На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Система комплексных упражнений трубача. Докшицер Т. — 1985 г.

Т. Докшицер

Система комплексных
упражнений трубача

*** 1985 ***



DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


СОДЕРЖАНИЕ

Oт автора 3
Методические рекомендации 4
Практические рекомендации 10
Раздел первый Разминки 13
Расслабление губ, педальный регистр 16
Разминки перед работой 19
Раздел второй Вокализы 24
Вокализы для начинающих 25
Укрепление губ, развитие дыхания, звука, регистров 32
Регистры 36
Выдержанные звуки 55
Филированные звуки 55
Раздел третий Секвенции 60
Подвижность губ, языка и пальцев 60
Легато, двойная и тройная атака 65
Гаммы 66
Интервалы 78
Гибкость и эластичность губных мышц 96
Трель 99
Этюдные фрагменты 102
Приложение
Задержка атаки 113



      ОТ АВТОРА
      Ежедневно перед каждый трубачом возникают вопросы: «С чего начать свои занятия», «Как построить их сегодня», «Сколько времени заниматься и какой учебный материал исполнять», «Какие навыки разовьют те или иные упражнения и какой результат ожидать от проделанной работы?»... Ответы на эти вопросы каждый исполнитель должен находить сам, так как процесс развития исполнительских йавыков сугубо индивидуален, он связан с природными профессиональными данными, конкретным состоянием исполнителя и в первук} очередь его губных мышц.
      Прежде чем приступить к практической части работы, необходимо внимательно изучить методические рекомендации и принцип построения комплексных уроков. Следует помнить, что материал данной работы составляет лишь подготовительную часть ежедневной игровой нагрузки трубача.
      Пособие адресовано профессиональным исполнителям, студентам, самодеятельным музыкантам и учащимся детских музыкальных школ.
      В работе обобщен опыт советской исполнительской школы игры на трубе, многолетней исполнительской и педагогической деятельности ее автора.
     
      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
     
      ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И КОНКРЕТНОЕ СОСТОЯНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ
      Чтобы научиться рационально проводить самостоятельные занятия, следует строить их на основе индивидуальных и конкретных данных исполнителя.
      Индивидуальное состояние исполнителя — это его природные музыкальные способности и физиологические профессиональные данные: легкость или напряженность звукоизвлечения, выносливость или слабость губных мышц, степень совершенствования технических приемов игры, звучание регистров инструмента, умение сохранять достигнутый уровень исполнительской формы.
      Конкретное состояние исполнителя — физическое состояние его игрового аппарата (в первую очередь губных мышц) в момент начала очередного занятия или работы, а также психологический настрой исполнителя.
      У трубача техника игры зависит от координированных действий губных мышц, мышц языка, органов дыхания, пальцев, рук. Эти четыре элемента составляют исполнительский аппарат трубача. Конкретное состояние исполнителя, независимо от его индивидуальных данных, может быть различным: губы — утомленные, воспаленные, припухшие, расслабленные и т. д., язык — неподвижный, тяжелый, легкий, подвижный и т. д., дыхание — неглубокое, вялое, равномерное, неровное и т. д., пальцы — неподвижные, напряженные, зажатые и т. д.
      Конкретное состояние исполнительского аппарата лучше всего определять по состоянию губных мышц. Они точнее других составных элементов игрового аппарата позволяют определить степень, утомления исполнителя и целесообразную нагрузку очередного занятия. Если конкретные ощущения подсказывают, что губы утомлены, то исполнителю лучше воздержаться от очередного занятия или провести его по облегченной программе, без высокого регистра и громкого звучания. Если на утомленных губах все же нужно работать {что свидетельствует о просчете в организации занятий), то необходимо попытаться восстановить эластичность губных мышц, не прибавляя утомления. Для этого следует исполнить короткие упражнения из раздела «Разминки», или специальные упражнения по расслаблению губных мышц, построенные на исполнении педаЛьных звуков. Расслабление губных мышц способствует восстановлению нормального кровообращения и создает условия для нормализации рабочего состояния. Если губы отдохнувшие, то можно провести полнометражные, интенсивные
      занятия с исполняшем сложных упражнений по развитию звука, техники верхнего регистра, работой над этюда мк и пьесами.
      Занятия необходимо организовать так, чтобы губной аппарат был готов к игровой нагрузке в нужный для исполнителя момент,
      Подобный метод организации ежедневных занятий, основанный на индивидуальном и конкретном подходе, позволяет определять оптимальные условия для успешного развития мастерства трубача.
     
      РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЯ
      Игра на трубе связана с точным и строго. согласованным взаимодействием мышц исполнительского аппарата. Для извлечения каждого звука губы, язык, органы дыхания и пальцы принимают определенное, точно соответствующее данному звуку положение. При регулярных занятиях выработанные навыки позволяют исполнителю свободнее владеть инструментом, большее внимание уделять художественно-выразительной стороне исполняемых произведений за счет появления относительной самостоятельности двигательных функций. При нарушении режима занятий или отсутствии регулярной игровой практики мышечная система исполнительского аппарата быстро слабеет, утрачиваются выработанные навыки. Регулярные занятия — необходимая форма постоянного совершенствования исполнительского аппарата, воспитание вдумчивого, осмысленного отношения к игре на трубе.
     
      ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
      Построение занятий — это сочетание общей дневной работы на инструменте с чередованием игры и отдыха. При средней ежедневной игровой нагрузке в 2 — 3 часа, занятия можно проводить в три приема, по 40 — 60 минут каждое — утром, днем и вечером, желательно до приема пищи. Занятия можно проводить а в два приема, по часу-полтора часа каждое — утром и вечером, или утром 2-х часовое-занятие, а вечером короткое — 30 — 40 минут или наоборот. В этом случае от исполнителя потребуется большее внимание к губам, так как 2-х часовое занятие может оказаться в отдельные дни утомительным. Возможно и одно занятие в день, но при этом трудно выдержать 2 — 3 часа! игры подряд. Это дает слишком большую нагрузку губам, после которой необходимы значительный отдых (сутки, а иногда и больше).
     
      ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИИ
      Начальный период обучения. Дневная нагрузка в один час "должна распределяться на 3 — 4 занятия по 15 — 20 минут каждое, с перерывами для отдыха в 1 — 3 часа. По мере развития и укрепления мышечной системы {примерно после полугола обучения) время занятий, по усмотрению педагога, можно увеличить — 2 — 3 занятия до 30 минут каждое.
      Музыкальное училище, ВУЗ. Занятия, как правило, 2 — 3-х разовые, ежедневные и более активные в период каникул.
      Начальная оркестровая практика. Работа в оркестре должна включаться в общий объем дневной игровой нагрузки. Если оркестровая репетиция назначена на утреннее время, то утренние занятия следует провести по сокращенной программе или ограничиться только разминкой. При игре в оркестре в вечернее время утром проводится полный урок, а перед работой — разминка. В каждом случае исполнитель сам должен определять степень игровой нагрузки, исхрдя из сложности и характера оркестровой партии и своего конкретногосостояния.
      Профессиональная оркестровая практика. Профессиональный исполнитель должен заниматься в свободную от работы в оркестре половину дня. Перед работой в утренние часы целесообразно сыграть сокращенные комплексные упражнения или этюд для подготовки исполнительского аппарата к предстоящей работе, В свободный от работы день проводить полные занятия по укреплению губных мышц, совершенствованию звука, регистров и техники или отдохнуть, если губы переутомлены.’
      Концертные выступления. При подготовке к сольному выступлению необходимо сохранить свежесть. губных мышц. Поэтому в день концерта следует заниматься легко, только разыграться, избегая нагрузки обычных ежедневных занятий. При этом можно повторить отдельные фразы из исполняемого произведения, но не играя его целиком. Непосредственно перед выступлением за 20 — 30 минут легкой разминкой добиться эластичности и подвижности мышц, и до выхода на сцену поддерживать дыханием температуру инструмента и губ, периодически извлекая для контроля отдельные звуки или короткие фразы.
      Восстановительный пернЪд. Восстановление исполнительского аппарата после длительного перерыва в игре — один из самых сложных процессов в практике трубача. Для восстановления формы необходимо каждый р.аз возвращаться к исполнению простейших начальных упражнений. По мере восстановления навыков время занятий следует увеличивать и усложнять учебный материал. Чем больше был перерыв в игре, тем постепеннее должна прибавляться нагрузка. Нельзя форсировать восстановление исполнительской формы. Месячный перерыв в занятиях может потребовать около двух недель упражнений для ее восстановления. Трубачи, которым это удается сделать в более короткий срок, лучше знают свои индивидуальные особенности н успешнее используют свое конкретное состояние.
      При любых режимах занятий исполнитель должен предусматривать время для полного отдыха губных мышц. Занятия следует заканчивать при ощущении хорошо разыгранных и получивших нагрузку губ, не доводя их до утомленности н воспаления. В зависимости от состояния губ исполнитель должен индивидуально определять и варьировать продолжительность и интенсивность каждого занятия.
     
      ГРАФИК ПРИМЕРНОГО СООТНОШЕНИЯ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ И ОТДЫХА
      Продолжительность отдыха зависит от степени игровой нагрузки, его следует рассматривать как средство накопления энергии и сохранения профессиональной формы. Нужно помнить, что самые сильные мышцы — отдохнувшие мышцы. Время занятий зависит от интенсивности игровой нагрузки в процессе урока.
     
      ИНТЕНСИВНОСТЬ ИГРОВОЙ НАГРУЗКИ
      Занятия делятся на рассредоточенные, сконцентрированные н рассредоточенно-сконцентрнрованные во времени.
      Рассредоточенные занятия подразумевают в процессе урока частые перерывы, для отдыха, при этом отдых приблизительно равен времени сыгранных упражнений. Общее время урока увеличивается за счет отдыха, а средняя дневная нагрузка может достигать 3 — 4 часов занятий.
      Сконцентрированные занятия проводятся почти без перерыва для отдыха.
      Рассредоточенно-сконцентрнрованные занятия основады на сочетании двух предыдущих типов занятий. Например, в течение одного занятия играются упражнения с перерывами для отдыха, а потом целиком концертная пьеса илн наоборот.
      Предпочтение желательно отдать занятиям, рассредоточенным во времени. Они эффективнее развивают исполнительский аппарат, меньше утомляют исполнителя, хорошо восстанавливают энергию, внимание, увеличивают работоспособность и контроль за качеством работы, а также предохраняют губы от переутомления.
      Рассредоточен но-сконцентрированные занятия также достаточно эффективны. В отличие от рассредоточенных занятий они применяются для достижения большего закаливания аппарата, формирования выносливости и устойчивости верхнего регистра.
      Сконцентрированные занятия скорее утомляют исполнителя, аппарат получает заряд к большим нагрузкам, но при этом губы теряют эластичность, что может отразиться на легкости игры. Для учащихся сконцентрированные занятия крайне нежелательны.
      Выбор типа занятий зависит от конкретного состояния исполнителя и поставленных методических задач. Следует помнить, что при всех типах занятий исполнительский аппарат испытывает ощутимую нагрузку и требует определенного перерыва для отдыха. Интенсивные занятия хорошо проводить за неделю или две перед ответственным концертом или исполнением трудной оркестровой партии. Интенсивность нагрузки должна снижаться за 1 — 2 дня до выступления. В эти дни губы следует поддерживать в игровом состоянии, не переутомляя их.
     
      ВЫБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
      Учебный материал можно условно разделить на два больших раздела: статические упражнения и динамические упражнения.
      Статические упражнения развивают устойчивое звуковедение, основанное на стабильном выдохе и выносливости губных мышц, формируют окраску и интонацию звука.
      Динамические упражнения развивают двигательные навыки исполнительского аппарата, т. е. технику трубачш
      Статические я динамические приемы игры являются неотъемлемыми частями единого исполнительского процесса и их совершенствование должно проходить в гармоничном взаимодействии. Учебный материал должен подбираться с учетом развития статических и динамических исполнительских навыков и включать упражнения, развивающие обе группы игровых приемов. Упражнения должны быть разнообразными по характеру и техническим задачам, в процессе занятия желательно их контрастное чередование: медленные — быстрые, гаммообразные — интервальные, простые-сложные И т. д.
     
      РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА
      Для развития отдельных элементов техники трубача следует выбирать упражнения, предназначенные, для совершенствования того или иного технического навыка.
      Подвижность пальцев лучше всего развивают гаммы — мажорные, минорные и хроматические, исполняемые легато, специальные упражнения, а также трели и группето. Подвижность языка — гаммы, упражнения и этюды, исполняемые стаккато. Стабильность дыхания и выносливость губ — интервалы легато (вокализы), выдержанные и филированные звуки и мелодические этюды. Подвижность губ и дыхания — арпеджио, интервалы, губные трели. Это важно учитывать для более успешного совершенствования отстающих навыков исполнителя.
     
      ГУБЫ
      Губы — важнейшая часть исполнительского аппарата трубача, требующая бережного и внимательного отношения. Они непосредственно влияют на общее физическое и психологическое состояние исполнителя. В процессе игры в губной ткани, Находящейся под мундштуком, происходит нарушение нормального, кровообращения. При длительном статическом напряжении, кровообращение затруднено, питание губной ткани ухудшено, обменные процессы замедлены. Только расслабление восста навливает нормальное кровообращение и питание губных мышц. Бережное обращение с губами заключается в разумном сочетании активных занятий с отдыхом, регулировании степени их напряжения и расслабления. Необходимо уметь подготовить губы к предстоящей работе, при напряженной игре в верхнем регистре не растягивать их, не давить на них мундштуком, создавая опасность зажимания губной щели. Наоборот, уплотнением губной ткани и подачей губ навстречу мундштуку следует создавать упругую мышечную «платформу», обеспечивающую большую плотность н устойчивость звучания. Недопустимо играть на неразыгранных, холодных губах, прислонять к ним холодный мундштук, играть на воспаленных и сухих губах.
     
      СПОСОБЫ ПРИВЕДЕНИЯ ГУБ В ИГРОВОЕ СОСТОЯНИЕ
      Ежедневные стабильные упражнения не всегда позволяют привести утомленные губы в нормальное игровое состояние, снять их отечность и припухлость. В ртом случае необходимо терпеливо, постепенно, на самых легких упражнениях (короткие фразы в среднем и нижнем регистрах, в спокойном темпе) добиваться восстановления нормальных ощущений, чередовать игру с отдыхом. Особенно эффективно извлечение отдельных звуков с отводом мундштука от губ и полным расслаблением мышц в паузах, а также исполнение специальных упражнений 1га расслаблению мышц (т. н. педальные звуки, о которых см. ниже).
     
      РАССЛАБЛЕНИЕ УТОМЛЕННЫХ МЫШЦ
      В процессе игры губы, находясь в состоянии мышечного напряжения, испытывают большую нагрузку. При длительной и трудной игре они могут переутомляться и травмироваться. Переутомление проявляется в воспалении слизистой оболочки губ, появлении сухости кожного покрова, некоторой припухлости и потери эластичности мышечной ткани. В практике применяются несколько способов восстановления нормального состояния губ. Это, прежде всего, отдых, массаж губ и наилегчайшие короткие упражнения (типа разминки), преимущественно в нижнем регистре. Массаж губ делается круговыми неторопливыми движениями языка по внутренней полости рта, губы при этом собраны в положение буквы «О». Внешний массаж — легкое постукивание подушечками пальцев вокруг рта, не прикасаясь к губам. Более активный способ восстановления нормального состояния губ связан с исполнением педальных звуков.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru