СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Запись слов, словосочетаний, терминов 2. Конспектирование фраз 3. Использование цвета 4. Для преподавателей Список рекомендуемой литературы |
Рецензенты: д-р психол. наук В. Я. Ляудис (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), канд. техн. наук А.В. Никитин (Научно-исследовательский институт проблем высшей школы) Книга может быть полезна студентам, школьникам старших классов, научным работникам, слушателям курсов повышения квалификации. © Издательство "Высшая школа", 1988 ВВЕДЕНИЕ Что делает человек в читальном зале библиотеки? Разумеется, читает. Что делает человек на секции? Слушает лекцию, конечно. А что еще обычно делает человек в читальном зале или на лекции? Приглядитесь: почти перед каждым читателем научного читального зала и перед каждым слушателем научной или учебной лекции лежит тетрадь, а в руке — авторучка. И читатели, и слушатели конспектируют. Сколько же времени тратит все человечество на конспектирование? Точного или хотя бы приближенного ответа на этот вопрос, по-видимому, никто не даст: на считали. Но ясно одно: много. Очень много. Невероятно много. Чтобы понять, насколько много, достаточно представить себе только конспектирующую армию студентов. А ведь есть еще научные работники, инженеры, слушатели разнообразных курсов. Нельзя ли чем-нибудь помочь этой армии конспектирующих? Например, когда человечество осознало, сколько времени тратится на чтение, возникло скорочтение: обнаружилось, что некоторые люди читают значительно быстрее остальных, хотя их этому никто не учил, - попробовали изучить, как они это делают, и оказалось, что скорочтению может научиться каждый. А нельзя ли научиться конспектировать быстрее? Хотя бы раза в два, еще лучше - раза в три-четыре. Причем конспектировать так, чтобы конспект потом и читался легко, а не расшифровывался как головоломка. Оказывается, можно! И самое интересное заключается в том, что технике скоростного конспектирования научиться гораздо легче, чем скоростному письму (стенографии) или скоростному чтению. Попробуйте, и вы убедитесь в этом сами. Давайте проведем эксперимент. Возьмите карточку, показанную на рис. 1,а, покажите ее вашему товарищу и спроси ге, что на ней записано. Ответ будет моментальным: Теорема Пифагора. Теперь проделайте то же самое с карточкой 1 ,6. Ответ вы получите тот же, но вам придется подождать секунд 10: они нужны для того, чтобы прочитать и осознать текст. Тот же опыт с карточкой 1,в, можно проводить только с тем, кто знает стенографию, а ответ вы получите секунд через 30: запись надо не просто прочесть, а расшифровать. Почему же такая разница? Ведь записано одно и то же. Все дело в том, как записано. Исходным вариантом является текст 1,6, но так писать довольно долго. Вариант 1,в — это зашифрованный текст. Пишется такой текст быстрее, но читается хуже. Вариант же 1 ,а — это уже обработанный для наилучшего восприятия текст, который читается моментально, да и пишется быстро. Рис. 1 Теперь давайте понаблюдаем за авторами этих текстов — студентами A, Б к В ~ на лекции (т.е. при записи текста) и при подготовке к экзамену (г.е. при чтении своего конспекта). Лекция. Почти не поднимая головы, с максимально возможной скоростью пишет Б, выбрасывая окончания, иногда целые слова, теряя смысл: осознать некогда — все время поглощает запись. Несколько лучше обстоят дела у студента В: запись отнимает меньше времени, есть время осознать смысл записываемого. И только у студента А проблемы нет: если текст ”дан прямоугольный треугольник” звучит 3 секунды, то на рисование треугольника уходит секунда, еще одна - на обдумывание, как записать эту фразу, и еще секунда остается в резерве. Сессия. В это время все студенты проводят тот самый эксперимент, с которого начали и мы: они читают свои конспекты, осмысливают и запоминают прочитанное. У студента А двойное преимущество: во-первых, ему легче читать, так как перевод слов в их смысл уже частично выполнен, и в конспекте он видит не слова, а уже готовые образы, во-вторых, ему легче запоминать, так как этот материал уже один раз был осмыслен на лекции в процессе обдумывания, как лучше записать эту фразу. Кроме того, зрительные образы (тина рисунка треугольника) запоминаются лучше, чем описательный текст. Студент Б скорее всего читает свой конспект как впервые увиденный текст: на лекции все прошло мимо сознания. Кстати, студенту B, котопчй благодаря умению стенографировать не очень утомлялся на лекции, сейчас приходится трудновато, так как расшифровка стенографической зашей требует дополнительных умственных усилий (в стенограмме хуже распознаются отдельные буквы). Может быть авторами этих записей являются не студенты, и сделаны они не на лекпии. Но и тогда ясно, что быстрее всех справился с записью автор А, а дольше всех писал Б; и когда надо будет прочесть записанное, то легче всех придется автору А, а труднее всех — автору В. Как видим, у автора А (независимо от того, писал он в условиях дефицита времени или нет) одни преимущества: ему легче и писать, и читать, и запоминать. В отличие от авторов Б и В, которые записывают текст, записывает в своеобразной форме смысл этого текста — за счет этого и экономится время. Для того чтобы писать быстро и запись получалась легко воспринимаемой, нужно немного потренироваться. Во-первых, надо освоить ряд технических приемов, а во-вторых, прежде чем писать, надо подумать, как записать. Если вы конспектируете в библиотеке, то это сделать несложно, а затраты умственной энергии затем окупятся удобством чтения конспекта. Но и на лекции можно успеть подумать: это только кажется, что на лекции думать-некогда, на самом деле человек думает примерно в 10 раз быстрее, чем пишет, поэтому затраченное на обдумывание время с лихвой окупается при письме. Опыт показывает, что можно научиться быстрому конспектированию. Разумеется, описанные ниже приемы надо пробовать применять по одному, и только почувствовав, что определенный прием вы начинаете использовать автоматически, можно пробовать применять следующий. 4. ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Хотя преподавателю, читающему лекцию, и не приходится конспектировать самому, но наличие навыков конспектирования у его слушателей ему далеко не безразлично. Достаточно часто на лекции излагается материал, который просто еще не успел войти в учебники, и его необходимо записать. Если же аудитория конспектировать не умеет, то лекция превращается практически в диктант, а это расход времени и преподавателя, и слушателей. Навыки скоростного конспектирования у студентов (и слушателей других лекций) позволили бы без ущерба для качества конспектов и понимания материала существенно повысить темп лекции, увеличить объем изучаемого материала, усилить глубину его проработки (каждый преподаватель без труда найдет применение дополнительному лекционному времени). Техника конспектирования — это один из основных рабочих навыков и студента, и научного работника. Этому навыку надо учить так же, Как мы учим всему остальному. Если пустить это на самотек, то студент если и осваивает какую-то самостоятельно изобретенную технику конспектирования, то обычно она оказывается крайне слабой. Мало кто самостоятельно изобретает достаточное количество хороших приемов. Итак, конспектированию надо учить, и делать это должен преподаватель. Так как специальных часов для такого обучения нет, то обучать этому надо параллельно с изложением материала. Основным инструментом такого обучения является сочетание двух приемов. Суть первого приема состоит в том, что на первых лекциях лектор сам превращает свои слова в конспект и периодически обращает внимание студентов на приемы, которыми он это делает. Второй прием заключается в том, что лекция должна вестись в достаточно высоком темпе, чтобы у слушателей (студентов) возникла потребность в освоении какой-то техники конспектирования, так как без нее им тяжело писать. Опыт показывает, что реально нужно потратить на первых двух-трех лекциях всего по 10 мин для освоения студентами примерно половины приемов. Это уже позволяет повысить темп конспектирования раза в два. Порядок изложения приемов может меняться в зависимости от того, что более необходимо для того курса, который читает лектор, и что ему нужно в первую очередь. Например, на первой лекции можно показать рубрикацию, концентрацию внимания, пространственную запись. На доске можно вести конспект и в цвете: для этого достаточно взять цветной мел. Лектору целесообразно вводить сокращения типа кванторов, букв в обертке, пиктограмм. Он может предусмотреть, какие термины будут наиболее употребительными в дальнейшем. Кроме того, введение сокращений лектором имеет еще одно преимущество: в этом случае все студенты (учащиеся, слушатели) используют одинаковую систему сокращений. Лектору же удобно и регулировать темп введения новых сокращений. Если на очередной лекции введено несколько активно используемых терминов, то на следующей лекции можно дать для них сокращения (сразу вводить нельзя — надо, чтобы слушатели привыкли к термину). Обязательно следует обратить внимание на работу цветом по важности (это надо делать на всех дисциплинах, хотя лучше всего получается на математических) и по соответствию (это удобно делать на технических дисциплинах). При этом выпадают из рассмотрения такие приемы, как использование контекста и преобразование фразы, так как они требуют специальной тренировки. Последнее замечание относится к общей организации конспекта. Логика изложения не всегда совпадает с логикой справочника, и когда человек обращается к своему конспекту как к справочнику, чтобы почерпнуть какую-то информацию, то иногда возникает проблема: а где в конспекте ее искать. Поэтому иногда целесообразно применить прием, который мы назовем секционированием конспект а. Суть его заключается в том, что конспект разбивается на несколько секций, а запись осуществляется в одной из них в зависимости от сущности записываемого материала: каждая секция предназначена для своих целей. Примером такого секционирования является тетрадь по иностранному языку, где выделена отдельная часть под словарик. В той же тетради можно выделить и четыре части (или завести четыре тетради): в первой записываются грамматические правила, во второй — изучаемые фразеологические обороты, в третьей - словарь, а четвертая предназначена для выполнения упражнений. При необходимости найти грамматическое правило просматривается первая секция, при поиске нужного оборота — вторая, четвертая же вообще не предназначена для последующего просмотра. Таким образом можно секционировать конспект почти по любому курсу. Например, в курсе технологии излагаются технологические приемы и их характеристики и приводятся примеры использования этих приемов на каких-то деталях. Соответственно в конспекте появляются две секции: с описанием собственно технологического приема и с описанием деталей; при этом возможны (и даже полезны) перекрестные ссылки из одной секции в другую. В итоге получается конспект-справочник по технологическим приемам, а рядом - справочник по деталям. Управлять распределением записей по секциям должен преподаватель. Он должен заранее сообщить слушателям, что необходимо иметь столько-то разделов в конспекте, и в ходе лекции указывать, что и куда следует записывать. Можно сделать вывод, что качество конспектов зависит не только от умения слушателей конспектировать, но и в значительной мере от умения преподавателя видеть, как будет записана читаемая им лекция в конспекте. Список рекомендуемой литературы 1. Павлова В. П. Обучение конспектированию. М., 1978. 2. Мездрогин В. Б., СтепановА.А. Использование сокращенных обозначений и математических символов для конспектирования Методика и практика преподавания в техническом вузе. Л., 1979. 3. Айнштейн В. Г. Скоропись без секретов Наука и жизнь. 1981. № 3; 4. Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование лекции: Советы первокурснику. Куйбышев, 1983. 5. Аронина А. И., Штернберг Л.Ф. Формирование навыков скоростного конспектирования лекций: Методические рекомендации. Куйбышев, 1985. 6. Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование Наука и жизнь. 1985. № 1. 2. 7. Штернберг Л. Ф. Конспектировать быстро и информативноВестник высшей школы. 1986. № 4. 8. Штернберг Л. Ф. Обучение конспектированию устной лекции Тез. докладов научно-методической конференции Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов авиационного профиля. М., 1981.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |