и на складах товар не залеживался. И через несколько лет одизлаковые платья наводзлили рынок, на покупатель был недоволен: все будило на одно лицо.
      Теперь уже ни у кого не вызывал удивления такой факт: в больших залах-цехах появились новые швейные машины-полуфабрикаты. Они выполняют трудоемкие, требующие от .людей напряжения операции, их производитсяьность гораздо эффективнее, чем у обычных машин. Сначала лит, иголкам, было грустно — жаль расставаться с работой, но вскоре мы оказались к месту лла одной полуавтоматической линии, выпускаемой в Швейцарии: модифицированные иголки обзпачивают небольшие клапаны па карманы у пиджаков. Мы успокоились, продолжаем шить и восхищаемся новыми Швейными агрегатами. Конечно, мы мечтаем, быть полезными и в данных системах, Надеемся, что пригодимся.
      Людям, например, которые стали другими, чем прежде. Работа и работа, о себе забыли. И строят. Обсуждают задакия пятилеток, показатели труда, капиталовложения. Каждую минуту нам преподносят сюрпризы — новые виды ткалзей. о которых раньше мы и не слышали. Гесил. слотера. смешанные ткани. Мы шьем в эту новую ткань с удовольствием. Работники предприятий довольны результатом своего труда. И с нами, иголками, обращаются по-человечески: заботливо, обтирают грязь, смазывают маслом, регулярно чистят швейные машины. И все чаще произносят слова, относящиеся к тем изделиям, в созданлли которых мы участвуем, — эстетика и культура одежды. 'Jnio значит, что в наше время стремятся обеспечить людей красивой одеждой — зиатьями, пальто — ив большом количестве. Особенно детей, о тех мы думаем постоянно. И хотя я елце полностью все не осознала, но чувствую, убеждаюсь, что теперешнее общество — социалистическое общество — прежде всего заботится о человеке.
     
     
      НИТИ, СТЕЖКИ, ШВЫ
      И ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ
     
      НИТКИ И НИТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
      Классификация швейных ниток
      Место для хранения швейных принадлежностей
      Тот период времени, когда люди научились обрабатывать текстильные волокна, невозможно установить даже приблизительно. Хотя доподлинно известно, что эти навыки люди приобрели гораздо раньше, чем в Египте научились возводить знаменитые монументальные сооружения. В египетских пирамидах археологи находят древние текстильные изделия: покрывала, в которых завернуты мумии, различные атрибуты роскошных царских одеяний. В те далекие времена изготовление пряжи производилось примитивным способом. Потребовались столетия, прежде чем в этой области произошли кардинальные изменения.
      Нитки для шитья в том виде, в котором они существуют в настоящее время, появились лишь в средние века с изобретением ткацкого станка и ленточной машины, что позволило производить более тонкую пряжу. Именно в то время возникло мудрое изречение: шей тем же материалом, из которого выработана ткань. Использование ниток в качестве основного материала для соединения отдельных дателей одежды исторически относится к еще более двевним временам, чем период изобретения текстильного волокна, — к эпохе зарождения общественных отношений между людьми, эпохе раннего палеолита. В этот период человек уже научился добывать огонь, что позвслило ему вести оседлый образ жизни в местах с холодным климатом. Но огонь согревал человека только при условии, если он находился рядом с очагом. Поэтому уже в раннем палеолите людям стала необходима одежда. Первоначально одеждой ему служили шкуры животных, в которых не было недостатка. Но шкуры надо было каким-то образом соединять. Возникает потребность в соединительных средствах; они-то явились предшественниками наших ниток.
      В теплом климате человек в это время уже одевался в грубые ткани типа рогожи, сплетенные из растительных волокон. В данном случае уже можно упомянуть о нитках как о средстве соединения частей „одежды". В основу производства рогожи положен, что известно из исторических источников, навык плетения корзин; этим способом люди владели издревле.
      В период неолита человек уже одевался преимущественно в шкуры животных, скрепленные между собой; именно тогда возникли начальные элементы текстильного производства. Первое упоминание о текстильном производстве, по свидетельству археологов, относится к VII тысячелетию до н. э. Еще и теперь сохранились остатки текстильных изделий всевозможных переплетений. Интересно, конечно, проследить историю развития производства нитей. Но это уже материал для отдельной книги. Поэтому вернемся к нашим дням.
      В соответствии с видом сырья, используемого для производства волокон, известные нитки делятся на две основные категории:
      — классические, натуральные, изготовленные из натурального, природного сырья, волокна;
      — синтетические, изготовленные из синтетических, а также из различных видов химических волокон.
      В зависимости от сырья эти две предыдущие группы можно классифицировать следующим образом:
      Классические (натуральные) швейные нитки бывают:
      — хлопчатобумажные,
      — льняные.
      Синтетические швейные нитки классифицируют в зависимости от структуры волокон на:
      — шелковые, изготовленные из непрерывных волокон,
      — растяжимые (штапельные), изготовленные из растяжимых волокон,
      — оплетенные, изготовленные путем обвивки полиэфирной или полиамидной основы длинномерной или непрерывной нитью.
      Классификация хлопчатобумажных швейных ниток
      Хлопчатобумажные швейные нитки классифицируются по типу их использования и обработки.
      В зависимости от их использования нитки бывают:
      — для пошива нижней одежды (тонкие),
      — для пошива верхней одежды,
      — для пошива шелковых изделий,
      — для пошива обуви,
      — специальные швейные нитки (для книгопечатания, стекольного производства, изготовления перчаток и т. п.),
      — для наметочных и выметочных операций.
      в заиисттмости ш основных видов обработки швейные нитки подразделяются следующим образом:
      — матовые, опаловые,
      — мерсеризованные и немерсеризованные,
      — суровые, отбеленные, цветные,
      — глянцевые.
      Классификация льняных швейных ниток
      Льняные швейные нитки подразделяются в зависимости от их назначения следующим образом:
      — нитки для шитья вручную,
      — нитки для машинного шитья,
      — для пошива в фабричных условиях,
      — для пошива обуви,
      — для шорного ремесла. Место хранения ниток для вышивания
      Хлопчатобумажные нитки для шитья
     
      Швейные нитки
      для наметочных и выметочных
      операций Схема классификации швейных ниток
      Синтетические швейные нитки (шелковые, гладкокрашеные)
      Шелковые, гладкокрашеные швейные нитки делятся в зависимости от сырья, из которого они изготовлены, на:
      — полиэфирные (полиэстерные),
      — полиамидные,
      — вискозные.
      В зависимости от структуры пряжи полиэфирные (полиэстерные) и полиамидные швейные нитки подразделяются на:
      — гладкие, ровные,
      — текстрированные,
      — каркасные.
      Растяжимые швейные нити делят в зависимости от длины волокон на:
      — штапельные,
      — конвертерные.
      Прилагается схема классификации нитей.
      В настоящее время в связи с высокой степенью автоматизации скорость швейных Современные требования
      машин значительно возросла. Расширяется использование швейных автоматов к швейным ниткам
      и полуавтоматов с автоматизированной программой подачи тканей и складирования готовых изделий, а также высокой скоростью работы машины (возросшее число стежков в минуту). Автоматизация подготовительных операций позволяет увеличить число стежков в минуту и одновременно повысить процент времени, необходимого непосредственно на пошив изделия. По данным Исследовательского института технологии производства ниток (ЧССР) и по данным зарубежной печати, установлено, что увеличение скорости работы швейной машины и более интенсивное использование ее мощности ведет к возрастанию обрывов швейной нитки даже самого лучшего качества в 5 — 7,5 раза. Число обрывов нити растет прямо пропорционально росту производительности труда, что влечет невозможность эффективного использования новейших швейных автоматов с целью повышения производительности труда.
      Поэтому для использования средств производства в полной мере и повышения производительности труда в швейной промышленности следует йайти и устранить причину обрыва нити. Обрыв нити при работе на новой высокопроизводительной швейной машине происходит порой вовсе не оттого, что несовершенна конструкция машины, а из-за плохой отладки механизмов. Поэтому к ниткам, к их качеству, предъявляют высокие требования, разработываются новые стандарты ниток.
      Качество швейных ниток
      Швейная нитка хорошего качества должна быть качественной по всем показателям: обладать уравновешенностью крутки, что определяет в значительной степени ее прочность, ее обрывность, прочностью и равномерностью окраски, блеском.
     
      Синтетические швейные нитки
      ровностью, округлостью. Все это обеспечивает высокие качества, важные в условиях промышленного производства одежды. На скоростных швейных машинах швейная игла под воздействием трения перегревается. Необходимо следить, чтобы нитка под воздействием высоких температур не плавилась и не обрывалась.
      Упругость и сминаемоеть
      Слишком большая упругость нити способствует стягиванию шва. Под воздействием натяжения, неизбежного при шитье на любой швейной машине, шов деформируется. Чтобы избежать подобного дефекта шитья, необходимо постоянно придерживать нитку, надавливая на нее: тогда она не будет слишком натягиваться.
      Причина деформации шва (шов стянут), что особенно заметно после стирки или чистки. — недостаточная прочность и растяжимость нитки. Высокая степень сминаемости нити способствует появлению морщинистости шва после стирки и утюжки. Важно, чтобы сминасмость нитки при соприкосновении ес с горячей водой не превышала 1 — 1.5%. При специальной обработке ткани сминаемость нитки должна быт ь ниже 1%.
      Прочности и растяжимость
      Прочность швейной нитки не играет решающей роли в самом процессе шитья: нитка выбирается с таким учетом, чтобы обеспечить прочность стежка.
      От высокого качества ниток — их прочности — зависит внешний вид Изделия, предотвращение деформации одежды при утюжке и пропуске стежков в шве при прокалывании ткани.
      Относительно высокая растяжимость волокна (его способность значительно удлиняться при нагрузке — прокалывании ткани иглой — и сокращаться, принимая первоначальную форму при выходе иглы из ткани) отрицательно влияют на швейные процессы. Безусловно, имеются определенные трудности при установлении взаимосвязи и взаимозависимости таких качественных показателей нитки, как растяжимость. упругость, предотвращение деформации шва при утюжке. Однако именно эти качества являются решающими при изготовлении изделий наивысшсго сорта.
     
      Качественные показатели и и свойства швейных ниток
      Решающим фактором для швейных ниток является возможность их применения в швейном производстве, их качества и свойства в процессе шитья. Скорость работы швейных машин постоянно возрастает. Машины со скоростью 5 ООО стежков в минуту уже не редкость. При простых операциях скорость работы швейной машины достигает 10 000 стежков в минуту. При такой огромной скорости работы машины нить, движущаяся чрезвычайно быстро, .должна преодолевать определенное сопротивление, возникающее во время ее прохождения по направляющему пазу и при прокалывании материала иглой; эю приводит к повреждению волокон. Поэтому необходимо повысить качество швейной нитки: добиться снижения коэффициента трения и, следовательно, предупреждения перегрева швейной нитки и материала. Для обеспечения высокого качества различных швейных ниток необходимо усовер-щенет вона п. технологию их изготовления. Целесообразно производить нитки, обладающие достаточной растяжимостью, упругостью и уравновешенностью крутки, нитки с ворсистой поверхностью, у которых теплораспределение происходит но всей се длине. Ворсистость поверхности нитки достигается путем изменения сс структуры. Можно также сочетать физико-механические свойства шелковых натуральных ниток (эластичность, тепло проводимость, теплоотдача, теплоизоляция) с лучшими свойствами синтетических (повышенная прочность на разрыв, стойкость к истиранию и др.). предотвратить нагревание синтетической ни гки, изготовить ес с покрытием — хлопковым.
      Нам кажется, что синтетические швейные нитки более всею соответствуют требЬваниям, предъявляемым в настоящее время к швейным ниткам; в будущем это мнение подтвердится. Этот вид ниток сейчас наиболее широко распространен, а в будущем сто доля в обшем производстве швейный ниток значительно возрастет. Однако из этого не следует, что пет необходимости улучшать технолотию их изготовления. Стоит повысить их теплопроводимость, теплостойкость, поскольку в процессе работы на быстроходных швейных машинах возникают высокие температуры в механизмах машины и пошивочном материале. Синтетические нитки обрываются от оплавления чаше, чем нитки из натуральных нолокон. В качестве исключения можно назвать каркасные нитки из химических волокон: сердечник состоит из синтетической нити, а покрытие — из натуральных волокон, что предохраняет такую нитку oi перегрева, оплавления во время шитья и обеспечивает прочность и другие качества (снижение обрывности и др.).
      Многие качественные показатели синтетических ниток гораздо выше, чем у ниток
      классических, натуральных, особенно при пошиве одежды из синтетических тканей или смешанных тканей (когда синтетические волокна в ткани составляют более 30%). Но при пошиве одежды из натуральных тканей следует руководствоваться старым принципом: „шей тем же, из чего шьешь.
     
      Преимущества синтетических швейных ниток
      У синтетических ниток значительно выше уравновешенность крутки, чем у натуральных ниток; синтетические нитки отличаются ровностью, что обуславливает их добротность: отсутствие обрывов, отсутствие видимых дефектов. Наибольшей ровностью характеризуются нитки из непрерывных волокон. Этот фактор имеет решающее значение и при оценке прочности синтетических швейных ниток. Оптимальная растяжимость, эластичность и низкая сминаемость синтетических ниток — эти качества и свойства поддаются корректированию значительно легче, чем при изготовлении ниток из натуральных волокон. Чтобы достичь, например, большей прочности шва и сохранить его эластичность, в частности, в трикотажных изделиях, удается регулировать растяжимость нитки. При необходимости возможно снизить степень сминаемости у полиэстерных ниток.
      Прочность синтетических волокон, особенно образцов повышенной прочности, позволяет вырабатывать швейные нитки самой высокой прочности, не увеличивая их толщину, что не удается из любого другого сырья. Производятся также синтетические нитки высокой прочности и более низких сортов, причем из того же самого сырья.
      Виды синтетических швейных ниток
      В соответствии с видом сырья и методами обработки нитки подразделяются на несколько категорий:
      Швейные нити, изготовленные из непрерывных волокон:
      — нитки, изготовленные из полиамидных и полиэфирных шелковых волокон;
      — нитки, изготовленные из структурных полиамидных и полиэфирных шелков;
      — нитки из моноволокна — прозрачные швейные нитки (изготовленные из так называемых элементарных волокон);
      — клеевые монолитные нитки, изготовленные из непрерывного волокна.
      Швейные нити из растяжимых (эластичных) материалов вырабатывают:
      — классическим методом, известным в производстве хлопчатобумажных тканей, на трехцилиндровой прядильной машине из хлопчатобумажной пряжи,
      — методом „шапе" (shape), с помощью которого вырабатываются т. н. „конвертируемые1' швейные нитки.
      Характеристика отдельных видов синтетических швейных ниток
      У каждого вида ниток имеются определенные положительные качества. Поэтому, приступая к шитью, важно правильно подобрать соответствующие швейные нитки, учитывая характерные особенности пошивочного материала и швейных ниток.
      Из полиэстерных ниток наиболее прочными считаются гладкие швейные нитки, изготовленные из непрерывных полиэфирных (полиэстерных) шелковых волокон. Фактически эти нитки значительно прочнее хлопчатобумажных того же номера (толщины), что позволяет повысить прочность швов, а также использовать для шитья более тонкие нитки. Но, как это ни парадоксально, именно лучшие свойства данных ниток — ровность, уравновешенность крутки — в данном случае относят к их недостаткам. Слишком ровная поверхность, отсутствие обрывов способствует „выскальзыванию" нитки из шва. Отрицательный момент также — повышенное оплавление ниток в результате нагрева иглы при шитье. Поэтому такие нитки рекомендуют использовать при создании стежка в качестве нижних ниток (шпульных). Гладкие нитки вырабатывают различной толщины; в зависимости от их назначения ими пользуются для отделки, при обметке петель, при сметывании и т. д.
      Данный вид ниток используют при создании стежка в качестве верхней — в игле, правда, нитки более толстые. Тонкая нитка может быть использована при создании стежка в качестве нижней (в игле) только при шитье тонких текстильных тканей.
      Преимущество гладких ниток состоит в следующем:
      — они в значительной мере уменьшают деформацию шва, так как позволяют пользоваться при шитье тонкой иглой:
      — при использовании такой нитки в качестве шпульной можно намотать на шпулю больше ниток; тогда отпадает необходимость часто менять шпулю;
      — полиэфирные нитки в 1,6 — 3 раза тоньше хлопчатобумажных;
      — при использовании таких ниток для обметывания тканей от них не остается следов от прокаливания после глажения, что характерно при шитье более толстыми нитками;
      — внешний вид шва не теряет привлекательности после стирки и глажения;
      — способствуют образованию хорошего стежка;
      — способствуют повышению прочности швов.
      Структурные текстурированные швейные нити по сравнению с гладкими полиэфирными нитями обладают более волокнистой поверхностью, что препятствует оплавлению ниток при шитье, в связи с чем значительно снижается натяжение нитки при шитье на быстроходных швейных машинах. Их волокнистость и неровность ограничивают скольжение нитки в самом шве ткани. Эти нитки применяют обычно в трикотажной промышленности.
      Швейные нитки из моноволокна называют еще прозрачными. Их появление было встречено с большим интересом, поскольку, как предполагали многие, они заменят все нитки из синтетических волокон. Кроме того, ценилось такое их свойство, как способность приобретать оттенок стачиваемого материала.
      Швейные нитки из полиэфирных волокон, изготовленные классическим методом по типу хлопчатобумажных.
      Для производства этих ниток используется полиэфирный штапель, длина волокна коюрого 38 — 40 мм. Многообразие видов штапельного волокна в зависимости от его толщины и прочность волокон позволяет выпускать пряжу различной толщины в достаточно широком ассортименте.
      Швейные нитки, изготовленные из жгутов на конвертере
      Основное сырье для производства таких ниток — отрезные жгуты из полиэфирного волокна, которые вырабатываются на конвертерах, а пряжа изготовляется на специальных прядильных машинах. Толщина нитки зависит от количества трощений и колеблется в пределах 12 — 140, что определяет широкий диапазон их использования.
      Каркасные оплетенные швейные нитки являются универсальными. 'Зги нитки применяют при изготовлении белья, трикотажа, верхней одежды, кожаной галантереи; глянцевые нитки используют также для обметывания петель и в обувном производстве независимо от типа швейной машины. Эти нитки применяют на трудоемких операциях. Специалисты предполагают', что в будущем данный вид ниток будут использовать в игле швейной машины.
      Каркасные нитки характеризую гея следующими положительными свойствами:
      — они не теряют своих’ качеств при шитье на любых типах швейных машин,
      — высокой устойчивое м.ю к механическим повреждениям.
      — идеальной упругостью и эластичностью,
      — весьма низкой емипаемостью,
      — высокой прочностью,
      — тонкостью, что позволяет использован, тонкие иглы,
      — гермоустойчикостью и теплостойкостью, (при шигье на высокоскоростных машинах возникает нагрев волокон).
      В ЧССР выпускают и продают нитки данного типа следующих марок: ,,Мистер"' (Mister). „Супра" (Supra). „Геба" (ТеЬау ...Аста" (Asia), „Ситно" (Siino), „Ьелюкс" (Helux). ..Суприм" (Supn'm).
      Перспективный план развития в этой отрасли предусматривает усовершенствование и сокращение технологических процессов промышленного производства ниток. На усовершенствование технологии планируются дополнительные капиталовложения. в частности, на улучшение отделки всех видов ниток, но главное — хлопчатобумажных. совершенствования их качества и физико-химических свойств, включая необходимую обработку ниток в процессе шитья. Дальнейший этап совершенствования производства ниток — создание новых видов сырья, что позволит кардинально упрост и ть дополнительную отделку выпускаемых ниток и улучшить их качество.
      «.роме дополнительной отделки ниток запланировано провести научные исследования с целью улучшения технологии производства каркасных нитей. Предполагается улучши и, материал составных частей такой нитки (сердцевину и покрытие, синтетическое хлопчатобумажное волокно), что, несомненно, положительно повлияет на основ свойства ниюк — внешний вид, ровность, уравновешенность крутки, прочность и окраску.
      Предполагается щкже модернизировать процессы производства каркасных ниток; однако не следует ожидать в связи с этими мероприятиями значительного расширения ассортимента ниток; желательно наладить производство глянцевых, в том числе глянцевых каркасных ниюк.
      Путь развития производств швейных ниток из непрерывных волокон — совершенствование основного сырья, в том числе создание волокон. Модификация исходных имеющихся материалов даст возможность повысить устойчивост ь волокон к нагреванию и улучшить многие качественные показатели швейных ниток, что значительно расширяе! сферу их использования.
      Предполагается, что эти нитки будут применены и для пошива изделий, подлежащих стирке, при условии, чю еминаемость ниток под воздействием горячей воды не прсвысш 1%.
      С внедрением новою оборудования удастся достигнуть и уменьшения раС1яжимос-ти ниток. Однако в связи с повышенным спросом на трикотажные изделия, особенно на мужскую верхнюю одежду, предстоит обеспечить швейную промышленность синтетическими швейными нитками высокой растяжимости. Для большинства видов швейных ниток растяжимое и, устанавливается в пределах 15%.
      При производстве ниюк фасонной крутки (структурных) будут внедряться нетрадиционные технологические процессы и выпускаться нитки разнообразных фасонов и структуры. Известно, что „образцовый" ассортимент полиэфирных ниток можно надежно заменить швейными нитками из мшшводокна.
      Говоря о производстве остальных швейных низок в ближайшем будущем, следует отмстить намечаемые значительные изменения в технологическом процессе при производстве ниюк из эластичных материалов, что не только улучшит качество
      швейных ниток и их физико-механические свойства, но и повысит эффективность их производства в целом.
     
      Другие виды нитяных изделий
      Образец ручной вышивки нитками марки Лето
      Многие нитяные изделия вырабатываются, как правило, путем применения тех же технологических процессов, что и при получении швейных ниток. Различие лишь в том, что. нитяные изделия (кроме швейных ниток) значительно толще и с меньшим кручением.
      Ассортимент нитяных изделий включает вышивальные нитки, нитки для вязания крючком, для ручного вязания, крученую хлопчатобумажную кардную пряжу (для стежки одеял, для наметочных и выметочных операций и т. д.).
      Вышивальные нитки Основными показателями качества вышивальных ниток является равномерность их окраски и блеск. Они предназначаются для ручной вышивки; выпускаются в 3 — 4 сложениях в клубках или небольших клубочках (например, „Перловка" — Perlovka). Нитки для ручного вышивания вырабатываются и в 12 сложениях (например, „Оравенка” — Oravienka); в продажу они поступают в небольших мотках и клубках (длина намотки небольшая).
      Нитки для вязания крючком Эти нитки выпускаются в 2 — 6 сложениях, преимущественно в клубках, обычно характеризуются повышенной и сильной круткой и большой прочностью. Как правило, для крученых ниток применяют волокно, полученное на оборудовании для обработки хлопка по кардной системе. Эти нитки выпускаются средней толщины или толстые (торговый номер, различающий нитки по толщине, невысокий). К данному виду ниток относятся и нитки для стежки.
      Вязальные нитки для вязания спицами Основным сырьем для этого вида вязальных ниток является шерсть. За последний период произошли изменения не только в составе сырья, из которого вырабатываются нитяные изделия, но и в технологии их производства (безровничное получение пряжи, выработка пряжи прямо из ленты, центрифугальный, электростатический, пневматический способы прядения и т. п.).
      Нитяные изделия из синтетических волокон С развитием химической прюмышленности стало появляться все больше тканей, пригодных для вышивания нитками из синтетических или смешанных волокон, поскольку такие нитки очень износостойки. Поэтому в настоящее время выпускают широкий ассортимент нитяных изделий из синтетических материалов, близких по своему химическому составу. Имеются сейчас полиэфирные вязальные нитки, пригодные и для вышивания, например, вышивальные нитки чехословацкого производства „Дунай” (Dunaj), заменившие нитки мулине.
     
      Образец вышивки синтетическими нит ками
      Кроме того большим спросом пользуются синтетические вышивальные нитки Лето (Leto), технология производства которых разработана Исследовательским институтом технологии производства ниток (ЧССР). Нитки данной марки получили высокую оценку на выставке моды в Тренчине и награждены Золотой Фатимой (1977 г.). Нитки марок Дунай и „Лето” считают изделиями, вырабатываемыми по прогрессивной технологии.
      Вышивальные нитки Лето можно использовать для всех видов ручной и машинной вышивок. Одним из достоинств этих ниток является очень хорошая кроющая способность. Недостаток у этого образца нити — трудность вдевания нитки в иглу, поэтому приходится пользоваться специальным приспособлением. В качестве основы-материала, по которому выполняют вышивку, используют синтетические ткани, а для вышивки — синтетическую нитку. В отличие от вышивки, выполненной хлопчатобумажными нитками, образец, вышитый синтетической пряжей, после стирки обновляется и приобретает свежий блеск.
      Для машинной вышивки можно пользоваться также текстурированными швейными нитками чехословацкого производства, например, „Аста” и „Ситно”.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.