На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Учитесь плавать. Булгакова Н. Ж. — 1955 г

Нина Жановна Булгакова

Учитесь плавать

*** 1955 ***



DjVu

 

Полный текст книги

 

СОДЕРЖАНИЕ

Организация занятий 3
Техника плавания кролем на груди и на спине 9
Кроль на груди 9
Кроль на спине 12
10 уроков для не умеющих плавать 15
10 уроков для умеющих плавать 38
Нормы БГТО по плаванию 55
Спасание тонущих 56

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
      Плавание является одним из важнейших видов спорта.
      Влияние занятий плаванием на детский организм особенно благотворно. Во время занятий плаванием происходит закаливание организма, укрепляется нервная система, сердце, легкие, прививаются стойкие пигиенические навыки.
      Кроме того, массовое обучение детей плаванию поможет выявить плеяду молодых талантливых спортсменов.
      Плавание — это спорт юных. Легче всего научиться плавать в детском или юношеском возрасте. Многие рекорды но плаванию для взрослых были установлены детьми 13 — 14 лет. Рекордсмены СССР по плаванию способом кроль Юлия Кочеткова и Виталий Ушаков в 14 — 15-летнем возрасте выигрывали соревнования у взрослых пловцов.
      Дети 8 — 10 лет и старше, не умеющие плавать, за 10 уроков могут вполне освоиться с водой и ознакомиться со способом плавания кроль на груди и на спине.
      Дети 10 лет и старше, умеющие плавать по-своему, за 10 уроков могут овладеть способом кроль на груди и на спине и подготовиться к сдаче норм БГТО по плаванию.
      Обучение детей плаванию проводится чаще всего летом в естественных водоемах — реках, озерах или прудах.
      Самое удобное время для этого — летние каникулы, когда многие пионеры и школьники уезжают в лагери.
      Для успешного освоения курса обучения желательно, чтобы глубина воды на местах занятий была не ниже пояса занимающихся. Скорость течения должна быть не больше 10 м/мин, температура воды не менее 20° С при соответственно высокой температуре воздуха.
      Желательно, чтобы вода была достаточно прозрачной и давала возможность преподавателю видеть движения учеников. Это необходимо также для обеспечения безопасно сти.
      Для проведения занятий в естественных водоемах берег желательно выбирать песчаный, отлогий, обращенный на юг. Место купания должно быть тщательно проверено, огорожено или обнесено поплавками — хорошо обструганными жердями, связанными веревочками.
      Необходимо тщательно обследовать и очистить дно. Последнее условие является обязательным особенно в том случае, когда в программу занятий входят прыжки в воду. Глубина воды в том месте, где обучаются прыжкам, должна быть не менее 3 м. Заниматься прыжками могут только те ребята, которые научились хорошо плавать.
      Для того чтобы занятия шли успешно и интересно, желательно иметь плавательные доски, мячи, резиновые надувные игрушки, резиновые надувные круги и прочее.
      Прежде чем начать купаться или учиться плавать, дети должны пройти тщательный медицинский осмотр и получить разрешение врача.
      На первом занятии преподаватель знакомится с занимающимися, определяет степень подготовленности каждого.
      При проверке в воду входит одновременно не более двух человек.
      В группы умеющих плавать включаются все дети, которые при проверке смогли проплыть расстояние 10 — 15 и более метров.
      При комплектовании учебных групп желательно также, кроме подготовленности, учитывать и возраст обучающихся. Так, детям 8 — 10 лет и 11 — 14 лет лучше проходить обучение в разных группах.
      Мальчики и девочки одного возраста обучаются вместе. В группе не умеющих плавать не должно быть больше 8 — 10 человек, а в группе умеющих 10 — 12 человек на одного преподавателя.
      До и после купания необходимо проводить тщательную проверку — перекличку занимающихся.
      Если кто-либо из занимающихся нарушил правила и уплыл за границу места купания, его следует наказать выходом из воды ранее положенного времени или лишить права очередного купания.
      Заниматься плаванием в летнее каникулярное время можно ежедневно.
      Урок плавания лучше всего проводить так.
      Перед занятием построить группу и провести лерекличку. После этого рассказать ребятам, леы они будут заниматься сегодня. Затем на берегу проделать упражнения типа зарядки и выполнить все упражнения по технике плава-шя, изучение которых предусматривалось на данном занятии. Показ и объяснение способов плавания и отдельных упражнений тоже лужно проводить до входа детей в воду. Продолжительность занятий на суше около 15 мин.
      В воде дети разучивают новые упражнения, с которыми они уже познакомились на суше, осваивают технику плавания. Позднее, когда все научатся плавать, нужно стараться проплывать за время урока возможно большее расстояние без отдыха.
      Игры в воде лучше всего проводить в конце занятия. Продолжительность пребывания в воде неодинакова и зависит от температуры воды, возраста занимающихся, количества пройденных уроков.
      На первом уроке время пребывания в воде должно быть не более 5 мин. На следующих занятиях продолжительность пребывания в воде постепенно увеличивается для детей 8 — 10 лет до 15 мин., для детей старше 10 лет — до 25 мин.
      Преподаватель, обучающий плаванию, Ed время урока находится на суше и руководит за[-нятиями с берега. Для более успешного обучения не умеющих плавать детей младшего школьного возраста преподаватель на первых 5 — 6 уроках должен находиться вместе с группой в воде.
     
      ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ И НА СПИНЕ
      Кроль на груди (рис. 1)
      Полоясение тела и головы. Тело пловца горизонтально лежит на воде, лицо опущено в воду.
      Движение ног. Ноги, чуть согнутые в коленях, выполняют ритмичные, непрерывные движения снизу вверх и сверху вниз с одинаковым размахом в 30 — 40 см. Движение производится от бедра. При движении ног на поверхности воды должны появляться только пятки, оставляя за собой брызги и пенистый след.
      Движение рук. Руки работают попеременно. В то время как одна из них делает гребок, другая проносится над водой и входит в воду. Во время гребка рука, слегка согнутая в локте, опускается вниз и продолжает движение до бедра.
      После окончания гребка рука вынимается из воды, проносится по воздуху и снова входит в воду против одноименного плеча.
      Дыхание. Вдох делается через рот во время конца гребка, когда рука вынимается из воды. Медленный непрерывный выдох продолжается до того времени, пока рука, под которую делается вдох, снова придет в положение окончания гребка. Во время выдоха лицо опущено в воду. Выдох делается непрерывно одновременно через нос и рот.
      Согласование движений. Пловец продвигается вперед за счет попеременных гребков руками и непрерывных движений ног. В то время как руки совершают два гребка, ноги успевают сделать шесть ударов.
      Кроль на спине (рис. 2)
      Положение тела и головы. Пловец лежит на воде в горизонтальном положении, затылок в воде.
      Движение ног. Ноги выполняют непрерывные движения снизу вверх и сверху вниз. Колени немного согнуты. При правильной работе ног на поверхности воды появляется пенистый след.
      Движение рук. Руки работают попеременно.
      В то время, когда одна рука делает гребок, другая проносится по воздуху. Во время гребка рука слегка сгибается в локте. Гребок производится по направлению к бедру. Закончив гребок, рука вынимается из воды, проносится по воздуху и входит в воду против одноименного плеча.
      Дыхание. Вдох делается в момент выноса одной из рук из воды, выдох продолжается все остальное время.
      Согласование движений. Пловец продвигается вперед поочередными гребками рук и непрерывными движениями ног вверх-вниз-вверх. На каждый гребок руки приходится три удара ногами.
     
      10 уроков для не умеющих плавать
      Урок № 1
      На первых четырех уроках не умеющие плавать дети должны освоиться с водой, научиться погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде, делать выдох в воду, лежать и скользить на воде на груди и на спине. Одновременно занимающиеся начинают изучать движение ног способом кроль на груди и на спине.
      Ha суше:
      1. Ходьба: а) обычная, б) «карлики-великаны» — ходьба в положении приседа, руки упираются в колени и ходьба на носках, потянувшись вверх, кисти соединены.
      2. Бег: а) обычный, б) «цирковая лошадка» — бег, высоко поднимая колени, руки на поясе.
      3. «Часы». Основная стойка, руки на поясе. Наклон вправо-прямо, влево-прямо, присесть-выпрямиться, присесть-выпрямиться. Выполнение этого упражнения детьми 8 — 10 лет сопровождается произнесением вслух рифмованного текста: «Тик-так, всегда так».
      4. Движение ног, как при плавании кролем, в положении сидя, наклонившись назад, руками упереться сзади. Колени прямые, носки оттянуты — движение ног вверх -вниз от бедра с небольшим размахом в 20 — 30 см (рис. 3).
      Упражнение выполняется в частом темпе, под счет преподавателя «раз, два, три; раз, два,
      три» и т. д. и одновременные хлопки в ладоши, дающие занимающимся нужный темп.
      5. Основная стойка, руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. Встать на носки, потянуться вверх. Повторить это
      упражнение несколько раз.
      В воде.
      1. «Невод». Взявшись за руки, итти по дну.
      2. То же, но разбившись на пары.
      3. «Гусиный шаг». Ходьба по дну на согнутых ногах, прижимаясь грудью к поверхности воды и упираясь руками в колени.
      4. «Мы пловцы». Ходьба по дну с руками, вытянутыми вперед и сжатыми плотиком, плечи на воду.
      5. «Кто выше». Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды.
      6. Стоя на месте в кругу, ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, плечи на воду, подбородок на воду:
      а) сделать глубокий вдох через рот, закрыть рот, задержать дыхание;
      б) погрузить голову в воду до носа;
      в) погрузить голову в воду до глаз, посмотреть вправо, влево;
      г) сделать вдох и присесть — погрузиться с головой под воду.
      7. «Кто быстрее спрячется». По команде преподавателя сделать вдох и присесть под воду.
      8. Сесть на край берега и спустить ноги в воду. Под команду и счет делать движения ногами вверх-вниз, как при плавании кролем, носки оттянуты.
      9. Упереться руками в дно, поднять к поверхности воды таз и пятки. Под команду и счет преподавателя делать движения ногами способом кроль на груди То же, но в положении на спине (рис. 4 и 5). Дать указание брызгаться.
      10. Стоя на месте, подбородок у поверхности воды, руки упираются в колени:
      а) дуть на воду, как на горячий чай;
      б) то же, опустив рот в воду;
      в) то же, но выдох через нос;
      г) «умывание» — побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
      11. «У кого больше пузырей». Присесть под воду и сделать длинный, сильный выдох через рот и нос (рис. 6).
     
      Урок № 2
      На суше.
      1. Повторить упражнения 1 и 2 из первого урока.
      2. «Воробышки». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, руки на поясе.
      3. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед.
      4. «Птички летят». Бег обычный, руки в стороны, маховые движения руками вниз-вверх и небольшие круги вперед и назад.
      5. Повторить упражнение 3 из первого урока.
      6. Повторить движение ног, как при плавании кролем, в положении сидя.
      В воде.
      1. Сесть на берег и повторить упражнение 8 из первого урока.
      2. Повторить упражнения 3, 4, 5 из первого урока.
      3. «Цапли». Руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками, встать на нос-К'И. В этом положении ходьба по дну.
      4. «Лодочки». Обычная ходьба по дну, помогая себе гребковыми движениями рук в разных направлениях.
      5. «Полоскание белья». Ноги на ширине плеч, нагнуться вперед, плечи на воду, подбородок на воду, руки опущены вниз. Движения обеими руками, напряженными и расслабленными, влево-вправо, вперед-назад.
      Обратить внимание на то, что правильным является напряженное положение, оно дает продвижение вперед.
      6. «Футбол». Стоя в кругу, держась за руки, делать движения ногами поочередно назад-вперед (замахнуться-ударить).
      7. Повторить упражнения 6, 7, 8, 10 и 11 из предыдущего урока.
      8. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу присевшего под водой.
      9. «Поплавок». Встать лицом к берегу, упереться руками в берег или дно, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду Повторить это упражнение несколько раз.
      10. То же с выдохом в воду.
      11. Игра «Хоровод». Взяться за руки и итти по кругу, считая до десяти вслух. Затем сделать вдох и погрузиться в воду. То же, но итти по кругу в другую сторону.
     
      Урок № 3
      На суше.
      1. Повторить первые 5 упражнений из предыдущего урока.
      2. «Мельница». Основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Из этого положения круги руками вперед и назад медленно и быстро. Положение рук в любой момент движения прямо противоположно. Руки не сгибать в локтях.
      3. Движение ног способом кроль, сидя на берегу.
      В воде.
      1. Сесть на берег, спустить ноги в воду и под команду преподавателя делать движения ног вперед-назад, вперед-назад, носки оттянуты.
      2. «Лодочки». Ходить по дну, помогая себе гребковыми движениями рук в различных на-
      правлениях и вслух произнося: «гребем назад — идем вперед», «гребем вправо — идем влево», «гребем в стороны — идем вперед», «гребем вниз — идем вверх».
      3. Встать в воду по грудь или плечи и согнутыми в локтях руками делать частые гребки снизу вверх перед собой. Одновременно чуть-чуть поджать ноги.
      4. Погружение в воду с головой с последующим счетом до 5, 10, 15.
      5. Лечь на воду, упереться руками в дно. Движение ног способом кроль в положении на груди и на спине. В перерывах в моменты отдыха делать по 5 выдохов в воду.
      6. Повторить упражнение «Поплавок» сначала с задержкой дыхания, потом с выдохом в воду.
      7. Поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, нагнуться, положить на воду руки, плечи и лицо. В таком положении ходьба по дну, вытягивая неопорную ногу как можно более назад. Это упражнение повторить несколько раз.
      8. В том же положении прыжки с ноги на ногу, не поднимая лица из воды.
      9. Встать в пары, сделать вдох, погрузиться в воду и, держась за руки партнера, принять
      положение группировки (см. рис. 15), всплыть. Потом это же упражнение делает партнер.
      В дальнейшем после всплывания выпрямиться и лечь на воду.
      10. Игра «Хоровод».
     
      Урок № 4
      На суше.
      Повторение материала предыдущих уроков. Обратить особое внимание на упражнение «Мельница».
      В воде.
      1. Повторить упражнение «Лодочки» из предыдущего урока, а также упражнения 3, 5, 6, 7, 8 и 9.
      2. Скольжение. Встать лицом к берегу, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, присесть, лечь на воду и чуть-чуть толкнуться ногами от дна. Повторить несколько раз (рис. 7).
      3. Встать спиной к берегу, руки прижать к корпусу, сделать вдох, присесть и, слегка толкнувшись ногами, лечь на спину. Сразу поднять выше живот и прижать подбородок к груди.
      4. Выполнить эти упражнения с добавлением движений ног способом кроль (рис. 8).
      Рис. 8.
      5. Погружение в воду и разыскивание на дне предметов по заданию преподавателя.
      6. Игра «Мяч по кругу». Играющие стоят в кругу и перекидывают мяч друг другу.
     
      Урок № 5
      С пятого по десятый урок дети продолжают осваиваться с водой. Особое внимание следует уделять скольжению и выдохам в воду. С пятого занятия начинается разучивание движений рук способом кроль, добиваясь согласования движений рук с выдохом в воду и согласования движений рук и ног при плавании кролем на груди и на спине.
      На суше.
      1. Повторение упражнений предыдущих уроков. Обратить особое внимание на упражнение «Мельница».
      2. Ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука впереди, другая сзади. Движение рук, как при плавании кролем на груди (рис. 9).
      3. Ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, голова в положении вдоха. Сделать вдох, повернуть лицо вниз — выдох (рис. 10).
      В воде.
      1. «Лодочки». Ходьба по дну, помогая греб-ковыми движениями рук в различных направлениях и произнося вслух направление движения.
      2. Движение ног, как при кроле на груди и на спине, упираясь руками в дно. В перерывах — выдохи в воду до 10 раз. Выдох должен быть длинный, интенсивный и непрерывный — «как можно больше пузырей».
      3. Скольжение на груди и спине, не двигая ногами. Повторить не менее 15 раз.
      4. Плавание с помощью одних ног на досках кролем до 50 м (рис. 11).
      5. Скольжение на груди и спине с движениями ног способом кроль. Не менее 10 раз.
      6. Ноги на ширине плеч, плечи на воду, подбородок на воду. Одна рука впереди, другая сзади. В этом положении круги руками вперед, как при плавании кролем. Смотреть вперед, корпусом не раскачивать, руки держать прямые (рис. 12). Заканчивать гребки руками как можно более сзади. Не торопиться.
      7. Ноги на ширине плеч, руки на коленях, лицо щекой лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, опустить лицо в воду — выдох. Повторить не менее 10 раз (рис. 13).
      8. Игра «Пловучие стрелы». Играющие выстраиваются в одну шеренгу и по сигналу преподавателя выполняют упражнение — скольжение сначала без помощи ног, затем работая ногами, как при кроле. Выигрывает тот, кто проскользит дальше.
      9. «Морской бой». Занимающиеся встают лицом друг к другу в две шеренги. По команде преподавателя обе шеренги начинают брызгаться. Проигрывает та шеренга, где большее количество занимающихся повернется к брызгам спиной.
     
      Урок № 6
      На суше.
      1. Ходьба, бег и прыжки по выбору из перечисленных в предыдущих уроках.
      2. «Мы силачи». Руки согнуты в локтях, прижаты к груди, ладони сжаты в кулак. Медленно разогнуть руки в локтях и поднять вверх. Затем вернуться в исходное положение.
      3. «Часы» (см. первый урок).
      4. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки соединены и опушены вниз, ладони крепко сжаты. «Замахнуться» (поднять кверху руки), несколько прогнуться назад и «ударить» (наклон вперед с одновременным махом рук вниз).
      5. «Боксеры». Одна нога впереди, другая несколько сзади, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Поочередное выпрямление рук в локтях — «удары».
      6. «Мельница». Не менее 2 — 3 мин.
      7. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая сзади. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на эту руку. В этом положении сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом.
      В воде.
      1. Повторить упражнения с 1-го по 7-е из предыдущего урока.
      2. Гребковые движения рук способом кроль в сочетании с выдохом в воду (рис. 14).
      3. Скольжение на груди и на спине с последующими гребковыми движениями рук. Не менее 10 раз.
      4. Игра «Качели». Занимающиеся встают парами спиной друг к другу и захватывают друг друга согнутыми руками у локтей. После этого, сделав глубокий вдох, поочередно нагибаются вперед до касания лицом поверхности воды.
      5. Игра «Поезд в тоннель». Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс стоящего впереди, образуют «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг
      к другу, держатся за руки и образуют «тоннель», опустив руки на воду. Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», ребята, изображающие «поезд», поочередно подныривают. После того как «поезд» прошел «тоннель», изображавшие «тоннель» заменяются детьми из «поезда».
     
      Урок № 7
      На суше.
      Повторить программу предыдущего занятия.
      В воде.
      1. Скольжение на груди и на спине с последующим движением ног способом кроль. Не менее 15 раз. Стараться от каждого скольжения проплывать как можно больше.
      2. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха. Не менее 15 раз.
      3. Проплыть с помощью йог с доской не менее 50 м.
      4. Гребковые движения рук, с выдохом в воду, стоя на месте. Не менее 2 — 3 мин. Упражнение выполняется в медленном темпе, согласуется с длинным выдохом в воду.
      5. Это же упражнение, но с передвижением по дну.
      6. Скольжение на груди и спине с последующими гребковыми движениями рук.
      В этом и последующих занятиях из подгото-
      вителыных упражнений особое внимание уделять скольжению.
      7. Игра «Салочки».
     
      Урок № 8
      На суше.
      1. Повторить программу предыдущего занятия.
      2. Ноги на ширине плеч. Нагнувшись вперед, движение рук, как при плавании кролем, с одновременным притопыванием ногами — на движение одной руки 3 удара ногами. Считать вслух: раз, два, три; раз, два, три... Это же упражнение с движением рук, как при плавании кролем на спине. Упражнение продолжается не менее 3 мин.
      В воде.
      1. Скольжение на груди и на спине с последующим движением ног способом кроль. Не менее 15 раз.
      2. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха. Не менее 20 раз.
      3. Плавание с доской, работая одними ногами. Не менее 50 м. Для детей старше 10 лет — не менее 100 м.
      4. Гребковые движения рук с выдохом в воду, стоя на месте. Не менее 3 — 4 раз по 2 мин.
      5. Это же упражнение в движении — 3 — 5 мин.
      6. Скольжение на груди и на спине с последующим гребковым движением рук. Не менее 10 мин.
      Поставить перед занимающимися задачу — проплыть как можно большее расстояние.
      7. Проплыть с доской 50 м, работая одними ногами.
      8. Игра «Карусели». Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. Половина занимающихся через одного ложится на спину ногами в центр круга и упирается ногами. Стоящие идут по кругу в одну, затем в другую сторону. При этом произносится следующий текст:
      Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,
      А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
      9. Игра «Фонтан». Встать в круг, держась за руки. Лечь на спину ногами в центр круга и, поддерживая себя руками, начать движения ногами способом кроль. То же, но из исходного положения спиной в круг.
     
      Урок № 9
      На суше.
      1. Повторить упражнения предыдущего занятия.
      В воде.
      1. Повторить упражнения предыдущего урока с 1-го по 5-е.
      2. Плавание кролем на груди и спине не менее 15 мин.
      Дать указание, что ноги должны работать быстро, а руки по сравнению с ногами медленно. Поставить перед занимающимися задачу проплыть как можно больше, не отдыхая и не вставая на дно. Не делать никаких указаний относительно выбора способа плавания. Поощрять комбинированное плавание на груди и на спине. Делать замечания лишь по технике плавания:
      1) не сгибать ноги;
      2) не сгибать руки, вынимать руки из воды у бедер;
      3) делать выдох в воду;
      4) во время вдоха не поднимать щеку от воды.
      3. Игра «Рыбы и сеть». Все играющие, кроме двух водящих, разбегаются. Водящие, держась за руки, стараются поймать кого-либо из играющих. Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пойманный присоединяется к водящим, образуя с ними цепь. Игра кончается, когда все «рыбы» переловлены.
     
      Урок № 10
      На суше.
      Повторить программу предыдущего занятия. Обратить внимание на упражнения для согласования движений при плаваний кролем
      В воде.
      Повторить программу предыдущего занятия Выявить наиболее успевающих детей и показать остальным занимающимся кроль на груди и на спине в их исполнении.
      Игра «Борьба за мяч». Игроки разделяются на две команды. По сигналу преподавателя игроки одной команды перебрасывают мяч так, чтобы им не завладели игроки другой команды. Задача второй команды — отобрать мяч и перебрасывать его в своей команде.
      Игра продолжается 3 — 5 мин. и после перерыва возобновляется опять, но игру начинает уже другая команда.
      «10 уроков для не умеющих плавать» по форме составлены для детей младшего школьного возраста, как правило, не умеющих плавать. Упражнения, перечисленные в уроках, вполне можно использовать и при обучении не умеющих плавать детей более старшего возраста,
      но не сравнивая эти упражнения с движениями животных, птиц и прочее, то-есть не обыгрывая их.
      При обучении не умеющих плавать детей обращать особое внимание на:
      1) окольжение с напряженным корпусом;
      2) свободные продолжительные выдохи в воду до 20 раз;
      3) правильную и ритмичную работу ног. Стараться проплывать с доской, работая одними ногами, не менее 100 м;
      4) плавание кролем на спине с непрерывной работой ног.
      При задании проплыть возможно большее расстояние разрешать пользоваться плаванием на спине.
     
      10 уроков для умеющих плавать
      При обучении кролю умеющих плавать по-своему необходимо добиваться:
      1) правильного скольжения с напряженным корпусом;
      2) свободных, продолжительных выдохов ь воду;
      3) хорошей, ритмичной работы ног при плавании с доской;
      4) выноса руки после гребка у бедра;
      - 5) при плавании в полной координации четкой непрерывной работы ног;
      6) в момент вдоха — глубокого положения головы, чтобы не изменялось горизонтальное положение тела;
      7) чтобы во время вдоха обучающийся старался 'находиться в положении на груди, не заваливаясь набок;
      8) чтобы рука во время гребка проходила под корпусом, а не в сторону от него.
     
      Урок № 1
      Задачи: 1. Освоение с водой: научиться погружаться в воду, открывать в воде глаза, делать выдох в воду, правильно лежать на воде на груди и на спине. 2. Изучение движений ног при плавании кролем.
      На суше.
      1. Разминочные упражнения: ходьба, бег, прыжки, наклоны вперед, назад и в стороны, приседания, упражнение «Мельница» — круги руками вперед и назад.
      2. Основная стойка, руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. Потянуться вверх. Принять это положение несколько раз, обращая внимание на то, чтобы руки не были согнуты в локтях.
      3. В положен™ сидя на берегу, (наклонившись назад и упершись сзади руками в землю, совершать ногами движения, как при плавании кролем. Обратить внимание на то, чтобы ноги были прямые, напряженные, носки оттянуты. Упражнение выполнять под хлопки «и счет преподавателя: «раз, два, три; раз, два, три» — 2 — 3 мин.
      В воде.
      1. Сесть на край берега, опустить ноги в воду, оттянуть носки. Под команду и счет преподавателя — движение ног, как при плавании кролем, 2 — 3 мин.
      2. Войти в воду и проплыть по-своему 25 м.
      3. Встать в шеренгу лицом к берегу. Сделать вдох, задержать дыхание и присесть с головой под воду. Повторить 5 — 6 раз.
      4. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. «Умывание». Брызгать себе в лицо, одновременно делая выдох через стекающую по лицу воду.
      5. Исходное положение то же. Дуть на воду, как на горячий чай. Затем опустить рот в воду и сделать выдох в воду.
      6. «У кого больше пузырей». Опустить лицо в воду и сделать длинный, интенсивный, непрерывный выдох. Повторить не менее 10 раз.
      7. Встать в шеренгу, лицом к берегу, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться от дна, лечь на воду. Повторить не менее 10 раз.
      8. Встать спиной к берегу, прижать руки к корпусу, сделать вдох и лечь на спину. Живот поднять выше, подбородок прижать к груди. Повторить не менее 5 раз.
      9. Упереться руками в берег или дно, лечь на грудь так, чтобы таз и пятки были у поверхности воды, оттянуть нооки. Под команду и счет тренера — движение ног способом кроль. Дать указание ноги не сгибать, не задерживать дыхания. Делать упражнение 2 — 3 мин.
      10. Упереться руками в берег или дно, лечь на спину, поднять к поверхности воды живот и ноги. Носки оттянуты и напряжены. Под команду и счет преподавателя — движение ног способом кроль на спине 2 — 3 мин. Дать указание не сгибать ног и не задерживать дыхания. В перерывах — выдохи в воду до 10 раз.
      11. Встать в шеренгу лицом к берегу. Скольжение на груди с последующим движением ног способом кроль. Повторить 10 раз.
      12. Скольжение на спине с последующим движением ног способом кроль. Повторить 5 раз.
      13. «Кто дальше». По команде преподавателя занимающиеся выполняют скольжение сначала без движения ног, затем с движением ног. Выигрывает тот, кто проскользит дальше.
     
      Урок № 2
      Задачи: 1. Освоение с водой. 2. Изучение движений ног при плавании кролем. 3. Изучение движения рук при плавании кролем.
      На суше.
      1. Разминочные упражнения.
      2. Движение ног, как при плавании кролем, в положении сидя.
      3. Движение рук, как при плавании кролем. Исходное положение: ноги на ширине плеч, наклониться вперед, одну руку вытянуть вперед, другую оставить сзади, смотреть вперед. Круги руками вперед. Не качать плечами, не сгибать рук, продолжать гребок как можно более назад.
      4. Движение рук, как при плавании кролем на спине, в положении стоя.
      В воде.
      1. Повторить с 1-го по 8-е упражнения предыдущего урока.
      2. Ноли на ширине плеч, плечи и подбородок на поверхности воды, одна рука впереди, другая сзади. Гребковые движения руками способом кроль в течение 2 — 3 мин.
      3. Повторить с 9-го по 12-е упражнения пре дыдущего урока.
      4. Скольжение на груди и спине с последующим гребковым движением рук. Следить, чтобы руки были прямыми.
      5. Проплыть по-своему 2 раза по 25 м.
      6. Игра «Мяч по кругу».
     
      Урок № 3
      Задачи: 1. Освоение с водой. 2. Изучение движений рук и ног при плавании кролем.
      На суше.
      1. Разминочные упражнения.
      2. Движение ног, как при плавании кролем, в положении сидя.
      3. Движение рук, как при плавании кролем в положении нагнувшись.
      4. Движение рук, как при плавании кролем на спине, в положении стоя.
      В воде.
      1. Проплыть по-своему 25 м.
      2. Стоя на месте, сделать 10 выдохов в воду
      3. Скольжение на груди и спине. Повторить 15 раз.
      4. Движение ног способом кроль на груди и спине на месте в течение 3 — 5 мин. В перерывах — выдохи в воду.
      5. Скольжение «а груди и спине с последующей работой ног. Повторить до 15 раз.
      6. Проплыть кролем с помощью ног на доске 50 м.
      7. Ноги на ширине плеч, руки упираются в «олени, щека лежит на воде. В этом положении сделать вдох, потом повернуть лицо в воду — выдох. Повторить 10 — 15 раз. Не торопиться, делать длинный выдох.
      8. Движения руками способом кроль на груди, стоя на месте и с продвижением по дну в течение 3 — 5 мин.
      9. Скольжение на груди и на спнне с последующим гребковым движением рук. Повторить до 15 раз. Руки не сгибать.
      10. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с головой и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу. Повторить 3 — 4 раза.
      11. По команде преподавателя достать со дна брошенные туда предметы.
      12. Игра «Салочки».
     
      Урок № 4
      Задачи: 1. Совершенствование движений
      рук и ног при плавании кролем. 2. Изучение согласования дыхания с движением рук.
      На суше.
      1. Разминочные упражнения.
      2. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед — - одна рука впереди, другая сзади, повернуть голову и посмотреть на руку, оставшуюся сзади. Вдох — гребковое движение рук, лицо повернуть вниз — выдох. Упражнение делать 2 — 3 мин.
      В воде.
      1. Проплыть по-своему 50 м.
      2. Повторить со 2-го по 8-е упражнения предыдущего урока.
      3. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, плечи касаются поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая назад. Положить голову щекой на воду и посмотреть на руку, оставшуюся сзади. Сделать вдох, повернуть лицо в воду — выдох с одновременным движением рук. Упражнение делать не менее 5 мин.
      4. Это же упражнение с продвижением по дну — 5 мин.
      5. Скольжение на груди и на спине с последующим движением рук. Повторить до 15 раз.
      6. Проплыть с доской, работая ногами, 2 раза по 50 м.
      7. Игры «Карусели» и «Фонтан».
     
      Урок № 5
      Задачи: 1. Изучение согласования движений при плавании кролем. 2. Изучение согласования дыхания с движением рук.
      На суше.
      1. Разминочные упражнения.
      2. Движение рук, как при плавании кролем, в положении нагнувшись с выдохом в «воду».
      3. Движение рук, как при плавании кролем на груди, в положении нагнувшись и, как при плавании кролем на спине, в положении стоя с притопыванием ногами. На каждый гребок рукой — три удара ногами. Считать вслух: раз, два, три; раз, два, три — 5 мин.
      В воде.
      1. Постараться проплыть кролем на груди 25 м. Во время вдоха не отрывать щеку от воды.
      2. Стоя на месте, гребковые движения рук, как при плавании кролем на груди, с одновременным выдохом в воду — 5 мин.
      3. Это же упражнение с продвижением по дну.
      4. Проплыть с доской, работая ногами, 2 раза по 25 м.
      5. Проплыть кролем на груди и спине 4 раза по 25 м. В перерывах — выдохи в воду.
      6. Плавание с задержкой дыхания в полной координации. Лицо опущено в воду. Дать указание считать про себя: раз, два, три и т. д. Обратить внимание на то, что руки работают в три раза медленнее, чем ноги.
      7. Проплыть кролем на груди 2 раза по 25 м.
      8. Проплыть с помощью ног на спине 50 м.
      9. Игра «Морокой бой».
     
      Урок № 6
      Задачи: 1. Изучение согласования движений в кроле. 2. Изучение согласования дыхания с движением рук. 3. Изучение стартового прыжка.
      На суше.
      1. Повторение предыдущего урока.
      2. Имитация прыжка в воду вниз головой без движения рук. В положении полуприседа поднять руки вверх и соединить кисти. После выпрямления ног сделать выпад вперед на одну ногу.
      В воде.
      1. Прыжок в воду вниз головой из положения плотной группировки (рис. 15).
      2. Прыжок в воду вниз головой из положения полуприседа. При выполнении прыжков обратить внимание на устойчивое исходное
      положение. Пальцами ног обязательно упереться в край берега (рис. 16).
      3. Повторение предыдущего урока.
      4. Игра «Рыбы и сеть».
     
      Урок № 7
      Задачи: 1. Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине и увеличение проплываемого расстояния. 2. Изучение стартового прыжка.
      На суше.
      1. Повторение предыдущего урока.
      2. Принять положение стартового прыжка. Одновременно с движением рук сделать выпад вперед на одну ногу.
      В воде.
      1. Повторение прыжков 1 и 2 из предыдущего занятия.
      2. Прыжок в воду Е1низ головой без движения рук. После толчка ногами несколько согнуться в тазобедренных суставах — поднять таз вверх.
      3. Стартовый прыжок (рис. 17).
      4. Проплыть кролем на спине 4 раза по 25 м.
      5. Проплыть кролем на груди 4 раза по 25 м.
      6. Стоя на месте, движения рук, как при плавании кролем на груди, с одновременным выдохом в воду — 5 мин.
      7. Это же упражнение с продвижением по дну — 5 мин.
      8. Проплыть с доской, работая одними ногами, 4 раза по 25 м.
      9. Проплыть 25 м с учетом времени сначала на груди, потом на спине.
      10. Проплыть с помощью ног на спине 50 м.
      11. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания, считая про себя: раз, два, три; раз, два, три и т. д. Отработка согласованности движений.
      12. Проплыть кролем на груди 2 раза по 25 M.
      13. Игра «Борьба за мяч».
     
      Урок № 8
      Задачи: совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине, увеличение проплываемого расстояния.
      На суше.
      1. Повторение предыдущего урока.
      В воде.
      1. Повторить упражнения предыдущего урока с 3-го по 12-е.
      2. Эстафета. Играющие разделяются на 2 команды. Игроки обеих команд выстраиваются в колонну по одному и принимают положение «ноги врозь». По силналу вожатого стоящие в колонне первыми поворачиваются лицом к ней и ныряют между ногами играющих до конца колонны. Выпрямившись, они становятся в строй, касаясь рукой плеча игрока, стоящего последним; тот касается рукой соседа и т. д. Когда сигнал дойдет до игрока, стоящего первым, он поворачивается лицом к колонне, ныряет и т. д. Выигрывает команда, в которой игрок, стоявший последним в колонне, быстрее окажется впереди.
     
      Урок № 9
      Задачи: совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине и увеличение проплываемого расстояния.
      На суше.
      1. Повторение предыдущего урока.
      В воде.
      1. Проплыть кролем на груди 50 м со старта.
      2. Проплыть кролем на спине 50 м.
      3. Стоя на месте, движения рук, как при плавании кролем на груди, с одновременным выдохом в воду — 5 мин.
      4. Это же упражнение с продвижением по дну.
      5. Проплыть с помощью одних ног с доской 4 раза по 50 м.
      6. Проплыть 25 м с учетом времени сначала кролем на груди, потом на спине.
      7. Проплыть кролем на груди и на спине 2 раза по 50 м.
      8. Игра в мяч. Участники игры разделяются на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренги вдоль коротких боковых линий, ограждающих место для плавания. Пространство воды за линией ограждения, у которой выстроилась каждая из команд, считается ее тер-
      риторией. По сигналу вожатый бросает на середину поля мяч. Задача игроков каждой команды — перебросить мяч на «чужую территорию». Игра длится 5 мин. Выигрывает команда, забросившая мяч на территорию «противника» большее число раз.
     
      Урок № 10
      Задача: сдача норм БГТО по плаванию.
      На суше.
      1. Разминочные упражнения.
      В воде.
      1. Проплыть 50 м кролем на груди или на спине без учета времени.
      2. Проплыть с учетом времени 25 м кролем на груди или на спине в условиях соревнований. Занести показанные детьми результаты в протоколы и заверить их у судей.
      Детям, сдавшим нормы БГТО по плаванию, обязательно выдать справки-удостоверения.
      Возраст 13 — 14 лет
      Плавание произвольным способом без учета времени — мальчики и девочки — 50 м.
      Плавание произвольным способом с учетом времени 25 м: мальчики — 27 сек., девочки — 30 сек.
      Во время занятий по плаванию необходимо соблюдать все меры предупреждения несчастных случаев.
      Место для занятий по плаванию и купаишя должно быть оборудовало элементарными средствами, необходимыми при спасании тонущих: спасательными кругами, канатами или веревками, ломкой с дежурным. Дежурство в лодке нужно поручить взрослому, хорошо умеющему плавать, а также двум ребятам из числа хорошо плавающих.
      При несчастном случае, прежде чем бросаться на помощь, нужно по возможности спокойно оценить сложившуюся обстановку.
      Если тонущий находится далеко в стороне от спасателя, лучще это расстояние пробежать по
      берегу, чтоОы плыть пришлось как можно меньше.
      Если река с быстрым течением, желательно войти в воду с таким расчетом, чтобы подплыть к тонущему по течению. Нужно стараться подплыть к утопающему так, чтобы он не видел спасателя и не стал цепляться за него, мешая ему.
      Если утопающий скрылся под водой, то нужно нырять дважды: первый раз для определения положения утопающего, второй раз за ним.
      Если утопающему удастся схватить спасателя, то резким энергичным движением нужно от него освободиться.
      Транспортировать утопающего к берегу лучше всего в положении на спине, взяв его руками за подбородок со стороны головы (рис. 18).
      Если утопающий продолжает хвататься, цепляться, то нужно взять его за кисть руки, продев предварительно свою руку под плечо другой руки утопающего, и плыть на боку (рис. 19).
      После извлечения тонувшего из воды необходимо немедленно приступить к приведению его в чувство и послать за врачом. Раздеть пострадавшего, если он тонул в одежде, и удалить изо рта и носа слизь и грязь. Если челюсти судорожно сжаты, то энергично растереть ладонями мышцы щек.
      После этого нужно положить пострадавшего животом на свое колено, чтобы голова свисала вниз, и похлопать его по спине, чтобы вода из дыхательных путей вылилась через рот (рис. 20).
      Затем язьж тонувшего привязать к подбородку, положить пострадавшего на спину и начать делать искусственное дыхание. Нужно встать на колени у головы пострадавшего и взять его за руки. Отвести руки назад так, чтобы локти пострадавшего были на уровне головы — вдох, поднять руки вверх, солнуть их в локтях и прижать к груди пострадавшего, надавив на них, — выдох.
      Движения совершаются в таком темпе, чтобы они совпадали с вдохом и выдохом человека, делающего искусственное дыхание.
      Искусственное дыхание делают 60 — 90 мин., пока пострадавший не начнет дышать. Как только пострадавший начнет дышать, нужно перенести его в теплое место, укутать, согреть, дать горячего чаю или вина.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.