В этой книге собраны танцы и игры для октябрят. Здесь веселый русский хоровод «Пойду ль я, выйду ль я», поэтическая украинская «Веснянка», игровой танец «Загадки», а также игры с пением и музыкально-ритмические игры.
Композиции танцев и игр, составленные автором книги, несложны и вполне доступны для младших школьников.
Подвижные, жизнерадостные октябрята любят играть и танцевать, и эту склонность нужно поддерживать. Игры и танцы создают у ребят радостное настроение и в то же время способствуют эстетическому воспитанию и физическому развитию.
Как один из видов искусства, танец воспитывает ху« дожественный вкус, любовь к хорошей музыке, помогает понимать прекрасное, а танцевальные упражнения и движения, так же как и гимнастика, укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движений.
Но ценность занятий танцами не только в этом. При разучивании и исполнении танцевальной постановки, хороводного или парного танца, необходимы согласованность движений, умение быстро ориентироваться, не теряться при случайной ошибке или неточности движений. Все эти качества полезно развивать у детей.
Большое воспитательное значение имеют народные танцы. Они дают представление о творчестве многонационального советского народа, расширяют кругозор детей, содействуют интернациональному воспитанию.
Танцы, включенные в программу октябрятских сборов, школьных праздников и концертов, доставляют большое удовольствие как зрителям, так и исполнителям.
Педагоги, вожатые, пионеры-инструкторы и все, кто работает с детьми, должны шире использовать танцы и игры как форму отдыха, как средство всестороннего воспитания детей, развития их творческих способностей.
Чтобы лучше понять запись танцев, в книге помещены рисунки, иллюстрирующие наиболее сложные движения и перестроения. Методические пояснения помогут выбрать танец и правильно разучить его.
Хотелось бы, чтобы руководители художественной самодеятельности октябрят поделились опытом работы и рассказали, как приняли ребята танцы и игры, помещенные в этой книге.
Все замечания и пожелания будут восприняты с благодарностью.
Автор
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Сценические танцы
«Мы — веселые ребята» 5
«Хоровод друзей» 30
«Новоселье» 66
«Цыплята» 87
«Зимняя сказка» 107
Массовые танцы
«Пойду ль я, выйду ль я» 139
«Веснянка» 144
«Загадки» 151
«Потеха» 157
«Маленький танец» 162
«Танец с лентами» 169
Игры
«Карусели» 174
«Обручи» 179
«Хлопушки» 183
«Строгий петух» 186
«Куклы танцуют» 190
«Буратино» 192
Методические пояснения 194
СЦЕНИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ
«МЫ - ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» Танец октябрят
Каждый октябренок знает песню композитора Михаила Раухвергера на слова Ольги Высотской «Мы — веселые ребята». Это марш октябрят. В нем говорится о том, что маленькие советские школьники с октябрятской звездочкой на груди — веселые, жизнерадостные ребята. Они умеют и плясать и хором петь, и в то же время они стремятся хорошо учиться, расти сильными, смелыми, готовыми к труду.
В танце октябрят две части. Первая — фигурный марш, шествие под песню «Мы — веселые ребята», вторая часть — веселая пляска, в которой ребята, танцуя, показывают некоторые из своих любимых игр.
В композиции танца, описанной ниже, участвуют шестнадцать октябрят. Количество участников можно увеличить (но число танцующих должно быть четным). В этом случае рисунок танца в отдельных моментах следует несколько изменить (так, на рисунке 5 мы видим четыре «звездочки», а если ребят будет больше, то и «звездочек» станет пять или шесть).
Кроме того, в конце первой части танца на сцене появляются еще восемь октябрят. Задача их несложна: принять от танцующих флажки и участвовать в заключительном марше. Для этой роли можно подобрать ребят из первоклассников.
Все ребята танцуют в октябрятских костюмах. Девочки — в ярко-синих юбочках и белых кофточках, на ногах легкие туфельки или тапочки, в волосах белые банты. Мальчики — в темных (желательно в синих) брюках или коротких штанишках, белых рубашечках, а также в легких туфлях или тапочках. Каждый октябренок, участвующий в первой части танца, держит в правой руке красный флажок на небольшой палочке.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Ребята становятся по восемь человек за кулисами (девочки — слева, мальчики — справа).
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. «МАРШ ОКТЯБРЯТ»
Исполняется музыкальное вступление к песне «Мы — веселые ребята» (два такта), после чего начинается танец.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
Поется первый куплет песни (песню поет небольшой хор и участники танца).
Справа и слева легким, маршевым шагом (наступая с носка) выходят друг за другом ребята. Они идут, подняв руку с флажком (рис. 1), навстречу друг другу, потом одна шеренга проходит впереди другой, затем обе шеренги идут вдоль кулис (одна — вдоль правых, дру* гая — вдоль левых) и снова навстречу друг другу в глубине сцены (на рисунке 2 линиями показан путь каждой восьмерки ребят).
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала (без вступления). Поется второй куплет песни.
Девочки и мальчики идут парами посередине сцены.
Дойдя до авансцены, пары поочередно расходятся: первая пара идет вправо, вторая — влево, третья — вправо, четвертая — влево, и так далее. Колонны пар двигаются вдоль кулис (рис. 3) на небольшом расстоянии пара от пары, сохраняя равнение между парами на обеих сторонах сцены.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|