ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
1. Правовые основы регулирования морского судоходства (Г. А. Костылев)
1.1. Органы управления морским транспортом СССР и их правовое положение
1.1.1. Министерство морского флота СССР 4
1.1.2. Морские пароходства 4
1.2. Морское судно 4
1.2.1. Понятие «морское судно» 4
1.2.2. Право собственности на морские суда в СССР 5
1.2.3. Иммунитет государственных морских торговых судов 5
1.2.4. Право плавания судов под флагом СССР 5
1.2.5. Регистрация морских судов 6
1.2.6. Судовые документы, требуемые Кодексом торгового мореплавания Союза ССР 6
1.2.7. Судовые документы, требуемые международными конвенциями
1.3. Капитан судна 9
1.3.1. Правовое положение капитана судна 9
1.3.2. Порядок удостоверения заве-щаний и других юридических фактов
1.3.3. Взаимоотношения с консулами СССР
1.3.4. Взаимоотношения капитана с морскими агентами
1.4. Международно-правовой режим мор ских пространств
1.4.1. Открытое море
1.4.2. Территориальные воды и при лежащие зоны
1.4.3. Исключительная экономиче екая зона
1.4.4. Континентальный шельф
1.4.5. Закрытые моря
1.4.6. Архипелажные воды
1.4.7. Важнейшие проливы
1.4.8. Международные каналы
1.4.9. Внутренние воды
1.5. Правовое положение торговых су дов в иностранных портах
1.5.1. Допуск иностранных торговых судов в порты
1.5.2. Юрисдикция прибрежного го-сударства над иностранными судами
1.5.3. Портовые формальности
1.5.4. Лоцманская проводка
1.5.5. Контроль за иностранными судами в портах европейских стран и США 19
1.6. Органы государственного надзора и контроля за обеспечением безопасности мореплавания в СССР 20
1.6.1. Функции Министерства морского флота 20
1.6.2. Регистр СССР 21
1.6.3. Администрация Северного морского пути 21
1.6.4. Капитан морского торгового порта 22
1.6.5. Службы безопасности мореплавания морских пароходств 22
1.7. Аварии морских судов 22
1.7.1. Расследование и оформление морских аварий в СССР 22
1.7.2. Расследование и оформление аварий советских судов за границей 24
1.7.3. Оформление операций по спасанию судов 27
1.7.4. Расследование и оформление несчастных случаев с людьми 29
1.8. Общая авария 30
1.8.1. Понятие и признаки общей и частной аварии 30
1.8.2. Убытки, признаваемые общей аварией 30
1.8.3. Порядок оформления общей аварии 31
1.8.4. Морской протест . 32
1.9. Защита морской среды от загрязнения 34
1.9.1. Международные соглашения по защите морской среды от загрязнения 34
1.9.2. Региональные соглашения по предотвращению загрязнения морской среды 37
1.9.3. Советское законодательство по предотвращению загрязнения моря с судов 38
1.9.4. Иностранное законодательство по предотвращению загрязнения моря с судов 38
1.9.5. Ответственность за загрязнение морской среды 38
2. Управление движением судна
2.1. Плавучесть (Л. Р. Аксютин) 40
2.1.1. Основные положения 40
2.1.2. Водоизмещение 40
2.1.3. Осадка И ее изменение в разных условиях 42
2.1.4. Дифферентовка судна 42
2.2. Остойчивость (77. Р. Аксютин) 44
2.2.1. Основные положения 44
2.2.2. Информация об остойчивости 45
2.2.3. Диаграммы остойчивости 46?
2.2.4. Изменение остойчивости
2.2.5. Кренование
2.2.6. Упрощенные методы контроля остойчивости
2.2.7. Избыточная остойчивость
2.2.8. Балластировка и спрямление аварийного судна
2.3. Непотопляемость (В. М. Бондарь)
2.3.1. Конструктивное обеспечение непотопляемости
2.3.2. Контроль и организационно техническое регулирование (обеспе чение) непотопляемости
2.3.3. Борьба за непотопляемость
2.3.4. Судовая документация по не потопляемости
2.3.5. Коэффициент проницаемости отсека
2.4. Мореходность судна (Л. Р. Аксю тин)
2.4.1. Основные положения
2.4.2. Бортовая качка
2.4.3. Килевая и вертикальная качка
2.4.4. Заливаемость
2.4.5. Слеминг
2.4.6. Потеря скорости на волнении
2.4.7. Оптимизация параметров бор товой качки .
2.5. Прочность корпуса (В. М. Бондарь 2.5:1. Общие сведения 2.5.2. Контроль прочности в су до вых условиях
2.6. Поворотливость (С. И. Демин)
2.6.1. Циркуляция и ее элементы
2.6.2. Определение элементов цирку ляции из натурных наблюдений
2.6.3. Средства активного управ ления
2.7. Инерционно-тормозные характери стики (С. И. Демин)
2.7.1. Основные понятия и зависимо сти
2.7.2. Условия с различными плексами
2.7.3. Определение элементов тормо жения из натурных наблюдений
2.8. Влияние гидрометёорологических факторов на управляемость
(С. И. Демин)
2.8.1. Общие сведения
2.8.2. Влияние ветра
2.8.3. Влияние волнения
2.8.4. Совместное влияние ветра и волнения
2.9. Постановка и съемка с якоря (С. И. Демин)
2.9.1. Выбор места якорной стоянки
2.9.2. Маневрирование при якорных операциях
2.9.3. Условия безопасной якорной стоянки
2.10. Маневрирование на ограниченной акватории (Л. А. Козырь)
2.10.1. Маневрирование с помощью руля
реверсирования судов пропульсивными ком
2.10.2. Маневрирование с помощью гребного винта
2.11. Швартовные операции (Л. А. Козырь)
2.П. 1. Швартовные операции в море
2.11.2. Швартовные операции в порту
2.12. Особенности маневрирования на мелководье и в каналах (Л. А. Козырь )
2.12.1. Влияние молководья на уп равляемость
2.12.2. Явление присасывания
2.12.3. Плавание в каналах
2.12.4. Проседание на мелководье
2.13. Управление судном во льдах (С. И. Демин)
2.13.1. Общие сведения и рекомендации
2.13.2. Самостоятельное плавание во льдах
2.13.3. Плавание под проводкой ледоколов 86
3. Техническая эксплуатация судна и морская практика
3.1. Такелажное оборудование (Г. Г. Ермолаев)
3.1.1. Растительные тросы
3.1.2. Стальные тросы
3.1.3. Синтетические тросы
3.1.4. Цепи
3.1.5. Элементы подъемных устройств
3.2. Судовые устройства (Б. С. Козин)
3.2.1. Якорное, швартовное и буксирное устройства
3.2.2. Грузовое устройство
3.3. Снятие судна с мели (Л. В. Кильневский)
3.3.1. Первоочередные действия экипажа аварийного судна
3.3.2. Расчеты по снятию судна с мели
3.3.3. Способы снятия судна с мели
3.3.4. Самостоятельное снятие судна с мели
3.3.5. Снятие судна с мели с помощью другого судна
3.4. Морская буксировка (Л. В. Кильчевский)
3.4.1. Основные требования к буксировке
3.4.2. Расчет основных элементов буксировки
3.4.3. Буксировка аварийных судов
4. Технические средства судовождения
4.1. Гироскопические и магнитные компасы. Авторулевые (Б. А. Тетюев) 105
4.1.1. Общие характеристики гирокомпасов Ю5
4.1.2. Погрешности гирокомпасов 105
4.1.3. Эксплуатация маятниковых гирокомпасов , 109
4.1.4. Эксплуатация гирокомпасов с косвенным управлением 109
4.1.5. Судовые магнитные компасы 111?
4.2. Лаги и эхолоты (Белов) 111
4.2.1. Относительные лаги 111
4.2.2. Абсолютные лаги 113
4.2.3. Навигационные эхолоты 115
4.3. Системы автоматического управления курсом судна (А. А. Якушенков) 117
4.3.1. Общие характеристики авторулевых 117
4.3.2. Эксплуатация авторулевых 118
4.4. Судовые радиолокационные станции (В. И. Санников) 119
4.4.1. Характеристики радиолокационной станции 119
4.4.2. Погрешности радиолокационных измерений 120
4.4.3. Влияние метеорологических условий на радиолокационное на-блюдение. Помехи 121
4.4.4. Средства улучшения радиоло-кационной наблюдаемости 124
4.4.5. Вспомогательные устройства РЛС, облегчающие решение задач на расхождение 125
4.5. Радионавигационные системы (В. И. Быков) 125
4.5.1. Общие сведения 125
4.5.2. Фазовая РНС «Декка» 126
4.5.3. Импульсно-фазовые РНС 128
4.5.4. Фазовая РНС «Омега» 129
4.5.5. Средства радиопеленгования 130
4.6. Автоматизированные системы навигации и управления судном (А. А. Якушенков) 130
4.6.1. Общие сведения 130
4.6.2. Система комплексной автоматизации судовождения «Бриз» 131
4.6.3. Средства автоматизированной радиолокационной прокладки 133
4.6.4. Система автоматизированной радиолокационной прокладки «Бриз-Е» 134
4.6.5. Система автоматизированной радиолокационной прокладки «DB-7» 135
4.7. Спутниковые навигационные системы (В. А. Сорочинский) 135
4.7.1. Спутниковые навигационные системы доплеровского типа 135
4.7.2. Приемоиндикаторы СНС «Цикада» и «Транзит» 137
5. Судовождение
5.1. Основные понятия навигации (М. И. Гаврюк) 139
5.1.1. Земной сфероид. Меры длины и скорости 139
5.1.2. Дальность видимого горизонта и объектов в море 139
5.2. Определение скорости судна и поправок приборов (М. И. Гаврюк) 140
5.2.1. Определение скорости судна и поправки лага 140
5.2.2. Проверка скорости и поправки лага в плавании 140
5.2.3. Уничтожение и определение остаточной девиации 140
5.3. Счисление пути судна (М. И. Гаврюк) 142
5.3.1. Учет циркуляции при прокладке 142
5.3.2. Ветровой дрейф судна и его учет 142
5.3.3. Счисление при плавании на течении 143
5.3.4. Совместный учет дрейфа и сноса течением 143
5.3.5. Методы определения пути судна 144
5.3.6. Аналитическое счисление пути судна 145
5.3.7. Оценка точности счисления пути судна 145
5.3.8. Плавание по дуге большого круга 146
5.4. Визуальные способы определения места судна в море (М. И. Гаврюк) 146
5.4.1. Сведения из теории определения места судна 146
5.4.2. Определение по пеленгам 147
5.4.3. Определение по горизонтальным и вертикальным углам 149
5.5. Определение места судна с использованием радиотехнических средств (М. И. Гаврюк) 150
5.5.1. Общие сведения 150
5.5.2. Прокладка радиопеленгов на морских картах 150
5.5.3. Определение по пеленгам секторных радиомаяков 151
5.5.4. Определение места судна с использованием гиперболических на-вигационных систем 152
5.6. Небесные координаты и движение светил (В. Т. Кондрашихин) 152
5.6.1. Небесная сфера и системы координат 152
5.6.2. Движение светил. Звездный глобус 154
5.6.3. Измерение времени 156
5.6.4. Расчет координат светил 157
5.7. Измерение и исправление высот светил (В. Т. Кондрашихин) 159
5.7.1. Секстан, его выверки и погрешности 159
5.7.2. Исправление высот светил 162
5.7.3. Оценка точности измерений высот 162
5.8. Определения места судна и поправки компаса (В. Т. Кондрашихин) 163
5.8.1. Определение места по одновременным наблюдениям светил 163
5.8.2. Определение места по Солнцу 166
5.8.3. Определение поправки компаса 166
5.9. Гидрометеорологическое обеспечение мореплавания (Г- Г. Ермолаев) 167
5.9.1. Влияние атмосферных явлений на мореплавание 167
5.9.2. Влияние гидросфериых явлений на мореплавание 169
5.9.3. Метеорологический (морской) бюллетень 169
5.9.4. Факсимильные карты погоды и состояния моря 170
5.10. Судовождение при особых обстоятельствах (Г. Г. Ермолаев) 170
5.10.1. Подход к порту 170
5.10.2. Плавание во льдах 171
5.10.3. Плавание в морях с приливами 171
6. Организация и экономика морских перевозок
6.1. Технико-эксплуатационные характеристики морских транспортных судов (В. И. Немчиков)
6.1.1. Линейные характеристики судна. Нормирование высоты надводного борта
6.1.2. Массовые, объемные и скоростные характеристики судна
6.1.3. Технический надзор за судами и судовая технико-эксплуатационная документация
6.2. Транспортные характеристики гру зов (В. И. Немчиков)
6.2.1. Классификация грузов и нор мативная документация
6.2.2. Требования к таре. Маркировка грузов
6.3. Перевозка навалочных грузов (В. И. Немчиков)
6.3.1. Незерновые грузы
6.3.2. Зерно
6.4. Перевозка генеральных грузов (В. И. Немчиков)
6.4.1. Характеристика генеральных грузов
6.4.2. Расчет количества груза
6.4.3. Массовые грузы: волокнистые грузы, каучук, целлюлоза и бумага 184
6.4.4. Металлы, металлоизделия и железобетонные конструкции 185
6.4.5. Генеральные грузы, перевозимые укрупненными грузовыми единицами 186
6.5. Перевозка леса (В. И. Немчиков) 186
6.5.1. Классификация лесных грузов. Нормативные документы, регламен-тирующие их перевозку
6.5.2. Подготовка судна к перевозке леса. Правила укладки лесного груза в трюмах и на палубе
6.5.3. Расчет остойчивости судна и допустимая высота палубного каравана. Крепление палубного груза
6.6. Перевозка режимных грузов (В. И. Немчиков) 193
6.6.1. Скоропортящиеся грузы 193
6.6.2. Нескоропортящиеся грузы, устойчивые при обычных условиях хранения: хлебные грузы в таре, кофе, какао-бобы, жмых, шрот
6.6.3. Санитарный и карантинный режимы перевозки. Перевозка животных и грузов животного происхождения
6.7. Перевозка опасных грузов (В. И. Немчиков) 197
6.7.1. Классификация грузов. Виды опасности 197
6.7 2. Требования к судам, перевозящим опасные грузы 198
6.7.3. Требования к таре и упаковке Размещение опасных грузов на судне 198
6.7.4. Оформление транспортной до-кументации при перевозке опасных грузов 199
6.8. Перевозка наливных грузов (В. И. Немчиков) 199
6.8.1. Классификация и свойства наливных грузов . 199
6.8.2. Особенности перевозки некоторых наливных грузов на танкерах 201
6.9. Внешнеторговые операции (Э. Л. Лимонов)
6.9.1. Базисные условия поставки товаров
6.9.2. Транспортные условия внешне торговых сделок
6.10. Договор морской перевозки и виды фрахтования (Э. Л. Лимонов)
6.10.1. Формы договора морской пе ревозки
6.10.2. Виды фрахтования
6.10.3. Коммерческие условия пере возок советским флотом внешнетор говых грузов
6.10.4. Коммерческие условия пере возок в линейном судоходстве
6.11. Расходы перевозчика в иностран ных портах (Э. Л. Лимонов)
6.11.1. Оплата судовых сборов у услуг
6.11.2. Оплата стивидорных работ 216
6.12. Оперативное планирование работы флота (В. И. Немчиков)
6.12.1. Количественные эксплуатационные и валютные показатели работы судна
6.12.2. Качественные эксплуатационные и валютные показатели работы судна
6.12.3. Рейсовое планирование
6.13. Обработка и обслуживание морских судов (В. И. Немчиков)
6.13.1. Общие положения организации обработки и обслуживания сухогрузного флота
6.13.2. Организация комплексного обслуживания судов в советских портах 5
6.13.3. Расчет и оформление сталийного времени в советских портах
Приложение. Краткий комментарий к МППСС-72
«Наблюдение» «Опасность столновения»
«Безопасная скорость»
«Действия для столкновения» (А. Б. Юдович)
Правила
Список литературы 240
Предметный указатель 241
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аберрация 155, 156 Абсолютные лаги 112—115
— — гидроакустические доплеровские 112, 113 корреляционные 113—115
Аварийная посадка 53 Аварийное происшествие 23, 24 Авария 22, 23
Автоматизированные системы навигации и управления судном 130—135 Агент линейный 213
— морской 11
Администрация Северного морского пути 21 Азимут светила 153
круговой 153
полукруговой 153
четвертной 153
Акт о морском протесте 34
— о рождении 9
— о смерти 9, 10 Амплитуда качки 56 Антициклоны 168 Арест судна 27 Дрхипелажные воды 15 Атмосферное давление 168 Атмосферные фронты 168 Атмосферные явления 167, 168
Багеты 189 Балансы 190
Балластировка аварийного судна 51 Баллистическая погрешность второго рода 107
первого рода 107
Безопасная скорость 227—229
Бензин 202
Вербоут-чартер 208
Берс-нот 207
Бобовые 196
«Бриз» 131-133
БРЛС 170
Брусья 190
Букинг-нот 206
Буксирное устройство 92
буксировка 101 — 104, 215
— «на битенг» 76, 77 ^ «на гаке» 76
«на упор» 77 Бумага 184
Валовой доход 219 Ветровой дрейф 142 Виды фрахтования 206—214 Влажность груза 178 Внешнеторговые операции 204—20С Внутренние воды 17 Водоизмещение 40
— потерянное 95, 96 Волнение 68 Всемирное время 156 Всесоюзные объединения 4 Выверки секстана 159—161 Выдвиг 63. 72
Генеральные чартеры-210, 211 Генеральный контракт 207 Гидродинамическое взаимодействие судов 78 Гиперболические навигационные системы 152 Гироазимуткомпас. «Вега» 109, 110 Гирокомпасы 105
Градиент навигационного параметра 147
Гринвичское среднее время 156
Грузовая шкала 40, 41
Грузовое устройство 92—94
Грузовой размер 41
Грузовая марка 173, 174
Грузы волокнистые 184, 185
— генеральные 182—186
— животного происхождения 197
— зерновые 181
— лесные 186—190
— массовые 184, 185
— навалочные 179—182
— наливные 199—204
— незерновые 179—181
— нескоропортящиеся 195, 196
— опасные 197—199
— палубные 191 — 193
— пищевые 202 , 203
— режимные 193—197
— скоропортящиеся 193—195
— химические 203
— хлебные 195, 196
— яичные 195
Дальность видимости 139 Движение светил 154—156 Девиация магнитного компаса 140—142
— остаточная 140—142 Дедвейт 173, 174 Дейли-чартер /J8 Держащая сила якорей 70—72 Дёмина формула 78
Джут 184
Диаграмма динамической остойчивости 45—47
— остойчивости судна 182
— статической остойчивости 45, 47 Диаметр установившейся циркуляции 64 Дилены 186
Димайз-чартер 208 Динамика моря 169 Диск Плимсоля 173 Дифферентовка судна 42—44, 96, 97 Договор морской перевозки 206—214
— о спасании 27—29 Доски 186
Дуга большого круга 146
Железобетонные конструкции 185 Животные жиры 202 Жмых 195, 196 Журнал машинный 7
— нефтяных операций 8
— радиотелеграфный 7
— санитарный 7
— судовой 7
Закрытые моря 15 Заливаемость 58, 59 Запас плавучести 40
Защита морской среды от загрязнения 34—39 Заявление о морском протесте 33, 34 Звездные сутки 156 Звездный глобус 154—156 Зенитное расстояние светила 153 Зерно 181, 182
Измерение времени 156, 157
— и исправление высот светил 159 Иммунитет государственных торговых судов 5 Импульсно-фазовая РНС «Лоран-С» 152 Инерционно-тормозные характеристики судна 65, 66 Инструментальные погрешности гирокомпасов 107,
108
Информация об аварийной посадке и остойчивости 53
— об остойчивости 45, 46
- о, непотопляемости 53—55 Исключительная экономическая зона 14 Исправление высот светил 162 Истинное движение 119, 120 Истинные солнечные сутки 156 Истинный горизонт 153 Истинный радиопеленг 150 Йодное число 202
Кабельтов 87 Какао-бобы 195, 196 Календарный период судна 219 Канат 87
Капитан морского торгового порта 22
— судна 9—11 Картон 184 Каучук 184
Качка бортовая 57, 58, 60
— вертикальная 58
— килевая 58 Кислотное число 202 Классификационное свидетельство 6 Классификация грузов 177 Кожухова способ 141, 142 Конвенция МОТ № 147 19, 20 Конверсия 174, 175
Коносамент 206
Консервированная продукция 195 Консул СССР 10, 11 Контейнерные перевозки 213, 214 Контейнеры 186
Континентальный шельф 14, 15
Контроль за иностранными судами в портах США 20
— остойчивости 50
— прочности 61, 62 Конференция 221 Копра 196 Коуши 91
Кофе 195, 196 Коэффициент лага 140
— проницаемости отсека 56
— уплотнения 177 Кренование 49, 50 Крупа 196 Кукуруза 196
Линейное судоходство 211 Линии конференциальные 211
— односторонние 211
— совместные 211 Линия положения 147
— смены дат 157 Линь 87
Лихтер 186, 188 «Лоран-С» 128, 152 Лоцманская проводка 18, 19, 215 Лунный месяц 155
Магнитные компасы 110 Мазут 201, 202
Маневрирование 72, 73, 77—83 Маркировка грузов 178, 179
— — отправительская 178
специальная 179
товарная 178
транспортная 178, 179
МАРПОЛ-73/78 34-36 Масло животное 195 Масштаб Бонжана 40, 41
Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки 8 о грузовой марке 8
о предотвращении загрязнения нефтью 8
Международные каналы 16, 17
— проливы 15, 16 Мелководье 77—80 Меридиан наблюдателя 153 Мерительное свидетельство 6 Металлические изделия 185 Металл «не в деле» 185
— профильный 185
— сортовой 185 Металлы 185
Метацентрическая высота 50, 191, 192
Метеорологические элементы 167
Метеорологический (морской) бюллетень 169, 170
Мореходность судна 56—61
Морские пароходства 4
Морское судно 4—9
Морской протест 32—34
Моторное топливо 201, 202
МППСС—72 225
Мука 196
Мясо 194, 195
Наблюдение 225 Навигационная изолиния 147 Навигационный параметр 146, 147
— треугольник 143 Наклонение горизонта 139 Небесная сфера 152 Небесный экватор 153 Непотопляемость 52—56. Несчастные случаи с людьми 29—30 Нефтепродукты 199—202
Нефть 199—202
— сырая 201 Нутация 155, 156
Обгон 231, 232 Облака 168
Обратное смещение 64
Общая авария 30—33
Объемное водоизмещение 40
Ограниченная видимость 235—238
Опасность столкновения 226, 227
Оперативное планирование работы флота 218—222
Определение места по светилам 163—167
Ортодромическая поправка 150
Ортодромия 146
Освидетельствование судов 175—177
внеочередное 175
доковое 175
ежегодное 175
— —- очередное 175 первоначальное 175
— — специальное 175 Остаточная девиация 140—142 Остойчивость 44—51
— аварийная 53
— динамическая 44
— избыточная 51
— статическая 44 Ответственность 238, 239
— за загрязнение морской среды 38, 39 Открытое море 11, 12 Относительные лаги 110—112
гидродинамические 112
— — индукционные 110—112 Оформление аварий 24—27
Параллактический треугольник 153
— угол 153
Парижский меморандум 19 Перевозка животных 196, 197 Период качки 56 Пиратство 12
Плавание в каналах 81, 82
— во льдах 83—86, 171
— в узкостях 230, 231
— на течении 143 Плавучесть 40—44
— аварийная 53 Планшет глубин 99 ч
— оптический 125 Поворотливость 62—65 Подбор светил 156 Поддоны 186, 188
Подруливающие устройства 64, 65
Погрешность гирокомпасов установившаяся 105
Положение о порядке расследования аварий 22—24
Полуслиперы 190
Пол-Эри способ 141
Поправка индекса секстана 161
— компаса 166
— лага 140—142
— хронометра 157 Постановка на якорь 68—70 Поясное время 156, 157 Правила МОПОГ 197, 198 Право мирного прохода 13, 14
— плавания судов под флагом СССР 5
— собственности 5
— субститута 209 Прейскурант № 11-01 177 Прейскурант № Ц-03 177 Прецессия 155, 156 Прилежащая зона 14 Приливно-отливные течения 169, 171, 172 Присасывание 78—81
Проволока (катанка) в бухтах 185 Пропсы 190
Проседание на мелководье 82, 83 Прочность корпуса 61, 62
Прямое смещение 63 Пул 211
Путевой угол 142
Радиодевиация 150 Радиокурсовой угол 150
Радиолокационные маяки-ответчики 124, 125
— пассивные отражатели 124
— станции 119—125 Радионавигационные системы 125—130
— — импульсно-фазовые 128—129
фазовые 126—129
Радиопеленгатор 130 Растительные масла 202
Региональное свидетельство о грузовой марке 8
Регистрация морских судов 6
Регистр СССР 21
Рейсовое планирование 221, 222
Рейсовый чартер 206
Рефрижераторные суда 193, 194
Рис 196
Роллтрейлеры 186 Рулоны полосовой стали 185 Рыбопродукты 195
Самовозгорание 178 Самосогревание 178 САРП 133—135
— «Бриз-Е» 124, 125
— «DB-7» 135
Свидетельство на разовый переход 6 Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции 7
— по оборудованию и снабжению 7
по радиотелеграфии 7
__ _ по радиотелефонии 7
пассажирского судна 7
ядерного грузового судна 7, 8
__ ядерного пассажирского судна 7
Свидетельство об изъятии 7
— об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 8
— о годности к плаванию 6
— о грузовой марке 7
— о минимальном составе экипажа, обеспечивающим безопасность 8
— о праве плавания 6
— о праве собственности на судно 6 пассажирское 7
— пожарной охраны 6, 7 Свободная поверхность 48, 49 Своевременные действия 229 Секстан 159
Секторные радиомаяки 151, 152 Семитрейлеры 186 Сертификат 6 Сжиженные газы 203, 204 Синтетические тросы 89
Система координат вторая экваториальная 153
горизонтная 153
первая экваториальная 153
Система охлаждения ГК 109
— управления движением судов 170, 171 Системы разделения движения 231 Скважистость 177
Склонение светила 153 Скоростная погрешность 107 Слеживаемость 178 Слеминг 59 Слиперы 190 Снижение светил 153 Снятие судна с мели 94—101
самостоятельное 98, 99
с помощью другого судна 99—101
Сортовой металл 185 Спирты 203
Спрямление аварийного судна 51 Спутниковые навигационные системы: «Транзит» 135—137 «Цикада» 135—137 Средние сутки 156
Средства автоматизированной радиолокационной прокладки 133, 134
— укрупнения 186 Сталийное время 223, 224 Статика моря 169 Статическое электричество 200, 201 Стивидорные работы 216-218 Субрефракция 121
Судовое санитарное свидетельство 7
Судовой паспорт 6
реестр 5, 6 Судовые сборы: маячные 214 портовые 214 причальные 215 СУД С 170, 171
Суточный ход хронометра 157 Счисление пути судна 142—146 Съемка с якоря 70 Сыпучесть 177 Сыр 195
Тайм-чартер 207, 208 Тайфун 168
Тактический диаметр циркуляции 64 Тали 90 Талрепы 90 Тапиока 196
Тарифная номенклатура грузов 177 Тарифы линейные 212, 213 Территориальные воды 13 Тоннажная марка 175 Точность счисления 145, 146 Транспортные условия 205, 206
— характеристики грузов 177, 178 Трансфлот 223
Трейлеры 186
Треугольник погрешностей 147
— скоростей 143 Тропический год 154
— циклон 168 « Тросы растительные 87, 88
— стальные 88, 89
Трубы большого диаметра 185 Туманы 168
Тяговое усилие 101, 102
Угол естественного откоса 178
— сноса 143
Укрупненные грузовые единицы 186 Усадка 178 ^J Условия поставки 204 Учет циркуляции 142
Фазовая РНС: «Декка» 152 «Омега» 152 Факсимильные карты 170
волнения 170
ледовые 170
погоды 170
Флеты 186 Фрахтование 207 Фронт окклюзий 168 Фруда числа 77
Характеристики судна 173—175 объемные 174 скоростные 175 Хлопок 184
Хорошая морская практика 229 , 230 Хронометр 157
Целлюлоза 184 Центр величины 40 Цепи 89, 90 Циклоны 168 Циркуляция 63, 64
Частная авария 30
Чистый доход в инвалютных рублях 219, 220 Швартовка 215
Швартовное устройство 91, 92
Швартовные операции 73—77
Шерсть 184
Шкимушгар 87
Шпалы 190
Шрот 195, 196
«Шхуна» 137, 138
Эклиптика 154
Эксплуатационный период судна 219 Энглера градусы 200 Эри способ 141 Эхолоты 115—117
Юзень 87
Юрисдикция прибрежного государства над иностранными судами 18
Якорное устройство 91
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА
1.1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ СССР И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1.1. Министерство морского флота СССР
Центральный аппарат Министерства морского флота состоит из руководства — министра и его заместителей с коллегиальными органами (коллегией и научно-техническим советом); главных управлений и управлений, специализированных по характеру управляемых процессов и осуществляющих комплексное руководство определенными видами производственной, хозяйственной и административной деятельности.
В непосредственном подчинении министерства находятся не входящие в состав центрального аппарата всесоюзные объединения, специализированные либо по характеру производственного процесса, либо по выполнению определенных функций.
Основными органами управления морским транспортом на бассейнах (местные органы управления), находящимися в непосредственном подчинении министерства, являются морские пароходства.
Управление морским транспортом осуществляется по схеме: министерство — пароходство — предприятие, т. е. принята двухзвенная структура управления пароходствами и трехзвенная — предприятиями, входящими в состав пароходств (порты, заводы).
Всесоюзные объединения, входящие в систему Минморфлота, являются хозяйственными организациями, действующими на основе хозяйственного расчета, имеют самостоятельный баланс, являются юридическими лицами и действуют на основании уставов и положений.
1.1.2. Морские пароходства
Морское пароходство представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из самостоятельных предприятий и организаций и производственных единиц.
Правовое положение морских пароходств значительно отличается от правового положения других транспортных и промышленных организаций: с одной стороны, оно является органом хозяйственного управления морским транспортом, осуществляющим управленческие функции, а с другой, — хозяйственной организацией (транспортным предприятием), обладающей обособленным имуществом, состоящей на хозяйственном расчете и имеющей самостоятельный баланс.
Пароходство, используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании государственное имущество, осуществляет свою деятельность в соответствии с народнохозяйственным планом и договорами на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования, выполняет возложенные на него обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, является юридическим лицом.
Пароходство отвечает по своим обязательствам тем закрепленным за ним имуществом, на которое по законодательству Союза ССР и союзной республики может быть обращено взыскание. Оно имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные, банковские операции с предприятиями, организациями, фирмами и физическими лицами в СССР и за границей, искать и отвечать в суде или арбитраже; приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в СССР, так и за границей всякого рода имущество; учреждать как в СССР, так и за границей свои филиалы, конторы, представительства, а также участвовать во всякого рода объединениях, ассоциациях, конференциях, обществах и организациях, деятельность которых соответствует целям пароходства. На морское пароходство распространяется Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», введенный в действие с 1 января 1988 г.
1.2. МОРСКОЕ СУДНО
1.2.1. Понятие «морское судно»
В морском праве судно рассматривается не только как техническое сооружение, обладающее определенными физическими характеристиками и свойствами, но и как соответствующим образом организованная и управляемая производственная единица, т. е. коллектив людей, объединенный для выполнения возложенных производственных (административных, научных и других) задач и функций. В процессе осуществления этих задач и функций судно подчинено определенному правопорядку, который устанавливается нормами национального права государства флага судна и соответствующими нормами международного права. Судно как техническое сооружение
(вещь) может быть (с соблюдением установленных законом правил) объектом разнообразных имущественных прав (права собственности, купли-продажи, залога, аренды и т. д.). В качестве же производственной единицы судно является участником различных административно-правовых отношений, прежде всего отношений с органами власти государства флага судна и судовладельцем, а также с органами и представителями властей иностранных государств во время нахождения судна в пределах юрисдикции этих государств (в территориальных и внутренних водах, в портах).
Будучи производственной единицей и обладая внутренним хозрасчетом, морское судно, однако, не является по законодательству СССР юридическим лицом, обладающим гражданской правоспособностью. Поэтому оно не несет самостоятельной ответственности по имущественным обязательствам и не выступает от своего собственного имени при заключении договоров и сделок, относящихся к судну или грузу. Заключение таких договоров и сделок может осуществляться капитаном в пределах его обычных должностных или специальных полномочий от имени и за счет владельца судна или, соответственно, владельца груза.
1.2.2. Право собственности на морские суда в СССР
В соответствии со ст. 19 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (КТМ СССР) суда в СССР находятся в собственности государства либо в собственности колхозов, иных кооперативных или общественных организаций. В личной собственности граждан могут находиться суда валовой вместимостью не более 10 per. т.
Право распоряжения государственными судами принадлежит государству — собственнику судов. Это правомочие государства осуществляется главным образом через органы государственного и хозяйственного управления (министерства, ведомства). Основными органами, в оперативном управлении которых находятся морские суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходства, подведомственные Министерству морского флота СССР. Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, находятся в оперативном управлении организаций, руководство которыми осуществляется Министерством рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомств могут находиться суда, используемые для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных, научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания (река—море), используемые для перевозки грузов и пассажиров.
Право собственности на морское торговое судно удостоверяется специальным свидетельством, выданным Управлением морского торгового порта по месту внесения судна в Государственный судовой реестр.
1.2.3. Иммунитет государственных морских торговых судов
Иммунитет (судебная неприкосновенность) имущества, принадлежащего государству, является общепризнанным принципом международного права, который распространяется и на морские суда, являющиеся государственной собственностью. Иностранные судебные учреждения и другие органы власти не могут такие суда отчуждать, задерживать, налагать на них арест или обращать взыскание без согласия государства — собственника судна.
Советский Союз признает иммунитет ино странных государственных морских судов на основе взаимности: морские суда, находящиеся в собственности иностранного государства, не подлежат задержанию по требованиям имущественного характера. В отношении государств, не признающих иммунитет советских государственных судов, советское законодательство предусматривает возможность применения ответных мер.
Иммунитет государственных торговых судов признается в соглашениях о морском судоходстве, заключенных СССР с рядом государств. Некоторые капиталистические государства и их судебные органы, в частности США, Великобритания, Италия, ФРГ, пытаются неправомерно ограничить применение принципа иммунитета к государственным морским судам.
1.2.4. Право плавания судов под флагом СССР
Под Государственным флагом Союза ССР могут плавать суда, находящиеся в собственности Советского государства, колхозов, иных кооперативных или общественных организаций, а также в личной собственности граждан. Изъятия из этого правила могут допускаться в порядке, установленном Советом Министров СССР. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из советских морских торговых или рыбных портов или с момента внесения в судовую книгу (см. 1.2.5). Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право, и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге, но не более одного года.
Флаг советских судов выражает реальную связь между судном и Советским государством, осуществляющим в отношении судов, плавающих под его флагом, юрисдикцию и контроль в административной, технической и социальной областях. Реальная связь Советского государства с судами, плавающими под его флагом, обеспечивается также тем, что в состав судового экипажа могут входить, как правило, лишь граждане СССР.
Право плавания судна под флагом СССР должно быть подтверждено свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР. Советское законодательство запрещает иностранным судам плавать под флагом СССР.
1.2.5. Регистрация морских судов
Все суда, технический надзор за которыми осуществляет Регистр СССР, подлежат внесению в Государственный судовой реестр. Кним относятся самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 75 л. с. и несамоходные суда валовой вместимостью не менее 80 per. т (кроме спортивных судов и судов, принадлежащих гражданам).
Другие суда, находящиеся в ведении Министерства морского флота СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР, а также находящиеся в собственности рыболовецких колхозов, регистрируются в судовых книгах морских торговых и рыбных портов СССР.
Все изменения основных данных о судне должны доводиться его владельцем до сведения инспекции портового надзора по месту регистрации судна и заноситься в реестр или в судовую книгу.
Исключение судна из Государственного судового реестра или судовой книги производится в случаях утраты им права плавания под Государственным флагом СССР, признания судна непригодным к дальнейшей эксплуатации и ремонту, гибели или перемены порта приписки.
1.2.6. Судовые документы, требуемые Кодексом торгового мореплавания Союза ССР
Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент) удостоверяет принадлежность судна Советскому Союзу. В нем указывается собственник судна, порт регистрации (приписки), назначение и тип судна, позывной сигнал, время и место постройки, его основные технические данные. Кроме того, в нем содержится пункт, в котором «все гражданские и военные учреждения и должностные лица СССР обязываются», а учреждения и должностные лица дружественных стран приглашаются на основе взаимности, в соответствии с началами международного права и обычаями, а также заключенными договорами оказывать данному судну и его капитану всяческое содействие и помощь.
Свидетельство выдается портом регистрации. При утрате судном права плавания под флагом СССР Свидетельство подлежит возврату в управление соответствующего порта в течение месяца.
Свидетельство о праве собственности на судно (бессрочное) выдается портом регистрации одновременно со Свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР. Оно является основным документом, определяющим собственника судна; имеет важное значение для доказательства особого международно-правового положения судов, принадлежащих на праве собственности государству и обладающих иммунитетом.
Судно, зарегистрированное в судовой книге, вместо Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом СССР и Свидетельства о праве собственности на судно должно иметь судовой билет.
Свидетельство о годности к плаванию удостоверяет общее техническое состояние судна в навигационном отношении. Оно подтверждает выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов и Правил классификации и постройки отдельных типов судов, Правил по конвенционному оборудованию морских судов и Правил по конвенционному оборудованию отдельных типов судов, Правил о грузовой марке морских судов. В свидетельстве указывается срок его действия и район плавания. Выход в море судна, не имеющего Свидетельства о годности к плаванию или с просроченным, не допускается. В таких случаях судно должно быть подвергнуто обязательному освидетельствованию в порядке технического надзора. Срок действия Свидетельства четыре года, ежегодно подтверждается в пределах 3 мес до или после истечения каждого годичного срока от даты очередного освидетельствования. Свидетельство выдается Регистром СССР всем судам, подлежащим надзору Регистра СССР.
Мерительное свидетельство выдается Регистром СССР и содержит данные о валовой и чистой регистровой вместимости, о размерениях судна в целом и отдельных его помещений. На основании этих данных определяется размер корабельного, лоцманского и других портовых сборов. Мерительное свидетельство выдается бессрочно и подлежит пересмотру лишь в случае такой перестройки судна, в результате которой изменяется его вместимость. Суда, проходящие Суэцким или Панамским каналами, должны иметь специальные мерительные свидетельства.
Классификационное свидетельство (сертификат) выдается Регистром СССР на морские самоходные суда валовой вместимостью 100 per. т и более сроком на четыре года с ежегодным подтверждением действительности. Оно подтверждает выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов (присвоение судну класса) и свидетельствует о его особенно высоких мореходных и эксплуатационных качествах и надлежащем техническом состоянии.
Свидетельство на разовый переход разрешает разовый переход между определенными портами. Оно выдается судну, не имеющему класса или утратившему таковой, или судну, не имеющему права на плавание в данном районе, при условии выполнения и соблюдения им специальных указаний Регистра СССР.
Свидетельство пожарной охраны для выхода судна в море выдается органами военизированной пожарной охраны порта при отсутствии нарушений требований правил противопожарной защиты судна сроком: для судов
заграничного плавания, а также для всех судов, перевозящих опасные грузы, независимо от района плавания и порта приписки — на один рейс; для судов, плавающих в большом каботаже, и речных судов, плавающих по Дунаю, — на 3 мес; для судов заграничного плавания, работающих на линиях, — на 1 мес (при продолжительности перехода более 1 мес — до окончания рейса); для судов, плавающих в малом каботаже, и судов портового флота — на 6 мес; для судов Среднеазиатского пароходства — на весь период навигации.
Свидетельство о грузовой марке (о наименьшей высоте надводного борта) выдается Регистром СССР на суда, не совершающие международные рейсы, на которые распространяются Правила о грузовой марке морских судов Регистра СССР. Срок действия свидетельства — пять лет; оно ежегодно подтверждается в пределах 3 мес до или после истечения каждого годичного срока от даты очередного освидетельствования.
Судовое санитарное свидетельство содержит заключение органов санитарного надзора о годности судна к плаванию. Свидетельство выдается бассейновой санитарно-эпидемиологической станцией на все суда заграничного плавания сроком на два года, а на суда каботажного (внутреннего) плавания — сроком на один год.
Пассажирское свидетельство обязательно для судна, перевозящего более 12 пассажиров. Оно выдается Регистром СССР на четыре года при условии ежегодного подтверждения.
Разрешение на право пользования судовой радиостанцией выдается Государственной инспекцией электросвязи Министерства связи СССР; одновременно судну присваивается позывной сигнал.
Список лиц судового экипажа (судовая роль) представляется органам портового надзора и пограничной охраны при входе в порт и получении разрешения на выход судна из порта. Служит для контроля за соблюдением судовладельцем требований КТМ о минимальном составе экипажа судна.
Судовой журнал — официальный документ, отражающий в хронологической последовательности непрерывную деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Судовой журнал должен вестись на каждом судне морского флота СССР с момента подписания капитаном акта о приеме судна и подъема Государственного флага Союза ССР.
Судовой журнал имеет важное юридическое значение в качестве одного из основных письменных доказательств в случае расследования аварий и происшествий с судном, а также при рассмотрении споров в суде и арбитраже. Выписки из судового журнала являются документальным подтверждением достоверности сведений, изложенных в морском протесте.
Машинный журнал (для судов с механическим двигателем) — документ, в котором фиксируется работа судовой энергетической установки, поступающие в машинное отделение распоряжения в отношении реверсов, скорости судна, остановки машины и т. п. и исполнение этих команд. Машинный журнал, как и судовой, имеет важное юридическое значение в качестве доказательства при расследовании аварий и происшествий с судном.
Радиотелеграфный журнал ведется по форме и в порядке, изложенном в Правилах радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР.
Санитарный журнал ведется по форме и правилам, установленным Министерством морского флота по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.
1.2.7. Судовые документы, требуемые международными конвенциями
Суда, совершающие заграничное плавание, кроме документов, требуемых КТМ СССР, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами, в которых участвует СССР.
Свидетельство о безопасности пассажирского судна выдается Регистром СССР на пассажирские суда в соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС—74 и Протокола к ней 1978 г. при условии выполнения требований Правил классификации и постройки морских судов и Правил по конвенционному оборудованию морских судов; срок действия свидетельства — один год.
Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции выдается Регистром СССР на грузовые суда при наличии на судне классификационного свидетельства и действует до тех пор, пока сохраняется действие классификационного свидетельства (четыре года); должно иметь Приложение, выдаваемое судну в соответствии с Протоколом 1978 г. к Конвенции СОЛАС—74.
Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению выдается на грузовые суда при условии выполнения требований части VI «Противопожарная защита» Правил классификации и постройки морских судов и частей II «Спасательные средства» и III «Сигнальные средства» Правил по конвенционному оборудованию морских судов. Срок действия свидетельства — не более двух лет. На основании положений Протокола 1978 г. к Конвенции СОЛАС — 74 судну должно быть выдано Приложение установленной формы к настоящему документу.
Свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелеграфии (при наличии радиотелеграфной установки) выдается на срок не более одного года.
Свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелефонии (при наличии радиотелефонной установки) выдается на срок не более одного года.
Свидетельство об изъятии (при наличии отступлений от отдельных требований Конвенции СОЛАС—74) действует не дольше, чем свидетельства, на которые делаются ссылки.
Свидетельство о безопасности ядерного пассажирского судна (ядерному пассажирскому судну) и Свидетельство о безопасности ядерного грузового судна (ядерному грузовому судну) выдаются после проверки и надлежащего освидетельствования судна, если оно отвечает требованиям Конвенции СОЛАС—74. Срок действия свидетельств не более одного года.
Международное свидетельство о грузовой марке выдается Регистром СССР судам валовой вместимостью свыше 150 per. т, совершающим международные рейсы сроком действия до пяти лет, в соответствии с требованиями Конвенции о грузовой марке 1966 г.1
Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки выдается на судно взамен Международного свидетельства о грузовой марке, при этом срок действия свидетельства об изъятии, оформленного на судно, имеющее новые конструктивные особенности, не должен превышать пяти лет со дня выдачи, а для судна, совершающего, как правило, международные рейсы2, срок действия ограничивается продолжительностью рейса, для которого оно выдается.
Региональное свидетельство о грузовой марке выдается Регистром СССР судам, совершающим плавание между портами государств — участников региональных межправительственных соглашений о грузовой марке (ГДР, ПНР и СССР на Балтийском море, 1963 г.; НРБ, СРР и СССР на Черном море, 1960 г.). Срок действия до пяти лет; подтверждается ежегодно.
Морская санитарная декларация и Свидетельство о дератизации или Свидетельство об освобождении от дератизации обязательны для каждого судна заграничного плавания; действительны в течение 6 мес.
Контрольные судовые документы, предусмотренные Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, 1965 г.: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа; судовая роль; список пассажиров; морская санитарная декларация; документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.
Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность, выдается от имени Правительства СССР капитаном порта в соответствии с Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (Конвенция
1 Принята в Лондоне 5 апреля 1966 г СССР подписал Конвенцию без оговорки о последующей ратификации. Вступила в силу 21 июля 1968 г.
2 Международный рейс — морской рейс из порта страны, на которую распространяется Конвенция, в порт, расположенный за пределами этой страны, или наоборот.
ПДМНВ—78 В нем указывается: название судна; порт регистрации; позывной сигнал; перечень должностей состава экипажа; подтверждение, что квалификация и число членов экипажа обеспечивают безопасность судна, людей, груза и окружающей среды.
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью и Журнал нефтяных операций выдаются на каждый нефтяной танкер вместимостью 150 per. т и более, на каждое судно вместимостью 400 per. т и более в соответствии с Международной Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ—73/78).
1 Принята на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков 7 июля 1978 г. в Лондоне.
Свидетельство об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью выдается капитаном порта регистрации судна на каждое судно, перевозящее более 2000 т нефти наливом в качестве груза. Срок действия свидетельства не должен превышать срока действия страхования или иного обеспечения.
Помимо перечисленных выше судовых документов, на судах должны быть: свидетельства и сертификаты, удостоверяющие техническое состояние различных узлов, механизмов и деталей судна с точки зрения безопасности плавания и проведения грузовых работ, в частности, свидетельства на судовое электрооборудование, спасательные средства, световые и звуковые сигналы, об испытании и освидетельствовании грузоподъемных устройств и др., выдаваемые Регистром СССР; судовые документы по навигационной части, предусмотренные Перечнем специализированных форм первичной учетной документации, применяемых на предприятиях и в организациях Минморфлота с 1974 г. (разд. III «Судовая документация»), утвержденным приказом Минморфлота от 26 октября 1973 г. № 176; судовые учетно-отчетные документы по технической эксплуатации в соответствии с Перечнем, утвержденным и введенным в действие приказом Минморфлота от 30 августа 1979 г.
Документы должны находиться на судне в подлинниках, за исключением свидетельства о праве собственности на судно или судового билета, которые могут находиться на судне в копии, удостоверенной в нотариальном порядке.
Документы Регистра СССР, подтверждающие выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов, Правил по конвенционному оборудованию морских судов и Правил по предотвращению загрязнения с судов (конструкция и оборудование), теряют силу в следующих случаях: по истечении срока их действия; если судно, его механизмы, устройства, оборудование и снабжение не будут предъявлены к освидетельствованию в предусмотренный срок; после аварийного случая, если в порту, в который зайдет судно после аварийного случая, оно не будет предъявлено к освидетельствованию; после изменения снабжения, а также проведения без надзора Регистра СССР ремонта или переоборудования на судоремонтных предприятиях тех частей судна, на которые распространяются требования Правил Регистра СССР; при нарушении условий плавания, указанных в документах, выдаваемых на судно; при невыполнении условий или указаний, предъявленных Регистром СССР. Регистр может восстановить силу действия документов, если причины, вызвавшие потерю этой силы, устранены.
Если по истечении срока действия документов, оформленных на основании Конвенции СОЛАС—74, судно не находится в порту СССР, Свидетельства о безопасности (за исключением Свидетельства о безопасности грузового судна по конструкции) могут быть продлены посольством или консульством СССР, Регистром СССР или уполномоченными Правительством СССР организациями или лицами на срок, необходимый для завершения рейса и возвращения в советский порт, но не более 5 мес.
Если по истечении срока действия документов, оформленных на основании Конвенции СОЛАС—74, судно находится в порту СССР, Свидетельства о безопасности (за исключением Свидетельства грузового судна по конструкции) могут быть продлены Регистром СССР на льготный срок до 1 мес с даты истечения указанного в нем срока действия.
Продление срока действия Свидетельства о безопасности грузового судна по конструкции производится на тот же срок и на тех же условиях, на которых производится продление срока классификационного свидетельства.
Срок действия документов, оформленных на основании Международной Конвенции о грузовой марке 1966 г. и выданных на срок до пяти лет, может быть продлен на 5 мес только после проведения освидетельствования для оформления и выдачи на судно нового международного свидетельства о грузовой марке или международного свидетельства об изъятии для грузовой марки. При этом необходимо, чтобы в момент проведения освидетельствования не было возможности выдать новые свидетельства.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|