НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Шлюп «Восток» (модель). Лучининов С. Т. — 1973 г.

Сергей Тимофеевич Лучининов

Шлюп «Восток»

*** 1973 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

СОДЕРЖАНИЕ

Открытие Антарктиды 1
О кораблях парусного флота
Экспедиционный корабль шлюп «Восток»
Прежде чем приступить
к постройке модели шлюпа «Восток» 4
Что такое теоретический чертеж? 5
Корпус и его детали 5
Рангоут и его детали 7
Бегучий такелаж рангоута 8
Паруса и их бегучий такелаж 8
Морские узлы 9
Изготовление корпуса и деталей модели 10
Окрашивание корпуса и деталей модели 11
Порядок сборки модели 11
Классификация модели шлюпа «Восток» 12

PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРАБЛЬ ШЛЮП "ВОСТОК"
      ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ
      Антарктида — шестой континент нашей планеты. В переводе с греческого слово «антарктида» означает «против севера». История открытия этого континента очень интересна.
      Еще во II веке нашей эры знаменитый древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, а после него многие другие ученые чисто умозрительно предполагали, что раз на севере и в средних широтах есть большие материки, то и на юге, как противовес им, должна существовать «Большая Неизвестная Земля».
      В те далекие времена древние корабли не выходили в открытое море, держались около берегов, и некому было подтвердить или опровергнуть мнение ученых. Однако в 650 году легендарный полинезийский мореход Хуте-Рангиора, находясь в водах Южного Ледовитого океана на своем каноэ Те-иви-Атеа, обнаружил белые скалы, вершины которых поднимались так высоко, что пронизывали облака, возвышаясь над необозримым ледовым покровом неизвестной земли.
      В дальнейшем, с развитием мореходного искусства и кораблестроения, когда появился компас и корабли «научились» ходить против ветра, мореплаватели начали совершать смелые попытки открыть загадочный материк. Предполагается, что еще в 1501 — 1502 годах Неронья и Америго Веспуччи достигли 54° южной широты.
      Попытки продолжались и в дальнейшем. В 1772 — 1775 годах знаменитые мореплаватели Джеймс Кук и Фюрно на кораблях «Резолюшн» и «Адвенчер» совершили плавание в южных морях Ледовитого океана и открыли о. Южная Георгия, куда якобы доходили Америго и Неронья, трижды пересекли южный полярный круг, и... Д. Кук категорически отверг существование Большой Южной Земли. Вернее, считал, что даже если она и есть, то достигнуть ее невозможно.
      Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал попыток пробиться к югу дальше, чем он, тем более организовать специальную экспедицию.
      Английские и американские китобои в начале XIX века совершали плавания в водах Антарктики, но им было не до географических открытий.
      Решение задачи — существует ли все-таки Большая Южная Земля — взяли на себя отважные русские моряки.
      16 июля 1819 года из Кронштадта на двух военных шлюпах «Восток» и «Мирный» в кругосветное плавание вышла первая русская антарктическая экспедиция. Шлюпом «Восток» командовал начальник экспедиции капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» — лейтенант М. П. Лазарев.
      Плавание проходило в невероятно трудных условиях, особенно в водах Южного Ледовитого океана, где штормы, снегопады, обледенение, туманы и морозы сопровождали корабли более ста дней. Несмотря на лишения и опасности, экспедиция провела исключительно важные исследования, позволившие установить существование громадного материка — Антарктиды, сверх того были открыты двадцать девять островов. Все они были названы русскими именами. Русские моряки совершили величайшее географическое открытие, вписав новую страницу в историю освоения Земли.
      Более двух лег продолжалось плавание. Только 27 августа 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» возвратились в Кронштадт. Великое предприятие было успешно завершено. Корабли под парусами прошли громадное расстояние — около ста тысяч километров.
      В память о знаменательном плавании в Антарктиду двух русских кораблей была выбита медаль с надписью на одной ее стороне: «Шлюпы Восток и Мирный 1819 года».
      Спустя десять лет, в 1831 году, вышла в свет книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенное на шлюпах «Востоке» и «Мирном», написанная Ф. Ф. Беллинсгаузеном. В честь подвига русских моряков-ученых, открывших неизвестный континент и прилегавшие к нему острова, именем славных кораблей названы две советские антарктические станции «Восток» и «Мирный». Их названия глубоко символичны и для нашего времени.
      После экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева началось освоение Антарктики.
      В наши дни Антарктида — интернациональная земля, на которой развернута необычайно широкая научная деятельность, там работают сотни ученых со всех пяти континентов; научные станции двенадцати стран проводят систематические исследования. Наиболее интенсивную работу по изучению Антарктиды проводит Советский Союз, имеющий свыше десяти действующих станций. Сотрудничество ученых разных стран, взаимный обмен научной информацией, дружная работа за последние десять лет позволили узнать об Антарктиде больше, чем за предшествующие тысячелетия.
     
      О КОРАБЛЯХ ПАРУСНОГО ФЛОТА
      Начало XIX века было временем расцвета русского па русного флота. Начиная с 1803 по 1866 годы русские моряки совершили в основном на деревянных парусных судах 28 кругосветных и 17 полукругосветных плаваний. Как правило, это были корабли военно-морского флота, которые в зависимости от количества пушек и мачт, установленных на них, подразделялись на 6 рангов.
      Широкое распространение получили бриги — небольшие двухмачтовые корабли, имевшие 16 — 20 пушек малого калибра на верхней, открытой палубе, предназначавшиеся для посылочных и крейсерских операций и для нападения на торговые суда противника. Это были корабли шестого ранга. Кораблями пятого ранга считались корветы и шлюпы, которые в отличие от бригов несли по три мачты. Корветы имели от 18 до 30 пушек малого калибра, установленных на верхней палубе, и использовались для разведочной и посылочной службы. Шлюпы — военные суда, немного крупнее корветов.
      На некоторых шлюпах (в частности, на шлюпе «Восток») артиллерия располагалась на верхней и батарейной палубах. Применялись шлюпы для кругосветных плаваний, научных экспедиций, а иногда как военные транспорты. Наиболее многочисленную группу кораблей эпохи парусного флота составляли фрегаты. Это были трехмачтовые корабли, несущие по 50, а иногда и более пушек, расположенных на верхней и батарейной палубах. Они именовались кораблями четвертого ранга. И наконец, главная мощь парусного военно-морского флота — линейные корабли, предназначавшиеся для ведения генеральных морских сражений. Их артиллерийское вооружение достигало 120 пушек, которые размещались на четырех палубах (считая верхнюю). В зависимости от числа пушек линейные корабли относились к третьему, второму и первому рангам. Водоизмещение самых больших из них — кораблей первого ранга превышало 3000 тонн, что было пределом, который еще позволял создать прочную деревянную конструкцию.
     
      ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРАБЛЬ ШЛЮП "ВОСТОК"
      Для русских кругосветных экспедиций использовались бриги, корветы, шлюпы, фрегаты, т. е. корабли 6, 5 и 4 рангов.
      Для обследования Южного Ледовитого океана было принято решение в короткий срок построить военное судно фрегатского вооружения и снарядить экспедицию. Прототипом для шлюпа «Восток» с небольшими изменениями послужили
      фрегаты «Кастор» и «Поллукс», построенные в 1807 году. «Восток» был построен на Охтинской судостроительной верфи, в Петербурге. Закладка корабля состоялась в 1817 году, спуск на воду — в 1818 году, достройка и снаряжение велись слишком поспешно. Поэтому в далеком и трудном плавании выявились серьезные недостатки конструкции шлюпа: недостаточная прочность корпуса, неприспособленность судна для плавания во льдах, сырой материал (дерево, из которого сделан набор, обшивка и палубы), излишняя высота рангоута, неисправности румпеля, руля, малая вместимость. Отсюда — теснота в корабельных помещениях для матросов и офицеров. В условиях штормовой погоды, которая сопровож дала шлюп при плавании в высоких широтах, приходилось неоднократно ставить дополнительные крепления. Расходились пазы обшивки, внутрь поступала вода, которую надо было откачивать ручными помпами-насосами. Все эти недостатки могли быть устранены, если бы не было стремления ускорить отправление высокоширотной экспедиции.
     
      КУРСЫ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА
      или левым галсом. При встречных ветрах приходится лавировать, идти под парусами ломаным курсом, загзагами. На рисунке 2 показано, как лавировал шлюп «Восток», добираясь от острова А до острова Б, между кораблями по прямой расстояние всего 100 миль. Лавируя против ветра и меняя галсы, судам пришлось пройти путь в два раза больше.
      Навигационные приборы на парусных кораблях начала XIX века по современным понятиям были далеко не совершенны, состояли из астролябий, сексгатов, хронометров и магнитных компасов. Первые три прибора применялись для определения места в море, а с помощью магнитного компаса устанавливалось направление движения корабля. Несмотря на все усовершенствования, этот прибор мало изменился. Корабельный компас состоит из медного котелка, подвешенного на карданном шарнире, благодаря шарниру компас сохраняет горизонтальное положение. Карданный шарнир укреплен в верхней части нактоуза — деревянной тумбочки. Внутри котелка на вертикальной оси-игле свободно вращается картушка с прикрепленным к ней магнитом, которая служит для определения стран света (рис. 3).
      На рисунке 1 показан общий вид шлюпа «Восток», частично разрезанный по диаметральной плоскости с показом жилых и служебных помещений. Носовая часть палубы до фок-мачты называется баком. Следующая за ним часть палубы, от фок-мачты до грот-мачты, именуется шкафутом. Палуба от грот-мачты до бизань-мачты носит название шканцы и, наконец, кормовая часть от бизань-мачты до кормы — ют.
      Чтобы подводная часть не обрастала водорослями и ракушками, что снижало скорость корабля, ее обшили медными листами. Три мачты несли паруса, общая площадь которых составляла свыше 2 тысяч квадратных метров.
      На рисунке 2 стрелками показаны направления дующего на паруса ветра. Ветер, дующий в нос корабля, называется противным или встречным, положение корабля — левентик. Паруса полощутся, колышатся, судно не имеет хода или даже идет назад. Ветер, дующий в корму, попутный, наполняет все паруса, это положение носит название фордевинд, судно идет полным ветром. Когда ветер дует в борт, положение корабля галфвинд. А если ветер дует между направлениями левентик и галфвинд, положение именуется бейдевинд, а между фордевинд и галфвинд — бакштаг.
      Последующие промежуточные направления от норда к норд-осту обозначаются NNO, а от оста к норду — ONO; соответственно от норда к весту NNW, а от веста к норду WNW; считая от зюйда к осту, обозначаются SSO, а от оста — OSO; соответственно от зюйда к весту — SSW, а от веста — WSW.
      Среднее направление между каждым из 16 румбов имеет также свое название, которое составляется из названия главного, или четвертного румба, ближайшего к данному, латинской буквы «t» — «тэнь», что по-голландски обозначает предлог «к», и названия стороны света, к которой клонится этот промежуточный румб. Например, от N вправо к О промежуточный румб будет NtO, а влево к W — NtW, соответственно от О к N — OtN, а к S — OtS и так далее, как показано на картушке. Картушка своим центром насажена на вертикальную ось-иглу, благодаря чему очень легко может вращаться в горизонтальной плоскости и всегда указывать, где север.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru