ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРАБЛЬ ШЛЮП "МИРНЫЙ"
Маршрут русской экспедиции
Рис. 1. Путь следования первой антарктической экспедиции русских моряков на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819 — 1821 гг.
Первая русская антарктическая экспедиция вошла в анналы великих географических открытий. 16 июля 1819 года под командованием русских военных моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева с Кронштадтского рейда вышли шлюпы «Восток» и «Мирный» и взяли курс на шестой континент.
Решение русского правительства отправить экспедицию в Южный Ледовитый океан натолкнулось на отсутствие корабля, подходящего для этой цели.
На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга строилось в это время вспомогательное транспортное судно «Ладога». Именно его было решено включить в состав антарктической экспедиции. «Ладоге» дали новое имя «Мирный», и его перегнали на базу флота в Кронштадт, где уже находился шлюп «Восток».
С учетом использования «Мирного» в предстоящей экспедиции, плавания во льдах и в тяжелых условиях высоких широт приступили к срочной перестройке корабля. Этими работами руководил корабельный мастер И. А. Амосов при непосредственном участии командира шлюпа лейтенанта М. П. Лазарева.
Так как «Ладога» была типом обычного грузового судна, ее пришлось основательно перестроить, чтобы придать судну вид военного корабля. Удлинили корму, сделали штуль-цы — наделки по бортам корабля в кормовой его части, на форштевне поставили водорез, а выше укрепили чаки для бушприта. Корпус шлюпа дополнительно обшили дюймовыми досками, укрепили изнутри и тщательно проконопатили. Чтобы подводная часть не обрастала водорослями, ее покрыли медными листами. Сосновый руль заменили дубовым. Стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из обычной пеньки, сменили на более прочные, применяемые на кораблях военно-морского флота.
Шлюп «Мирный» — трехмачтовый, двухпалубный корабль. Его размеры согласно чертежу № 21, хранящемуся в Центральном Государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина — 120 футов (36,6 м), ширина — 30 футов-(9,15 м), осадка — 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько изменились в сторону их увеличения, то же относится и к водоизмещению.
Экипаж «Мирного» состоял из 72 человек. Офицеры размещались в каютах на верхней палубе, остальные — на нижней палубе в кубриках. В трюмных отсеках хранились запасы провизии: солонина,^ бульон в брикетах, кислая капуста, сухари, спирт, сахар, чай, соль, масло, сало и другие продукты, а также много одежды, обуви, постельных принадлежностей. Кроме того, в трюмы судна погрузили большое количество парусов, рангоутных деревьев, якорей, канатов и снастей, инструментов — все необходимое для длительного плавания.
ЧТО ТАКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ?
Прежде чем приступить к постройке модели, нужно ознакомиться с ее внешним видом (рис. 2) и теоретическим чертежом. По чертежу можно узнать все данные о корабле: длину, ширину, высоту борта, водоизмещение и т. д. Как же изготовляется теоретический чертеж? Корпус корабля как бы рассекается вдоль посередине. Образуется контур — диаметральная плоскость, которая делит корабль на две симметричные части, отделяя правый борт от левого.
Горизонтальная плоскость, проходящая по ватерлинии, отделяющая подводную часть от надводной, называется плоскостью грузовой ватерлинии; изображается только половина каждой ватерлинии, ибо другая половина симметрична ей. Третья плоскость, перпендикулярная к диаметральной и плоскости ватерлинии, проведенная на середине корпуса, называется плоскостью мидель-шпангоута и обозначается знаком X. Она отделяет носовую часть корабля от кормовой.
Рис. 2. Модель шлюпа «Мирный» (общий вид)
Сечения, параллельные плоскости мидель-шпангоута, образуют линии теоретических шпангоутов. Ветви шпангоутов симметричны, поэтому не имеет смысла на «корпусе» изображать весь шпангоут, достаточно показать только его половину. Справа показываются ветви носовых шпангоутов, слева — кормовых. Шпангоуты в носовой части более острые, чем в кормовой, это улучшает мореходные качества парусного судна.
На листе 1 приведен теоретический чертеж шлюпа «Мирный» в масштабе 1 : 100 натуральной величины корабля. Теоретический чертеж состоит из трех частей — «бока», «полу-широты» и «корпуса». На «боку» проведены три плоскости, параллельные диаметральной плоскости, образующие теоретические линии, называемые батоксами (показаны пунктиром); на нашем чертеже их три и они помечены римскими цифрами I, II и III. Под «боком» помещена «полуширота», на ней изображены проекции (показаны пунктиром) плоскостей, параллельные грузовой ватерлинии, а так же проекции, образующие половины трех ватерлиний и верхней палубы. Справа находится «корпус». Теоретические шпангоуты пронумерованы от 0 до 17. Справа изображены носовые ветви, слева — кормовые, на «корпусе» — батоксы и ватерлинии. На «полу-широте» прямыми линиями обозначены батоксы и шпангоуты; на «боку» — шпангоуты и ватерлинии. Теоретический чертеж выполнен на сетке. Пересечения линий шпангоутов, батоксов и ватерлиний в правильно сделанном теоретическом чертеже должны согласовываться.
Если вы задумаете строить модель шлюпа в другом масштабе, чем тот, что приведен на листе 1, то потребуется вычертить новый теоретический чертеж в нужном масштабе или с помощью фотоаппарата сделать увеличенный или уменьшенный отпечаток.
Прежде следует решить, в каком масштабе будет строиться модель шлюпа «Мирный». Чертежи общих видов и теоретический на вкладных листах выполнены в масштабе 1 : 100, а некоторые детали из-за их малых размеров даны в масштабе 1 : 50. Таким образом моделисту представляется выбор: миниатюра в 1 : 50 или 1 : 100. В зависимости от масштаба потребуется либо уменьшение, либо увеличение чертежей. Работа эта трудоемкая и кропотливая, но если использовать фотоаппарат, то она сведется к элементарному фоторепродуцированию 2-х листов чертежей с последующим уменьшением или увеличением их до нужных размеров. Делается это так: сначала сфотографируйте чертежи и сделайте негатив. Желательно для этого использовать фотоаппарат размером 9X12 или 6X9 см. При репродуцировании следите за тем, чтобы плоскость фотографируемого чертежа была параллельна плоскости матового стекла фотоаппарата. В противном случае при последующем увеличении чертеж исказится.
Затем изготовьте шаблон — полоску плотной бумаги длиной 183 мм, что соответствует длине модели по ватерлинии в масштабе 1 : 200, а если же полоску сделать равной 732 мм, то масштаб будет 1 : 50. Теперь можно приступить к изготовлению фотоотпечатка с помощью увеличительного аппарата. Увеличение будущего отпечатка надо сделать в соответствии с заготовленным шаблоном. Наложить шаблон на теоретический чертеж (проекция «бок» — лист 1 или на вид сбоку — лист 2) так, чтобы при установлении аппарата увеличение в точности соответствовало шаблону. Проэкспони-руйте, проявите, аккуратно накатайте чертеж на стекло, просушите. Новый чертеж в нужном масштабе готов.
Постройка миниатюрной модели в масштабе 1 :200 потребует от моделиста ювелирной работы, да и инструмент потребуется особый. Изготовление модели в масштабе 1 : 50 создает свои трудности, потребуются дополнительные знания и привлечение литературы для того, чтобы добиться точности изготовления каждой детали корпуса, рангоута, такелажа, дельных вещей.
Рассмотрим теперь отдельные чертежи модели, изображенные на листах 1 и 2.
Корпус шлюпа — это прочная водонепроницаемая деревянная оболочка, подкрепленная набором, состоящим из киля, оконечностей, шпангоутов бимсов и других деталей, корпус предназначен для размещения оборудования и команды. В нижней части листа изображен корпус и обозначены его детали.
1. Киль — составленный из отдельных штук деревянный брус, являющийся основанием корпуса. 2. Форштевень — продолжение киля, образующее нос корабля. 3. Стем — продолжение киля внутри корпуса. 4. Княвдигед — наделка в верхней части форштевня. 5. Гальюн — носовой свес. 6. Решетка гальюна, откуда сбрасывались за борт отбросы. 7. Галс-боканцы — рангоутные деревья, выступающие на оба борта, для управления парусом. 8. Якорные клюзы — отверстия в борту для пропускания якорного каната. 9. Кран-балка (крамбол) — деревянный брус, выступающий за борт для подтягивания якоря. 10. Якорная подушка, на которую укладывают якорь. 11. Руслени — площадки снаружи борта. 12. Сектор с обухом для выстрела. 13. Нижний бортовой обух для выстрела. 14. Отверстия для вант-путенсов. 15. Отверстия для талей марса-фалов — снастей. 16. Вант-путен-сы — железные тяги. 17. Брашпиль — лебедка с горизонтальным валом для подъема якорей и рядом корабельный колокол. 18. Фальшборт — легкий борт выше верхней палубы. 19. Бархоут — усиленная обшивка. 20. Роульсы — шкивы в фальшборте для проводки снастей. 21. Ростры — место на верхней палубе для запасных деревьев рангоута. 22. Люки. 23. Камбуз — судовая кухня. 24. 8-весельный баркас на киль-блоках. 25. Коечные сетки. 26. Бортовой трап — лестница. 27. Пушечные порты — отверстия в бортах на верхней палубе. 28. 3-фунтовые пушки (14 штук). 28а. 12-фунтовые кар-ронады (6 штук). 29. Кофельнагельные планки — деревянные бруски с отверстиями для цилиндрических стержней, на которых закрепляются снасти. 30. Утка — деревянная планка для закрепления снастей. 31. Шпиль — вертикальный ворот. 32. Входной люк. 33. Штурвал. 34. Печная труба. 35. Проводка штуртроса. 36. Румпель. 37. Ящик с сигнальными флагами. 38. Закрытие головы руля. 39. Офицерский туалет. 40. Погон для гика-шкота. 41. Крюк для гакабортного фонаря на корме. 42. Штульцы. 43. Боканцы-шлюпбалки. 44. Шлюпка левого борта. 45. Шлюпка правого борта. 46. Кормовая шлюпка. 47. Кормовой подзор. 48. Цепной руль-талей-шкентель. 49. Гельмпорт — отверстие для руля в кормовом подзоре. 50. Баллер — ось руля. 51. Перо руля. 52. Рулевые петли. 53. Ахтерштевень — брус, образующий кормовую оконечность судна. 54. Кормовой дейдвуд — деревянная конструкция, заполняющая пространство между килем и ахтерштевнем. 55. Межпалубные трапы.
Теперь перейдем к описанию различных деталей, на которых устанавливаются паруса. Это деревянные, соответствующим образом сделанные штуки дерева круглого сечения, имеющие общее название рангоут (см. лист 2 и рис. 3). Все номера отдельных частей рангоута на рис. 3 в точности соответствуют тем же деталям, изображенным на листах 1 и 2. Отметим, что нижняя часть всякого вертикального рангоутного дерева называется шпором, верхняя — топом, концы наклонных и горизонтальных деревьев именуются ноками. Повторное объяснение термина при появлении его в перечне деталей не приводится.
ЕГО ДЕТАЛИ
56. Бушприт — наклонное дерево, закрепленное в носовой оконечности корпуса. 57. Эзельгофт бушпритный — деревянная обойма для соединения двух рангоутных деревьев. 58. Утлегарь — дерево, являющееся продолжением бушприта. 59. Бом-утлегарь — слово бом, прибавляемое к названию рангоутного дерева, показывает, что оно принадлежит последнему. 60. Мартин-гнк — дерево, закрепленное под внешним ноком бушприта. 6L Блинда-рей — дерево, к которому крепится прямой парус-блинд. 62. Шпор бушприта. 63. Фок-мачта — передняя мачта. 64. Фор-трисель мачта. 65. Фор-трисель-гафель. 66. Фор-марс — площадка, установленная на фок-мачте. 67. Эзельгофт-мачтовый. 68. Фор-стеньга — дерево, продолжение фок-мачты. 69. Фор-салинг — рама, состоящая из продольных брусков. 70. Эзельгофт стеньги. 71. Фор-брам-стеньга — дерево, продолжение фор-стеньги. 76. Фор-брам-салинг. 73. Клотик — точеный круг на топе мачты. 74. Фока-рей — горизонтальное дерево, закрепленное на фок-мачте. 75. Фор-марса-лисель-спирты — деревья, выдвигаемые с реев для постановки дополнительных парусов. 75а. Реек марса-лиселя. 76. Фор-марса-рей — второй снизу рей фок-мачты. 77. Фор-брам-лисель-спирты. 77а. Реек брам-лисель-спирта. 78. Фор-брам-рей. 79. Грот-мачта — вторая мачта. 80. Грот-трисель мачта. 81. Грот-трисель-гафель. 82. Грот-марс — все пояснения те же, что и для фок-мачты. 83. Грот-стеньга. 84. Грот-салинг. 85. Грот-брам-стеньга (сделана в одно дерево с бом-брам-стеньгой и флагштоком). 86. Грота-рей. 87. Грот-марса-лисель-спирты. 87а. Реек марса-лиселя. 88. Грот-марса-рей. 89. Грот-брам-лисель-спирты. 89а. Реек брам лиселя. 90. Грот-брам-рей. 91. Бизань-мачта — третья мачта. 92. Бизань-трисель мачта. 93. Усы гафеля и гика — наделки на рангоутных деревьях, позволяющие им вращаться. 94. Крюйс-марс — площадка для наблюдения на бизань-мачте. 95. Крюйс-стеньга. 96. Крюйс-салинг. 97. Крюйс-брам-стеньга — сделанная в одно дерево с бом-брам-стеньгой и флагштоком. 98. Бегин-рей — первый снизу рей бизань-мачты. 99. Крюйсель-рей — второй снизу рей бизань-мачты. 100. Крюйс-брам-рей — третий снизу рей бизань-мачты. 101. Бизань-гик — горизонтальное дерево. 102. Бизань-гафель — наклонное дерево.
Следующие детали показаны в верхней части листов 1 и 2. 103. Крюйс-салинг с деталями. 104. Основа марса с деталями. 105. Площадка марса. 106. Накладка вант и грота-штагов. 107. Брам- и марса-лиселя с деталями. 108. Фор-трисель в сборе. 109. Нок-бензель. 110. Гафель трисель-мачты и детали.
На листе 1 под теоретическим чертежом показан фалыш борт, это продолжение борта на верхней палубе, где кончаются верхние части ветвей шпангоутов, называемых топтимберсами. Ниже приведен разрез шлюпа до ватерлинии. Верхняя палуба корабля подразделяется на три части, которые имеют соответствующие названия: передняя часть, считая от носа до фокмачты — бак; средняя между фок-и грот-мачтой — шкафут. На шкафуте имеются ростры, где размещаются баркас и запасной рангоут, и, наконец, шканцы — часть палубы между грот- и бизань-мачтой. В нижнем правом углу показана резная фигура двухглавого орла в масштабе 1 :50 и общий вид носовой оконечности.
На листе 2 вверху даны рисунки пушек 3 и 12-фунтового калибра, показано размещение пушек на палубе и их вид снаружи, помещены рисунки верхнего и нижнего блоков-шкотов, проводки гика-шкота, крюйс-салингов, крюйс-марсов, а справа — площадки марса, входного люка, шпиля, кнехтов грот-мачты, шестивесельного катера на рострах, брашпиля, корабельного колокола и кнехтов фок-мачты. Все детали нарисованы в масштабе 1 :50.
Ниже показаны якорная подушка, якорь и якорь на канате. И, наконец, в левом углу — румпель, схема изготовления штульцев, кормовая раковина, штурвал и гакабортный фонарь.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ РАНГОУТА
Стоячим такелажем в парусном судне, именуются все снасти, закрепленные на корабле наглухо. Он служит для удержания рангоута в определенном положении. В зависимости от того, какие рангоутные деревья поддерживаются снастями, последние имеют соответствующие первым наименования. Детали стоячего такелажа даны на листе 2 и на рис. 4.
111. Ватер-штаги — снасти, поддерживающие бушприт снизу. 112. Ватер-бакштаги. 113. Ватер-вулинг — снасти, скрепляющие бушприт с водорезом. 114. Мартин-штаги — идут от нока мартин-гика к ноку углегаря. 115. Мартин-бакштаги — идут от нока мартин-гика к бортам. 116. Утлегарь-бакштаги. 117. Бом-утлегарь-бакштаги. 118. Фока-штаг. 119. Фока-лось-штаг — по которому ходит штормовой парус. 120. Фор-стень-штаг. 121. Фор-лось-стень-штаг.
122. Кливер-леер — снасть, закрепленная на обоих концах, по ней ходит парус. 123. Фор-брам-стень-штаг. 124. Бом-кливер-леер. 125. Фор-бом-брам-стень-штаг. 126. Грота-штаг. 127. Грот-лось-штаг. 128. Грот-стень-штаг. 129. Грог-стень-лось-штаг. 130. Грот-брам-стень-штаг. 131. Грот-бом-брам-стень-штаг. 132. Бизань-штаг. 133. Крюйс-стень-штаг. 134. Крюйс-брам-стень-штаг. 135. Крюйс-бом-брам-стень-штаг. 136. Ванты. 137. Стень-ванты. 138. Брам-стень-ванты. 139. Стень-фордуны. 140. Брам-стень-фордуны. 141. Бом-брам-стень-фордуны. 142. Тросовые талрепы — приспособления для оттягивания стоячего такелажа. 143. Юферсы — деревянные бесшкивные блоки с отверстиями и желобами, служат для натяжения стоячего такелажа.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ РАНГОУТА
Бегучим такелажем называют подвижные снасти, закрепляемые временно в зависимости от ситуации в плавании, при маневрировании, изменении погоды и т. п. (рис. 5).
В бегучем такелаже также имеется ряд повторяющихся терминов, относящихся к определенным рангоутным деревь-
ям, это: топенанты — снасти, предназначенные поднимать и поддерживать горизонтальные и наклонные деревья; брасы — снасти, при помощи которых осуществляется поворот реев и шкотов в горизонтальной плоскости; фалы — служащие для подъема флагов, сигналов и парусов.
144. Блинда-топенанты. 145. Блинда-брасы или трисы. 146. Фор-брам-топенанты. 147. Фор-марса-топенанты. 148. Фока-топенанты. 149. Фока-рей-гардель — снасти с блоками. 149а. Борг. 150. Фор-марса-драй-реп — снасти с блоками. 151. Фор-марса-фал. 152. Фока-брасы. 153. Фор-марса-бра-сы. 154. Фор-брам-брасы. 155. Грот-брам-топенанты. 156. Грот-марса-топенанты. 157. Грота-топенанты. 158. Грот-марса-драй-реп. 159. Грот-марса-фал. 160. Грота-рей-гардель. 161. Грота-рей-бейфут — обшитый кожей строп для удержания рея у мачты. 162. Грота-брасы. 163. Грот-марса-брасы. 164. Грот-брам-бра-сы. 165. Крюйс-брам-топенанты. 166. Крюйс-марса-топенан-ты. 167. Крюйс-марса-драй-реп. 168. Крюйс-марса-фал. 169.
Бегин-топенанты. 170. Крюйс-брам-брасы. 171. Крюйсель-бра-сы. 172. Бегин-брасы. 173. Гика-топенанты. 174. Гика-бакш-таги. 175. Дирик-фал — снасть, с помощью которой у мачты удерживается гафель. 176. Гафель-гардель — снасть для подъема нижнего рея или гафеля. 177. Флаг-фал. 178. Эринс-бакштаги — снасть, удерживающая гафель с боков. Гика-шкот — снасть для управления гиком. 180. Бом-кливер-фал. 181. Бом-кливер-шкот. 182. Кливер-шкот. 183. Фор-стеньги-стаксель-шкот. 184. Фор-стаксель-шкот. 185. Фока-шкот. 186. Фока-галс. 187. Фоковые-нокгордени — снасти, применяемые для подтягивания парусов к реям, при уборке и взятии рифов. 188. Фоковые бык-гордени — для
Рис. 5. Бегучий такелаж.
подтягивания нижних шкаторин прямых парусов. 189. Фока-гитовы. 190. Фока-булинь. 191. Фор-марса-гитовы. 192. Фор-марса-булинь (магерман). 193. Фор-брам-гитовы. 194. Фор-брам-булинь. 195. Риф-сезни — плетутся из шкимушки, на конце имеют кноп или очко; служат для крепления парусов. 196. Грота-шкот. 197. Грота-галс. 198. Грота-нок-гордени.
199. Грота-бык-гордени. 200. Грота-гитовы. 201. Грота-бу* линь. 202. Грот-марса-гитовы. 203. Грот-марса-булинь. 204. Грот-брам-гитовы. 205. Грот-брам-булинь. 206. Комель-бло. ки. 207. Бизань-гитовы. 208. Крюйсель-гитовы. 209. Крюй-сель-булинь. 210. Крюйс-брам-гитовы. 211. Крюйс-брам-бу-линь.
ПАРУСА И ИХ БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ
Чтобы не повторять объяснения наименований парусов, даем их определения: кливер и стаксель треугольные паруса, поднимаемые на штагах или леерах; марсель — четырехугольный парус; брамсель — четырехугольный парус над марселем, бом-брамсель такой же парус над брамселем. Приставки перед наименованием парусов показывают их принадлежность к определенной мачте, так например: фор-стеньги-
стаксель — треугольный парус, закрепленный на стеньге фок-мачты.
Паруса и их бегучий такелаж показаны и пронумерованы на листах 1 и 2 и на рис. 6.
212. Бом-кливер. 213. Кливер. 214. Фор-стеньги-стаксель. 215. Фор-стаксель — штормовой парус. 216. Фок — нижний парус на фок-мачте. 217. Фор-марсель. 218. Фор-брамсель.
219. Крюйсель — четырехугольный парус. 225. Крюйс-брам-сель. 226. Бизань — нижний косой парус. 227. Брам-ли-сель. 228. Марса-лисель. 229. Летучий ундер-лисель. 230. Ундер-лисель (лисели — дополнительные паруса, ставятся сбоку прямых парусов и в зависимости от того, к какому относятся, называются: брам-лисель, марса-лисель и т. д.; лисели закрепляются на рангоутных деревьях, выстреливаемых с реев, и принимают название своих реев).
В терминологии бегучего такелажа для управления парусами также имеется ряд повторяющихся наименований, ко-
торые придаются определенным парусам, объяснение приводится ниже.
Фал — снасть, при помощи которой поднимаются паруса, флаги, сигналы; шкоты — служат для растягивания парусов; галсы — предназначаются для удержания наветренного угла паруса; гордени — снасти, которыми парус подтягивается к рею; шкоты — служат для растягивания и уборки парусов; булиня — предназначены для вытягивания паруса на ветер; риф-сезени — плетеные концы для крепления парусов к реям.
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ПАРУСА
Рис. 6. Паруса и их бегучий такелаж
БЛОКИ, ЮФЕРСЫ. ТРОСЫ И МОРСКИЕ УЗЛЫ
Блоки и юферсы служат для подъема рей с парусами, подтягивания такелажа, спуска шлюпок и других тяжелых работ, а также для изменения направления хода тросов на парусных кораблях.
Блок (рис. 7) состоит из корпуса, образованного щеками а, на щеках для тросов сделаны выемки — кипы б, между щеками на оси в, называемой нагелем, устанавливается один или несколько шкивов — деревянных кругов с кипом для троса г. Чтобы шкив при вращении на оси не повреждался, в него врезана металлическая втулка д.
Все блоки обвязываются тросом — остропливаются, над блоком образуется одно или два очка в зависимости от назначения блока. Блоки, предназначенные для больших нагрузок, имеют двойные стропы (рис. 8). Размеры блока определяются длиной и шириной его щек, толщина изменяется в зависимости от числа шкивов (рис. 9).
Кроме блоков, на парусных кораблях применялись юферсы — круглые бесшкивные блоки (рис. 10а), имеющие по окружности кип и три отверстия, тоже называемые кипами.
Диаметр юферса равнялся половине диаметра мачты, на снастях которой они располагались. Толщина юферса составляла примерно половину его диаметра. Два юферса образуют талреп, используемый для натягивания снастей стоячего такелажа. Нижний юферс в железной оковке закрепляется на русленях (рис. 106).
На парусных судах в XIX веке в большом количестве применялись пеньковые тросы, необходимые для крепления рангоута, а также для управления парусами, подъема сигналов, измерения скорости корабля. Диаметр тросов доходил до 152 мм для якорных канатов на крупных кораблях.
Для того чтобы предохранить тросы от сырости, их пропитывали смолой, после этого они выглядели черными. Несмоленые тросы назывались белевыми и были более прочными.
Тросы (рис. 11) различаются по способу выделки, спуску, простые тросовой работы — прямого спуска и более прочные — кабельного спуска. Трос прямого спуска а изготовляется следующим образом: из волокон пеньки прядутся толстые нити, называемые каболками. Каждая каболка скручена слева направо, каболки, в свою очередь, свиваются в пряди наоборот — справа налево, а трос спускается, как каболки, по солнцу. Трос кабельной работы б спускается не из прядей, а из стрендей, которые свиты, как трос прямого спуска. Стренди скручивают справа налево.
На рис. 12 показаны узлы для заделки концов троса: репка а и кноп б. Они предотвращают выскальзывание троса
из юферса. На рис. 13 изображены петля огон, которая делается на конце, а иногда посередине троса.
Следующий узел — штык рыбацкий (рис. 14а) — применяется для крепления якорного троса к верпу — завозному якорю, рангоутному дереву и за рым — железное кольцо на судне; штык с двумя шлагами (рис. 146) имеет то же назначение, отличается тем, что ходовой его конец пропускают через рым два раза.
Рис. 13. Простой огон.
Рис. 14. Штыки: а — рыбацкий, б-с двумя шлагами.
Рис. 15. Узлы: а — брам-шкотовый, б — шкотовый.
Брам-шкэтсвый а и шкотовый б узлы (рис. 15) используются при ввязывании шкота в парус. Конец шкота про-
девается в кренгельс (обделанное тросом отверстие в углу паруса) шкотового угла и оборачивается два раза вокруг паруса; при тяге конец зажимается самим шкогом.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА И ДЕТАЛЕЙ
Так как чертежи, листы 1 и 2, выполнены в масштабе 1 : 100, целесообразно сразу приступить к изготовлению корпуса.
Корпус делается из сухого дерева без трещин, сучков и других дефектов. Предпочтительно, чтобы древесина была мелкослойной и мягкой. Липа, ольха, береза, лиственница хорошо подойдут для модели. Брус должен быть следующих размеров 100X120X500 мм. Если такой толщины доски не найдется, то придется склеить ее из двух. Работа эта несложная, но должна быть сделана так, чтобы доски не расклеились. Полученную заготовку следует остругать, а еще лучше отфуговать, придав ей форму параллелепипеда. После этого можно приступать к разметке бруса. Сначала нужно провести с помощью линейки рейсмусом или острым шилом диаметральную линию посередине бруса вдоль, сверху, по торцам и снизу.
Образованная контуром разметки плоскость является диаметральной. Затем, пользуясь теоретическим чертежом — видом сбоку, надо нанести 17 рисок (на все четыре продольные поверхности бруса), соответствующих 17 шпангоутам, а на двух боковых плоскостях — ватерлиниям. Риски следует делать глубокие не менее 0,5 мм. Брус размечен. Теперь на верхнюю плоскость бруса с помощью копировальной бумаги надо перенести с теоретического чертежа «полу-широты». контур грузовой ватерлинии, а на боковую плоскость с вида сбоку — очертания форштевня и кормовой оконечности (ахтерштевня).
Прежде чем приступить к обработке размеченного бруса, надо изготовить из тонкой фанеры или плотного электротехнического картона шаблоны. Таких шаблонов потребуется 17, по числу шпангоутов. С теоретического чертежа «корпуса» переносят очертания сначала восьми носовых, а потом девяти кормовых шпангоутов. Стоит сразу же пронумеровать каждый шпангоут, а затем аккуратно вырезать острым ножом внутреннюю часть фанеры или картона. Шаблоны готовы. Можно приступать к обработке размеченного бруса. Чтобы облегчить работу над корпусом, надо опилить с небольшим припуском (2 — 3 мм) брус по контурам носа, кормы и палубы. После этого начинается кропотливая работа ножом, стамеской и отделочным рубанком малого размера. С бруса постепенно снимается лишняя древесина. Обрабатываемый участок корпуса постоянно контролируется соответствующим шаблоном, чтобы не исказить форму подводной части модели.
На верхней плоскости бруса по контуру верхней палубы надо удалить древесину до уровня опередка (верхней палубы) и прорезать в бортах пушечные порты. Делается это с помощью специальных сверл для дерева, перок и коловорота или полукруглых стамесок. Толщина фальшборта должна быть 3 — 4 мм. При окончательной отделке корпуса используются напильники и стеклянная шкурка.
Теперь надо приступить к оформлению оконечностей корпуса модели шлюпа «Мирный». На носу поставить форштевень, стем, княвдигед, носовое украшение, на корме — кормовую раковину, штульцы, руль. Все эти детали показаны на вкладных листах.
На этом пока заканчивается работа с корпусом, для него следует сделать подставку — стапель и, чтобы уберечь от пыли и возможных повреждений, временный футляр — фанерный ящик.
Следующий этап в работе — изготовление рангоута, надстроек, корабельного оборудования и дельных вещей, расположенных на палубе. Для этого используется сухое прямослойное дерево практически любой породы: сосна, ель, береза, липа. Все размеры снимаются с чертежей на вкладных листах; нужно помнить, что рисунки многих деталей даны в масштабе 1 : 50, так что все палубное оборудование при изготовлении должно быть уменьшено вдвое.
Паруса делаются из белой материи самой тонкой, какую можно приобрести. Так как кромки парусов придется подрубать швом, при их выкройке надо сделать небольшой припуск. Чертежи парусов даны на вкладных листах.
Для стоячего и бегучего такелажа используются самые тонкие нитки № 60, их толщина 0,1 до 1,0 мм. При постройке модели в масштабе 1 : 100 довольно трудно выдержать соответствие толщин снастей. Усугубляется эта задача еще и тем, что сделать блоки и юферсы также не просто. Они з масштабе получаются очень маленькими, поэтому приходится упрощать проводку снастей и ограничивать количество блоков и юферсов. Блоки и юферсы должны вытачиваться на токарном станке из мелкослойного дерева бука, клена; можно, конечно, сделать их и вручную.
Закончив работу по изготовлению деталей, необходимо из фанеры толщиной 3 — 4 мм выпилить палубу. Для этого с чертежа листа 2 (вид сверху) копируется очертание открытой палубы и места расположения на ней рубок, люков, трапов, пушек, мачт. Рекомендуется предварительно отшкурить фанеру и вдоль волокон прочертить острым шилом линии, имитирующие палубный настил, как показано на чертеже.
При изготовлении деталей модели, а их набирается очень много, рекомендуем рассортировать их и хранить в коробке или ящике с секциями и отмечать на контрольном листе, что сделано и что еще нужно сделать.
ОКРАСКА КОРПУСА И ДЕТАЛЕЙ
Прежде чем приступить к сборке модели шлюпа «Мирный», надо покрасить корпус и все детали. Красить следует с помощью пульверизатора; кисти для этой цели не подходят, особенно для деталей. Краски могут применяться любые, желательно быстро сохнущие. После первой окраски, когда краска хорошо просохнет, поверхность рекомендуется отшлифовать шкуркой, не оставляющей рисок-царапин, и окрасить еще раз — это повысит качество покрытия.
В какой же цвет надо окрашивать корпус и детали? Черной краской окрашивают: борта, включая и фальшборт, планширь, гака-борт, штульцы, княвдигед, решетку гальюна, боканцы, руслени, шпоры стенег, брам- и бом-брам-сгенег, все реи с ноками, марсы, салинги, все эзельгофты, шлюпки, коечные сетки, фонари, юферсы, боковые стенки пушечных полупортиков на верхней палубе, вант-путенсы, путенс-ван-ты, крышу колокола, обделку трубы камбуза, якорь, бугеля бушприта, ватер-вулинг, кат-балку, бугеля лиселей, перты, крамбол и кнехты, бугеля на топах мачт, бугеля якоря, петли пушечных портов и весь стоячий такелаж. В белый цвет окрашиваются: мачты до марса, чиксы и шкалы, бугеля на мачтах, топы мачт, стенег, брам-стенег, бом-брам-стенег (флагшток), бушприт до эзельгофта, бисы бушприта, полоса на борту, крыши пушечных портов, оконные переплеты. В темно-зеленый цвет красят внутреннюю часть фальшборта. В ярко-красный — щит на эмблеме (орле), боковые стенки пушечных портов и их крышки изнутри. Бронзируется под золото эмблема орел, кантики княвдигеда, кантики на штуль-цах и кормовой раковине. Пушки покрывают темно-зеленой бронзой или черной краской. Подводная часть корпуса окрашивается желтой краской с добавлением бронзового порошка, для имитации медных листов, которыми был обшит шлюп «Мирный». Протравливаются бейцем кофель-нагельные планки, утки, кнехты, люки, решетки, штурвал, трапы, станки пушек. Не окрашиваются палуба, лисель-спирты, стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги, гик, гафель, трисель-мачта, шлюпки внутри, штоки якорей, утлегарь, бом-утлегарь.
СБОРКА МОДЕЛИ
Рекомендуем следующий порядок сборки модели шлюпа «Мирный»:
1. Собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень, дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль.
2. Провести ватерлинию, вбить все обухи для бакштагов, затем собрать гальюн с решеткой, установить эмблему. Вклеить галс-боканцы.
3. Вклеить все палубные детали, люки, решетки, установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты.
4. Установить палубу.
5. Собрать утлегарь и бом-утлегарь. Собрать мачты, приклеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на концах. Установить стеньги. Стень-ванты обтянуть еще до установки мачт.
Постройка моделей кораблей — судомоделизм — увлекательный технический вид спорта. Занятия по судомоделизму проводятся в организациях ДОСААФ, в Дворцах, Домах пионеров, в школах. Построив модель корабля, можно принять участие^ в соревнованиях и выставках, ежегодно проводимых в нашей стране и за рубежом. Судомоделисты, выполнившие соответствующие нормы и требования, получают спортивные разряды, им могут быть присвоены звания мастера спорта СССР и мастера спорта международного класса.
Согласно Единой всесоюзной классификации моделей кораблей и судов копия любого судна или корабля, построенная в определенном масштабе, является моделью. Такая мо-
6. Затем установить собранные мачты, обтянуть стоячий такелаж мачт и бушприта.
7. Вооружить реи, ввязать все блоки, перты, бугеля лисель-спиртов, бейфуты.
8. Поднять до места нижние реи фока, грота и бизани-бегин-рея. Навесить на гардели и борги топенанты, закрепить бейфуты.
9. Провести брасы (бегучий такелаж рангоута), то же проделать с марса-реями, гиком и гафелем.
10. Пришнуровать паруса. Швы имитировать карандашными линиями. Прямые паруса кроить только параллельно верхней кромке. Поставить лисель-спирты и якоря.
11. Установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов.
12. Поднять флаг и вымпел.
Модель можно оставить без парусов. Это позволит лучше видеть рангоут, его детали и такелаж.
Модель может быть изготовлена как с подводной частью, так и без нее, т. е. до ватерлинии (относится к группе VIII). Если длина ватерлинии модели менее 254 мм, то она классифицируется как С-4 — миниатюра класса А, если длина парусной модели более 254 мм, то она относится к классу Б С-1.
В конце брошюры приведен основной список материалов и литературы, использованной автором и художником. Обращение читателя к указанным источникам позволит уточнить отдельные факты, шире ознакомиться со всем, что относится к затронутой теме и получить дополнительные сведения по конструкции деревянных парусных кораблей.
ЛИТЕРАТУРА
Чертежи шлюпа «Мирный». Фонд 327 оп. дело 2931. Центральный Государственный архив Военно-Морского Флота СССР (ЦГАВМФ).
Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпе «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллингсгаузена, командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев. Первое издание вышло в 1831 г. в Петербурге,
третье, повторяющее первое, в 1960 г. в Москве в издательстве Географической литературы.
Михайлов М. А. Модели парусных кораблей русского флота. Изд-во ДОСААФ, М., 1971.
Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Гидрометеоиздат, Л, 1970.
Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI — XVII вв. Перевод А. А. Чебана. «Судостроение», М., 1972.
|