На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Юному авиамоделисту. Голубев, Камышев. — 1979 г.

Юрий Анатольевич Голубев
Николай Иванович Камышев

Юному авиамоделисту

*** 1979 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


Введение 3
Первый раздел. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ И ИХ КОНСТРУКЦИИ
Глава 1. Кордовые модели
1. Система управления
2. Конструкции фюзеляжа и моторамы
3. Конструкции крыла и хвостового оперения
4. Конструкции шасси
5. Рекомендации по выбору параметров

Глава II. Свободнолетающие модели
6. Конструкции крыла и оперения
7. Конструкции фюзеляжей
8. Рекомендации по выбору параметров

Глава III. Комнатные модели
9. Виды моделей и их особенности
10. Конструкции комнатных моделей с резиновым двигателем
11. Конструкции кордовых комнатных моделей и моделей-полукопий

Второй раздел. ДВИГАТЕЛИ
Глава I. Резиновые двигатели
12. Общие сведения
13. Расчет параметров резиномоторов
14. Изготовление и эксплуатация резиномоторов

Глава II. Двигатели внутреннего сгорания
15. Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания
16. Калильные двигатели
17. Компрессионные двигатели
18. Конструкции топливных систем
19. Рецепты и методика составления топливных смесей
20. Запуск и регулировка компрессионного двигателя
21. Стендовые испытания двигателей
22. Летные испытания
23. Двигатель для миниатюрных моделей

Глава III. Электродвигатели и источники питания
24. Микроэлектродвигатели
25. Сухие элементы и аккумуляторы

Третий раздел. РАДИОУПРАВЛЕНИЕ И АВТОМАТЫ
Глава 1. Автоматы
26. Маятниковые автоматы крена и курса
27. Автоматы остановки двигателя
28. Механизмы программного управления

Глава II. Комплекты радиоуправления
29. Дискретная радиоаппаратура
30. Пропорциональная аппаратура

Глава III. Применение радиоаппаратуры
31. Схемы управления
32. Размещение аппаратуры

Четвертый раздел. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ
Глава I. Инструменты н материалы
33. Инструмент
34. Материалы
35. Приспособления для ускорения работ

Глава II. Изготовление модели планера
36. Изготовление фюзеляжа и хвостового оперения
37. Изготовление крыла
38. Обтяжка, сборка и запуск модели

Глава III. Кордовая тренировочная модель
39. Фюзеляж и хвостовое оперение
40. Крыло и шасси
41. Система управления
42. Отделка модели
43. Установка бака и двигателя
44. Запуск модели

Глава IV. Комнатная фюзеляжная модель
45. Изготовление крыла и оперения
46. Изготовление фюзеляжа и винтомоторной группы
47. Изготовление микропленки и обтяжка модели
48. Сборка, регулировка и запуск модели

Глава V. Радиоуправляемая модель
49. Изготовление фюзеляжа и хвостового оперения
50. Изготовление крыла
51. Установка радиоаппаратуры
52. Регулировка и запуск модели



ФPAГMEHT КНИГИ (...) От правильного хранения инструмента зависит его долговечность и качество обработки им поверхности модели. Нельзя допускать беспорядочного хранения инструмента в ящике, где вместе с ножом и стамесками лежат металлический рубанок, пила, молоток. Удобнее всего размещать инструменты в специальных держателях на столах, в ящиках или шкафах.
      Пользоваться нужно только острым инструментом, это ускоряет работу и способствует повышению ее качества. При заточке лезвий режущих и строгальных инструментов применяют крупнозернистые наждачные камни (бруски), а для окончательной доводки и правки (шлифования)—мелкозернистые (оселки). При заточке лезвий их кладут всей плоскостью на смоченный водой брусок и круговыми движениями снимают слой металла. Затем рабочую поверхность лезвия зашлифовывают на оселке, снимая заусенцы и следы от заточки. Положив лезвие на край оселка, проводят им по всей длине. Направление движения лезвия должно быть противоположным его рабочему ходу.
      34. Материалы
      Самым доступным материалом для изготовления моделей является древесина. Наиболее часто применяют древесину липы, из нее выполняют кромки крыла, нервюры, законцовки, рули, бобышки и другие детали. Тонкие пластины используют для обшивки крыла и фюзеляжа. Вместо липы можно применять древесину ольхи и тополя.
      Полки лонжеронов крыла и стрингеров фюзеляжа изготовляют из древесины сосны или ели.
      Для силовых нервюр, моторам и шпангоутов используют фанеру толщиной 3 ... 10 мм, а для обычных деталей 1 ... 1,5 мм.
      Широко применяется и древесина бальзы. Она очень мягкая, легко обрабатывается, склеивается и имеет плотность в 2...3 раза меньше, чем липа. Из бальзы делают все основные части модели.
      Твердые породы древесины, такие, как бук, граб и береза, применяют при изготовлении воздушных винтов, моторам и посадочных лыж. Все чаще в качестве основного конструкционного материала используют пенопласт. Из пенопласта с большой плотностью изготовляют нервюры, законцовкн и другие объемные полые детали. Пенопласты с малой плотностью применяются в качестве заполнителей в крыльях и фюзеляже.
      Для изготовления моделей можно использовать готовые посылки-наборы № 14, в которых имеются все необходимые материалы: рейки различных сечений, бруски из древесины липы и бука, фанера, жесть, авиамодельная резина, бамбук, длинноволокнистая (микалентная) бумага, стальная проволока, медные трубки и наждачная бумага.
      В качестве вспомогательных материалов используются многие металлы. Качалки управления, кронштейны и силовые элементы выполняют из листового дюралюминия Д16АТ толщиной 1,5 ...4 мм. Для тяг управления, стоек шасси и кабанчиков применяют стальную проволоку или тонкостенные трубки. Козырьки и фонари кабин изготовляют из органического стекла и целлулоида толщиной 0,5 ... 1,5 мм.
      При сборке моделей, обтяжке их и для покрытия поверхности применяют универсальный нитроклей — эмалит. Для этой цели можно использовать нитроклей для кожи, клей АГО, нитролак НЦ-551. Хороший клей можно получить, растворив в ацетоне стружку целлулоида. Нитроклей быстро загустевает, поэтому его хранят в герметичной посуде. Кисти после окончания работы обязательно промывают в ацетоне или растворителе
      При изготовлении моделей большую часть операций приходится выполнять вручную.
      На это уходит много времени, да и качество работы у начинающих моделистов получается невысоким. Упростить технологию изготовления моделей, уменьшить трудоемкость и повысить качество отделки позволяют несложные приспособления, которые можно изготовить в кружке под руководством преподавателя.
      Шлифовальный круг. Это приспособление (рис. 135) состоит ИЗ электродвигателя с закрепленным на его оси кругом 2 из фанеры толщиной 15... 20 мм, на который наклеена наждачная бумага. Перед шлифовальным кругом установлен стол 1. После включения электродвигателя заготовку детали подводят к кругу. Использование приспособления ускоряет работы по опиливанию, доводке и шлифованию деталей. Стол можно устанавливать под различными углами. Для разных видов работ достаточно иметь три-четыре круга с наждачной бумагой различной зернистости.
      Бормашина. Позволяет выполнить сверление отверстий, фрезерование различных полостей в местах, труднодоступных для обычного инструмента. Для бормашины используют фрезы, применяемые при зубном протезировании. При наличии гибкого шланга и наконечника сделать бормашину не представляет труда. На доску устанавливают электродвигатель, например,
      от привода швейной машины, и его вал соединяют с гибким валом. Если нет гибкого вала, можно укрепить наконечник или трехкулачковый патрон на оси микроэлектродвигателя типа ДПМ-30 (рис. 136).
      Приспособление для выстрагивания реек. Часто при изготовлении моделей требуется несколько реек одинакового сечения. Работа эта достаточно трудна и занимает много времени. Приспособление (рис. 137) значительно упрощает изготовление реек одинакового сечения. Оно представляет собой основание 1, на котором расположены пары пластин 2, образующие пазы разной глубины. Выстрагивать рейки удобнее вдвоем. Один держит рубанок, а помощник равномерно тянет рейку. Обработав рейку, подбирают подходящий по глубине паз и протягивают рейку до получения нужного размера. Рейки, обработанные в одних и тех же пазах, имеют одинаковые размеры.
     
      Глава II.
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА
     
      Для постройки модели планера (рис. 138) необходимы сосновые рейки, фанера толщиной 4 мм, нитки, алюминиевая проволока, кусочки жести, клей и микалентная бумага.
      Несмотря на простую конструкцию, модель хорошо планирует. Ее можно запускать с рук, с леера или с катапульты.
      Модель выполнена по схеме высокоплана. Крыло безлонже-ронной конструкции крепится к носику фюзеляжа резиновой лентой.
     
      36. Изготовление фюзеляжа и хвостового оперения
      Фюзеляж (рис. 139, б) состоит из носика 1 и хвостовой балки 5, на которой установлены стабилизатор и киль.
      Носик фюзеляжа 1 выполните из фанеры толщиной 4 мм. Для перемещения грузика при регулировке модели пропилите паз шириной 3 мм.
      К верхней части носика прикрепите на клею и гвоздиках две рейки 4. На эту площадку будет устанавливаться крыло, и она должна быть ровной. Для обеспечения установочного угла атаки расстояние от оси хвостовой балки до передней кромки крыла должно быть на 7 мм больше, чем расстояние до задней кромки.
      Для хвостовой балки выстрогайте две сосновые рейки сечением 4X10 мм и длиной 0,5 м. Установите их с двух сторон носика, приклейте и закрепите гвоздиками. На конце хвостовой балки для кромок стабилизатора 6 прорежьте пазы сечением 3X4 мм на расстоянии 100 мм. В них вставьте кромки стабилизатора и крест-накрест закрепите нитками. Законцовки сделайте из реек такого же сечения. Для их закрепления изготовьте из жести уголки 9 и укрепите их нитками.
      Киль (рис. 139, а) состоит из передней кромки и проволочного закругления. Переднюю кромку 2 киля сделайте из рейки и спилите ее верхнюю часть на ус. Согните закругление киля 3 из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм и, расплющив конец, соедините нитками с передней кромкой. Готовый киль вклейте между рейками хвостовой балки.
      Обработайте всю поверхность носика, реек фюзеляжа и оперения мелкой наждачной бумагой, а места соединений еще раз промажьте клеем.
     
      37. Изготовление крыла
      Крыло (рис. 140, а) состоит из кромок 1, нервюр 2, законцовок 3 и центроплана 4.
      Сначала следует собрать консоли крыла. Из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм изогните нервюры и проконтролируйте их по чертежу (рис. 140, б). Кромки изготовьте из реек площадью сечения 4X4 мм. Разметив места установки нервюр, привяжите нитками нервюры к рейкам.
      Законцовку крыла сделайте из рейки площадью сечения 2X4 мм и укрепите уголком из жести и нитками (см. рис. 139, в). Собранные консоли соедините на уголках из алюминиевой проволоки, обеспечив нужный угол поперечного V крыла.
      Центроплан вырежьте из пенопласта и укрепите в центральной части крыла нитками и клеем, как показано на рисунке 140, а.
      38. Обтяжка, сборка и запуск модели
      Модель надо обклеить микалентной бумагой. Перед обклей-кой крыла покройте центроплан двумя слоями клея БФ-2 для предохранения пенопласта от разъедания эмалитом.
      Крыло обклеивают только сверху. Каждую консоль следует обклеивать отдельно до центроплана. Вырезав кусок бумаги с небольшим запасом (чтобы можно было приклеить ее к нижней части кромок), наложите бумагу на одну из консолей и закрепите канцелярскими булавками к нижней части кромок.
      Расправив складки, промажьте бумагу сверху по нервюрам и кромкам. После высыхания клея срежьте излишки бумаги кусочком мелкой наждачной бумаги.
      Киль и стабилизатор обклейте бумагой с двух сторон.
      Обтянув модель, на поверхность крыла и оперения наклейте элементы отделки и покройте модель двумя слоями жидкого эмалита.
      В прорези носика фюзеляжа на винте установите две шайбы-грузики массой по 7 ,.. 10 г. Затем укрепите крыло резиновой лентой.
      Проверьте, нет ли перекосов крыла, оперения, и отбалансируйте модель. Для этого, передвигая грузик по пазу, добейтесь, чтобы центр тяжести модели находился в точке, указанной на чертеже. Зафиксируйте грузйк в этом положении, завернув винт. Выберите подходящую площадку для запусков модели и встаньте с моделью против ветра.
      Первые пробные запуски модели удобно производить, присев на колено. Возьмите модель правой рукой за носик позади центра тяжести. Затем слегка наклоните носик модели и плавно толкните ее. Правильно отрегулированная модель должна совершать плавный прямолинейный полет на расстояние 6 ... 10 м. Если модель кабрирует (совершает волнообразный полет), пе-
      редвиньте грузик вперед на 3 ... 5 мм и вновь запустите ее. При резком пикировании (быстром снижении модели) передвиньте грузик примерно на то же расстояние назад. При развороте модели отогните в противоположную сторону проволочную часть киля. Крен модели устраните изменением углов атаки консолей крыла.
      Отрегулировав модель на планирование, можно приступить к запускам с леера и катапульты.
      Для леера подберите прочную нить или рыболовную леску диаметром 1 мм и укрепите на ней кольцо из алюминиевой проволоки диаметром 25 ... 30 мм. Надев кольцо на носик планера, возьмите в руки другой конец леера и, дав сигнал помощнику выпускать модель, бегите против ветра. Планер поднимется вверх и после сбрасывания кольца совершит свободный полет.
      Для запуска модели с катапульты надо на расстоянии 2 м вбить в землю два колышка. На колышки укрепите резиновый жгут длиной 5 м, площадью сечения 5 ... 10 мм2. В середине прикрепите леер длиной 15...20 м с кольцом. Надев кольцо на передний крючок, растяните резиновый жгут и выпустите планер против ветра. Когда планер наберет высоту, кольцо автоматически сбросится.
     
      Глава III.
      КОРДОВАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ
     
      Конструкция модели (рис. 141) рассчитана под двигатель «Ритм» или МД-2,5к объемом 2,5 см3 и очертаниями фюзеляжа напоминает современный самолет — истребитель. При изготовлении ее используются наиболее доступнее материалы: древесина, фанера, пенопласт, стальная проволока и белая жесть. Модель достаточно прочна и имеет хорошие летные характеристики.
      Вначале необходимо вычертить чертеж модели в натуральную величину, на котором следует показать расположение нервюр, систему управления, сечения лонжеронов, профили крыла и оперения, конструкцию шасси, топливного бака и расположение центра тяжести модели. Затем изготовляют детали и собирают их.
      Запуск кордовой тренировочной модели помогает моделистам получить навыки управления кордовыми моделями.
     
      39. Фюзеляж и хвостовое оперение
      На рисунке 142 показаны детали фюзеляжа и хвостового оперения. Фюзеляж модели плоский, его основой служит моторама 1, к ней приклеивают боковины 2. Хвостовая часть заполнена вкладышем из пенопласта 6, который сверху и снизу закрывают пластинами 3 и 4.
      Горизонтальное оперение состоит из двух рулей 5, соединенных кронштейном управления 7, и неподвижной части стабилизатора 10, к которому их крепят на кронштейнах 9. Вертикальное оперение (киль) 4 вклеивают в паз пластины 3.
      Изготовление фюзеляжа начните с вырезания из фанеры или шпона толщиной 1 мм боковины 2. Разметьте на ней осевые линии фюзеляжа, крыла, хвостового оперения, прорези для реек крыла, стабилизатора и линию конца моторамы.
      Проделав в боковине все отверстия и используя ее как шаблон, перенесите ее изображение на материал и вырежьте вторую боковину. Затем из пластины липы или ольхи толщиной 8 мм вырежьте мотораму и вкладыш из пенопласта той же толщины.
      Подогнав место стыка моторамы и вкладыша, вклейте их между боковинами, совместив отверстия между собой. После того как клей высохнет, обработайте фюзеляж по контуру и приклейте пластины 3 и 11.
      Стабилизатор и рули высоты вырежьте из пластины липы или ольхи толщиной 4 мм. Симметричный профиль сечения стабилизатора показан на рис. 143.
      В торце стабилизатора сделайте прорези, а в рулях высоты — отверстия и в них на клею вставьте шарниры.
      Киль вырежьте из пластины толщиной 3 мм и вклейте его, отклонив из круга примерно на 5°. Опиливанием подгоните мотораму под размер картера двигателя, который должен свободно, с небольшим люфтом входить в нее. Обработайте всю поверхность фюзеляжа мелкой наждачной бумагой. Вклейте стабилизатор и киль. Плоскость стабилизатора должна быть параллельна оси двигателя и перпендикулярна плоскости фюзеляжа.
     
      40. Крыло и шасси
      Для изготовления нервюр изготовьте шаблоны. Постройте на бумаге и перенесите на пластину стали толщиной 2 мм контуры корневой и концевой нервюр крыла. Профиль NACA-0018, Вконц == 170 ММ, Вкорн = 200 мм.
      Опилите их по контуру, сложите вместе и, просверлив два отверстия, аккуратно пропилите пазы для лонжеронов крыла.
      Нарежьте из фанеры толщиной 1 мм или шпона 14 заготовок нервюр и, наложив шаблон корневой нервюры, просверлите в них по два отверстия. Подготовленные заготовки соберите в пакет (см. рис. 27), установите с каждой стороны пакета по шаблону и скрепите винтами и гайками.
      Закрепив пакет нервюр в тисках, обработайте его по контуру, чтобы нервюры не выступали за контур шаблона.
      Прорежьте ножовкой пазы для лонжеронов крыла и передней рейки и аккуратно распилите их плоским надфилем до размера 5x5 мм. Обработайте поверхность пакета шкуровкой и аккуратно развинтите скрепляющие винты. Снимая нервюры, пронумеруйте их и разложите на четные и нечетные.
      Нервюры с четными номерами пойдут на изготовление левой консоли крыла. В них пропилите лобзиком отверстия, облегчающие вес конструкции консоли, через которые пройдут тяги к качалке управления. Нервюры с нечетными номерами можно не облегчать для смещения ЦТ модели от оси симметрии в сторону правой консоли.
      Для лонжеронов и передней кромки с помощью приспособления (см. рис. 137) выстругайте три сосновые рейки площадью сечения 5X5 мм и длиной 840 мм. Лонжероны должны плотно входить в пазы в нервюрах, не выступать за контуры нервюр, а сама нервюра не падать под собственным весом с лонжерона.
      Для задней кромки выстругайте две рейки из древесины липы сечением 20X4 мм и длиной450 мм. Придайте им профиль клина и соедините на ус, обмотав нитками с клеем. Необходимый угол подберите по чертежу.
      Наложите все рейки на чертеж и отметьте карандашом места установки нервюр и фюзеляжа. В задней кромке сделайте пропилы по толщине нервюр на глубину около 5 мм.
      Теперь можно приступить к сборке крыла. Вставьте в прорези фюзеляжа рейки. По меткам на рейках установите нервюры— нечетные на внутреннюю и четные на внешнюю консоли крыла. Лонжероны не должны выступать за профиль нервюр, а задняя и передняя кромки должны плавно переходить в профиль. После подгонки места соединений промажьте клеем.
      Бобышки сделайте из пенопласта или брусочков липы толщиной 25 мм. При изготовлении бобышек из древесины липы их следует облегчить, выдолбив изнутри. Сначала обработайте заготовку бобышки, наложив шаблон концевой нервюры и оставив запас по контуру 1... 1,5 мм. Приклейте бобышки к нервюрам и придайте им нужную форму при виде сверху, затем закруглите углы и обработайте наждачной бумагой по контуру.
      К лонжерону у концевой нервюры внешнего крыла привяжите нитками грузик массой 20 ...25 г. Шасси модели трехстоечное, с носовым колесом. Стойки выгните из стальной проволоки и, установив между двумя шайбами из белой жести колеса из пластмассы диаметром около 40 мм, пропаяйте шайбы.
      Основные стойки шасси прикрепите к рейкам лонжерона крыла нитками.
      Переднюю стойку вставьте на клею в отверстие моторамы и прикрепите к фюзеляжу накладкой из жести.
     
      41. Система управления
      Конструкция системы управления показана на рисунке 144.
      Вначале изготовьте узел качалки управления. Из листа Д16Т толщиной 2 мм вырежьте качалку управления L Из проволоки диаметром 1,5 мм согните ось 2, наденьте качалку на ось между двумя шайбами 3 и пропаяйте их. Качалка должна свободно, без люфта вращаться.
      Установите в качалку тягу 4 и, запаяв на ее конце шайбу, закрепите узел качалки нитками с клеем на лонжеронах крыла. Тягу 6 вставьте в кронштейн руля высоты 7, запаяйте шайбу и проверьте, свободен ли ее ход.
      Соединительную тягу 5 вырежьте из древесины сосны или липы. Затем проделайте в ней небольшую канавку и закрепите с одной стороны, обмотав аккуратно нитками.
      Установив горизонтально руль высоты, подберите длину соединительной тяги так, чтобы качалка управления заняла нейтральное положение, после чего закрепите второй конец.
      Для выхода тросиков управления из крыла в бобышке проделайте два отверстия и вставьте в них трубочки, промазанные клеем. Затем возьмите кусочки стальной проволоки диаметром 0,8 мм или сплетенные вместе 2—3 нити корда, поместите их в эти трубочки и закрепите на качалке управления, пропаяв место скрутки. К концам припаяйте согнутые из проволоки диаметром 0,8 мм карабины 9.
      Проверьте легкость работы системы управления, натягивая попеременно карабины. Руль должен отклоняться вверх и вниз не менее чем на 30°.
      Вклейте рейки крыла в фюзеляж, выставив его параллельно плоскости стабилизатора.
      Кусочками картона или шпона закройте центроплан модели. Отверстие для выхода тяги вырежьте по месту.
     
      42. Отделка модели
      Всю поверхность модели обработайте мелкой наждачной бумагой. Лонжероны крыла не должны выступать за профиль нервюр, поверхность фюзеляжа и хвостового оперения должна быть гладкой и чистой.
      Модель надо обклеить микалентной бумагой, предварительно окрашенной анилиновыми красителями. Для окраски бумаги
      подберите ванночку подходящих размеров, например фотокювет, налейте в него краску и подготовьте прижим (рис. 145). Бумагу 3 разрежьте на полосы и к их концам приклейте кусочки реек.
      Взяв полосу бумаги за рейку, положите ее на кювет 1, а сверху установите прижим 2. Теперь надо протянуть бумагу под ним.
      Дав бумаге пропитаться краской, повесьте ее сушить.
      После того как бумага высохнет, рейки отрезают, а бумагу проглаживают теплым утюгом.
      Подготовив цветную бумагу, приступайте к обтяжке модели.
      Вначале всю поверхность модели надо покрыть эмалитом.
      Микалентная бумага хорошо пропускает жидкий эмалит, поэтому обклеивают модель, наложив на нужный участок бумагу и сверху промазывая места склейки кистью.
      Обтягивая крыло, натяните приклеиваемый кусок бумаги и прикрепите его канцелярскими булавками к центроплану и бобышкам, затем аккуратно приклейте его к лонжеронам, нервюрам и кромкам. После высыхания клея лишнюю бумагу отрежьте ножом или кусочком мелкой наждачной бумаги. Обклеив верхнюю поверхность консоли крыла обтяните нижнюю, затем вторую консоль, фюзеляж и оперение.
      Покрывать эмалитом отдельные участки модели до полной ее обклейки не следует, так как из-за натяжения бумаги на этих участках конструкция может сильно покоробиться.
      Обтянув всю модель, покройте ее поверхность 1—2 раза жидким эмалитом и, вырезав из цветной бумаги свои инициалы, номер и эмблему, наклейте их на крыло или фюзеляж. После этого еще раз покройте модель эмалитом.
     
      43. Установка бака и двигателя
      Бак (рис. 146) спаяйте из белой жести. Трубки, расположение которых показано на рисунке, сделайте с внутренним диаметром 2...3 мм. Концы заправочной и дренажной трубок запилите под углом 45° или согните (в сторону полета) так, чтобы горючее в полете не выливалось через них.
      После проверки бачка на герметичность промойте его керосином и закрепите на модели двумя шурупами или винтами, подложив под него кусочек пористой резины или поролона.
      Вставив двигатель в мотораму, проверьте положение центра тяжести модели. Перемещением двигателя по мотораме добей-
      Рис. 145. Окраска бумаги.
      тесь положения центра тяжести модели, показанного на рисунке 141. После этого просверлите отверстия и вклейте грибки (см. рис. 11).
      Закрепляя двигатель, обязательно проверьте его смещение из круга на З...6°. Для обеспечения этого смещения под передние винты можно подложить 2—3 шайбы толщиной 0,5 мм.
      Трубку питания бака соедините резиновой или полиэтиленовой трубкой со штуцером жиклера двигателя. Воздушный винт возьмите готовый или сделайте из древесины березы или бука диаметром 220 мм и шагом 100 мм.
     
      44. Запуск модели
      Рис. 146. Топливный бак:
      а — конструкция бака, б-«установка бака на модели; / — основание, 2 —трубка питания, 3 — заправочная трубка, 4 — дренажная трубка, 5 —крышка, 6 — кронштейн крепления, 7 — винт крепления, в —пористая резина.
      Для испытания модели выберите площадку диаметром не менее 40 м с ровным и твердым покрытием. Над ней или вблизи не должно быть проводов, находящихся под напряжением. Они представляют очень большую опасность, и запускать модель на такой площадке нельзя. Перед запуском проверьте положение центра тяжести модели, надежность закрепления, отклонение двигателя из круга и систему управления.
      Размотав корд и прицепив к нему модель, отрегулируйте ручку управления так, чтобы ее нейтральное положение соответствовало горизонтальному положению руля модели. Отклонение ручки вверх и вниз должно вызывать соответствующее отклонение руля модели. Если отклонение руля происходит в обратную сторону, надо перевернуть ручку управления на 180° или поменять местами нити корда.
      Место старта выберите так, чтобы модель стартовала по ветру и в момент взлета и разгона ветер увеличивал бы силу натяжения корда.
      Заправив бак горючим и запустив двигатель, отрегулируйте его режим на максимальную частоту вращения.
      Отпускать модель надо плавно, без толчков, отклонив нос модели на 5 ... 10° из круга.
      Когда модель наберет скорость, пробежав по земле 3...4 м, надо плавно отклонить ручку управления на себя так, чтобы руль модели отклонился вверх на 2...
      3°. Модель взлетит и будет плавно набирать высоту. Подняв модель на 2...3 м, ручку надо перевести в нейтральное положение и заставить модель лететь горизонтально.
      Отклонения модели от горизонтального полета надо исправлять плавным поворотом ручки управления: если модель летит вверх, ручку отклоняют вниз и после выравнивания траектории сразу же возвращают в нейтральное положение.
      Посадка модели производится после остановки двигателя, при этом руль высоты отклонен вверх на 2...3°.
      Если модель слишком резко реагирует на незначительное отклонение ручки управления, то центр тяжести модели надо сместить на 3...5 мм ближе к передней кромке. Для этого двигатель надо передвинуть вперед или облегчить хвост модели. Если это невозможно, то надо загрузить нос модели.
      Запустив модель несколько раз и изучив ее реакцию на отклонение ручки управления, можно
      приступить к разучиванию элементов пилотажного комплекса.
      Выполнять петлю Нестерова надо только после опробования полета модели под углом 45° к горизонту и над головой. Если окажется, что модель плохо натягивает корд и теряет управляемость, надо увеличить угол отклонения оси двигателя и киля из круга или увеличить на 5 ... 10 г груз во внешней бобышке
      крыла.
      Добившись хорошего натяжения корда на всех режимах полета, плавно поднимите руку с ручкой управления вверх. Это вызовет отклонение вверх руля высоты, и модель перейдет на полет по кругу (рис. 147, а), который называют мертвой петлей или петлей Нестерова.
      После того как модель выполнит петлю, ручку управления переведите в нейтральное положение, модель начнет совершать горизонтальный полет.
      Если поддерживать угол отклонения руля высоты постоянным, то при выполнении подряд нескольких петель модель с каждой петлей будет уменьшать высоту выхода. Для корректирования траектории полета в начале каждой петли надо уменьшать на 2...3° угол отклонения руля высоты вверх (ручку управления отклонять ближе к нейтральному положению), а при достижении моделью необходимой высоты повернуть руль на прежний угол.
      Потренировавшись в выполнении петли, можно приступить к освоению обратного полета (полета на спине). Обратный полет— один из самых сложных элементов пилотажного комплекса. При этом полете все реакции модели на отклонение ручки управления изменяются на обратные, например отклонение руля высоты вверх вызывает снижение модели, вниз — набор высоты. Освоение этой фигуры пилотажного комплекса надо осуществлять постепенно, начиная с полетов малой продолжительности.
      Приступая к отработке обратного полета, вначале выполните половину нормальной петли, для чего при горизонтальном полете отклоните ручку управления вверх. Когда модель будет находиться в верхней точке траектории, кистью руки отклоните ручку вниз. Модель совершит половину обратной петли (рис. 147, б) с переходом в горизонтальный полет.
      Через 2—3 круга заставьте модель повторить две полупетли, отклонив в верхней точке полупетли ручку управления на меньший угол вниз, и, когда модель пролетит небольшой участок на спине, вновь переведите ее в нормальный полет.
      Постепенно увеличивая расстояние, которое модель пролетает на спине, доведите его до нескольких кругов. Освоив обратный полет, можно приступить к освоению других фигур пилотажного комплекса.
     
      Глава IV.
      КОМНАТНАЯ ФЮЗЕЛЯЖНАЯ МОДЕЛЬ
     
      Модель (рис. 148) имеет U-образное крыло, установленное на стойках фюзеляжа, стабилизатор и киль, собранные на хвостовой балке, и резиномотор, размещенный внутри трубчатого фюзеляжа и вращающий воздушный винт.
      Крыло, оперение и воздушный винт модели выполнены из соломинок, а фюзеляж и бобышка винта — из бальзы.
     
      45. Изготовление крыла и оперения
      На листе миллиметровой бумаги начертите в натуральную величину крыло, стабилизатор, киль и профили нервюр.
      Собирать крыло и стабилизатор удобно на листе стекла, под которое подложен чертеж.
      Подберите для кромок центроплана и закруглений прямые, без узлов, нужной длины соломинки диаметром около 1,0 мм, а для нервюр — диаметром 0,7 мм. Выгните на горячем паяльнике нервюры крыла и закругления, нагревая смоченное водой место сгиба и контролируя его форму по чертежу (рис. 149, я, б).
      Кромки и закругления (рис. 149, е) соедините друг с другом с помощью вставок, которые можно сделать, например, из метелок хозяйственного веника, промазанных клеем. Концы нервюр срежьте на ус длиной 2 ... 2,5 мм и снимите с них на этой поверхности глянцевый слой.
      Острым ножом прорежьте вдоль кромок пазы и вставьте в них на клею концы нервюр (рйс. 149, г). Если посмотреть сбоку, то нервюры должны сливаться в одну линию. Выступающие нервюры надо подрезать и вклеить снова.
      Для того чтобы проконтролировать величину угла отклонения закруглений, сделайте из двух пластин (рис. 150) шаблон. Изогнув на паяльнике переднюю и заднюю кромки, проверьте получившийся угол наложением крыла на шаблон. Плоскости центроплана и закруглений должны прилегать к плоскостям шаблона.
      К кромкам крыла (рис. 151, а) приклейте стойки ) из соломки длиной 50 ... 60 мм, диаметром 1,6 ... 1,8 мм и раскосы.
      Технология изготовления стабилизатора такая же, как и крыла.
      После сборки стабилизатора (рис. 151, б) укрепите его капроновыми нитками на соломке диаметром 2,0 мм. В конец этой соломки вставьте вертикально соломинку для киля. Последний изгибается из соломки и вставляется в трубку на стабилизаторе.
     
      46. Изготовление фюзеляжа и винтомоторной группы
      Фюзеляж модели выклеивают из пластинки бальзы размером 0,5x33x300 мм. Для его изготовления надо подобрать пруток диаметром 10 мм и длиной не менее 300 мм.
      Пластинку бальзы распарьте в горячей воде, оберните (см. рис. 71, б) вокруг прутка и закрепите по всей длине резиновой лентой. Растрескивание или щель на месте стыка не допускаются. После высыхания снимите резиновую ленту, поверхность трубки фюзеляжа обработайте мелкой наждачной бумагой, заклейте ее по шву и снимите с прутка.
      Затем подберите две соломинки 2 (рис. 152, а), длиной по 40 мм, в отверстия которых плотно вставляются стойки крыла, приклейте их к трубке фюзеляжа 1 и укрепите уголками из бальзы 3.
      Для увеличения жесткости и прочности передней и задней частей фюзеляжа и закрепления хвостовой балочки 5, выполненной из соломки нужного диаметра, установите капроновую нить 4.
      Вначале намотайте несколько витков на переднюю часть фюзеляжа, затем укрепите стойки, хвостовую часть и балочку. Проверьте равномерность натяжения нити, вертикальность стоек крыла и слегка промажьте нить эмалитом. Затем приступите к изготовлению винтомоторной группы.
      Винтомоторная группа состоит из передней бобышки с воздушным винтом, резиномотора 9 и заднего штырька 10 (рис. 152, б).
      Бобышку 11 выполните из бальзы и плотно вставьте в трубку фюзеляжа. Подшипниками оси винта служат две шайбочки 7 из целлулоида, приклеенные к ней.
      Из стальной проволоки диаметром 0,4 мм выгните ось винта 8 с крючком для резиномотора. Для уменьшения трения на ось наденьте 2—3 целлулоидные шайбы 12. Ось винта прикрепите к ступице 6 капроновой нитью и промажьте клеем.
      Лопасти винта (рис. 153, а) состоят из лонжерона 1, нервюр 2 и кромок 3. Вначале соберите лопасти так, чтобы они были плоскими и одинаковыми. Капроновыми нитками закрепите лонжерон, все стыки промажьте клеем и затем, нагревая на горячем паяльнике, закрутите каждую лопасть, контролируя закрутку (рис. 153, б) по шаблону 4.
      Резиномотор изготовьте из резины марки «Пирелли» сечением 1x4 мм или из трех нитей круглой резины.
     
      47. Изготовление микропленки и обтяжка модели
      Обтяжка модели производится микропленкой, приготовленной из раствора целлулоида. Для ее изготовления подготовьте ванночку размером 60Х Х400Х600 мм, например фотокювет, и рамку (рис. 154) из алюминиевой проволоки.
      Раствор для изготовления микропленки имеет состав: 65% эмалита, 31% ацетона и 4% касторового масла. Смесь тщательно разболтайте и дайте отстояться.
      В ванночку 1 налейте воду комнатной температуры и на дно положите рамку 2. Перелейте 2...3 г раствора в небольшую емкость, например в полиэтиленовую пробку, и непрерывной струйкой вылейте на поверхность воды. Раствор растечется по поверхности воды и образует тонкую пленку.
      Через 1 ... 2 мин, когда микропленка подсохнет, перенесите ее с поверхности воды на рамку. Удобнее всего это сделать так: возьмите рамку за ручку и слегка поднимите до соприкосновения контура рамки с микропленкой. Убедившись, что микропленка везде легла на рамку, скользящим движением осторожно выньте рамку из ванночки. Если края микропленки завернулись. и прилипли к основной микропленке, их надо осторожно, пока пленка сырая, сдвинуть пальцем к контуру рамки.
      Толщину микропленки определяют по цвету. Микропленка нормальной толщины прозрачная, золотисто-пепельного цвета. По мере утолщения она приобретает голубовато-фиолетовый, зеленоватый и красноватый оттенки. Толстая пленка имеет сизоватый оттенок и непрозрачна. Для получения более тонкой пленки в раствор добавляют ацетон, а для эластичности — касторовое масло.
      Если микропленка сморщилась и резко уменьшилась в размерах, надо добавить в раствор касторового масла. При избытке последнего микропленка получается липкой и тягучей.
      Если в микропленке появились мелкие отверстия, значит, раствор не отстоялся и масло плохо размешано.
      Наличие в пленке больших рваных отверстий свидетельствует о том, что поверхность воды плохо очищена от остатков ранее находившейся здесь микропленки. Поэтому при повторном изготовлении микропленки воду в ванночке нужно тщательно очищать, проводя по поверхности воды краем листа бумаги.
      Клеем для микропленки служит подслащенная вода. Перед обклейкой надо смочить каркас и наложить его на пленку. Изгибая рамку с пленкой по форме крыла (рис. 155), добейтесь прилегания ее к кромкам и нервюрам. Излишки микропленки обрежьте кисточкой, смоченной в ацетоне, на расстоянии 3...5 мм от каркаса. На обтяжку крыла и оперения используют пленку золотистого цвета, а на лопасти винта — более толстую, сизоватого оттенка.
     
      48. Сборка, регулировка и запуск модели
      Сначала в стойки фюзеляжа вставьте стойки крыла. Вдвинув глубже на 5...6 мм заднюю стойку, установите угол атаки крыла около 3°.
      Стабилизатор вставьте в хвостовую соломинку фюзеляжа так, чтобы его кромки были параллельны кромкам крыла.
      На ступицу установите лопасти винта и, поворачивая их, добейтесь одинаковых углов атаки каждой лопасти. На крючок установите резиномотор и вставьте его в фюзеляж.
      Отрегулируйте положение центра тяжести модели, изменяя длину хвостовой балочки фюзеляжа.
      Если при запуске на планирование модель резко пикирует, отогните на горячем паяльнике хвостовую балочку вверх, если взмывает вверх — уменьшите угол атаки крыла. Добившись плавного полета, закрутите резиномотор на 100 оборотов и по-
      верните киль на 5... 10° в сторону для виража. Модель должна плавно лететь по кругу с небольшим набором высоты. При тряске модели отрегулируйте углы установки лопастей винта.
      Если модель вначале резко набирает высоту, а затем зависает и падает, отклоните вниз ось винта вместе с бобышкой, для чего подрежьте торец трубки фюзеляжа. При пикировании, наоборот, ось винта отклоните вверх. Отрегулировав модель, места соединений крыла, стабилизатора и лопастей винта покройте эмалитом.
     
      Глава V.
      РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ
     
      Модель (рис. 156) рассчитана на применение двухканальной аппаратуры «Старт» или «Пилот-4». Один канал управления используется для изменения положения дроссельной заслонки с целью регулирования в полете режима работы двигателя. Второй канал обеспечивает управление рулем поворота. Можно установить и одноканальную радиоаппаратуру «Пилот» и управлять только рулем поворота.
      Модель выполняют по схеме высокоплана с трехколесным шасси. Крыло неразборное и крепится к фюзеляжу резиновыми лентами.
      На модели устанавливают двигатель «Ритм» с дроссельной заслонкой от двигателя MVVS—5,6RC, который может быть заменен МД-2.5К или другим с рабочим объемом 2,5 см3. Для изготовления модели выполните ее чертеж в натуральную величину.
     
      49. Изготовление фюзеляжа и хвостового оперения
      Фюзеляж состоит из моторамы, двух боковин, верхней и нижней частей, раскосов и задней бобышки, в которой укреплен стабилизатор и киль.
      Изготовление фюзеляжа начните с моторамы. Для этого из пластины бука или граба толщиной 10 мм выпилите две рейки моторамы 6 (рис. 157, а), из фанеры толщиной 6 ... 8 мм — силовые шпангоуты 1, 2 и из 3-миллиметровой — шпангоуты 3, 4, 5.
      Из стальной проволоки диаметром 2,5 мм согните заготовку передней стойки шасси и укрепите ее на винтах кронштейнами 9 (рис. 157, б). Склейте шпангоуты с рейками моторамы и подгоните расстояние между ними под двигатель. Просверлите отверстия и вклейте грибки крепления двигателя. Вырежьте две накладки 7 из фанеры толщиной 1 мм и приклейте их к шпангоутам и рейкам моторамы.
      Рис. 156. Радиоуправляемая модель
      Боковины фюзеляжа (рис. 157, в) соберите отдельно. Сначала из пластины бальзы толщиной 3 мм вырежьте носовую 11 и хвостовую 13 части и к ним приклейте сверху и снизу сосновые рейки сечением 5x5 мм. Когда клей высохнет, проверьте правильность изготовления боковины наложением ее на чертеж и вклейте раскосы. Изготовив две одинаковые боковины, вклейте между ними мотораму, хвостовую бобышку и установите верхние и нижние распорки.
      Для крепления крыла просверлите отверстия и приклейте к шпангоутам два штыря 12 из дюралюминиевых трубок диаметром 6 мм, с толщиной стенки 0,5 мм. Трубки должны выступать за плоскость фюзеляжа на 10... 12 мм.
      Если на двигатель будет установлена дроссельная заслонка, то к правому борту внутри фюзеляжа приклейте оплетку с диаметром троса 1... 1,5 мм.
      Для крепления шасси приклейте на шпангоут 3 фанерную накладку 8 и заклейте фюзеляж снизу пластиной бальзы. Основное шасси вырежьте из листа Д16Т толщиной 2 мм и укрепите на винтах и клею (рис. 158).
      Стабилизатор и киль изготовьте из пластины бальзы толщиной 4 мм. Неподвижную часть киля и стабилизатор вклейте в хвостовую часть фюзеляжа (рис. 159). Руль высоты и стабилизатор соедините на четырех полосках жести 1. Изгибая эти полоски, при регулировке модели можно отклонять на нужный угол руль высоты. На руль поворота установите кронштейн 2„ Навесьте его на трех петлях к килю и проверьте легкость поворота.
      Топливный бак (рис. 160) спаяйте из жести, установите в отсек после шпангоута и заклейте сверху пластиной бальзы.
      Фюзеляж, стабилизатор и киль обтяните микалентной бумагой и покройте тремя слоями эмалита.
      Для доступа к аппаратуре среднюю часть фюзеляжа (под крылом) не заклеивайте бумагой.
     
      50. Изготовление крыла
      Крыло этой модели неразборное, двухлонжеронное. Для изготовления его используют древесину разных пород. Так, лонжероны крыла можно сделать из древесины сосны, заднюю и переднюю кромки —липы, а нервюры— бальзы. Для крыла приме-3 ните профиль MVA-301 и изготовьте нервюры пакетным способом.
      Для этого из пластины Д16Т толщиной 2 мм выпилите шаблоны. Между ними зажмите в пакет заготовки нервюр для консоли и обработайте их по контуру.
      Далее в нервюры вклейте полки лонжеронов и переднюю кромку. Задней кромке придайте профиль острого клина и пропилите в ней пазы, в которые вклейте хвостовики нервюр.
      Центральную часть крыла (между двумя центральными нервюрами) обклейте бальзовыми пластинами толщиной 2 мм или картоном.
      Обработайте каркас крыла мелкой наждачной бумагой и еще раз проклейте все места стыков.
      Крыло обклейте микалентной бумагой и покройте 3—4 раза эмалитом.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru