СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Звук. Его высота 5
Глава II. Звук. Его высота (продолжение) 16
Глава III. Ритм. Метр. Темп 23
Глава IV. Интервалы 55
Глава V. Аккорды 76
Глава VI. Общие понятия о ладе и его элементах 84
Глава VII. Мажор 89
Глава VIII. Минор 102
Глава IX. Интервалы и главные аккорды мажора и минора. Разрешение интервалов и аккордов 108
Глава X. Одноименные тональности. Сравнительный обзор мажора и минора. Выразительные возможности мажора и минора. Определение тональности произведения 118
Глава XI. Диатонизм. Пентатоника. Особые виды диатонического мажора и минора. Общие понятия о некоторых других ладах 138
Глава XII. Общие понятия о модуляции и родстве тональностей.
Хроматизм. Хроматическая гамма 153
Глава XIII. Транспозиция 164
Глава XIV. Мелодическое движение. Динамические оттенки. Понятие о фактуре 167
Глава XV. Сведения из области музыкального синтаксиса 185
Дополнение I. Знаки сокращения нотного письма 193
Дополнение II. Схемы дирижерских взмахов 197
Дополнение III. Некоторые музыкальные термины 198
Указатель к сборнику задач и упражнений по элементарной теории В. В. Хвостенко 202
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы правильно читать и писать, нужно знать слова, их смысл и грамматику, т. е. законы языка. Для того чтобы уметь правильно сочинять музыку, играть ее или петь, нужно знать теорию музыки. Поэтому обучение теории музыки в первую очередь имеет целью подготовку к сочинению или исполнению музыкальных произведений.
Вследствие того, что музыка состоит из очень многих и разнообразных элементов, теория музыки подразделяется на несколько частей (дисциплин) — элементарную теорию, гармонию, полифонию, инструментовку, учение о музыкальных формах
В данный курс элементарной теории входит большинство сведений по музыкальной орфографии. Эти сведения изложены, по мере надобности, в разных частях курса, применительно к отдельным элементам музыки.
Глава I
ЗВУК. ЕГО ВЫСОТА
§ 1. Звук. Звук как физическое явление представляет собою колебательные движения какого-нибудь тела-источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пласiинки, мембраны и т. д), создающего звукодые волны (периодические сгущения и разрежения в воздухе).
Действие звуковых волн на органы слуха, передающееся через слуховой нерв в головной мозг, порождает ощущение звука. Ощущение, по определению Б. И. Ленина, «есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Таким образом, источник звука, звуковые волны и работа слухового аппарата существуют объективно.
Общая цепь явлений такова: колебания источника звука — звуковые волны — воздействие звуковых волн на органы слуха — передача принятого слуховым нервом раздражения в головной мозг.
В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки могут служить материалом для музыки.
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему, выработанную в процессе многовекового развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальных мыслей, музыкальных образов.
§ 2. Свойства и качества звука. Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно — частоту колебаний, их продолжительность, амплитуду и состав колебаний (в смысле сочетания простейших колебаний в данном сложном)
Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам относятся — высота, длительность, громкость и тембр.
Рассмотрим качества звука по отдельности, в связи с порождающими их физическими свойствами.
Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний. Чем чаще колебания — тем выше звук; чем реже колебания — тем звук ниже. Высота может быть выражена с разной степенью ясности. Поэтому звуки разделяются на две группы: 1) звуки, имеющие ясно выраженную высоту, и 2) звуки, не имеющие ясно выраженной высоты.
Человеческий слух способен воспринимать различие в высоте (приблизительно) от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Однако в музыке используются, главным образом, звуки, имеющие ясно выраженную высоту в пределах (приблизительно) от 16 до 4 000 колебаний в секунду. Такое ограничение связано с практикой человеческой речи и пения, причем в речи и пении используются звуки в еще более узких пределах.
Теория музыки занимается почти исключительно звуками, имеющими ясно выраженную высоту. В данном учебнике из пятнадцати глав высоте звука посвящены тринадцать 1, II, IV — XIV и отчасти XV.
Звуки, не имеющие ясно выраженной высоты, производимые различными шумящими и звенящими инструментами, применяются в музыке ограниченно. Такие звуки изучаются в разделе ударных инструментов курса инструментоведения и оркестровки.
Длительность звука зависит от продолжительности колебательного движения.
В данном курсе длительности звука посвящены части III, XIV и XV глав.
Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний
Громкости в данном учебнике посвящена часть главы XIV.
Тембр, или окраска звука, зависит от состава звука (некоторые подробности см. в следующем ниже пояснении, напечатанном мелким шрифтом).
Благодаря разнице в тембрах мы отличаем голос одного человека от голоса другого, звук одного инструмента от звука другого и т. п.
Каждый звук представляет собой не один простой тон, а сочетание многих тонов, которые возникают потому, что источник звука колеблется не только целиком, но одновременно также и по частям (половинам, третям, четвертям, пятым и т. д), колеблющимся каждая в отдельности Источник звука, колеблющийся целиком, производит основную частоту, наиболее слышимый звук, кажущийся единственным. Вторые части (половины) производят ззук с частотой вдвое большей, чем основная; третьи части — втрое, четвертые части — вчетверо большей, чем основная, и т. д. В результате таких сложных одновременных колебаний и возникает звук сложного состава.
Все данные составные части сложного звука называются частичными тонами или обертонами (см схему).
Номер каждого обертона, взятый как знаменатель дроби с числителем 1, означает, какой частью источника звука он издается.
Схема колебаний источника звука (струны)
Иллюстрацией данного явления служит следующий опыт При открытой крышке рояля (пианино для этого опыта не пригодно) палец ставится на одну hi границ между равными частями струны (найти такую границу можно передвижением пальца). Звук, извлекаемый при этом нажатием клавиша, соответствующего данной струне, и будет обертоном.
Тембр (окраска) зависит от трех обстоятельств. 1) какие из принципиально возможных для каждого звука обертонов есть на самом деле; 2) какие из них звучат громче других; 3) в каком порядке они (обертоны) появляются.
Элементарная теория не изучает тембровую сторону музыки. Этим занимаются инструментоведение и оркестровка.
Описанные выше четыре качества проявляются непременно в каждом звуке, а следовательно, и в сочетаниях ряда звуков, служащих для выражения музыкальных мыслей, образов. Из этих качеств первые два имеют наибольшее значение, что легко доказать следующим примером; любая мелодия, например Гимн Советского Союза, легко узнается, будучи исполнена без изменений в высоте и длительности звуков, голосом или на каком-нибудь инструменте, громко или тихо. Хотя при таких условиях характер ее будет изменяться, но все же мелодия останется той же самой.
§ 3. Музыкальная система. Звукоряд. Совокупность употребительных в музыке звуков определенной высоты образует музыкальную систему.
Эта система является результатом длительно развивающейся музыкальной практики человеческого общества. В основу данного курса положена система, принятая в европейской, а также в русской классической музыке.
Звукорядом называются звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке.
Музыкальная система сложилась прежде всего в результате певческой практики. Поэтому большая часть системы является звуками, высота которых доступна человеческому голосу. Развитие музыки для инструментов повлекло пополнение системы еще некоторым числом звуков в указанных выше пределах от 16 до 4 000 колебаний в секунду. Тем не менее звуковая область наиболее выразительной игры на инструментах приблизительно совпадает с той звуковой областью, в которой поют человеческие голоса (примерно от 60 до 1 000 колебаний в секунду).
Музыкальная система и ее звукоряд наиболее наглядно обозреваются на фортепьяно (пианино, рояль). На современном фортепьяно есть 88 звуков различной высоты7 Сверх этого числа звуки в музыке почти неупотребительны7
§ 4. Ступень. Основные ступени звукоряда, их названия. Ступенью называется звук музыкальной системы.
Основными называются семь ступеней музыкальной системы (звукоряда), которым даны самостоятельные названия. Основным ступеням соответствуют звуки, извлекаемые на белых клавишах фортепьяно: ..
На фортепьянной клавиатуре имеется 52 таких белых клавиша, и они соответствуют 52 основным ступеням звукоряда./ а Применяются же к ним лишь семь названий, которые периодически повторяются и относятся к соответственным ступеням — высоким (справа на клавиатуре), низким (слева на клавиатуре) и средним. Каждая восьмая (подряд по счету) ступень сходна с той, которая взята в качестве первой. Поэтому она носит одинаковое с первой ступенью название. Об этом будет сказано подробнее в § 7.
Названия основных ступеней сложились в средние века, в то время, когда они действительно были не только основными, но и почти единственными.
Есть две системы названии звуков — слоговая и буквенная. Слоговая система основана на начальных слогах частей (строф) одного средневекового гимна. В слоговую систему названий Si было добавлено позже, а первоначальное Ut было заменено впоследствии названием До, более удобным для пения.
В нашей стране слоговая система наиболее распространена.
Существующая, наряду со слоговой, буквенная система названий звуков основана на буквах латинского алфавита
Неправильное, с точки зрения алфавитного порядка, расположение букв в названиях звуков объясняется тем, что в средние века основным в звукоряде считался звук,ля (с) и задним следовал звук cub, обозначавшийся по порядку буквой Ь. Впоследствии основное значение вместо cub (b) приобрела ступень си. Для нее понадобилось ввести букву h, следующую по алфавиту за уже использованными буквами (от а до g). J
В нашей стране буквенная система применяется большей частью, вследствие ее краткости, для обозначения тональностей (см. § 69), а для обозначения звуков — почти исключительно в музыкально-научной литературе. В некоторых других странах (Германия, Англия, Голландия) буквенная система является основной.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|