На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Спутник туриста. Архангельская О. А. — 1940 г

Архангельская О. А.

СПУТНИК ТУРИСТА

*** 1940 ***


DjVu



СОДЕРЖАНИЕ

К туристам 3
Туризм в СССР 5
Природные условия СССР 14
Подготовка к путешествию 27
Физическая тренировка 37
Снаряжение 49
Водный туризм 98
Пешеходный туризм 197
Лыжный туризм 221
Велосипедный туризм 257
Мототуризм 276
Пещерный туризм 291
Местный туризм 299
Бивуаки 303
Питание 354
У Санитария и гигиена 373
Топография 413
Исследовательская работа 446
Метеорология 477
Охота и рыбная ловля 501
Фотография в путешествии 533
Практические советы - 559
Составление отчета 568
Маршруты 574
Краткий перечень художественной литературы
Приложения 618

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..






      Список авторов (по алфавиту):
      Архангельская О. А., Болдырев Б- П., Бу-равлев В. В., Визенталь А.Б., Власов А. А., Впткина А. Г., проф. Гориневская В. В., Ерков М. А., Затуловский Д. М., Котельников Б. Б., проф. Кременецкий Н. Г., Мурзаев Э. М., Никольский В. В., Поляк Е. В., Потресов А. С., Промптов Ю. Г., Пронин А. В., Ромашков Е. Г., Сухов Л. В., Улицкий Б. М., Успенский В. С.
      Рисунки и чертежи исполнили художники (по алфавиту):
      Зубкова И. М., Морозов В. И., Царегородце-ва Е. Н., Филиппов В. А., Ягужинскии М. С. и др.
      Заставки работы альпиниста Малеинова Ан. А.
     
      ОТ РЕДАКЦИИ
      На стр. 2 в списке авторов по недосмотру пропущен И. В. Юхин
     
      К ТУРИСТАМ
      Выпуская «Спутник туриста», издательство «Физкультура и спорт» ставило своей целью обобщить основной практический опыт советского туризма (водного, пешеходного, лыжного и т. д.). Помимо техники и методики туризма, в данной книге собраны основные, самые необходимые туристу сведения по санитарии и гигиене, топографии, метеорологии, исследовательской работе, охоте и рыболовству, питанию, фотографированию и т. д. Одиа из задач спутника — помочь товарищам подготовиться к сдаче норм на значок «Турист СССР».
      Такие важные разделы «Спутника туриста», как « «Снаряжение», «Бивуаки» и др., не только знакомят с туристским снаряжением, видами бивуаков и пр., но содержат указания о том, как самим туристам изготовить снаряжение, организовать бивуак и пр. Этому содействует большое количество рисунков и чертежей, наглядно дополняющих текст.
      Навыки, которые получают туристы во время походов, имеют большое оборонное значение. Поэтому при составлении «Спутника туриста» особое внимание было уделено материалам и сведениям, которые способствуют подготовке туристов — завтрашних командиров и бойцов доблестной Красной Армии, умеющих успешво проделать туристский поход й вести Победоносные боевые действия в любых природных условиях.
      В «Спутнике туриста» читатель найдет необходимые сведения по технике передвижения пешком, на лыжах, в лодке, на велосипеде и мотоцикле, в горах и по реке, в лесу и тундре, зимой и летом. «Спутник туриста» поможет оказать первую помощь заболевшему или раненому товарищу, пользоваться картой и компасом, предохранить себя от обморожения и т. д.
      Редактор и авторы были сильно ограничены размером «Спутника». Поэтому материал излагается предельно сжато. Товарищи, желающие получить более подробные сведения по тому или иному разделу книги, могут воспользоваться списками рекомендуемой литературы, прилагаемыми к каждому разделу.
      «Спутник туриста» является первой попыткой создать практическое пособие, которое охватывало бы все основные виды туризма и все основные связанные с ними дисциплины.
      Всю работу по составлению «Спутника туриста» взяла на себя редакция журнала «На суше и на море». К работе над «Спутником» было привлечено свыше 20 авторов — опытных туристов, основные материалы обсуждались на туристских активах.
      Издательство «Физкультура и спорт» обращается с просьбой ко всем туристам прислать Свои отзывы и замечания о «Спутнике туриста».
      Адрес издательства: Москва-центр, Б. Черкасский пер., д. № 13.
     
      ТУРИЗМ В СССР
      Советский туризм — это путешествие во время ев-его отпуска или каникул с целью отдыха, познания родины и повышения культурного уровня. Путешествие в лодке, пешком, на лыжах и на велосипеде, с ночевкой в палатке или под открытым небом закаляет человека, приучает его к походной жизни в различных условиях, прививает ценные навыки, как, например, ориентировку на незнакомой местности, пользование картой и компасом, преодоление различных природных препятствий и многое другое. Все это определяет туризм, как важнейший оборонный вид физической культуры.
      В СССР туризм является достоянием широких трудящихся масс. Вместе с ростом страны растет и туризм. Партия и правительство оказывают всемерное содействие развитию туризма.
      В капиталистических странах туризм не является и не может являться достоянием широких трудящихся масс. Там он поставлен на службу буржуазии, на службу захватническим целям империализма,
      В царской России туризм стоял на очень низком уровне. Существовавшие «Российское общество туристов» и «Русское горное общество» насчитывали несколько сот членов. До Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся не путешествовали. Богатые природные возможности России были мало изучены и совершенно не освоены в туристском отношении. Во всей России не было ни одного дома, или лагеря специально для туристов, снаряжение не из« готовлялось совершенна Туристы из буржуазнопомещичьей клики и верхушки чиновничества предпочитали путешествиям по своей стране поездки в Швейцарию, Италию, Францию. Царское правительство не интересовалось развитием туризма в России.
     
      ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
      После Великой Октябрьской революции, в годы нэпа, организовалось Российское общество туристов, замкнувшееся в узком кругу, отгородившееся от масс. Достаточно сказать, что это общество насчитывало в своих рядах всего 500 чел.
      Постепенно РОТ стала пополняться коммунистами, комсомольцами. Туризмом стали увлекаться сотни рабочей и учащейся молодежи. Назрел вопрос о создании массовой туристской организации. По инициативе комсомола в 1929 г. Российское общество туристов было ликвидировано. Вместо него создалось Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР (устав общества утвержден 30 ноября 1929 г.). Во главе общества был центральный совет, низовым звеном этого общества являлась ячейка на предприятии, в учебных заведениях, воинских частях и т. д, К концу 1929 г. насчитывалось 50 000 членов ОПТ. С января 1930 г. журнал «На суше и на море» стал туристским (орган ЦК ВЛКСМ и ЦС ОПТ).
      Наряду с ОПТ существовало Государственное акционерное общество «Советский турист», которое имело ряд туристских баз (в Москве, Ленинграде, в ряде мест Кавказа и Крыма) и организовало около 20 плановых маршрутов.
      В конце 1.930 г. по решению правительства произошло слияние этих двух организаций. Было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В апреле 1932 г. состоялся 1-й Всесоюзный съезд ОПТЭ. На 1 января 1935 г. в обществе состояло около 790000 членов. В дальних самодеятельных путешествиях в 1934 г. приняло участие 15940 членов ОПТЭ.
      17 апреля 1936 г. президиум ЦИК СССР вынес решение о ликвидации ОПТЭ и передачи туризма и альпинизма в ведение физкультурных и профсоюзных организаций.
     
      КАК ОРГАНИЗОВАН ТУРИЗМ СЕЙЧАС
      Государственное руководство и контроль находятся в ведении Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР. Здесь имеется отдел туризма и альпинизма.
      В ВЦСПС с 1936 г. создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в обязанность которого входит руководство туризмом в профсоюзах, организация консультаций по туризму, хозяйственное обслуживание туристов на маршрутах, строительство домов туриста, горных хижин, лагерей, производство снаряжения и т. д. ТЭУ ВЦСПС имеет на местах 37 управлений и около 150 домов туриста. В 1939 г. на туризм и альпинизм по линии соцстраха профсоюзам было отпущено 50 млн. руб., в 1940 г. — 45 млн. руб.
      Вся практическая работа по туризму ведется в спортивных обществах. Основное звено — туристская (туристско-альпинистская) секция — существует при низовом
      совете, спорт-общества на предприятии или в учебном заведении.
      В Красной Армии туризмом руководят дома Красной Армии.
      В 1939 г. прн Всекопромсовете создано туристско-экскурсионное бюро, которое организует путешествия и экскурсии по СССР для членов артелей промысловой кооперации.
      В деревне туристские секции создаются при физкультурных коллективах, организованных при правлениях колхозов.
      Развитием детского туризма занимаются наркомпро-сы республик н их органы на местах. Во всех союзных республиках имеются центральные детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС). При школах создаются кружки юных туристов.
     
      ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
      В нашей стране физическая культура является неотъемлемой частью коммунистического воспитания, воспитания здоровых, отважных и жизнерадостных патриотов, защитников первой в мире страны социализма.
      Основой физической культуры в СССР является комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
      «1 Подготовка по комплексу «Готов к труду и обороне»:
      а) содействует усвоению и осуществлению государственных задач советского физкультурного движения;
      б)-вооружает спортивной техникой и техникой военно-прикладных упражнений;
      в) прививает гигиенические навыки, навыки регулярной тренировки, поддерживающей на нысоком уровне готовность к труду и обороне, и закрепляет интерес трудящихся к постоянным занятиям физической культурой и спортом.
      2. Комплекс ГТО строится по принципу последовательного всестороннего физического воспитания населения, начиная с детского возраста, и состоит из следующих ступеней:
      а) Ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) — имеющая задачей обеспечить правильное физическое развитие и заложить основы разносторонней физической подготовленности подростков путем привлечения их к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
      б) Первая ступень ГТО — имеющая задачей дальнейшее разностороннее физическое воспитание трудящихся путем привлечения их к постоянным занятиям физкультурой и спортом.
      в) Вторая ступень ГТО — имеющая задачей обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности и способствовать овладению спортивным мастерством;
      3. Комплекс ГТО во всех ступенях включает:
      а) нормы и требования, общие для нсех сдающих;
      б) нормы по выбору сдающего...».
      (из «Положения о комплексе ГТО).
      В постановлении Центрального комитета нашей партии от 13 июля 1925 г. о физкультурном движении записано: «Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр., но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т. д.».
      В нашей свободной стране созданы благоприятные V условия для того, чтобы трудящиеся могли пользоваться всеми благами природы, использовать ее естественные силы для укрепления своего здоровья. К нх услугам сотии санаториев, домов отдыха, лодочных станций и т. д. Одной из распространенных форм от-
      дыха и- является туризм — путешествия по рекам, горным тропам, снежным просторам нашей великой родины, которые оздоровляют и закаляют человека.
      Для успешного проведения туристского путешествия в лодке, пешком, на лыжах, велосипеде или мотоцикле необходима физическая подготовка (тренировка). Вместе с этим всякое путешествие с активным методом передвижения- закаляет организм человека, физически его укрепляет.
      В новом комплексе ГТО, введенном правительством СССР с 1 января 1940 г., туризм нашел свое отражение (см. приложение).
      В марте 1939 г. Всесоюзный комитет физкультуры утвердил положение о значке «Турист СССР» (см. приложение), который является основой для развития и повышения качества массового туризма в СССР и учета туристских кадров. На 1 мая 1940 г. в Советском Союзе насчитывалось 1700 значкистов «Турист СССР».
     
      ЗАДАЧИ СОВЕТСКОГО ТУРИЗМА
      Проходивший в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) подвел итоги побед социализма н пашей стране и указал путь к постепенному переходу от социализма к коммунизму.
      Преодолевая все трудности, ведя беспощадную борьбу с врагами коммунизма, большевистская партия, во главе с великим Сталиным, ведет нашу страну по ленинскому пути. В результате огромных усилий всего советского народа наша родина из страны отсталой превратилась в могучую социалистическую державу. У нас осуществлена в основном первая фаза коммуниз-. ма — социализм.
      Решения XVIII съезда ВКП(б) имеют всемирно-историческое значение. Они вдохновляют наш народ на 10
      дальнейшую работу по осуществлению великого дела — построения коммунизма.
      За последние годы в нашей стране произошла настоящая культурная революция. Поднялся культурно-бытовой уровень трудящихся. _
      Первоочередной задачей внутри нашей страны яв-ляется задача коммунистического воспитания трудящихся, которое направлено к тому, чтобы выкорчевать пережитки капитализма, сделать всех трудящихся сознательными и активными строителями социализма, воспитать в советском гражданине новые, коммунистические качества: социалистическое отношение к труду и общественной собственности..
      Путешествия в лодке, пешком, на велосипеде, на лыжах воспитывают волевые качества, дисциплинируют, человека, прививают ему коллективизм, благородные чувства товарищества. Наглядное ознакомление с нашей, замечательной родиной, с ее природными богатствами,, достижениями социалистического строительства, свободной и счастливой жизнью народов — все это воспи-, тывает в туристе беспредельную любовь к социалистической родине. Здоровый отдых в путешествии, эмоциональная зарядка содействуют повышению производительности труда.
      Большое значение приобретает туризм в деле коммунистического воспитания, образования и обучения подрастающего поколения.
      Советский туризм активно содействует укреплению ленинско-сталинской дружбы народов СССР. Наши туристы, забираясь в отдаленные «медвежьи» уголки страны, несут туда культуру, вести о пролетарской столице, великом Сталине, социалистическом строительстве.
      В своем историческом докладе на XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин дал глубокий анализ международного положения, еще раз подчеркнув необходимость усиления оборонной мощи СССР. Мы должны
      быть на-чеку, чтобы в любой момент «ответить двойным ударом на удар поджигателей войны, пытающихся нарушить неприкосновенность Советских границ» (Сталин).
      Туризм имеет большое значение для подготовки резерва Красной Армии и Военно-морского Флота. Туризм воспитывает физически тренированных н волевых людей. Помимо этого, туризм прививает специальные знания, исключительно важные для военного дела: учит ориентировке иа незнакомой местности, умению пользоваться картой и компасом, наблюдательности, походной жизни, преодолению природных препятствий, технике передвижения в горах и т. д. Физкультурные организации Должны развивать именно эти оборонные навыки в туризме.
      Советский туризм способствует повышению культурного уровня трудящихся. Наши педагоги, научные работники, студенты уделяют большое внимание туризму и экскурсиям для повышения своих знаний, своей квалификации. Тысячи туристов, работников интеллектуального труда, проводят свои отпуска и каникулы в путешествиях по родной земле. Они изучают ее естественные богатства, географию, результаты социалистического строительства. Они знакомятся с величайшими историческими памятниками, революционным прошлым, национальной культурой народов Советского Союза.
      Грандиозный план третьей сталинской пятилетки требует выявления новых месторождений топлива, руды и других полезных ископаемых. В третьей пятилетке -особое внимание уделено местной промышленности, повсеместной добыче топлива, производству стройматериалов. В каждой республике, области имеются для этого все условия. Но местные ресурсы очень слабо используются. Одной из причин этого является незнание природных богатств своего района, неудовлетворительная разведка минеральных богатств местного значения.
      Большую работу в разведке природных богатств могут проделать туристы, обладающие определенными навыками и знаниями по геологии, ботанике, звероводству и т. д.
      Необходимо, чтобы наши туристские секции уделили должное внимание этой работе.
      Туристы-исследователи внесли ценный вклад в народное хозяйство своей страны. В 1931 г. группа московских туристов под руководством т. В. Буханевича во время путешествия по Тянь-Шаню открыла ценный каучуконос кок-сагыз, который стал теперь основным сырьем каучуковой промышленности СССР (достаточно указать, что в 1938 г. кок-сагызом было засеяно 20 ООО га земли, а в 1940 г. — 60 ООО га). Тов. Буха-невич в 1939 г. был экспонентом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
      Летом 1939 г. альпинисты, "студенты Новосибирского строительного института, в районе ледника Тю-юк-Су (Заилийское Ала-Тау) нашли молибден.
      Ряд туристских и альпинистских экспедиций много сделал по расшифровке «белых пятен» на картах Памира, Тянь-Шаня, Кольского полуострова и других отдаленных районов нашей родины.
      Всякое путешествие будет проведено успешно и с пользой и для самих туристов н для государства только тогда, когда оно хорошо организовано. Основное условие путешествия — дисциплина. Крепкому, спаянному коллективу, хорошо вооруженному техникой туризма, не страшны никакие препятствия и опасности в пути. Такой коллектив всегда выручит попавшего в беду товарища. Мы должны вести самую решительную борьбу с лихачеством, голым рекордсменством, пренебрежительным отношением к местному населению, игнорированием правил охраны природы и с другими поступками, порочащими звание советских туристов, звание граждан первого в мире государства рабочих и крестьян.
     
      ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ СССР (справка)
      Самый большой материк мира — Евразия (так называют единый материк Европы и Азии). Самое большое государство в Евразии и второе по величине во всем мире — Советский Союз. Он занимает площадь, равную одной седьмой всей суши земного шара, а если отбросить необитаемые полярные страны, то получится, что СССР обладает одной шестой всей обитаемой людьми суши. Британская империя со всеми колониями и доминионами больше СССР, но она состоит из 62 разрозненных частей, расположенных в самых различных частях света, тогда как СССР представляет единое целое, растянувшись с запада на восток на 10 тыс. км, а с юга на север до тыс. км.
      СССР занимает восточную часть Евразии, и на его площади больше равнин, чем гор, хотя последних много по окраинам страны, где они местами превышают 5000 м над уровнем моря, а некоторые точки возвышаются на 7000 м и более.
      Ни в одной стране мира нельзя встретить такого географического разнообразия, как в нашей.
      С севера на юг мы встречаем на материке смену следующих ландшафтных зон: тундр, лесов умеренного климата, лесостепья, степей, полупустынь, пустынь, влажных субтропических лесов. В горах ландшафты располагаются по вертикальным поясам и представляют также большое разнообразие, от горных ледников и холодных пустынь до сухих полупустынь, опоясывающих горы в их низкой части.
      Границы Советского Союза по длине не имеют равных, превышая 60 тыс. км. При этом 2з их приходятся на морские, Vs — на сухопутные; первые в основном расположены на севере и востоке, а вторые на западе и юге. Южная граница, протянувшаяся от Черного мв-
      ря и до Японского, проходит по разнообразной в природном отношении полосе и часто приурочена к гребням высоких хребтов или к глубоким ущельям рек.
      Территорию СССР омывают 12 морей, по-разному влияющих на природу прилегающих1 частей материка, причем влияние это часто сказывается далеко в глубине страны.
      На севере расположены моря Северного Ледовитого океана: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; на востоке — моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское; на юге и западе — моря Атлантического океана: Балтийское, Черное, Азовское. Самое глубокое из всех этих морей — Берингово, глубина его в некоторых местах достигает 6850 м, а самое мелкое — Азовское, наибольшая глубина которого всего-навсего 15 м.
      Среди морских просторов разбросаны тысячи больших и малых островов, принадлежащих СССР. Больше всего их в северных морях, где они и по размерам превышают острова других морей. Так, два острова Новой Земли вместе занимают площадь 80 313 км2, Сахалин на Дальнем Востоке несколько уступает Новой Земле и равен 77 ООО км2, из которых СССР принадлежат 40700 км2.
      Морская материковая граница СССР образует множество залнвов, губ, лиманов, полуостровов, мысов и т. д. Значение их и в природе и в хозяйстве, конечно, большое.
      Наибольший полуостров — Камчатка — имеет огромную площадь в 264 тыс. км2. Ямал занимает площадь в два раза меньшую — 132 750 км2, Кольский 120 тыс. км2, а на юге единственный крупный полуостров Черного моря, хорошо известный туристам, Крым, имеет размеры всего в 25,7 тыс. км2.
      На территории Советского Союза разбросано колоссальное количество больших и малых озер. Среди них выдающееся место занимает Каспий — огромное
      озеро-море, не имеющее равного себе во всем мире. Этот огромный бассейн, по размерам в 436 340 км2, превышающий Черное море, имеет наибольшую глубину в 987 м. Уровень Каспия находится на 26 м ниже уровня воды в океане и подвержен колебаниям, так как зависит от количества воды, приносимой реками, главным образом Волгой, и от -климатических условий. Значение Каспия в хозяйстве очень большое во всех отношениях. Упомянем только, что здесь добывается треть всей рыбной добычи Советского Союза.
      Из других крупных озер отметим Аральское (третье по величине во всем мире), Ладожское, Онежское, Балхаш, Иссык-Куль, Севан и, наконец, чудо-озеро Байкал, хорошо известное туристам благодаря живописности берегов и исключительному своеобразию. Чем замечателен Байкал? Это самое глубокое озеро земного шара — максимальная глубина его 1741 М. -Вся вода, собираема Байкалом, уходит через мощную широкую Ангару в полноводный Енисей и Северный Ледовитый океан.
      Как было сказано выше, только небольшая часть территории Советского Союза покрыта высокими горами. Считается, что примерно V20 площади СССР занята областями, высота которых превышает 2000 м над уровнем моря. Значит 182о — это равнины или среднегорный рельеф. Абсолютные колебания высот на территории превышают 7450- м. Самая высокая точка Советского Союза (7495 м) — пик Сталина в Таджикистане, самая низкая точка — впадина Карагие на восточном побережьи Каспия, высота которой минус 130 м.
      Наибольшие территории заняты равнинами. Такова обширная Восточно-Европейская равнина, доходящая на востоке до Уральских гор, а на юге до Кавказских и Крымских. Она неоднородна и по устройству поверхности. Здесь различают ряд возвышенностей: Валдайскую, Среднерусскую, Приволжскую, Волыно-Подоль-скую и др. Между юими низменности: Днепров-
      ская, Окско-Донская, 1 каспийская, Причерноморская и т. д.
      В северной части Восточно-Европейской равнины хорошо выражены моренные гряды и холмы, создавшие здесь волнистый рельеф. Это результат деятельности ледника, некогда спускавшегося до средних широт, принесшего и оставившего продукты разрушения. Область моренных отложений сменяется на юге лёссовой областью, где благодаря деятельности текучей воды образовалась густая сеть глубоких оврагов, пересекающих равнину и создающих сильно расчлененный рельеф.
      С юга Восточно-Европейская равнина замыкается Крымскими и Кавказскими горами. Первые из них сравнительно невысоки и состоят1 из трех параллельных гряд. Самая высокая из них (третья, южная, платообразная поверхность которой известна под названием Яйлы) имеет наибольшую высоту (вершина Роман-Кош) 1543 м.
      Кавказские горы значительно выше. Здесь высоты превышают 5000 м, и отдельные вершины, ныне часто посещаемые альпинистами, имеют высоты: Эльбрус
      5630 м, Казбек 5043 м, а в Закавказьи, представляющем горную приподнятую страну, Алагез достигает 4095 м. Уральские горы, отделяющие Европу от Азии, значительно ниже Кавказских. Они протянулись огромным поясом в 2500 км длиной от северных тундр до полупустынь Казахстана. Это древние горы, сильно разрушенные; наибольшая их высота достигает 1885 м (гора Народная).
      На восток, от Урала протянулась обширнейшая Западно-Сибирская низменность, с огромными болотами. Эта низменность пересекается двумя великими реками — Обью и Иртышем. На восток от Енисея идет горная страна, кончающаяся уже у берегов восточных морей и в некоторых местах сменяющаяся низменностями, расположенными на севере у берегов морей Лаптевых и Восточно-Сибирского, да по некоторым рекам. Страна за Енисеем, т. е. Восточная Сибирь, очень разнообразна по устройству поверхности; наряду с плоскогорьями здесь обычны и высокие горные хребты, отдельные массивы, а на Камчатке до снх пор сохранились действующие вулканы, наибольший из которых — Ключевская сопка — имеет высоту 4850 м.
      Наконец, на юг от Западно-Сибирской низменности и Урала располагается своеобразная страна, где разнообразие природных условий пои.стине удивительно. Здесь расположены самые большие пустыни и высятся самые высокие в СССР горы, часто превышающие 5000 м и достигающие 7500 м, с наибольшими в мире ледниками (ледник Федченко — 77 км). Колоссальные горные системы Тянь-Шаня, Памира, Копет-Дага окаймляют пустыни Кара-Кум, Кзыл-Кум, Муюн-Кум, Устюрт и другие, более мелкие. Огромная низменность между Аральским морем и горами носит название Туранской. Она в основном занята песками, покрывающими поверхность сотен тысяч квадратных километров. Крупные реки пересекают Туранскую низменность; они питаются осадками, снегами, ледниками гор, но только три из них доносят свои воды до морей, — это Аму-Дарья и Сыр-Дарья, впадающие в Арал, да маленький Артек, впадающий в Каспий у границы Туркменской ССР с Ираном.
      Многие горные районы, а также н равнины, богаты месторождениями полезных ископаемых. Уголь имеет широкое распространение; его много на Украине, в Казахстане, Средней Азии, иа Печоре, Урале, под Москвой, в Кузнецком бассе.йне (Сибирь).
      Железо встречается на Украине, в Курской области, Крыму, на Урале. На Алтае разрабатываются месторождения цветных металлов, они есть и на Кавказе и в Средней Азии. Нефть находится главным образом на Кавказе, в Туркмении, Западном Казахстане, а ныне разработка нефтяных месторождений приняла большие размеры и на Восточно-Европейской равнине («Второе Баку»).
      Богатейшими месторождениями самых разнообразных полезных ископаемых, в том числе и высокоценных (платина, золото), обладает Урал.
      Страна наша, как никакая другая, богата реками. Общая длина больших и малых рек СССР составляет около миллиона километров, из которых около 300 ООО км может быть использовано для судоходства. Подсчитано, что наши реки таят 200 млн. квт энергии, т. е. больше чем где-либо в другой стране. При этом следует учесть, что не все реки детально изучены, — многие еще ждут своего изучения.
      Густота речной сети на территории СССР неравномерна. Так, сухая Туранская низменность бедна реками, и, наоборот, Ленинградская область изобилует ими.
      Крупнейшие реки Европейской части СССР хорошо знакомы туристам, которые прошли их на шлюпках и байдарках от истоков до устья. Таковы Волга, Днепр, Дон.
      Несколько менее популярна у туристов величавая Северная Двина, но н ее часто посещают туристы-водники.
      Великие сибирские реки: Обь с Иртышом, Еннсей, Лена и Амур, представляют некоторые трудности для путешествия. Текут они по мало обжитым территориям, все они больше Волги и требуют опыта для плавания по ним, и к тому же, исключая Амур, текут на север, к берегам Северного Ледовитого океана. Великие среднеазиатские реки — Аму-Дарья и Сыр-Дарья — в последние годы привлекают туристов, хотя путешествие по ним и нелегкое, нз-за большой скорости течения и летнего паводка, нередко вызывающего наводнения в нижних частях рек.
      Все реки могут быть распределены по бассейнам. Самый крупный бассейн в Европейской части СССР. —
      Каспийский, в Азиатской — Северный Ледовитый океан. К первому относится Волга со всеми притокамнГ река Урал, Кура и некоторые другие реки Кавказа. Ко второму — Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма и много других, более мелких. Громадный бассейн имеет Аральское море, по площади — крупнейший после Каспийского бессточный бассейн мира.
      Бассейны Балтийского и Черного морей сравнительно с Каспийским невелики.
      Благодаря тому, что истоки рек различных бассейнов расположены очень близко друг от друга, в прошлом для соединения их устраивались волоки, т. е. места, где суда «волочили» от одного истока в другой.
      Позже на месте волоков стали строить каналы, соединявшие единым водным путем все бассейны Европейской части СССР. Волга н Днепр получили соединение с Балтийским морем, последнее, благодаря постройке Беломорско-Балтийского канала, соединилось с Белым морем и т. д. В ближайшем будущем Волга соединится с Доном, и из Каспийского моря получится короткий водный путь в Азовское и Черное.
      Значение рек в природе и хозяйстве огромно. Реки — это артерии расселения народов (вспомним хотя бы продвижение русских в Сибирн), удобные и дешевые пути соебщения. На реках расположены наши главные города, реки создают орошение в засушливых областях, на реках построено много электростанций и т. д.
      Самая важная в экономическом отношении река СССР — Волга, любимая река русского народа и излюбленный путь туристов-водников.
      На огромной площади СССР от берегов Ледовитого океана до Памира и Монголии располагаются природные зоны, вытянутые в широтном направлении. На севере протягивается от Кольского полуострова до севера Камчатки безлесная тундра- Только в южн&й
      части тундры встречаются карликовая береза и полярная ива. Южнее тундра сменяется лесотундрой, лесной зоной, широкой полосой протянувшейся от Финляндии и Белоруссии почти до берегов Тихого океана. Только на востоке Сибири эта зона сменяется своеобразными горными ландшафтами. Лесная зона делится на две подзоны — тайги и смешанных лесов. Последние имеют наибольшее распространение на западе Европейской части СССР и постепенно уменьшаются на востоке. Тайга же, наоборот, наибольшие площади занимает в центре Сибири, где на юге доходит до самого Иркутска и государственной границы.
      Лесостепье сменяет лесную зону и захватывает полосу от Киева (через Курск, Пензу, Уфу) до Новосибирска и Томска, восточнее которого не образует сплошной зоны, а встречается участками.
      На юге Европейской части простираются степи. Они захватывают южную часть- Украины, равнины Крыма и Северного Кавказа, Чкаловскую область и доходят до Семипалатинска. Степь на юге переходит в полупустыни, которых в Европейской части СССР сравнительно немного в пределах Прикаспийской низменности, а в Азиатской части (Казахстане) они дб-стигают в СССР государственной границы на востоке.
      Наконец, пустыни сменяют полупустыни; имеются они только в Средней Азии и расположены у подножия великих горных массивов — Тянь-Шаня и Копет-Дага.
      Своеобразный ландшафт широколиственных лесов создан на Дальнем Востоке, в бассейне Амура. Здесь жаркое лето, холодная зима, климат муссонного типа, с летними осадками. Жаркое и влажное лето способствует развитию пышной растительности. Здесь мы находим маньчжурский дуб, клен, липу, ильм, граб и др., т. е. те породы, которые совершенно не встречаются в Восточной Сибири, а некоторые из них характерны для Европейской части СССР.
      Остальная часть СССР представлена горными ландшафтами с вертикально располагающимися природными зонами. Зоны эти ярче всего выражены в горах Кавказа и Тянь-Шаня, где прекрасно видно чередование и смена отдельных зон: полупустыни, степей, лугов с лесами, холодной пустыни, со снегами и ледниками.
     
      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
      Н. Баранский, Физическая география СССР. Учпедгиз, 1938.
      Н. Баранский, Экономическая география СССР. Учпедгиз, 1939.
      Л. С. Берг, Природа СССР. Учпедгиз, изд. 2-е, М. 1938.
      Л. С. Берг, Физико-географические (ландшафтные) зоны СССР, ч. 1. 2-е изд. Ленинградского государственного ун-та, 1938.
      Н. А. Буш, Ботанико-географический очерк Европейской части СССР и Кавказа. Изд. Академии наук, М. Л. 1936.
      И. Гладцнн, Геоморфология СССР, ч. 1. Учпедгиз, Ленинград 1939.
      Н. Н. Михайлов, Новая география СССР. Гос-воениздат, М. 1928.
      «Родина». Иллюстрированная книга для чтения. «Молодая гвардия», М. 1939.
      «Россия». Полное географическое описание нашего отечества. Изд. Девриена. СПБ 1899 — 1913 (вышло 11 томов).
      n Счастнев и Тихомиров, Физическая география. Учпедгиз, 1939.
      Г. Танфильев, География России. Одесса 1916 — веру и югу.
      И. Фрейдин, Страна Советов. Краткий экономико-географический очерк СССР. «Молодая гвардия», М. 1937.
     
      ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ
     
      ПОДБОР ГРУППЫ
      Как показывает опыт, наиболее удобны небольшие группы туристов, от 3 до 7 — 8 чел. Одному путешествовать не следует, — взаимопомощь коллектива необходима во всем процессе путешествия. В мало населенных и сложных районах путешествовать в одиночку, или даже вдвоем, трудно и опасно. Большие группы громоздки (затруднены посадки на автомашины, устройство на ночлеги и др.). Кроме того, чем больше группа, тем больше шансов, что участники ее будут различны по силам. Желательно, чтобы группа была однородна по тренировке, выносливости и возрасту участников, иначе слабые будут утомляться и тормозить сильных.
      Все члены группы должны быть здоровы. Надо пройти медосмотр у врача-физкультурника.
      Всех участников должен объединять общий интерес к путешествию и, в частности, к тому маршруту, который ими выбран.
     
      ВЫБОР МАРШРУТА
      При выборе района путешествия надо учесть продолжительность отпуска и количество денежных средств. На подъезд к маршруту и обратный путь слёдует затрачивать не больше 20% времени.
      При выборе маршрута надо исходить из интересов участников группы. Так, например людям, которые интересуются этнографией, не надо выбирать маршрутов по районам, где мало селений. В районы, насыщенные памятниками старины, как города Узбекистана, южиая часть Армении, север Европейской части СССР и т. д., следует ехать туристам, интересующимся историей и архитектурой, и т. д.
      Каждый маршрут должен быть интересным в природном отношении, иначе путешествие не явится отдыхом.
      Необходимо выбирать маршрут в соответствии с туристской подготовкой группы. Начинающим туристам не следует направляться в трудно доступные и слабо населенные районы, но там могут путешествовать опытные туристские группы. Таковы, например, маршруты по Северному Уралу, по сибирской тайге, по тундрам или в высокогорных районах Ингушетии, Хевсуретии, Дагестана и т. п.
      Наиболее простыми и легко доступными для начинающих туристов являются маршруты по освоенным путям, и в особенности по тем районам, где организованы оперативные маршруты ТЭУ ВЦСПС.
      Начинающим туристам-водникам рекомендуется выбирать реки со спокойным течением, без порогов. Таково, например, большинство рек центральной части Союза, реки Украины; на севере — Сухона, Луза; на Урале — Чусовая, Сылва; в Сибири — среднее течение Иртыша. Ряд рек Урала — Юрезань, Уфа, Белая — рекомендуется для водников, имеющих уже некоторую подготовку. И, наконец, есть очень трудные реки, на-
      Пример Онега, Чуиа и др., по которым могут ходить лишь вполне опытные турнстышодникм.
      Начинающим велосипедистам надо выбирать маршруты, проходящие по шоссейным и грунтовым дорогам; зато опытные туристы-велосипедисты прокладывают пути и по горным тропам.
      Необходимо принимать во внимание климатические особенности районов. Например, в особо жаркие места — Армения, Средняя Азия (за исключением высокогорной зоны) — рекомендуется ехать весной (апрель — май) или осенью (сентябрь — октябрь); по высокогорным районам хорошо путешествовать с конца июня до середины сентября.
      Способы передвижения, которые группа собирается использовать, также до известной степени влияют на выбор района путешествия. Там, где слаба дорожная сеть, но много рек, как, например, на севере, наиболее доступны, как правило, водные путешествия. В горных районах основным видом туризма является пешеходный. Велосипедистам приходится выбирать по преимуществу районы с хорошо развитой дорожной сетью. Лыжникам нужно рекомендовать места с пересеченным рельефом и хорошим снеговым покровом, например Валдайскую возвышенность Урал, Кольский полуостров, а для более опытных и Кавказ.
     
      РАЗРАБОТКА МАРШРУТА
      Когда маршрут выбран, надо приступить к его детальной разработке. В ней должна участвовать вся группа.
      Чтобы хорошо разработать маршрут, надо познакомиться с литературой по району. Кроме туристской литературы, справочников и путеводителей, надо почитать и общегеографическую и художественную литературу, а также книги, знакомящие с геологией, животным и растительным мнром, этнографией и экономикой района, его историческим и историко-революционным прошлым. Много полезного и интересного материала можно найти в журналах «На суше и на море» и «Наша страна» (см. библиографию каждого раздела и краткий указатель художественной литературы).
      Одновременно с чтением литературы надо проработать намеченный путь по картам.
      Для первоначального обзора всего маршрута целесообразно пользоваться общими картами отдельных районов Союза. Удобна для этой цели и карта Европейской части СССР, изданная на 24 листах в масштабе 1 : 1 500 ООО, а также карта всего Союза на 32 листах в масштабе 1 : 2 500 ООО.
      Для более подробной разработки маршрута нужны карты более крупных масштабов. Например, по Кавказу удобна так называемая «пятиверстка» (масштаб 1 : 210 000). Большинство прочих районов Союза издано в десятиверстном масштабе (1:420 000). Карты эти изданы очень давно, и в них много неточностей. По ряду районов Союза есть -и новые карты довольно крупного масштаба, например по Московской обл. (1:300000), Армении (1:400 000), Грузии (1:500000) и др.
      Желательно иметь крупномасштабную карту с собой в путешествии. Так как достать ее нелегко, то целесообразно в процессе разработки маршрута скопировать так называемую «маршрутную ленту» на прозрачную бумагу. Для этого отмеряют по обе стороны маршрутной линии небольшое расстояние, соответствующее 30 — 40 км, и переводят на прозрачную бумагу образовавшуюся таким образом полосу. Если, как чаще всего бывает, по маршруту встречаются крутые повороты, то делают отдельные полосы для каждого поворота. Чтобы можно было восстановить правильное положение маршрута, нужно на каждой отдельной полосе маршрутной ленты обозначить стрелкой направление к северу и югу.
      При разработке маршрута нужно использовать помощь опытных туристов. В тех пунктах, где имеются организации ТЭУ ВЦСПС" и работают специальные консультации по туризму, надо обращаться в эти консультации. Там, где специальных консультаций нет, надо найти людей, которые путешествовали и знают тот или иной район. Чаще всего таких туристов можно найти среди учителей, географов и краеведов.
      Нужно пользоваться и письменными отчетами туристов о проделанных ими путешествиях. Помимо общих сведений о маршруте, в таких отчетах можно найти и ряд практических советов, а также кроки пути. Наиболее интересны те отчеты, в которых имеются и фотографии маршрута.
      При разработке маршрута следует обратить специальное внимание на следующие справочные сведения:
      а) О местном транспорте, автомобильных и пароходных сообщениях, о проводниках и вьючных животных; о ценах на все виды местного транспорта; о пунктах, где можно купить лодки, и о стоимости лодок.
      б) О пунктах ночлегов по маршруту — адреса домов туриста ТЭУ ВЦСПС и домов отдыха Центрального управления домами отдыха и санаториями ВЦСПС, которые, согласно приказу ВЦСПС от 3 декабря 1938 г. (см. приложение), должны предоставлять ночлег туристам; сведения о домах колхозника, гостиницах и возможностях ночевать у населения. Наконец, сведения о наиболее удобных местах для расстановки палаток, о естественных прикрытиях — пещерах, скалах, лесных массивах и т. п.
      в) О питании, которое можно достать в пути (в каких пунктах имеются столовые и продмаги и какие продукты можно купить у населения).
      г) Прочие справочные сведения, например о том, где имеются пункты прокатного снаряжения, спасательные пункты, амбулатории и аптеки, почтовые отделения и сберкассы.
      Если нет возможности получить сведения о маршру-. те у себя на месте, можно запросить о них письменно. Нужно обращаться или в консультацию своей области, или в ТЭУ ВЦСПС, или в консультацию при журнале «На суше и на море». Можно также запрашивать непосредственно дома туриста, которые находятся на маршруте, а в отдельных случаях приходится обращаться в районные и другие организации (сельсоветы, метеорологические станции и пр.).
     
      ПЛАН ПУТЕШЕСТВИЯ
      Разрабатывая маршрут, составляют календарный план путешествия. Прежде всего надо установить, сколько дней уйдет на подъезд к началу маршрута и обратный путь. Остальное время распределяется между передвижением по маршруту и дневками.
      Рекомендуется уделять на дневки около 20 — 25% всего времени путешествия, т. е. делать остановки через 3 — 4 дня пути, и выделять в конце путешествия 3 — 4 дня на остановку перед отправкой обратно.
      Чтобы учесть, сколько времени возьмет передвижение по маршруту, надо тщательно измерить по карте длину всего пути и, если возможно, проверить эти сведения у людей, знающих маршрут.
      Средние нормы скорости передвижения в сутки: пешком по ровной местности — 20 — 25 км; в горах это расстояние уменьшается в зависимости от трудности рельефа; на лодке по течению — 30 — 35 км; на велосипеде — 50 — 60 км (см. разделы «Пешеходный туризм», «Водный туризм», «Велосипедный туризм»).
      Скорость эта меняется в ту или другую сторону в зависимости от сил группы, условий путешествия и количества времени, необходимого на посещение экскурсионных объектов.
      Дневные переходы не будут всегда равномерны, они меняются в зависимости от расположения пунктов ночлега и мест дневок, которые приходится учитывать при составлении календарного плана путешествия. Кроме того, рекомендуется в первые дни путешествия делать небольшие переходы, постепенно увеличивать их и снова уменьшать к концу маршрута (подробнее см. раздел «Санитария и гигиена»).
      Дневки нужно устраивать в местах наиболее привлекательных и наиболее удобных для полного отдыха или особенно ценных для знакомства с районом и посещения тех или иных экскурсионных объектов.
      При составлении календарного плана надо оставлять еще несколько дней в резерве на случай непредвиденных задержек в пути.
     
      СМЕТА, СНАРЯЖЕНИЕ, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
      Необходимо составить смету иа путешествие, списки снаряжения и продовольствия, которое должно быть взято с собой. Смета состоит из следующих основных разделов:
      Транспорт. Цены на железнодорожный и водный транспорт устанавливаются по официальному указателю НКПС. Цены на все виды местного транспорта прикидываются ориентировочно, исходя из тех сведений, которые удалось собрать.
      Питание. Стоимость питания складывается из стоимости тех продуктов, которые группа берет с собой, продуктов, которые предполагается купить на месте, и готового питания- в столовых.
      Ночлег. Стоимость ночлегов исчисляется, исходя из того, сколько ночей группа предполагает провести в домах туриста или других платных помещениях, сколько иочей у населения и сколько на открытом воздухе без оплаты ночлега.
      Снаряжение. В статье сметы на снаряжение нужно учесть снаряжение, которое туристы приобретают в собственность, и тот инвентарь, который они будут брать в прокат.
      Помимо этих четырех разделов сметы, необходимо Добавить еще 15 — 20% на всякие прочие и непредвиденные расходы (культмероприятия, почтово-телеграфные расходы и т. д.).
      Чтобы собрать необходимые для путешествия денежные средства, целесообразно заблаговременно откладывать каждый месяц некоторые суммы на сберкнижку.
      Нужно начать задолго до путешествия постепенную закупку снаряжения и продуктов, а также просмотреть все личное снаряжение и привести его в порядок. Откладывать это на последние дни перед поездкой не следует, потому что накапливается слишком много дел сразу.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.