НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Шлюпочное дело. Авраамов Н. Ю. — 1951 г.

Капитан 1 ранга Н. Ю. Авраамов

Шлюпочное дело

*** 1951 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 3
      Глава I. Назначение и классификация корабельных шлюпок и моторных катеров Типы шлюпок. Устройство, изготовление и снабжение шлюпок 5
      Глава II. Парусное вооружение шлюпок 49
      Глава III. Обучение личного состава гребле и управлению шлюпкой на веслах 75
      Глава IV. Обучение личного состава управлевню шлюпкой под парусами 114
      Глава V. Обращение со шлюпками, их подъем, спуск и повседневное обслуживание
      Уход за шлюпками 200

     
      Глава I
      НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК И МОТОРНЫХ КАТЕРОВ. ТИПЫ ШЛЮПОК. УСТРОЙСТВО, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И СНАБЖЕНИЕ ШЛЮПОК
      НАЗНАЧЕНИЕ КОРАБЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК И МОТОРНЫХ КАТЕРОВ
      Каждый корабль или вспомогательное судно, могущие по своим размерениям иметь на борту шлюпки, оборудуются положенным шлюпочным устройством.
      В соответствии с табелем снабжения каждый корабль еще в период своей постройки на заводе укомплектовывается необходимым количеством гребно-парусных шлюпок и моторных катеров.
      До появления моторных катеров шлюпки являлись основным средством обслуживания корабля. С появлением моторных катеров назначение корабельных шлюпок в значительной степени
      Шлюпочное устройство служит для спуске, подъема, уборки н хранения шлюпок. Оно состоит из шлюпочных блоков (кильблоков), шлюпбалок (стрел, кранов) н шлюпочных талей.
      изменялось, тем не менее гребн о-парусные шлюпки остаются необходимой принадлежностью каждого корабля или вспомогательного судна ВМС.
      Корабельные шлюпки в основном предназначаются для:
      а) выработки и развития у личного состава морских н волевых качеств (выносливости, находчивости, ловкости, сметливости, инициативы, глазомера, наблюдательности, силы волн, привычки к морской стихии, уменья ориентироваться н сложной обстановке);
      б) обучения первоначальным навыкам в управлении кораблем;
      в) занят ий греб но-парусным спортом и физического развития личного состава;
      г) обеспечения некоторых повседневных нужд корабля (купание личного состава, мытье и окраска бортов корабля, поддержание сообщения с берегом и между кораблями н т. п.);
      д) своза на берег десантов и подрывных партий;
      е) спасения утопающих (при падении человека за борт, снятии личного состава с корабля, терпящего бедствие и т. д.);
      ж) проведения шлюпочных промеров и обеспечения водолазных работ;
      з) обеспечения работ по постановке (съемке) корабля на бочку и швартовы, при взятии на буксир и т. п.
      Моторные катера и барказы призваны решать более трудоемкие задачи по обеспечению повседневной н боевой службы корабля, а именно:
      а) транспортировка различных грузов;
      б) перевозка личного состава, обеспечение разъездов командного состава;
      в) обеспечение работ по постановке (съемке) корабля на бочку, завозу швартовов, якорей и т. п.;
      г) своз на берег десантов н подрывных партии;
      д) участие в спасательных операциях;
      е) буксировка небольших несамоходных плавсредств.
      Корабельные моторные катера не могут полностью заменить гребно-парусные шлюпки, которые попрежнему являются одним нз основных к лучших средств повышения морской подготовки личного состава.
     
      КЛАССИФИКАЦИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ КАТЕРОВ И ШЛЮПОК
      Все корабельные катера и шлюпки, входящие в состав шлюпочного устройства корабля или вспомогательного судна, по своему назначению могут быть разделены но:
      а) рабочие;
      б) разъездные;
      в) спортивно-учебные;
      г) спасательные;
      д) специального назначения (промерные вельботы и боты, буксировщики, водолазные катера
      ” Немногих случаях (в зависимости от количества Ьлюпок н катеров, находящихся на борту корабля) корабельные катера и шлюпки используются одновременно и как рабочие, и как разъездные, и как спортивно-учебные, т. е. имеют многоцелевое назначение.
      Ниже будут рассмотрены только гребные и гребно-парусные корабельные шлюпки, так как описание и назначение моторных катеров не входит в задачу данного пособия.
      В помещаемой ниже таблице приводится разделение всех гребных и гребно-парусных шлюпок по преимущественному их назначению.
     
      КОРАБЕЛЬНЫЕ ГРЕБНЫЕ И ГРЕБНО-ПАРУСНЫЕ ШЛЮПКИ
      Корабельные гребные и гребно-парусные шлюпки, в зависимости от своих размеров, числа весел и назначения, разделяются на типы.
      В последние годы наибольшее распространение получили следующие типы шлюпок:
      а) 16- и 20-весел ьиые баркаэы — самые большие шлюпки, обладающие хорошей мореходностью, очень надежные по конструкции, обладают большой грузоподъемностью и пасса-жировместимостью. Весла на барказах вальковые, на каждой банке сндят по два гребца.
      б) 10-весельные рабочие гребные катера — шлюпки более легкой конструкции, чем баркаэы; их грузоподъемность и пассажире-вместимость также меньше, чем у барказов. Весла у катеров вальковые, на каждой банке сндят по два гребца.
      в) Шестнвесельные вельботы — легкие, относительно узкие, быстроходные мореходные шлюпки, не имеющие транцевой доски, вследствие чего кормовые обводы у вельботов почти такие же, как и носовые. Вдоль бортов устанавливаются металлические воздушные водонепроницаемые ящики, благодаря чему вельбот не тонет, даже если он будет залит водой до уровня планширей; шеставесельные вельботы используются в качестве мореходной спасательной шлюпки. Весла у вельботов распашные, на каждой банке сидит один гребец.
      г) Ялы — в зависимости от числа весел делятся на шести-, четырех- и двухвесельные; ялы всегда имеют транцевую доску.
      Шестивеселькый ял — наиболее распространенный тип шлюпки; несмотря на свои
      относи гельно небольшие размеры, обладает хорошими мореходными качествами. Весла у шести* весельных ялов вальковые, на каждой банке сидят по два гребца.
      Четырсхвеселъный ял — отличается от шестлвесельного размерами и количеством весел, Весла у четырех весельных ялов обычно вальковые, но иногда можно встретить и распашные.
      Двухвесельный ял — самый малый из всех ялов. На двухвессльных ялах часто устанавливаются металлические воздушные водонепроницаемые ящики (в этом случае двухвесельный ял является спасательным), Двухвесельные ялы, в том числе и спасательные, парусного вооружения не имеют.
      Д) Тузики — короткие и относительно широкие шлюпки легкой конструкции. Весла у тузиков парные (одни человек гребет двумя веслами).
      е) Спасательные шлюпки — бестран-цевые деревянные шлюпки с внутренним запасом пловучести (воздушные водонепроницаемые ящики), что обеспечивает непотопляемость шлюпок. В районе скулы (с внешней стороны) установлены боковые киль-поручна. Шлюпки несут люгерное рейковсе парусное вооружение. Весла у спасательных шлюпок распашные, на каждой банке сидит один гребец.
      На кораблях и судах ВМС в основном применяются следующие спасательные шлюпки: на 12 человек — CUI-1; нз 16 человек — СЩ-з/ на 20 человек — СШ-4; на 36 человек — СШ-7 на 42 человека — СШ-8.
      Основные элементы наиболее распространенных парусных шлюпок приведены в прилагаемой ниже таблице.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШЛЮПОК И ИХ УСТРОЙСТВО
      Основным материалом для постройки шлюпок служит дерево. На изготовление шлюпок идет высококачественная древесина (дуб, ясень, сосна)
      Необходимая поперечная н продольная прочность шлюпки обеспечивается ее набором, т. е. совокупностью всех продольных и поперечных брусьев, составляющих каркас шлюпки. В основу шлюпки кладется дубовый брус четырехгранного сечения (рис. 1), называемый килем.
      Продолжением киля в носовой части шлюпки является форштевень (рис. 2) — криволинейный дубовый брус. Соединение киля с форштевнем обеспечивается дубовым к кодом. На некоторых шлюпках форштевень выделывается из дубового бруса, имеющего природную кривизну. В этом случае форштевень соединяется с килем «взамок».
      На киль и форштевень для предохранения их от повреждений при соприкосновении с грунтом устанавливается металлическая полоса, называемая подкилькой полосой или оковкой. На другом коние киля, 8 кормовой части шлюпки под углом около 100° к линии киля устанавливается прямой дубовый брус (рнс. 3), который называется ахтерштевкем. Надежное соединение киля с ахтерштевнем обеспечивается постановкой дубового кнопа или стальной оцинкованной кнацы.
      На всех шлюпках, кроме спасательных и шестивесельного вельбота, к ахтерштевню присоединяется транцевая доска (транец), нзго-
      говляемая Hi 2 — 3 дубовых досок ir имеющая no своему периметру обвязку из Дубовых брусьев. Транцевая доска является кордовым образованием шлюпки и к ней крепятся кормовые концы обшивки.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru