НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Теория музыки. Кудрявцев, Таранущенко. — 1956 г.

Александр Васильевич Кудрявцев
Валентина Алексеевна Таранущенко

Теория музыки

*** 1956 ***



PDF


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Глава I. Введение в гармонию
      I. Понятие о полифонии и гомофонии
      1. Строение аккордов
      2. Созвучие и аккорд
      3. Трезвучие и септаккорд
      4. Названия звуков аккорда
      5. Виды трезвучий
      6. Виды септаккордов
     
      2. Аккорды в ладу 7. Названия и обозначения аккордов номерами ступеней лада
      Аккорды натурального мажора
      8. Аккорды гармонического мажора
      9. Аккорды гармонического и натурального минора
      10. Главные и побочные аккорды лада
     
      3. Обращения аккордов
      11. Понятие о басе
      12. Понятие об обращении аккорда 24
      13. Обращения трезвучия
      14. Обращения септаккордов
      15. Определение аккордов (ступеневое обозначение)
     
      4. Понятие о функциях
      16. Понятие о периоде и его расчленении на предложения 27
      17. Функции аккордов 30
      18. Разрешение неустойчивых и диссонирующих аккордов 31
      19. Зависимость последования аккордов от музыкальной формы.
     
      Простые кадансы
      20. Сложные кадансы. Кадансовый квартсекстаккорд
      21. Половинный каданс с кад 5
      22. Прерванный каданс
      23. Изложение аккордов в музыкальных произведениях
      24. Некоторые наиболее редко применяемые аккорды: Vg, V 7 и W 45
      25. Тональная секвенция. Секвенцаккорды
      26. Неаккордовые звуки (мелодическая фигурация)
      27. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
      28. Повышение и понижение неаккордовых звуков. Правописание хроматической гаммы
      29. Органный пункт
     
      6. Альтерированные аккорды
      30. Аккорды двойной доминанты
      31. Понижение II ступени. Понятие о мажоро-миноре
     
      7. Понятие о модуляции
      32. Родственные тональности
      33. Диатоническая модуляция
      34. Прочие виды модуляции
      35. Модулирующая секвенция
     
      Глава II. Понятие о музыкальной форме
     
      37. Музыкальная тема. Мотив. Фраза. Музыкальная форма
      38. Одночастные произведения
      39. Простая двухчастная форма
      40. Простая трехчастная форма
      41. Вариации
      42. Сложная трехчастная форма
      43. Рондо
      44. Форма сонатного аллегро
      45. Понятие о циклических формах и о жанрах музыкальных произведений
     
      Глава III. Полифония
      1. Введение
      2. Разновидности полифонии
      46. Подголосочная полифония
      47. Контрастная полифония
      48. Имитационная полифония
      3. Фуга
      4. Гомофонно-полифонический склад
      36. Модуляция и отклонения в периоде. Гармонический анализ периода 74
      Краткий перечень наиболее употребительных музыкальных терминов 148

     
     

      Глава I ВВЕДЕНИЕ В ГАРМОНИЮ
     
      § 1. Понятие о полифонии и гомофонии
      Мелодия — главный элемент всякого музыкального произведения.
      Еще сравнительно недавно многие народы мира довольствовались одноголосной музыкой, одной мелодией. Однако об одноголосии у этих народов в большинстве случаев можно говорить лишь условно, так как, сопровождая пение на инструменте или исполняя чисто инструментальные произведения, они вносили в музыку элементы многоголосия, чаще всего в виде выдержанного или повторяемого звука, на фоне которого развертывалась мелодия. Движение голоса на фоне выдержанного звука другого голоса называется косвенным.
      Широко развитая в странах Европы хоровая народная культура привела к более свободному использованию второго голоса.
      Одним из наиболее простых видов такого двухголосия является общеизвестный у нас способ «вторить» мелодии песни в терцию
      движение голосов называется параллельным.
      Многовековое развитие народной хоровой песни не могло, естественно, ограничиться только такими примитивными формами многоголосия. Звучание хора обогащалось противоположным движением (один голос идет вверх, другой вниз) и добавлением третьего, а затем четвертого и большего числа голосов.
      В старинной русской народной песне из репертуара хора им. Пятницкого — «При долинушке калинушка» (пример 3) — запевает один голос, затем к нему присоединяются в унисон второй и третий. В следующем такте третий голос идет вниз, косвенным движением по отношению к первым двум голосам, звук ми, а затем голоса расходятся противоположным движением в октаву, ь концр такта два верхних голоса идут вниз косвенным движением по отношению к нижнему голосу, повторяющему л я. На тактовой черте верхние голоса противоположным движением сходятся с нижним в терцию (ре фа).
      Задача состоит не только в том, чтобы приладить один звук к другим звукам, но чтобы мелодия каждого голоса по содержательности'и красоте не уступала мелодиям других голосов. Если два верхних голоса песни «При долинушке калинушка» мало отличаются друг от друга, то третий голос дает иную мелодию, не уступающую по качеству мелодии верхних голосов.
      Объединение нескольких мелодий в одновременном звучании называется полифонией (многоголосием).


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru