На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Стартует скиф (гребля). Гиссен Л. — 1964 г

Гиссен Л.

СТАРТУЕТ СКИФ

*** 1964 ***


DjVu




От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ФPAГMEHT КНИГИ (...) Как научиться ощущать движение лодки?
      Ответить на этот вопрос конкретно очень трудно У опытного гребца есть много своих признаков для оценки хода лодки. Одни ощущают ход лодки по тому, как рукоятка весла вытягивает вперед его руки, другие — по тому, как катится по подозкам банка на подъезде, третьи — по тому, как под ним прокатывается лодка, четвертые — по воронке воды, оставшейся на воде после выема весла, пятые — по всем этим признакам вместе (и это, пожалуй, самое правильное). Но есть одно обязательное условие для хорошего «чувства лодки» — гребец на подготовке должен полностью расслаблять всю мускулатуру, такому гребцу лодка сама точно «подскажет» ритм, скорость подъезда, время начала захвата.
      В процессе тренировки гребец или команда вырабатывает и закрепляет свой, только свой ритм и, садясь в лодку, уже с первых гребков находит этот ритм и гребет с соответствующим соотношением. Чувство лодки и ритма быстро теряется при длительных перерывах в тренировках, поэтому гребцы тренируются очень много. Зато, когда тренированность и сработау-ность команды хорошая, гребцы легко меняют темп гребли, точно сохраняя свой ритм, и добиваются высоких результатов.
      «Ритм и сила!» И этот девиз правилен. Сила, приложенная к гребку без учета ритма хода лодки, не идет на пользу. Предположим, рядом идут три команды. Темп гребли у всех этих команд одинаков — они делают 40 гребков в минуту. Это значит, что все гребцы этих команд имеют на полный цикл гребка 1,5 секунды. В каждом цикле гребка есть время, когда гребец работает (проводка) и когда он отдыхает (подготовка). Ритм гребли — это соотношение времени работы и времени отдыха, проводки и подготовки. Это соотношение должно быть в соответствии с ходом лодки. От удачного соотношения, от ритма часто зависит исход соревнования. Допустим, что одна из трех команд идет с соотношением между проводкой и подготовкой 1 :2. Гребцы этой команды тратят на проводку 0,5 секунды, а на подготовку в два раза больше — 1,0 секунды. Трудно себе представить, чтобы за половину секунды можно было сделать такой гребок, от которого лодка будет продолжать движение по инерции целую секунду, не снижая скорости. Скорее всего, пока гребцы после секунды отдыха начнут следующий гребок, лодка уже замедлит свой ход, что снизит среднюю скорость лодки. Значит, это нехорошо. Кроме того, спортсменам в этой команде придется снова разгонять почти остановившуюся лодку. Хотя отдыхать они будут довольно долго, но гребок в этом случае будет тяжелым. Во второй команде ритм гребли иной, там противоположное соотношение — 2:1. Целую секунду гребцы тратят на проводку, а на отдых им остается лишь 0,5 секунды. Вероятно, команда идет сильным длинным гребком, который дает лодке большую инерцию движения вперед. Практически это значит, что около секунды лодка равномерно движется без уменьшения скорости. Гребцы этой команды не используют движения лодки по инерции, сами не дают лодке дольше прокатиться, или, как говорят, мешают «выкату» лодки. Мало того, что в этой команде гребцы не получают результата от затраченной работы, они еще и лишают себя времени на отдых. После окончания гребка они, быстро подтягивая себя за ремни подножки вперед, раньше времени подъезжают в переднее положение и осаживают лодку. Неразумная вании большинство команд проходит дистанцию, делая в среднем 34—38 гребков в минуту. На старте и на финише темп обычно еще выше. Понятно, что чем боль ше делать гребков в минуту, тем и скорость лодки будет больше. Это верно, но при условии, что с увеличением темпа будет сохранено качественное выполнение каждого отдельного гребка. Кроме того, надо рассчитать темп так, чтобы удержать его на всем расстоянии дистанции соревнований. В начале сезона темп команд небольшой, по мере повышения тренированности к основным гонкам в конце лета он повышается. Темп зависит от физических данных гребцов команды и от стиля их гребли. Например, американские команды проходят дистанцию в темпе 30—32 удара в минуту. В таком же темпе гребет Вячеслав Иванов, только на финише он увеличивает количество гребков до 34— 36 в минуту. Совсем по-другому гребут японцы. Гребцы-японцы по сравнению с европейцами значительно меньше ростом, они и лодки себе специально строят более легкие. Поэтому им приходится грести в более высоком темпе. На дистанции японцы делают 44— 45 гребков в минуту.
      Темп гребли и даже стиль гребли зависят от условий погоды во время тренировки или соревнования. Если по дистанции дует попутный ветер, надо, разогнав лодку со старта, потом только подгонять, «подхлестывать» ее быстрым гребком. В этом случае надо остро и хлестко захватывать воду лопастью в начале гребка. В гонках при встречном ветре подхлестывающим гребком лодку далеко вперед не продвинешь, она остановится. Здесь необходимо проталкивать воду лопастью весла как можно дальше на корму, стараясь каждым гребком подальше «пропихнуть» лодку через стену сопротивляющегося движению судна ветра. Темп гребли при прохождении дистанции в таких условиях будет ниже. Приспосабливать свою греблю к конкретным условиям погоды надо обязательно, иначе с меньшей пользой будет затрачиваться сила.
      Ритм — это совершенно особое качество гребцов и целых команд в академической гребле. Ритм для гребли имеет чрезвычайно большое значение.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.