На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Шрифты написанные ширококонечным пером. Лухтейн, 1977 г.

Пауль Лухтейн

Шрифты написанные ширококонечным пером

На эстонском и русском языках

*** 1977 ***


PDF

 


  HAШA PEKЛAMA:
  500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB  

BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ:  
РАБОТАЕМ БЛАГОДАРЯ ВАМ  


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

Художник-оформитель П. Лухтейн. Издательство «Кунст» при Художественном фонде Эстонской ССР Таллин, 1977.

      Начиная писать нужно иметь в виду истину шрифтового искусства, а именно, что первым и основным требованием, для хорошего и красивого шрифта, является читаемость и целесообразность.
      Красивый, хороший шрифт — это не есть бессмысленная, нагромождённая комбинация линий, а простые и ясные формы в систематическом и гармоническом построении. Кроме правильного изображения букв, для красивого шрифтового оформления, большое значение имеют: хорошее распределение букв, т. е. оптически правильные интервалы, междустрочье и обшее расположение текста на бумаге.
      Хороший шрифт логично построен, в нем каждая буква соответствует в своем рисунке рядом стоящим буквам. У каждого хорошего шрифта есть свои характерные признаки, которые формируют конкретный алфавит. Красивый шрифт должен быть написан свободно, плавно и непринужденно, решен смело и своеобразно, в нем должна быть подчеркнута хорошая форма и хорошее расчленение. Исходя из предыдущих принципов и анализируя каждый предшествующий образец шрифта, создадим основу для результативной работы.
     
      Перья для письма. В настоящее время существуют, для письма стальные перья, разнообразной ширины и изготовления. Перо вставляется в обыкновенную деревянную ручку, ширина которой должна быть не менее 1 см (рис. 1).
      Ширококонечные перья можно изготовлять также из тростника и птичьих перьев (гусиных, индюшиных, лебединых и орлиных). Следует предпочесть употребление перьев из левых крыльев, которые во время письма удобнее держать в руке (рис. 2).
      Перо никогда нельзя макать в бутылочку с тушью, а его нужно заполнять тушевым патроном или если такого нет, то обычным пером. Тушью наполняют промежуток между пером и тушедержателем, так чтобы не испачкать остальные части пера (рис. 3). После заполнения пера тушью, нужно, каждый раз проверить равномерность выхода туши на рядом лежащем листке бумаги. Стекание туши можно регулировать при помощи тушедержателя, который можно приплюснуть или сдвинуть вверх, чтобы туши стекало меньше. Во время письма нужно постоянно следить, чтобы на конец пера не прицепились волоски бумаги или сухой туши, которые могут испортить вид буквы. Чистить перья можно тряпочкой или концом ножа.
     
      Разлиновка. Площадь, предназначенную для письма, нужно разлиновать, чтобы буквы были одинаковой высоты, располагались на одной линии и чтобы междурядье было одинаковое. До XII века, рукописные книги разлиновывали таким образом, что линии проводили на пергаменте твердой, оставлявшей углубление, палочкой, позднее свинцовым карандашом, а начиная с XIII века использовали красные линии.
      Площадь текста зависит от данного задания и формата, поэтому дать конкретные указания невозможно. Большое значение для расположения текста имеют размеры полей. Если текст позволяет, лучше расширить поля, чем сузить. Для цельности композиционного решения, нужно следить, чтобы текст был расположен на бумаге в правильном соотношении. При оформлении полей следует учитывать будет ли текст расположен на одном листе или на развороте.
      При расположении текста на одном листе, в основу берется нижнее поле. Так создастся соотношение: внизу 4, наверху 2 и с боков 2,5 части (рис. 4). На развороте соотношение: нижнее поле 4 части, верхнее поле 2, внешние поля 3, а между двумя гранками, каждое по 1,5 части (рис. 5). Кроме вышеуказанного варианта можно использовать на одном листе соотношение 6 : 3 : 4 и т. д.
      Для определения соотношений между прописными и строчными буквами предпочитают пропорции, основанные на золотом сечении. Однако, каждый пишущий имеет возможность выбра1ь соотношения по своему усмотрению. Из золотого соотношения наиболее употребляемые 8:5 и 5:3 (рис. 6). В композиции текста существенное значение имеет междурядье. Для определения междурядья следует учитывать верхние и нижние выступы строчных букв. При узком междурядье возникает опасность, а именно, нижние выступы верхней строчки могут соприкаснуться с верхними выступами нижней строчки, что значительно повредит шрифтовому решению.
      Высота букв и междурядье зависят от формата и длины текста. Прежде, чем начать писать, нужно разлиновать всю страницу. Для этого рекомендуют взять узкую полоску бумаги, на краю которой отметить высоту букв и междурядье, столько раз, сколько они повторяются в письме текста на странице. Подобная измерительная лента из бумаги, наиболее точная, особенно если текст нужно писать на нескольких страницах. При многостраничном тексте необходимо следить, чтобы строчки на обеих страницах совпадали. Разлиновывать рекомендуют карандашом средней твердости, чтобы при стирании линий, написав текст, не повредить букв и поверхности бумаги.
      Для получения равномерного наклона шрифта, при письме курсивом, желательно провести через поле текста на произвольном растоянии наклонные линии (прибл. 1 см). Наклон шрифта может быть под углом 68—80°. При слишком большом наклоне трудно писать. Наиболее употребительный наклон под углом 75° (рис. 7).
     
      Приемы письма. Прежде, чем начать писать буквы, необходимо упражняться писать детали букв. Это вертикальные, диагональные и горизонтальные линии, а также двухсторонние дугообразные линии (рис. 8). Письмо ширококонечным пером производится отдельными движениями пера, так чтобы было видно движение руки на бумаге. Обычно, во время всего процесса письма, перо держится под определенным углом. Перо поворачивают только в отдельных случаях (табл. I, буква М), например, для получения тонких вертикальных линий его поворачивают перпендикулярно (рис. 9).
      Перо можно держать в руке под любым углом, но самый удобный наклон 45° (рис. Ю). Так написано большинство образцов в данном издании т. е. под нормальным наклоном пера. Своеобразный шрифт можно получить держа перо при письме в вертикальном положении (рис. 9, табл. 7), при этом вертикальные линии будут тонкие, а горизонтальные широкие.
      Прописные и строчные буквы в тексте обычно пишутся пером одной ширины, по исходя из текста и композиционного построения, можно использовать различной ширины перья, а именно, для письма прописных букв более широкие, а для строчных более узкие (таблицы 2, 3, 7 и 28).
      При письме часто пользуются всевозможными росчерками пера. В таблицах I и 22 можно встретить в нескольких буквах ярко выраженные треугольники; при них вначале пишется обычная вертикальная линия, к которой затем добавляется в диагональном направлении чёрточка (рис. 11). У встречающихся в таблице 3 строчных букв b, d и f верхние выступы двухсторонние; при них вначале пишут проводимую слева широкую линию, затем при помощи двух особых движений дополнительные линии (рис. 12).
      Для получения сильной клиновой формы таблицы 21, нужно вначале провести основную линию, которая оканчивается легким поворотом налево, а затем перед ней провести короткую черючку (рис. 13).
      При нормальном наклоне пера образовываются широкие Iоризонгальные линии (табл. I, 2, 3, 4 и т. д.). Для получения шрифт с более узкими горизонтальными линиями (засечки), как показано в таблице 10, нужно при письме основных линий держать перо под нормальным наклоном, а затем повернуть его (рис. 14).
      Строчные буквы курсива в эпоху Возрождения были узкие, а дуги круглых букв более прямые (табл. 12 и рис. 15).
      Ч^обы получились образцы строчных букв таблицы 19 нужно вначале держать перо под углом 45 , а затем протянуть слегка направо: так образуется горизонтальное начало букв (рис. 16).
      Представленные образцы по своим стилевым признакам разделяются на латинские и готические рукописные шрифты. Образцы латинских рукописных шрифтов, данные в таблицах 1—8, произошли от гуманистического минускула (littera-humanistica); эта форма письма, образовавшаяся в первой половине XV века в Италии, как строгая форма книжного шрифта эпохи Возрождения. Прописные буквы в таблицах 1 и 2 исходят к античности, а строчные буквы от Каролинских минускул IX века соединены в одно целое ширококонечным шрифтом. Арабские цифры, данные в таблицах 1 и 2, стали употребляться в западной Европе в гуманистических рукописях XV века; по своему построению они подчиняются т. н. принципу минускула. Так 1, 2 и 0 имеют высоту основных строчных букв, 6 и 8 имеют верхний выступ, 3, 4, 5, 7 и 9 нижний выступ (рис. 17). Цифры высотой прописных букв в таблице 4 начали применять только между XVIII—XIX веками, т. е. во время классицизма (рис. 18).
      В начале XVI века в Риме сформировался красивый рукописный шрифт, гуманистический курсив (cursiva humanística) или латинский куррент шрифт (табл. 12). Для широкого использования создали, образовавшийся из строгих форм гуманистического минускула, курсивный шрифт с размашистыми формами рукописных букв и узкими строчными буквами. Шрифту придают своеобразное выражение многочисленные вариации верхних и нижних выступов строчных букв (таблицы 9—20).
      Самым ранним шрифтом в данных образцах является, написанный под углом 45е ширококонечным пером унциальный шрифт (scriptura uncialis), происходящий из IV века. Смелые закругления и просторный шрифт придают письму торжественный вид (в табл. 22 верхний алфавит). Нижний алфавит в этой же таблице — это современный, своеобразный вариант, где подчеркнуто начало письма букв (буквы В, Н, К, L, Р, R и X). При более поздней форме унциального шрифта перо при письме держали горизонтально к шрифтовой линии, таким образом получались еше более сильные вертикальные и закругленные линии, а горизонтальные линии
      делались совсем тонкими (рис. 19).
     
      Для получения беглого представления о готических рукописных шрифтах, в таблицах 26— 29 даны четыре образца основных готических шрифтов.
      Наиболее ранним готическим рукописным шрифтом является текстура (textura) (табл. 26), которая образовалась из каролинского минускула в конце XI века во Франции и достигла своего совершенства в XIV веке. Буквы тесно слиты между собой, у них нет закруглений, написанный текст производит впечатление плетеного ковра (на лаг. языке textum — плетеный). При письме нужно следить, чтобы внутренний промежуток буквы не был бы шире основной линии (рис. 21).
      Письмо противоположное текстуре развивается в Италии в XIII—XIV веках, это размашистый готический шрифт т. н. круглоготика (rotunda) (табл. 27), которая нашла повсеместно широкое применение, будучи одновременно одним из популярнейших типографских шрифтов (рис. 22). Письмо строчных букв требует большого умения, т. к. в буквах встречаются наклоны пера в 45°, а так же горизонтальные начала и концы; при их письме нужно, в зависимости от построения буквы, поворачивать перо (рис. 22). В прописных буквах встречаются тонкие линии и характерные кружочки, которые пишутся левым углом ширококонечного пера или остроконечным пером.
      В середине XV века создается в Германии, из текстуры и бастарды, новый шрифт для документов и рукописей, т. н. швабахер письмо (Schwabacher) (табл. 28). В нем не встречается присущей текстурному шрифту строгости. Картина буквы стала более просторной, что особенно выражается в упрощённой форме прописных букв. В строчных буквах встречаются, как левосторонние, так и правосторонние неполные дуги, в начале и в конце которых имеются острые кончики (рис. 23). Ввиду плавных закруглений и логичности построения прямых линий, этот шрифт удобен для письма.
      Во время влияния Ренессанса в южной Европе образовался гуманистический минускул и курсив, как характерные шрифты своего времени, а в Германии под тем же влиянием, в начале XVI века образовался новый готический рукописный шрифт фрактура (табл. 29), основой которого можно считать швабахер письмо. Строчные буквы становятся вновь узкими (рис. 24). Характерны для строчных букв полунадломленные и полузакругленные дуги (рис. 25). С левосторонним закруглением буквы а, с, е, g u q, а с правосторонним закруглением b, d, h, о, р, v, w и у. У всех прописных букв есть характерная волнистая линия т. н. мотив хобота слона (Elefantenrüssel) (рис. 26).
     
      Укрупнённая заглавная буква или инициал (на лат. языке т'чшт — начало) являлся всегда богатым объектом выражения фантазии художников — шрифтовиков. Инициал в начале текста имеет прежде всего декоративную ценность, которую кроме большого размера буквы, подчеркивает цвет (красный, синий, золотой и т. д.). Несмотря на свободу изображения инициала, нельзя забывать, что он является частью текста.
      В ранних рукописях, начиная с IV века, инициалы — это обыкновенные, большие прописные буквы красного цвета, которые со временем делаются все сложнее в своей основной форме и с добавляемыми к ним орнаментами, часто заполнявшие в средневековых рукописях целые страницы. Для сохранения цельности стиля, нужно предпочитать инициалы написанные пером.
      Как отмечено, можно использовать для инициалов большие прописные буквы без всяких украшений. В большинстве же случаев, особенно в начале текста, для оформления инициалов используются росчерки, растительный орнамент и даже изобразительные решения, как птицы, звери, человеческие фигуры и т. п.
      Использование инициалов, отличающихся от текстового письма требует известного опыта. Во всех шрифтах, типа антиква, можно успешно использовать инициалы исходящие к унциальному письму. Несмотря на то, что готические шрифты имеют красивые инициалы, они не подходят латинскому письму.
      Во всех готических шрифтовых формах использовались т. н. ломбардские верзалы (рис. 27), к которым добавлялся богатый орнамент.
     
      Своего рода проблемой в шрифтовом оформлении является создание монограмм. Под монограммой подразумевают переплетение одной, двух или нескольких букв, в один письменный знак. Наименование монограмма происходит от греческого языка, что значит кресты в конце письма, также соответствует этому на латинском языке 5/#лиш — сигнатура.
      Обычно для построения монограммы берутся начальные буквы имени и фамилии, а для учреждений начальные буквы названия. При композиционном решении буквы можно расположить свободно. Предпочтительны такие решения, где буквы расположены в логичном порядке с акцентом на первую букву фамилии. Исходя из рисунка букв, можно создать и противоположное решение. Симетричное решение для построения самое легкое (рис. 28). В большинстве решений располагают буквы либо рядом, либо одну над другой, либо одна буква перекрывает частично другую, также возможны разнообразные переплетения (рис. 29). В буквы можно вплести и цифры (юбилейные даты) и орнамент (рис. 30). Позволяются также и такие решения, где одна буква строчная, а другая прописная (рис. 31).
      Как видим, шрифтовики имеют возможность применять свою фантазию и находчивость в этой игре линий, в результате чего из обычных букв создается красивая монограмма.
      Овладение шрифтовым оформлением, т. е. каллиграфией, требует постоянной тренировки, также надо считаться со всеми вышеуказанными оформительскими требованиями.
      Постоянная, обоснованная и усидчивая работа — это и есть основа для успеха в искусстве шрифта.

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru