НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Теория полёта летающих моделей. Болонкин А. А. — 1962 г.

Александр Александрович Болонкин

Теория полёта
летающих моделей

*** 1962 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Часть I. Аэродинамика 5
Глава 1. Основные понятия аэродинамики 5
Глава 2. Аэродинамика авиамодельных скоростей 25
Глава 3. Аэродинамический расчет модели 62
Глава 4. Воздушный винт 71
Глава 5. Расчеты основных летных свойств моделей 90
Глава 6. Резиномоторные модели 100
Глава 7. Балансировка и устойчивость модели 112

Часть II. Исследования полета моделей 176
Глава 1. Исследование времени полета резиномоторной модели 177
Глава 2. Расчет и анализ наивыгоднейшего взлета таймерных моделей 207
Глава 3. Наивыгоднейший винт моторной модели 227
Глава 4. Пилотажные модели 254
Глава 5. Динамическая устойчивость модели 270
Приложение 296
Литература 326



Книга предназначена для инструкторов, руководителей авиамодельных кружков, авиамоделистов-спортсменов, авиамоделистов — учащихся техникумов и студентов высших учебных заведений.
      Первая часть книги может быть использована широким кругом моделистов для уяснения физики полета модели, аэродинамики малых скоростей и простейших расчетов летных данных.
     

      ВВЕДЕНИЕ
      Гигантскими шагами развивается авиация. Создаются оригинальные конструкции, испытания приносят новые полетные результаты, ставятся интересные проблемы. Десятки научно-исследовательских институтов испытывают модели в аэродинамических трубах, проверяют теоретические положения на экспериментальных установках. Тысячи конструкторов в опытно-конструкторских бюро склоняются над чертежами и расчетами в поисках оригинальных решений, пытаясь удовлетворить противоречивые требования аэродинамики, прочности, веса.
      Современный самолет представляет собой одно из самых сложных инженерных сооружений.
      Авиамоделисту, проектирующему свою модель, приходится сталкиваться в миниатюре со всем основным комплексом вопросов, которыми занята авиация. Многих моделистов интересуют не только спортивные модели, являющиеся обязательными для членов команды на соревнованиях, но и рекордные модели, предназначенные для полетов на дальность, продолжительность и высоту, модели-копии, скоростные и радиоуправляемые.
      К сожалению, расчет почти всех видов моделей в литературе освещен недостаточно. Поэтому в этой книге наряду со спортивными моделями уделяется внимание и расчету других типов моделей, которые интересуют строителей малой авиации.
      Основная задача книги не в том, чтобы дать какие-то конструкции или готовые рецепты, которыми изобилуют многие руководства, цель ее — помочь моделисту научно подходить к созданию модели самолета, разобраться в тех путях, над которыми следует работать, чтобы по-
      высить летные результаты, дать какие-то знания, которые смогли бы пригодиться моделисту в будущем.
      Готовые графики и результаты малоубедительны, они загромождают память и ничего не дают моделисту для развития. Основываясь на определенных, известных только их автору допущениях и упрощениях, графики становятся неверными, когда эти допущения не выполняются, и только вводят в заблуждение читателя.
      В этой же книге все формулы даются с доказательства или на базе приводимых экспериментальных данных, указывается на допущения и упрощения, принятые при выводе, и приводятся возможные причины отклонения действительности от расчетов.
      К сожалению, не удалось обойтись без некоторых относительно сложных выводов и громоздких формул, хотя и простых по своей сути и структуре. Поэтому для облегчения их практического применения многие расчеты номограммированы.
     
      АЭРОДИНАМИКА
      Глава 1
      ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЭРОДИНАМИКИ
      Свойства воздуха
      Полет модели происходит в воздухе. Для того чтобы правильно спроектировать модель и рассчитать ее лет-ные данные, надо хорошо знать свойства воздуха. Наиболее важный его параметр — массовая плотность. Это вес 1 м3 воздуха, разделенный на ускорение земного притяжения. (...)
      Массовая плотность воздуха, так же как и у , меняется в зависимости от давления и температуры. С поднятием на высоту массовая плотность воздуха понижается.
      В табл. 1 приведены величины массовой плотности на различных высотах по данным Международной стандартной атмосферы. Они необходимы для того, чтобы рассчитать полет модели на большой высоте. С поднятием на высоту летные характеристики модели меняются и, в частности, мощность мотора падает. В последней графе дается коэффициент, учитывающий это падение мощности.
      Таблица 1
      Изменение температуры, давления и плотности с высотой (...)
      Так, например, если подставить в формулу массу воздуха, которую крыло отклоняет вниз при своем движении, и ускорение, которое сообщается этой массе, то сила / будет равна подъемной силе крыла. Или если подставить массу газов, выбрасываемых ракетным двигателем, и ускорение, сообщаемое этой массе, то получим тягу, развиваемую двигателем. Аналогично можно подсчитать подъемную силу вертолета, тягу винта, сопротивление и т. п. Формула f=М а универсальна, она широко применяется во всех областях техники. Однако в аэродинамике считают по ней в исключительных случаях, так как ни масса, ни ускорение обычно неизвестны. Но закон, сформулированный Ныотоном, всегда соблюдается во всех аэродинамических явлениях. Бесполезно, например, изобретать крыло, которое создавало бы подъемную силу и не отклоняло бы поток вниз, или устройство, которое бы ничего не отбрасывало и давало тягу. (...)
      Действие закона Бернулли можно наиболее ясно наблюдать, демонстрируя движение воздуха или жидкости по трубам. При свободном течении жидкости его применяют к отдельной выделенной струйке, частицы которой, двигаясь между соседними струйками, находятся как бы в трубе.
      Иначе говоря, по отношению к отдельной струйке закон Бернулли можно сформулировать следующим образом: сумма статического давления и скоростного напора вдоль струйки остается постоянной.
      Во всех случаях полета эта постоянная равна атмосферному давлению. В самом деле, если У=0, получим Р=Р0. При подсчетах величины V берут в м/сек, а Р получают в кг/м2.
      Вторая причина изменения давления в движущемся потоке — искривление струек вследствие обтекания тела и развивающихся при этом центробежных сил.
      При изучении взаимодействия между воздухом и телом часто изучают движение тела в жидкости, так как многие закономерности движения тел в воздухе и жидкости одинаковые.
      Характер движения воздуха или жидкости около тела дает спектр обтекания. Спектр обтекания можно сделать хорошо видимым, если в воздух выпускать струйки дыма или на поверхность воды посыпать алюминиевых опилок.
      На рис. 1 показан спектр обтекания плоской пластинки, поставленной перпендикулярно потоку, и хорошо обтекаемого веретенообразного тела.
      Перед пластинкой поток тормозится, а обтекая ее края, срывается в виде вихрей, образующих широкий вихревой след. Вследствие уменьшения скорости перед пластинкой, согласно закону Бернулли, давление на стороне, обращенной к набегающему потоку, повышается, а на противоположной стороне вследствие отсоса воздуха — понижается. В итоге появляется сила, стремящаяся унести пластинку с потоком; у пластинки возникает сопротивление.
      На хорошо обтекаемом теле зона повышенного давления перед телом и пониженного за телом сведена до минимума. Сопротивление при этом падает во много раз. Главную роль в нем начинает играть не давление, а трение поверхности тела о воздух.
      По спектру обтекания до некоторой степени можно судить о сопротивлении тела.
      Силы, действующие на тело, удобнее замерять, не двигая тело в воздухе, а заставляя набегать воздух на неподвижное тело. Это совершенно безразлично, так как важно относительное движение воздуха и тела. Такой метод получил наибольшее распространение и применяется в аэродинамических трубах. Схема такой трубы изображена на рис. 2.
      Замеряя сопротивление тела при различных скоростях, можно составить таблицы или графики. Установлено, что сопротивление тела зависит от определенных его характеристик: формы тела, его размеров, плотности воздуха и квадрата скорости. Формула сопротивления (...)
      По закону Ньютона сопротивление тел получается тем больше, чем больше воздуха они увлекают за собой. Наиболее сильное торможение воздуха наблюдается у пластинки, поставленной перпендикулярно потоку. Но даже и хорошо обтекаемое тело увлекает за собой воздух. Происходит это вследствие вязкости воздуха. Частицы воздуха, находящиеся около поверхности тела, как бы прилипают к ней и увлекают за собой соседние частицы. В непосредственной близости от поверхности тела образуется слой заторможенного воздуха или пограничный слой. Влияние пограничного слоя на характер обтекания тела огромно.
      При одних и тех же спектрах обтекания коэффициент ты Сх для геометрически подобных тел одинаковые. Многочисленные опыты убеждают в том, что спектры обтекания подобны в том случае, если отношение силы инерции, действующей на частицу жидкости, к силам вязкости остается постоянным.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru