ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Рукопись этой книги не предназначалась первоначально для издания: это рабочий материал учителя.
«Учимся играя» — результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний.
«Учимся играя» — попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.
Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек.
Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.
Самонадеянно? Но ведь «Учимся играя» — это только попытка...
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя.
Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, — вот что хотела увидеть я на своих уроках. И это счастливое время пришло...
Но пришло оно не сразу. Очень нелегки были мои первые шаги в педагогике. Дети не хотели хорошо учиться, а у меня не получалось хорошо учить их, было много трудностей с дисциплиной. («Надо с ними построже, а то на голову сядут», — «ободряли» меня коллеги.) Работала много, очень уставала, но почти не получала морального удовлетворения.
Нередко казалось, что это тупик, мелькала мысль: «Откажусь! Брошу! Уйду! Зачем мне все это надо?» Но не уходила...
Попробовала прежде всего изменить стиль общения с маленькими школьниками. (Уж очень не хотелось походить на педагога с плеткой со старинных гравюр.) Убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного в данный момент для нас.
Я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов. (Только так можно вырастить независимого, самостоятельного человека.)
«Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими ме годами, — это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он порой прячет свое «я» под маской.
Итак, терпение + терпимость + безусловное приятие любого ребенка. Уж сколько раз твердили миру, но я к этому пришла на практике не сразу. Но — слава Богу! — все-таки пришла.
Работа с малышами заставила меня глубЗке изучать их психофизиологические особенности. Как это важно!
Внимание и запоминание (особенно у 6 — 7-летних) слабые, особенно, если учение не захватывает. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.
Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично ни справлялись дети со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребенок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь. Все начинается с первых дней...
Малыши очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение — не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, а главное — двойками. Кстати, отметки должны стать дишь показателем деловых отношений между учителем и учеником (не больше!).
Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг — и учителя, и родители, и сам ребенок — будут твердить: «Ты должен!», — все равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). Тут бы сменить вид работы, провести игру, физкультминутку, а мы: «Слушай! Не вертись! Не лови ворон! Лентяй!» и т.д. (Кстати, маленькие дети чрезвычайно внушаемы и вскоре и впрямь могут стать лентяями, видя себя в зеркале наших слов.) Да при этом еще прибавляем: «Вечно ты...», «Ты вообще...», «Ты всегда...»
Нет, наши ученики всегда и во всем хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. Нет, не они виноваты, а мы: не успели, не смогли, не научили, не заинтересовали, а потому простим им сегодня все их промахи.
Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и десяти минут — значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках.
У них повышенная утомляемость — не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.
Были проблемы и с методикой. Иногда казалось, что педагогическая наука не только не работает на завтрашний день, но и вообще ушла из школы. Посещение уроков коллег нередко подтверждало это: постоянное смешение понятий «звук — буква», появление «мягких и твердых букв», «смягчающих гласных» и десяти гласных звуков вместо шести. Но если бы только это...
Дети первые полгода в первом классе выполняют механическую, порой бездумную работу в прописях по копированию слов и предложений, а в результате не всегда могут даже прочитать написанное, не говоря уж о том, что диктанты им просто не под силу (это после двух исписанных прописей). Введение же многими учителями тетрадей для печатания букв приводит к настоящей путанице печатных и письменных букв. Наверное, писать нужно письменными буквами, а образ печатной буквы должен быть у ребенка только в голове.
Каждый учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным.
Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах — ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.
В чем же причина? Почему наши дети так безграмотны?
Одна из причин просматривается особенно хорошо. Мы не научили ребенка видеть опасность. Отравляя его в плавание по безбрежному океану слов, желая, чтобы он выжил в этой стихии, надеемся по-прежнему на «авось».
Для того чтобы научить видеть, где возможная ошибка, нужна строгая научная основа преподавания. (Как известно, обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознание + психология + методика.) Нужны знания фонологической системы русского языка, понятия фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции — ошибка исключена, в слабой — внимание! — можно допустить ошибку. Но — увы! — нам бы разобраться со звуками и буквами... О научной методике остается только мечтать.
Знакомя первоклассников с ударением на первых уроках обучения грамоте, нельзя забывать, что это — первая ступенька к выработке навыка правописания безударных гласных: не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности (при которой надо искать проверочные слова). Невольно вспоминается шутка:
— Вова, сколько раз мы говорили, что если сомневаешься, какую гласную писать, ставь ее под ударение. Почему слово река ты написал через и?
— А я не знал, что именно в этом месте надо сомневаться.
Одна-две минуты тренировок на каждом уроке обучения грамоте позволят развить в дальнейшем навык обнаружения безударной гласной. Необходимо использовать и различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графическийЧкбраз. Но, к сожалению, современная методика недооценивает фактор памяти. А привело к этому увлечение так называемыми активными методами развития мышления. Между тем убеждена, что хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика — это традиция старой школы.
Из своего школьного детства помню несколько рифмовок, помогающих усвоить грамматические правила, и не стыжусь, что порой до сих пор пользуюсь ими на практике. Мнемоника (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций) была раньше очень популярна. Но потом, видимо, кто-то перепутал ее с зубрежкой и изъял из обучения. А жаль! Ну какой вред, например, может принести предложение, взятое из старого учебника: КОСтя пришел в КОСтюме, а ПАвел в ПАпьто? Пусть служила бы мнемоника орфографии, помогая детям в усвоении трудных правил и слов.
Почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки? Ведь дети так чутки к слову, к образу, им все интересно. Почему бы не проводить устный или наглядный этимологический анализ слов? Иногда сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых слов. Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т.е. письмо).
Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
Орфографически насыщенные рифмованные упражнения во втором — третьем классах могут служить фоном для более сложной работы (выписать в два столбика существительные и глаголы, поставить глагол в 3 л. ед. ч., подобрать пословицы с этим глаголом, написать письмо по памяти и тд.). Руководствуясь общим положением методики о том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в практику учащихся на уроке не менее 8 раз, можно по мере совершенствования навыка неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя задачи.
И в заключении о самой главной, на мой взгляд, причине безграмотности наших детей.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и тд., и т.п.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям. (Кстати, некоторые из предлагаемых в пособии сказок придуманы моими воспитанниками.)
Очень надеюсь, что книга «Учимся играя» поможет учителям в их нелегкой работе по подбору интересного занимательного материала.
Надо только найти золотую середину: не усложнять — дети не поймут — и не упрощать, облегчая учение, — дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать...
Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно пора уже сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.
Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем (и в первую очередь детям), что не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ!
Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное» в юных душах...
Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но самом замечательном поприще! Только от вас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от вас зависит, будет ли наша страна богата талантами. Будьте счастливы!
В.В.ВОЛИНА
|