НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Строчка и вышивка. Гумилевская М. Н. — 1953 г.

Гумилевская М. Н.

СТРОЧКА И ВЫШИВКА

*** 1953 ***


DjVu




PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Раздел I. Народная вышивка РСФСР 5
Раздел II. Техника строчки и вышивки 8
Раздел III. Новаторство и рационализация в строче-вышивальном промысле 44
Раздел IV. Ткани и нитки для работы 49
Раздел V. Оборудование производства и инструмент для работы 55
Раздел VI. Организация труда, рабочего места и техника безопасности 59
Раздел VII. Зарисовка на бумаге узоров строчки и вышивки 63
Раздел VIII. Пошивка вышитых изделий и подшивка рубцов 67
Раздел IX. Переделки, исправления и выведение пятен в материале и вышитых изделиях 71
Раздел X. Стирка и глажение вышитых изделий 73
Раздел XI. Бракераж, упаковка и маркировка вышитых изделий 77
Раздел XII. Техническое нормирование и калькуляция


Вышивка — один из самых излюбленных видов народного искусства; распространена во всех уголках нашей страны. Многочисленные коллекции изделий, вышитых шелком, шерстью, золотом, серебром, бисером, льняными нитками и бумагой, хранящихся в музеях Советского Союза, красноречиво говорят о разнообразии и совершенстве тончайшей народной вышивки.
      Искусные женские руки украшали все, что поддавалось украшению ручной вышивкой: бытовые предметы — скатерти, полотенца, подзоры, свадебные подарки, головные уборы и одежду, главным образом, женскую. Особенной тонкости и совершенства достигли народные вышивки белой гладью по батисту и вышивки мельчайшим бисером.
      Конец XIX века и начало XX, отмеченные наибольшим развитием капитализма в России, были губительны для народного искусства.
      К началу XX века отдельные районы насчитывали десятки тысяч кустарей—вышивальщиц, работавших за грошовые заработки на эксплуатировавших их труд хозяев и скупщиков.
      Купленные за бесценок у кустарей-вышивальщиц художественные изделия скупщики-предприниматели с огромными прибылями сбывали в крупных центрах России и за границу.
      В результате такого закабаления вышивалыпиц скупщиками разорялись массы кустарей, а промыслы приходили в состояние упадка.
      Великая Октябрьская социалистическая революция раскрепостила труд мастериц, работающих в художественных промыслах.
      Только после Октября 1917 года в нашей стране были созданы все условия для развития народного искусства. Кооперирование художественных промыслов, создание промысловых союзов и артелей способствовало небывалому росту выпуска художественных, в частности, вышитых изделий.
      Для улучшения качества продукции, выпускаемой строче-выши-вальными артелями, большое значение имела организация художественных лабораторий при многих союзах и артелях.
      Заботясь о развитии и процветании народных художественных промыслов, советское правительство уделяет большое внимание подготовке для этих промыслов кадров, имеющих специальное художественное образование; кроме художественного училища имени М. И. Калинина в Москве, готовящего художников народного декоративноприкладного искусства, во многих областях, городах и поселках, где есть художественные промыслы, организованы художественные профтехшколы. Художественное руководство промыслами с 1931 года осуществляет Научно-исследовательский институт художественной промышленности.
      Небывалого расцвета достигли строче-вышивальные промыслы за годы сталинских пятилеток и в послевоенный период.
     
     
      РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
      НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РСФСР
      Вышивки народов РСФСР отличаются большой яркостью, декоративностью, тонким вкусом и удивительным мастерством. Несмотря на общность всей русской народной вышивки, вышивка каждой отдельной области имеет своеобразные специфические черты. Каждая область, район и даже порой отдельное село создают свою характерную вышивку.
      Современная народная вышивка развивается на основе творческого использования наследия старой народной вышивки.
      Советские художники, учась у старых народных мастеров, создают, наряду с новыми массовыми орнаментальными вещами, новые, сложные тематические композиции.
      Вся русская народная вышивка при всем своем многообразии может быть разделена на два основных типа: вышивку северных и
      южных районов.
      К вышивке северных районов относятся вышивки Архангельской, Новгородской (рис. 1), Калининской, Владимирской (рис. 2,3), Ивановской (рис. 4), Горьковской, Ярославской областей. В большинстве своем они одноцветны (исполняются красными или белыми нитками по белому холсту), но есть среди них и многокрасочные, исполненные яркими шерстяными или шелковыми нитками. В декоративности северной вышивки большую роль играет умение вышивалыпиц использовать фон как один из элементов узора.
      Наряду с орнаментальной вышивкой, в северной вышивке большое место занимают сюжетные композиции. Сюжетная вышивка применяется, главным образом, для украшения крупных декоративных вещей (полотенец, подзоров и др.). Основными мотивами этой вышивки являются изображения коней, птиц, женщин, всадников и деревьев. Иногда здесь встречаются изображения фантастических животных — барсов, грифонов.
      Вся сюжетная вышивка отличается большим лаконизмом и обобщенностью форм.
      Самые распространенные техники северной вышивки: роспись, крестик, вырезы, белая строчка, перевить, крестецкая строчка, гипюры (рис. 5), белая и цветная гладь, тамбурная вышивка.
      Особое место среди северной вышивки занимает торжокское золотое шитье Калининской области (рис. 6), которым украшают изделия из сукна, шелка, бархата, замши и кожи.
      Вся эта вышивка получила широкое развитие в творчестве советских вышивальщиц.
      Вышивка южных районов, бытующая в Калужской (рис. 7), Смоленской (рис. 8), Рязанской (рис. 9), Тульской, Орловской и других областях, в отличие от северных, характеризуется преобладанием геометрического орнамента, хотя и здесь широко распространены растительные орнаменты, а иногда встречаются сюжетные композиции. Она во многом перекликается с вышивкой других славянских народов. Вышивка южных районов многоцветна, и обычно при выполнении каждого отдельного узора применяется несколько техник.
      В отличие от северных районов, где с давних времен вышивкой украшались, наряду с женскими костюмами и мелкими бытовыми вещами, крупные декоративные вещи, в южных районах вышивка применялась только для украшения женской одежды и полотенец.
      В южных районах применялась следующая техника вышивки: роспись, набор, счетная гладь, строчка, цветная «перевить», крестик и стебельчатый шов.
      В настоящее время строче-вышивальные артели этих областей используют традиции народной вышивки для создания крупных декоративных вещей. .
      Народная вышивка народов Поволжья характеризуется яркой декоративностью и своеобразием. Эта вышивка особенно применима для создания декоративных изделий. Вышивка трех поволжских народов — мари, мордвы и чувашей — имеет много общих черт; исполняется шерстяными или шелковыми нитями на белой ткани сходными приемами вышивания. Ведущий цвет их красный, слегка приглушенного оттенка.
      Однако при наличии сходных черт вышивка этих народов во многом различна по мотивам узоров и по технике выполнения.
      В марийской вышивке (рис. 10) преобладает богатый орнамент и своеобразное использование очень плотной вышивки красным цветом с небольшим добавлением оранжевого и зеленого. Вышивки выполняют частыми плотными стежками, среди которых выступает узкими узорами белый фон. По краю плотных вышивок располагаются легкие красивые узоры. Для марийской вышивки характерны животные, растительные и геометрические орнаменты.
      По мотивам марийской вышивки в настоящее время создаются прекрасные декоративные вещи — занавеси, скатерти, подушки. Орнамент марийской вышивки применяется для украшения нарядного женского платья.
      Особенностью мордовской вышивки (рис. 11) является заполнение вышиваемого пространства сплошь небольшими фигурками: то это ряд зигзагов, то пересеченные ромбы, квадраты, спирали, то разнообразные звезды. Все эти мелкие формы, тесно примыкая друг к другу создают плотную ковровую поверхность.
      Рис. 1. Художница Н. М. Жигунова. Фрагмент занавеса. Техника—«крестецкие швы» и «вологодские стекла». Строчевая артель, г. Крестцы, Новгородской обл,
      Рис. 2. Художница В. Н. Носкова. Фрагмент накомодвнка. Техника—белая гладь и «стяги». Артель имени Н. К. Крупской, п. Мстера, Владимирской области
      Рис. 3. Исполнительница Т. М. Дмитриева. Фрагмент детского покрывала на сюжет басни Крылова «Лисица и виноград». Техника — «гладь» и «стяги». Артель имени Н. К. Крупской, п. Мстера, Владимирской области
      Рис. 4. Художница М. Г. Эрдман. Фрагмент занавеса. Техника — «Кубанцы». Строчевышпвальная артель, села Палех, Ивановской
      области
      Рис. 5. Художница А. В. Богачева. Фрагмент занавеса. Техника — «горьковские гипюры». Артель имени 8 Марта, г. Городец, Горьковской области
      Рис. 6. Торжокская золотошвейная профтехшкола. Фрагмент бювара и женской сумочки. Техника — золотое шитье по замше
      Рис. 7. Художница М. Н. Гумилевская. Диванная подушка. Техника — (¦цветная перевить шерстью». Артель вышивальщиц, г. Таруса, Калужской
      области
      Рис. 8. Народная вышивка. Фрагмент фартука. Техника — «цветная перевить и роспись». Смоленская область
      Рис. 9 Конец полотенца с цветным михайловским кружевом Техника— «цветная перевить и роспись». Облвышкружпромсоюз, Г, Рязань
      Рис. 10. Народная вышивка. Фрагмент головного убора «шимакша». Техника — «набор». Марийская АССР
      Рис. 11. Народная вышивка. Нижний кран женской рубахи. Техника — «набор» п эрзянские швы. Мордовская АССР
      Рис. 12. Народная вышивка. Фрагмент платка невесты. Техника — «старинный двусторонний шов шелком». Чувашская АССР
      Исполняется мордовская вышивка красной и синей шерстью с дополнением оранжевого и зеленого цветов. В мордовской вышивке переход от тяжелой декоративной вышивки к светлому полю ткани достигается узорчатостью и обилием в вышивке зубцов, фестонов и выступов различных форм. В современном быту мордовская вышивка применяется на скатертях, подушках, занавесях, панно.
      В чувашской вышивке (рис. 12) встречается наибольшее количество швов. Некоторые из них чрезвычайно древние. В северной чувашской вышивке стежки мельчайших размеров образуют сложный, богато разработанный орнамент из ромбов. Встречаются узоры из мелкого крестика, змейки и мелких фигур, из росписи черного цвета в сочетании с нежными тонами: сиреневым, розовым, светлозеленым.
      В вышивке южных чувашей преобладают крупные узоры красного, желтого, яркозеленого, синего, белого и черного цветов. Они отличаются большой декоративностью. В чувашской вышивке центральных районов традиционные звезды строятся из растительных мотивов, сочетающихся с геометрическим орнаментом и изображением птиц. Вышивают звезды красно-мареновым шелком с добавлением в небольшом количестве других цветов. Чувашская вышивка применяется для украшения современного женского костюма — пальто, платья; крупных декоративных вещей — скатертей, занавесей.
     
      РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
      ТЕХНИКА СТРОЧКИ И ВЫШИВКИ
      Все техники ручной вышивки можно разделить на два основных вида: 1) строчка (шитье по выдергу — «перевить», мережка) и 2) вышивка.
      Техника строчки большинства вышивки зависит от структуры ткани. Она основана на отсчитывании нитей утка и основы.
      СТРОЧКА
      Для выполнения мережки выдергивают продольные нити, а на поперечных строят узор мережки. Виды простейших мережек: «кисточка», «простой и скрещенный столбик», «раскол», «панка», «снопик», «настилом». Для подшива краев изделия применяется мережка «кисточка».
      Мерезкка «кисточка» (рис. 13). Выполняется следующим образом: вкалывают иголку на расстоянии двух нитей от края снизу вверх; захватывают три свободных нити, проводят нитку вверх, затем, протянув нитку через эти три нити, вкалывают иголку снизу вверх в плотную ткань на расстоянии двух нитей от края; образуется косой стяжок, которым нити стягиваются вместе. Следующие столбики делаются так же.
      Мерезкка «столбик» (рис. 14). Применяется при подшивке рубца и является украшением ткани. Подрезанные края выдернутых нитей обметываются петельным швом или гладевым валиком. Затягивание «столбиков» выполняется тем же приемом, что и «кисточка».
      Мерезкка «расколом» (рис. 15). Затягивают пучки по четыре нити в верхней части мережки и в нижней. Захватывая две нити предыдущего пучка и две нити следующего, раскалывают, таким образом, каждый верхний пучок пополам.
      Мерезкка «панка» (рис. 16). Состоит из ряда пучков, расположенных один над другим и разделенных между собой двумя-тремя нитями. В зависимости от количества рядов «панка» бывает двойной и тройной. При исполнении «панки» выдергивают через две-три нити требуемое число продольных нитей. Затягивают в пучок четыре поперечных нити в верхнем ряду «панки» и четыре нити в нижнем
      ряду; при переходе от нижнего к верхнему ряду затягивают нитки, разделяющие ряды «панки».
      Рис. 13. Мережка «кисточка»
      Рис. 14. Мережка «столбик»
      Мережка «скрещенный столбик» (рис. 17). По подготовленной мережке «столбик», укрепив нитку в край, вкалывают иголку за шесть нитей, захватывают три первые нити и продергивают рабочую нитку насквозь. При этом три нити второго столбика ложатся на три нити первого столбика.
      Рис. 15. Мережка «расколом»
      Рис. 16. Мережка «нанка»
      Мережка «снопик» (рис. 18). Делают мережку в «столбик», рабочей нитью затягивают по два столбика вместе и переходят от
      пучка к пучку воздушным соединительным стежком. Нить воздушного соединительного стежка для прочности обвивают другой ниткой.
      Рис. 17. Мережка «скрещенный столбик»
      Рис. 18. Мережка «снопик»
      Мережка «настилом» (рис. 19). Делают мережку «кисточкой» с двух сторон. Узор настилают мягкой ниткой штопальным швом: один столбик на иголку, другой под иголку; при возвращении нитки столбики поднимаются в обратном порядке. Процесс «настила» узора
      происходит в один прием сверху вниз и обратно. Каждую фигуру делают на восьми столбиках; в высоту она делится на четыре равные части с равным количеством рядов в каждой.
      Мережку также употребляют и для маскировки соединения полотнища ткани по кромке или при наложении одного полотнища на другое без кромки. В данном случае приемлемы следующие мережки: «кисточка», «столбик», «панка», «раскол» и другие более сложные.
      Рис. 19. Мережка настилом»
      Сшив полотнищ по кромке (рис. 20, 21). Полотнища с кромками сшивают через край мелкими и частыми стежками справа налево, захватывая из обеих кромок одну-две нити ткани. Нитку не надо слишком затягивать, так как от этого шов портится. До начала работы полотнища надо сметывать вместе, чтобы одну кромку не вытянуть больше другой. Нитки соединения кромок служат для раздела рядов «панки» или же для раздела пучков мережки «столбик», «раскол», «кисточка».
      Соединение полотнищ без кромки с маскировкой мережками «столбиком» и «расколом» (рис. .22) производят наложением одного полотнища ткани на другое без кромки. Загибают по 3 мм с края каждого полотнища. Отступив от загнутых краев по 1,5 см, выдергивают продольные нити для намечаемой мережки-маскировки («раскол», «столбик»), затем накладывают одно полотнище на другое и сметывают вместе. После этого приступают к мережке, начиная с краев присоединения полотнищ.
      Строчка «перевить». Основана на выдергивании продольных и поперечных нитей ткани для образования клетчатой сетки. Для «перевити» держка делится на две группы: держка в одну сторону (на более тонких тканях, какими являются батист и маркизет) и держка в две стороны.
      Рис. 22. Сшив полотнищ без кромки наложением одного полотнища на другое с маскировкой мережкой «расколом»
      По размерам клетки держка бывает крупная и мелкая. В процессе держки надо учитывать точный подрез ниток по утку и основе с тем, чтобы сетка получалась квадратной.
      Держка в одну сторону (рис. 23). Под прямым углом выдергивают по одной нити. По выдернутым нитям вертикальной и горизонтальной сторон набирают на рабочую нитку при помощи тонкой длинной иглы количество рядов по рисунку, учитывая квадратность решетки. Подрезают нити на первой и второй вертикальной стороне и выдергивают их.
      Держка мелкая (рис. 24). Через две-три нити (для сетки обычной перевити) намечают место сетки рисунка. Под прямым углом выдергивают по одной-две нити с обеих сторон; по выдернутым нитям набирают при помощи иголки на рабочую нитку, согласно рисунку, количество рядов с учетом сохранения строгей квадратности рисунка. Подрезают на двух сторонах нити набранных рядов, выдергивают из последних рядов, представляющих собой стороны прямоугольного угла, по одной-две нити. После этого получается квадрат—граница для рисунка.
      Около края сетки выдергивают по одной-две нити, чтобы не оттянуть петельным швом или гладевым валиком края сетки.
      Сетка для рисунка (рис. 25). Подрезают нити противоположных рядов горизонтальной и вертикальной сторон и выдергивают их. Получается сетка для рисунка; после этого работу запяливают.
      Крупная деряска (для крестецкой строчки). Наметка и держка крупной строчки производятся по принципу мелкой с той разницей, что оставляют и подрезают для образования сетки большее количество нитей ткани (шесть-восемь-десять) в зависимости от их толщины. Полученную сетку перевивают: мелкую один раз, более крупную два раза.
      Крестецкая строчка исполняется другим приемом и о ней будет сказано особо.
      «Перевить» бывает двух видов: белая и цветная. Белая, в свою очередь, может выполняться в горизонтальном направлении и с угла на угол по диагонали.
      «Перевить» горизонтальная (рис. 26). Пучки нитей в первом ряду делят по краю «кисточкой». Второй, третий и следующие ряды выполняются как мережка «панка».
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru