На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Техническое творчество. Брагин, Булатов, Сметанин, др. — 1955 г

Брагин В., Булатов Н., Гаршенин В.,
Павлов П., Сметанин Б., Цейтлин И., Шаферов В.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

*** 1955 ***


DjVu




От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ФPAГMEHT КНИГИ (...) После проведения второго тура школьная оргкомиссия выявляет победителей олимпиады — учащихся, набравших наибольшую сумму очков по оценкам обоих туров. На итоговом вечере, посвященном олимпиаде, им вручаются призы и грамоты. Итоги олимпиады отмечаются в стенной печати, проводятся выставки. Лучшие работы учащихся, изготовленные по заданиям к олимпиаде, — учебные пособия, приборы, модели — представляются на выставку.
      «Пионерский завод». В 1955 году при Московском городском доме пионеров начал работать «Пионерский завод», как его назвали сами ребята.
      Это необычный завод: вся администрация завода, начиная от директора завода до начальников цехов, и все рабочие — пионеры и школьники города Москвы.
      Пионерский завод выпускает двухламповые походные радиоприемники и передает их главным образом в те школы, которые посылали на завод для работы свои бригады учеников-радиолюбителей. Обычно бригада состоит из четырех человек, один из них — бригадир.
      На пионерском заводе все организовано, как на настоящем большом предприятии. Юные мастера работают в нескольких цехах завода: столярном, механическом, монтажном, подготовки, наладки и других.
      Всего на заводе семь цехов. Последовательно переходя из одного цеха в другой, учащиеся получают много новых полезных трудовых навыков и знаний.
      Но главное — они знакомятся с организацией работы на коллективном предприятии, с производственными процессами, заводской технологией.
      Изготовление приемника на пионерском заводе ведется по специальным технологическим картам, которые составляются в конструкторском бюро с помощью взрослых специалистов на каждый вид работы. Так, изготовление ящика для приемника включает восемь операций, а сборка приемника производится за двенадцать операций и т. д.
      Производство приемников на заводе поточно-серийное. Оно начинается в столярном цехе, где из фанеры и досок изготовляются ящики для приемников. В механическом цехе к ним навешивается различная арматура, здесь же изготовляются шасси для приемников.
      Затем изготовленные и покрашенные ящики и шасси передаются в цех подготовки. Здесь на шасси укрепляются все необходимые радиодетали и производится комплектация проводников, сопротивлений и конденсаторов, необходимых для монтажа приемника.
      Полная сборка приемника по принципиальным и монтажным схемам производится в монтажном цехе, после которого готовые приемники поступают в цех наладки и выпуска.
      В этом цехе производится испытание приемников на измерительных приборах и налаживание их в случае необходимости. В цехе выпуска приемники снабжаются техническими паспортами, которые составляются на основании опробования приемников на специальных электронных приборах.
      Работой на всех производственных процессах руководят юные техники (радиолюбители), хорошо освоившие радиодело. В каждом цехе есть начальник цеха и его помощник. Работа завода возглавляется детской «администрацией» во главе с «директором завода». В состав администрации входят заместители директора, диспетчеры, цеховые инженеры. На заводе есть свое конструкторское бюро, возглавляемое главным конструктором завода. Каждый из руководителей производства имеет на заводе свои права и обязанности.
      Большой, светлый монтажный цех завода. Здесь за рабочими столами, оборудованными всеми необходимыми инструментами и приспособлениями, работает несколько десятков юных техников. Каждый из них выполняет определенные рабочие операции согласно технологическим картам и схемам. Кто же следит за их работой, и помогает в тех случаях, когда это необходимо? Это делает начальник цеха. Он отвечает за качество выпускаемой из цеха продукции и за выполнение производственного плана. Он же следит за пооперационным контролем. Его помощник занят подготовкой необходимого резерва материалов, деталей и передачей готовой продукции в следующий цех.
      Юные техники должны освоить в каждом цехе все рабочие операции. Это делается по специально составленному графику, а следит за этим «администрация» цеха.
      Посмотрим, что делается в диспетчерской и конструкторском бюро завода. Чем заняты «сотрудники» этих отделов? Кон-
      егруктор завода и его бюро следят за разработкой нового приспособления — кондуктора для сверления отверстий в заготовках шасси. Зачем это понадобилось? Дело в том, что диспетчер завода сообщил дирекции о задержке производственного цикла в механическом цехе. Цех систематически не выполнял план и задерживал работу подготовительного цеха. Выяснилось, что положение можно исправить только введением приспособления, ускоряющего разметку и сверление отверстий. Дирекция завода немедленно дает распоряжение конструкторскому бюро, и сейчас все конструкторы заняты этой серьезной работой.
      На заводе существует производственная программа, установлены контрольные сроки выпуска продукции, строгое расписание (график) работы завода и даже табельная доска. Вход на завод разрешен только по специальным пропускам.
      Работа Московского пионерского завода показала исключительно важное значение этой новой формы массовой работы по технике. Учащиеся здесь получают не только новые знания, навыки и умения, но и готовятся к будущей творческой деятельности в качестве руководителей школьных кружков.
      Кроме этого, завод оказывает большое воспитывающее влияние. Он знакомит учащихся с организацией труда на производстве, с деловыми взаимоотношениями, существующими между отдельными производственными цехами. Работа на заводе воспитывает у пионеров и школьников социалистическое отношение к труду и культуру физического, умственного труда.
      Наконец такая игровая форма массовой работы по технике создает романтику в работе, которой так еще недостаточно в пионерских организациях.
      Как же был организован Московский пионерский завод?
      Прежде всего на заводе подготовили все необходимые инструменты и материалы, разработали конструкции приемников и технологические карты по их изготовлению. Затем по школам было объявлено о наборе «рабочей силы» на завод. Отбор рабочих бригад продолжался около двух недель. На завод, как правило, принимались учащиеся 7—8-х классов, которые уже были знакомы с элементами электротехники.
      Первые занятия рабочих завода представляли собой своеобразную техническую учебу.
      Проводились занятия по радиотехнике и практические работы в столярных, слесарных и монтажных мастерских. В специально оборудованных лабораториях участники завода овладевали навыками обращения с измерительными приборами.
      Эта подготовительная работа продолжалась полтора месяца, по два занятия в каждую неделю.
      В процессе технической учебы и производственной практики учащиеся научились правильно обращаться с инструментами, обрабатывать материалы и изготовили для оборудования рабочих мест на заводе различные подставки, готовальни, простейшие станочки и т. д.
      И только после этой учебы началась нормальная работа завода по графику. Завод работал два раза в неделю по два часа, но, несмотря на это, с конвейера завода ежемесячно выходило до ста приемников.
      Трудно ли организовать подобные детские заводы при домах пионеров или школах? Конечно, нелегко, но вполне возможно. И во многих городах нашей страны уже приступают к организации подобных заводов.
      Опыт первого пионерского завода в Московском городском доме пионеров показывает, что такую форму массовой работы с юными техниками можно провести повсеместно.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.