На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Модели судов из картона. — 1989 г.

А. Карпинский, С. Смолис
Перевод с польского М. Н. Алексеевой, Е. В. Алексеевой

МОДЕЛИ СУДОВ ИЗ КАРТОНА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
*** 1989 ***


DjVu




 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Судомоделизм — один из древнейших видов технического творчества. Модели судов находят при археологических раскопках культурных пластов, относящихся к 4- 3 в. до н. э. Наши далекие предки использовали их в качестве игрушек либо предметов культа. Наглядно отражая состояние судостроения в определенный временной период, модели судов в средние века продолжают иметь культовое значение.
      В эпоху Великих географических открытий, когда судостроение получает бурное развитие, появляются весьма совершенные модели, выполненные достаточно точно, с мельчайшими подробностями, в соответствии с чертежами. Примерно в середине XVII в. в Англии, Голландии, а затем и в России (в 1709 г. в Петербурге при Адмиралтействе указом Петра I было основано хранилище моделей кораблей — Модель-камера — в настоящее время Центральный военно-морской музей) получили распространение «научные» модели, служившие для проведения опытов и уточнения конструкции судов. В дальнейшем модели судов все чаще использовались для экспериментальных целей. Кроме того, их изготовляли как предметы искусства, сувениры.
      Спортивное еудомоделестроение возникло в Англии в 1878 г., когда впервые было дано определение класса яхт-моделей 10-R, который существует по сей день. В 1922 г. в США были созданы правила для
      яхт-моделей класса «Marblehead» (М), в 1936 г. состоялся первый чемпионат мира по судомоделизму.
      Первый официальный чемпионат СССР был проведен в 1949 г. в Москве добровольным обществом содействия флоту (ДОСФЛОТ). Ему предшествовали многочисленные отборочные соревнования, которые показали громадный интерес молодежи к этому виду технического творчества и спорта. Была организована Федерация судомодельного спорта СССР. Одновременно были изданы и первые соответствующие правила соревнований, классификация моделей и другие документы, которые постоянно совершенствуются.
      В соответствии с принятыми в международной практике принципами модели делятся на группы. Самоходные модели — выполненные в масштабе копии судов с механическим двигателем. Эти модели с высокой точностью передают архитектуру, вооружение, палубные устройства и т. п. Настольные модели представляют собой точно выполненные копии судов, а также портов, шлюзов и других сооружений. Спортивные модели (радиоуправляемые и свободноидущие) — это скоростные кордовые и радиоуправляемые моторные копии натурных судов. К соревнованиям допускаются модели, построенные в соответствии с союзными или международными правилами.
      Существует целый ряд международных союзов судомоделистов. Советский Союз с 1967 г. является членом Международного общества судомоделистов (НАВИГА), которое систематически проводит чемпионаты Европы и мира по судомоделизму, а также конкурсы настольных моделей. Моделисты СССР, с 1955 г. участвующие в международных чемпионатах, неизменно становятся победителями и призерами в соревнованиях моделей различных классов, что способствует росту популярности судомодельного спорта.
      Все большее число людей занимается в свободное время постройкой моделей судов, зачастую не имея навыков.
      Авторы — Стефан Смолис (член редколлегии журнала «Моделяж») и Анджей Карпинский — известные польские судомоделисты. В течение многих лет они, а также Анджей Самек — автор многих разработок, опубликованных в популярном журнале «Малы моделяж», и книги «Проектирование бумажных моделей судов», изданной в 1956 г. в Варшаве, успешно систематически передают свой опыт молодому поколению, разработав «малозатратный» способ постройки эффектных моделей.
      Материалы, рекомендуемые авторами для постройки моделей, — бумага, картон, клей, краски —доступны и дешевы. По всем видам зарубежных материалов существуют ничем не уступающие им отечественные аналоги. Книга дополнена кратким списком советских изданий по истории судостроения и судомоделе-строению, не являющихся библиографической редкостью. Приведен также перечень советских и иностранных журналов, в которых судомоделисты могут найти дополнительную информацию.
      Овладев необходимыми знаниями и навыками, читатель может приступать к самостоятельному судомоделестроению, что расширит его кругозор, разовьет технические и инженерные навыки, будет способствовать организации досуга и, что очень важно, поможет в профессиональной ориентации.
     
      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Изготовление из картона моделей судов в Польше имеет более чем 40-летнюю историю. Первые наборы, включавшие листы картона с напечатанными на них чертежами-вырезками моделей известных судов, краски, клей, бумагу для оклейки корпуса, а также описание технологии постройки модели, появились в продаже накануне второй мировой войны. Основали это дело Юзеф Варгеловский, Александр Паула, Ян Томашевский и др.
      В довоенный период были выпущены наборы для постройки следующих судов: эсминцев «Гром» и «Блыс-кавица», «Вихер» и «Бужа», канонерок, подводных лодок, минного заградителя «Грыф», торговых судов, плавающей модели парусника «За-виша чарны».
      Построенные судомоделистами модели, в том числе плавающие, корпуса которых были пропитаны водостойким составом и покрыты масляной краской, участвовали во многих выставках.
      После войны братья Черпковы из Гдыни разработали и с 1951 г. стали выпускать на разноцветных картонных листах планы-вырезки для постройки моделей сухогрузных судов («Солдек», «Чех»), а также ряда морских флотов — угольного, сухогрузного, пассажирского — вместе с миниатюрными судами. Это сыграло немаловажную роль в пропаганде польского морского дела, судомоделизм получил ускоренное развитие.
      В 1951 г. Анджей Самек из Кракова приступил к разработке планов-вырезок картонных моделей, которые в виде красочных брошюр выпускало издательство Министерства национальной обороны. По этим планам-вырезкам изготовляли корпуса моделей крейсеров, эсминцев, сухог рузов, танкеров только по ватерлинию. Инициатором этого издания и его многолетним редактором был командор Зыгмунг Грабовский, который вложил мною сил в редакторскую работу и в подбор соответствующей тематики.
      В 1960 г. начал выходить ежемесячный журнал «Малы моделяж», издаваемый тогда Лигой друзей солдата. Журнал сразу стал популярным как в самой Польше, так и за рубежом. За двадцать с лишним лет существования в нем опубликовано множество интересных планов кораблей и судов как старинных («Виктори», «Смок», «Водник», эльблонгский когг, «Дар Поможа»), так и современных (линейного корабля «Родней», «Блыскавица», «Дзик» и десятков других). В отличие от моделей, созданных по изданиям Министерства национальной обороны, эти модели имеют полный корпус. Журнал способствует выработке у моделистов навыков постройки картонных (нередко прекрасных) моделей, оставляет возможность принятия самостоятельных решений по их отделке и окраске. Большой интерес к картонному судо-моделированию подтверждает тот
      Рис. П. 1. Каравелла Колумба «Санта-Мария», модель из картона выполнена Л. Карпинским, паруса сделаны из специально под| отопленного полотна
      факт, что 120-тысячный тираж «Малы моделнжа» исчезает с прилавков молниеносно.
      Модели судов из картона строит рабочие и профессора, юноши и пенсионеры - словом, люди самых разных профессий и возрастов. Однако самую большую группу среди моделистов составляют учащиеся школ, что отрадно, так как известно — судомоделизм не только приятное занятие, но и полезное. Школьники, занимающиеся постройкой моделей судов, лучше своих сверстников знают математику, геометрию, умеют читать технические чертежи. В поисках нужного решения судомоделисты поневоле расширяют и углубляют свои знания в этих областях, познают географию, историю судостроения, морских войн, мореплавания и т. д.
      Изготовление моделей судов из картона популярно еще и потому,
      что модель можно сделать, не затрачивая много времени, из доступного материала обычно это картон и бумага разных сортов, т. е. этот вид судомоделированин не является дорогостоящим. Для работы не требуются и дорогие специальные инструменты, а также оборудование, используемые при изготовлении, например, деревянных или металлических моделей. Тщательно выполненная и окрашенная модель из картона выглядит эффектно в ряду традиционных судовых моделей (рис. 11.1).
      Учитывая интересы и потребности как начинающих, так и имеющих некоторый опыт моделистов судов и кораблей из картона, авторы книги сделали попытку восполнить пробел в литературе по этому вопросу. Если книга принесет моделистам пользу, то свою задачу они будут считать выполненной.
     
      1. МАСТЕРСКАЯ СУДОМОДЕЛИСТА
      Для постройки моделей из картона не требуются дорогостоящие инструменты, используемые судомоделистами, строящими модели из дерева. Тем не менее моделист, приступающий к самостоятельному проектированию и постройке картонных моделей, должен располагать рядом инструментов и приспособлений, которые облегчат ему работу. Многие из них можно сделать самому.
      Для хранения необходимых при сборке моделей инструментов нужен простой, но удобный переносной ящик (рис. 1.1), который можно держать дома в укромном уголке, а во время работы устанавливать на рабочем месте. В ящик будут попадать и все отходы — обрезки бумаги, картона, и в комнате не
      Рис. 1.1. Ящик для хранения инструментов
      будет мусора. Ящик можно сделать из клееной фанеры либо из досок соответствующей толщины и окрасить в любой цвет. Наружные стенки можно оклеить красочными изображениями кораблей и судов, вырезанными из журналов.
      Для сборки моделей удобно использовать чертежную доску (школьную или сделанную из мягкого дерева своими руками).
      Особое внимание следует уделить освещению рабочего места. При работе днем обычно достаточно естественного света, вечером нужно электрическое освещение. Более всего для этой цели подходит шарнирная лампа, применяемая чертежниками, с лампочкой в 60 или 100 Вт, лучше матовой. Установленная вблизи рабочего места, она будет хорошо его освещать и обеспечивать нужную видимость при работе даже с очень мелкими деталями.
      1.1. Приспособления для вырезки отверстий
      При постройке моделей приходится делать в картоне большое количество одинаковых отверстий, например для иллюминаторов в бортах и надстройках, для люков на палубах, либо вырезать десятки картонных кружков одного диаметра. Это намного легче выполнять с помощью простого приспособления:
      Плиты соединены между собой по углам болтами с барашками. Чтобы сделать отверстие, картон вкладывают между плитами, вставляют в отверстие в плите пробойник и пробивают им идеально ровное отверстие. Так же получают идеально ровный кружок.
      стальной трубки соответствующего диаметра (рис. 1.2), один конец которой заточен напильником. Вырезанные этим приспособлением отверстия будут иметь точный диаметр.
      Для выполнения небольших отверстий в картоне Казимеж Остерчук предложил использовать специальное сверло. Этим сверлом можно делать отверстия в местах, где от прокола шпилькой или иглой остаются вмятины. Применение такого сверла намного сокращает время и усилия при получении большого количества маленьких отверстий в твердом картоне.
      Сверло делают из обычной швейной иглы следующим образом (рис. 1.4): кусачками откусывают кончик ушка, затем нагревают острие иглы до красноты и загибают его под прямым углом. Из карандаша, разделив его на две половинки, удаляют грифель и в одну из половинок вбивают загнутый кончик иглы. Затем складывают обе половинки карандаша, смазав их предварительно клеем, и обматывают тонкой проволокой. Если игла толще, чем желобок в карандаше, державку для нее можно сделать из двух дощечек, в одной из которых выдалбливают желобок и помещают в него иглу без зазора, затем склеивают обе дощечки, как карандаш. Закрепив таким образом иглу в державке, заостряют откушенные ранее концы ушка на краю бруска, и сверло готово к употреблению.
      В своей мастерской нужно иметь целый комплект таких игольных сверл от самого малого диаметра до самого большого. Последнее делают из игл, которыми сшивают мешковину, парусное полотно и пр.
      В работе над моделью необходимо большое количество коротких отрезков проволоки, идущих, например, на изготовление пушечных стволов, пулеметов, стоек релингов и т. п. При применении обычных универсальных кусачек очень часто откушенный кусочек проволоки отскакивает и теряется. Чтобы избежать этого, кусачки с проволокой помещают в стакан или прозрачную банку. В этом случае откушенный кусочек проволоки останется в стакане (рис. 1.5).
      Рис. 1.5. Уловитель для небольших отрезков проволоки
      Моделисту, строящему судовые модели из картона, часто нужны кисти для намазывания клея, окраски. Если кисти сразу не отмыть от краски или клея, то они засохнут и станут непригодными к употреблению. Избежать этого можно с помощью держателя для кистей, который легко сделать из проволоки, укрепленной на любой банке (рис. 1.6). Диаметр держателя должен быть чуть меньше диаметра горлышка банки, тогда он плотно его охватит. В кисти просверливают отверстие и подвешивают ее на держателе в банке, которую наполняют водой или растворителем — в зависимости от того, для каких целей использовалась кисть — для нанесения клея или окраски. На таком держателе можно подвесить несколько кистей.
      1.5. Емкость для карандашей, фломастеров, кистей
      Карандаши, фломастеры, кисти и тому подобные мелочи удобно хранить в специальной емкости — невысокой стеклянной банке, пластмассовом стакане и т. п. Чтобы перечисленные предметы держались в емкости вертикально, в нее вставляют требуемое количество бумажных трубочек-гильз, которые изготовляют следующим образом. Лист бумаги (лучше всего машинописной) делят на четыре части. К одной стороне полученной четвертушки листа приклеивают прозрачную липкую лепту таким образом, чтобы половина ее ширины выступала ЕЕаружу; при отсутствии липкой ленты можно Еюспользоваться клеем, применяемым для склеивания модели. Затем сворачивают бумагу в трубочку на каком-либо валике или стержне диаметром от 8 до 15 мм (им может быть, например, толстый фломастер) и склеивают ее ВЕясту-паюшей наружу частью ленты. Конны полученных трубочек обрезают ЕЕОжнинами, следя за тем, чтобы все они были одинаковой высоты, например 80 мм. Трубочек делают такое количество, чтобы, поставленные в емкость вертикально, они полееостью заполняли ее объем. В них вставляют карандаши, фломастеры, кисти и другие мелочи, которые будут хра ееиться в одном месте (рис. 1.7), что облегчит работу.
      При выполнении собственных рабочих чертежей судовых моделей моделисту довольно сложно вычерчивать кривые линии, так как стандартные лекала, купленные в магазине, не всегда подходя т. Поэтому используют самодельное универсальное лекало, которое легко изготовить. Берут эластичную дощечку, на концах которой просверливают по отверстию и закрепляют в них тонкий нерастягивающийся шнур, лучше нейлоновый. Вкладывая между дощечкой и шнуром деревянные брусочки различной толщины, получают нужный изгиб дощечки. Прикладывая полученное таким образом универсальное лекало к разрабатываемому чертежу, легко вычертить с его помощью все требуемые кривые; их следует проводить по внешней стороне дощечки
      Для разрезания картона и надсечки линий в местах изгиба моделисты используют бритвенные лезвия. Лезвия применяют также для вырезания небольших отверстий, но в этом случае их нужно надломить наискосок (это делают кусачками, чтобы не пораниться). Как целыми, так и надломленными лезвиями пользоваться не только опасно, но и не очень удобно, потому что при сильном надавливании, что необходимо при резании толстого картона, лезвие впивается в пальцы. Кроме того, оно легко прогибается, из-за чего линии надрезов получаются неровными, а иногда зацепляются за линейку, вдоль которой его ведут. Во избежание этого нужно сделать для лезвия металлический зажим, например из консервной банки. Вырезанную металлическую пластинку сгибают пополам плоскогубцами, вставляют в изгиб кусочек проволоки или иголку и плотно сжимают пластинку.
      Вставленное в полученный зажим лезвие будет хорошо держаться и не выпадет; при необходимости на него можно без опаски сильно нажимать (рис. 1.10).
      Резать картон, особенно толстый, удобно также ножами-ланцетами (рис. 1.11) со сменными лезвиями. Такие ножи выпускают многие предприятия и фирмы, которые изготовляют различные инструменты для моделистов. В Польше, к примеру, их можно приобрести в магазинах типа «Юный техник».
      Рис. 1.10. Зажим дли бритвенных лезвий
      Рис. 1.11. Типы ножей со сменными лезвиями
      Нож для разрезания картона легко сделать и самим, заточив под острым углом лезвие обычного перочинного ножа. Можно также воспользоваться сапожными ножами, которые продаются в магазинах.
      Ножницы можно заточить и так: прижимают режущей кромкой один из концов ножниц к поверхности бруска и равномерно водят им по ней в обе стороны (рис. 1.12,6). Главное здесь — добиться получения ровной и острой режущей кромки по всей длине концов ножниц. Образовавшиеся при этом заусенцы убирают, проведя несколько раз бруском по плоской стороне концов ножниц (рис. 1.12, в).
      Для заточки ножниц можно воспользоваться также простым приспособлением, состоящим из двух металлических пластинок, закрепленных вместе с бруском в тисках. Пластинки сгибают точно под углом 100° и прикладывают с обеих сторон к бруску строго параллельно. На пластинки кладут один конец ножниц и затачивают о брусок его режущую кромку, автоматически сохраняя требуемый угол заточки (рис. 1.12, г).
      1.9. Ножницы
      Для вырезания отдельных элементов картонных моделей нужны ножницы, которые должны быть хорошо заточенными, прочными и не очень большими,— тогда ими будет легко работать. Полезно иметь и ножницы с загнутыми концами — для вырезания криволинейных элементов.
      Немаловажная проблема для моделистов заточка ножниц, которые от частого употребления быстро тупятся, что затрудняет работу. Приведем несколько способов заточки ножниц.
      Ножницы закрепляют в тисках и затачивают плоским бруском, который следует крепко держать обеими руками под углом 75—80° (рис. 1.12, а).
      Рис. 1.12. Способы заточки ножниц
      Пели нужно подточить ножницы очень быстро, то используют обычную стальную швейную иглу. Вставляют ее между концами ножниц и, делая рукой размеренные движения как при резке бумаги, передвигают иглу вдоль концов несколько раз таким образом, чтобы обе режущие кромки затачивались одновременно (рис. 1.12, д).
      Чтобы облегчить заточку, можно ножницы разъединить, если они соединены винтом, на две половины и затачивать каждую отдельно (рис. 1.12, е).
      Не рекомендуется затачивать ножницы на точиле, так как для этого нужен определенный опыт. Кроме того, есть опасение, что ножницы утратят свойства, приобретенные в процессе закалки, или изменится угол их заточки.
      1.10. Пинцеты
      При склеивании элементов модели необходим пинцет. С его помощью можно сжимать склеенные плоскости в труднодоступных местах, а также приклеивать мелкие элементы моделей. Лучше всего для этой цели подходят пинцеты с рифлеными концами.
      Пинцеты с узкими концами используют при склеивании элементов, имеющих форму валика с небольшим диаметром (блоки, юферсы, релинги), либо несколько слоев картона и т. п.
      Если нет готовых пинцетов, то можно сделать их самим. Для этого используют пружины от каких-либо приборов, например от старых часов. Пружину необходимо предварительно отпустить (нагреть и дать остыть на воздухе). Затем из нее вырезают две половины пинцета нужной формы, просверливают на концах отверстия, соединяют заклепкой и закаляют пинцет готов.
      Рис. 1.13. Пропорциональный циркуль
      1.11. Пропорциональный циркуль
      В мастерской моделиста необходим и такой инструмент, как пропорциональный циркуль. Он применяется для увеличения или уменьшения размера какого-либо отрезка на чертеже, которым располагает моделист, при разработке им собственной документации выбранной модели судна.
      Принцип работы с этим инструментом очень прост. Замерив циркулем требуемый отрезок и определив масштаб его увеличения либо уменьшения, закрепляют винт на его ножках в нужном месте. Повернув циркуль противоположной стороной, автоматически получают увеличенный или уменьшенный размер отрезка (рис. 1.13). Масштаб изменения размера можно регулировать в пределах от 1 до 10.
      Пропорциональный циркуль можно с успехом использовать и в том случае, когда требуется построить модель большего размера, чем приведенная на плане.
      1.12. Аэрограф
      Судомоделисты довольно часто используют для окраски моделей аэрограф. Этот прибор выпускает промышленность. Аэрограф с помощью сжатою воздуха распыляет краску или тушь, что облегчает равномерное распределение их по
      1.ГЗ. Прочие инструменты
      Рис. 1.14. Аэрограф
      окрашиваемой поверхности модели (рис. 1.14).
      Большого эффекта можно добиться с помощью аэрографа при нанесении, например, эмблем белого цвета на корпус модели. Для этого наклеивают на борт вырезанные из картона цифры, которые после окраски снимают. Очень хорошо выглядят также знаки, покрашенные в черный цвет. В этом случае необходимо сделать из картона трафарет, вырезав в нем цифры. Все это легко сделать самим. Более подробные сведения о применении аэрографа неоднократно публиковались вместе с техническими чертежами в ежемесячнике «Моделяж» и других изданиях.
      Помимо перечисленных в предыдущих параграфах инструментов, в мастерской судомоделиста необходимо иметь дополнительно еще ряд инструментов и приспособлений. К ним относятся кусачки для откусывания проволоки, круглогубцы для ее сгибания, металлическая линейка либо деревянная с металлической накладкой, треугольник, деревянные линейки для черчения, рейсшина, чертежная доска, кисти для клея и окраски, готовальня, в которой должны быть циркули — универсальный и разметочный, рейсфедер, а также удлинители со штепсельной розеткой.
      Необходимы также простые графитовые карандаши. Отметим, что для работы очень важна степень твердости графитового стержня карандаша. По этому признаку карандаши выпускают:
      очень мягкие (5В, 6В) и мягкие (2В, ЗВ, 4В) — для рисования;
      средней твердости (В, НВ) для письма;
      твердые (Н, 2Н, ЗН, 4Н) и очень твердые (5Н, 611, 7Н, 8Н, 911) для черчения.
     
      2. МАТЕРИАЛЫ
      Для постройки моделей из картона применяют в основном бумажные материалы: различную бумагу, картоны, фетры, фибры и нр.
      Бумажные материалы различаются по поверхностной плотности * (масса одного квадратного метра в граммах) и классам** (таблица).
      * Поверхностная плотность один из основных технических показателей бумаги. Прим. науч. ред.
      ** В нашей стране по принятой класеи-
      Наряду с классом бумаги указывают ее массу и формат.
      При постройке моделей из картона используют следующие виды бумажных изделий:
      чертежную кальку (до 80 г/м2); бумагу (от 28 до 140 г/м2);
      фикации бумага делится на 11 классов в зависимости от се назначения: для печати, для письма, чертежно рисовальная, электроизоляционная, папиросная, впитывающая, для аппаратов, свсточувствительная, переводная и др.— Прим. перев.
      Чертежная калька применяется главным образом для копирования и выполнения тушью или карандашом технических рисунков и чертежей, с которых можно сделать отпечаток на светочувствительной бумаге. С кальки можно перевести (под копирку) чертеж на картон, из которого предполагается строить модель.
      Промышленность выпускает чертежную кальку класса 111 (от 60 до 80 г/м2) в листах форматов А2, АЗ, А4, и В1, в кипах размером 610X860 мм, а также в рулонах шириной 1500 и 1600 мм.
      На изготовление чертежной кальки идет специальная целлюлозная масса, получаемая из древесины сосны. Ее подвергают мелкому размолу, отчего она делается коротковолокнистой и при дальнейшей обработке — равномерно прозрачной. Чертежная калька обладает высокой механической прочностью — ее можно применять как для выполнения технических чертежей и рисунков, так и для изготовления мелких элементов модели судна. Калька не воспринимает краски, однако на ней хорошо работать тушыо.
      Писчая бумага (машинописная) имеет обычно белый цвет и матовую поверхность. Ее выпускают классов 111 и V в листах форматов АЗ и А4. Эта бумага отличается определенной жесткостью. Направление волокон ее ориентировано, как правило, вдоль длинной стороны листа.
      Писчую бумагу используют для выполнения многих мелких элементов модели: тонких трубочек либо склеенных в несколько слоев элементов, таких как якоря, обрамления для иллюминаторов, дверей, украшения и т. п.
      Рисовальный картон (до 200 г/м2) выпускается в блоках, листах форматов Al, А2, АЗ, А4 и кипах размером 610X860 мм. Обычно он жесткий, имеет шероховатую поверхность. Является хорошим материалом для постройки моделей.
      Чертежный картон (так называемый бристоль) производят в основ ном класса III (от 160 до 250 г/м2). Он белого цвета, с проклейкой, плотный, имеет матовую поверхность. В продажу поступает в листах форматов АО, А1 или в рулонах длиной 10 м.
      Чертежный картон используют для придания элементам модели жесткости либо для подкрепления отдельных узлов модели, например наружной стороны палуб (картон приклеивают к картону); из него делают также надстройки, различные ограждения, обрамления, решетчатые площадки, спасательные круги и другие элементы.
      Однослойный картон выпускается классов III—VII (от 160 до 320 г/м2) разных форматов и обычно идет на изготовление различных открыток, папок для деловых бумаг и т. п. У него гладкая, почти атласная, поверхность. Из такого картона делают наиболее сложные элементы судовых моделей. При этом с успехом можно использовать старые открытки, оклеив их с одной стороны белой бумагой.
      Многослойный картон изготовляют из древесной стружки и цел-
      люлозы. Самый непрочный — белый картон, более прочный — светло-коричневый и самый прочный — серый, вырабатываемый из макулатуры. Серый картон очень плотный (сильно спрессован) и гладкий с обеих сторон. Все виды этого картона выпускаются в листах форматом 7(ЮХ1(ХХ) мм, упакованных в кипы массой по 25 кг. На кипах ставят численную маркировку (от 8 до 125); чем число меньше, тем картон толще: например, число 8 означает, что в кипе 8 листов массой по 3 кг каждый, число 125 показывает, что в кипе 125 листов массой по 0,2 кг каждый.
      Картон не всегда имеется в продаже, и тут моделист может проявить массу изобретательности. Для работы можно использовать различные упаковочные коробки — из-под обуви, кондитерских изделий, а также старые открытки, ненужные иллюстрации.
      При работе с бумагой и картоном необходимо обращать внимание на направление волокон, которое можно определить разными способами: разрывом бумаги в двух
      направлениях — вдоль и поперек (если линия разрыва близка к прямой, то волокна расположены продольно, если она получилась неровной, ломаной, то поперечно), растягиванием сухой и мокрой бумаги (если в одном из направлений она растягивается плохо, то волокна расположены продольно).
      Направление волокон можно определить также растягиванием вырезанных из двух сторон бумажного листа полосок (стороны должны быть перпендикулярны друг другу). Если полоска жесткая, тянется плохо, то волокна расположены продольно, если же полоска эластична, то поперечно (рис. 2.1). Эти качества бумаги имеют значение при формировании отдельных элементов модели из картона: в частности, следует учитывать направление волокон при скручивании бумаги. Волокна должны быть направлены
      Рис. 2.1. Способы определения направ-ления волокон бумаги и картона
      перпендикулярно направлению скру-чивания. Иное направление волокон в этом случае приводит к сморщиванию бумаги, а иногда и к разрыву.
      Проволоку — от самой тонкой до толстой (диаметром до 3 мм) -используют при моделировании довольно часто. Из проволоки можно делать антенны, мачты, кран-балки, стойки для ограждений, пулеметы, пушки и т. п. Обычно с приобретением проволоки трудностей нет -она продается в специализированных магазинах. Кроме того, можно использовать канцелярские скрепки, медную проволоку из электропроводов старых бытовых приборов.
      Дерево применяют для изготовления мачт, стрел, гафелей, реев, пушек и т. п. Лучше всего для этой цели подходит сосна, имеющая плотные и ровные годичные кольца. Можно также использовать деревянные рейки для моделирования, которые продаются в магазинах «Юный техник». Для мачт идеально подходят палочки-древки, к которым крепятся флажки, что продаются в магазинах игрушек. После некоторой обработки из них получаются эффектные мачты, особенно для старинных парусников. Мелкие элементы пулеметы, небольшие пушки можно делать из спичек.
      Для улучшения внешнего вида модели можно палубу и другие элементы сделать из тонкой облицовочной фанеры (шпона), толщина которой составляет от 0,1 до 0,5 мм.
      Нитки льняные и хлопчатобумажные различных цветов, а также шпагат применяют для изготовления релингов, антенн, такелажа парус-
      ников и т. д. Швейные хлопчатобумажные нитки имеют определенный номер, например № 10, 40, 50 и др. При этом чем больше номер, тем нить тоньше, а чем меньше, тем толще.
      Стекло, целлофан, бесцветное органическое стекло используют при застеклении витрин для моделей.
      3. КЛЕИ, КРАСКИ И ЛАКИ
      «Бутапрен ОБТ-1П» неопрено-вый клей, представляющий собой вязкую непрозрачную однородную жидкость, состоящую из синтетического каучука (полихлоропрено-вого) и смол - активных органических наполнителей и стабилизаторов.
      «Бутапрен» -¦ универсальный клей. Его используют для склеивания холодным способом резины, натуральной и искусственной кожи, ткани, стекла, фарфора и пр. При низкой температуре он густеет, поэтому перед употреблением рекомендуется довести его до температуры 18—25 °С. «Бутапрен» легко воспламеняется (он содержит летучий растворитель), его не следует греть на открытом огне либо нагревательных приборах. Температуру клея можно повысить, поместив упаковку (емкость) с «Бутапреном» в посуду с теплой водой. Загустевший вследствие частичного испарения растворителя клей можно разбавить толуолом.
      «Бутапрен» прочно и надежно склеивает картон, что хорошо известно судомоделистам. Более прочного сцепления достигают при нанесении клея тонким слоем на обе склеиваемые поверхности кисточкой с коротким и жестким волосом. Выдержав 15—20 мин, чтобы клей подсох, склеиваемые поверхности соединяют и сильно сдавливают. Следует пом-
      нить, что клей «схватывает» быстро и разъединить склеенные им поверхности очень трудно. Нужно помнить и о том, что емкость с клеем следует открывать только на требуемое для смазывания склеиваемых частей время. «Бутапрен» хранится в закрытой упаковке до шести месяцев.
      «Синдемат» — рыбий клей — поступает в продажу в герметически закрытых тюбиках. Одну из его разновидностей — клей «Синдемат-дракон», созданный специально для судомоделистов еще до второй мировой войны, производил завод М. Ле-щинского в Варшаве.
      «Синдемат», приготовляемый с добавлением костного клея, представляет собой густую жидкость светло-коричневого цвета. Отлично склеивает бумагу, тонкий и толстый картон, проволоку, нитки, кожу и дерево. К достоинствам клея относят его быстрое затвердевание, образование прочного клеевого шва. Перед употреблением клея в тюбике следует проколоть булавкой небольшое отверстие и выдавливать через него нужное количество клея. На склеиваемые поверхности клей наносят тонким слоем, затем прижимают их друг к другу и оставляют до полного высыхания. Клей быстро высыхает, поэтому проколотое в тюбике отверстие нужно закрыть (той же булавкой) до следующею употребления.
      «Эмульсин-100» — водная эмульсия поливинилацетата с добавлением дибутилфталата и других наполнителей. Клей белого цвета, по консистенции похож на густую сметану. Употребляется в холодном виде. При необходимости можно разбавлять его водой.
      В промышленности применяется для склеивания бумажной и картонной упаковочной тары и для переплетных работ. При склеивании этим клеем картонных моделей смазанные поверхности соединяют, плотно сжимают и оставляют до полного высыхания. «Эмульсан» дает эластичный клеевой шов.
      «Кристалл-цемент» — клей, представляющий собой раствор нитро-целлюлозного хлопка в органических растворителях,— известен судомоделистам давно. Основной его недостаток — длительный период высыхания—до 6 ч; кроме того, клеевой шов под влиянием влаги расходится.
      Такой клей можно приготовить и в домашних условиях, раст ворив в ацетоне кусочек целлулоида. Однако в настоящее время судомоделисты используют в основном «Бутапрен», который почти полностью вытеснил из употребления менее удобный «Кристалл-цемент».
      «Виколь» — модифицированная толуолом эмульсия поливинилацетата и других наполнителей, представляющая собой однородную массу белого или кремового цвета консистенции густой сметаны. Судомоделисты применяют «Виколь» в холодном виде для склеивания дерева с деревом, дерева с тканью и искусственными материалами, а также картона.
      Склеиваемые поверхности картона нужно покрыть тонким слоем клея (лучше жесткой кисточкой), выждать 2—5 мин, соединить и сильно сдавить — под прессом либо бельевыми прищепками. Хороший клеевой шов образуется лишь через 24 ч, что является недостатком этого клея.
      «Клей АГ», состоящий из клеевой смолы, по цвету и консистенции напоминающей пчелиный мед, и закрепителя — темно-серой жидкости, обычно рекомендуют моделистам, строящим плавающие модели, так как клеевой шов из него не поддается воздействию воды. Кроме того, «Клей АГ» дает очень прочное соединение, в связи с чем его широко применяют в судостроении, самолетостроении, а также используют для склеивания любых плавучих предметов.
      В состав клея ходят фенол, формалин и квасцы, поэтому при работе с ним следует пользоваться защитными средствами — очками, фартуком, рукавицами и работать в хорошо вентилируемом помещении.
      «Винацет ДЦ» — клей, представляющий собой смесь поливинилацетата и дибутилфталата с добавлением 1 % метанола. Белого цвета, но консистенции похож на сметану. Его применяют для склеивания толстого и тонкого картона, бумаги, дерева, кожи, тканей. Склеиваемые поверхности нужно сильно сдавить, через 15—20 мин клей затвердеет, образуя прочный и эластичный водостойкий бесцветный шов. Недостаток этого клея состоит в увеличении эластичности клеевого шва с повышением температуры.
      Казеиновый клей состоит из мелкозернистого кислотного казеина и порошковой гашеной извести с различными добавлениями натриевых солей и пр. Внешне он похож на муку крупного помола. Клей используют в основном для склеивания дерева; его можно также применять для оклеивания бумагой корпусов судовых плавающих моделей. Клей в основном употребляют в холодном виде, иногда, для ускорения высыхания, его подогревают до 70 °С. Клей легко приготовить: его разводят в холодной воде до консистенции густой сметаны в количестве, необходимом для использования в течение 10—12 ч, так как при более длительном хранении он теряет клеящие
      свойства. Недостатком казеинового клея является длительное время «схватывания», составляющее 24 — 28 ч.
      Канцелярские клеи: декстриновый жидкий желтого цвета и декстриновый белый клей-паста. Желтый клей продастся в стеклянных флаконах различной емкости, белый — в банках. Разновидность канцелярского клея представляет собой фотоклей, употребляемый для наклеивания фотографий. При использовании этого клея фотография не морщится и не коробится.
      Канцелярские клеи судомоделисты используют неохотно из-за того, что клеевое соединение получается непрочным, а также из-за длительного времени их высыхания.
      Клей собственного изготовления доступен каждому судомоделисту. Для его приготовления берут бесцветный полистирол (например, упаковки от лекарств), который разламывают на мелкие кусочки, кладут в стеклянную посуду и заливают ацетоном. Смесь ежечасно перемешивают, и примерно через 10 ч клей готов. При склеивании картона нужно нанести тонкий слой этого клея на поверхность, выждать минуту, чтобы клей полностью высох, нанести еще слой и только после этого соединить склеиваемые поверхности. Клей водостоек, быстро сохнет, хорошо склеивает картон *
      * Отечественная промышленность для склеивания бумаги и картона выпускает такие клеи, как «ХК.С», «Клей школьный», клей «Юка», «Силикатный канцелярский», «Ортофикс», «Казеиновый конторский». Дли склеивания бумаги с другими материалами применяются следующие клеи: для склеивания бумаги с картоном «Синтетический для бумаги», «Казеиновый», «Аго», «Ига» и др.; бумаги с фанерой и деревом — «Казеиновый», «Аго», «Ига» и все поливинилацетатные клеи; бумаги со стеклом — «Синтетический для быта», «Казеиновый»; бумаги с металлами — «Синтетический для быта»; бумаги с кожей — «Синтетический для быта», «Аго», «Ега»; бумаги с тканыо — «Синтетический для быта». Сведения о клеях, красках, эмалях, лаках более подробно приведены, например, в книге А. М. Юдина и др. «Химия для вас», М., «Химия», 1986.-- Прим. перев.
      Краски для покрытия моделей судов из картона можно использовать различные. Так, для окраски силуэтных моделей лучше всего подходят акварельные краски и гуашь, для военных кораблей и судов с полным корпусом — различные эмали, лаки и масляные краски.
      Авторы данной книги в своей многолетней практике постройки моделей из картона применяли следующие краски.
      Акварельные краски (водные), так называемые школьные, которые продаются в канцелярских магазинах (в виде картонных или пластмассовых палитр с приклеенными к ним красками, в коробках и т. п.). Лучше всего использовать наборы красок из 12 цветов, выпускаемые краковским предприятием «Крак» или варшавским «Варе». Хороши также акварельные краски, производимые в ГДР.
      Гуашь — водные краски с хорошей покрывающей способностью. После наложения и высыхания дают матовую поверхность. Продаются в банках или тюбиках. Гуашь следует хранить при температуре не ниже 1 и не выше 25 °С. Гуаши отличного качества выпускает предприятие «Крак».
      Мечта каждого судомоделиста краски английской фирмы «Хам-брол», однако приобрести их очень трудно. Из красок польского производства для окраски моделей из картона можно с успехом применять эмаль для кож «Вильбра экстра», которая продается в стеклянной упаковке. Пользоваться ею очень легко; эмаль нужно хорошо размешать и равномерно распределить кисточкой по окрашиваемой поверхности. Эмаль сохнет быстро и образует ровный покров. При необходимости можно нанести второй слой эмали.
      Можно использовать и другие эмали, имеющиеся в продаже.
      Шпаклевку применяют перед окраской корпуса модели для выравнивания имеющихся на нем неровностей, образовавшихся в процессе склеивания отдельных элементов. Шпаклевкой может служить смесь бесцветного нитролака с тальком (пудрой). Она должна быть не очень густой, чтобы ее можно было наносить на корпус кистью. После того как шпаклевка высохнет, нужно отшлифовать корпус модели мелкозернистой наждачной бумагой. При сохранении неровностей эту операцию следует повторять до получения идеально гладкой поверхности. На подготовленный таким образом корпус наносят один или два слоя краски.
      Масляные краски и эмали используют для окраски плавающих моделей. Перед окраской модели из картона корпус нужно предварительно защитить от воздействия влаги. Это можно обеспечить неоднократной пропиткой его подогретой олифой
      с помощью кисти. Неровности на корпусе устраняют, нанося шпателем как можно более тонкий слой до 0,3 мм —- шпаклевки на масляной основе. После высыхания шлифуют корпус крупнозернистой наждачной бумагой. Зашпаклеванные места после шлифования покрывают льняной олифой. Затем на подготовленную таким образом поверхность наносят масляные краски или эмаль.
      Напомним, что для разведения масляных красок и эмалей следует использовать бензин для лаков либо скипидарный разбавитель (не более 5 % общего количества краски).
      Чертежную тушь применяют для окраски отдельных частей картонных моделей. Пю можно также пропитывать нитки, которые, высохнув, становятся жесткими, и из которых можно делать ограждения, трапы, скобы и другие элементы.
     
      4. ДОКУМЕНТАЦИЯ
      Судомоделист может приступить к проектированию и постройке модели выбранного судна лишь после сбора обширной документации, на основе которой он сможет разработать план и соответствующие чертежи будущей модели.
      Источники получения документации могут быть самыми разными. Начинающий моделист может воспользоваться добротно разработанными и апробированными планами судов и кораблей, публикуемыми в таких журналах, как, например, «Моделяж», «Пляны модереке и др. Однако часто моделисты стремятся построить модель, для которой чертежи не разработаны, и в этом случае они используют различные источники, нередко архивные, чтобы выполнить чертеж самостоятельно (рис. 4.1).
      При постройке старинных судов, особенно парусников, очень важны для разработки точного чертежа репродукции с гравюр, памятных медалей, печатей, фотографии реконструированной модели и т. п. Фотографии являются для моделиста главным дополнительным, а также контрольным материалом при выполнении чертежа той или иной модели (рис. 4.2).
      Документацию подбирают в зависимости от типа выбранной модели. Для силуэтной модели достаточно хорошей фотографии (рис. 4.3), для модели, выполняемой по ватерлинию, требуется уже больше материалов, а для масштабной модели с полным корпусом необходимы фотографии, чертежи сечений, палубного оборудования, такелажа и многих других деталей
      У судомоделистов есть хорошая традиция - собирать материалы на каждую представляющую интерес модель в отдельную папку. Материалы включают технические данные и эксплуатационные характеристики судна, вырезки чертежей и изображений из газет и журналов, фотографии, исторические сведения, т. е. все, что так или иначе касается определенного судна. Некоторые судомоделисты собирают такие материалы годами, читают много литературы по истории морских войн и судостроения. В итоге они становятся подлинными знатоками конструкции судна и технологии его постройки и нередко выступают экспертами в этой области.
      Фотографии, рисунки, чертежи судов публикуют польские ежемесячники «Може», «Млоды техник», еженедельник «Жолнеж польски». Многие сведения, в частности о способах окраски судов, исторические и технические данные, можно найти в брошюрах серии «Типы оружии и вооружения», выпускаемых издательством Министерства национальной обороны.
      Внимания заслуживают также брошюры серии «Морские миниатюры», издаваемые Морским издательством, в которых встречаются фотографии польских военных кораблей, парусных (старинных и учебных) судов и т. д.
      Можно использовать и зарубежные издания — такие, как «Моделист-конструктор» (СССР), «Модельбау хойте» (ГДР), «Модел боутс» (Великобритания), в котором есть раздел «Военные корабли со всего света времен второй мировой войны», «Лё модель редюи де бато» (Франция), «Нави э модели ди нави» (Италия), «Моделяр» (ЧССР), публикующие материалы, относящиеся к истории судостроения, а
      Рис. 4.3. Снимок модели гданьского корабля 1462 г. «Петер фон Рохелпе»
      также множество рисунков и фотографий.
      Материалы о судах — как современных, так и старинных — хранятся в Центральном морском музее в Гданьске, в Военно-морском музее в Гдыне. В музеях судомоделисты могут получить консультации по интересующим их вопросам, ознакомиться с такими экспонатами, как орудия, торпеды и другое вооружение польских военных кораблей, сфотографировать экспонаты для пополнения собранных материалов.
      Большим количеством публикаций, содержащих сведения о военных кораблях, располагает Центральная военная библиотека Польши. Там можно получить репродукции с опубликованных в имеющихся изданиях фотографий, а также микрофильмы
      заинтересовавшего моделиста текста.
      В Польше выпускается немало весьма полезных для судомоделистов книг [51—55, 57, 58, 60, 61—67]. О книгах на морскую тематику можно узнать из каталогов специальных и публичных библиотек.
      Судомоделист, располагающий собственной фотоаппаратурой, может самостоятельно делать репродукции с фотографий и рисунков, опубликованных в книгах и журналах, и таким образом пополнять судомодельную документацию.
      После того как моделист научится собирать материалы, выполнение рабочих чертежей и сама постройка моделей судов будут доставлять ему огромное удовлетворение (рис. 4.4).
     
      5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СУДОВ
      Когда невозможно непосредственно использовать готовые чертежи моделей судов, публикуемые, к примеру, в таких ежемесячниках, как «Моделяж», «Пляны моделнрске» и других, необходимо выполнять их самим.
      Приступая к выполнению чертежа, нужно заранее верно определить масштаб. Например, линкор длиной 183 м нужно строить не в масштабе 1 : 100, так как выполнение модели из картона длиной 1830 мм весьма затруднительно, а в масштабе 1 : 300 или 1 : 400. Эсминец длиной 114 м можно сделать в масштабе 1 : 200, рыболовное суд но — в масштабе 1 : 50, а сухогрузное — в масштабе 1 : 200 или 1 : 100. Накопленный авторами опыт показывает, что оптимальные размеры модели из картона, при которых полностью обеспечена жесткость корпуса, находятся в пределах от 250 до 600 мм. Увеличение размеров модели создает опасность деформации корпуса вследствие
      скручивания слишком большого киля.
      При выполнении рабочего чертежа используют чертежи, фотографии, рисунки и т. п. Если имеющиеся чертежи не соответствуют выбранному масштабу, их уменьшают или увеличивают посредством ксерографии, фотографии. Это также можно сделать, применив трудоемкий метод переноса чертежа на миллиметровку или сетку, поделенную на квадраты.
      11остройку модели начинают с изготовления шпангоутов, поэтому сначала необходимо выполнить чертежи отдельных шпангоутов (по теоретическому чертежу). Если отношение поперечных сечений согласно данному чертежу составляет 1:1, то перенести их на картон не представляет трудности. Если же чертеж дан в масштабе 1:2 или 1:2,5 и меньше, то лучше разделить его горизонтальными и вертикальными линиями на квадраты со стороной от 4 до 8 мм, затем на листе чертежной кальки начертить квадраты со
      Рис. 5.1. Способ увеличения шпангоутов по чертежу мидель шпангоута
      сторонами во столько раз большими, во сколько раз желательно увеличить чертеж. Например, если сечения в масштабе 1:2,5 разделить на квадраты со стороной 4 мм, то на кальке нужно начертить квадраты со стороной 4X2,5=10 мм.
      На полученные квадраты наносят все точки каждого сечения и соединяют их между собой так, как показано на рис. 5.1. Увеличенный чертеж каждого сечения выполняют на отдельном листе кальки, что облегчит перенос его на картон.
      Напомним, что представляет собой теоретический чертеж. Теоретический чертеж судна — это графическое изображение наружной поверхности корпуса, дающее полное представление о форме его обводов, полученных при рассечении корпуса рядом плоскостей. Плоскости, рассекающие судно перпендикулярно его продольной оси *, образуют шпангоуты. Обводы, образующиеся при рассечении корпуса продольновертикальными плоскостями, называют батоксами, а обводы, образующиеся при рассечении корпуса горизонтальными плоскостями,— ватерлиниями. С учетом симметричности корпуса относительно ДП поперечные сечения показывают на одном чертеже (рис. 5.2) **.
      Корпус при таком рассечении делится на равные части, благодаря чему получаются теоретические шпангоуты. Поперечные обводы — шпангоуты — на таком чертеже нумеруют арабскими цифрами; нумерация начинается от первого со стороны носа шпангоута, соприкасающегося с конструктивной ватерлинией. Эту проекцию считают
      * Перпендикулярно вертикально-продольной плоскости, так называемой диаметральной плоскости судна (ДП), делящей его на две симметричные части.— Прим. персе.
      ** Изображают только половины шпангоутов (как и ватерлиний) для каждой половины борта, при этом справа от Д11 вычерчивают обводы носовых шпангоутов, слева — кормовых. Средний шпангоут — мидель-шпангоут — вычерчивают обычно полностью.— Прим. персе.
      нулевой. Шпангоуты, идущие в направлении кормовой оконечности, получают соответственно номера 1, 2, 3 и т. д. Батоксы обозначают в основном римскими цифрами — I, II, III и т. д.
      При рассечении корпуса судна, погруженного в воду без крена *, горизонтально-продольной плоскостью, совпадающей с поверхностью тихой воды, получают конструктивную ватерлинию (КВЛ). Эту линию на чертеже делают несколько толще, чем другие.
      На чертежах часто встречаются символы, которые обозначают следующие величины: Lu6— длина наибольшая; — длина между перпендикулярами; В„о — ширина наибольшая; /Зк — ширина по конструктивной ватерлинии; 1.к — длина по конструктивной ватерлинии; HD — высота борта на миделе; Т — осадка. Эти величины необходимы при выполнении рабочего чертежа. Однако часто имеющиеся в распоряжении судомоделиста данные неполны (например, известна только длина). Зная обычные соотношения между основными размерами, можно эти данные пополнить. К примеру, длина пассажирского судна 160 м, а отношение длины к ширине составляет 8:1, следовательно, ширина 160:8 = = 20 м. Отношение длины к высоте составляет 12:1, следовательно, высота борта будет 160:12=13,33 м. Отношение ширины к осадке составляет 45:1, следовательно, осадка 0,45X20 = 9 м.
      Моделисту необходимо знать основные термины, применяемые в судостроении. Как известно, любое судно имеет корпус и надстройки. Корпусом называют основную часть судна, состоящую из каркаса и оболочки. Надстройка — закрытое помещение, располагающееся на палубе от борта до борта. Передняя оконечность судна это нос, задняя — корма, боковые стенки — борта. Если стать лицом к носу судна, то по правую сторону будет правый борт, по левую — левый. Нижнюю часть судна называют днищем, а балку, служащую основным продольным креплением и связью днища, - килем (киль — мощная и прочная стальная балка — проходит под днищем от носа до кормы и соединяется спереди со стальной балкой форштевнем, а сзади с ахтерштевнем). К килю крепятся ребра — шпангоуты.
      Форштевень, ахтерштевень, киль и шпангоуты составляют набор корпуса судна, который покрывают стальными листами — обшивкой.
      Горизонтальные перекрытия, которые в жилом доме образуют пол и потолок, на судне называются палубой. В зависимости от размеров судно может иметь несколько палуб. Верхняя палуба открытая, подверженная действию солнца и воды,— идет вдоль всего судна. На этой палубе размещаются все надстройки. У надстроек могут быть свои палубы. Пространство между днищем и нижним, настилом называют между донным пространством, здесь скапливаются вода, смазки и пр. На судне нет лестниц — есть трапы и сходни, нет окон — есть иллюминаторы.
      Основные необходимые судомоделистам термины и определения можно найти в книге И. Граевского и Ю. Войтицкого «Малы лексикон морски», в которой пояснено свыше тысячи значений *.
      Выполнение рабочих чертежей. Располагая чертежной доской, рейсшиной с треугольниками и приняв масштаб, можно приступать к вычерчиванию на кальке
      * Нашим читателям будут очень полезны такие выпущенные в последнее время издательством «Судостроение» книги, как «Пионерская судоверфь» С. Ветрова, «Постройка моделей судов» (Энциклопедия судомоделизма) О. Курти, «Морской энциклопедический справочник» в двух томах, «Флот на ладони» С. Катцера. Издательство ДОСААФ вы пустило «Справочник судомоделиста» А. Цс-ловальникова в трех томах и др. Прим. перев.
      рабочего чертежа, по которому строят набор корпуса модели. Подобные чертежи необходимо делать для всех масштабных моделей судов из картона.
      К примеру, выбрана модель сухогрузного судна, которую нетрудно изготовить (рис. 5.3). Работу начинают е вычерчивания главного элемента конструктивного чертежа модели — киля (нулевого батокса или закладки), который выполнен на основе теоретического чертежа (рис. 5.4). Киль имеет форму сечения корпуса по его ДГЕ Перо руля на чертеже не показывают — его следует вычертить отдельно. На выполненном чертеже киля точками обозначают места крепления шпангоутов — в- необходимом для обеспечения соответствующей жесткости конструкции и плавности линий корпуса количестве. Зная проектное число шпангоутов, намечают в местах их крепления монтажные разрезы шириной, соответствующей толщине картона, предназначенного для изготовления набора корпуса.-Глубину вырезов обозначают до ватерлинии. В чертежах моделей парусников следует также указывать на киле разрезы для гнезд мачт соответствующего диаметра.
      Киль большой модели можно сделать из двух кусков картона. В этом случае он должен иметь разрез посредине длины. Обе половины соединяют встык и ужесточают с помощью прямоугольников, наклеиваемых на стык с обеих сторон. На чертеже нулевого батокса или ДП предусматривают также надстройки — носовые, в средней части и кормовые, если они имеются в конструкции (рис. 5.5).
      Следующая достаточно сложная работа — это вычерчивание шпангоутов. Их вычерчивают в соответствии с теоретическим чертежом корпуса с соблюдением симметрии. Ни шпангоутах в местах соединения отдельных элементов набора корпуса, т. е. нулевого батокса (киля) и бортового крепления, следует обозначить монтажные вырезы той же толщины, что на киле (по толщине картона). Вертикальные разрезы проводят до ватерлинии, а горизонтальные рассчитывают таким образом, чтобы после соединения с монтажными вырезами бортовых креплений они обеспечивали их плотное прилегание к килю.
      При вычерчивании шпангоутов необходимо также обеспечить возможность использования некоторых из них в качестве передней или задней стенки надстроек. Затем с теоретического чертежа снимают ординаты КВЛ, переносят их на картон и вычерчивают продольные крепле-
      ния правого и левого бортов: разрезают продольные крепления по оси симметрии (ДП) на две части и делают в них монтажные вырезы (рис. 5.6).
      Завершив проектирование конструкции, можно собирать набор корпуса любого судна — буксира, броненосца, старинного парусника (рис. 5.7—5.9).
      Проектирование обшивки корпуса осложнено тем, что сечения шпангоутов криволинейны и имеют изгибы довольно сложной формы. Правда, для их расчета существует множество способов, например так называемые трапецеидальные расчетные методы, или методы Симпсона, однако они требуют вывода сложных формул. Подробное описание математических расчетов, применяемых в судостроении, приведено в книге Д. Загайкевича «Теория корабля» (1954 г.).
      Обшивку корпуса модели невозможно выполнить из цельного куска картона (корпус имеет плавные обводы). Ее составляют из нескольких сегментов, плотно стыкующихся друг с другом. Судомоделист может избежать трудоемких математических расчетов, спроектировав каждый сегмент обшивки отдельно путем опытной подгонки. С этой целью используют выполненные ранее чертежи нулевого батокса (киля), шпангоутов и бортовых креплений, переводят их на картон, затем вырезают отдельные элементы и склеивают набор корпуса. По набору планируют разделение обшивки на сегменты. Для определения формы и размеров поверхности обшивки из картона приклеивают (слегка) кусочек кальки к шпангоутам и бортовым креплениям и обозначают на ней сегмент обшивки. Полученную поверхность обшивки переводят с кальки на картон и вырезают пробный шаблон, который прикладывают ¦к набору корпуса. Сделав несколько примерок шаблонов и убедившись, что сегменты идеально прилегают один к другому, переводят их на картон. Чтобы соединить между собой отдельные сегменты и получить при этом прочный шов, необходимо спроектировать также соединительные полоски. Их делают шириной около 10 мм, ровными с одной стороны и с зубчиками с другой — количество зубчиков вырезают точно по изгибу сегмента обшивки. Соединительные полоски различного типа, применяемые в конструкциях моделей судов, приведены в журнале «Малы моделяж».
      По теоретическому чертежу вычерчивают также элементы палубы — лучше всего на белом картоне, к которому снизу подклеивают толстый картон толщиной до 1 мм. На элементах палубы пунктирной линией обозначают места приклеивания надстроек.
      Размеры их берут с вида сверху чертежа общего вида. Предусматривают также отверстия для грузовых люков, мачт и т. п. Деревянный настил палубы должен быть показан на чертеже.
      Следующий этап работы — проектирование бортов. Эта работа кажется простой, однако из-за кривизны бортов требует дополнительных математических расчетов. Поэтому лучше снова обратиться к кальке, на которой карандашом намечают поверхность бортов и разделение их на сегменты. С кальки переносят все на картон и вырезают шаблон. После нескольких проб, когда шаблоны будут идеально прилегать один к другому, вычерчивают по ним на картоне сегменты обшивки.
     
      6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЙКИ МОДЕЛЕЙ
      Технология (от греч. techne мастерство, умение и logos — слово) — совокупность методов обработки материалов. Судомоделисты обрабатывают (формируют) бумагу и различные картоны, которые используют для постройки судовых моделей. Эти материалы превосходно поддаются формовке в разного рода геометрические фигуры, из которых конструируют модели.
      О структуре бумаги говорилось выше. Полезно также ознакомиться с некоторыми особенностями картона, проявляющимися в процессе работы над ним. Если, к примеру, нам нужно сделать из картона элементы в форме цилиндров, конусов или выпуклых поверхностей, то его необходимо подвергнуть некоторой обработке. Картон гой стороной, в которую его будут сворачивать, следует несколько раз прогладить вдоль острия длинных ножниц либо по краю линейки или стола. Если картон необходимо согнуть, то кончиком ножа слегка надрезают его по той стороне, которая подлежит окраске. Если же нужно согнуть картон вовнутрь, то надрезы делают но стороне, которая не будет окраш иваться.
      При склеивании из картона или бумаги цилиндров соединяемые поверхности следует зажать между двумя планками — одной изнутри, другой снаружи, скрепляя их выступающио концы бельевыми прищепками (рис. 6.1). Это предотвратит разрыв склеиваемых поверхностей Технология выполнения моделей судов очень разнообразна. Силуэтные модели строят по одной технологии, модели по ватерлинию (настольные) по другой и совершенно иначе — модели с полным корпусом (так называемые масштабные).
      6.1. Силуэтные модели
      Силуэтные модели - самые простые плоские модели, в которых число элементов сокращено до необходимого минимума при одновременном сохранении характерных для данного судна деталей (мачт, труб, надстроек и т.п.). Способ окраски не играет здесь особой роли, хотя в некоторых случаях может иметь важное значение. При выполнении силуэтной модели необходимо точно придерживаться масштаба, который должен полностью соответствовать действительным размерениям данного плавучего средства. Для силуэтных моделей лучше всего использовать десятичные масштабы, например 1:400
      Постройка силуэтных моделей проста, поэтому моделированием и коллекционированием таких моделей занимаются в основном учащиеся начальных и средних школ.
      Модели имеют различное назначение. По ним можно распознавать силуэты судов того или иного типа — пассажирские, сухогрузные суда, танкеры (наливные суда), контейнеровозы, крейсеры, эсминцы, торпедные катера и т. д. Коллекция моделей может способствовать ознакомлению с историей судостроения на протяжении веков, внешним видом судов и кораблей польского торгового и военно-морского флотов, прославленных кораблей времен второй мировой войны. Силуэтные модели парусников облегчают изучение типов парусного вооружения, например бригантины, брига, барка, фрегата и т. п.
      Существуют несколько десятков способов изготовления силуэтных моделей. Самый простой — выполнение модели из одного куска картона. Берут чертеж корабля в выбранном масштабе, переводят его на картон и острым ножом и ножницами вырезают по контурным линиям силуэт. Вырезанный силуэт раскрашивают в черный или серый цвет. С неокрашенной стороны приклеивают подпорку в форме треугольника, сделанную также из картона,— и самая простая силуэтная модель корабля готова (рис. 6.2).
      Можно также сделать силуэтную модель двусторонней, т. е. из двух одинаковых силуэтов, склеенных между собой и окрашенных с обеих сторон, или же из нескольких (возможно более десятка) склеенных вместе частей, что делает модель менее плоской и более эффектной (рис. 6.3).
      Далее в книге рассмотрены и другие способы выполнения силуэтных моделей.
      Корабль викингов. Парусно-гребное судно VIII—X вв. из дуба, ясени, липы, ели. Поясья обшивки соединялись между собой железными заклепками. Длина судна составляла 23—24 м; ширина — 5 м; осадка (высота борта на миделе, включая киль) — около 2 м; высота борта выше ватерлинии — около 1 м. На заостренных поднимавшихся кверху носу и корме размещались рулевые весла, благодаря чему можно было, не разворачиваясь, без потери времени изменять направление движения корабля. Привод — парусио-гребной. Весла помещались в уключинах, гребцы находились за щитами, которые защищали их от стрел лучников и копий вражеских воинов. Небольшие по размерам корабли викингов предназначались для быстрой переброски войск на берег противника или для патрулирования прибрежных районов (рис. 6.4).
      Постройка модели. Силуэтную модель корабля викингов составляют из более чем десятка частей, склеенных вместе. Последовательность постройки такова. В первую очередь с чертежа, выполненного тушью, получают ксерографический оттиск, который становится рабочим чертежом. С него переводят на плотную белую бумагу корпус судна (если немного потрудиться, то можно нарисовать и поясья обшивки корпуса). Бумагу наклеивают на картон, сильно прижимают и выжидают, пока клей полностью высохнет. Тонкий картон можно сделать жестче, наклеив с обратной стороны лист чистой бумаги. Корпус вырезают очень тщательно — острым ножом или ножницами и очищают его от задиров. Подготовив корпус, делают согласно чертежу 15 отверстий для весел на равном расстоянии. Для этой цели можно использовать сверло, сделанное из иглы (см. п. 1.2). Из белого картона вырезают (лучше всего приспособлением для пробивки отверстий — см. п. 1.1) 30 кружков одинакового диаметра и склеивают их по два, а затем приклеивают на так называемый планширь на борту корпуса. Из белой плотной бумаги вырезают парус и раскрашивают его, например в красные, зеленые, белые и желтые вертикальные полоски. Из сухой соломы делают рей и пришивают его к парусу частыми стежками черными тонкими нитками, охватывая нитью одновременно парус и рей. Из палочки делают мачту, которую прикрепляют к корпусу с внутренней стороны с помощью клея и полоски плотной бумаги. Акварельными красками или гуашью окрашивают корпус в коричневый цвет, а щиты в разные цвета, например в желтый, красный, зеленый, голубой; посредине наносят иным цветом гербы воинов.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru