НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Тайны слова (занимательная грамматика). Иванова, Панов, Потиха, Сергеев. — 1966 г.

Вера Андреевна Иванова
Георгий Александрович Панов
Зиновий Аронович Потиха
Фёдор Павлович Сергеев

Тайны слова

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

*** 1966 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      ЮНОМУ ЧИТАТЕЛЮ
      Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка/ Фридрих Энгельс, который знал свыше 20 языков, восторженно писал: «Какой красивый русский язык!»
      «...Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч... И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку», — так еще в годы царизма Владимир Ильич Ленин высоко оценил величие русского языка и предвидел его будущее.
      Сбылись пророческие слова Ильича: «...Великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки».
      Русский язык победно звучит на просторах нашей Родины. Его добровольно изучают все советские люди. При последней переписи населения СССР свыше 124 миллионов человек назвали русский язык своим родным языком, среди них 10 миллионов человек нерусской национальности.
      В Программе КПСС, утвержденной на XXII съезде, говорится: «Происходящий в жизни процесс добровольного изучения, наряду с родным языком, русского языка имеет положительное значение, так как это содействует взаимному обмену опытом и приобщению каждой нации и народности к культурным достижениям всех других народов СССР и к мировой культуре. Русский язык фактически стал общим языком межнационального общения и сотрудничества всех народов СССР».
      Возросла роль русского языка и как языка интернационального общения не только в социалистическом лагере, но и в странах капитала. Русский язык стал одним из самых популярных и широко изучаемых языков мира. Он гордо звучит на международных съездах и конференциях, на земле и в заоблачных высях — в космосе! Даже буржуазные газеты писали, что триумфальные полеты советских летчиков-кос-монавтов дают право назвать русский язык языком космоса.
      Тебе, дорогой читатель, со школьной скамьи известны высказывания многих замечательных людей о богатстве, силе, красоте, выразительности и музыкальности русского языка.
      «В нем все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.» Так писал о нашем языке^ великий художник слова Н. В. Гоголь.
      В русском языке, при неисчерпаемом его богатстве, представлены разнообразнейшие языковые средства для выражения тончайших оттенков мыслей и чувств.
      «Величайшее богатство народа — его язык!» (М. Шолохов). Мы должны дорожить этим несметным сокровищем, накопленным в течение многовековой истории русского народа.
      Как же не любить такой прекрасный и победоносный язык, который вызывает восхищение у всех народов мира своим богатством, своей красотой, своим величием и мелодичностью?
      Как же не изучать и не ценить такой язык? Как не беречь его?
      Мы решили помочь тебе, наш
      юный друг, изучить русский язык и еще больше полюбить его.
      Эта книга не является учебником:
      она только дополняет и разъясняет его в наиболее доступной и популярной форме. Основное назначение этой книги — вызвать интерес к изучению русского языка.
      Материал её может быть с успехом использован учителем как на уроке, так и на внеклассных занятиях. Но главным образом книга адресована учащимся для самостоятельного чтения и упражнений.
      В этой книге даны увлекательные объяснения правил грамматики русского языка, интересные стихи, рассказы и отрывки из художественных произведений. Кроме того, после каждой темы предлагаются занимательные упражнения, задачи и даже игры. Вот почему эту книгу надо читать не как художественное произведение, а по-особому: вооружившись карандашом, тетрадью и... терпением. Да, терпением!
      В конце книги помещены ответы на трудные задачи и вопросы, но ты не спеши заглянуть туда, будь терпеливым и настойчивым, постарайся самостоятельно решить задачи и ответить на вопросы. Помни: чтобы добиться знаний, нужны терпение и труд.
      Хорошо читать эту книгу вслух с товарищами.
      Напиши нам, понравилась ли тебе книга, пришли критические замечания и пожелания.
      АВТОРЫ
     
      ФОНЕТИКА
      ЧУДО ИЗ ЧУДЕС
      Почтальон принёс свежую газету. Мы раскрываем её и узнаем о событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за её пределами...
      Ежедневно мы пользуемся печатным словом, читая и перечитывая разные книги, статьи в газетах и журналах...
      Алексей Максимович Горький писал: «Книга, быть может, наиболее сложное великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к его счастью и могуществу будущего».
      Еще чаще мы пользуемся устной речью. От колыбели до глубокой старости, до последнего вздоха. Ребенок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстаётся на протяжении всей жизни.
      Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы подчас даже не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.
      Мы говорим, производя звуковые колебания воздуха. Наш собеседник, слушая и понимая значения слов, образованных с помощью звукоз, расшифровывает наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Как это просто, обыденно и вместе с тем величественно и интересно!
      Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. «Труд и связанное с ним слово, — писал академик Иван Петрович Павлов, — сделали нас людьми».
      Слова состоят из членораздельных звуков. Сами по
      себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки О, Д, М. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке — ДОМ, как слушатели поймут, что речь идёт о строении, в котором живут люди.
      Почему так произошло?
      С незапамятных времен, на протяжении многих тысяч лет, звуки речи, складываясь в определённом порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Например, в слове КОТ на первом месте звук К, на втором — О, на третьем — Т. Если мы изменим порядок звуков (ТОК, КТО), заменим хотя бы один из звуков (БОТ, КОЛ), или исключим (ОТ, КО), или прибавим (СКОТ), то первоначальное слово перестанет существовать — появятся совершенно новые слова, или ничего не получится, кроме набора непонятных звуков. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова и составлять предложения. Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков — типов, называемых в науке фонемами. В русском языке, например, их всего 41. Но это не помешало великому русскому народу — творцу языка — создать из этих звуков огромный океан слов! В самом полном словаре современного русского литературного языка (17 томов) записано свыше 120 000 русских слов!
      ЗВУКИ РЕЧИ
      Звуки делятся на две неравные группы: большую из них образуют согласные, а меньшую — гласные.
      Гласными звуки названы потому, что они состоят только из голоса, а слово голос в старославянском языке звучало как гласъ. Оно довольно долго употреблялось в русской поэзии. Вспомните стихотворение А. Пушкина «К морю», там есть такие строки:
      Как я любил твои отзывы,
      Глухие звуки, бездны глас
      И тишину в вечерний час,
      И своенравные порывы!
      Или начало стихотворения А. Пушкина «Певец»:
      Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца овоей печали?
      Вот это слово глас вместе с суффиксом и окончанием и дало нам название — гласные звуки.
      А согласные? Они называются так, потому что могут произноситься только с гласными. Здесь та же приставка со-, обозначающая совместность, которую мы находим в словах собеседник, соученик, соавтор, соучастник, современник, сограждане и др.
      Гласных звуков в русском языке 6 (букв 10), а согласных звуков — 35 (букв — 20), поэтому гласные звуки в словах повторяются значительно чаще. Есть слова, в которых одна гласная буква повторяется несколько раз (обороноспособность — 7 о, носорог — 3 о, вин. падеж слова кукуруза дает нам 4 у и т. д.). Но есть у нас и такие слова, которые имеют только одну гласную (сон, бок, лак, мир и др.). Меняя эту единственную гласную, мы будем получать совершенно новые слова (сан, бак, лук, мэр).
      На особенностях гласных звуков построено много словарных игр. Вот одна из них.
      Ведущий даёт задание: «Напишите как можно больше слов с одинаковыми гласными. Пишем слова с гласным О. Можно пользоваться словарем. Игра на время».
      Участники игры пишут, например, такие слова: обороноспособность, носорог, долото, водоросль...
      Через определённое время каждый из участников читает записанные им слова. За неповторившееся слово — очко. Победитель тот, кто наберёт больше очков.
      СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
      Согласных звуков в русском языке, как мы уже знаем, больше, поэтому слов, в которых повторялся бы один согласный, очень мало (папа, мама, тетя, няня, дядя, боб, Анна и др.). Найти слова с одинаковыми тремя согласными уже трудно, а с четырьмя еще труднее.
      Но в нашем языке довольно много слов, которые различаются только одним согласным звуком (чайка — майка — гайка — сайка — зайка — пайка — лайка — шайка; соль — боль — моль — толь — ноль — роль; часть — масть; пол — вол — мол — тол — кол — дол; ком — том — ром — сом — дом; холод — голод — молод; луч — луг — лук; сор — сок; и т. д.).
      Приведите собственные примеры.
     
      Вопросы для любознательных
      1. Зажмите нос. Произнесите звуки М, Н. Куда устремляется воздух, пройдя гортань? Почему же звуки М, Н называют носовыми?
      2. Почему звук Р называется дрожащим?
     
      ЗВУКОПИСЬ
      Слова создаются с помощью звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Но в некоторых словах сами звуки как бы «подтверждают» смысл слов. Возьмем слова гром, гроза, град, греметь, грохотать, раскаты. Звуки передают что-то грозное, рокочущее, связанное с грохотом, ударами. Этому способствует дрожащий звук «р». Вот почему поэт Владимир Гордейчев в стихотворении «Моей революции» пишет:
      Грозою полыхнувшая над катами народ с колен поднявшая рывком, люблю во рту слова твои раскатывать, такие, как «р-республика», «р-ревком».
      Они хранят громовый отзвук выстрелов по Зимнему в том самом Октябре, в который сощуренно и пристально гляжу в моих раздумьях о тебе.
      Поэт Ф. Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включил слова со звуком «р»:
      Люблю грозу в начале мая,
      Когда весенний первый гром,
      Как бы резвяся и играя,
      Грохочет в небе голубом.
      Гремят раскаты молодые...
      Полет жука можно изобразить звуком ж-ж-ж. Кстати, на основе этого звукоподражания возникли слова жужжать, жужжание. Повторяющиеся звуки Т, П, К могут создать звуковой образ мчащейся конницы, пляски и т. п.
      Эти свойства звуков давно были замечены поэтами. Но встречаясь в стихотворении со звукописью, мы иногда при торопливом чтении не обращаем на это внимания и обедняем художественную ценность произведения.
      С. Я. Маршак пишет: «В глаголе «хохотать» звучат раскаты громкого смеха — «хо-хо-тать».
      Мы давно привыкли к этому «смеющемуся» слову и, произнося скороговоркой, комкаем его, скрадываем безударные гласные.
      А как явственно и сильно зазвучал каждый его слог в пушкинских стихах:
      Все ходит, ходит он кругом,
      Толкует громко сам с собою —
      И вдруг, ударя в лоб рукою,
      Захохотал.
      (Медный всадник)
      Кажется, впервые этому слову представлен простор, необходимый для полного его звучания. Стихотворный размер заставляет нас ясно и четко произносить все гласные. Неизбежная после предыдущего стиха пауза создает ту тишину, после которой громом прокатывается заключенный в слове хохот — «захохотал».
      Великие писатели всегда добивались музыкального звучания произведений. В стихах А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Маяковского и других поэтов мы находим большое количество аллитераций1).
      Можно сказать, что звукопись — одно из свойств выразительной речи. И высокая музыкальность стихов как прошлых поэтов, так и современных предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить глубокое впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
      Следовательно, писатели, стремясь самими звуками изобразить то, о чем пишут, сознательно подбирают слова с повторяющимися звуками, например, шипящими, дрожащими и др.
      * * *
      Прочтите выразительно отрывок из басни И. А. Крылова «Осёл и Соловей» и скажите, какие согласные звуки выполняют роль звукописи:
      Тут Соловей являть своё искусство стал:
      Защёлкал, засвистал
      На тысячу ладов, тянул, переливался;
      То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался,
      То мелкой дробью ©друг по роще рассыпался.
      Какую роль выполняет звук р в следующем отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
      Мазурка раздалась. Бывало,
      Когда гремел мазурки гром,
      В огромной зале все дрожало,
      Паркет трещал под каблуком,
      Тряслися, дребезжали рамы.
      Какими звуками передает А. С. Пушкин грохот и топот копыт в следующем отрывке из поэмы «Медный всадник»?
      Как будто грома грохотанье — Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой...
      Чем создается звукопись в отрывках из стихотворений М. Ю. Лермонтова «Русалка» и «Тамара»?
      Русалка плыла по реке голубой,
      Озаряема полной луной;
      И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.
      Волна на волну набегала,
      Волна подгоняла волну.
      Ответом может послужить стихотворение А. Прокофьева «Волны»:
      Волна, волна — т.се буквы влажны,
      Да и слились в один размах.
      Я произнес сейчас их дважды И ощутил их на губах!
      Я произнес их снова.
      Вскоре Ко мне пришло издалека Волненье рек, дыханье моря И колокольчик ручейка.
      Повсюду волны, волны, волны,
      Великой влаги вечный путь.
      Таков язык!
      И трепет полный Мою охватывает грудь!
      Обратите внимание на следующий пример звукописи:
      Живей, рубанок, шибче шаркай,
      Шушукай, пой за верстаком.
      Чеши тесину сталью жаркой,
      Стальным и жарким гребешком.
      (В. Казин)
      Здесь повторение шипящих и свистящих звуков (Ж, III, Ч, С,) передает звучание рубанка во время работы.
      Мастером словесной живописи в советской поэзии является Александр Прокофьев. В его поэзии звукопись занимает большое место. В стихах поэта мы слышим переливы волн, перестук каблуков, кипучие ключи, певучие ручьи... Вот отрывок из его стихотворения, в котором использован звукообраз метели:
      Вот какое дело, Да в два помела:
      Верней, дела: Переметывала,
      На широкой улице Перелетывала,
      Метель была. Полумертвая
      Метель-канитель, Перевертывала!
      Повилика- Метелица сивая
      повитель, Снег мела...
      Метель! А за ней, красивая,
      Как мела? Ты прошла.
      Звукопись давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках, скороговорках. Скороговорка — искусственно, ради забавы, придуманная фраза, построенная на трудно произносимых сочетаниях звуков. Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить»), не запинаясь; это не только веселое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию, то есть произношение.
      Сначала скороговорку надо произносить медленно и отчетливо, обращая особое внимание на те места, где язык «спотыкается». После небольшой тренировки вы уже сумеете скороговорку произнести быстро несколько раз подряд. Вот некоторые из скороговорок. Определите, какие звуки в них, повторяясь, затрудняют произнесение.
      Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
      Паровоз пускает пар, печку топит кочегар.
      Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
      Хвала халве.
      Забыл Панкрат дома домкрат. А Панкрату не поднять на тракте трактор.
      Рос абрикос, ударил мороз, замерз абрикос.
      Жутко жуку жить на суку.
      Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки на дворе.
      В саду рос куст роз.
      Курьера в карьер обгоняет курьер.
      Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
      Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
      В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
      Шла Саша по шоссе.
      Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, да стало здорово — вот здорово, так здорово!
      Леля искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень: искала булавку весь день.
      Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
      У пеньков опять пять опят.
      Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.
      От топота копыт пыль по полю летит.
     
      ПРОСТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
      Мы присутствовали на уроке, когда учитель объяснял, что такое слог.
      Учитель сказал:
      —- Я произнесу слово КОСМОНАВТ по слогам: КО-СМО-НАВТ. Заметили вы, что произошло? Я произвел три выдыхательных толчка. Слог — это звук или звуки, произнесённые одним выдыхательным толчком. Это легко проверить на опыте.
      Учитель зажёг свечку, поднёс её ко рту и произнёс это же слово по слогам: пламя трижды заколебалось
      и при произнесении последнего слога даже погасло.
      Ученики поняли, что выходящий из лёгких воздух колеблет голосовые связки, которые находятся в гортани. Сколько выдыхательных толчков, столько и слогов. Но в обычной речи мы этих толчков не замечаем,
      так как при разговоре один слог непрерывно следует за другим*
      В русском языке, как и в большинстве языков мира, слогообразующими являются гласные. Поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
      Тот, кто хорошо усвоил эту тему, легко может разгадывать шарады, которые часто печатаются в детской занимательной литературе.
     
      ШАРАДЫ
      Шарада — это загадка. Загаданное слово делится на части (чаще всего на слоги), причем каждая часть (или слог) составляет самостоятельное слово, которое надо отгадать. Сложив вместе отгаданные части (или слоги), получаем задуманное слово.
      Мой первый слог — на дереве,
      Второй мой слог — союз,
      А в целом я — материя И на костюм гожусь.
      Слог первый — восклицание,
      Второй — достоин порицания,
      А целое на севере бывает
      И жителей тех мест и греет и питает.
     
      РЕДКОЕ СОСЕДСТВО
      В слоге всегда есть только один гласный звук, а сколько согласных в нем может быть? Один (во-ля, мама, ру-ка, го-ло-ва и т. д.), два (кни-га, при-мер, стоять, кро-вать и т. д.), три (стре-лять, стру-на и т. д.), четыре (взгляд, вспле-снуть, вздре-мнуть и некоторые другие).
      Пять! (таких слов, кажется, нет).
      Обычно в русском слоге — один, два согласных. Три согласных подряд, а тем более четыре, в русском языке встречаются не так часто, поэтому мы и назвали это явление «редким соседством». А там, где есть три или четыре согласных подряд, как правило, один среди них
      или л или р, которые произносятся с большим участием голоса. Они «помогают» нам легче произносить эту группу согласных. Если бы в нашем языке было много слов с большим стечением согласных, русский язык не был бы певучим, музыкальным языком.
     
      Вопросы для любознательных
      1. Сколько слогов в словах: Ася, Аня, Игорь, Иван, Ирма, Стелла, Инна, Юрий?
      2. В отрывке из стихотворения А. Барто «Дед Тимур» найдите слова, в которых имеется буква И и разбейте эти слова на слоги.
      Ива.н Трофимович Во дворе у нас тоска!
      (есть такой!) Ни площадки, ни катка!
      Ушел с работы У ребят для мастерской
      На покой. Комнатёнки никакой!
      Вот день прошёл. Встаёт наутро он чуть свет.
      Прошёл второй, — Куда собрался?
      Сидит Трофимыч — В райсовет! —
      С детворой. Народ смеётся: — Ну и дед!
      То он в райком, то в райсовет.
      3. Сколько слогов в слове слог?
     
      ПО СЛОГАМ
      (игры)
      Играть могут двое, трое и даже весь класс.
      1. Один из играющих называет (или молча записывает) первый слог «Лоего» слова (например, ЗА — от слова «завод»). Другой приписывает второй слог «своего» слова (например, РИ — от слова «зарисовка»). Следующий пишет третий слог (за-ри-СО—). Четвертый — последний слог (за-ри-со-вать).
      2. Игра ведется так же, но сначала записывается последний слог задуманного слова, затем предпоследний и т. д. до первого слога.
      3. Один из играющих записывает любой средний слог задуманного слова. Другие отгадывают все слово.
      «ХИТРЫЙ» ЗВУК
      (сказка-быль)
      Живет в русском языке звук И. Имеет он несколько имен. Одни называют его Неслоговым: ведь он не может образовать слог. Другие называют его Кратким в отличие от И полного
      Не имеет этот звук своего паспорта.
      — Не согласен я быть согласным, — вопит он. Но и гласным не желает быть.
      Тогда дали ему еще одно имя — Полугласный.
      На согласных он так рассердился, что не пожелал даже стоять после них. Как только йот оказывается после согласных, то начинает хитрить и обращается за помощью к Мягкому или Твердому знаку. Они слушаются его, так как сами совсем не имеют голоса, и занимают место йота. Выполняют они здесь разъединительную роль, так как образуют преграду и не дают возможности рядом стоящим звукам слиться. Напр., сели, но съели; Коля, но колья.
      Договорились они твердо: Твердый знак согласился стоять после приставок, оканчивающихся на согласную, а мягкий знак — после согласных в других частях слова. А потом уже идет хитрый Йот, но опять не в одиночку: его сопровождают важные особы — гласные
      о, а, у, э. Они так подчиняются йоту, что теряют свое лицо и, сливаясь с ним, превращаются в ё, я, ю, е.
      Так и живет йот без самостоятельной работы, выполняя служебную роль. Его деятельность не всегда заметна, но трудится он немало. Ведь без работы теперь не проживешь. Всем буквам работать надо.
     
      * * *
     
      Скажите, как йот помогает Э, О, У, А превратиться в Е, Е, Ю, Я? Докажите это примерами. Относятся ли Е, Е, Ю, Я к гласным или согласным? Сколько же гласных звуков и сколько гласных букв в русском языке?
      Вы уже знаете, что йот иногда любит «прятаться». Мы назовем слова, а вы найдите, где есть Йот, а где его нет: майский, ярмарка, семья, семя, съёмка, Сёмка, Юра, уют, люблю юбилей, мягкий, Нью-Йорк, мячик, белье, белеть, сесть, съесть, бьёт.
     
      НАЧАЛО И КОНЕЦ СЛОВА
      (игра)
      Играют две команды. У ведущего на столе две пачки карточек с буквами. Справа — красные буквы. С них должны начинаться слова. Слева — черные буквы. Ими должны оканчиваться слова.
      Игра началась. Ведущий берет одновременно правой и левой рукой по одной карточке (например, П и Р) и показывает играющим.
      Какая команда быстрее назовет слово (например, пионер, пар...), та выигрывает и берет себе обе карточки.
      Если одновременно обе команды назвали слова, то принимается то слово, в котором больше букв. Побеждает та команда, которая наберет больше карточек. Задание можно усложнить.
     
      ПИСЬМО
      Мы не можем себе сейчас представить человеческое общество без письменной речи. А между тем было время, когда люди не умели писать. Вначале появилась звуковая речь. Это было примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность. Причем у разных народов письмо появилось в разное время.
      Нам не известен ни один народ, который не имел бы звуковой речи, но известны многие народы, которые не имели своей письменности. Некоторые народы, населяющие нашу страну, получили письменность после Октябрьской революции (чукчи, ненцы, табасаранцы и др.). За рубежом нашей Родины, в капиталистическом мире, в особенности у некоторых колониальных народов Африки, до сих пор нет письменности.
      Письмо относится к величайшему изобретению человека, так как оно дает возможность записывать наши мысли. Благодаря письменной речи идеи, знания людей не умирают, а живут в веках: читая написанное и напечатанное, люди как бы становятся на плечи своих поколений и поэтому поднимаются в своем развитии все выше и выше.
      Закрепляя мысль на письме, мы делаем ее досто-
      янием не только последующих поколений, но и современников. Без письменной речи человек был бы не в состоянии физически удержать в своей памяти все те знания, которыми располагает человечество. Больше того, запись этих знаний способствует запоминанию.
      Долгими путями шло развитие письма. От рисунков предметов к буквам, уже не имеющим ничего общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи.
      Много интересного могла бы нам рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели когда-то совсем иначе.
      Только в детстве нам приходится потрудиться над тем, чтобы хорошо запомнить и букву А, похожую на домик с перекладинкой посредине, и О, напоминающую что-то круглое, может быть, колесо или бублик, и все другие буквы, в которых мы отыскивали что-то сходное со знакомыми нам предметами.
      Но когда мы уже выучили все буквы и научились читать, какой чудесный, сказочный мир открылся нам! Мы можем везде «побывать», все «посмотреть», можем «заглянуть» на тысячи лет вперед и узнать то, что происходило тысячи лет назад. Буквы стали нашими спутниками, нашими проводниками, нашими лучшими друзьями на всю жизнь.
     
      СЛОВО О КНИЖНЫХ ЖИТЕЛЯХ
      Детство, детство, заря туманная,
      В небе крохотная звезда!..
      Как на книжку на иностранную,
      Я смотрел на букварь тогда.
      Там стояли знаки занятные,
      Как солдаты, радом, в строю,
      Молчаливые, непонятные,
      Не пускали в тайну свою.
      Все же я
      К этим книжным жителям,
      В их порядок строгий, в уют
      С терпеливым проник учителем
      И узнал, как их всех зовут.
      А когда стал учить учебники,
      Сразу ожил весь шар земной:
      Буквы — крохотные волшебники —
      Чудеса творили со мной!
      Устрашал вулкан извержением,
      Пушкин вниз смотрел,
      На Кавказ,
      Бородинское шло сражение —
      И все это в избе у нас.
      Признаюсь:
      Я нередко с робостью
      Книжку новую открывал:
      Вдруг в ней кто-то висит над пропастью
      И сейчас сорвется в провал?
      Ну, а чем мог помочь мальчишка,
      Горький школьный урок уча,
      Коль написано было в книжке,
      Что Каплан стрельнет в Ильича?
      Пропустить, может быть, описание,
      Где он с пулей в плече упал?
      Но, глотая свои рыдания,
      Я читал и не пропускал...
      Детство, детство, заря туманная С ветхой старой ветлой вдали!..
      Под крышу твою деревянную Буквы целый мир привели:
      То, что близко И что далеко,
      Тот, что умер И что живет,—
      С юга, запада и востока И оттуда, где вечный лед.
      (М. Шестериков)
      Вот какие широкие горизонты открываются перед тем, кто научился читать и писать. А. М. Горький в повести «Мои университеты» великолепно показал, как неграмотный взрослый человек Изот, став обучаться грамоте, восхищался чудодейственной силой письменности:
      «Учился он усердно, довольно успешно и — очень
      хорошо удивлялся; бывало, во время урока вдруг встанет, возьмет с полки книгу, высоко подняв брови, с натугой прочитает две-три строки и, покраснев, смотрит на меня, изумленно говоря:
      — Читаю ведь...
      Несколько раз он вполголоса, осторожно спрашивал:
      — Объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их — слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто сами мысли напечатаны, — как это?..
      — Колдовство! — говорил он, вздыхая, и рассматривал страницы книги на свет».
      Очень хорошо об этом же написал С. Я. Маршак:
      Когда, изведав трудности ученья,
      Мы начинаем складывать слова
      И понимать, что есть у них значенья —
      «Вода. Огонь. Старик. Олень.
      Трава»
      По-детски мы удивлены и рады
      Тому, что буквы созданы не зря,
      И первые рассказы нам награда
      За первые страницы букваря.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru