НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Элементарная теория музыки. Вахромеев В. А. — 1961 г.

Варфоломей Александрович Вахромеев

Элементарная теория музыки

*** 1961 ***


PDF


Допущено Отделом учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебника для музыкальных училищ и вечерних школ общего музыкального образования, а также в качестве пособия для детских музыкальных школ.


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 3
      Введение 5
     
      Глава первая. Звук.
      § 1. Физическая основа звука
      § 2. Свойства музыкального звука
      § 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд
      § 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы
      § 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия
      § 6. Энгармонизм звуков
      § 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны
      § 8. Обозначение звуков по буквенной системе
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава вторая. Нотное письмо.
      § 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан
      § 10. Ключи
      § 11. Знаки альтерации
      § 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков
      § 13. Паузы
      § 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акко лада. Запись музыки для ансамблей и хора
      § 15. Знаки сокращения нотного письма
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава третья. Ритм и метр.
      § 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей
      § 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт
      § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров
      § 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли Группировка длительностей в тактах сложных размеров
      § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров
      § 21. Переменные размеры
      § 22. Синкопа
      § 23. Группировка в вокальной музыке
      § 24. Темп
      § 25. Приемы дирижирования
      § 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава четвертая. Интервалы.
      § 27. Интервал
      § 28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы
      § 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические). Энгармоническое, равенство интервалов
      § 30. Обращение интервалов
      § 31. Составные интервалы
      § 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава пятая. Лад и тональность.
      § 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад
      § 34 Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада
      § 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей
      § 36. Гармонический и мелодический мажор
      § 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства
      § 38 Гармонический и мелодический минор. Тональности минора Параллельные тональности. Квинтовыи круг минорных тональностей
      S 39 Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
      S 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора 134
      § 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы
      § 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению
      Вопросы для повторения 145
      Упражнения
     
      Глава седьмая. Аккорды.
      § 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение главных
      § 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре.
      § 45. Пейотные трезвучия мажора и минора
      § 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и разрешение доминантсептаккорда
      § 47. Вводные септаккорды. Септаккорд
      Вопросы для повторения 162
      Упражнения
     
      Глава восьмая. Лады народной музыки.
      § 48. Общие замечания
      § 49. Диатонические семиступенные Пентатоника
      § 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
      § 51. Родство тональностей
      § 52. Хроматизм. Альтерация 188
      § 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы 190
      Вопросы для повторения 192
      Упражнения 192
     
      Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция
      § 54. Определение тональности 194
      § 55) Транспозиция 196
      Вопросы для повторения 198
      Упражнения 198
     
      Глава одиннадцатая. Модуляция
      § 56. Модуляция и отклонение 201
      § 57. Модуляция в родственные тональности 202
      Вопросы для повторения 205
      Упражнения 206
     
      Глава двенадцатая. Мелодия.
      § 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии народной музыки (песни) 210
      § 59. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки 216
      § 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив
      § 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков
      § 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на примерах
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения.
      § 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель
      § 64. Знаки некоторых приемов исполнения
      Вопросы для повторения
      Упражнения
     
      Краткий справочник музыкальных терминов
      Указатель литературы

     
     

 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>



      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым.
      Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение его также в кГузыкаЖных учнЗшщазс вечерних школах общего „музыкального образования.
      Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
      Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения эле ментов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
      В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений, советских композиторов.
      Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы.
      В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, Письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
      Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятии, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических ра бот по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение ко торых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
      Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять по адресу: Москва, Мерзляковский пер., д. 9, Училище при Московской государственной консерватории, автору.
      В. А. Вахромеев
      Москва, 1958 г.
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      «Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»
      Р. Глиэр. О профессии композитора и воспитании молодежи «Советская музыка», 1954, N° 8, стр. 9.
     
      Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
      Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки:
      Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
      Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
      Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
      Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно раскрыть содержание музыкального произведения при его исполнении.
      Наравне с другими предметами, курс элементарной теории музыки содействует повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся.
      Для того, чтобы изучение курса элементарной теории музыки принесло определенную практическую пользу, недостаточно общего, беглого ознакомления с его основными положениями, для этого необходимо более углубленное изучение предмета. Содействовать закреплению знаний и навыков могут регулярные упражнения. Материал для упражнений по всем основным разделам курса учащийся найдет в настоящем учебнике. Кроме того, предполагается, что преподаватель, pyководящий занятиями учащихся, дополнит вспомогательный материал примерами из музыкальной литературы и упражнениями по своему усмотрению.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA
     
     
      КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
      (слова, не вошедшие в текст учебника)
      Слова без обозначений в скобках — итальянские.
     
      A cappella — а капелла, хор без аккомпанемента.
      Accolade (фр.) — акколада, скоба, соединяющая нотные станы.
      Accordo — аккорд.
      Affettuoso — нежно.
      Agitato — возбужденно.
      Alla mareia — вроде марша.
      Allegro ша non troppo — скоро, но , не слишком.
      Allegro risoluto — скоро, решительно.
      Allemande (фр.) — аллеманда, часть старинной сюиты.
      Anima — душа.
      A piacere — произвольно. Appassionato — страстно.
      Aria — ария.
      Arioso — в роде арии
      A tre corde — на трех струнах.
      A una corde — на одной струне.
      В
      Barcarolla — баркарола, песня венецианских гондольеров.
      Basso — бас.
      Bene (ben) — хорошо.
      Berceuse (фр.) — колыбельная Bolero (исп.) — болеро, испанский танец.
      Bravura — бравурно.
      Brill ant (фр.) — блестящий.
      Brioso — с жаром.
      Burlesco — смешно.
      Cadenza — каденция.
      Calarido — успокаиваясь.
      Canon (греч.) — канон.
      Cantabile — певуче.
      Canto — пение.
      Capriccio — каприс.
      Cavatina — каватина, небольшая ария. Cello — виолончель, сокращенное название.
      Coda — заключение.
      Con affetto — с чувством.
      Con a more — с любовью.
      Con anima — с душой.
      Con fuoco — с огнем.
      Con grazia — с грацией.
      Con gusto — со вкусом.
      Con ira — с гневом.
      Con mot о — с подвижностью.
      Con sordini — с сурдиной.
      Con spirito — с воодушевлением. Corda — струна.
      Courante (фр.) — куранта, старинный французский танец, часть сюиты.
      Detache (фр.) — не связывая.
      Divisi — разделение.
      Dolce — ласково, нежно.
      Doloroso — с тоской.
      Doppio movimento — с двойной скоростью.
      Edition (фр.) — цздание. Energico — энергично.
      Eroico — героически.
      Espressivo — выразительно.
      Exalte (фр.) — экзальтированно, вэвол-нованно.
      Exercice (фр.) — упражнение.
      F
      Fantastico — фантастично.
      Finale — финал.
      Flautando — как на флейте.
      Forza — сила.
      Fugato — фугообразно.
      Funebre (фр.) — похоронный.
      Fuoco — огонь.
      Furioso — исступленно.
      0
      Gavotte (фр.) — гавот, старинный французский танец.
      Giga — жига, старинный танец. Giocoso — игриво.
      Glissando — скользя.
      Grave — строго.
      Grotesque (фр.) — причудливо.
      Н
      Habanera (исп.) — хабанера, испанский танец.
      Hailing (норв.) — халлинг, норвежский танец.
      Hongrois (фр.) — венгерский. Humoresque (фр.) — юмореска.
      1
      Imitation (фр.) — имитация. Impromptu (фр.) — экспромт. Improvisata — импровизация.
      In modo — в стиле.
      Innocente — невинно.
      Intermezzo — интермеццо.
      Introduzione — вступление.
      Invenzione — инвенция, буквально — выдумка.
      J
      Jeu (фр.) — игра.
      Jota aragonesa (исп.) — арагонская хота, испанский танец.
      К
      Klavierabend (нем.) — вечер фортепьянной музыки.
      Klavierauszug (нем.) — переложение с партитуры для фортепьяно. Konzertstiick (нем.) — одночастный концерт.
      L
      Lacrimosa (лат.) — слезный, часть реквиема.
      Lamentabile — жалобно.
      Larghetto — ларгэтто, скорее, чем ларго.
      Legato — связно Lesto — бегло.
      Libitum; ad libitum (лат.) — по желанию.
      Lieder ohne Worte (нем.) — песни без слов.
      Liga — лига.
      Lirico (фр.) — лирически.
      Loco — до сих пор.
      Lugubre — мрачно.
      Lusingando — игриво.
      М
      Macabre (фр.) — погребальный. Maestoso — величественно.
      Main droite (фр.) — правая рука.
      Main gauche (фр.) — левая рука. Mano sinistra — левой рукой.
      Marcato — подчеркивая.
      Marche funebre (фр.) — похоронный марш.
      Marcia; marciale — марш; маршеобразно.
      Martellato — мартэллато, резкое стаккато.
      Matelote (фр.) — матросский танец. Meditation (фр.) — размышление. Мепо — менее.
      Mezzo — наполовину.
      Misterioso — таинственно Morendo — замирая.
      Mormorando — ворчливо, журча. Mouvement (фр.) — движение.
      N
      Nobile — благородно.
      Nocturne (фр.) — ноктюрн.
      Non legato — не связывая.
      Non molto — не очень.
      Novelette (нем.) — новеллетта, маленький рассказ.
      О
      Oeuvre (фр.) — произведение.
      Oeuvre posthume (фр.) — посмертное издание.
      Opus (лат.) — работа, сочинение. Oriental (фр.) — восточный.
      Ossia — или, то же.
      Ostinato — настойчиво.
      Ouverture — увертюра.
      р
      Parlando — говорком.
      Partie (фр.) — партия, голос. Passacalia (фр.) — пассакалия, старинный танец.
      Passione — страсть.
      Pastorale — пасторальный.
      Pavana — павана, старинный итальянский танец.
      Perdendosi — теряясь.
      Perpetuum mobile (лат.) — вечное движение.
      Pesante — тяжеловесно.
      Piccolo flauto — малая флейта.
      Poi — затем.
      Polonaise (фр.) — полонез.
      Pomposo — величественно.
      Ponticello — подставка.
      Precipitando — спеша.
      Profondo — глубокий, глубоко.
      Q
      Quasi — как бы; в роде.
      Quasi una fantasia — в роде фантазии.
      R
      Rapsodie (фр.) — рапсодия.
      Reprise (фр.) — реприза, знак повторения.
      Requiem — реквием, заупокойная месса.
      Resoluto — решительно.
      Reverie (фр.) — греза, мечта. Rigaudon (фр.) — ригодон, старинный французский танец. Rigoroso — строго.
      Rinforzando — внезапно усиливая. Romantique (фр.) — романтичный. Rubato — не строго в темп.
      S
      Sans (фр.) — без.
      Sarabande (фр.) — сарабанда, старинный танец, часть сюиты. Scherzando — шутливо.
      Scherzo — скерцо, шутка.
      Semplice — просто.
      Senza — без.
      Senza pedale — без педали.
      Senza sordini — без сурдины.
      Serenata — серенада.
      Simile — так же, одинаково.
      Sopra — наверху.
      Sotto voce — вполголоса.
      Spirituoso — с жаром.
      Subito — неожиданно; сразу.
      Т
      Tambourin (фр.) — тамбурин, старинный французский танец; бубен.
      Tam-tam — там-там, гонг.
      Tarantella — тарантелла, неаполитанский танец.
      Tenuto — выдержанный.
      Timpani — литавры.
      Tragico — трагически.
      Tranquillo — спокойно.
      Transcription (фр.) — транскрипция, переложение.
      Tre corde — три струны.
      Tutta la forza — со всей силой.
      Tutti — все (инструменты).
      U
      Ohung Гнем.) — уппажнение.
      Ona corda — одна струна.
      Un росо piu — немного оолее.
      V
      Varie (фр.) — варьированный.
      Ve.oce — быстро; бегло.
      Vibrato — вибрато, вибрируя.
      Voce — голос.
      W
      Wiegenlied (нем.) — колыбельная песня.
      Wohltemperiertes Klavier (нем.) — хорошо темперированный клавир.
      Z
      Zart (нем.) — нежно.
      Zingaro; alia zingara — цыган; в ду, хе цыганской музыки.
      Zappo — спотыкаясь.
     
      УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ (использованной при составлении пособия)
      1. Кастальский А. Д. — Особенности народно-русской музыкальной системы. Государственное, издательство. Музыкальный сектор.
      2. Кастальский А. Д. — Основы народного многоголосия. Государственное музыкальное издательство. 1948.
      3. Островский А. Л. — Краткий музыкальный словарь. Государственное музыкальное издательство. 1940.
      4. Павлюченко С. А. — Элементарная теория музыки. Государственное музыкальное издательство. 1940.
      5. Рабинович А. В. — Краткий курс акустики под редакцией проф. Н. А. Гарбузова. Государственное издательство. Музыкальный сектор.
      6. Соколов И. И. — Курс физики, часть 11. Учебник для средней школы. Учпедгиз. 1951.
      7. Способин И. В. — Элементарная теория музыки. Государственное музыкальное издательство. 1954.
      8. Хвостенко В. В. — Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. Государственное музыкальное издательство. 1955.
      9. Хвостенко В. В. — Сольфеджио на материале мелодии народов СССР, части I и II. Государственное музыкальное издательство. 1950.
      10. Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. — Учебник гармонии, часть I. Государственное музыкальное издательство. 1957.
      11. Попова Т. В. — Русское народное музыкальное творчество, выпуск II. Государственное музыкальное издательство. 1956.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru