ФPAГMEHT КНИГИ (...) Подмалевок может выполнять две задачи: либо он является необходимой составной частью задуманного построения картины, при котором пространственно объемные части выражаются чередованием неодинаковых по толщине наслоений красок разного оптического воздействия, либо он только помогает и облегчает живописцу овладение сложной формой. Так, например, исполнение портрета техникой алла прима предъявляет живописцу значительные требования, так как передать одновременно и форму и колорит является задачей, требующей большого напряжения, уверенности и прежде всего истинного мастерства. Если же при школьном обучении ученик постоянно исправляет непра-
вильную форму и неделями продолжает писать по полувы-сохшей краске, то слои недостаточно просохших красок взаимно проникают один в другой, свежесть их исчезает и живопись становится грязной и даже начинает покрываться разрывами. В противоположность этому монохромную форму можно исполнить более сосредоточенно, спокойнее и точнее, так как предварительное построение формы придает живописцу большую уверенность и таким образом обеспечивает свежесть и легкость колористического завершения картины. Если подмалевок действительно должен помочь в достижении указанной цели, то он, разумеется, не должен быть в картине чуждым элементом; он должен гармонировать с красками и лессировками, а наслоения красок не должны слишком приближаться к нему по цвету. Кроме того, следует предусмотреть, как нижние слои будут оптически связываться с верхними. Оттенки красок не должны быть такими же, как на законченной живописи; первую прописку (подмалевок) следует выполнять более светлыми тонами, чтобы можно было накладывать на них краски и лессировки по принципу «более темные краски по более светлой подготовке».
Подмалевок следует исполнять масляной краской или темперой. Оба эти способа отличаются как достоинствами, так и недостатками.
Темперный подмалевок. Бесспорной положительной стороной темперы является ее быстрое высыхание, позволяющее приступать к окончанию живописи почти без перерыва. Следующее преимущество перед масляным подмалевком можно усмотреть в том, что картина на темном грунте с темперным подмалевком темнеет меньше, чем с масляным, по крайней мере в том случае, когда темпера не содержит слишком много масла. От современной желтковой темперы, содержание масла в которой довольно высоко, нельзя, понятно, ожидать, чтобы картина, исполненная по темному грунту, не изменилась.
Так как, моделируя темперой, можно «высветлять» лишь наслаиванием тонких, очень быстро высыхающих слоев, то ясно, что для подмалевка наиболее уместны нерастворимые темперы, в частности казеиновая, с которой работать наиболее удобно. Однако поскольку она по высыхании становится слишком твердой и хрупкой, ее обычно комбинируют с более эластичной желтковой темперой, которая по высыхании остается даже слишком мягкой. Она растворима в воде и, кроме того, при нанесении масляных лессировок легко отделяется от грунта или размазывается. Краски, тертые на желтковой темпере, обычно разбавляют при работе казеиновой эмульсией. Нельзя рекомендовать непосредственное смешение казеиновой эмульсии с желтковой, так как желток в этом случаа свернулся бы в виде крупинок.
Масляный подмалевок уместен лишь тогда, когда имеется достаточно времени для его просыхания. И он имеет свои положительные свойства, которые по сравнение с темперой можно считать преимуществами. Медленное era высыхание позволяет выполнять живопись в тщательную протирку пастой, тонкими переходами наслоений белил па окрашенной имприматуре либо коричневыми лессировками по белому грунту. В частности, на больших поверхностях масляный подмалевок легче моделировать, нежели темперный. Поскольку масляный подмалевок рассчитан на предотвращение последующего растрескивания живописи, потемнения и изменения оттенка красок, то его следует выполнять с соблюдением определенных правил. Прежде всего он должен быть совершенно сухим. Лишь на действительно хорошо просохшую масляную краску можно наносить следующий слой бе& опасения, что он даст разрывы, причем совершенно неважно, является ли подмалевок пастозным или очень тонким. Ряд. картин прошлого века был испорчен тонколессировочным подмалевком, исполненным асфальтом или флорентийским лаком. Для достижения необходимой степени просыхания масляная краска требует значительно больше времени, чем для поверхностного отвердения, так как только позднее происходят объемные изменения, являющиеся причиной появления разрывов в верхних слоях. Высыхание масляного подмалевка, нормально продолжающееся несколько недель, можна ускорить несколькими способами.
1. Для подмалевка употребляем краски только из таких пигментов, которые каталитически ускоряют высыхание масла и по высыхании отверждаются вместе с ним: свинцовые белила, натуральные и жженые охры, красные марсы, черную окись железа и, кроме того, берлинскую лазурь и кобальт, последние по высыхании хотя и остаются более мягкими, но сохнут хорошо. Красок, медленно сохнущих или остающихся слишком мягкими по высыхании, то есть цинковых и титановых белил, ламповой сажи, краплака, кадмия и ультрамарина, надо избегать.
2. В соответствии с основным правилом масляной живописи, согласно которому нижние слои должны быть менее жирными, менее эластичными и более твердыми, нежели верхний слой, краска для подмалевка должна содержать минимальное количество масла. Содержание масла в краске уменьшают тем, что выдавливают краску из тюбика на гипсовую, пластинку, в результате чего удаляется часть масла; либо к 3 частям нормальных тюбиковых свинцовых белил примешивают 1 часть порошкообразных белил, предварительно хорошо растертых со скипидаром на плите для растирания красок. Такая краска, приготовление которой длится недолго, высыхает потом по всему слою быстрее и по высыхании отверждается сильнее, нежели при нормальных условиях. В работе разбавляют ее только чистым скипидаром или тощим даммаряым лаком, но никоим образом не связующим, содержащим масло. Высыхание белил для подмалевка можно еще больше ускорить добавлением кобальтового сиккатива в скипидар (на 100 г скипидара 4 капли кобальтового сиккатива), которым разбавляют краску. Это средство является таким радикальным, что по подмалевку можно писать уже через несколько дней, а если он находился в теплом, сухом и светлом помещении, даже на другой день.
Для более грубого, широко писанного пастозного подмалевка можно употреблять эмульсионные белила, которые получают следующим образом: на плите для растирания красок или палитре смешиваются шпателем масляные белила с казеиновым (аммиачным) раствором, концентрацией 1:7. При смешении белил с незначительным количеством казеина (примерно с 1/20 или 1/10 по объему) образуется краска, почти совсем не отличающаяся от обыкновенной масляной краски; она пастозна, просыхает по всей толще слоя быстрее и по высыхании становится более твердой, нежели обыкновенная краска. Ее можно разбавлять только скипидаром. Если же добавить в масляные белила в несколько раз большее количество казеина, чем в первом случае, то белила становятся еще более пастозными и их можно разжижать водой. Это белая темпера, которая быстро высыхает и по высыхании становится очень твердой. В то время как толстый слой масляной краски отвердевает в первые дни только на поверхности, между тем как €низу остается мягким в течение многих дней,— эта краска просыхает в несколько раз быстрее. В зависимости от количества добавляемого казеина получают, по желанию, белила с различными свойствами. Белила этого сорта пригодны для энергичного, пастозного и простого подмалевка по темной имприматуре. Для тонкого, детально разработанного подмалевка более пригодна обыкновенная масляная краска.
Если для просыхания подмалевка имеется достаточно времени, то можно вести его нормальными масляными красками, без каких бы то ни было ускоряющих средств. После полного просыхания, то есть через несколько недель, еще до начала собственно живописи шлифуют поверхность подмалевка пемзовым порошком. Таким путем удаляется поверхностная пленка линоксина, которая препятствовала бы новой краске крепко связаться с подмалевком.
Однотонный подмалевок (гризайль). Однотонный подмалевок может быть исполнен, как это вытекает из предыдущего описания, либо от света к тени, следовательно, лессировками (лавированием), либо от тени к свету — «высветлением», либо, наконец, в серых тонах смешением на палитре белил с чернями.
Лессировочный подмалевок обычно имеет коричневатый оттенок сепии и лишь изредка бывает нейтрально-серым. Большие сопряженные поверхности более удобно лессировать масляной краской, но никак не темперой, которая высыхает слишком быстро, так что более тонких переходов можно достигнуть разве что штриховкой, структура которой в большинстве случаев не соответствует такому характеру живописи. Темпера либо обыкновенная акварельная краска, однако, вполне применимы при лессировании (лавировании) более мелких форм с большим количеством деталей. При масляном подмалевке мы должны к медленно сохнущим краскам — кассельской или ван-дейковской коричневой — добавить сиккатив. Однако более безопасным и технически более правильным является употребление коричневых красок, получаемых смешением черной окиси железа и темных охр или из темных жженых охр и берлинской лазури, которые сохнут намного быстрее и по высыхании становятся более твердыми. Как мы уже подчеркнули, следует избегать ламповой сажи и костяной черни, асфальта и краплака — красок, которые никогда полностью не высыхают и, находясь в нижних слоях, причиняют непоправимый вред.
Лессировочный (лавированный) подмалевок может служить либо для распределения основной массы света и тени, либо с его помощью можно полностью решить всю форму. Образцом совершенства и цельности, которых можно достигнуть при работе с лессировками, является неоконченная картина Ван-Эйка «Св. Варвара» ^из Антверпенского музея, подмалеванная сепией (илл. 21). Другим примером может также служить воспроизведенный здесь «Портрет мужчины» Мостаэрта95 из Национальной галереи (илл. 19, 20). На приложенном рентгеновском снимке видно, что вся живопись исполнена некроющими красками, к ним также относится и коричневый подмалевок, на который нанесены тонкие лессировочные наслоения телесного тона.
|