ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Г. С. ОПЕНЧУК. Изготовление наглядных пособий по физике в средней школе 5
A. И. МИЛЕВСКИЙ. Конструирование и изготовление приборов в школьных мастерских 37
B. И. ДРОЗД. Некоторые приборы для демонстраций по физике 54
А. Я. ЧЕРНУЛИЧ. Самодельные приборы для проведения лабораторных работ в VIII классе 69
И. А. БЕРМАН. Из опыта работы кружка по изготовлению физических приборов 78
Л. Я. ГУРЕВИЧ. Изготовление приборов и моделей по курсу электричества в X классе 92
C. Т. КОРЧАГИН. Действующая модель асинхронного электродвигателя трехфазного тока 123
А. А. БЫТ ЕВ. Самодельные приборы по теме «Трехфазный ток» 129
А. С. ДРОБАТ. Семь самодельных приборов 145
С. С. РУБЕРТ. 1. Прибор для проверки объединенного закона газового состояния. 2. Патроны для лампочек 153
Из года в год наша промышленность выпускает все больше приборов для проведения лабораторных работ й демонстраций по физике.
Однако, как бы хорошо ни был оснащен кабинет приборами заводского изготовления, самодельные приборы призваны сыграть весьма важную роль.
Теперь, когда происходит перестройка школы, приближение ее к жизни, необходимы всемерная активизация учебного процесса, вовлечение учащихся в работу по конструированию физических приборов и аехнических моделей.
Не следует забывать, что хорошо проведенный учителем эксперимент и опыт, произведенный самими учащимися, играют огромную роль в деле более глубокого усвоения физических законов, а следовательно, в деле вооружения учащихся диалектико-материалистическим мировоззрением.
Едва ли найдутся сейчас преподаватели физики, которые не согласились бы с вышесказанным, но некоторые затрудняются в выборе приборов и моделей, которые нужно сделать, не знают, как их можно сделать, используя недефицитные детали. Они не используют полностью возможности, возникшие в связи с преподаванием основ машиноведения и работой учащихся в учеб>-ных мастерских.
Настоящий сборник призван популяризировать опыт некоторых учителей, работающих в городских и сельских школах Белоруссии. В основном авторы делятся опытом создания физических приборов и технических моделей в физико-технических кружках.
В сборнике описаны некоторые приборы и технические модели, нужные для проведения лабораторных работ и демонстраций, показано, как, работая в школьных мастерских, осваивая программу слесарного дела, учащиеся не только приобретают трудовые навыки, но одновременно и изготавливают детали физических приборов.
Настоящий сборник не претендует на полное освещение опыта изготовления самодельных приборов и моделей, накопленного школами республики.
Многие приборы, описанные в сборнике, можно было бы сконструировать иначе, быть может, сделать их более совершенными. Сборник убедительно показывает, какие огромные возможности существуют для насыщения уроков экспериментами, для более глубокого усвоения учащимися физики, практического применения приобретенных теоретических знаний.
Мы надеемся, что опыт авторов сборника поможет преподавателям физики в их практической работе.
Я. Дорский
Г. С. ОПЕНЧУК Учитель физики СШ №3 г. Бобруйска
ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящей статье излагается опыт работы по организации изготовления физических приборов в физико-техническом кружке, на }/роке, в школьных мастерских и в домашних условиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА
В нашем физико-техническом кружке изготовляются сложные приборы. Это связано прежде всего с тем, что в состав физико-технического кружка входят учащиеся, любящие технику, имеющие некоторые склонности к конструированию.
Кроме того, помещение, в котором работают кружковцы, имеет необходимое оборудование и инструменты для выполнения сложных работ.
Опыт показал, что организация физико-технического кружка заключается не в составлении списка желающих посещать кружок, а в большой предварительной подготовке.
Перед тем как произвести запись учащихся и начать в кружке занятия, учителю необходимо самостоятельно проделать большую работу, которая сводится примерно к следующему.
1. Внимательно изучить учащихся и выявить их интересы. Для этого учитель должен использовать не только урок, но и перерывы между уроками. Беседа с учащимися во внеурочное время является методом выявления их склонностей. К некоторым учащимся полезно сходить на дом.
2. Подготовить рабочее место. Лучше, если для занятий кружка будет отведена хотя бы небольшая, но отдельная комната, где можно было бы установить верстак по дереву и слесарные тиски. Для начала верстаком может служить старый ученический стол, переоборудованный, как показано на рисунке 1.
3. Наметить план работы кружка. При составлении плана нужно учесть интересы учащихся, размеры классной комнаты, в которой они занимаются, а также позаботиться о том, чтобы приборы, которые учащиеся будут изготовлять, вызвали у них интерес. При составлении плана работы кружка учитель должен пользоваться программой по физике и дополнительной литературой с описанием самодельных приборов.
4. Подготовить материалы и инструменты. Для выполнения работ, намеченных в плане, потребуются различные мтериалы. Некоторые материалы могут принести сами учащиеся.
Часть материалов можно получить на шефствующем предприятии. Основное же количество фанеры, досок, жести и т. д. должна приобрести школа через торгующие организации.
Для нормальной работы физико-технического кружка нужны слесарные и столярные инструменты.
Инструменты нужно держать в порядке. Каждый инструмент должен иметь свое место.
Для приведения в порядок инструментов можно привлечь несколько учащихся, знакомых со столярным делом, и воспользоваться школьной столярной мастерской.
Из опыта работы я убедился, что такие инструменты, как плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, ножницы, отвертка, шило, удобно хранить в специально сделанной для этого готовальне. Делается готовальня из досок или из толстой фанеры (рис. 2).
Отверстия в верхней доске готовальни выпиливаются лобзиком (величина отверстия зависит от формы и размеров инструмента).
Для электрических паяльников необходимо сделать из досок подставки (рис. 3).
С одного конца доски устанавливается проволочная подставка. На другом конце доски из планок делается коробка для олова, нашатыря и канифоли.
Все остальные инструменты размещаются на специальной доске, которая подвешивается вблизи верстака (рис. 4).
Только после указанной подготовки можно произвести запись в физико-технический кружок. Во время записи учитель, безусловно, должен учитывать интересы и наклонности учащихся.
Я считаю, что вполне достаточно будет, если в физико-технический кружок войдет 20—25 учащихся. Вообще, количественный состав кружка во многом будет зависеть от площади рабочей комнаты, количества имеющихся инструментов и ряда других причин.
Нужно не забывать, что, кроме физико-технического кружка, в школе должны работать еще и другие кружки, которые также охватят значительное количество учащихся. В крупных школах работает несколько преподавателей физики, и там одновременно может быть несколько физико-технических кружков.
На первом занятии руководитель знакомит учащихся с целями и задачами кружка, с правилами для членов физико-технического кружка. (Эти правила вывешиваются на видном месте.)
ПРАВИЛА ДЛЯ ЧЛЕНОВ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА
1. Для того чтобы быть членом физико-технического кружка, нужно хорошо учиться и быть дисциплинированным.
2. Член физико-технического кружка должен следить за достижениями современной науки и техники, для чего ему необходимо систематически читать журналы «Юный техник», «Техника—молодежи», «Знание — сила» и другую литературу.
3. Член физико-технического кружка обязан аккуратно посещать все занятия кружка и добросовестно относиться к работе.
4. Прежде чем приступить к изготовлению прибора, член кружка должен хорошо ознакомиться с назначением прибора, его действием и теми физическими явлениями и законами, для демонстрации которых предназначен прибор.
5. Член кружка обязан соблюдать правила техники безопасности при работе.
6. Порученную работу член кружка обяз; н довести до конца.
7. Член кружка должен помогать товарищу в работе, придерживаясь правила: «Научился сам — научи товарища».
8. Член кружка должен содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к инструментам и экономно расходовать материалы.
9. После окончания работы каждый член кружка обязан убрать свое рабочее место и сдать инструменты дежурному.
Вырабатывается план работы кружка на I четверть.
Если в состав кружка входят учащиеся VI—X классов, то в этом случае целесообразно кружок разбить на три группы, которые будут охватывать VI и VII, VIII и IX, X классы. В каждую группу войдет 8—10 членов кружка. У нас кружок разбит на две группы. В первую группу входят учащиеся VIII—1Хклассов, во вторую—X класса. Разбивка на группы вызвана трудностью одновременной работы с большим числом учащихся, их различной теоретической подготовкой.
После обсуждения плана работы выбирается староста кружка и заместители. Заместители старосты являются в свою очередь старостами групп. Все вместе они должны сосаавлять ядро кружка, а поэтому к выбору старост следует отнестись серьезно. Они должны быть лучшими учащимися.
На этом (первом) занятии составляется расписание работы кружка. При составлении расписания нужно выбрать дни, наиболее удобные для кружковцев. Каждая группа собирается для практической работы 2 раза в неделю. В конце четверти необходимо собирать полный состав кружка для подведения итогов и обсуждения плана работ на следующую четверть.
При распределении конкретных заданий учитель должен учитывать интересы, способности и практические навыки учащихся, должен указывать дополнительную литературу, по которой можно более подробно ознакомиться с предстоящей работой. В некоторых случаях можно предложить кружковцам к следующему занятию подготовить чертеж прибора, который они будут изготовлять. Некоторые приборы кружковцы должны будут изготовлять группам по 2—3 человека.
Организация практического занятия физико-технического кружка
На практическое занятие приходит сравнительно небольшая группа учащихся (10—14 человек). Все они имеют более или менее -одинаковый уровень подготовки.
Перед началом занятия дежурные (2 человека, назначаемые старостой кружка) получают от руководителя необходимые для практической работы инструменты и раскладывают их по рабочим местам.
До начала практической работы руководитель кружка проверяет чертежи, подготовленные кружковцами, материалы, нужные для работы, выясняет, понимают ли кружковцы назначение и действие прибора. В случае необходимости руководитель кратко объясняет и уточняет чертеж.
Убедившись, что группа готова к выполнению задания, можно разрешить начать работу.
Во время работы руководитель кружка обходит рабочую комнату от одного рабочего места к другому, дает различные практические советы, показывает, как правильно пользоваться инструментом, следит за правильным положением корпуса учащегося во время работы и т. д.
Практическое занятие должно продолжаться 1,5—2 часа. После занятия каждый кружковец приводит в порядок свое рабочее место и сдает руководителю кружка изготовляемый прибор. Дежурные собирают инструменты.
Возникает вопрос: каким требованиям должны отвечать приборы, изготовленные учащимися?
Я считаю, что к таким требованиям можно отнести следующие.
Приборы, предназначенные для демонстрации физического явления в классе: а) должны быть хорошо видимы с каждой парты; б) не должны содержать лишних деталей, которые только отвлекают учащихся; в) должны обладать достаточной прочностью и изящностью.
Работа физико-технического кружка в связи с прохождением программного материала по физике
Свою работу физико-технический кружок должен строить в строгой последовательности в связи с прохождением курса физики. Это особенно важно в той группе, в которую входят учащиеся VI— VII классов. При этом нужно помнить, что значительное количество приборов, особенно в этих классах, имеет настолько простое устройство, что с их изготовлением учащиеся вполне могут справиться в домашних условиях. К таким приборам можно отнести динамометры, ватерпасы, рычажные весы, калориметры и ряд других. Но для демонстрации некоторых явлений при прохождении курса физики потребуются и сложные приборы, изготовление которых в домашних условиях учащимся будет не под силу. Именно такие приборы, т. е. приборы более сложной конструкции, должны изготовляться в физико-техническом кружке.
Само собой разумеется, что работа физико-технического кружка заключается не только в изготовлении приборов. В план работы кружка входит также ремонт приборов, организация вечеров занимательной физики, выпуск газеты «Юный физик», демонстрация кинофильмов в школе и ряд других мероприятий.
Учитель физики при составлении плана работы кружка должен планировать изготовление следующего оборудования: 1) вспомогательного; 2) лабораторного; 3) демонстрационного; 4) приборов и моделей, служащих для расширения кругозора учащихся в области физики и техники.
Поделюсь опытом изготовления перечисленного оборудования.
1. Вспомогательное оборудование. К вспомогательному оборудованию относятся различного рода приспособления, имеющие общее назначение.
а) Демонстрационный столик. Демонстрационный столик крайне необходим преподавателю физики, у которого отсутствует специально оборудованный класс для проведения урока физики. Он служит для обеспечения лучшей видимости, а также для удобства перенесения и пользования приборами.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|