ПОЧЕМУ ВЫ СТАЛИ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМИ? КАКИЕ НЕВИДИМЫЕ СВЯЗИ УСТАНОВИЛИСЬ МЕЖДУ ВАШИМИ ДЕТЬМИ И ТЕЛЕВИДЕНИЕМ?
Работа на телевидении воспитала у меня и моих товарищей особое уважительное отношение к телевизионным зрителям.
Ведь приходится ежедневно обращаться с экрана к своим незримым друзьям, и они откликаются сотнями, тысячами писем. В них советы, пожелания, критика.
Не было случая, чтобы зрители не поздравили нас с успешной передачей, даже если она была «неглавная». Мы постоянно чувствовали, как миллионы глаз телезрителей, взыскательных и благодарных, следят за нашей работой и способны заметить малейший промах и небрежность. Вот поэтому, предлагая новую передачу — плод раздумий, переживаний и труда целого коллектива, всегда испытываешь волнение.
От имени авторов и режиссеров, от имени всех, кто создавал передачу, дикторы обращаются к зрителям «Дорогие друзья!» или «Дорогие товарищи!», «Дорогие советские воины», «Спортсмены», «Любители театра» и «Кинопутешествий...» и т. д.
Эти обращения — не дань вежливости, а выражение искренних чувств, желания быть полезными и понятыми теми, ради кого телевизионщики спускались в шахты, отправлялись в труднодоступные места, репетировали новые спектакли, разыскивали новые таланты.
Вот и теперь по старой привычке мне хочется начать брошюру словами:
«Дорогие товарищи — родители, дедушки и бабушки! Давайте поговорим с вами о нашей общей заботе — о ваших детях и нашем телевидении и в то же время о вашем телевидении и наших детях, ведь наши интересы полностью совпадают; и мы хотим и вы, чтобы наши советские дети выросли хорошими, счастливыми людьми, полноценными гражданами и строителями нового общества.
А начнем наш разговор с небольшого воспоминания. С чего начиналось телевидение... в вашей семье? Очевидно, с желания завести домашний кинотеатр, концертный зал, стадион. Раньше вы ограничивались патефоном и книгой, радио, ходили в клуб или кинотеатр, чтобы посмотреть новый фильм. Но ваши культурные потребности выросли. Вы хотите видеть и знать больше. Ну, а как быть, если вы живете не в Москве, а вам хочется, и даже необходимо, познакомиться со столичными спектаклями, выступлениями артистов эстрады? Вы хотите не просто знать результаты, а видеть «наяву», в действии советскую школу хоккея или фигурного катания. На наших глазах разворачивается космическая эпопея, люди штурмуют Луну, Марс, Венеру, и узнавать об этом только по фотографиям или документальным фильмам (а ведь кинофильм всегда «вчера», а «живое» телевидение — всегда «сейчас») — это уже, конечно, явно недостаточно.
Тем более что «все вокруг давно имеют телевизоры».
А кроме того, ваши дети время от времени просят вас: «давайте купим телевизор». А ваши родители-пенсионеры — разве они не хотят быть в курсе всех событий? Но здоровье ограничивает их возможности. И они тоже постепенно убеждают вас купить телевизор.
Купить телевизор — это значит в домашних условиях, экономя время, силы и деньги, получать информацию, развлечения, знания. Это расширение культурного кругозора и одновременно отдых всей семьей.
Разве не так? Именно эти аргументы приводят людей в магазин телевизоров. А иногда к ним добавляется еще один, — «чтобы сын поменьше болтался со своей дворовой компанией — пусть лучше набирается ума у телевизора». Резон? Для многих, пожалуй. И вы покупаете телевизор. И вот вы вдвоем-втроем, прихватывая иногда и детей, отправляетесь в магазин. Не спеша, приглядываетесь к телеприемникам с заманчивыми и разнообразными названиями, но, по существу, очень похожими друг на друга. Часто не марка телевизора, и даже не стоимость его, а внешняя форма и цвет привлекают ваше внимание. Ну что же, и это важно и понятно. Наконец телевизор дома, установлена антенна, ожил экран.
От мала до велика — вся ваша семья — несколько часов кряду смотрит передачи. И так — несколько дней, недель... Началась новая жизнь. Вы предстаете в новом качестве — вы уже телезрители. Это означает, что теперь по легкому мановению вашей руки и легкого щелчка выключателя телевизора к вам в квартиру будут регулярно приходить люди и события, у вас появится много новых знакомых, появятся новые привязанности, симпатии и... антипатии. Вы будете знать «все, что творится в мире», или, точнее, почти все, что волнует людей во всем мире.
И ваше первое впечатление — будто к вам навсегда в дом пришел праздник и что множество вопросов, которые возникали в семье до покупки «волшебного ящика», наконец-то будут разрешены.
Вы надеетесь, что теперь чаще будете всей семьей находиться вместе, что это духовно объединит вас, укрепит внутрисемейные отношения и т. п.
Сознайтесь, действительно, подобное или нечто похожее пережили вы, купив телевизор?
А что получилось через год-два, когда вы уже стали телезрителем со стажем? Оправдались ли ваши надежды? Лучше всего об этом рассказывают потоки писем, которые идут на студии телевидения. В них благодарности, просьбы, советы, рецензии. Приходят и жалобы на возникшие разногласия в связи с появлением в доме телевизора. Чаще всего они возникают из-за проблемы «Телевидение и дети». Дело порой доходит до самых крайних выводов: «Продадим телевизор!» Но давайте не будем спешить и попробуем внимательно разобраться в существе проблемы.
Во-первых, как относятся к телевидению сами дети?
Не появился ли у них, кроме вас и их сверстников, некто третий, кто занимает в их сердцах весьма заметное место? Да, появился. И этот «третий», разумеется, телевизор. Будем терпеливы и послушаем, какие доверительные отношения завязываются между вашими детьми и телевидением.
«Дорогая тетя Нина! Мне уже шесть с половиной лет, я учусь в 1-м классе, хорошо читаю.
Мне очень хочется, чтоб Вы или тетя Валя поздоровались со мной из телевизора. Зовут меня Костя Тютюнников, пожалуйста».
Задумайтесь, товарищи родители, почему так жизненно важно для Кости, чтобы диктор телевидения поздоровался с ним? Почему? Мальчик отыскивает бумагу и конверт, пишет «дорогой тете Нине» и просит... Что же он просит, чего ему не хватает? Игрушек? Книг? Очевидно, ему не хватает личного общения с доброй и спокойной тетей Ниной.
Однажды, когда ребята узнали в одной из детских передач, что у известного циркового актера — Карандаша — скоро будет день рождения, студию телевидения завалили телеграммами, поздравительными открытками и маленькими самодельными сувенирами.
Девятилетняя Марина Сомова писала: «Дорогой Карандаш, поздравляю с днем рождения. Вся наша семья, папа, мама, моя сестра Света и я, очень любим Вас. Желаем Вам счастья, радости, не стареть и прожить еще сто лет. Горячо любящая Вас ученица 3-го класса средней школы N2 28».
Видимо, семья Марины, дружная, чуткая, телепередачи, в том числе и детские, смотрит коллективно, их обсуждают и вместе переживают.
У Марины нет острой потребности в общении, как у Кости Тютюнникова, но у нее уже воспитана чуткость, отзывчивость к людям, благодарность за ту радость, которую они приносят другим.
Но продолжим наш разговор о причинах, побуждающих детей писать далекому и близкому телевидению.
«Дорогая редакция! Я заметил, что в некоторых городах и деревнях не хватает асфальта. Я изобрел искусственный асфальт. Надо взять землю, черные чернила и канцелярский клей, а затем смешать и придать нужную форму, высушить.
Я сейчас уже делаю цветной асфальт.
А кому нужны искусственные чернила, надо взять воду, немного сажи и подлить черных чернил и все смешать, получаются очень хорошие чернила. Ваня».
Мамы, папы, дедушки и бабушки!
Сколько раз вы бранили своего маленького человечка за грязь, мусор, кляксы! А им двигала гражданская забота, чтобы и в деревнях были асфальтированные улицы. Сколько раз вы его не понимали! Вы думали только о том, чтобы он чернилами не испачкал скатерть, паркетный пол, стены. А ведь он не безделицей занимался. Он изобретал! И надо было бы ему помочь в его очень серьезном деле.
Ну, а как же скатерть, стены? Если с уважением поговорить с ним, он, изобретатель, поймет вас. Да, поговорить, объяснить, а не ругать и не наказывать. Ни в коем случае не наказывать за изобретательство, не отбивать охоту к поиску, познанию, исследованию, опыту.
Часто детям кажется, что их на телевидении поймут скорее, чем дома, или даже в школе. Ведь там диктор никогда не повышает голоса, не хмурится, не отмахивается, ссылаясь на занятость, а ««если, что не так», то и тогда говорит доброжелательно: «Дорогие ребята! Это делать не нужно», и спокойно объяснит почему. Видимо, поэтому, каких только сокровенных вопросов не встретишь в письмах на ТВ:
«Дорогая редакция! Недавно мне поставили 2 по алгебре. Как мне выбраться из этого?»
«А если по-настоящему, не в песне, то с чего же начинается Родина?».
«Мы не знаем и никто нам не может ответить: почему мальчики и девочки в нашей школе всегда ссорятся, а в других всегда дружат?»
Нину из Орехово-Зуева волнует совсем другое: «Если бы я была взрослой, я поехала бы помогать кубинскому народу строить новую жизнь или защищать Демократическую Республику Вьетнам.
Передайте привет, дорогое телевидение, Фиделю Кастро и вьетнамскому народу. Мы с ними. Мир и дружба».
Вы не узнали, не почувствовали в этих письмах своих детей — любопытных, любознательных и беспокойных юных граждан?
Они хотят красиво танцевать, дружить, работать на башенных кранах, помогать Кубе и Вьетнаму.
Абсолютное большинство писем не вызвано какими-либо конкретными телевизионными передачами. Наоборот, они — трепетный отклик на события, происходящие рядом и в далеком мире. Это освоение действительности, умственное и нравственное созревание, нелегкий путь становления личности.
Они — наши дети — совсем не одиноки. Рядом с ними — всегда родители и близкие, сверстники и учителя. Однако богатая и сложная жизнь с множеством загадок толкает ребят на поиски новых авторитетов в решении жизненно важных для них вопросов. И в подобной роли для одних выступает телестудия, для других — редакции радио и газет.
Отражают ли письма отношение к телевидению тех ребят, которые не пишут и которых, как вы понимаете, неизмеримо больше? Да, отражают, это подтверждают социологические опросы. Обычно пишут или наиболее активные ребята, или те, кто надеется, что телевидение наилучшим образом ответит их «назревшим потребностям». Бывают письма, продиктованные, что называется, «криком души». Это те ребята, у кого нет близких друзей, кто по-настоящему одинок в семье или классе.
Для подавляющего большинства детей телевидение стало и другом, и воспитателем, которого они выбрали добровольно. Когда одну девочку первоклассницу спросили, из кого состоит ее семья, она ответила, не без юмора, конечно: «В нашей семье мама, папа, бабушка и телевизор».
Телевизор, особенно для малышей, — это что-то одушевленное, близкое, домашнее, умное.
Для ребят среднего возраста — нечто вроде друга, товарища в пути, он поможет, даст дельный совет и с ним нескучно.
Для старших — советчик и источник знаний, путеводитель.
Мы с вами рассмотрели только одну сторону проблемы «Телевидение и дети» — это позицию детей. Она говорит о высокой степени доверия ребят к телевидению, о том, что у телевидения и юных зрителей установились добрые отношения, незримые, но прочные контакты.
Как важно это понять! Как важно правильно оценить новые источники, влияющие на воспитание детей!
Телевидение расширяет круг знаний, представлений о мире, телевидение — средство эстетического воспитания, телевидение помогает в учебе, оно — средство развлечения и отдыха, организатор полезных общественных дел, телевидение побуждает детей к коллективной и индивидуальной творческой деятельности, воспитывает нравственно и идейно.
Тут все как будто бесспорно, все ясно — телевидению принадлежит огромная воспитывающая роль. Оно по своим целям и задачам — союзник семьи, школы и общественности.
Однако мы нередко слышим вздохи родителей, бабушек и дедушек: «Да, телевизор — большое дело, но...» и дальше речь заходит о негативных сторонах ТВ. Журналисты и врачи, педагоги и социологи тоже нет-нет да и обрушиваются на ТВ. Вспомним, как писал Вл. Саппак: «Иллюзорны знания, не добытые трудом, пытливым поиском мысли, а воспринятые на слух, наговоренные торопливыми лекторами с показом картинок...» «Жизнь скользит. Несется на тебя — и проносится мимо». «Жизнь мелькает, она не включила тебя в свой стремительный круговорот». «Мир — через стекло».
Итак, с одной стороны, ТВ благо, с другой — таит опасность возникновения нежелательных качеств в личности ребенка. Но в этом противоречии нет ничего удивительного. Сами по себе изобретения и открытия—электричество, атомная энергия, законы генетики — могут служить на благо человечества или наносить вред. Судьба открытий зависит от того, в каких целях и в чьих интересах они используются.
* Также обстоит дело и с изобретением телевидения.
Вот одно из подтверждений тому.
Рост преступности, особенно среди молодежи, становится в наши дни бичом многих капиталистических стран. И целый ряд исследователей связывает это в какой-то мере с содержанием телевизионных передач. С этим нельзя не согласиться, если вспомнить тот шквал фильмов ужаса, насилий, убийств, который ежедневно обрушивается с голубого экрана на телезрителей США или Западной Европы.
Возможно ли подобное в социалистическом обществе? Конечно же, нет. Но и в наших условиях телевидение, призванное стать большим другом человека, при неумелом пользовании им может принести вред.
Давайте рассмотрим подробнее, какие функции присущи советскому телевидению и как к ТВ относятся взрослые.
Вот данные ленинградских социологов. На вопрос: «Чем лично для Вас является телевидение?» наибольшее количество ответов (1265) гласило — средство развлечения, отдыха, разрядки; 1156 человек — источник информации о событиях в стране и за рубежом. Для 899 зрителей телевидение — средство расширения знаний и для 630 — средство приобщения к искусству.
В глазах взрослого телезрителя, таким образом, ТВ выступает в трех основных функциях: как средство отдыха, познания и информации. Эти функции помогают удовлетворить взрослым многие духовные потребности. Но поскольку сутки не увеличились, то время, используемое на просмотр телепрограмм, «вычитается» из времени, употребляемого на другие занятия.
В этом отношении интересно привести данные из книги Б. Фирсова «Телевидение глазами социолога». На вопрос, что вы предпринимаете, чтобы посмотреть интересную передачу, на первом месте по количеству ответов оказались — «ложимся спать позже обычного».
Если приходят гости, то вместо разговора с ними их привлекают к просмотру телепрограмм; передачи заставляют зрителей откладывать домашние дела, прекращать чтение книг, не ходить в день интересной передачи в магазины, прачечную, мастерские.
Проходит время, к телевизору привыкают, но интерес к нему не ослабевает. Для большинства нет вечера без телевизора. Желание получить развлечение в домашних условиях со временем перерастает в потребность быть постоянно в курсе событий — политических, культурных, научных, спортивных.
ТВ еще больше связывает рабочего, колхозника, студента, инженера, служащего, школьника с духовной жизнью всей страны.
Стало нормой, когда знакомые люди, встречаясь друг с другом на улице, в трамвае или в поезде, на работе или в гостях, начинают разговор не с «погоды», а с вопроса: «Вы вчера смотрели телепередачу?» И вслед за названием передачи начинается обсуждение поднятых в ней проблем.
Причем, если владельцы телевизора со стажем, то разбираются не только близкие каждому общественные проблемы, но и художественные особенности спектаклей, концертов, фильмов да и любой телепередачи на вполне профессиональном уровне. Не раз автору этих строк приходилось слышать меткие замечания о работе режиссеров, актеров, кино и телеоператоров, художников и музыкальных оформителей со стороны людей, стоящих далеко от искусства (как по профессии, так и по образованию). В адрес студии нередко приходят отзывы о передачах, вполне удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к профессиональным рецензиям и критическим разборам. И это не удивительно: телевидение ведет огромную эстетическую работу с населением. И. Андроников и С. Виноградова, А. Каплер и Б. Бабочкин, известные критики, журналисты, писатели, художники — частые гости наших телезрителей; люди, создающие искусство, знакомят нас со своей творческой лабораторией, со своими замыслами и профессиональными «секретами».
Телевидение как бы создает для каждого человека постоянную сферу общения с интересными людьми на интересные темы, а продолжение этого общения происходит в кругу семьи, с соседями, с коллегами по работе.
И, конечно, человек, в семье которого нет телевизора по «принципиальным» соображениям, порой нам кажется чудаком.
Ссылки на то, что многие передачи не могут удовлетворить взыскательного зрителя, мало убедительны. Нельзя же отрицать огромную роль телевидения только на том основании, что встречаются передачи слабые или рассчитанные на «среднего» зрителя.
Но разве статьи в газетах, журналах, а также книги люди читают подряд? И разве понятие «отбор» исключается, когда речь идет о телевидении?
Вспоминается случай, который произошел лет 15 назад. Центральная студия телевидения проводила довольно часто встречи со зрителями во Владимире, Ярославле, в Тушине, с работниками «Трехгорки», рабочими завода «Манометр» и т. д.
Вторую программу смотрело тогда весьма ограниченное количество зрителей. Из 3—4 часов, проведенных у телевизора, иногда только час-полтора соответствовали интересам данной семьи. Остальное время считалось потерянным на ожидание, «а вдруг дальше будет что-нибудь и для нас интересное?». На встречи-дискуссии о программах телевидения приглашались зрители, которые в письмах и устно выражали крайнее недовольство телепередачами.
Режиссеры, редакторы шли на эти дискуссии вместе с руководством телестудии робко, прячась за спины дикторов Леонтьевой, Кондратовой, Кириллова, Шиловой, которых, несмотря на все претензии к передачам, встречали как самых желанных близких знакомых.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|