ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Стиль обезьяны — искусство с долгой историей 5
Глава II. Стиль обезьяны и долголетие 6
Глава III. "Пять заповедей" стиля обезьяны
Гл«эа IV. Физическое и духовное единство обезьяны 9
Глава V. Последовательность и основные упражнения стиля обезьяны 11
Глава VI. Самостоятельное изучение стиля обезьяны (с помощью рисунков и диаграммы) 12
Глава VII. Порядок выполнения упражнений в стиле обезьяны 15
Часть 1.
1. Подготовительные движения —
2. Белая обезьяна выходит из пещеры —
3. Сделайте кувырок назад в воздухе —
4. Встаньте на левую ногу и всмотритесь .. 17
5. Встаньте на правую ногу и всмотритесь.. —
6. Подпрыгните, тряхните головой, встаньте на четвереньки —
7. Испуганная обезьяна убегает 19
8. Прыгайте и вращайтесь
Часть 2
9. Ходите на руках —
10. Сделайте кувырок вперед на одной руке 23
11. Прыгните влево, встаньте на колено и исполните дяошоу —
12. Прыгните вправо, встаньте на колено и исполните дяошоу
13. Белая обезьяна вертится
Часть 3.
14. Обезьяна ищет фрукты
15. Обезьяна взбирается на дерево
29
16. Подпрыгните и ударьте кулаками
17. Кувырок вперед
18. Ленивая обезьяна падает на землю
Часть 4.
19. Повернитесь на земле и взберитесь на дерево 33
20. Взбирайтесь на дерево, чтобы сорвать персики —
21. Спускайтесь с дерева 35
Часть 5
22. Вращение
23 С горстью персиков в руке осмотритесь вокруг
24. Ловкая обезьяна вращается колесом 37
25. Дерра в руке горсть персиков, осмотритесь вокруг
26. С горстью персиков в руке Присядьте на четвереньки
27. Перемещайтесь на руках и ногах с горстью персиков
28. На четвереньках с персиками в руке 40
29. Сувырок вперед на одной руке —
30. Ешьте персики —
31. Немного отдохните после еды
Часть 6
32. Продвиньтесь вперед и примите положение на четвереньках 42
33 Хватайте руками и наносите удар ногой
34. Кувырок на голове
35. Сделайте шаг вперед, присядьте и нанесите удар согнутыми руками
36. Изгибайте тело, вращайте кистями и ударьте назад 45
37. Кувырок на голове 45
38. Шагните вперед, присядьте и ударьте руками, согнутыми крючком . —
39. Вращая руками, поверните тело и пните ногой в сторону —
40. Цянбэн (кувырок вперед) 47
Часть 7.
41. Находясь в воздухе, нанесите удар руками, согнутыми крючком —
42. Идите боком на пальцах ног и трясите плечами —
43. Опуститесь на колено и сидите на одной ноге
Часть 8.
44. Кувырок вперед 50
45. Прыгающая рыбка и вскакивающий тигр —
46. Протяните ноги вперед между руками —
47. Карп выпрямляется —
48. Отступите, примите стойку сюйбу и вращайте руками 52
49. Заключительные движения —
Глава VIII. Термины, используемые в книге —
Глава IX. Тактика, применяемая в поединках в стиле обезьяны 56
Заключение 58
Приложение 59
ВВЕДЕНИЕ
Умная, смыщленная, храбрая и озорная обезьяна — привлекательное животное, образ которого наиболее ярко передан в классическом китайском эпосе "Великое вторжение на Запад" — "король обезьян" Сунь Хоуцзы, или Сунь Укун. Эпизод из этой легенды "Обезьяна в гневе производит разрушения на небесах" стал народным преданием. Ма пекинской оперной сцене часто щут спектакли, в которых изображается образ обезьяны, всегда вызывающий овации публики. В боевом искусстве этот образ с присущей ему артистичностью воссоздается в уникальных приемах стиля обезьяны.
Стиль обезьяны — это китайская система бокса, которая соединяет в себе различные приемы нападения и обороны, такие, как пинки, удары, броски, захваты, прыжки, кувырки; им характерна быстрая реакция, гибкость, находчивость и активность, как у обезьяны. При выполнении различных приемов движения и действия разворачиваются в такой последовательности, что они напоминают мифическую "золотую обезьяну" или многочисленные перевоплощения легендарного Сунь Укуна. Это доставляющее удовольствие зрелище является также разделом "кунг-фу", который позволяет выработать у занимающихся физическую выносливость, укрепить его волю и воспитать бойцовские качества.
По различным причинам, главные из которых — региональные отличия и методы обучения, а также личные качества бойца, за
долгую историю развития стиля обезьяны появились всевозможные его направления с определенными техническими характеристиками. Однако основные особенности движений тела, рук, ног остались у многих школ неизменными и были объединены в свод из двадцати двух требований, которыми являются: решитель-
ность, легкость, гибкость, настойчивость, хитрость, ум. неуловимость, осторожность, живость (энергичность), сдержанность. смелость, цепкость, хватание, нанесение рубящего удара, отбив (движение запястья), захват, зажим ладонью, толчок. оплетающий пинок, толчок ногой, захватывающий удар ногой. Первые 11 требований предъявляются к движениям тела и призывают к тесной взаимосвязи разума и тела, к быстроте, мощи, решительности и, одновременно, мягкости, скорости и проворству. Следующие 7 требований относятся к движениям верхних конечностей и последние 4 — к движениям ног и стоп.
Только при условии, что все эти требования выполняются, можно говорить о настоящем стиле обезьяны. Кроме того, обезьяне присущи характерные особенности:
- она прыгает стремительно и оборачивается;
- она прячется и увертывается, будто находится в густом лесу;
- она гибкая и настороженная, но тело ее расслаблено;
- среди опасностей и трудностей она чувствует себя уверенно;
- она "срывает плоды с неба (райские персики), как будто занята обычным делом;
- она видит все, что происходит вокруг нее, и при опасности готова немедленно спрятаться;
- она легко хватает, наносит удары, висит.
Волшебное искусство стиля обезьяны пользуется огромным признанием в китайском народе.
Глава I СТИЛЬ ОБЕЗЬЯНЫ — ИСКУССТВО С ДОЛГОЙ ИСТОРИЕЙ
Стиль обезьяны — это наследие древней китайской цивилизации. Он имеет более чем тысячелетнюю историю и глубокие корни. Еще во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) существовал танец, имитирующий движения короткохвостой обезьяны — макаки. Как отмечает летопись, один из придворных эпохи ранней Хань — Тан Чань-ван — однажды, выпив вина, продемонстрировал этот танец. На шелке этого периода, извлеченном из гробницы Хань N 3 в провинции Хунань, имеется описание и изображение "Призывов купающейся обезьяны". Было установлено, что на этом рисунке изображен древнейший вид стиля обезьяны, практиковавшимся 2100 лет тому назад, где очень ярко показаны повадки хитрой обезьяны и ее игривая натура.
Известный китайский врач Хуа То разработал систему движений под названием "Игры пяти зверей", где наряду с движениями тигра, оленя, медведя и лошади были описаны позы и движения обезьяны, используемые для укрепления здоровья. Это доказывает, что образ обезьяны с очень древних времен является частью китайской оздоровительной системы.
Ко времени династии Нин (1368-1644) стиль обезьяны стал одним из основных видов китайского бокса. Ци Цзигуан, бывший в тот период генералом, в своей книге Цзисяо Синьшу в главе о боксе писал: "...Император Тайцзу из династии Сун практиковал не только 32 формы Чанцюань, но и формы из Хоуцюань, шестишагового бокса, а также Эцюань (бокс приманной птицы)".
Ван Шисин, ученый того же периода, составил очень живое описание искусства Ушу в своей книге "Путешествие на гору
Суншан". Он писал: "...И когда я спустился с горы и вернулся в свое жилище, священнослужители, чтобы развлечь меня, снова продемонстрировали мне различные виды военного искусства, кулаки и дубинки мелькали, как молнии. Среди исполнителей был представитель стиля обезьяны, который прыгал и вертелся так, как будто он был настоящей обезьяной". В книге Чжен Жоцзеня "Цзяннань Цзинлюэ" (автор был губернатором на юге Китая в районе реки Янцзы), опубликованной на третьем году правления императора Лун Цина из династии Мин (1569), имеется упоминание о 36 тактических приемах борьбы Хоуцюань. Это говорит о том, что к тому времени боевое искусство было очень развитым. К концу правления династии Цин (1644-1911) в горах провинции Шанси была распространена разновидность кулачного боя, носящая название "Искусство борьбы и тренировки — бумажный змей". Эта система и была стилем обезьяны.
Глава II СТИЛЬ ОБЕЗЬЯНЫ И ДОЛГОЛЕТИЕ
Движение — залог долголетия. Стиль обезьяны, в котором отражается в первую очередь невероятная подвижность обезьяны, состоит из множества физических упражнений, полезных для здоровья. Поэтому постоянные практические занятия увеличивают сопротивляемость организма болезням и продлевают жизнь. В стиле обезьяны имеются многочисленные движения тела, рук, ног и стоп, которые улучшают физическое состояние. Например, быстрые увертки и кувырки, имитирующие обезьяньи движения, развивают скорость и проворство, а движения конечностей увеличивают динамическую энергию всего тела. При выполнении одного упражнения, длящегося не более 2-3 минут, делается несколько дюжин основных движений стиля обезьяны, причем дыхание не- сбивается и не изменяется цвет кожи, но метаболические процессы тела получают хороший стимул. То, что занятия r гтипр обезьяны продлевают жизнь, было показано на практике. Сяо Инпен — знаменитый китайский "король обезьян" — в возрасте 66 лет был еще здоров и крепок. Он не только продолжал давать представления, но и был способен выполнять особо трудные акробатические упражнения, каждый год по-
беждая на национальных соревнованиях в боевых схватках. Его достижения — пример, когда и в преклонном возрасте тело остается крепким, а интерес к занятиям и физическим нагрузкам не ослабевает.
Глава III "ПЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ" СТИЛЯ ОБЕЗЬЯНЫ
При изучении техники стиля обезьяны необходимо учитывать пять основных требований, называемых "пять заповедей". Это физическое подобие, духовное сходство, концентрация тактики, легкость шагов, проворность тела.
Физическое подобие
Занимающийся должен научиться держаться как обезьяна: плечи расслаблены, шея втянута, руки согнуты в локтях и запястьях, пальцы сведены особым образом, ноги согнуты в коленях, а тело собрано. Учитывая, что обезьяна ходит раскачиваясь из стороны в сторону, перемещаться в стиле обезьяны необходимо легкими быстрыми шагами, или мелкими шажками на цыпочках, или короткими и пружинистыми прыжками. Часто используемая в стиле обезьяны техника пинков, построенная на сги-бательно-разгибательных движениях ног, включает в себя быстрый пинок, удар "копытом лошади", пружинистый пинок всей стопой. Технические приемы для верхних конечностей, такие, как ложные выпады, захваты, блокировки, прессинг, мертвая хватка, удары сбоку, толчки запястьями, должны выполняться с максимальной скоростью и проворством, присущими обезьяне.
Духовное сходство
Во время исполнения различных движений должна ярко выра-жатыя нятупя обезьяны ведь мы имеем дело не с тэнцем. где необходимо только внешнее сходство с животным, а занимаемся борьбой, которая в жизни иногда заканчивается трагически. И поэтому следует добиваться полного сходства при исполнении как по форме, так и по содержанию. Недостаточно продемонстрировать проницательность и проворство обезьяны, следует прочувствовать необходимость нападения и обороны, реально осознать присутствие "врага", иначе исполненное движение будет выглядеть неправдоподобным, безжизненным и бессмысленным.
Концентрация тактики
Это общее сосредоточение и непрерывность приемов нападения и защиты. В стиле обезьяны движение и отдых, напряжение и расслабление ритмично чередуются и противопоставляются как в нападении, так и в защите, акцент делается на серию движений по 3-4 комбинации в каждой. В качестве примера предположим, что противник, атакующий вас, бьет правым кулаком в направлении груди. Ваши действия будут следующими. Надо сделать небольшой шаг влево, уйдя от удара и слегка развернув тело вправо. Одновременно правой рукой отбить атакующую руку противника "согнутой лапой обезьяны" и схватить его за запястье. Левой рукой немедленно ударить в область локтя противника раскрытой ладонью. Это вариант первой комбинации. Вторая комбинация строится в зависимости от ответной реакции противника. Если он переместится вперед, перенося туда же вес тела, выполненное вами движение в следующем такте, например, удар его ногой, принесет вам победу. Но если он отступит назад, ваши действия должны быть следующими. После удара левой ладонью в локоть, следите за отступлением противника, контролируя его правую руку. В то же время сделайте необходимый дошаг левой ногой в сторону от противника, чтобы постоянно держать его на нужном вам расстоянии; стремительно вращаясь через правое плечо, ударьте противника пяткой правой ноги, согнутой в колене, в копчик или в позвоночник. При этом необходимо выполнять контролирующие движения обеими руками так, чтобы после отрыва правой руки тут же ей на смену пришла левая, а в довершении всего движения снова был контроль правой и левой руками. Суть всех движений — постоянная атака, смена позиций, не давая противнику ни малейшей возможности на ответный удар.
Легкость щагов
Все движения в стиле обезьяны должны быть легкими и проворными, будь то прыжки или ходьба на согнутых ногах. Во время движения вперед или назад, вправо или влево шаги должны быть легкими, быстрыми и бесшумными, что позволит застать соперника врасплох. Все тело, руки, ноги действуют согласованно, потону что только при этом можно сконцентрировать все усилия на одной точке и увеличить эффективность атаки.
Проворность тела
Поднимаетесь вы или падаете, вытягиваетесь или сжимаетесь, уклоняетесь от удара противника, парируете его или маневрируете — всегда необходимы большая скорость и ловкость, без которых теряется сам дух этого искусства.
Глава IV ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО В СТИЛЕ ОБЕЗЬЯНЫ
Часто в школах боевых искусств можно услышать следующие афрризмы:
"Ваши руки, глаза, тело и ноги должны быть ловкими, энергичными, сильными, мощными и хорошо тренированными",
"Если вам нр удается использовать силу своего взгляда, все ваши действия рукам будут бессмысленными"
И хотя стиль обезьяны требует внешнего физического сходства с животным, внутреннее, духовное, сходство с ним еще более важно. Необходимо овладевать как духом, так и формой, через форму передавая дух. А ключ к духовному сходству — в силе взгляда.
Глаза — зеркало души. Любое действие, не подкрепленное выражением глаз, будет безжизненным, как терракотовая статуэтка или деревянное изваяние. Древняя, проверенная временем китайская пословица "Оживи нарисованного дракона — вставь зрачки в его глаза" справедлива и для нас: выражение глаз бойца делает образ обезьяны живым, настоящим.
Сложные чувства радости, горя, гнева, счастья, влюбленности, неудовольствия, негодования и удивления также можно выразить глазами. Все это в полной мере относится и к стилю обезьяны.
Выразительные глаза не только помогают воспроизвести психическое состояние й чувства обезьяны, но и дает вам преимущества в ведении боевых действий. Выражение глаз может отвлечь внимание противника, послужив обманным маневром, или же усыпить его бдительность при атаке незащищенного места.
Чтобы овладеть необходимыми для стиля обезьяны выражениями глаз, занимающийся должен прежде всего знать особенности, присущие этому животному. Глаза обезьяны всегда круглые и смотрящие вперед, они никогда не поворачиваются в стороны и не косят. Если обезьяна хочет увидеть что-либо слева или справа от себя, она поворачивает голову, но не водит глазами! Это животное не закрывает глаз за исключением того времени, когда она спит. Другим моментом, достойным внимания, является то, что когда обезьяна моргает — двигаются только веки, но не брови! Все это требует приложить большой труд и много усилий, чтобы овладеть различными выражениями глаз обезьяны. Цт нужно не только понаблюдать за животным, но и постоянно тренировать перед зеркалом ее пристальный взгляд и тб, как она моргает/ Сначала эти тренировки будут вызывать головокружение и боль в глазах, но некоторого времени практики будет Достаточно для того, чтобы выполнять их слегкостью.
После того, как вы овладеете взглядом обезьяны, следует научиться выражать все виды сложных чувств и настроений; Ниже даются 12 видов выражений глаз и движений тела, которые использует при Демонстрации стиля обезьяны Сяо Инпен.
1. "Божественная обезьяна" сходит с холма скачками и прыжками. Это означает выражение счастья.
!. Она пристально смотрит широко открытыми глазами и пых-т«т 4оглм Пна эдрдитоя
3. Ее брови нахмурены.У нее тяжело на сердце. Она печальна.
4. Обезьяна расслабляет уголки глаз. Она вне себя от восторга. Это — признак радости.
5. Она опускает глаза и наблюдает за противником. Это — взгляд свысока.
6. Она бдительно смотрит, поднимает голову и настораживается. Это — взгляд насквозь.
7. Обезьяна моргает, но глаза не двигаются. Она высматривает.
8. Она смотрит во всех направлениях. Обезьяна наблюдает.
9. Она шаловлива по природе, неистощима на выдумки и шутки. Она дразнит.
10. Боязливая, испуганная, обезьяна смотрит в одну сторону. Она в панике.
11. Ситуация внезапно меняется, и обезьяна быстро реагирует. Она застигнута врасплох.
12. Обезьяна отдыхает в движении. Она спокойна и невозмутима. Это — наслаждение отдыхом.
Глава V
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СТИЛЯ ОБЕЗЬЯНЫ
Каждая из последовательностей всех видов стиля обезьяны обычно представляет собой целый эпизод Например, Обезьяна выходит из пещеры, она осматривается, видит деревья, взбираемся на дерево и срывает фрукты. Она шагает по ветвям, прячет персики, затем приседает и начинает их есть и играть. Застигнутая врасплох врагом, она борется, побеждает и возвращается в пещеру. Иногда, чтобы усилить впечатление от представления, добавляются такие действия, как падение, наскок, катание по земле и кувыркание.
Изучать стиль обезьяны, в котором всегда есть простор для творчества, можно самостоятельно, но необходимо твердо знать, что овладение этим искусством — совсем нелегкая задача. "За один день лед не станет толщиной три фута". Точно тяЫие и мастерство we приобретается без долгой практики. Есть и другие китайские изречения которые помогают занимающакуся в тренировках.
Почерк шлифуется практикой опыт работы на счетах приобретается при щелкании косточками, чтобы отличиться в У-ffiy,
нужно пинать и ударять". "Как певцу не следует прекращать пение, давая рту отдых, так и борцу нельзя позволять своим рукам оставаться без боевых действий".
Когда занимаешься стилем обезьяны, главное овладеть основными навыками: они — как фундамент, на основе которого
"тело и конечности могут выполнять все. что пожелает разум". Собственно говоря основой стиля обезьяны являются движения плен, рук, кистей, ног и пояса плюс такие упражнения, как балансирование, прыжки, вращения, кувырки в воздухе.
Начинающему необходимо изучать это искусство постепенно и систематически, применяя те методы тренировок, которые соответствуют его физическому состоянию.
Последовательность, описанная в следующих главах, создана Сяо Инпеном — старейшим из живущих китайодим "королем обезьян". Имея огромный опыт, он соединил присущие, обезьяне врожденные качества — скорость и проворство — с приемами борьбы У-Шу, такими, как отражение удара (уклон), захват, захват "на ключ" (блокировка), прессинг, зажим, удар сбоку и толчок запястьем, имеющиеся в старом вариант» "обезьяньей борьбы". Новая последовательность, разработанная им. принесла ему много побфд и наград. Она отличается множеством приемов атаки и оборойы и ярко воспроизводит образ и поведение обезьяны. Движения ног в последовательности Сяо Инп§нагсострит преимущественно из пинков, ц рдм онлегко передвигается на пальцам ног короткими пружинистыми шагами. Проворство его тела, быстрота шагов, внешний вид и духовней настрой — все это является отличным образцом для изучения и подражания.
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
|