На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Связь и сигнализация в пионерском лагере. — 1964 г

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

В. П. Гончаров

Связь и сигнализация
в пионерском лагере

*** 1964 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Каждому пионерскому лагерю нужны хорошо налаженная связь и сигнализация. Они помогают четко и интересно организовать работу пионерской дружины, отрядов, звеньев.
      Без средств связи и сигнализации не обойтись в походах и экскурсиях, в играх на местности и во многих других случаях.
     
     
      ПРОСТЕЙШАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
      Зрительной называется связь с помощью условных сигналов, видимых на расстоянии невооруженным глазом. Использование бинокля увеличивает дальность такой связи.
      Самые простые сигналы подаются рукой. Для начала разучите их (рис. 1).
     
      «Внимание» (делай, что я) — поднять согнутую в локте руку вверх и держать до отзыва (то есть до сигнала «Вижу».)
      «Вижу» — поднять руки, согнув их в локтях, на высоту головы и опустить.
      «Не понял» (повтори) — поднять правую руку вверх и махать ею над годовой вправо и влево.
      «Общий сбор» (ко мне) — поднять правую руку вверх и кружить над головой, после чего резко опустить вниз.
      «Вперед» (продолжать движение) — поднять правую руку, согнув ее в локте, на высоту головы, а другой рукой сделать несколько энергичных взмахов в том направлении, куда надо двигаться.
      «Бегом» (или увеличить скорость передвижения) — сигнал «Вперед» повторяемый три-четыре раза.
      «Вправо, влево, назад» — поднять руку над головой и несколько раз опустить до высоты плеча в нужном направлении.
      «Стой», «ложись» — поднять правую руку вверх и быстро опустить; повторять до исполнения.
      «Впереди препятствие» — вытянуть правую руку вперед и размахивать ею вправо и влеЕо на уровне плеча.
      «Путь свободен» — несколько раз поднять руку в сторону и опустить ее вниз
      «Увеличить дистанции» - поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторить три-четыре раза).
      «Уменьшить дистанции» — вытянуть левую руку в сторону на уровень плеча и держать ее неподвижно.
      «Развернись в цепь» — поднять руки и несколько раз развести их в стороны.
     
      Каждому сигналу предшествует сигнал «Внимание», на который принимающий отвечает сигналом «Вижу».
      Для тренировки в простейшей сигнализации руками можно провести игру-соревнование «Кто скорее?».
      Участники игры делятся на две равные команды. В каждой команде ребята рассчитываются по порядку номеров. Первые номера команд становятся на линии в деся-ти шагах друг от друга, остальные размыкаются на несколько десятков шагов (в зависимости от численности команды), равняясь в затылок первым номерам. Ведущий игру пионер-инструктор становится лицом к первым номерам и так, чтобы находиться От них на равном расстоянии.
      Ведущий негромко говорит первым номерам, чтобы они передали какой-нибудь сигнал, например «Путь свободен». Первые быстро поворачиваются лицом ко вторым номерам и передают сигнал условным движением рук. Вторые совершенно так же передают сигнал третьим номерам и так далее, пока сигнал не дойдет до последнего пионера команды.
      Последний быстро записывает на листке бумаги значение сигнала и бежит к голове колонны. Тут он передает запись ведущему и становится впереди колонны Все остальные играющие передвигаются на одно место назад.
      Теперь ведущий называет другой сигнал, и передача начинается снова. Так игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает последним в своей команде
      Команда, окончившая передачу сигналов первой, получает десять баллов За каждую неверную запись сигнала вычитается одно штрафное очко. Выигрывает команда, у которой останется больше баллов.
     
      ЗВУКОВАЯ СВЯЗЬ
      Простые сигналы на сравнительно небольшие расстояния можно подавать свистком или спортивной сиреной. Такие сигналы состоят из определенных сочетаний коротких и продолжительных звуков. Таблицу звуковых сигналов может составить сам пионер-инструктор. Вот несколько сигналов для наиболее употребительных команд.
      «Внимание» — один продолжительный звук. За этим сигналом, после небольшой паузы, следует один из командных сигналов, например:
      «Сбор» (ко мне) — частые короткие звуки (ряд «точек»),
      «Стой», «ложись» — два звука, продолжительный и короткий.
      «Вперед» — короткий — продолжительный — короткий.
      «Бегом» — короткий — продолжительный — частые короткие.
      «Назад», «опасность» — два продолжительных — два коротких — два продолжительных и т. д., до исполнения.
      «Продолжаю (продолжать) наблюдение» — несколько продолжительных звуков с малыми паузами.
     
      ФЛАЖНЫЙ СЕМАФОР
      Сигнализация флажным семафором — самый легкий и удобный способ зрительной связи, широко применяемый на флоте. Она ведется при помощи условной азбуки и служебных семафорных знаков, которые воспроизводятся определенными положениями рук, держащих флажки.
      Для флажного семафора на флоте применяются флажки, сшитые из красной шерстяной или хлопчатобумажной материи, Размер флажка 35 X 35 см, деревянное древко — длиной 75 см и диаметром. 2 см. В лагерных и, особенно, походных условиях можно применять флажки меныиих размеров и с более короткими древками.
      В зависимости от условий освещения или фона местности флажки могут быть и других цветов, например ярко-желтые или наполовину красные, наполовину желтые и т. д. Но при этом оба флажка должны иметь совершенно одинаковые окраску и размерь:.
      Для хранения флажков нужно сшить чехол с двумя отделениями (рис. 2); его прикрепляют к поясному ремню.
      Семафорная азбука приведена на рис. 3. Каждый знак нужно выполнять четко и ясно, вытянутыми руками, при этом держать корпус и голову прямо.
      Кроме основной азбуки, сигналист должен помнить некоторые служебные знаки, облегчающие и ускоряющие связь:
      «Вызов», «Примите сообщение» — несколько раз повторить букву «У»,
      «Отзыв», «Готов к приему» — два раза повторить букву «А».
      «Вопросительный», «Ждем ответа» — два раза повторить букву «Т».
      «Численный», «Передаем цифры» — два раза повторить букву «Ч».
      «Не понял», «Повторите» — два раза повторяют букву «У».
      «Раздельный» — дается после окончания каждой буквы опусканием рук вниз.
      «Окончательный» — несколько раз то правой, то левой рукой повторяют букву «И». Принимающий в знак того, что передача принята и понята, также повторяет сигнал «Окончательный».
      Если сигналист встал на такое место, откуда плохо, видны сигналы, то принимающий подает условные зна-перемены места: «Передвинься в правую (левую) от меня сторону», «Встань выше, ниже». Эти сигналы показаны на рис. 4.
      Разучивать сигналы флажного семафора лучше не по алфавиту, а по принципу сходства движений рук.
     
      СВЯЗЬ ТЕЛЕГРАФНОЙ АЗБУКОЙ
      Все знаки телеграфной азбуки («азбуки Морзе») состоят либо из коротних («точка»), либо из длинных («тире»), либо из сочетания коротких и длинных сигналов (рис. 5).
      Некоторые пособия для вожатых и пионеров рекомендуют применять телеграфную азбуку для сигнализации флажками. Но как раз ,для этой цели телеграфная азбука очень мало подходит, гораздо проще и лучше пользоваться флажным (...)
      Некоторые начинают изучение азбуки Морзе с заучивания количества и сочетания точек и тире: «А» — «точка — тире», «Б» — «тире и три точки» и т. д, Принимая сигналы, они также пытаются подсчитывать тире и точки. Как раз этого делать не следует1 Настоящий радиотелеграфист или радиолюбитель-коротковолновик не считает знаки, а помнит, как они звучат. Поэтому, изучая буквы, надо внимательно прислушиваться к «мелодии» того или иного звука и запоминать ее.
      При обучении слуховому приему надо последовательно, не спеша изучать один знак за другим, причем не в алфавитном порядке. Мало тренированная слуховая память не обеспечит освоение большого количества различных знаков, особенно если они сходны по звучанию. Поэтому для первых занятий выбираются .знаки, наиболее резко отличающиеся друг от друга по звучанию. Их легче усвоить. Например, на первом занятии можно изучить звучание букв А, Б, С, Т, Г; на втором — Н, Й, К, О, Щ; на третьем — М, Ф, 3, И, Д и т. д.
      Успех занятий зависит прежде всего от четкой работы обучающего на ключе. Прежде всего он должен сохранять постоянную размерность точек и тире, интервалов (промежутков) между ними и между отдельными знаками. На первых занятиях надо передавать знаки с посильной для ребят скоростью, но во всяком случае больше такой, при которой они могут пытаться подсчитывать точки и тире. Это необходимо для того, чтобы сразу же приучать только к слуховому восприятию знаков.
      На занятиях обучающиеся внимательно слушают передачу, стараясь запомнить музыкальный образ или мотив каждого знака, и сразу записывать их на бумаге. Записывать нужно только буквами или цифрами, но отнюдь не точками и тире. Если обучаемый не разобрал какой-то знак, он ставит прочерк и продолжает прием, не пытаясь сообразить, какой именно знак он пропустил. Терять время на раздумывание — значит пропустить большую часть передачи.
      На первых порах в записях обучаемых будет больше прочерков, чем знаков. Не беда Это не должно смущать ни инструктора, ни пионеров, Можно несколько уменьшить скорость передачи (но не передавать слишком медленно), увеличивая промежутки между отдельными буквами. Обычно начальная скорость передачи при обучении приему на слух составляет 10 — 15 знаков в минуту. С каждым следующим занятием она повышается за счет сокращения промежутков между отдельными буквами или цифрами.
      Значительно труднее научиться передавать знаки ключом. Высокое мастерство передачи определяется умением уверенно, ритмично и без перебоев передавать знаки телеграфной азбуки. И в этом случае необходимо руководствоваться важный правилом: никогда не спешить. Скорость передачи придет сама, по мере приобретения навыков, А если пренебречь этим правилом, то легко сбить руку. Исправлять «почерк» телеграфиста значительно труднее, чем учить вновь.
      С первого же занятия отрабфываются правильная посадка обучаемых, способ держания ключа, правильное движение руки при передаче знаков.
      Существует несколько несложных правил. Обучаемые должны их твердо усвоить и строго выполнять.
      Правильная посадка при работе на ключе (рис. 6) определяется следующими положениями:
      правая рука (держащая ключ) должна быть согнута под углом 70 — 75° и быть как бы продолжением рычага ключа; локоть руки находится на 15 — 20 см от корпуса.
      Головка ключа по высоте должна находиться на уровне локтя правой руки; полусогнутые пальцы свободно лежат на ней;
      левая рука свободно лежит на столе, ладонью вниз; пальцы ее указывают передаваемые строки текста.
      Корпус слегка наклонен вперед, плечи раздвинуты, но без напряжения, мышцы шеи, руки и ног расслаблены; ноги расставлены на ширину плеч и опираются всей ступней о пол.
      Головку ключа держат тремя пальцами правой руки так, чтобы большой и средний пальцы обхватывали ее с боков; указательный палец наложен на головку ключа сверху в полусогнутом положении; безымянный палец и мизинец несколько подгибают внутрь ладони (рис. Пальцы обхватывают головку ключа без напряжения.
      Движения руки должны быть плавными, спокойными и также без напряжения; локоть остается неподвижным.
      Смотреть надо на текст, но не на ключ.
      Выработку правильного движения руки при передаче точек, тире и интервалов между ними можно облегчить применением подсчета. Для этого служат односложные слова «раз, два, три» с одинаковым временем произношения. Для передачи точек и интервалов применяют счет «раз»; для передачи тире — «раз, два, три». Интервал между знаками определяется словом «пауза», произносимым по слогам.
      Например:
      «Р» — раз, раз, раз-два-три, раз, раз, па-у-за.
      «О» — раз-два-три, раз, раз-два-#ри, раз, раз-два-три, па-у-за.
      «С» — раз, раз, раз, раз, раз, пa-y-за.
      Постепенное наращивание скорости передачи достигается увеличением скорости движения руки и сокращения ее размаха. Это вырабатывается только тренировкой, Начинать обучение передаче надо со скорости 10 — 12 знаков в минуту, постепенно повысить ее до 20 — 25 знаков. Второй этап обучения — наращивание скорости до 60 знаков в минуту. Но в условиях пионерского лагеря этот этап необязателен.
      Неправильная работа на ключе заключается в следующем: резко неодинаковые по величине точки и интервалы в знаках, неодинаковые тире, разрыв знака на две части, сливание знаков и разрыв слов, сливание тире и точек 8 знаках; срыв точек, укорочение тире в знаках. Повторяем: главное в обучении — это ритмичность передачи, соблюдение постоянной размерности точек, тире и интервалов:
      тире в три раза больше точки; интервал между точками и тире равен точке; интервал между знаками в слове равен тире; интервал между словами равен двум тире.
      Для лучшего запоминания звучания отдельных знаков рекомендуется насвистывать или напевать «мелодию» букв и цифр, а также подбирать слова, сходные по ритму с изучаемыми знаками.
      Допустим, что отрядные связисты уже овладели передачей и приемом телеграфной азбуки со скоростью 25 — 30 знаков в минуту. Этого достаточно для лагерного обихода, Как же использовать знание азбуки? Передавать указания или сообщения дословно, полностью? Нет, Надо воспользоваться переговорной таблицей, А как ее составить?
      Расчертите лист бумаги так, как показано на рис. 8, и впишите в клетки те фразы, которые наиболее часто понадобятся а игре или в других случаях лагерной жизни. Тогда, чтобы передать целую фразу, достаточно воспользоваться двумя цифрами. Первая из них будет обозначать вертикальный ряд, вторая — горизонтальный ряд, в которых находится нужная фраза. Предположим, в третьей клетке первого ряда записана фраза «Отряды выступают в поход в . . . часов». Она передается всего двумя цифрами «1» и «3»; правда, в этом случае связисты должны договориться и о том, что цифры, следующие за этими двумя, обозначают время выступления, например «15» (часов) «30» (минут).
      Пользуясь переговорной таблицей, можно зашифровать сто различных .соманд и фраз. Разумеется, каждый связист должен иметь у себя экземпляр таблицы.
      Можно составить несколько таблиц, занумеровать их по порядку и предупредить связистов: «Сегодня переговоры во время похода (или игры и т. д.) будут вестись по таблице NB 2
     
      АППАРАТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕГРАФНОЙ АЗБУКИ
      Для изучения телеграфной азбуки на слух применяются генераторы звуковой частоты (или просто звуковые генераторы).
      Простейший из них — это зуммер или пищик (рис. 9). Любой электрический звонок (кроме специальных звонкое переменного тока) можно переделать в пищик. Для jtoto требуется заменить тяжелый стальной якорь-вибратор с молоточком более легким вибратором, вырезанным, например, из пластинки трансформаторного сердечника. Еще лучше достать готовый телефонный зуммер. Телефон или громкоговоритель, батарея напряжением 3 — 4 в и телеграфный ключ соединяются с зуммером по схеме, приведенной на рисунке. Основным недостатком этого прибора является неустойчивость зуммера в работе. Контакты его часто обгорают, разлаживается регулировка якоря, все это приводит не только к изменению тона, но и к выходу прибора из строя. Значительно надежнее работает звуковой генератор с неоновой лампой (рис. 10), питающийся от источника постоянного тока напряжением 80 — 100 в. Однако мощность его достаточна только для нагрузки одного-двух головных телефонов.
      Более мощный генератор с питанием от сети постоянного тока собирается по схеме, показанной на рис. 11. Для выходного трансформатора Трг можно взять любой выходной трансформатор от динамика с низкоомной звуковой катушкой, удалить вторичную обмотку и взамен ее намотать 270 витков провода ПЭЛ 0,3 с отводами через каждые 30 витков. Силовой трансформатор Трз — любого типа. Фильтр выпрямителя состоит из двух конденсаторов Cj и по 10 мкф каждый, Вместо дросселя Др можно применить сопротивление в 5000 — 7000 ом, рассчитанное на мощность 3 — 5 вт. Налаживание генератора заключается в подборе режима литания лампы 6Ф6 и емкости конденсатора С. Если генератор после сборки не будет работать, то следует поменять местами концы одной из обмоток трансформатора низкой частоты Тр;.
      Для групп, изучающих телеграфную азбуку, следует оборудовать так называемый зуммерный стол. Схема его дана на рис. 12. Буквой К обозначены ключи для обучающихся (один на двоих), К; — ключ инструктора,
      1 и 2 — гнезда для включения головных телефонов (наушников), Пз и — перемычки. При работе ключа инструктора Kj замыкают перемычки и один из ключей К. При работе попарно ключ К замыкается, а перемычки разомкнуты. При работе одного из ключей К на всю группу ключ К и все перемычки замыкаются.
      Телеграфные ключи лучше взять готовыми, но можно сделать и своими силами. Общий вид самодельного ключа и его детали показаны на рис. 13. Он состоит из деревянного основания 1, стойки 2, сделанной йз медной или латунной пластинки толщиной 1,5 — 2 мм, и деревянного коромысла 3, обтянутого с трех сторон жестяным кожухом 4. На одном конце коромысла поставлена деревянная головка ключа 5, прикрепленная винтом 6 и гайкой 7. На противоположном конце коромысла находится передний контактный винт 8, закрепленный гайками 9. В отверстие, расположенное на коромысле ближе к стойке, пропущен регулировочный винт 10 с гайкой 11. На винт надета пружина 12; одним концом она прикреплена к основанию ключа скобочкой 13. Передним и задним контактными упорами служат шурупы 14 и 15. Пружина 12 состоит из 6 — 8 витков стальной проволоки диаметром 0,3 — 0,5 мм.
      К стойке 2 и контактным упорам 14 и 15 припаивают гибкие изолированные провода, для которых в основании ключа делают специальные бороздки.
      Регулировка ключа заключается в установлении нужного зазора (от 3 до 5 мм) между нижними концами контактных винтов 8 и 6 и контактными упорами 14 и 15. Упругость хода ключа регулируют натяжением пружины 12 с помощью винта 10 и гайки 11.
     
      ПРОСТЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
      Переговоры по телеграфной азбуке можно вести не только звуковыми, но и световыми сигналами — вспышками лампочки, солнечным «зайчиком», отраженным от зеркала, и т. д. Для подачи и приема звуковых и световых сигналов служат простые сигнальные аппараты. Принципиальные схемы их приведены на рис. 14.
      В каждом аппарате имеются телеграфный ключ, лампочка от карманного фонаря, электрический звонок или зуммер, батарейка. В аппаратах В и Г лампочки заменены головными телефонами.
      Все детали аппарата можно поместить в небольшой деревянный ящичек с плечевым ремнем. Такой аппарат удобно носить во время походов и игр на местности, Примерный внешний вид такого ящичка показан на рис. 15. Если аппарат носить не требуется, то его можно смонтировать на деревянной панели.
      Сигнальные аппараты соединяются между собой изолированным проводом. Лучше всего взять для этого полевой (телефонный) кабель или, в крайнем случае, обыкновенный звонковый или радиотрансляционный провод в полихлорвинилооой оболочке. Постоянная линия подвешивается на шестах или на деревьях, временная — прокладывается по земле, если нет опасности повреждения ее, Кабель для временных линий навивается на переносную катушку (рис. 16).
     
      СИГНАЛИЗАЦИЯ КАРМАННЫМ ФОНАРЕМ
      Обыкновенный карманный фонарь можно использовать для связи телеграфной азбукой. В этом случае
      короткая вспышка будет обозначать точку, более продолжительная — тире, Передачу можно вести, нажимая выключатель фонаря, или, закрывая свет каким-либо предметом (например, фубажкой), или просто ладонью. Ведя световую связь, надо стараться сохранять постоянную размерность точек,(тире и интервалов, так же как и при работе на телеграфном ключе.
      Имея карманные фонарики со сменными цветными стеклами (красным, бесцветны (...)
     
      ПРОСТОЙ ТЕЛЕФОН
      Телефонную связь на расстоянии 100 — 150 м можно осуществить с помощью двух пар головных телефонов (наушников). Они соединяфтся между собой двухпроводным кабелем или одним проводом с заземлением (рис. 18). Можно обойтись и двумя наушниками, но тогда в каждый из них придется поочередно говорить и слушать. В.этом простейшем телефоне нет приспособлений для вызова. Поэтому, если есть часы, можно установить постоянное время для переговоров. При отсутствии часов придется илг( установить постоянное дежурство у телефона, или подавать сигнал вызова каким-либо иным способом.
      Описание более сложных [телефонных аппаратов, очень похожих на настоящие,) можно найти в книгах П. Г. Стрелкова «Самодельные телефонные аппараты» (выпущена издательством ДОСАРМ в 1951 году, переиздана издательством ДОСААФ в 1956 году) и «Пионер-электротехник» (Детгиэ, 1960 г.). В последней книге описываются также самодельный телеграфный аппарат и различные виды сигнализаций; Описания простых устройств для электрической связи содержит и книга Ю. Верхало «Самодельные приборы по электротехнике» (Детгиз, 1956 г.).
     
      ДЫМОВЫЕ СИГНАЛЫ
      В некоторых случаях можно: применять дымовые сигналы. Правда, при сильном ветре они будут плохо видны. А в лесистой местности такие сигналы можно подавать только в безветренную погоду и при крайней необходимости. Ведь сипнал может быть принят за дым лесного пожара и вызвать общую тревогу.
      Для подачи сигналов хорошо иметь дымовые шашки. Они пригодятся и для устройства дымовой завесы во время военной игры. Их нетрудно сделать самим под руководством учителя химии.
      Берут немного азотнокалиевой соли, хлористого аммония (нашатыря), нафталина и древесного угля. Каждое вещество в отдельности тщательно растирается в порошок. Для этой работы г» ступками, которые имеются кабинетах, После растирания обязательно моют
      На точных весах отвешивают: азотнокалиевой соли хлористого аммония нафталина древесного угля Отвешенные вещества ссь пают вместе и перемешивают палочкой (ни в коем случае не растирать). Готовую смесь насыпают в пакетик, склеенный из бу-
      маги, и уплотняют. Панетик заклеивают. Дымовая шашка готова.
      Перед тем как поджечь шашку, ее кладут на землю (если земля влажная, то на сухую дощечку или кусок древесной коры) и касаются одного из уголков тлеющей лучинкой. Смесь в шашке начнет тлеть, образуя густой дым, совершенно безопасный для людей (поэтому такие шашки называются нейтральными).
      Если шашек нет, дымовой сигнал можно подать обычным костром. Для этого в разгоревшийся костер кладут свежие ветки, мокрый хворост или траву.
      Число сигналов, которые можно подать дымом, ограниченно. Ведь оно зависит от количества костров «(или шашек), разведенных в нескольких шагах один от другого, О значении дымовых сигналов надо условиться заранее. Они могут быть примерно такими:
      «Вызов», «Ко мне» — один столбик дыма.
      «Прекратите движение», «Ожидать на месте» два столбика дыма.
      «Общий сбор» — три столбика дыма.
     
      ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ СВЯЗИСТОВ
      «Эстафета». Участники игры делятся на две команды с одинаковым, четным числом ребят в каждой.
      Внутри команды формируются сигнальные посты по два человека. Команды располагаются параллельными
      цепями с дистанцией (промежутком) между постами в 50 — 100 и более метров, смотря по условиям видимости. Ведущий игру вручает первым постам небольшие телеграммы для передачи, после чего уходит на конец цепи, к последним постам, куда текст должен быть передан.
      Каждый сигнальный пост работает так. Первый связист читает (принимает) текст и вслух повторяет его второму связисту — для передачи его дальше.
      Наиболее интересно игра гроходит тогда, когда связь между отдельными постами осуществляется различными средствами. Например, первый пост передает текст флажным семафором, второй — гелиографом или вспышками карманного фонаря (по телеграфной азбуке), третий — телеграфной азбукой по проводней линии, соединяющей этот пост с четвертым, четвертый — снова флажным семафором, пятый — по телефону и т. д. Можно ввести и доставку телеграмм на отдельных участках эстафеты бегунами или велосипедистами.
      Для того чтобы связисты не могли передавать текст «по догадке», его нужно зашифровать цифрами и буквами. Последние посты обеих команд записывают тексты и вручают их руководителю игры.
      Победа присуждается гой команде, которая раньше другой передаст руководителю полностью принятый текст, При оценке учитывается и точность передачи телеграммы, Если команда закончила передачу быстрее, но исказила текст, то победительницей будет вторая команда, передавшая текст медленнее, но безошибочно.
      «Проводка телефонной линии». Каждый играющий получает на старте шпагат длиной 40 — 50 метров, намотанный на катушку или просто на круглый деревянный стержень. Один конец шпагата привязан к вбитому в землю колышку. По сигналу ведущего игру участники бегут, разматывая шпагат и укладывая его на землю, затем возвращаются так же бегом, аккуратно сматывая шпагат на катушку. Выигрывает тот, кто первым размотает и смотает шпагат.
      Это упрощенный вариант игры. Она будет гораздо интереснее, если играющие получат не шпагат, а настоящий провод и головные телефоны. Тогда каждый из них, размотав провод до конца, включает телефонные трубки и докладывает на «телефонную станцию» (то есть на гтарт) о готовности линии. Получив команду «снять линию», он возвращается на старт, сматывая на пути провод.
      «Светлячки» («Сверчки»). Эту игру интереснее проводить в сумерках в редком лесу. Для игры выбирают участок площадью примерно 500X500 метров и в центре его разводят костер. После объяснений условий игры руководитель по одному отзывает ее участников от костра и, чтобы не слышали другие, дает им задания: одним назначает ловить «светлячков» («с-верчкев»), другим — самим быть «светлячками». Последних должно быть два. Если игра проводится днем, они получают спортивные сирены или свистки, если в сумерки — карманные фонарики, Получив задание, пионеры по одному уходят в лес в указанном руководителем направлении на расстоянии 150 — 200 шагов и прячутся.
      Помощник руководителя игры — горнист — остается у костра. Он поддерживает огонь и дает сигналы о начале и конце игры. Руководитель сообщает ему фамилии назначенных «светлячками» и тоже уходит в лес.
      После сигнала о начале игры «светлячки» через каждые две-три минуты зажигают фонарики (днем свистят), а затем прячутся или убегают. Никто из участников игры не знает, кто является «светлячком», поэтому и сами «светлячки» для лучшей маскировки могут на некоторое время присоединиться к ловле, А для зажигания фонариков они незаметно отходят в сторону.
      Выигрывают ловцы, если они за отведенное для игры время поймают обоих «светлячков» и уведут их к костру. В противном случае выигрывают «светлячки». Если за назначенное время ловцы поймают только одного «светлячка», то игра кончается вничью.
      Правила игры.
      1. «Светлячка» считают пойманным, если его коснулись двое ловцов одновременно. После этого «светлячок» идет с ними к костру и остается там до конца игры.
      2. Если вместо «светлячка» по ошибке поймали одного из ловцов, его ведут к костру, чтобы узнать у горниста, не является ли он «светлячком».
      3. «Светлячки» должны зажигать фонарики не менее, чем на 10 секунд через каждые две-три минуты (днем — подавать короткие свистки через такое же время).
      4. Никто из ловцов не должен иметь при себе фонарика или свистка,
      5. По истечении отведенного для игры времени или в том случае, когда оба «светлячка» уже приведены к костру, горнист дает сигнал об окончании игры. После сигнала все участники собираются к костру. Пойманные «светлячки» после сигнала об окончании игры не зажигают фонарики.
      Можно применить и другой вариант игры: пойманный «светлячок» передает фонарик (овисток) поймавшему его ловцу. Выигрывает участник, которому удалось быть большее количество раз «светлячком».
     
      «ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК» Серия:
      «Любители науки и техники в пионерском лагере»
      (В помощь пионерам-инструкторам)
      1. Авиамоделисты в пионерском лагере.
      2. Связь и сигнализация в пионерском лагере.
      3. Судомоделисты в пионерском лагере.
      4. у пионерского костра.
      5. Юные физики в пионерском лагере.
      6. Юные химики в пионерском лагере.
      7. Наблюдай Солнце

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.