НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Уход за велосипедом. — 1959 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

А. В. Седов

Уход за велосипедом

*** 1959 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      Правильный уход за велосипедом не связан с большим физиче-ским трудом и значительными материальными затратами, поэтому вполне по плечу юному технику.
      Нужно взять за правило осматривать велосипед перед каждой поездкой. Обратите внимание, как вращаются колёса. Нужно, чтобы спицы были подтянуты и не было люфта в креплении колёс. Проверьте, прочно ли закреплён руль, как работает тормоз и крутятся педали. Следует хорошо натянуть цепь, накачать шины и прочно завернуть гайки.
      Обнаружив неисправность, нужно её немедленно устранить П никогда не полагаться на случай, который, может быть, «пронесёт». Иногда можно прокатиться без спицы, с плохо вращающимися колёсами, но где гарантия, что именно в этот раз не произойдёт серьёзная поломка селосипеда, которая может кончиться падением, да ещё в очень опасной ситуации. Особенно нужно быть внимательным, когда в велосипеде что-нибудь начинает скрипеть. Нужно выяснить причину и сразу устранить неисправность.
      Один раз в два месяца промывайте вращающиеся детали керосином и затем смазывайте машинным маслом. Для этого, вращая ту ил иную деталь, на неё тонкой струёй надо лить керосин, стекающий с другой стороны в какую-либо банку до тех пор, пока не начнёт выливаться чистый керосин. Тогда можно приступить к смазке, которую делают точно так же. При этом нужно следить, чтобы керосин и масло не попадали на шины.
      После катания велосипед нужно вытереть мягкой тряпкой, а если на нём есть засохшая грязь, то смыть её водой.
      Велосипед не должен стоять в слишком тёплом месте, так как от этого портится резина, кожа седла и окраска. Нельзя держать велосипед и в сыром помещении, где все металлические части могут покрыться ржавчиной.
      Когда куплен велосипед, в первую очередь изучите его конструкцию. Нужно уметь разобрать и собрать свой велосипед, но не следует делать это без особой надобности, иначе частое свёртывание и навёртывание гаек и других резьбовых деталей приведёт к их преждевременному износу.
     
      Инструмент и рабочее место
      ...
      Для более сложного ремонта понадобится пила-ножовка по металлу, ручная дрель с набором свёрл различного диаметра, метчики для нарезания резьбы в отверстиях, плашки для наружной резьбы на болтах. Хорошо иметь автомобильный насос с специальным наконечником от велосипедного шланга.
      Весь инструмент нужно держать в чемоданчике или в специальном ящике с гнёздами. Ремонтировать велосипед лучше в светлом помещении или на улице. Ни в коем случае не ставьте велосипед во время ремонта на траву — могут потеряться отвёрнутые гайки. Снятые детали аккуратно складывайте на расстеленной бумаге или тряпке. Шарикоподшипники заверните в тряпку и опустите в банку с керосином. При сборке и регулировке велосипеда нужно иметь густой технический вазелин для установки шариков и других вращающихся деталей. Технический вазелин лучше, чем солидол или тавот, так как он, кроме смазки, предохраняет металлические детали от ржавчины.
     
      Регулировка и простейший ремонт
      Велосипед нужно подготавливать весной. Прежде всего следует разобрать его, проверить каждый узел, смазать резьбовые соединения, починить или заменить новыми детали, которые износились. Разбирать велосипед нужно в определённом порядке.
      Пользуясь этими советами, можно разбирать, регулировать и производить ремонт велосипедов различных марок. Разница будет очень небольшая. Может быть только другое количество шарикоподшипников во вращающихся деталях и иная конструкция тормозной втулки. В этом случае следует найти инструкцию и внимательно изучить её.
      Разборку начинайте с руля. Для этого отверните затяжной болт и ударьте по нему молотком через выколотку или деревянный брусок (рис. 1). Распорный конус выйдет из трубки стержня, и руль легко повернётся. Затем зстаньте впереди велосипеда и, зажав коленями переднее колесо, потяните за ручки и выньте руль из стержня вилки (рис. 2). Если он не вынимается, нужно больше отвернуть затяжной болт. В поворотном руле могут износиться подкладки или затяжной болт (рис. 3). Их надо исправить или заменить, и руль че будет произвольно крутиться.
      Затем снимите седло. Для этого сначала отверните затяжной болт и, зажав коленями заднее колесо, поверните седло и выньте его из подседельной трубы рамы. Если седло прочЙР укреплено в замке и каркас с покрышкой исправны, то седло дальше разбирать не надо. Если оно качалось вперёд и назад (что бывает, когда плохо затянуты гаики), нужно проверить замок седла (рис. 4). Для этого отверните гаики замка, выньте квадратную ось и снимите седло с подседельного пальца. Может оказаться, что попорчена асечка скобы замка или фасонных боковых шайб. В этом случае глубже пропилите трёхгранным напильником старые насечки (рис. ), соберите замок и прочно затяните гайки.
      Сборку велосипеда начните с установки цепи и тщательного расклёпывания выбитого штифта (если нет замка). Затем закрепите колёса, седло и руль.
      Цепь должна провисать в середине не больше чем на 4 — 5 мм.
      При сборке шатунов помните, что клиню забиваются в шатуны с разных сторон — это обеспечивает вертикальное положение шатунов.
      Седло и руль поставьте по своему росту. Сидя на седле, нужно достать педаль пяткой свободно вытянутой ноги. Педаль должна находиться в нижнем положении. Руль установите на одном уровне с седлом. Окончательно уточнить посадку можно после нескольких
      поездок на велосипеде.
      Стержень руля, подседельный палец и верхнюю внутреннюю часть стержня вилки и подседельной трубы хорошо протрите сначала тряпкой с керосином, а затем вытрите насухо. При сборке на эти детали не должно попадать масло или технический вазелин. Делают это для того, чтобы обеспечить хорошее трение при креплении руля и седла.
      Когда проверите руль и седло, отверните крепящие гайки и снимите переднее и заднее колёса.
     
      Подготовка переднего колеса.
      Прежде всего спустите камеру, отожмите покрышку от краёв обода к середине и, начиная от вентиля, снимите покрышку с колеса. При этом край покрышки надо осторожно поддеть плоским ключом, чтобы не задеть камеру. Затем удалите с обода предохранительную тесьму.
      Во втулке колеса с одной стороны отверните контргайку, снимите шайбу с усом и выверните конус. Закройте горстью руки отверстие втулки, переверните колесо на руку и вытащите наверх ось со вторым конусом, шайбой и контргайкой. На руку высыпьте 18 шариков по 5 мм каждый или две обоймы с шариками. Если во втулке есть смазка, то шарики надо вытолкнуть спицей. Чашки втулки, в которых вращаются шарики, тщательно промойте керосином и насухо вытрите, заменив те, которые испортились или покрылись ржавчиной. Проверьте исправность резьбы на оси, конусах, контргайках и крепящих гайках (рис. 6). Нарушенную резьбу восстановите плашкой и метчиком соответствующего размера.
      Сборку начните так. Чашки втулки набейте техническим вазелином и аккуратно вложите з него по 9 шариков с каждой стороны или одной обойме. Вазелин должен быть густо значительно облегчает сборку — ша-м не будут выпадать. Теперь возьмите ось, а одном из её концов пру± помощи двух ключей затяните конус и контргайку (рис. 7), между ними нужно поместить шайбу с усом и свободным концом осторожно вставить ось во втулку. При этом, если нет обоймы, старайтесь не столкнуть шарики, уложенные в вазелин. Затем на ось наверните с другой стороны конус и поставьте шайбу и контргайку. Внимательно проверьте исправность шайбы с усом. Ус должен быть таким, чтобы при его движении вдоль паза оси шайба не поворачивалась вместе с конусом и контргайкой.
      Более сложное дело — правильная регулировка втулки (рис. 8). Заверните конус так, чтобы ось слегка вращалась. Подкрутив контргайку, двумя ключами затяните контргайку и конус. При этом нужно следить, чтобы ось свободно вращалась, но не качалась из стороны в сторону. Отрегулировать втулку удаётся не сразу, для этого нужен навык.
      Остаётся проверить колесо — нет ли оборванных или слабо натянутых спиц. Затем выправьте «восьмёрку», если она есть. Заменив повреждённые спицы, вставьте колесо в вилку, закрепите его гайками и начинайте вращать, прижав к вилке около обода кусочек мела (рис. 9). В тех местах, где колесо «бьёт», мел оставит на ободе чёрточки.
      ... нужно подтянуть несколько спиц в выпуклой части эллипса и столько же на противоположной стороне, а с боков натяжение спиц ослабить. Начинать исправлять такое колесо нужно с ослабления, а не с натяжения спиц После того как обод колеса выпрямится и станет круглым, подтяните спицы, чтобы устранить боковое биение и исправить «восьмёрку». Следите за тем, чтобы спицы были натянуты на колесе равномерно, иначе спицы, натянутые по-разному, могут оборваться, и колесо опять придёт в негодность. Правильное натяжение спиц нужно определять пальцами или по звуку, ударяя ключом по спицам до получения примерно одинакового тона.
      После регулировки колеса концы спиц, которые вышили из нипеля на ободе (рис. 11) спилите полукруглым напильником. Это предотвратит проколы камеры изнутри.
      На обод наденьте предохранительную тесьму, совместив дырочку в тесьме с отверстием в ободе. Прсле того как покрышка будет одной стороной надета на обод, вставьте в это отверстие вентиль камеры, забортуйе вторую сторону покрышки, начиная со стороны противоположной вентилю и заканчивая у вентиля. При этом нужно стараться не зацепить ключом камеру. Заменив вентильную резинку на золотнике, подкачайте камеру и проверьте, выходит ли из неё воздух. Посмотрите, правильно ли легла покрышка и укреплён ли в ней вентиль. После этого хорошо накачайте камеру. Если нет вентильной резинки, возьмите вместо неё полоску резины от воздушного шарика шириной 3 см. Слегка натяните её и намотайте на золотник вентиля. В верхней части около резьбы закрепите резинку кусочком нитки.
      Подготовка заднего колеса отличается от подготовки переднего только разборкой и регулировкой тормозной втулки Снять покрышку, устранить биение колёс и подтянуть так же, как и в переднем колесед но для регулирдвки заднее колесо вставлявся в цепную вилку.
      Самая распространённая тормозная втулка — «Торпедо». У неё свободный ход и тормозное устройство, смонтированное внутри корпуса (рис. 12, 13). Втулка состоит из трёх узлов: ведущего конуса, тормозного конуса и тормозной рбоймы. Ось с конусом, шайбой и контргайкой отличается от передней оси только боль шими размерами.
      Чтобы разобрать втулку, накидным ключом отверните круглую гайку, укрепляющую тормозной рычаг. Надев ключ с квадратным отверстием Нс1 ось около тормозного рычага, выверните уё из корпуса. Затем выньте ось из втулки вместе с другим конусом, шайбой и контргайкой; со стороны ведомой зубчатки.
      ...
      Сборку тормозной втулки нужно начать с закрепления конуса и контргайки со стороны ведомой зубчатки. Потом начинайте устанавливать остальные детали в порядке, обратном разборке. Заднюю втулку отрегулируйте, так же как и переднюю, при помощи конуса.
      Когда подготовлены руль, седло и колёса, разберите каретку и осмотрите педали.
      Сареточная ось может плохо вращаться оттого, что сильно затянута или от засохшей смазки. Для разборки каретки сначала снимите с оси шатуны, закреплённые клинками. Для этого отверните гайки с каждого клинка и, подставив под клинок кусок трубы, выколоткой выбейте правый и левый клинки. После
      этого снимите шатуны.
      С левой чашки снимите накидным ключом контргаечное кольцо, имеющее левую резьбу. Выверните левую чашку, а затем можно будет вынуть и 22 шарика (6,35 мм) или две обоймы с шариками (рис, 14).
      Правую чашку вывёртывать не надо, так как она обычно прочно завёрнута, и её редко приходится исправлять. Протрите керосином все детали, не забывая и о внутренней поверхности правой чашки (рис. 15). После этого в трубы рамы, сходящиеся к каретке, положите куски ваты, намазанные техническим вазели-ном. Вату надо положить поглубже, чтобы она находилась за шпильками, которыми на заводе перед пайкой скрепляют узлы. В правую чашку положите технический вазелин и в него 11 шариков или обойму с шариками. Затем вставьте ось и слегка потяните её вверх, чтобы прижать шарики к чашке. )Пере-верните раму и снизу на ось наденьте левую чашку с уложенными в вазелин 11 шариками или обоймой (рис. 16). Постепенно закрутите левую чашку. Ось каретки всё время вытягивайте вверх, чтобы прижать шарики к правой чашке.
      Когда левая чашка будет плотно завёрнута, наверните на неё контргаечную шайбу и отрегулируйте вращение кареточной оси (рис. 17). После этого затяните контргаечную шайбу. В отрегулированной каретке ось не должна качаться.
      ...

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru