НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Юный кораблестроитель. Лучининов С. Т. — 1955 г.

Сергей Тимофеевич Лучининов

Юный кораблестроитель

*** 1955 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Растет и крепнет морской и речной флот могучей Советской державы. Сооружают этот флот замечательные советские люди — рабочие, инженеры и техники. На верфях, стапелях, в эллингах и доках закладываются новые суда; они строятся скоростными методами, с применением передовой советской техники, не знающей пределов в своем развитии.
      Чтобы строить быстро, хорошо, дешево, нужны высококвалифицированные кадры судостроителей; их готовят в наших ремесленных училищах, техникумах, втузах. Но этого недостаточно. Начинать готовить кадры будущих строителей большого флота надо еще со школьной скамьи. И здесь на помощь приходят детские технические станции, дворцы пионеров, клубы Добровольного общества содействия Армии, Авиации и Флоту, школьные технические кружки. Широко развернулось строительство малого флота. Десятки тысяч мальчиков и девочек, юношей и девушек, взрослых любителей модельного кораблестроения конструируют, строят и испытывают замечательные модели судов, молодежь с увлечением занимается полезным и нужным делом — судомоделизмом.
      Судомоделисты — резерв для судостроительных заводов и верфей, для высших и средних кораблестроительных, военно-морских, морских и речных учебных заведений. Причем, как правило, студенты не перестают заниматься постройкой моделей судов и в стенах учебных заведений, создают новые модели кораблей по собственным проектам, ставя перед собой новые задачи, основываясь на теоретических исследованиях, решая проблемы, стоящие перед строителями большого флота.
      Работа над моделью корабля помогает строителю малого флота узнать, понять, прочувствовать: почему плавает модель, отчего вдруг она перевернулась и затонула, почему модель товарища, почти такая же, с одинаковым двигателем, шла быстрее. Занимаясь в кружке, юный кораблестроитель познакомится с основами теории корабля: пловучестью, остойчивостью, непотопляемостью, ходкостью; научится определять размеры корабля, узнает, как называются отдельные части судна; словарь юного кораблестроителя обогатится десятками, а то и сотнями новых слов, понятий и терминов. Судомоделист будет разбираться в классах и типах кораблей, их механических установках, судовых устройствах, вооружении, бронировании и в других особенностях кораблей.
      Моделист научится читать чертеж, сумеет разобраться в проекциях, сделать эскиз, а впоследствии, когда он приступит к созданию проекта по своему замыслу, вычертить необходимые чертежи, по которым будет построена модель судна.
      Для производства расчетов пловучести, остойчивости, парусности не обойтись без знаний математики, механики, физики. Значит, юный кораблестроитель должен хорошо учиться в школе, твердо усвоить основы точных наук. Знание истории также необходимо моделисту, особенно при постройке моделей исторических кораблей. Например, конструируя модели шлюпов «Восток» и «Мирный», моделист должен знать, что на этих кораблях отважные русские моряки первыми проникли в Антарктику. Много современных исторических событий связано с флотом, и юный кораблестроитель с увлечением будет создавать модели кораблей, вошедших в историю Советской страны.
      Кроме моделей различных кораблей, судомоделисты создают еще и наглядные пособия, с помощью которых облегчается изучение ряда военно-морских и кораблестроительных дисциплин. Модель парусного судна с полным вооружением позволяет лучше усвоить устройство рангоута, такелажа и парусности. Наглядные пособия, на которых показаны детали корпуса корабля, способствуют развитию конструктороких наклонностей строителей малого флота, прививают им правильные взгляды на разумность выбора того или иного типа набора корпуса: продольного, поперечного или смешанного. Такие наглядные пособия, как, например, модель действующего дока, демонстрируют прием судна для докования и откачку воды из дока, радиоуправляемая модель знакомит с маневрированием судна, выполнением различного рода заданий.
      Однако для того чтобы построить модель корабля, недостаточно теоретических знаний, необходимо владеть топором и пилой, молотком и рубанком, стамеской и коловоротом. Надо уметь сварить клей, подготовить поверхность к склеиванию, научиться прочно соединять отдельные части модели. Прошкурить, покрасить, отполировать тоже не просто А изготовить в точном масштабе дельные вещи — кнехты, киповые план ки, якори, шпили, иллюминаторы, штурвалы, отличительные огни, сшить паруса, если модель парусная, — все это кропотливая, требующая аккуратности, терпения, старания и настойчивости работа.
      Если модель самоходная, нужно делать двигатель — паровую машину, турбину, реактивный мотор или двигатель внутреннего сгорания. Эта работа потребует новых навыков: умения паять, точить, обрабатывать металл, делать небольшие отливки, поковки. Моделисту приходится выполнять работу слесаря и токаря, жестянщика и литейщика.
      Таким образом, благодаря своей разносторонности судомоделизм является одним из действенных средств политехнизации знаний советской молодежи, призванной строить коммунистическое общество в нашей стране.
      Благодаря заботам Коммунистической партии нашей молодежи предоставлены все условия для развития инициативы и творческой самодеятельности.
      Для развития судомоделизма много делается в нашей стране. По инициативе комсомольских, пионерских организаций, Добровольного общества содействия Армии, Авиации и Флоту ежегодно проводятся всесоюзные, городские и районные соревнования юных моделистов. Собираются слеты, устраиваются выставки, конференции, семинары повышения квалификации инструкторов и старших моделистов.
      На соревнованиях морских и речных моделей судов выявляются талантливые конструкторы моделей, создающие новые соотношения главных размерений, необычные обводы подводной части, оригинальные движители. Перспективно решаются задачи архитектуры корабля, конструкторы моделей предлагают более совершенные образования надводной части судов, обтекаемые надстройки и др.
      Второе издание книги «Юный кораблестроитель» является как бы развитием ранее изданной книги. Материал значительно расширен, приведены новые чертежи моделей, добавлен ряд указаний по практике столярного, слесарного дела, описаны инструменты и материалы, применяемые в судомоделизме.
     
     
      СОВЕТСКИЙ СОЮЗ — ВЕЛИКАЯ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
      ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
      Наша социалистическая Родина — великая морская держава. Советский Союз имеет выход к трем океанам: Северному, Атлантическому и Тихому. Четырнадцать морей омывают берега нашей Отчизны. Протяженность государственных морских границ СССР свыше 40 тысяч км. Более ста тысяч рек и бесчисленное множество озер ставят Советскую страну на первое место в мире по площади водной поверхности.
      Плавание по рекам и озерам было освоено славянами с незапамятных времен.
      Уже в глубокой древности русские люди строили отличные суда. Само слово «корабль» произошло от русского корня «кор» — основы таких слов, как кора, короб, корье, корзина.
      Многочисленные записи в старинных документах свидетельствуют о том, что наша страна имеет древнюю и богатую историю мореплавания и кораблестроения.
      Задолго до того, как иноплеменные народы научились строить суда, у наших предков уже были челны, ладьи и другие плавающие средства.
      Замечательными, искусными корабельщиками были русские мастера — строители судов.
      В Центральном военно-морском музее в Ленинграде хранится челн. Он поднят со дна реки Буг, где пролежал около 3 тысяч лет. Дубу, из которого сделан челн, было более 360 лет. Ширина челна 0,8 м, длина 6,15 м. Этот первоначальный тип судна был крайне несовершенным, примитивным, маловместительным и неостойчивым.
      Другим типом судов был тот же челн, который составлял основу, но к нему по бортам набивались доски — «набои», что увеличивало вместимость судна и делало его более безопасным для плавания.
      Дальнейшим развитием этого типа древних судов была ладья дощатая, или «досчаник», иногда их называли «лодья морская».
      В 1948 году во время раскопок древнего русского городища в Старой Ладоге, близ Ленинграда, были найдены части судна, сделанного из досок. Громадные кокоры ставляли ребра судна — шпангоуты; к ним прикреплялись доски, образующие борта.
      Эта находка говорит о высокой культуре кораблестроения в древней Руси. Дощаник заменил долбленые лодки. Больше не нужно оыло отыскивать громадные деревья, выжигать, выдалбливать их, на что затрачивалось много труда и времени. Дощаник вмещал до 60 воинов, на судне был запас пресной воды, пищи и оружия. Следуя примеру славян, варяш начали строить свои ладьи — дракары, мореходные суда для Балтийского моря.
      Летописи сохранили свидетельства морской доблести русских людей. Более тысячи лет назад киевские дружинники совершили несколько смелых походов на Царь-град. Греки вынуждены были признать господство русских на Черном море и прозвали его «Русским морем».
      На легких судах славяне проходили из Балтийского в Черное море. Новгородцы, северные поморы ходили к берегам нынешней Швеции и Англии, бывали на Груманте — Шпицбергене.
      С развитием мореплавания совершенствовалась и техника постройки кораблей. Первые русские морские суда начали строить на берегах Ладожского озера еще в X веке, тогда же зародилось судостроение на севере нашей родины — на Белом море.
      Поморские суда имели самые разнообразные названия: ладья, рань-шина, кочмара, карбас, шняка и много других.
      Для дальних походов в море строилась «заморская лодья» — большое трехмачтовое судно.
      Замечательными судами северных поморов были кочи, которые особенно большое распространение получили в XVI — XVII веках.
      Элементы коча такие: длина до 20 м, ширина около 5 ж, осадка до 1,5 ж. Водоизмещение такого судна, то-есть его вес, составлял 50 — 60 т. Команда судна состояла из 10 — 15 человек. На кочах для связи с берегом помещались одна-две небольшие лодки. На этих кочах применялся один прямой парус, который умело использовался при попутных и боковых ветрах.
      При плавании в «голомене», то-есть в открытом море, полярные мореходы применяли компас.
      Ценнейшими особенностями коча были быстроходность, поворотливость и, благодаря круглым обводам, приспособленность для плавания во льдах.
      На Руси строилось много самых разнообразных судов: струги, дубки, ушкуи, шитики, карбасы. Корабли, предназначавшиеся для какой-нибудь реки, получали название этой реки: унжаки, коломенки, гусяны, тезянки, тихвинки. При постройке древних русских судов широко применялись совершенные по тому времени орудия: топоры, долота, пилы, сверла, скобели, тесла.
      Рис. 3. Русская лодья (рисунок в старинной летописи).
      Плавания поморов в XV — XVII веках в Арктику на морских ладьях, кочах, ранынинах свидетельствуют о той роли, которая принадлежит в исследовании и освоении Севера русским мореходам, самоотверженно боровшимся с суровой природой Арктики.
      На судах русской постройки в XV веке тверской купец Афанасий Никитин совершил замечательное путешествие в Индию, пройдя туда Каспийским и Черным морями и Индийским океаном. На 13 лет раньше португальца Васко да Гамы русский путешественник побывал в «Стране чудес» — Индии.
      В 1648 году на поморских кочах «служилый казак» Семен Дежнев с товарищами совершил поход из Северного Ледовитого океана в Тихий, открыв неизвестный ранее пролив между Азией и Америкой. Это было важное географическое открытие.
      В этот период на юге нашей страны применялись другие суда — «чайки». Запорожцы на «чайках» совершали военные походы, смело переплывали Черное и Хвалисокое (Каспийское) моря.
      Перед выходом в море к бортам лодок прибивали доски. Борта становились более высокими, и это повышало мореходность лодок. Большие пучки сухого камыша, привязанные к бортам снаружи, делали «чайки» непотопляемыми даже тогда, когда их заливало водой.
      На протяжении многих столетий русский народ активно боролся за жизненно необходимые для всего государства выходы к морю, за обеспечение нормальной экономической, политической и культурной связи с другими народами. В этой борьбе русские люди проявили кипучую энергию, волю и бесстрашие.
      В 1669 году в селе Дединово был спущен первый русский трехмачтовый парусный корабль «Орел» — длина 24,5 м, ширина 6,5 м. осадка около 1,5 м; весел на корабле не было. Это было настоящее морское судно, способное плавать в любую погоду и в море и в океане.
      В том же 1669 году боярская дума принимает решение: «Морским судам быть». Строятся новые верфи, где закладываются мореходные парусные суда, развертывается строительство Азовского флота на Воронежской верфи, в Старой Ладоге, Олонце, Новгороде и других
      местах.
      В начале XVIII века, при Петре I борьба России за морские просторы достигла особой силы. Ценою огромных усилий русский народ создал свой военно-морской флот. По образному выражению Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, — при стуке топора и при громе пушек». Это было 250 лет назад.
      Россия отвоевала себе выходы к Балтийскому и Черному морям.
      «Петр, по крайней мере, в этой части захватил лишь то, что было абсолютно необходимо для нормального развития его страны», — писал Карл Маркс.
      В начале XVIII века Россия превратилась в могучую морскую державу.
      В 1714 году русский военно-морской флот у полуострова Гангут одержал первую крупную победу над сильным шведским флотом, управляемым умелыми и опытными адмиралами. В боевых схватках с врагом беззаветна отвага и мужество русских матросов и офицеров приводили в изумление весь мир.
      Русский флот в этот период состоял из 48 больших линейных парусных кораблей и 787 галер: его личный состав насчитывал 28 тысяч офицеров и матросов.
      Блестящие сражения на Черном море при Чесме (1770 г.). Навари не (1827 г.), Синопе (1853 г.), выигранные русскими военно-морскими силами, еще более укрепили позиции России на море.
      Имена замечательных русских флотоводцев — Ф Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова,
      Г. И. Бутакова, С. О. Макарова и многих других — составляют гордость русского флота, его немеркнущую славу.
      Немалую роль в достижении замечательных побед русского флота сыграли отличные качества русских боевых кораблей.
      В эпоху парусного флота можно назвать имена замечательных кораблестроителей «мастеров добрых пропорций» — Феодосия Скляева,
      построившего за свою жизнь много кораблей, в том числе 11 крупных! Батанвва, Качалова, Осокина и других.
      Замечательный русский кораблестроитель М. Д.- Портнов построил 63 линейных корабля и фрегата. Строитель Иван Афанасьев предложил строить части корабля, а затем собирать их. Это был прообраз современной секционной постройки кораблей.
      В начале XIX века широкую известность получил архангельский корабелыный мастер А. М.. Курочкин, который добился больших успехов
      в совершенствовании подводной части корабля, усовершенствовал систему набора корпуса.
      Качество постройки русских кораблей было очень высоким. Если средняя продолжительность службы для иностранных судов того времени составляла 10 — 15 лет, то наши плавали 25 и более лет.
      Наша страна родина многих научных подвигов и технических открытий в области морского дела. Огромный вклад внесли наши ученые и инженеры в развитие военно-морской науки и кораблестроения.
      Bj4 1749 году петербургским академиком Леонардом Эйлером была создана наука о корабле и написана книга пот заглавием «Морская наука». В двух громадных томах обстоятельно было изложено учение о пловучести, остойчивости, сопротивлении движению, качке и других вопросах теории корабля. Эйлер убедительно показал, что в теории корабля находит самое широкое применение математика.
      Большой шаг в развитии отечественного судостроения был сделан с изобретением в 1765 году замечательным новатором Иваном Ивановичем Ползуновым промышленной паровой машины. Спустя некоторое время усовершенствованная паровая машина Ползунова становится основным двигателем на судах.
      В 1782 году механик-самоучка И. П. Кулибин построил водоходное
      судно, которое двигалось вверх по реке силою самого течения, не уступая в скорости судам, которые тянули бурлаки.
      Бурное развитие капитализма во всех странах, расцвет промышленности, усилившиеся экономические связи между государствами ставили перед флотом новые большие задачи.
      Парусные деревянные корабли, прослужившие человечеству сотни лет, в начале XIX века перестали удовлетворять возраставшие требования.
      Начинается строительство парового флота.
      Военные корабли, а потом и гражданские суда стали строить сначала из железа, а затем из стали, а в качестве двигателя использовалась паровая машина.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
     
     
      КРАТКИЙ СЛОВАРИК НЕКОТОРЫХ МОРСКИХ И КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
     
      Амбразура — отверстие в броневой башне, щите или каземате для ствола орудия, автоматической пушки или пулемета.
      Анкерок — деревянный бочонок вместимостью до 3 ведер для хранения пресной воды и мокрой провизии (вина, уксуса и т. п.). Входит в снабжение военно-морских и спасательных шлюпок.
      Ахтерштевень — прочный брус, которым заканчивается набор кормовой оконечности судна. Некоторые типы ахтерштевней имеют специальную часть — «рудерпост» — на которую навешивается руль.
      Бабочкой итти — небольшие парусные суда (шлюпки, яхты, сейнеры и др), идущие по ветру, на фордевинд, для увеличения и полного использования площади парусов располагают паруса на оба борта так, чтобы они не закрывали друг друга. При этом судно имеет вид раскрывшей крылья бабочки.
      Бак — надстройка в носовой части корпуса судна; на военном корабле часть верхней палубы до фок-мачты называется полубаком.
      Балласт — постоянный или временный груз (вода, камни, песок, чугунные болванки), который принимается в отсеки корпуса судна или трюмы для увеличения остойчивости или уменьшения дифферента.
      Баллер руля — ось, на которую закреплен руль.
      Банкет — решетчатые площадки с гнездами для хранения пожарных ведер, кранцев, тросовых бухт, площадки для установки компасов, дальномеров, кранов.
      Банник — цилиндрическая щетка, укрепленная на длинном штоке; служит для чистки и смазки стволов орудий и торпедных труб.
      Баркас — большая парусно-гребная военно-морская шлюпка; имеет 18 — 24 весла; служит в качестве транспортной, рабочей, иногда учебной шлюпки в военном флоте. Баркасы бывают также моторные. На реках баркас — грузовое судно.
      Батопорт — пловучее сооружение с широким днищем; служит для затвора входа в сухой док; заменяет шлюзовые ворота.
      Бизань — косой парус, поднимаемый на задней мачте.
      Бизань-мачта — 1) задняя низкая мачта на трехмачтовом судне; 2) на двухмачтовом небольшом парусном судне, типа иол, — вторая (задняя) маленькая мачта.
      Бимс — поперечная балка набора корпуса судна, соединяющая верхние концы бортовых шпангоутов и служащая для поддержания настила палубы.
      Битенг — чугунная тумба для обноса якорной цепи при отдаче якоря на больших глубинах или крепления швартовов (причальных канатов).
      Блинда-гафель — усы-отводы в виде брусьев у нока бушприта для утлегарь и бом-утлегарь бакштагов.
      Блок — простейшая машина для подъема тяжестей и изменения направления тяги при проводке снастей бегучего такелажа. Блок состоит из шкива, обоймы (или деревянных щек с обоймой) и нагеля (оси вращения шкива). Блоки бывают металлические и деревянные.
      Блокшив — старый корабль, постоянно стоящий в гавани у причала и приспособленный под военно-морскую школу, жилые помещения флотского экипажа или складские помещения военно-морского снабжения.
      Бом — слово, прибавляемое к наименованию парусов, частей рангоута, снастей такелажа, принадлежащих бом-брам-стеньге.
      Б о м-у тлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением передней оконечности бушприта — утлегаря.
      Брам — слово, прибавляемое к наименованию парусов, частей рангоута, снастей такелажа, принадлежащих брам-стеньге.
      Брамсель — третий снизу четырехугольный парус, поднимаемый на мачте парусного судна с прямым парусным вооружением.
      Брас — снасть бегучего такелажа, посредством которой поворачивают реи в горизонтальном направлении. Отсюда выражение — «брасопить реи», то-есть поставить реи под нужным углом к диаметральной плоскости судна.
      Брашпиль — горизонтальный ворот для подъема якоря на парусных судах. В современном флоте палубный механизм (паровой или электрический) для подъема якоря.
      Брезендук самая толстая парусина, идущая на шитье брезентов, орудийных чехлов, коек и т. п. Далее по толщине идут канифас, карельдук, брамсельдук, равендук и другие полотняные ткакл.
      Бриг — двухмачтовое парусное судно с прямым вооружением, имеющее гафель на грот-мачте.
      Бригантина — тип двухмачтового парусного судна, у которого передняя мачта несет прямые паруса (подобно бригу), а задняя (грот) мачта — косые паруса (подобно шхуне).
      Броневой люк — отверстие в броневой палубе для спуска в подпалубные помещения. Закрывается броневой крышкой той же толщины, что и палуба.
      Броневой щит — стальное закрытие в виде поворотного щита или коробки для защиты прислуги орудий и пулеметов от снарядов, осколков и пуль крупного калибра.
      Броне носе д — название линейного корабля в русском флоте в период иача ла броненосного судостроения (до войны 1904 — 1905 гг.).
      Броненосный крейсер — прежнее наименование больших крейсеров, за щищенных толстой броней и имеющих сильное артиллерийское вооружение.
      Броня — специально обработанные плиты из особо прочной стали, которыми покрываются борта, палубы крупных боевых кораблей, орудийные башни, боевые рубки и другие жизненные центры для защиты от действия снарядов.
      Брюканец — крашеный кусок парусины, прибитый вокруг мачты для прикрытия зазора между мачтой и палубой от воды и сырости.
      Бугель — металлическое кольцо, служащее для крепления составных частей мачт. Иногда применяется откидной бугель, состоящий из двух раскрывающихся на шарнире половин.
      Були — утолщения, сделанные вдоль бортов в подводной и частично надводной части корпуса некоторых крупных боевых кораблей; образуют отсеки и являются одним из видов противоминной и противоторпедной защиты корабля.
      Булннь — снасть для выбирания части паруса на ветер.
      Буртик — тонкий брус (планка), идущая вдоль верхней части борта шлюпки для предохранения обшивки от ударов.
      Бушприт — наклонное рангоутное дерево, выдающееся с носа парусного судна; служит для крепления снастей нижних углов носовых косых парусов; на больших, судах делается составным.
      Валкость — отрицательное качество судна, характеризующееся свойством судна быстро ложиться на борт под действием ветра.
      Ванты — снасти стоячего такелажа из металлического или растительного троса, служат для крепления мачты со стороны бортов судна.
      Ватер-штаг — снасть, крепящая бушприт снизу.
      Ватер-бакштаги — снасти, крепящие бушприт с боков.
      Ватервей с — деревянный брус, идущий вдоль борта судна по палубе; имеет канавку для стока воды; к ватервейсу притыкаются доски палубного настила.
      Ватерлиния — любая условная линия пересечения корпуса корабля плоскостью, параллельной поверхности воды.
      Вертлюг — звено цепи или участка, состоящее из подвижных скоб; вставляется в якорцепь, снасти такелажа, имеется у грузовых гаков, благодаря чему цепь или трос не закручиваются.
      Верфь — место постройки судов на берегу моря, озера или реки; верфью иногда называют также судостроительный завод, где осуществляется постройка и сборка судов
      Внутреннее дно — делается на многих судах и военных кораблях для увеличения прочности и живучести корпуса. Предохраняет корпус от попадания воды в случае днищевых пробоин. Отсеки двойного дна используются как цистерны для жидкого топлива, балластной воды и других целей.
      Выбленки — короткие концы тросов, укрепленные поперек вант специальными выбленочными узлами и образующие веревочный трап для подъема на мачту.
      Вымбовка — деревянный рычаг, вставляемый в особые гнезда шпиля для его вращения вручную.
      Вымпел — 1) узкий длинный флаг, поднимаемый под клотик мачты и показывающий что корабль находится в кампании; 2) употребляется на флоте для обозначения числа кораблей, например: «эскадра в 25 вымпелов».
      Вы н треп — снасть, служащая для подъема и опускания стеньги.
      Выстрел — длинное рангоутное дерево; укрепляется горизонтально и перпендикулярно к борту корабля и служит для перехода команды во время якорных стоянок кораблей к спущенным с выстрела шторм-трапам — веревочным лестницам. На
      походе выстрел «заваливается» вдоль борта. Выражение «выстреливать» обозначает
      выдвинуть стеньгу или бушприт до места.
      Вьюшка — барабан с дисками большого диаметра — ребордами; служит для намотки и хранения тросов или шлангов. Вьюшки бывают легкие — ручные — и тяжелые — механические.
      Грот — 1) большой прямой парус, поднимаемый по нижней рее гротмачты; Вертлюжный гак — крюк, который может вращаться на вертлюге.
      Гребной вал — вал, на который насажен гребной винт.
      Грот — 1) большой прямой парус, поднимаемый по нижней рее гротмачты; 2) главный косоугольный парус на яхтах, швертботах и других малых судах с косым вооружением.
      Гюйс — флаг, присвоенный морским крепостям; поднимается также на носу больших военных кораблей во время стоянки.
      Гюйсшток — шест, на котором поднимается гюйс.
      Галс — 1) курс корабля относительно ветра. Если ветер дует с левого борта, то говорят: судно «идет левым галсом»; 2) снасть, крепящая нижний наветренный угол паруса.
      Гальюн — уборная на корабле.
      Гардель — снасть, с помощью которой поднимают нижние реи или гафели. Гафель — наклонное рангоутное дерево; служит для крепления верхней шкаторины косоугольного паруса и подъема кормовых флагов и сигналов.
      Гельмпорт — отверстие в кормовой части корпуса, через которое проходит баллер руля. Обычно баллер «ходит» в трубе, называемой «гельмпортовой трубой».
      Гичка — легкая быстроходная разъездная шлюпка на 4 — 6 гребцов; ранее
      применялась на кораблях военного флота.
      Гик — горизонтальное рангоутное дерево, служащее для крепления нижнеи
      шкаторины косоугольных парусов.
      Гитовы — снасти для подтягивания нижней шкаторины паруса к верхней. Гордень — снасть для подъема грузов, проходящая через один неподвижный блок. Служит только для изменения направления тяги; выигрыша в силе не дает.
      Горловина — люк малых размеров, закрывающийся герметической крышкой.
      Служит для погрузки угля или доступа людей в узкие отсеки.
      Дальномер — оптический прибор на корабле для измерения расстояний и наблюдения за отдаленными точками.
      Дейдвуд — кормовая оконечность подводной части судна, в которой находятся выходы гребных валов, заключенных в дейдвудные трубы.
      Дек — палуба на парусных военных кораблях.
      Диаметральная плоскость (на чертежах обозначается ДП) — вертикальная плоскость, делящая корабль по длине на две симметричные половины.
      Дифферент — неодинаковое углубление носовой и кормовой части корабля.
      Дрек — маленький шлюпочный якорь весом 16 — 48 кг.
      Дректов — якорный канат для дрека.
      Жвака-галс — короткий кусок цепи, соединяющий якорцепь с корпусом судна. Зарываться — положение судна, при котором волны заливают палубу носовой части судна.
      Зыбь — плавное волнение, наблюдаемое обыкновенно после ветров или перед их приближением.
      Иллюминатор — окно в борту, палубе или стенке рубки судна, снабженное
      толстым стеклом. Иллюминаторы бывают круглые и прямоугольные.
      Кабельтов — 1) морская мера длины, равная 185,2 м (1/10 морской мили);
      2) трос кабельной работы толщиной от 150 до 320 мм.
      Каботаж — плавание торговых судов между отечественными портами. Каземат — защищенное броней изолированное помещение на корабле для противоминной артиллерии.
      Калибр — диаметр канала орудия, соответствует диаметру снаряда. Измеряется
      в миллиметрах. Выражение «орудие 100 мм калибра длиною 40 калибров» означает,
      что длина ствола равна 100X40=4 000 мм. Орудия калибром свыше 203 мм называются крупными; от 100 до 203 мм — средними; ниже 100 мм — мелкими.
      Камбуз — корабельная кухня; кок — повар.
      Канат — 1) трос диаметром более 330 мм; 2) якорная цепь.
      Канонерские лодки — небольшие надводные артиллерийские корабли, предназначенные для боевых действий на мелководных плесах, в шхерах, озерах, рекак. Морские — имеют водоизмещение 2 000 — 3 000 т, артиллерию 152 — 203 мм: речные — 200 — 600 г водоизмещения, артиллерию — до 120 мм.
      Каравелла — тип небольшого парусного судна XIII — XVII веков. Христофор Колумб на каравелле «Санта Мария» переплыл Атлантический океан и достиг берегов Америки.
      Катапульта — метательная машина. В современном понятии катапульта — металлическая вращающаяся ферма, с помощью которой осуществляется взлет кора бельных самолетов. По рельсам, находящимся на ее верхней части, движется тележка, на которую устанавливается самолет. При помощи сжатого воздуха или порохового заряда тележке дается сильный толчок, заставляющий ее катиться со скоростью ло 100 км/час. На конце катапульты устроено приспособление, которое сразу стопорит те лежку, а самолет, оторвавшись от нее, взлетает на воздух.
      Качка — колебания судна. Боковая качка — колебания с борта на борт (с боку на бок); килевая качка — колебания вдоль киля (с носа на корму)вертикальная качка — колебания вдоль вертикальной оси (вверх-вниз).
      Каюта — небольшое помещение на корабле для пассажиров и моряков.
      Кессон — деревянный ящик, точно сделанный по лекалам подводного образо вания корабля. Подводится к месту пробоины, наглухо крепится и после откачки воды из кессона дает возможность рабочим производить ремонт.
      Кил лектор — портовое судно, имеющее на носу кран для подъема со дна затонувших грузов, предметов и постановки мертвых якорей.
      Киль — основная продольная связь, проходящая по днищу корабля и простирающаяся до штевней. На деревянных парусных судах это выступающий наружу брус, к которому крепятся шпангоуты. На стальных судах киль делается плоским. Вертикально поставленные внутри корпуса листы, соединяемые с килем, образуют балку — вертикальный киль, он придает продольную прочность корпусу судна.
      Кингстон — герметически закрываемый клапан в подводной части судна, служащий для доступа забортной воды внутрь корабля. Кингстоны распределяются равномерно на оба борта и могут служить для затопления корабля.
      Киса — парусиновый мешок для хранения флагов, парусов, инструмента и т. д.
      Кливер — косой треугольный парус на носу парусного судна.
      Клипер — трехмачтовый парусный корабль (от 600 до 1 500 т) с острыми образованиями корпуса и относительно большим ходом. Клиперы в военных флотах предназначались для крейсерства и уничтожения торговых судов противника. Клиперы использовались для перевозки скоропортящихся и ценных грузов.
      Клотик — точеный деревянный или пластмассовый кружок, укрепленный на верхушке мачты или штока.
      Клюз — сквозное отверстие в борту и палубе судна для пропуска якорной
      цепи.
      Кница — косынка из листовой стали в наборе судна; используется для соединения двух частей корпуса, расположенных под углом.
      Кноп — узел на конце троса.
      Комингс — вертикальные стальные листы, окаймляющие люк по периметру.
      Конец — снасть, кусок троса небольшой длины.
      Контрфорс — распорка у звена якорной цепи.
      Корвет — трехмачтовый военный парусный корабль с открытой батареей на верхней палубе. В наше время — небольшой конвойный корабль
      Корма — задняя оконечность судна
      Косые паруса — паруса, устанавливаемые вдоль судна в диаметральной плоскости.
      Кошка — многолапый якорь без штока, вес его 10 — 12 кг.
      Крамбол — короткий деревянный брус, выступающий с борта со шкивом для талей. Применялся на парусных судах.
      Крен — наклонение судна на один борт.
      Крюйс — прибавление этого слова к названию снастей, парусов, рангоута, означает их принадлежность бизань-мачте.
      Крюйсель — парус на бизань-мачте.
      Кубрик — помещение для команды на корабле.
      Лавировать — итти на парусном судне переменными курсами.
      Лаг — мореходный инструмент для определения проходимого судном расстояния или скорости хода.
      Лайба — каботажное парусное судно на Балтике с гафельным вооружением. Длина от 15 до 35 м, водоизмещение до 10 т. Иногда имеет небольшой двигатель.
      Лебедка — палубная машина для подъема и спуска грузов. Лебедки бывают ручные, паровые и электрические.
      Леер — железный прут или туго натянутый пеньковый или стальной трос, продетый через леерные стойки, укрепленные на бортах.
      Ликтрос — мягкий трос для обшивки кромки парусов.
      Лисель — парус, добавляемый к прямым парусам при попутных ветрах; ставится на лисель-спиртах — рангоутных деревьях, выстреливаемых вдоль реев.
      Лось-порты — фальшивые пушечные порты, в старину накрашивались на торговых судах, чтобы ввести в заблуждение пиратов.
      Льяло — водосток, образованный крайним листом двойного дна и обшивкой борта, куда стекает попавшая в трюм вода.
      Люверс — круглое отверстие в парусе, обметанное ниткой или имеющее металлическое кольцо.
      Люк — отверстие в палубе судна, служит для входа внутрь корпуса. Имеет входную будку или плотно закрывающуюся крышку.
      Марс — площадка на мачтах парусных судов.
      Марса — приставка, обозначающая, что все, что следует за ней, принадлежит к марселю или марса-рею.
      Марсель — второй снизу прямой парус; устанавливается между марса-реем и нижним реем.
      Мартин-гик — дерево, подвешенное вертикально под бушпритом.
      Мачта — рангоутное дерево для установки парусов; стальное сооружение для размещения марсов, крепления антенн, наблюдательных постов.
      Мидель-шпангоут — средний по длине судна, обычно самый широкий шпангоут.
      Мусинг — плетеное утолщение, сделанное на тросе.
      Надстройка — помещения на верхней палубе судна, простираются от борта до борта.
      Нактоуз — подставка, на которой устанавливается магнитный компас.
      Нок — оконечность рангоутного дерева.
      Отсек — часть внутреннего помещения в корпусе судна, ограниченная двумя главными поперечными переборками.
      Палуба — сплошное горизонтальное перекрытие на судне.
      Переборка — стальная перегородка внутри корпуса судна. Переборки бывают продольные и поперечные, водопроницаемые и водонепроницаемые.
      Перлинь — трос толщиною 102 — 152 мм, употребляется преимущественно для швартовки, буксировки.
      Перты — тросовые подвески под реями, служащие упором для ног при работе с парусами.
      Пиллерс — металлическая или деревянная вертикальная стойка, подпирающая бимс.
      Плаз — помещение с гладким крашеным иолом, на котором вычерчивается теоретический чертеж корабля в натуральную величину.
      Подзор — склон кормы корабля над рулем.
      Полубак, полуют — возвышенные части верхней палубы: бака и юта, то-есть непосредственно прилегающие к форштевню и ахтерштевню.
      Порты — отверстия в борту: порты пушечные — четырехугольные отверстия в бортах корабля для орудий; полупортик — половина пушечного порта, раскрывается двумя створками в разные стороны.
      Пяртнерс — отверстие в палубе для мачты.
      Пятка (руля) — нижний штыр руля, находящийся в особом гнезде.
      Рангоут — мачты и их части на корабле (стеньги, реи, гафели, бушприт и пр.), служащие для постановки парусов на парусных кораблях. Рангоут современных военных кораблей служит для целей наблюдения и связи.
      Рея — поперечное дерево у мачты, на которое подвешивается парус, расположенный вдоль него своим верхним краем.
      Ростры — место на корабле, где складываются запасные части рангоута, а также устанавливаются шлюпки.
      Рубка — помещение на верхней палубе. Стенки рубки, в отличие от надстройки, до бортов не доходят.
      Руль — устройство для изменения направления движения судна.
      Румпель — одноплечный или двухплечный рычаг, насаженный на верхнюю часть баллера руля.
      Рында — колокол на корабле.
      Рыскать — незначительно уклоняться от курса то в одну, то в другую сторону.
      Салинг — площадка на топе стеньги.
      Сегарсы — деревянные обручи или металлические кольца. Они надеваются на мачту, и к ним крепятся косые паруса.
      Спардек — палуба средней надстройки.
      Спинакер — треугольный парус; ставится на судах с косым вооружением при попутном ветре.
      Стапель — сооружение на верфи, на котором закладывается и строится судно.
      Стеньга — рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.
      Степс — деревянное или окованное железом гнездо, куда вставляется мачта.
      Стрела — рангоутное дерево, служащее для подъема тяжестей. Стрелы бывают металлические и деревянные.
      Стрингер — продольная непрерывная связь, идущая по борту, днищу или палубе судна. Обеспечивает продольную прочность судна.
      Такелаж — снасти на судне; служат для укрепления рангоута парусов и управления ими. Такелаж бывает стоячий и бегучий/
      Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева.
      Топенанты — снасти бегучего такелажа. Служат для поддержания ноков рей, гиков, выстрелов.
      Транец — плоская кормовая оконечность на некоторых типах судов.
      Трап — лестница на судне. Скоб-трапы расположены на бортах. Забортные трапы устанавливаются при стоянке судна. Шторм-трапы делаются из тросов.
      Трисель — косой четырехугольный парус, устанавливаемый на мачте.
      Трос — любая веревка, применяемая на судне. Бывают тросы растительные и стальные.
      Трюм — внутреннее помещение на судне, расположенное ниже самой нижней палубы. Служит для размещения грузов, механизмов. Грузовой трюм. Машинный трюм.
      Трюмсель — летучий парус, устанавливаемый на старинных кораблях над бом-брамселем.
      Узел — мера скорости судов. Равен одной морской миле в час, то-есть 1,852 км/час.
      Утлегарь — рангоутное дерево; является продолжением бушприта.
      Фальшкиль — доски или брусья, прикрепляемые к килю для предохранения его при ударе о грунт.
      Флаг — полотнище с эмблемой государства на цветном фоне. На военном корабле флаг, поднятый на флагштоке или гафеле, является знаменем корабля.
      Фока — слово, прибавляемое ко всем снастям, парусам и рангоуту, принадлежащим фок-мачте.
      Фок-мачта — передняя мачта; нижний парус, подымаемый на этой мачте, называется фок.
      Фор — слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.
      Форштевень — передняя чзсть корабельного набора (массивная литая или кованая), служащая продолжением киля и образующая нос корабля.
      Фрегат — трехмачтовый военный корабль эпохи парусного флота с одной закрытой батареей и артиллерией на свободных местах верхней палубы (от 36 до 60 пушек). Второй по величине корабль после линейных.
      Циркуляция — кривая, описываемая кораблем при руле, положенном на какой-либо угол. Самая малая циркуляция — когда руль положен на борт.
      Чиксы — наделки из толстых досок, прибитых к мачте парусного судна ниже гопа под марсовой площадкой.
      Шаланда — небольшое, несамоходное мелкосидящее судно-баржа; служит для погрузки и выгрузки судов, для отвоза грунта от землечерпательных снарядов.
      Шарли — форма корпуса судна, имеющая острую скулу.
      Швартов — трос или цепь, с помощью которой судно привязывается к берегу, стенке пристани.
      Ширстрек — верхний пояс обшивки борта судна.
      Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.
      Шкот — снасть, которой растягиваются нижние углы парусов.
      Шлюпочное устройство — специальное устройство на судах для хране ния, подъема и спуска шлюпок. Состоит из шкивов, снастей — шлюпочных талей, стрел и кранов — шлюпбалок.
      Шпангоут — поперечная конструкция в наборе корпуса судна, обеспечивающая поперечную прочность.
      Шпация — расстояние между двумя смежными шпангоутами.
      Шпигат — отверстие в фальшборте или палубе судна для стока воды.
      Шпиль — механизм для выбирания якорных цепей, тросов. Шпили бывают ручные, паровые, электрические.
      Штаги — снасти стоячего такелажа, расположенные в диаметральной плоскости и поддерживающие рангоут спереди.
      Экипаж — личный состав, обслуживающий судно.
      Эскадра — маневренное соединение военных кораблей.
      Юферс — круглый деревянный блок без шкивов с тремя отверстиями.
      Якорная цепь — цепь, соединяющая якорь с судном.
      Якорь — специальное приспособление — стальная конструкция особой формы, предназначенная для удержания судна на месте. Существует большое количество якорей разных систем. Наиболее совершенная конструкция — якорь системы советского инженера Матросова. Для замедления движения потерпевшего аварию судна имеются пловучие якори.
      Ял — мореходная шлюпка с полными обводами, имеет 2, 4, 6, 8 весел и называется часто «двойка», «четверка», «шестерка», «восьмерка». Служит для посыльных операций, шлюпочных учений, перевозки легких грузов.
      Ящик цепной — отделение в носовой части судна, предназначенное для
      хранения якорной цепи.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru