ФPAГMEHT КНИГИ (...) Рабочий стол обычно рассчитан на двух человек. Таких столов в комнате (мы называем ее судолабораторией) бывает 6 — 7, поскольку из практики известно, что самое целесообразное число членов группы — 12 — 15 человек. В лаборатории могут быть два-три столярных верстака, и этого вполне достаточно. Но при необходимости на том или ином столе используют специальные зажимы, благодаря которым можно выполнять простые строгальные работы.
В лаборатории имеется и слесарный верстак с тисками. Впрочем, тиски в зависимости от их размера могут быть на каждом рабочем столе. То же можно сказать и о переносном точиле. Лаборатория должна располагать токарным и сверлильным станками.
Все резцы, сверла, напильники, запасы металла и другие инструменты и материалы, необходимые для работы по металлу, хранятся в специальных шкафах.
Лаборатория может также иметь электрические приборы, дрель, пилу, рубанок, но пользоваться ими можно только после соответствующей подготовки и в присутствии руководителя кружка.
Место для паяния обычно находится на слесарном верстаке. Но паянием можно заниматься и на рабочем месте, для чего возле каждого стола необходимо иметь электророзетку для включения электропаяльников.
В лаборатории вдоль ее боковых стен устанавливают полки, на которых размещаются готовые и полуготовые модели. А болванки и заготовки кружковцы хранят на стеллажах, имеющихся под их рабочими столами. Читатель, наверное, догадывается, почему модели, в том числе и те, которые не полностью закончены, хранятся не на столах или, скажем, на стеллажах под рабочими столами, а на специальных полках. Ведь модель, будь она деревянной или металлической, требует к себе бережного обращения.
Теперь поговорим об уходе за рабочим местом.
Для моделиста порядок и чистота во многом являются залогом его успешной работы. Поэтому вы должны соблюдать чистоту и поддерживать образцовый порядок как на своем рабочем столе, так и во всей судолаборатории. Пусть это станет вашей привычкой. А такое отношение положительно скажется и на других делах, которыми вы занимаетесь.
Вот так, примерно, вы должны поступать. Перед началом выполнения той или иной операции следует проверить, в каком состоянии находится стол или верстак, и если нужно, произвести уборку. Зная содержание предстоящей работы, можно накрыть стол куском картона или фанеры и уже затем размещать необходимые инструменты и материалы. Располагать все это надо так, чтобы под рукой был всегда нужный инструмент. Кстати, будьте внимательны с режущими и острыми вещами. Обязательно следите, чтобы лезвие рубанка или стамески не попало на молоток или на напильник. Запомните, легче уберечь инструмент от порчи, чем потом его починить.
После окончания работы надо сначала убрать в специально отведенные места готовые детали и заготовки. Неоконченную модель помещают на полки, которые расположены на боковых стенах. Затем со стола убираются различные инструменты и остатки материалов, после чего производится тщательная уборка.
Если инструменты хранятся в тумбочке вашего стола, то располагать их надо так, чтобы можно было быстро найти и легко вынуть. Ясно, что тумбочка должна иметь определенные приспособления на стенках, включая и внутреннюю часть дверцы. В этих приспособлениях — гнездах или подвесках — и располагается рабочий инструмент. Банки с красками, растворителями, клеем, а также наждачную и стеклянную бумагу нужно ложить в нижнюю часть тумбочки. А на верхней полке в ящичках или коробках, имеющих ряд отдельных отсеков, хранятся гвозди, шурупы, заклепки и другие материалы. Каких-то особых правил размещения инструментов и материалов не существует. Каждый делает это так, как находит самым удобным.
И еще. Убирая со стола, надо следить, чтобы в тумбочку не попали мусор и грязь. Поверхность стола нужно тщательно подметать щеткой всякий раз перед началом работы. Уборку на рабочем столе и во всей лаборатории делают по мере необходимости.
Материалы и инструменты для изготовления моделей
Одним из основных строительных материалов в морском моделизме является дерево. И это вполне понятно: оно хорошо поддается обработке, обладает необходимой прочностью и сравнительно небольшой плотностью.
В моделестроении древесные материалы применяются в виде брусков, досок и реек, фанеры и шпона.
Ознакомимся с краткой характеристикой основных видов древесины, с которыми работают моделисты.
Сосна — самый распространенный материал, поскольку она обладает высокими механическими качествами: легко обрабатывается и хорошо гнется. Так, например, рейки из нее сечением 3x4 мм, размоченные в воде (при комнатной температуре) в течение четверти суток, свободно гнутся. Если их прокипятить (15 — 20 мин), то сгибаются они еще легче, а высушенные — прочно сохраняют обретенную форму.
Ель обычно идет на стрингеры. Смолистая и сучковатая, она легко гнется и колется.
Одна из наиболее легких древесных пород — липа. Она и режется свободно, и полируется легко. Применяется чаще всего для изготовления болванок настольных моделей.
Из березы, которая легко обрабатывается и полируется, делают фундаменты под моторы, редукторы, рангоут парусных моделей.
Твердая, но хрупкая древесина у ореха. Используется как отделочный материал в настольных и парусных моделях, так как ее легко полировать, лакировать, а также отделывать воском.
Кроме высокой прочности, дуб хорошо окрашивается водной протравой (морилкой) в различные тона. Его применяют как отделочный материал, а также для такелажа и рангоута.
Чрезвычайно мягкая, легкая, крупнослойная и пористая древесина у бальсы — очень редкой породы. Обычно из нее делают поплавки скоростных моделей и надстроек самоходных и настольных моделей. При этом следует заметить, что волокна бальсы слабые, они легко сжимаются и набухают от воды.
Теперь рассмотрим материалы из дерева и их основное назначение.
Для палубы, корпуса, шпангоутов и других деталей в моделестроении используют фанеру. Применяют ее двух видов: тонкие листы древесины или шпон, и клееную фанеру. Фанера бывает пиленая и строганая. Первая — это лист древесины толщиной 1,2 — 2 мм. Ее при изготовлении не пропаривают, не размягчают, а значит, не разрушают естественную связь между волокнами древесины.
Строганая (ее еще называют ножевой) фанера — это лист древесины толщиной 0,6 — 1,5 мм. Он отделяется от предварительно размягченной древесины.
Шпон, толщина которого 0,4 — 1,5 мм, изготовляют из различных пород древесины.
Клееная фанера различается по породе древесины (березовая, сосновая и т. п.); по роду клея (казеиновая, альбуминовая и т. д.); по толщине слоев (равнослойная, у которой все слои одинаковые, и неравнослойная, у которой один или несколько слоев шпона имеют различную толщину); по количеству слоев (трех-, четырех-, пятислойная и т. д.); по способу склейки (сырая и сухая); по степени обработки (необрезная, обрезная и перерезная, то есть разрезанная по размерам).
Нужно запомнить, что объемная масса клеенной фанеры больше объемной массы древесины, но разница здесь не слишком значительная.
Прежде чем говорить о механической обработке древесины, приведем перечень столярных инструментов, которые необходимы для изготовления моделей.
Рубанки разные. Ножовки столярные разные. Молотки столярные. Лобзики. Стамески плоские и полукруглые. Коловорот. Рашпили разные. Сверла разные. Отвертки. Бруски для точки инструментов. Струбцины деревянные или металлические. Скальпели хирургические. Шило.
Это обязательный набор. Пригодятся судомоделисту и такие инструменты: фуганок, пилы лучковые (поперечная и выкружковая), долото, ножницы портняжные (для резки тонкой фанеры), электропила (циркулярная), тогюр, клееварка, столярный верстак.
Конечно, нелегко сразу запомнить названия перечисленных инструментов. Но в процессе работы, применяя тот или иной из них в деле, вы, ребята, легко усвоите и назначение каждого инструмента, и, тем более, его название.
Итак, что такое механическая обработка древесины? Это ее делимость (пиление, сверление, строгание, отесывание и т. д.) и гнутье, то есть придавание дереву заданной кривизны.
Резание — основной способ — бывает трех видов: в торец, продольное (вдоль волокон) и поперечное (поперек волокон).
Термины пиление, строгание, сверление и долбление характеризуют процесс обработки, поэтому останавливаться подробнее на них не будем. То же самое можно сказать и о шлифовке и циклевании. Назовем только инструменты и материалы, используемые в названных операциях. Это — циклевальные и шлифовальные станки, а также циклевальный нож и шлифовальная бумага.
Нередко судомоделисту требуются гнутые из дерева детали, поскольку те, которые можно получить выпиливанием, оказываются менее прочными.
Гнутье бывает двух видов — горячее и холодное.
Горячее гнутье употребляется тогда, когда деталь сгибается не вся, а на одном или обоих концах. В этом процессе важны как продолжительность пропаривания древесины, так и сама скорость гнутья.
Холодное гнутье применяется для деталей, предназначенных для склейки и имеющих небольшую толщину. Делается оно с помощью шаблона, в который закладывают намазанные клеем планки. Закладку и гнутье производят до схватывания клея и при этом соблюдая определенный режим.
Попутно скажем, что оба вида гнутья употребляются и в работе с металлическими деталями. Но с металлами этот процесс намного проще, ибо почти все они легко сохраняют приданную им форму.
Склеивание — неизбежный процесс, с которым сталкивается судомоделист. Заметим, что речь идет не только о склеивании деревянных деталей, но и металлических, из пластика, оргстекла и т. д.
Основное требование в этой операции — обеспечение наиболее полного прилегания склеиваемых деталей, что дает возможность создать равномерный по толщине клеевой слой. Предназначенные для склейки поверхности должны быть ровными, плотно пригнанными одна к другой и не иметь жирных пятен, пыли и грязи. А все это достигается путем тщательной обработки и очистки деталей.
Перечисленные выше требования и условия необходимо соблюдать во всех случаях, независимо от того, каким клеем пользуется моделист. Кстати, назовем наиболее употребляющиеся из них. Это — клеи столярный, казеино-
вый, дихлорэтановый, клей ВИАМ, клей КБ-3, клей ЦНИПС, клей БФ, клей АК-20, нитроклей, клей на основе синтетических смол, клей «Рапид», крахмальные и мучные клеи. Назначение каждого из них указывается на упаковке (или посуде).
Шлифовка — одна из обязательных операций в работе моделиста. Обычно она производится перед покраской, но бывает и так, что поверхность тех или иных деталей имеет отшлифованный вид без каких-либо покрытий.
Хотя занятие это бывает и длительным, однако шлифовку надо производить самым тщательным образом. Необходимо сгладить все неровности на корпусе и деталях, добиваясь при этом совершенно гладкой поверхности.
Иногда бывает так, что на модели, скажем, на ее корпусе, остаются дефекты (выбоины, царапины), которые шлифовкой удалить невозможно. Точнее, избавиться от них и можно, но тогда нарушатся необходимые размеры.
В этих случаях применяется шпаклевка. Приготавливается она обычно из мела, олифы и свинцовых белил, которые смешивают в тестообразное состояние в равных частях. Но рецепты приготовления шпаклевки могут быть другими, бывает она и в готовом виде. После того как шпаклевка хорошо высохнет, места со «спрятанными» дефектами шлифуются.
Инструменты и материалы, которыми пользуется моделист, — это рашпиль, напильники, шкурки от крупнозернистой (№ 3, 2, 1) до тонкой.
Кроме дерева, как мы уже упоминали выше, в судомоделизме используются и металлы. Среди них — сталь, чугун, медь, латунь, бронза, алюминий, дюралюминий, силумин, алюминиево-магниевые сплавы, титан и его сплавы, свинец, цинк, олово. Для работы с ними требуются следующие инструменты: тиски настольные (малые) и верстачные (большие), дрель ручная и электрическая, кусачки, плоскогубцы, станки ножовочные, напильники и сверла разные, надфили, паяльники, зубила, керны, ножницы по
металлу, набор метрических метчиков и плашек, развертки разные, угольник металлический, пинцеты, электроточило, настольный токарный станок.
Необходимы и мерительные инструменты, среди которых метр (деревянный и металлический), линейка большая, угольники, штангенциркуль, микрометры, нутромер, рейсмус, кронциркуль, штангенрейсмус, рейсшина. Рабо-тая с металлом, моделист может выполнять самые различные операции. Коротко остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в практике.
Паяние — один из способов соединения металлических частей. Здесь главное требование — тщательная зачистка изделий в местах их соединений. Подгонку необходимо делать так, чтобы зазоры были минимальными.
В зависимости от используемых припоев (присадочных материалов, заполняющих зазор) пайка делится на твердую и мягкую. Там, где не требуется высокой прочности, применяется мягкая, а твердая пайка служит для высокопрочных соединений.
Клепание используется для соединения тонкого листового материала. Работа ведется обычно так. В деталях делаются отверстия (с помощью сверления). После накладывания детали на деталь и совпадения отверстий в последние вставляются заранее приготовленные заклепки. Кстати, их диаметр должен соответствовать размерам просверленных дыр. Сам процесс клепки производится на наковальне или куске железа.
Окраска модели — это заключительный и чрезвычайно важный момент. Чтобы уяснить это, сошлемся на следующее. Модель была выполнена аккуратно, с соблюдением всех теоретических и технических требований. Но вот произведена окраска, и модель стала неказистой на вид, она как бы потеряла свои плавные формы и вообще привлекательность. А произошло это потому, что краска нанесена толстым и к тому же неровным слоем, она скрыла все тонкости отделки деталей, леерных, грузовых и других устройств.
Печальный результат и почти неисправимый. Ведь снятие прежнего слоя краски непременно приведет к нарушению формы тех или иных деталей, вмятинам и царапинам. А чтобы этого не произошло, окраске моделей следует уделять исключительно большое внимание.
Следует помнить, что окраска — это не только красивый внешний вид. Она предохраняет наружную поверхность плавающих и настольных моделей от вредного воздействия влаги, воздуха, а также от непосредственного воздействия воды. Отсюда — обязательное требование: краски и лаки для каждой модели должны подбираться с учетом того, в каких условиях она будет использоваться и храниться.
Перед окраской деревянную модель обычно пропитывают олифой с таким расчетом, чтобы масло полностью пропитало дерево. Такая пропитанная поверхность потребует меньше краски, лака, а качество покрытия будет значительно лучшим, чем без пропитки. Как и слои олифы, так и краски и лаки нужно наносить равномерно и одинаковой толщины.
Перед пропиткой модели олифой тщательно проверяются все поверхности и, если это необходимо, заделываются трещины, вмятины.
Подготовка металлических поверхностей к окраске состоит в выправлении вмятин, зачистке напильником тех мест, где была пайка и шпаклевка, в грунтовке и последующей зачистке шлифбумагой.
Для качественной окраски большое значение имеет подбор кистей. Они бывают с жестким и мягким волосом, причем первые — только для эмалевых и масляных красок.
Если это нужно, то после высыхания первого слоя его шлифуют и наносят последующий. Такое повторение дает качественное покрытие.
Для придания модели хорошего внешнего вида иногда используют натуральные породы дерева и различные способы их отделки. Отшлифованные поверхности покрывают бесцветным лаком или же полируют.
Таким образом, покраска, являясь заключительной операцией в работе над моделью, требует особой тщательности и внимания. Каждый моделист мечтает о том, чтобы его модель была похожа на прототип корабля или судна, отвечала техническим и спортивным требованиям и, конечно же, имела привлекательный вид.
Мы познакомили вас, ребята, с основными приемами и операциями, которыми необходимо владеть судомоделисту. В процессе постройки модели, сталкиваясь с ними, вы постигнете «секреты» мастерства,
В результате, построив не одну модель, вы, ребята, приобретете навыки чертежника и столяра, слесаря и токаря, маляра и электрика, которые вас обогатят и еще не один раз пригодятся в жизни.
|