ПРЕДИСЛОВИЕ
Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение его также в кГузыкаЖных учнЗшщазс вечерних школах общего „музыкального образования.
Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения эле ментов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений, советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, Письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятии, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических ра бот по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение ко торых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять по адресу: Москва, Мерзляковский пер., д. 9, Училище при Московской государственной консерватории, автору.
В. А. Вахромеев
Москва, 1958 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»
Р. Глиэр. О профессии композитора и воспитании молодежи «Советская музыка», 1954, N° 8, стр. 9.
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки:
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно раскрыть содержание музыкального произведения при его исполнении.
Наравне с другими предметами, курс элементарной теории музыки содействует повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся.
Для того, чтобы изучение курса элементарной теории музыки принесло определенную практическую пользу, недостаточно общего, беглого ознакомления с его основными положениями, для этого необходимо более углубленное изучение предмета. Содействовать закреплению знаний и навыков могут регулярные упражнения. Материал для упражнений по всем основным разделам курса учащийся найдет в настоящем учебнике. Кроме того, предполагается, что преподаватель, pyководящий занятиями учащихся, дополнит вспомогательный материал примерами из музыкальной литературы и упражнениями по своему усмотрению.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
(слова, не вошедшие в текст учебника)
Слова без обозначений в скобках — итальянские.
A cappella — а капелла, хор без аккомпанемента.
Accolade (фр.) — акколада, скоба, соединяющая нотные станы.
Accordo — аккорд.
Affettuoso — нежно.
Agitato — возбужденно.
Alla mareia — вроде марша.
Allegro ша non troppo — скоро, но , не слишком.
Allegro risoluto — скоро, решительно.
Allemande (фр.) — аллеманда, часть старинной сюиты.
Anima — душа.
A piacere — произвольно. Appassionato — страстно.
Aria — ария.
Arioso — в роде арии
A tre corde — на трех струнах.
A una corde — на одной струне.
В
Barcarolla — баркарола, песня венецианских гондольеров.
Basso — бас.
Bene (ben) — хорошо.
Berceuse (фр.) — колыбельная Bolero (исп.) — болеро, испанский танец.
Bravura — бравурно.
Brill ant (фр.) — блестящий.
Brioso — с жаром.
Burlesco — смешно.
Cadenza — каденция.
Calarido — успокаиваясь.
Canon (греч.) — канон.
Cantabile — певуче.
Canto — пение.
Capriccio — каприс.
Cavatina — каватина, небольшая ария. Cello — виолончель, сокращенное название.
Coda — заключение.
Con affetto — с чувством.
Con a more — с любовью.
Con anima — с душой.
Con fuoco — с огнем.
Con grazia — с грацией.
Con gusto — со вкусом.
Con ira — с гневом.
Con mot о — с подвижностью.
Con sordini — с сурдиной.
Con spirito — с воодушевлением. Corda — струна.
Courante (фр.) — куранта, старинный французский танец, часть сюиты.
Detache (фр.) — не связывая.
Divisi — разделение.
Dolce — ласково, нежно.
Doloroso — с тоской.
Doppio movimento — с двойной скоростью.
Edition (фр.) — цздание. Energico — энергично.
Eroico — героически.
Espressivo — выразительно.
Exalte (фр.) — экзальтированно, вэвол-нованно.
Exercice (фр.) — упражнение.
F
Fantastico — фантастично.
Finale — финал.
Flautando — как на флейте.
Forza — сила.
Fugato — фугообразно.
Funebre (фр.) — похоронный.
Fuoco — огонь.
Furioso — исступленно.
0
Gavotte (фр.) — гавот, старинный французский танец.
Giga — жига, старинный танец. Giocoso — игриво.
Glissando — скользя.
Grave — строго.
Grotesque (фр.) — причудливо.
Н
Habanera (исп.) — хабанера, испанский танец.
Hailing (норв.) — халлинг, норвежский танец.
Hongrois (фр.) — венгерский. Humoresque (фр.) — юмореска.
1
Imitation (фр.) — имитация. Impromptu (фр.) — экспромт. Improvisata — импровизация.
In modo — в стиле.
Innocente — невинно.
Intermezzo — интермеццо.
Introduzione — вступление.
Invenzione — инвенция, буквально — выдумка.
J
Jeu (фр.) — игра.
Jota aragonesa (исп.) — арагонская хота, испанский танец.
К
Klavierabend (нем.) — вечер фортепьянной музыки.
Klavierauszug (нем.) — переложение с партитуры для фортепьяно. Konzertstiick (нем.) — одночастный концерт.
L
Lacrimosa (лат.) — слезный, часть реквиема.
Lamentabile — жалобно.
Larghetto — ларгэтто, скорее, чем ларго.
Legato — связно Lesto — бегло.
Libitum; ad libitum (лат.) — по желанию.
Lieder ohne Worte (нем.) — песни без слов.
Liga — лига.
Lirico (фр.) — лирически.
Loco — до сих пор.
Lugubre — мрачно.
Lusingando — игриво.
М
Macabre (фр.) — погребальный. Maestoso — величественно.
Main droite (фр.) — правая рука.
Main gauche (фр.) — левая рука. Mano sinistra — левой рукой.
Marcato — подчеркивая.
Marche funebre (фр.) — похоронный марш.
Marcia; marciale — марш; маршеобразно.
Martellato — мартэллато, резкое стаккато.
Matelote (фр.) — матросский танец. Meditation (фр.) — размышление. Мепо — менее.
Mezzo — наполовину.
Misterioso — таинственно Morendo — замирая.
Mormorando — ворчливо, журча. Mouvement (фр.) — движение.
N
Nobile — благородно.
Nocturne (фр.) — ноктюрн.
Non legato — не связывая.
Non molto — не очень.
Novelette (нем.) — новеллетта, маленький рассказ.
О
Oeuvre (фр.) — произведение.
Oeuvre posthume (фр.) — посмертное издание.
Opus (лат.) — работа, сочинение. Oriental (фр.) — восточный.
Ossia — или, то же.
Ostinato — настойчиво.
Ouverture — увертюра.
р
Parlando — говорком.
Partie (фр.) — партия, голос. Passacalia (фр.) — пассакалия, старинный танец.
Passione — страсть.
Pastorale — пасторальный.
Pavana — павана, старинный итальянский танец.
Perdendosi — теряясь.
Perpetuum mobile (лат.) — вечное движение.
Pesante — тяжеловесно.
Piccolo flauto — малая флейта.
Poi — затем.
Polonaise (фр.) — полонез.
Pomposo — величественно.
Ponticello — подставка.
Precipitando — спеша.
Profondo — глубокий, глубоко.
Q
Quasi — как бы; в роде.
Quasi una fantasia — в роде фантазии.
R
Rapsodie (фр.) — рапсодия.
Reprise (фр.) — реприза, знак повторения.
Requiem — реквием, заупокойная месса.
Resoluto — решительно.
Reverie (фр.) — греза, мечта. Rigaudon (фр.) — ригодон, старинный французский танец. Rigoroso — строго.
Rinforzando — внезапно усиливая. Romantique (фр.) — романтичный. Rubato — не строго в темп.
S
Sans (фр.) — без.
Sarabande (фр.) — сарабанда, старинный танец, часть сюиты. Scherzando — шутливо.
Scherzo — скерцо, шутка.
Semplice — просто.
Senza — без.
Senza pedale — без педали.
Senza sordini — без сурдины.
Serenata — серенада.
Simile — так же, одинаково.
Sopra — наверху.
Sotto voce — вполголоса.
Spirituoso — с жаром.
Subito — неожиданно; сразу.
Т
Tambourin (фр.) — тамбурин, старинный французский танец; бубен.
Tam-tam — там-там, гонг.
Tarantella — тарантелла, неаполитанский танец.
Tenuto — выдержанный.
Timpani — литавры.
Tragico — трагически.
Tranquillo — спокойно.
Transcription (фр.) — транскрипция, переложение.
Tre corde — три струны.
Tutta la forza — со всей силой.
Tutti — все (инструменты).
U
Ohung Гнем.) — уппажнение.
Ona corda — одна струна.
Un росо piu — немного оолее.
V
Varie (фр.) — варьированный.
Ve.oce — быстро; бегло.
Vibrato — вибрато, вибрируя.
Voce — голос.
W
Wiegenlied (нем.) — колыбельная песня.
Wohltemperiertes Klavier (нем.) — хорошо темперированный клавир.
Z
Zart (нем.) — нежно.
Zingaro; alia zingara — цыган; в ду, хе цыганской музыки.
Zappo — спотыкаясь.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ (использованной при составлении пособия)
1. Кастальский А. Д. — Особенности народно-русской музыкальной системы. Государственное, издательство. Музыкальный сектор.
2. Кастальский А. Д. — Основы народного многоголосия. Государственное музыкальное издательство. 1948.
3. Островский А. Л. — Краткий музыкальный словарь. Государственное музыкальное издательство. 1940.
4. Павлюченко С. А. — Элементарная теория музыки. Государственное музыкальное издательство. 1940.
5. Рабинович А. В. — Краткий курс акустики под редакцией проф. Н. А. Гарбузова. Государственное издательство. Музыкальный сектор.
6. Соколов И. И. — Курс физики, часть 11. Учебник для средней школы. Учпедгиз. 1951.
7. Способин И. В. — Элементарная теория музыки. Государственное музыкальное издательство. 1954.
8. Хвостенко В. В. — Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. Государственное музыкальное издательство. 1955.
9. Хвостенко В. В. — Сольфеджио на материале мелодии народов СССР, части I и II. Государственное музыкальное издательство. 1950.
10. Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. — Учебник гармонии, часть I. Государственное музыкальное издательство. 1957.
11. Попова Т. В. — Русское народное музыкальное творчество, выпуск II. Государственное музыкальное издательство. 1956.
|