НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Удивительное рядом (лесные деревяшки). Аранович Л. Я. — 1969 г.

«Знай и умей»
Леонид Яковлевич Аранович

Удивительное рядом

*** 1969 ***


DjVu

 

СОДЕРЖАНИЕ

Как делать лесную скульптуру из корней 6
Природный материал для миниатюр 9
Шишки, маковые головки и другие природные материалы 12
Инструмент для работы 15
Как оживает желудь 18
Маковые головки запели 53
Теперь оживают шишки 60
Животные из бамбука 73
Необыкновенные превращения каштанов,
грибов-трутовиков и початков кукурузы 78
Лесные сюрпризы 89

PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


Богата, красочна и разнообразна природа нашей необъятной страны. Непроходимая тайга и степи, горы и субтропическая растительность юга, тундра и живописные поймы рек.
      Всякому молодому любителю природы свойственно стремление к путешествиям. Одни мечтают о Кавказе, других на Урал тянет, третьих — в Уссурийский край.
      В любом крае, в любом уголке нашей Родины есть тысячи разных мест, ошеломляющих своей неожиданностью и красотой природы.
      В связи с этим вспоминаются слова всесоюзного старосты страны Михаила Ивановича Калинина: «Социалистическое государство надо любить не только умозрительно, а конкретно, то есть с его природой, полями, лесами».
      Путешествия, туристические походы, прогулки и экскурсии открывают перед нами красоту родного края.
      Широким поясом протянулись леса с запада на восток через весь Советский Союз. И нельзя пройти мимо восхитительной красоты русских лесов: белоствольных
      берез с тонкими поникшими ветвями и нарядной говорливой листвой и удивительно стройных гигантов — мачтовых сосен, почти в самом поднебесье увенчанных вечнозелеными кронами. А сколько исторических событий и человеческих поколений сменилось на веку могучих дубов!
      Нашу страну населяет свыше тысячи семисот только отечественных пород древесных растений, создающих зеленый наряд лесов.
      Лес помогает человеку видеть красоту, пробуждает в нем художника, он источник творческой жизни человека.
      Любить лес и любоваться его красотой — это еще не все. Лес надо знать и беречь.
      После Великой Октябрьской социалистической революции в Советской России был издан закон об охране леса.
      Владимир Ильич Ленин страстно любил природу. Памятником заботы Ленина о наших природных богатствах является подписанный им 8 апреля 1920 года декрет о преобразовании московской усадьбы Л. Н. Толстого вместе с Ясной Поляной в музей-заповедник.
      Лес — источник бодрости, здоровья и радости. Воскресные прогулки и туристические походы помогут лучше понять и изучить зеленого друга, открыть в лесу то, что неприметно с первого взгляда. Тайны леса доступны тому, кто станет настоящим его другом. В любом случае общение человека с природой заставляет его остро ощущать ее красоту.
      В лесу поражаешься искусству природы. То из сосновой веточки глядит на тебя балерина, из сломанного ветром дерева вырастает медведь, у ног в траве притаилась змея из веточки ольхи.
      А сколько причудливых зверей, смешных лесных человечков из корней можно найти в лесу! И у всех этих
      своеобразных произведений искусства один автор — природа.
      Скульптура из лесных материалов может быть просто игрушкой, но может быть и высокохудожественным произведением.
      Для того чтобы заняться этим увлекательным делом, совсем не обязательно быть художником или скульпто ром. Надо просто стараться быть внимательным соавтором природы.
      Собрав в лесу корешки, веточки, спелые желуди, каштаны, шишки, бересту, повнимательней присмотритесь к этому материалу, немного пофантазируйте, и вы безусловно в каждом из них увидите очертания будущих миниатюр и деревянных скульптурок.
      Когда вы будете делать даже самую простую миниатюру, надо мысленно представить себе ее, вообразить. Воображение — это главный помощник в вашей работе, без которого невозможно любое творчество. Без фантазии и воображения нет искусства, да и не только искусства, но и науки. Поэтому независимо от того, кем вы собираетесь стать, необходимо научиться видеть.
      Владимир Ильич Ленин о фантазии сказал так: «Напрасно думают, что она (фантазия) нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математика она нужна... Фантазия есть качество величайшей ценности».
     
      КАК ДЕЛАТЬ ЛЕСНУЮ СКУЛЬПТУРУ ИЗ КОРНЕЙ
      В работе по созданию лесной скульптуры могут встретиться два направления. Первое — скульптура, составленная из отдельных корешков, и второе — находки из целых корней.
      В первом случае придется кропотливо подбирать отдельные части задуманной и сформировавшейся в вашем воображении фигурки. Это может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, пока не будет найден нужный корешок.
      Лесные скульптуры, составленные из отдельных частей, могут быть рождены лесом и дополнены вашим воображением или выполнены по заранее задуманным образам.
      Во втором случае — в целом корне — пробудившаяся фантазия найдет очертания и формы, напоминающие зверей, птиц и другие образы, и только небольшое вмешательство придаст им желаемый вид (рис. 1).
      В обоих случаях, если это требуется, можно применить немного резьбы по дереву для того, чтобы получить законченную и более выразительную скульптуру. Злоупотреблять резьбой не следует, так как этим можно только испортить то, что создала природа.
      Корешки следует искать везде. Они попадаются по берегам озер и рек, вымытые и отшлифованные песком и камнями. Их можно найти и на торфоразработках и корчевках, и на обочинах дорог, и просто в лесу. Но это не значит, что любой найденный корень — будущая лесная скульптура. Можно перебрать очень много материала и ничего не найти, а в другой раз неожиданно сразу попадется то, что нужно.
      Не спешите обрезать лишние отростки, внимательно присмотритесь, как следует продумайте, а затем, приняв правильное решение, срезайте.
      Обрабатывать корни следует осторожно. Кору снимайте только с предварительно отмоченного корня. Снимать ее надо аккуратно, чтобы не нарушить древесину корня. Отмоченная кора легко счищается заточенной палочкой. Нож для этой работы применять не следует — им можно испортить поверхность древесины.
      Не обязательно все корни очищать от коры. На некоторых она снимается частично, на других полностью, а на третьих вовсе не снимается. Это вам подскажет сам корень и ваш вкус.
      Соединять отдельные части фигурок лучше всего штырями из крепких сортов дерева или небольшими гвоздями без шляпок.
      Сначала в корне просверливается отверстие дрелью или протыкается раскаленным шилом, затем подгоняется штырь. Он должен сидеть плотно. Для прочности штырь смазывают клеем.
      Некоторые скульптуры можно покрасить, например, раствором марганцовокислого калия, или, как его называют в обиходе, марганцовкой. Марганцовка дает очень приятный коричневый оттенок древесине. В зависимости от концентрации раствора цвет древесины будет темнее или светлее. Для этой же цели можно использовать продающуюся в хозяйственных магазинах морилку.
      И последняя операция — полировка. Зачищенную, гладкую поверхность лучше всего полировать костяной палочкой или палочкой из твердой породы дерева.
      Лаком покрывать фигурки не следует, так как при этом они теряют свою естественность и становятся похожими на пластмассовые игрушки.
      Хорошо очищенная от земли и отполированная, лесная скульптура долговечна.
      Подставкой для фигурки может быть срез от полена, гриб трутовик и любой другой природный материал, тщательно подбираемый в каждом случае. Ведь подставка — это очень важное дополнение к лесной скульптуре, от которой во многом зависит завершенность художественной композиции.
     
      ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МИНИАТЮР
     
      ЖЕЛУДИ
      Величественные могучие дубы украшают городские парки, сады и леса. Дубы дают обильный урожай желудей, при правильном сборе которых у вас будет очень хороший материал для работы.
      Желуди созревают в сентябре, и только тогда их можно собирать. Они полные, спелые и при длительном хранении не морщатся и не трескаются. Их надо положить в открытую коробочку и дать им возможность высохнуть.
      Собирать желуди надо различной формы — кривые и ровные, маленькие и большие — они очень нужны для миниатюр. Не забудьте также набрать желудевых чашечек (рис. 2).
      Рис. 3. Желуди различных видов дуба: а — каштанолистного; б скального; в — грузинского; г — черешчатого.
      В лесах Советского Союза специалисты насчитывают около двадцати видов дуба, значит, желуди и чашечки у них имеют столько же разновидностей. Вот наиболее распространенные из них (рис. 3): дуб каштанолистный имеет желуди 2,5 — 3,5 см длины, на треть или наполовину закрыты полушаровидной чашечкой. Чашечка сероопушенная, ее верхние и средние чешуйки отогнуты назад.
      Дуб каштанолистный образует леса Ленкоранской низменности, растет в предгорьях Кавказа и на северо-западе Азербайджана.
      Дуб скальный. Желуди его длиной до 2 см сидят в небольших чашечках. Растет в Литве, на западе Украины, на севере Крыма и на Северном Кавказе.
      На грузинском дубе желуди крупные — до 3,5 см и сидят они в неглубоких, но крепких чашечках.
      Дуб черешчатый, или, как его называют, обыкновенный. Распространен в Европейской части Союза. Желуди бывают различных размеров — от 1,5 до 2,5 см. Чашечки напоминают блюдца. Созревая в конце сентября, желуди освобождаются от чашечек и падают на землю.
      Вот мы и познакомились с желудями, из которых будут создаваться миниатюры. Ведь приятно знать, из желудей какого дуба выполнена фигурка.
      Для того чтобы правильно сделать задуманную фигурку из природного материала, иногда приходится рисовать схему — основу будущей фигурки. Схема состоит из линий, проведенных по осям составных частей. Получается «скелет» фигурки, по которому в дальнейшем ведется заготовка деталей.
      В принципе из желудей можно сделать любую задуманную миниатюру. В сочетании с другими вспомогательными природными материалами (например, веточки для рук и ног фигурки) фигуркам из желудей придается большая выразительность. Они динамичны и почти «оживают».
      Умело подобрать желуди и правильно расположить их по отношению друг к другу — вот тот небольшой секрет, от которого зависит «оживление» желудя.
      Работать с желудями несложно, в них легко прокалываются или прожигаются отверстия для соединения. Кожура желудя хорошо режется ножницами и обрабатывается теплым утюгом. При этом она выгибается в обратную сторону, чем можно воспользоваться для изготовления крылышек и хвостика птичек и других деталей фигурок.
      Преимущество желудя как материала для работы в том, что желудей можно набрать осенью очень много, и их хватит надолго. А вот чтобы подобрать, например, корень для составной скульптуры или целый корень, напоминающий какой-то образ, нужно долго и терпеливо искать.
      Фантазия и воображение в вашей работе являются залогом успешного выполнения забавных, зачастую очень смешных фигурок.
     
      ШИШКИ, МАКОВЫЕ ГОЛОВКИ И ДРУГИЕ ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
      В работе может пригодиться любой природный материал. Очень занятные собачки получаются из сосновых шишек, а из еловых — хоровод девушек и много других миниатюр.
      Как у сосны, так и у ели шишки имеют разнообразную форму. Подобрав их в лесу, высушите дома, разложив на фанерке или картонке, а затем можно приступать к работе. Ваше воображение подскажет, что лучше сделать из сосновой шишки, а что из еловой.
      Вот такие шишки растут на соснах в южных районах нашей страны (рис. 4, а). У них красивый коричневый цвет. А это шишка атласского кедра (рис. 4, б).
      Рис. 4, Разные виды шишек: а — южной сосны; б — атласского кедра; в — обыкновенной сосны; г — еловая.
      На рисунке 4, г изображена еловая шишка. Растет также на юге. Посмотрите, какое у них необычное строение чешуек. Южные шишки плотные и раскрываются редко.
      А эти шишки можно найти в любом хвойном лесу (рис. 4, в).
      Маковые головки тоже очень разнообразны по форме и по размерам. У садового мака, который употребляют в пищу — крупная круглая или продолговатая головка (рис. 5, а).
      Декоративный мак — мелкий, его сеют на газонах, головки его небольшие, но и он в работе пригодится (рис. 5, б).
      У восточного мака очень красивые головки удлиненной формы, среднего размера (рис. 5, в). Перевернутые головки восточного мака могут служить сарафанчиками при выполнении различных фигурок.
      Из маковых головок в комбинации с желудями или шишками получаются интересные миниатюры.
      Собирать надо любой растительный материал: каштаны и лесные орешки, горошинки. Из семечка конопли, например, можно сделать нос желудевому человечку. В работе пригодятся березовые сережки и береста, колоски травы и арбузные семечки и многое другое. При создании миниатюры пригодится все.
      Растительный материал необходимо высушить, но только не на солнце, так как он потеряет свою окраску. Разложите его на фанерке и оставьте в тени. При сухой теплой погоде он постепенно высохнет. На ночь убирайте в дом.
      Собранный материал лучше всего хранить в отдельных коробочках. В спичечных можно сложить конопляное семя и другую мелочь, а для желудей, маковок нужны коробки побольше. На коробочках сделайте надписи, чтобы при работе вы знали, что где лежит.
      Летом, гуляя в лесу или в парке, вы обязательно найдете много интересного материала для работы. Но учтите, что ягоды, красивые на дереве или кусте, высыхают, морщатся и становятся абсолютно непригодными для миниатюр. Собирать надо только то, что после сушки не теряет формы.
      Готовые фигурки прикрепите к подставочкам, выпиленным из фанерки или оргалита — прессованного картона. Кроме этого, фигурки могут быть установлены на деревянных дощечках или на небольших срезах дерева.
      Подставка миниатюры, так же как и у лесной скульптуры, является дополнением к художественному замыслу и завершает его. Размер и очертание подставки решается для каждой миниатюры отдельно.
     
      ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАБОТЫ
      Теперь поговорим об инструменте и клее.
      При работе над деревянной скульптурой или миниатюрой из природных материалов требуется самый простейший инструмент.
      Чтобы отрезать лишние отростки у найденного корня или ветки, лучше всего пользоваться любительской ножовкой, а затем срез нужно аккуратно зачистить напильником.
      Рис. 6. Инструменты для работы: а — любительская ножовка; б — напильник; в — перочинный нож; г — скальпель.
      Убрать шероховатости и заусенцы, оставшиеся от напильника, можно наждачной бумагой.
      У вас должен быть острый перочинный нож и скальпель — хирургический ножик, который можно купить в аптеке (рис. 6).
      В работе не обойтись без маленьких ножниц и маникюрных щипчиков.
      Щипчиками очень удобно обрезать мелкие веточки и все ненужные детали (рис. 7).
      Проделать отверстия в желуде, в шишке или в другом материале можно шилом. Желательно иметь шила двух размеров: тонкое и толстое. Нагретым толстым шилом прожигаются отверстия для соединения конечностей и головы с туловищем фигурки. Тонким шилом удобно прожечь глаза, нос и рот.
      Для полировки деревянной скульптуры понадобится
      Рис. 7. Инструменты для работы: а — костяная палочка для полировки; б — тонкое шило; в — толстое шило; а — маникюрные щипды;
      д — клей БФ.
      плоская гладкая костяная палочка или палочка из твердых пород дерева — дуба или самшита. Дерево, натертое такой палочкой, начинает блестеть, не теряя своей первоначальной окраски, приобретает красивый оттенок.
      Склеивать деревянную фигурку или фигурки из желудей, шишек и других материалов можно клеем БФ-2, БФ-3, БФ-4, БФ-5 и БФ-б. Клей БФ продается в магазинах. Он в удобной упаковке — в тюбиках. Этот клей не боится влаги, хорошо сохнет. К тюбику с клеем прилагается инструкция, в которой указано, как им пользоваться.
      Красить подставки лучше всего краской темпера, она также продается в тюбиках. Если темперы нет, купите краску гуашь.
      Черной краской можно подкрашивать у фигурок глаза, нос и рот в том случае, если вы их не прожигаете.
      Все, что здесь перечислено, — это тот необходимый инструмент и материалы, которые потребуются, чтобы устроить свою маленькую мастерскую. И наверняка вы увлечетесь этой очень интересной работой.
     
      КАК ОЖИВАЕТ ЖЕЛУДЬ
     
      ЛЫЖНИК
      К ак только земля покрылась первым пушистым снегом и ударил небольшой мороз, на бескрайней белизне запестрели лыжники. Одни мчатся с гор, другие прыгают с трамплина, а некоторые предпочитают равнину.
      Посмотрите рисунок лыжника, выполненного из желудей. Желудевый человечек как бы ожил. Он стремительно катится вниз (рис. 8).
      Попробуйте сделать эту забавную фигурку сами. Схему, по которой заготавливаются детали,сначала нарисуйте на бумаге. Затем подготовьте необходимый мате-
      риал. Подберите два желудя для головы и туловища. Шапка — желудевая чашечка. Руки и ноги будут из вето-чек. Кедровые орешки заменят ботинки. Лыжи — из одного слоя фанеры. Подставкой послужит кусочек деревянного бруска или пенопласта.
      Итак, материал подготовлен. А теперь займемся творческой работой — заготовкой деталей по схеме и изготовлением миниатюры.
      Рис. 9. Заготовка веточек для рук и ног лыжника: а — из этой веточки выйдут две руки, если их обрезать по пунктирным линиям; б — готовая рука; в — заготовка для ног; г — готовая нога.
      Так как туловище и голова не требуют сложной обработки, кроме просверливания в них отверстий, то начните с рук и ног. Взяв заготовленную веточку, внимательно ее рассмотрите, отрежьте ненужные отростки, и вот уже готовы руки (рис. 9) с изгибами в локтях, как на схеме, изображенной на рис. 8.
      Так же поступайте и с веткой, предназначенной для ног. После ее обработки получите ноги лыжника.
      Веточки (руки и ноги) очищать от коры не следует. Необходимо зачистить только кончики тех мест, которые показаны на рис. 9. Это для прочного склеивания рук и ног с туловищем.
      А вот и лыжи. Секрет их изготовления прост. От фанерки отделяется один слой, из которого вырезаются две одинаковые полоски шириной 4 мм, длиной 12 — 14 см. С одной стороны полоски заострите — это будут передние концы лыж. Заостренные концы опустите в горячую воду на семь — десять минут, а затем осторожно загните, как показано на рис. 10. Дайте им просохнуть, и лыжи готовы.
      Палки лыжника — тонкие веточки или соломинки с кольцами на концах. Кольца можно сделать из отсеченных острым ножом срезов желудевых чашечек. В центре колец приклейте тонкие веточки или соломинки. Это будут перекладинки.
      Подставку для лыжника — горку (рис. 11) — можно сделать из деревянного бруска или пенопласта. Оба материала легко обрабатываются ножовкой или острым ножом.
      В кедровых орешках-ботинках просверлите отверстия и вставьте в них ноги лыжника, а затем сделайте отверстия в желуде-туловище, в местах крепления рук, ног, головы, и приступите к сборке миниатюры.
      Предварительно составьте все части лыжника без клея. Вставив заготовленные руки и ноги в желудь-туловище и присоединив к нему желудь-голову с шапкой — желудевой чашечкой, сравните полученную фигурку лыжника с рисунком. Иногда даже самому придется встать в позу лыжника, чтобы правильно изобразить его движение.
      Как только лыжник примет нужное положение, все детали можно склеивать. Склеенный лыжник без лыж и подставка с приклеенными лыжами пусть сохнут отдельно.
      Когда все детали крепко приклеются друг к другу, намажьте клеем подошвы ботинок лыжника, поставьте
      Рис. 11. а — подставка для лыжника; б — ноги-веточки с ботинками — кедровыми орешками; в — туловище лыжника с отверстиями для головы (1), для рук (2), для ног (3).
      его на лыжи и дайте хорошо подсохнуть. Затем приклейте к рукам палки — и миниатюра готова.
      Вот и готов желудевый лыжник, смело спускающийся с крутой горы.
      Попробуйте сделать еще фигурку лыжника, бегущего по лыжне (рис. 12). Способ изготовления миниатюры такой же, как и лыжника, спускающегося с горы.
      Какой забияка этот маленький носорог! Он втянул шею и пытается напасть на старшего брата, а тог, в свою очередь, приготовился проучить шалуна.
      Миниатюра очень проста, поэтому схему рисовать не надо, нужно только тщательно подобрать желуди. Они должны быть такими, как на рис. 13: меньший — для шалуна, больший — для старшего носорога.
     
      НОСОРОГИ
      Прямые веточки пригодятся для ног, для хвостиков — стебли травы. Уши делаются из бересты, а рог на носу — из шипа от розы.
      Подставкой послужит фанерка размером 9X4 см, выкрашенная в желтый или зеленый цвет.
      Если материал заготовлен, приступайте к выполнению миниатюры. Можно начать со старшего брата.
      Рис. 14. а — формы желудей для голов носорогов; 6 — палочки для ног; в — туловище носорога с отверстиями для ног (1), для головы (2) и для хвоста (3); г — голова носорога с ушами и рогом из шипа розы.
      В желуде-туловище сделайте шесть отверстий (рис. 14) — четыре для ног, два — для шеи и хвоста. Вырежьте уши из бересты, затем в желуде-голове сделайте прорезы для ушей и рога и вклейте их в прорезы. Соберите сначала одного носорога, затем другого и склейте все детали.
      Теперь осталось их только приклеить к подставке — и миниатюра готова.
      Посмотрите на цапель. У них очень длинные ноги и шея. Они прекрасно чувствуют себя на болоте, в камышах, где много лягушек и другой живности.
      Одна из птиц, видимо, хорошо подкрепилась любимым лакомством и отдыхает, стоя на одной ноге, в это время вторая высматривает что-то, наклонив голову к веде (рис. 15).
      Вы, наверно, поняли, из чего сделаны эти красавицы цапли. Туловище — желуди, ноги и шея — веточки. Голова — из неразвитого желудя.
      Клювики делаются из шипов розы или шиповника. Вам потребуется еще один желудь, из которого вырезаются крылья, хвостики и хохолки. Камыши на болоте заменят стебельки травы. Подставка — небольшая фанерка.
      Когда весь материал подготовлен, можно приступать к работе. Начните с той цапли, которая стоит на одной ноге. Подготовьте шею и ноги из веточек. Вырежьте из желудя крылья и хвост сразу и для второй цапли (рис. 16).
      В желуде-туловище сделайте отверстия для ног и шеи и прорезь для хвоста.
      Возьмите неразвившийся желудь (это будет голова), сделайте в нем два отверстия для шеи и клюва и вставь-
      Рйс. 17. а — туловище цапли с отверстиями для шеи (1), для ног (2) и хвоста (3); б — голова с шеей цапли.
      Рис. 18. а — ноги цапли; б — шея и голова цапли из неразвившегося желудя; в — камыш из травинки.
      те в них шип-клюв и веточку-шею, предварительно смазав их клеем. Затем приклейте к туловищу все заготовки и вставьте в отверстие шею с приклеенной к ней головой. К голове приклейте хохолок, как показано на рис. 17. Первая цапля готова.
      Вторую цаплю сделайте так же, как и первую, только обе ноги должны быть прямые (рис. 18).
      Камышинки делаются очень просто: аккуратно очистите стебелек колоска травы, оставив небольшое утолщение — головку камыша. Загните травку вниз, как пока- зано на рис. 18.
      И последняя операция. На фанерку-подставку, выкрашенную в зеленый цвет гуашью, приклейте готовых цапель. Для этого сделайте шилом в подставке три отверстия и, смазав кончики вашего «камыша» клеем, вставьте туда.
     
      БАРЬЕР ВЗЯТ
      Последнее усилие — и барьер взят. Наездник и лошадь слились в одно целое, они стремительно перелетают через препятствие. Эти увлекательные соревнования по
      конному спорту можно увидеть на ипподроме, а потом наиболее интересные эпизоды выполнить в виде миниатюр.
      Для начала попробуйте сделать фигурку наездника и лошади, берущих барьер (рис. 19).
      Для того чтобы правильно заготовить детали фигурки, чтобы чувствовалась стремительность движения лошади с наездником, необходимо сначала нарисовать схему, как показано на рис. 20.
      Величина схемы должна быть равна величине будущей миниатюры.
      Из имеющегося у вас в запасе природного материала подберите два желудя для лошади — туловище и голову, столько же для наездника. Размер желудей подберите по схеме, а также веточки для рук. и ног наездника и для ног лошади. Головной убор наездника — жокейка — будет из желудевой чашечки с козырьком из бересты. Береста нужна также и для сбруи лошади — ремней и седла. Хвост и грива — высушенные колоски травы.
      Барьер можно сделать из веточек, а подставку — из кусочка фанеры или оргалита, выкрашенного темперой черного цвета.
      Вот и весь материал, необходимый для миниатюры.
      Начните заготовку деталей с конечностей лошади, рук и ног наездника. Обрезав правильно веточки, полухвоста; в — рука наездника; г — передняя нога лошади; д — задняя нога лошади; е — нога наездника.
      чите ноги лошади, как показано на рис. 20. Чтобы придать ноге более правильную форму, сделайте небольшой надрез и подогните веточку вверх. Руки и ноги наездника тоже сделайте из соответственно заготовленных веточек.
      Голова лошади и туловище соединяются при помощи веточки-шеи (рис. 21). В голове делаются прорези для ушей и отверстие для шеи. В туловище сделайте отверстие для шеи, ног и хвоста. Из бересты сначала нарежьте тонкие полосочки шириной 1 — 1,5 мм для сбруи, а затем вырежьте седло и два уха (рис. 22). Наклейте сбрую на морду лошади, вклейте в прорези на голове уши и приклейте седло к туловищу.
      Теперь соберите лошадь и сравните с рисунком или схемой. Устраните те недостатки, которые имеются, на ваш взгляд, и склейте собранную фигурку. Когда фигурка лошади подсохнет, приклейте гриву и хвост, которые вы уже подготовили из сухих колосьев травы.
      Наездника начните делать с туловища: просверлите в желуде отверстия и вставьте руки и ноги (рис. 23), а на ноги «наденьте» ботинки — небольшие кедровые орешки. Сделайте шапку-жокейку: приклейте к желудевой шапочке козырек из бересты. Голова и туловище скрепляются между собой стерженьком из веточки, предварительно намазанной клеем.
      Посадите наездника на лошадь, и, если поза его правильна, все детали можно склеивать.
      Когда клей высохнет, приклейте готового наездника к лошади и наденьте ему на голову жокейку, смазав ее внутри клеем.
      Последняя деталь миниатюры — барьер. Подберите две веточки для стоек и две для перекладинок (рис. 24). Возьмите две скрепки из старых школьных тетрадей, разогните их и сделайте четыре маленьких.штыря. Просверлите дырочки в перекладинах и вставьте штыри. Затем просверлите такие же дырочки в стойках. Смажьте места крепления клеем и соедините детали. На верхней перекладине барьера по центру вверх вставьте штырь из скрепки для крепления лошади. Барьер установите на кусочке фанеры или оргалита, выкрашенном в черный цвет темперой, и приклейте его.
      Сделайте в животе у лошади отверстие для штыря крепления, предварительно примерив лошадь к барьеру. Добейтесь такого положения фигурки, чтобы чувствовалась легкость, с которой лошадь преодолевает барьер. Теперь смажьте клеем штырь и насадите на него лошадь с наездником.
      Забавна миниатюра — «Пиф у фотографа» (рис. 25).
      Пиф очень хочет иметь на память фотографию, где он выглядит серьезным. Но вот фотограф поднял руку: «Внимание! Улыбнитесь. Снимаю!» И Пиф не выдержал, улыбнулся во всю пасть.
      Миниатюра проста в изготовлении. Схему нужно нарисовать только для фотографа, так как Пиф несложен.
      Рис. 25. Пиф у фотографа, а — схема фотографа.
      А теперь за дело. Необходимы желуди для туловищ фотографа и Пифа. Голова Пифа — желудь, а голова фотографа — лесной орешек. Пасть Пифа — две половины ядра желудя. Нос фотографа — льняное семя. Лапы собаки и ботинки фотографа — кедровые орешки. Ноги, руки и хвост — веточки. Ущи Пифа, кисти рук фотографа, фотокамера — береста. Тренога фотоаппарата — веточка. Объектив — березовая сережка. Подбор материала закончен. Принимайтесь за Пифа. Вырежьте уши из бересты, из половинок ядер желудя сделайте пасть Пифа.
      В желуде-голове сделайте две прорези для ушей, отверстие для шеи и большое отверстие для пасти. Вставьте пасть в желудь-голову, смазав отверстие клеем. Пасть должна быть открыта. В прорези на голове вклейте уши. Насадите голову на веточку-шею, нарисуйте глаза (рис. 26).
      В желуде-туловище Пифа сделайте шесть отверстий, вставьте смазанные клеем лапы из веточек с кедровыми орешками и хвост — прямую веточку. А затем соберите Пифа и склейте (рис. 27).
      Рис. 28. а — голова фотографа; б — кисти рук из бересты; в — палочки для рук; г — палочки для ног.
      Фотографа начните собирать с головы — круглого орешка. Приклейте нос из льняного семечка, нарисуйте глаза, рот. Снизу в орешке-голове просверлите дырочку для крепления к туловищу и вставьте в нее кусочек веточки. Руки и ноги фотографа из веточек обрежьте, как показано на рис. 28.
      Кисти рук вырежьте из бересты.
      Сделайте в желуде-туловище отверстия для рук, ног и шеи, вставьте в них все заготовленные части. Проверьте по схеме правильность позы, а затем склейте фигурку.
      Последняя деталь — фотоаппарат. Склейте небольшой кубик из бересты с ребром в 1 см. Вставьте в отверстие объектив — березовую сережку, прикрепите фотоаппарат к треноге и подклейте кассету (рис. 29).
      Поставьте все фигурки на подставку из оргалита или фанеры, крашенных черной темперой, правильно их расположите и приклейте.
      Не правда ли, занятная получилась миниатюра?
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru