НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Юные корабелы. Осинов Г. П. — 1976 г.

Академик
Крылов Алексей Николаевич
(1863 — 1945)

Юные корабелы

*** 1976 ***


PDF


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      ШАГ В ТВОЕ ЗАВТРА
      Наша страна не только самая обширная по территории, но и самая большая морская держава. Волны трех океанов и четырнадцати морей омывают ее берега.
      Названия морей, бухт, городов и проливов Дальнего Востока — это историческая летопись дерзновенных подвигов замечательных мореходов: Дежнева, Пояркова, Хабарова, Беринга, Чирикова, Шелихова, Баранова, Лаптевых, Русанова, Седова, Невельского, Попова, Врангеля, Шмидта, Челюскина и многих других. Их корабли первыми бороздили суровые волны морей, пересекали океан, и бесстрашные мореходы водружали русский флаг на неведомых землях.
      Русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен открыли шестой материк — Антарктиду. Свыше 560 островов и бухт, находящихся за пределами нашей Родины, носят русские названия.
      И все эти путешествия и открытия совершались на отечественных кораблях. Суровые условия плавания, особенно в северных морях, постоянно заставляли наших корабелов искать конструкции судов, способных переносить дальние походы, выдерживать льды и жестокие штормы.
      Опыт мастеров корабельного дела передавался от поколения к поколению и к началу XIX века сложился в самобытную русскую школу кораблестроения, создавшую корабли, отвечающие требованиям времени. Несмотря на экономическое отставание России от ряда стран Западной Европы, косность и бюрократизм царских чиновников, преклонявшихся перед всем заграничным, русское кораблестроение неуклонно развивалось, выдвигая блестящих конструкторов и изобретателей, суда которых уже в то время по праву считались одними из лучших в мире.
      После Великой Октябрьской социалистической революции, по воле нашей партии и народа, советские кораблестроители, взяв все лучшее из старой русской школы и опираясь на современные научные достижения, построили боевые корабли, покрывшие себя неувядаемой славой, особенно в годы Великой Отечественной войны.
      Современный советский ракетно-ядерный флот, созданный советским народом в исключительно сжатые сроки, является мощным и надежным броневым щитом морских рубежей великой социалистической Родины.
      Мы гордимся нашим героическим флотом, гордимся его кораблями. В их создании деятельное участие принимали и принимают молодые судостроители, вчерашние юные корабелы. Большинство из них, как и многие русские кораблестроители, начинали свой путь с небольших моделей, сделанных своими руками.
      Сегодня этот путь выбирают многие юноши и девушки. Они занимаются в учебных лабораториях морских школ ДОСААФ и Дворцов пионеров, на станциях юных техников и в школьных кружках юных корабелов. Им помогают опытные инетрукторы-спортсмены-судомоделисты, инженеры, техники, офицеры Военно-Морского Флота запаса и в отставке.
      И пусть не все из ребят станут корабелами, командирами боевых кораблей, но приобретенные знания, закалка и любовь к технике помогут им найти свое место в жизни.
      Счастливого вам «плаванья», друзья!
      Герой Социалистического Труда академик КРЫЛОВ Алексей Николаевич (1863 — 1945).
     
     
      Всему учись сам. Никогда не рассчитывай, что можно овладеть знаниями без работы. Старайся не проста запомнить изучаемое, а старайся понять сущность дела. То, что понятно, легко запоминается и долго не забывается. Накопляй опыт в каждом деле... Помни, что никакое книжное знание ничего не даст само по себе. Нет большого толка в многословном разглагольствовании о деле, которым не владеешь практически».
      «Будь стоек не бойся разочарований, не бросай начатого дела. Работай упорно и регулярно изо дня в день и тогда в старости ты сможешь сказать: жизнь прожита мною недаром»,
      «...Академия чтит в Вас замечательного русского человека, большого ученого и горячего патриота. Принадлежа по своему происхождению к славному кругу передовой русской интеллигенции прошлого века, давшей Сеченова и Ляпунова, Вы продолжили и умножили лучшие их традиции. Оригинальный ум, глубокий и ясный, сочетается в Вас с исключительными практическими дарованиями. Вы с поразительной силой показали всей своей деятельностью единство науки и жизни, значение науки в ее приложениях, роль науки в росте могущества нашей Родины. Математика и механика, астрономия, физика и геофизика, история аауки оояэвпы Вам классическими работами, одинаково ценными для теоретика и практика и глубоко оригинальными.
      Особенно велико значение Вашей деятельности для нашего Военно-Морского Флота. Вы приложили глубокие научные методы к теории корабля, к кораблестроению, к теории морских приборов и научили практиков пользоваться этими достижениями науки. Велик Ваш вклад в дело подготовки нашей обороны и велика благодарность нашей Родины...»
      (Из адреса Президиума АН СССР, преподнесенного А. Н. Крылову в связи с его 80-летием. 1943 г.)
     
      ПЛЫВИ, МОДЕЛЬ!
     
      I. Это необходимо знать
      В первой главе мы кратко расскажем о судомоделизме и его возникновении в России, познакомим с классификацией моделей и требованиями к ним, правилами соревнований, объясним некоторые понятия, принятые в судомодельном спорте. Вы узнаете о том, какую сделать модель корабля и как добиться того, чтобы она была тонной копией своего прототипа, обладала большой скоростью и выполняла сложные эволюции на воде.
      Судомодельный спорт — один из военнотехнических морских видов спорта. Он является частью судомоделирования (судовая корабельная модель — небольшая по размерам копия какого-либо судна или корабля, выполненная в определенном масштабе), которое имеет три направления: экспериментальные модели, настольные модели и самоходные модели. Последние два и составляют судомодельный спорт, или, как его все чаще называют, спорт юных корабелов.
      Раньше других появились экспериментальные модели. Сначала, когда суда строились «на глазок», они изготовлялись как образец, а позже их стали создавать по чертежам и испытывать в опытовом бассейне, определяя по ним различные параметры будущего судна, его мореходные и скоростные качества. После проведенных испытаний моделей чертежи дорабатывались, а затем уже строился корабль. Этому виду моделирования корабелы придавали большое значение на протяжении всей истории кораблестроения.
     
      ОТ ЧЕЛНА ДО АТОМОХОДА
     
      Так начиналась эта история
      История большинства народов, в той числе и славян, тесно связана с освоением водных пространств. Еще в глубокой древности наши предки, населявшие необъятные зем-
      ли Восточной Европы, считались искусными мореплавателями. Их судостроение, с учетом местных условий, развивалось своими, отличными от других народов, путями. Наличие непроходимых лесов, болот и огромных расстояний делало реки почти единственным средством сообщения. Естественно, что это за-
      ставляло строить суда небольших размеров, легкие, но вместительные, так как надо было перетаскивать их пз одной реки в другую.
      Летописи не сохранили точных описаний древних славянских судов. Известно только, что они назывались корабь1 или лодня и представляли собой небольшие лодки, сплетенные из ивовых прутьев и обтянутые кожей. Затем появляется долбленый челн, наготовленный из ствола дерева, середина которого выжигалась, выдалбливалась, а торцы заострялись.
     
      1 Корабь — от слова кора, короб. Короб — большая плетеная корзина. имеющая продолговатую форму Обычно она устанавливалась на сани или повозку и служила для перевозки мелких и сыпучих грузов И в наше время у некоторых народов, например у эвенков, лодки строят из прутьев и коры берез. Берестяные лодки «обласки» очень легки и маневренны
     
      Знаменитые русские кораблестроители А. А. Попов, П. А. Титов, А. Н. Крылов, А. П. Шершов, В. Л. Поздюнин и многие другие с раннего возраста увлекались строительством «малого флота». Позже, в XX столетии, этот вид судомоделирования превратился в разновидность спорта — стендовые соревнования. В них принимают участие не только настольные, но и самоходные модели. Суть стендовых соревнований состоит в оценке изящества изготовления модели и соответствия ее чертежам и прототипу. При выведении окончательной оценки настольной модели учитываются сложность ее постройки, объем работы, полнота изображения, а также морская и техническая грамотность изготовления.
      Первые попытки проводить стендовые соревнования моделей кораблей в России предпринимались отдельными энтузиастами еще в начале XX века (Москва, С-Петербург, Киев, Одесса, Иркутск, Красноярск, Воронеж и др.). Но поистине массовым стал этот спорт после Октябрьской социалистической революции, когда вся страна восстанавливала Рабоче-Крестьянский Красный флот. Подвиги моряков во время революции и гражданской войны снискали заслуженную любовь народа к Военно-Морскому Флоту.
      В школах и Дворцах пионеров создавались лаборатории и кружки юных корабелов, в которых пионеры и комсомольцы мастерили копии прославленных кораблей. Правда, соревнования проводились только стендовые. В это же время, в 20-х годах, появляются парусные и резиномоторные модели кораблей, а кое-где начинают проводить простейшие соревнования на воде.
      Известно, что парусные модели судов строили и раньше. Их запускали на небольших акваториях, устраивали «морские бои», вызывая восхищение зрителей. Так, в Москве, на специально вырытом широком пруду, Ф. Я. Лефорт организовывал для Петра I интересные «потешные» морские «сражения» моделей кораблей.
      В настоящее время стендовые соревнования настольных моделей кораблей проводятся одновременно с ходовыми соревнованиями самоходных моделей, раздельно для юношей и взрослых. Организуются они начиная от школ, первичных организаций ДОСААФ и кончая Всесоюзными и различными международными чемпионатами. Отдельные модели кораблей и судов, изготовленные с ювелирной точностью и изяществом, демонстрируются на ВДНХ и различных международных выставках.
      Самоходные модели кораблей получили бурное развитие и придали судомодельным соревнованиям истинно спортивный характер с появлением различного рода микромоторов. Самоходные модели бывают с парусным вооружением и механическими установками (двигателями).
      И лишь значительно позже, в конце первого и начале второго тысячелетии, борта челна стали наращивать, Делалось это так: вокруг долбленки загибались толстые прутья, их концы, выходившие над бортами, оплетались тонкими ивовыми прутьями и обтягивались кожей или корой. Получалась широкая, открытая, высокобортная лодка, со значительно улучшенными мореходными качествами. Эти суда вмещали до сорока и более человек.
      Киевские и новгородские корабелы надстраивали борта челнов досками. Первое время доски крепились к бортам кожаными ремнями, а позже — деревянными гвоздями. Набойные лодии, как правило, были не более 20 метров в длину н 3 — 4 метра в ширину. Длительной практикой русичи выработали оригинальный способ постройки челнов.
      Облюбованное дерево, дуб или липу, в течение 3 — 6 лет на корню готовили к поделке судна. Для этого надкалывали ствол дерева и клиньями постепенно расширяли щель до нужных размеров. Когда края расщелины зарубцовывались и дерево приобретало вид корыта, его срубали. Судно получалось прочным, широким, вместительным и мореходным.
      Благодаря столь остроумному решению русские корабелы добивались того, что ширина лодии значительно превышала диаметр используемых для строительства деревьев.
      Морские кабойные лодии ходили как на веслах, так и под парусом. Они имели хорошие мореходные качества и широко использовались как боевые корабли в дальних морских походах.
      И все же, несмотря на сравнительно хорошие мореходные качества, набойные лодии обладали существенным недостатком — они были маловместительны. Строить их длиннее 20 метров было невозможно — не позволяла длина дерева. Но со временем на Руси научились сколачивать из брусьев и досок более длинные наборные суда. Сначала они мало чем отличались от набой-
      Первое Всесоюзное соревнование морских моделистов было проведено в июне — июле 1940 года. Оно проходило заочно. В нем участвовало 233 модели. Второе Всесоюзное соревнование судомоделистов предполагалось провести также заочно летом 1941 года, но помешала война. Это были первые попытки под руководством Осоавиахима превратить судомоделизм в самостоятельный вид спорта.
      Однако настоящее его рождение относится к августу 1949 года, когда на водной станции «Динамо» в Москве ДОСФЛОТ СССР провел первые Всесоюзные соревнования морских моделистов. С этого времени подобные соревнования проводятся ежегодно. С 1963 года, когда судомодельный спорт был включен в Единую спортивную классификацию, начинается планомерный и быстрый рост качества подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта. Для руководства судомодельным спортом в 1964 году была создана Федерация судомодельного спорта СССР, работа которой направляется ЦК ДОСААФ СССР (См. табл. 1).
      В 1966 году Всесоюзная Федерация судомодельного спорта вошла в Международную Федерацию судомодельного спорта — НА-ВИГА.
      Советские спортсмены регулярно принимают участие в чемпионатах Европы и других международных соревнованиях. Установлено 8 европейских рекордов. Ведущие спортсмены судомодельного спорта В. Ф. Дьячихин, В. А. Субботин, Ю. Н. Поляков, К. В. Пачкория, В. М. Гава, В. А. Целовальников, П. Т. Воевода, М. К. Папуджян, Ю. Н. Николенко стали чемпионами Европы по судомодельному спорту, а Г. В. Самарин — трижды. Всем им присвоено звание «Мастер спорта СССР международного класса».
      В настоящее время судомодельный спорт — один из наиболее массовых. Он включен в программу Всесоюзной спартакиады ДОСААФ по военно-техническим видам спорта. Судомодельные кружки есть сейчас в морских учебных организациях ДОСААФ, на станциях юных техников, в Дворцах пионеров и школах. В них занимаются тысячи юношей и девушек, увлекающихся техническим творчеством.
      Участник соревнований обязан знать положение о соревнованиях, где приводится перечень моделей, с которыми разрешается выступать, и условия проведения соревнований. Модель должна отвечать необходимым требованиям, которые изложены в «Правилах соревнований судомодельного спорта». Пятая глава этих правил — «Классификация моделей кораблей и судов» — является обязательным руководством как при постройке моделей, так и на всех соревнованиях. Она устанавливает единство требований, масштабность, делит модели на классы, дает определение некоторых терминов, принятых в судомоделизме.
      Учитывая, что юные корабелы не всегда имеют возможность ознакомиться с текстом «Правил соревнований судомодельного спорта», мы приводим (с некоторыми сокращениями) эту главу.
     
      Моделью корабля или судна называется его копия, построенная в определенном масштабе (см. табл. 2).
      Классом моделей называется принятое в данной классификации условное объединение типов моделей. Оно составлено по принципам классификации кораблей Военно-Морского Флота СССР, судов морского и речного флота СССР.
      Самоходной называется модель корабля (судна), построенная с максимальной деталировкой устройств на палубах и надстройках, мостиках и мачтах и снабженная любым двигателем для перемещения по воде или под водой с масштабной или наибольшей скоростью.
      Скоростной кордовой называется модель любой конструкции, снабженная двигателем внутреннего сгорания для достижения наивысшей скорости. Кордовая модель движется на корде (тросе) по окружности.
      Управляемой на расстоянии называется модель, способная маневрировать и производить другие действия на воде по любым сигналам (радио, световым и гидроакустическим), подаваемым с берега посредством беспроволочной связи.
      Моделью парусной яхты называется модель, использующая для своего движения
      энергию ветра, воспринимаемую парусами.
      Настольной моделью (макетом) называется копия любого корабля (судна), изготовленная в определенном масштабе без двигателя. Она может быть сделана и без подводной части корпуса (до ватерлинии).
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru