На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Юному агрохимику. — 1962 г

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

С. Дьякович
Заслуженный учитель школ РСФСР

Юному агрохимику

*** 1962 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Современное сельское хозяйство не может обойтись без помощи химии. Химическая промышленность дтет колхозам и совхозам десятки различных минеральных удобрений, ядохимикатов, стимуляторы роста и развития растений, гербициды (вещества, с помощью которых ведут химическую прополку посевов), антибиотики, микроудобрения и многое другое. Но для того чтобы умело и без ошибок применять эти ценные химические продукты, нужно знать агрохимию. Агрохимия — наука о питании растений, о применении удобрений и химических средств защиты растений. С помощью агрохимии исследуют физические и химические свойства почвы, устанавливают содержание в почве нужных для питания растений химических элементов.
     
     
      КАК ОБОРУДОВАТЬ АГРОХИМИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ
      Значительная часть оборудования агрохимической лаборатории мало чем отличается от оборудования любой другой химической лаборатории, в том числе и школьной: колбы, химические стаканы, мерные цилиндры или мензурки, пробирки, лабораторные штативы, весы и т. д. Ко для агрохимического анализа требуется и кое-какие специальные приборы, например почвенные сита. Если вы решили организовать агрохимическую лабораторию в школе, то все необходимое отберите в школьном химическом кабинете по списку, приложенному к этой брошюре. Но даже при наличии настоящего лабораторного оборудования полезно некоторые принадлежности сделать самому (смотри указанный список).
      В вашей лаборатории обязательно должен иметься лабораторный штатив. Он служит для укрепления различных предметов, химической посуды, используется как подставка для лабораторных весов. Изготовьте его сами. Для этого на деревянном основании — 1 (рис. 1), размером 250X150X25 мм, укрепите при помощи шипа деревянную стойку — 2 высотой 350 мм и сечением 20 X 20 мм. Изготовьте из полоски жести шириной 20 — 25 мм два хомутика — 3, свободно передвигающихся вдоль стойки. К одному из хомутиков припаяйте проволочное кольцо — 4, сделанное из 6-миллиметровой проволоки, а к другому присоедините держатель — 5. Лапки держателя нужно изготовить из пружинной стали. Хомутики на стойке удерживаются при помощи шурупов — 6. На стойке штатива находится также крючок из проволоки (диаметром 4 — 5 мм) для подвешивания весов — 7. Крючок прижимается к стойке накладкой из жести. Накладку прикрепите к стойке мелкими шурупами. Нижний конец крючка укрепите проволочной петлей у основания стойки.
      Деревянные части штатива отшлифуйте шкуркой. и покройте светлым лаком (2 — 3 слоя).
      5 качестве нагревательного прибора вам часто, придется пользоваться спиртовой лампочкой, а в некоторых случаях — электрической плиткой. Спиртовую лампочку (рис. 2) нетрудно изготовить самому. Возьмите невысокую широкогорлую склянку емкостью 150 — 200 мл и подберите к ней пробку. В пробке просверлите отверстие такого диаметра, чтобы в него плотно вошла свернутая из жести трубочка — штуцер. Трубочку изготовьте из полоски жести размером 25 X 20 мм и наденьте на нее кружок из жести диаметром 18 мм. В трубочку вставьте фитиль из хлопчатобумажных нитей или ваты.;4 Колпачок для лампрчки можно изготовить из папье-маше. Сделайте из дерева болванку (ее размеры должны соответствовать будущему колпачку) и обклейте ее несколькими слоями бумаги. После просыхания снимите колпачок с болванки и пропитайте олифой. Когда олифа, просохнет, аккуратно обрежьте край колпачка * покрасьте егр; светлой масляной красной»
      Для пробирок можно изготовить деревянный штатив такого же типа, как и в школьной лаборатории. Посмотрите внимательно, из каких деталей он состоит, снимите размеры и изготовьте в школьной мастерской такой штатив. Более простая конструкция штатива показана на рис. 3. Для его изготовления требуется проволока диаметром 2,5 мм и плоскогубцы. Количество гнезд для пробирок может быть любое.
      В вашей агрохимической лаборатории должны быть весы, так как для ряда работ требуется довольно точное взвешивание. Лучше всего иметь ручные чашечные весы (аптекарские), а также разновесы к ним. Если вам не удастся купить весы и разновесы, попросите их на время в кабинете физики или химии.
      Существенную часть оборудования вашей лаборатории будет составлять химическая посуда, пробирки, склянки для реактивов, мерная посуда. Если вам не удастся достать тонкостенную посуду — колбы, стаканы и др., замените их бутылками, аптечными флаконами, обыкновенными стаканами (но такую посуду нельзя нагревать).
      Для работы вам потребуются различные лабораторные принадлежности, такие, как держатели для пробирок, тигельные щипцы, железные сетки и т. д. Все это можно изготовить самому. Так, держатель для пробирок можно сделать из обыкновенной бельевой прищепки, заменив одну ее половинку самодельной с ручкой (рис. 4). На уроках слесарного дела можно изготовить тигельные щипцы такой конструкции, как показано на рис. 5, из толстой жести.
      Различные приспособления, которые вам потребуются в ходе работы, придумайте сами.
      Универсальным предметом лабораторного оборудования является обыкновенная пробирка. Она потребуется вам для проведения различных опытов, в частности, для распознавания минеральных удобрений. В лаборатории нужно иметь хотя бы десяток настоящих пробирок. Однако во многих случаях роль пробирок могут играть склянки из-под пенициллина. Можно использовать также пробирочки, в которых продается кальцекс. Особенно удобны пенициллиновые склянки. Их можно использовать для хранения реактивов (емкость такой склянки около 30 мл). Если же вы вставите в пробку такой бутылочки обыкновенную глазную пипетку, то у вас получится капельница (рис. 6). Пипеткой очень удобно набирать небольшое количество раствора из склянки. Чтобы не загрязнить реактивы, пробки с пипетками не следует путать. Для хранения пенициллиновых склянок с реактивами и порожних изготовьте по рис. 7 специальную стойку. Вам потребуется несколько кусков фанеры, лобзик для выпиливания, столярный клей. На каждой склянке с реактивом напишите масляной краской или лаком номер, такой же номер с названием вещества и формулой напишите на бумажной этикетке, которую приклейте столярным клеем или клеем БФ-2 на стойку против того гнезда, в котором вы поместите данную склянку. Этикетки с названием- реактива можно приклеить непосредственно на скляночки столярным или декстриновым клеем (только не конторским — этикетки желтеют, а стекло портится). Лучше всего надписи на бумаге делать черной тушью, а затем покрывать их бесцветным лаком.
      Маленькие склянки можно использовать и для составления коллекций — Минеральных удобрений, ядохимикатов и других веществ, применяемых в сельском хозяйстве.
      Что касается химических реактивов, то все их необходимо иметь хотя бы в небольших количествах. Список самых необходимых веществ, которые потребуются
     
      2. Никогда не пробуйте вещество на вкус, не нюхайте его, сильно втягивая воздух. При определении запаха держите сосуд с веществом на некотором расстоянии от лица и помахивайте над отверстием ладонью в направлении к носу.
      3. При растворении концентрированной кислоты последнюю нужно лить в воду, а не наоборот. Растворение кислот производите в тонкостенной химической посуде: толстостенная от сильного разогревания может растрескиваться.
      4. При наливании реактива не наклоняйтесь над сосудом, так как брызги раствора могут попасть в лицо или глаза.
      5. Если реактив попал на кожу, то сначала смойте его большим количеством воды, а затем вытрите это место полотенцем. Если попавшее на кожу вещество — концентрированная кислота, то после промывания водой смочите обожженное место 3% раствором питьевой соды. Щелочь нейтрализуй ге 3% раствором уксусной кислоты.
      6. Всегда имейте под руками средства от ожогов кислотами и щелочами, а также запас воды.
      Во всякой лаборатории, даже такой маленькой, как ваша, должен поддерживаться строжайший порядок. Каждому предмету отведите определенное место. Посуду держите в чистоте — она должна быть тщательно отмыта и прополоскана дистиллированной или дождевой (снеговой) водой. Посуду мойте всегда сразу же после окончания работы.
     
      КАК ВЗЯТЬ ПОЧВЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ И ПОДГОТОВИТЬ ИХ К АНАЛИЗУ
      Работу в агрохимической лаборатории лучше всего начать с изучения некоторых свойств почвы. Для этого нужно на пришкольном учебноопытном участке, в огороде, в саду или на колхозном поле отобрать из пахотного слоя так называемые смешанные образцы почвы.
      Подготовьте лопату, сшейте несколько мешочков из простиранной хлопчатобумажной или льняной ткани такого размера, чтобы в него вошло не менее 0,5 кг почвы, припасите стеклянную полулитровую банку, лист бумаги или старую газету, простой карандаш и несколько листков чистой бумаги для этикеток.
      для проведения описанных в этой брошюре опытов, приводится в приложении. Реактивы вам придется попросить в химическом кабинете, кое-что из указанного можно купить в аптеке.
      Имея дело с реактивами, особенно с кислотами и едкими щелочами, будьте осторожны, строго соблюдайте правила обращения с ними. Некоторые из этих правил мы приводим:
      1. Храните реактивы в плотно закрытых и четко надписанных склянках и банках в строгом порядке.
      Рис. 7.
      Для взятия почвенного образца выберите участок, наиболее характерный для данного поля. Нужно избегать случайных мест — бугров, придорожных полос, мест, где лежали удобрения.
      Смешанный образец обычно составляется из образцов, взятых из пяти ямок: одна ямка роется в центре участка, четыре — на некотором расстоянии от нее (от 10 до 100 м — в зависимости от величины участка) в четырех противоположных направлениях (рис. 8, а)-Сначала копается средняя ямка на глубину пахотного
      слоя. С четырех ее стенок почва срезается тонким слоем на всю глубину ямки и перемешивается на ее дне. Из получившейся смеси стеклянной банкой набирается примерно 500 г почвы. Такие же количества почвы берутся и из остальных четырех ямок. Почва, взятая из пяти ямок, тщательно перемешивается на листе бумаги и из общей кучи набирается около 0,5 кг смеси. Это и будет смешанный образец почвы для анализа. С большого участка обычно берется несколько смешанных образцов.
      На каждый образец почвы простым карандашом сразу же заполняется этикетка следующего содержания:
      1. Наименование объекта (пришкольный участок, колхоз, совхоз и т. д.)
      2. Название поля (пшеничное, кукурузное, огород)
      3. Дата взятия образца
      4. Номер образца
      5. Фамилия и имя взявшего образец
      Полезно также в этикетке указать характеристику рельефа. Номер почвенного образца, проставленный в этикетке, одновременно заносится на план участка.
      Этикетка помещается в мешочек с почвой. Содержание записи переносится в специальную тетрадь (ваш лабораторный журнал).
      Теперь почву нужно подготовить к анализу.
      В помещении рассыпьте почву на листе бумаги или фанеры, разомните руками слежавшиеся комки и отберите все посторонние примеси — корешки, камешки, семена, сорняки и т. п., обратите внимание на влажность почвы, ее механический состав (песчаная, глинистая, перегнойная),, окраску. Теперь почву нужно довести до воздушно-сухого состояния: рассыпать тонким слоем на листе бумаги и оставить сушиться на 2 — 3 дня в помещении (не на солнце!).
      Воздушно-сухую почву просейте через сито, диаметр ячеек которого 1 мм. Если школа не имеет специального набора почвенных сит, изготовьте самодельное сито. Сколотите из деревянных планок квадратную рамку размером 16X16 см и к ней прибейте проволочную сетку с мелкими ячейками. Можно набить отверстия в листе тонкой жести (рис. 9).
      Просеянную почву ссыпьте в стеклянную банку или специально изготовленную картонную коробку с крышкой и приклейте снаружи этикетку, на которой напишите все сведения об этом образце. Почва готова для анализа.
     
      КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МЕХАНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
      Почва состоит из частичек разной величины — песка, пыли, глины, в ней также содержится перегной, вода, воздух. От механического состава зависят многие физические свойства почвы: плотность, водопроницаемость, влагоемкость и другие. Механический состав влияет на жизнь и развитие полезных для растений почвенных микробов.
      По величине почвенные частицы подразделяются следующим образом:
      1. Камни — частицы крупнее 10 мм в диаметре.
      2. Хрящи — от 3 до 10 мм.
      3. Песок крупный — от 1 до 3 мм.
      4. Песок средний — от 0,5 до 1 мм.
      5. Песок мелкий — от 0,25 до 0,5 мм.
      6. Пыль — от 0,01 до 0,025 мм.
      7. Глина — от 0,01 мм и менее.
      Определение механического состгяа почвы. Насыпьте в мензурку 100 г воздушно-сухоп почьы и налейте в нее такое количество воды, чтобы высота ее над почвой равнялась 10 см, размешайте содержимое мензурки стеклянной палочкой. Смесь станет мутной. Дайте постоять мензурке одну минуту. Крупные частицы — песок — осядут на дно, мелкие — глина, пыль — будут находиться во взвешенном состоянии. Мутную жидкость над слоем осадка осторожно слейте в чашку, а в мензурку снова налейте чистой воды и размешайте палочкой. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока над слоем почвы вода будет совершенно прозрачной. Слейте воду, песок из мензурки перенесите в жестяную баночку, высушите в духовке и взвесьте. Вычислите процентное содержание песка в почве. Если от 100 г почвы осталось 30 г песка, то это составит 30%, на долю глины и пыли придется 100 — 30=70%.
      Определение минеральной и органической части почвы. Песок и глина входят в состав минеральной части почвы. Кроме минеральных веществ, в почве содержатся также и органические вещества. Особенно много их в почве, богатой перегноем.
      Для определения минеральной и органической части почву предварительно просушите в духовке. Затем отвесьте 10 г почвы в железный тигель или в жестяную баночку и прокалите ее в пламени спиртовой лампочки. Прокаливание ведите до тех пор, пока почва не перестанет дымить и не приобретет светлую окраску. Возьмите тигель щипцами и подождите, пока он не остынет. Взвесьте оставшуюся часть и вычислите потерю в весе. Вещества, сгоревшие при прокаливаний, составляют органическую часть почвы, остаток — минеральную часть. Вычислите процент органической части почвы по формуле: ...
      где А — процент органической части почвы; Б — вес тигля с почвой до прокаливания; В — вес тигля с почвой после прокаливания; Г — вес пустого тигля. Процент минеральной части почвы равен 100 — А.
      Определение в почве перегноя. Перегнойные вещества, или гумус повышают плодородие почвы, улучшают ее состав. Чем больше содержится в почве перегноя, тем выше запас пищи для растений. Определить количество гумуса можно путем окисления его хромовой смесью. Приготовьте хромовую смесь следующим образом: 1 г двухромовокислого калия (хромпика)
      растворите в 50 мл воды, затем в этот раствор осторожно прилейте 50 мл концентрированной серной кислоты.
      Хромовая смесь имеет ярко-оранжевый цвет. При окислении гумуса окраска ее меняется, переходя от оранжевой к сине-голубой. Чем больше в почве гумуса, тем сильнее изменение окраски.
      Отвесьте 0,1 г почвы, поместите ее в колбочку и прилейте 10 мл хромовой смеси. В течение 5 минут содержимое колбочки слабо кипятите. После отстаивания наблюдайте изменение окраски. Если окраска раствора изменилась мало (близка к оранжевой), значит, в почве перегноя мало, сильное изменение окраски укажет на большое содержание перегноя. Более точно содержание перегноя можно определить с помощью специальной цветной шкалы (см. цветную таблицу в приложении).
      Определение водопроницаемости почвы. Чем больше содержит почва песка, тем более она проницаема для воды; глинистая почва имеет малую водопроницаемость. Для определения водопроницаемости нужно иметь стеклянную трубку длиной 25 — 30 см и шириной 3 — 4 см. Можно воспользоваться ламповым стеклом. Нижний конец трубки завяжите марлей и насыпьте в нее воздушно-сухой почвы, слегка уплотнив ее постукиванием. Высота столба почвы должна быть 20 см, что соответствует глубине пахотного слоя. Трубку укрепите в штативе, под нее поставьте стакан, а сверху налейте 100 куб. см воды. Заметьте по часам время и ведите наблюдение за появлением первой капли в стакане (рис. 10). Время, прошедшее с момента вливания воды до появления первой капли в стакане, и будет скоростью водопроницаемости. Для сравнения проведите такой же опыт с глинистой и песчаной почвой. А если вы подсчитаете, сколько прошло воды через слой почвы в 20 см за один час (воду в этом случае надо все время подливать в трубку), то найдете показатель интенсивности водопроницаемости.
      Определение влагоемкости почвы. Влагоемкостью называется способность почвы насыщаться влагой и удерживать ее в своих порах. Влагоемкость можно определить с помощью той же стеклянной трубки или лампового стекла.
      В трубку, конец которой завязан марлей (в ламповом стекле лучше всего завязать широкий конец), насыпьте хорошо просушенной в духовке почвы и уплотните ее постукиванием. Трубку с почвой взвесьте и вес запишите. Затем укрепите ее в штативе, а конец, обвязанный марлей, погрузите на 2 — 3 мм в чашу с водой (рис. 11). Оставьте прибор в таком положении на несколько часов, следите за тем, чтобы конец трубки все время был погруженным в воду; воду следует время от времени подливать. Вода будет подниматься по почвенным капиллярам вверх и насыщать почву. Спустя несколько часов взвесьте трубку с почвой, запишите увеличившийся вес и снова опустите конец в воду. Определяйте вес время от времени, пока он не перестанет изменяться, после этого определите прибавку в весе путем вычитания первоначального веса от последнего веса t вычислите влагоемкость в процентах. Для этого величину привеса разделите на вес сухой почвы и умножьте на 100 (вес сухой почвы находится вычитанием веса порожней трубки из веса трубки с почвой.
      Влагоемкость почвы можно определить и по следующей формуле: ...
      где: X — процент влагоемкости почвы,
      Т — вес трубки,
      ТП — вес трубки с высушенной почвой (до опыта), ТПВ — вес трубки с влажной почвой (после опыта).
     
      КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КИСЛОТНОСТЬ ИЛИ ЩЕЛОЧНОСТЬ почвы
      Кислотность почвы зависит от содержания в ней органических кислот. На кислых почвах (в частности, подзолистых) плохо растет большинство культурных растений. Наиболее чувствительны к кислым почвам такие растения, как свекла, капуста, лук, смородина, шпинат и другие; плохо переносят повышенную кислотность пшеница, ячмень, кукуруза, горох, огурцы, яблоня,
      Рис. 11.
      слива, вишня. А вот такие культуры, как картофель, щавель, люпин легко переносят повышенную кислотность. Большинство культурных растений хорошо растет на слабокислых или нейтральных почвах.
      Плохо растут и развиваются растения и на сильно щелочных почвах (солонцах, солончаках).
      Для определения кислотности или щелочности агрохимики пользуются различными способами. Самый простой — с помощью лакмусовых бумажек.
      В фарфоровую чашку или блюдечко положите две лакмусовые бумажки — красную и синюю, засыпьте их почвой И слегка увлажните почву дистиллированной или дождевой водой. Через 15 минут проверьте изменение окраски лакмуса. Если синяя бумажка порозовеет, значит, почва кислая, если красная посинеет — почва щелочная. А если бумажки останутся без изменения, значит, почва нейтральная или близка к нейтральной. По степени изменения окраски лакмуса можно до некоторой степени судить о величине кислотности или щелочности почвы.
      Кислая почва нуждается в известковании. Известь вступает в реакцию с почвенными кислотами и нейтрализует их. В сильно кислую почву вносят до 8 т извести на 1 га. Щелочные почвы удобряют гипсом.
     
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОСФОРА В ПОЧВЕ
      Фосфор — один из важнейших элементов питания растения. В почве он находится как в виде хорошо растворимых солей, так и в виде малорастворимых соединений. Растение усваивает как те, так и другие. При этом малорастворимые соли подвергаются растворению веществами, которые выделяют в почву корни растения. Силу этого растворяющего действия корней можно приравнять к действию слабого раствора соляной кислоты, полученного растворением 8,2 мл концентрированной кислоты (удельный вес 1,19) в 500 мл дистиллированной воды. Приготовьте такой раствор в мерной колбе на 500 мл или в полулитровой бутылке с предварительно нанесенной меткой, показывающей объем 500 мл. При помощи такого раствора соляной кислоты теперь можно извлечь фосфорные соли из почвы. Делается это следующим образом: 5 г воздушно-сухой почвы высыпьте в колбу или склянку на 100 мл и залейте 25 мл раствора соляной кислоты. Смесь энергично взбалтывайте 1 — 2 минуты, а затем профильтруйте. Фосфорные соли переходят в почвенную вытяжку.
      Фосфор в почвенной вытяжке можно обнаружить при помощи молибденовокислого аммония. Сначала готовится молибденовый реактив А. Для этого 50 мл дистиллированной воды нагрейте почти до кипения и всыпьте в нее 5 г молибденовокислого аммония, размешайте его до полного растворения. Затем горячий раствор профильтруйте и в полученный фильтрат прилейте 100 мл концентрированной соляной кислоты и 50 мл дистиллированной воды. Реактив А готов. Его хранят в темной склянке. Перед употреблением его необходимо разбавить водой (к одной части реактива А приливают 4 части воды). Разбавленный таким образом реактив А называется реактивом Б.
      Для проведения анализа почвы на фосфор вам потребуется оловянная палочка. Сделайте ее так: расплавьте кусочки олова и налейте его в стеклянную трубочку длиной 10 см и диаметром 4 — 5 мм (один конец трубки нужно запаять на пламени спиртовой лампочки). Когда олово остынет, разбейте трубочку и извлеките оловянную палочку.
      Итак, для анализа все готово.
      Наберите в пробирку при помощи пипетки 5 мл прозрачной почвенной вытяжки и прилейте туда же 5 мл реактива Б. Помешайте раствор оловянной палочкой до появления окраски. Молибденовокислый аммоний с солями фосфора и оловом образует сложное вещество голубого цвета. Чем больше солей фосфора в растворе, ем интенсивнее окраска. Если окраска раствора будет бледно-голубой, значит, фосфора в почве мало, почва нуждается в фосфорных удобрениях. Если окраска интенсивно голубая, переходящая в синюю, значит, фосфора чуого и нуждаемость в фосфорных удобрениях слабая. Более точно количество фосфора в почве определяем ч при сравнении окраски почвенной вытяжки со специальной цветной шкалой (см. цветную таблицу в приложении).
     
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
      С помощью простейших реакций и приведенной таблицы свойств вы сможете в своей лаборатории установить важнейшие минеральные удобрения.
      Порядок епределения следующий:
      1. Внимательно рассмотрите исследуемое удобрение, отметьте его цвет, характер кристаллов, влажность, запах.
      2. Поместите щепотку удобрения (1 — 2 г) в пробирку, прилейте 5 — 7 мл дистиллированной или дождевой воды и встряхните. Наблюдайте за растворимостью. Многие удобрения полностью растворимы (селитры, калийная соль и другие), другие — мало растворимы (суперфосфат), третьи — нерастворимы {фосфоритная мука, костяная мука).
      3. Если удобрение растворимо, разлейте раствор в 3 пробирки. В первую прилейте щелочи, нагрейте и понюхайте: запах нашатырного спирта укажет на присутствие в удобрении группы атомов — NH4 (сульфат аммония, аммиачная селитра); во вторую пробир-ку добавьте пипеткой несколько капель раствора хлористого бария, а затем уксусной кислоты: белый осадок, не растворяющийся в уксусной кислоте, укажет на присутствие в удобрении кислотного остатка — SO4 (сульфат аммония); в третью добавьте 2 — 3 капли раствора азотнокислого серебра, а затем уксусной кислоты: белый творожистый осадок, не растворяющийся в уксусной кислоте, укажет на присутствие в удобрении остатка соляной кислоты — Ci (сильвинит, калийная соль).
      4. Взяв тигельными щипцами или пинцетом древесный уголек, накалите его в пламени спиртовой лампочки и раздуйте. Затем поместите на уголек щепотку удобрения. Если будет наблюдаться вспышка, значит, удобрение содержит остаток азотной кислоты — NO3 (селитры). Аммонийные удобрения и мочевина разлагаются На раскаленном угольке с выделением аммиака (запах нашатырного спирта). Костная мука сгорает с запахом жженых перьев.
      5. При помощи проволочки с петлей на конце внесите в бесцветное пламя спиртовой лампочки несколько крупинок удобрения. Наблюдайте за окраской пламени. Удобрения, содержащие натрий, окрашивают пламя в желтый цвет, калийные удобрения — в фиолетовый, кальциевая селитра — в оранжево-красный.
      При определении удобрений пользуйтесь прилагаемой таблицей свойств важнейших минеральных удобрений.
     
      ВЫРАЩИВАНИЕ ВОДНЫХ КУЛЬТУР
      Для нормального роста и развития растение должно получать из почвы азот, фосфор, калий, железо, кальций, магний и другие химические элементы. Отсутствие или недостаток хотя бы одного из необходимых растению элементов в почве губительно отражается на его жизни и развитии. Впрочем, вы сами легко в этом можете убедиться, выращивая растения в искусственных солевых растворах (водные культуры).
      Приготовьте пять литровых банок из-под консервов, сделайте для них деревянные круглые крышки с двумя отверстиями диаметром 0,5 см — одно в середине, другое — с краю крышки. В центральное отверстие вставляется проросшее растение, в крайнее — стеклянная трубка, изогнутая под Прямым углом (рис. 12).
      Прорастите сем&ма овса или гречихи, поместив их в тарелку на влажный мох (тарелка должна стоять в теплом месте). Когда корешки достигнут длины нескольких caHTMMetpoB, перенесите ростки в приготовленные банки, предварительно наполнив их растворами питательных солей.
      Для приготовления растворов возьмите дождевую или снеговую профильтрованную воду. В банке № 1 должен находиться полный набор следующих солей (в граммах на 1 литр раствора):
      1. Азотнокислый аммоний 0,240
      2. Вторичный фосфат кальция .0,172
      3. Хлористый калий ...0,150
      4. Сернокислый магний 0,060
      5. Хлористое железо .0,025
      6. Медный купорос ...0,334
      Соли растворяются порознь, а затем их растворы смешиваются и доливаются водой до 1 литра.
      В банке N2 2 — тоже соли и в том же количестве, за исключением азотнокислого аммония; в банке № 3 — то же, что и в первой, за исключением вторичного фосфата кальция, в банке № 4 — все соли, за исключением хлористого калия; в банке N2 5 — все соли, за исключением хлорного железа.
      Уровень растворов з банках поддерживайте подливанием воды: через стеклянную трубку ежедневно при помощи резиновой груши продувайте воздух. Чтобы растворы не портились, всыпьте в каждую банку по щепотке древесного угля. Растворы нужно заменять через каждые 3 недели. При этом банки следует вымыть, а корни растений, подержав несколько минут в растворе марганцовокислого калия слабо-розового цвета, промыть чистой водой.
      Ведите систематически наблюдения за ростом и развитием растений, делайте записи в дневнике. В конце опыта сделайте выводы о роли химических элементов — фосфора, азота, калия и других для жизни растений.
     
      ОПЫТЫ С ГЕРБИЦИДАМИ И СТИМУЛЯТОРАМИ РОСТА
      Латинское слово «гербицид» на русском языке означает «убивающий траву». Так назвали вещества, применяемые для химической прополки посевов. Наибольшее распространение в сельском хозяйстве получили такие гербициды, как 2,4-Д и 2М-4Х, угнетающе действующие на двудольные сорняки и неповреждающие посевы пшеницы, кукурузы и других злаков.
      Гербицид 2,4-Д, взятый в очень малой концентрации, действует как стимулятор роста, усиливая рост растений. Если вам удастся в своем колхозе или совхозе достать хотя бы немного гербицида 2,4-Д или 2М-4Х, то вы сможете поставить интересные опыты с этими веществами.
      Проверьте действие гербицида 2,4-Д в различной концентрации на рост растений. Для этого в три ящика с землей (размер ящика 30X50 см) посейте смесь семян пшеницы и подсолнечника. Посев произведите в один и тот же день. После того как появятся всходы, произведите опрыскивание растений растворами гербицида с помощью флаконного пульверизатора. Для этого приготовьте два раствора: первый — 0,15%, второй — 0,0001%. 0,15% раствор готовится растворением 150 мг гербицида в 100 мл воды. Для получения 0,0001% раствора наберите пипеткой 1 мл 0,15° растврра и разбавьте его 1,5 литра воды.
      Растения в ящике N2 1 опрыскайте 0,15 раствором (приблизительно 50 мл на ящик); растения в ящике N2 2 — 0,0001 % раствором. Растения в ящике N2 3 совсем не опрыскивайте (для контроля). В течение двух недель ведите наблюдения за ростом и развитием растений. Вы заметите, что в первом ящике растения подсолнечника (двудольные) погибнут, а растения пшеницы (однодольные) будут расти и развиваться нормально. Препарат действовал как гербицид. Во втором ящике растения подсолнечника и пшеницы будут преобладать в росте. Гербицид, взятый в очень малой концентрации, действовал как стимулятор роста и на пшеницу и на подсолнечник. Сравните результаты, полученные в ящиках N2 1 и N2 2, с результатами контрольного ящика.
      Летом вы можете применить гербицид на пришкольном участке — на делянках с посевом пшеницы или кукурузы, если они окажутся засоренными двудольными сорняками: вьюнком полевым, осотом, сурепкой и другими. Опрыскивание производите 0,15%раствором гербицида в период кущения пшеницы или в фазе третьего листа кукурузы в тихий теплый день, лучше утром. Норма раствора — от 3 до 5 литров на 100 кв.м посева. Ведите наблюдения за действием гербицида на сорняки. Уже на второй день можно заметить, как у сорняков изогнутся листовые пластинки, скрутятся стебли. Их рост приостановится, и они через неделю-другую погибнут.
     
      ЛИТЕРАТУРА ПО АГРОХИМИИ
      Верегина К. В. Агрохимический анализ почв в лабораториях МТС. Издание АН СССР, 1954.
      Гостев М. М. Самодельные приборы и пособия по химии. Изд. АПН РСФСР, 1950.
      Гостев М. М. Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке. Пособие для учащихся, Учпедгиз, 1959.
      Егоркин В. Ф., Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. Учпедгиз, 1956. (Глава «Удобрения и почва»).
      Иванов П. П. Агрохимический кружок в школе. Издание 2-е. Учпедгиз, 1958.
      Малин К. М. Химия и урожай. Госхимиздат, 1959.
      Овчаров К. Е. Химия и жизнь растений. Изд. Министерства сельского хозяйства РСФСР, 1960.
      Петербургский А. В. Практикум по агрохимии. Сельхозгиз, 1952.
      Польский Б. Н. Рассказы о почве. Для учащихся средней школы. Учпедгиз, 1958.
      Практикумы учащихся старших классов. Новосибирское книжное издательство, 1958. (Раздел «Учебно-практические занятия по агрохимии»).
      Розен Б. Чудесные добавки. Детгиз, 1957.
      Чаилахян М. X. Гиббереллины растений. Изд. АН СССР, 1961.
      Чернавин А. С. Основы агрохимии. Учпедгиз, 1961.
      Ходаков Ю. В. Рассказы об азоте и фосфоре. Учпедгиз, 1958.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.