На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Юный автомоделист. Либерман Л. М. — 1958 г.

Л. М. Либерман

Юный автомоделист

*** 1958 ***


DjVu

 

СОДЕРЖАНИЕ

А теперь за работу, друзья!
От автора 3
Модели из деталей «Конструктора» 4
Силуэтные модели 12
Автоцистерна 13
«Москвич» 18
Автобус ЗИЛ-158 22
Колесный экскаватор 24
Бульдозер 26
Гоночный автомобиль 28
Модели-макеты 34
Грузовой автомобиль 34
Автомобиль-фургон 41
Автомобиль-тягач с полуприцепом 42
Автоцистерна для молока 43
Санитар нцй автомобиль 44
25-тонный самосвал МАЗ-525 48
Автокран 59
Пожарный автомобиль с механической лестницей 64
Грузовой автомобиль 68
Автожижеразбрасыватель 79
Пассажирский автомобиль 83
Автогрейдер 87
Бульдозер 93
Что делать дальше 102
Соревнование автомоделей 107

 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



Где бы вы ни жили, в городе или селе, — всюду вы встретите автомашины. Поэтому неудивительно, что большинство наших ребят очень интересуется автомобильной техникой.
      Во многих школах и детских учреждениях работают автомотокружки, в которых школьники старшего возраста знакомятся с устройством автомобиля, мотоцикла, трактора, а также учатся ими управлять.
      А вы, юные техники, чей возраст еще не позволяет сесть за руль настоящего автомобиля, пока что займитесь постройкой различных моделей автомашин, тракторов и самоходных строительных машин.
      Лучше, конечно, работать в коллективе — в кружке автомоделистов. Такой кружок можно организовать повсюду: в школах, в домах и дворцах пионеров, на станциях юных техников, ц пионерских лагерях, а в особенности там, где уже работают автомотокружки. Ведь кружок автомоделистов — это первая ступень автомотокружка.
      Занимаясь в кружке, вы познакомитесь с современными автомашинами, которые выпускаются в нашей стране, научитесь пользоваться инструментами, обрабатывать разные материалы, читать технические чертежи.
      Все описанные в книге модели изготовлялись ребятами в кружках Латвийской ССР и участвовали в- соревнованиях. Для постройки этих моделей нужны самые простые материалы и инструменты. Поэтому изготовлением автомоделей можно заняться не только в школьном кружке, но и летом в пионерских лагерях и даже у себя дома.
      Когда вы сделаете несколько моделей по готовым чертежам и приобретете некоторый опыт, приступайте смело к разработке собственных конструкций. Желаю вам успеха, дорогие друзья!
      Автор
     

      МОДЕЛИ ИЗ ДЕТАЛЕЙ "КОНСТРУКТОРА"
      Хотите, ребята, быстро построить модель автомобиля, подъемного крана или экскаватора? Такую модель можно собрать в течение полутора-двух часов из набора металлических деталей «Конструктора».
      Посмотрите на модель трактора и попробуйте ее смастерить. Если в вашем наборе нет-точно таких деталей, как -на рисунке, это не беда. Надо только немножко подумать — может быть, придется заменить что-либо в модели или несколько изменить ее конструкцию.
      Модели из «Конструктора» могут быть и самоходными. Как это сделать, расскажем на примере модели колесного трактора (рис. 1). Корпус модели без колес показан на рисунке 2. Для лучшей наглядности детали левой стороны, а также рулевое колесо 1 и сиденье 2 еще не укреплены на своих местах.
      На следующем рисунке модель изображена в перевернутом положении. Задние колеса должны быть большего диаметра. Такая модель будет лучше двигаться. Если в вашем наборе нет таких колес, вырежьте их из склеенного в несколько слоев толстого картона или из фанеры и прикрепите наглухо к задней оси. Передние же колеса должны свободно вращаться на оси.
      На концах передней оси установите по упорному кольцу, иначе колеса могут соскочить. Чтобы колеса торцами ступиц не терлись о бок модели, наденьте на ось между корпусом модели и колесом шай-бочку. Все подвижные соединения смажьте маслом для швейных машин.
      Двигатель модели делается из авиамодельной резины сечением 1X4 мм. Она имеется в авиамодельных посылках. Это специальные пакеты с набором материалов, необходимых для постройки авиамодели. Если авиамодельную резину трудно достать, можно вырезать резиновую полоску из негодной велосипедной или мотоциклетной камеры (рис. 4). Один конец резиновой полоски прикрепите к угольнику, а второй перекиньте через переднюю ось и привяжите к задней оси (рис. 5).
      Двигатель заводите, вращая рукой задние колеса. При этом конец резины наматывается на заднюю ось — и резина растягивается. Хорошую эластичную резину можно растянуть в пять-шесть раз.
      Модель с заведенным двигателем поставьте на пол и отпустите. Она устремится вперед и будет двигаться до тех пор, пока все витки резины не сбегут с задней оси.
      Резину нельзя долго держать в растянутом состоянии, она может лопнуть. Поэтому, как только завели двигатель, сразу же запускайте модель. Чтобы резина служила возможно дольше, после запусков модели тщательно вытирайте ее, а при необходимости вымойте в теплой воде и насухо протрите тряпочкой. После этого положите резину в чистую стеклянную банку и пересыпьте тальком. Хранить ее нужно в темном прохладном месте. Помните, что главные враги резины — это масло, бензин, солнце, пыль и песок. Они делают резину сухой и мало эластичной.
      Иногда, в особенности на гладком и скользком участке пути, задние колеса модели буксуют. Это можно устранить, если обвить ободья задних колес резиновой полоской (рис. 6).
      Модель тракторд может перевозить грузы. Для этого надо собрать прицеп (рис. 7) из деталей «Конструктора». Чтобы прицепить его к трактору, наденьте конец дышла на винт, установленный в задней части трактора (рис. 8). Вес груза в прицепе надо согласовать с мощностью резинового двигателя. Чем тяжелее груз, тем сильнее должен быть двигатель. Если одной резиновой полоски сечением 1 X 4 мм недостаточно, чтобы привести модель в движение, надо поставить две. Конечно, для резинового двигателя годятся и полоски резины другого сечения. Например, одну полоску сечением 1 X 4 мм можно заменить четырьмя резиновыми нитями сечением 1X1 мм.
      Перед запуском проверьте каждую гайку, винтик, иначе ваша модель в пути может рассыпаться. Каждый из вас знает, что завинтить винтик можно, только вращая его по часовой стрелке, а отвинтить — против часовой стрелки.
      При сборке модели лучше всего поступать так: ходовую часть модели — колеса, оси, подшипники, то есть все, что должно быть точным, берем из набора «Конструктор», а кузов делаем из картона, фанеры или из дерева.
      Построим таким способом модель легкового автомобиля М-72. Вы, конечно, знаете, что автомобиль М-72 выпускается
      Рис. 8. Крепление прицепа к модели трактора.
      Горьковским автомобильным заводом. По форме М-72 напоминает легковую машину «Победа», только несколько выше ее, так как рассчитан на езду по плохим дорогам, в распутицу и грязь.
      Обтекаемый кузов модели из деталей «Конструктора» собрать нельзя, но зато его легко можно выклеить из бумаги. Для этого сначала из деревянных брусков и дощечек сделайте болванку, которая только приблизительно воспроизводит форму кузова (рис. 9а). Затем болванку покройте толстым слоем пластилина или глины. Выравнивая пластилин, старайтесь придать болванке точную форму кузова. При этом проверяйте размеры болванки в продольном (рис. 96) и в поперечном
      (рис. 9в) сечении с помощью вырезанных из картона шаблонов. Чертеж болванки показан на рисунке 10. Готовую болванку смажьте вазелином или любым жиром и покройте полосками газетной бумаги шириной 10 мм (рис. 9г). На первый слой полосок наклеивается второй, третий и так далее. Всего в зависимости от величины модели надо наклеить от восьми до двенадцати слоев. Располагайте их крест-накрест, тогда выклейка будет прочной и ровной. Каждый слой осторожно выравнивайте, чтобы под ним не образовались пузыри.
      Клейстер приготовляют так. Пшеничную муку хорошенько смешивают с водой, ставят полученную массу на огонь и, непрерывно мешая, доводят до кипения.
      Когда бумажный слой высохнет, разрежьте его пополам и снимите с болванки (рис. 9д). Затем надо склеить обе половинки с помощью бумажных полос и вырезать острием ножа окна, выемки для колес, фар и радиатора (рис. 9е).
      Как собрать раму модели, показано на рисунке 13. Винты 1 нужны для того, чтобы можно было прикрепить кузов модели к раме. Делается это очень просто. Кузов надевают на раму, а винты вставляют в специальные отверстия, проткнутые шилом в нижней части боковых стенок кузова. Затем на винты следует насадить по гайке — и кузов закреплен. Здесь также двигателем служит полоска резины 2.
      Один конец ее привязан к угольнику 3, укрепленному на самом конце рамы, а второй перекинут через ролик 6. К свободному концу резиновой полоски привязана прочная нитка 4, оканчивающаяся проволочным колечком 5.
      Прежде чем завести двигатель, колечко 5 надо зацепить на крючок 8, припаянный к задней оси 7 (рис. 14). Такое устройство имеет свое преимущество. Когда резиномотор кончил работать, колечко 5 спадает с крючка 8 и модель по инерции пробегает еще некоторое расстояние. Если же резиновую ленту наглухо привязать к задней оси, то резиномотор, как только сработает, сразу же затормозит модель.
      Кузов выстрогайте из брусочка липы или осины, а подшипники, оси и колеса возьмите из «Конструктора» (рис. 15).
      Модель может быть разной величины. Если детали «Конструктора» крупного размера, то и модель получится большая. На рисунке 16 показаны все основные размеры в зависимости от диаметра колес, обозначенного латинской буквой «D». Это поможет вам соблюдать при изготовлении модели правильные пропорции. Так, если диаметр колес равен 50 мм, то длина всей модели должна быть 5D= 5 X 50=250 мм, а ширина соответственно — 2D = 2 X 50= = 100 мм.
      Несколько слов о работе с «Конструктором». В наборе «Конструктор» для каждой детали есть свое место, иногда даже специальная ячейка; гайки и винтики хранятся в коробочках; для валов и колес есть специальные отделения. Такой порядок необходим для того, чтобы нужную деталь не искать долго. Поэтому, разбирая на части ранее построенную модель, обязательно кладите каждую деталь на свое место. Если какой-нибудь винтик упал на пол, тотчас же его поднимите. Иначе он закатится в щель и пропадет. Кажется, пустяк, но если сегодня потеряете винтик, завтра гаечку, то через месяц не хватит уже стольких деталей, что и работать будет нечем.
     
      СИЛУЭТНЫЕ МОДЕЛИ
      Утром в школе появилось объявление. (...)
      А после уроков в мастерской собрались все, кто решил принять участие в соревнованиях. Ребята окружили стол, уставленный свежевыкрашенными образцами моделей. Здесь и грузовики, и гоночный автомобиль, и «Победа», и трактор. Модели, правда, очень простые, силуэтные, но зато самоходные. И смастерить их нетрудно, надо только уметь работать лобзиком. А из материалов нужны лишь обрезки 3 — 4-миллиметровой фанеры, картон, жесть от консервных банок, проволока, катушки из-1юд ниток, клей, полоски резины.
      Юные техники рассказали ребятам, как сделать такие модели. Все они изготовлены по одному и тому же принципу: из фанеры выпиливаются контурная фигурка той или иной машины и рама; эти детали склеиваются, а затем к раме крепится ходовая часть: оси с колесами и резиномо-тор. Если кто хочет сделать модель более объемной, рельефной, ее корпус надо склеить из двух-трех фанерок, а по бокам приклеить еще кусочки фанеры или картона.
      Готовая модель шлифуется шкуркой и раскрашивается масляными или эмалевыми красками под цвет настоящей машины. Если на такую модель смотреть сбоку, она очень похожа на настоящую машину.
      Автоцистерна
      На рисунке 17 изображены кузов и рама модели. Обе детали вычертите в натуральную величину на 3 — 4-миллиметровой фанере и выпилите лобзиком. Надо строго соблюдать размеры и стрелкой указанное направление волокна наружного слоя фанеры. Результат работы во многом зависит от того, с какой точностью сделан чертеж на фанере. Если разметить небрежно, то и деталь получится кривая, никуда не годная.
      Выпилите из этой же фанеры четыре колеса 7 диаметром 50 мм. Кромки выпиленных деталей подровняйте напильником
      и зачистите шкуркой. Особенно тщательно надо опиливать колеса, чтобы они были совершенно круглыми.
      Хорошо сделать для вырезания колес простое приспособление — кругорез (рис. 18).
      На кусочек фанеры 1 наложите планочку 2 из более толстой фанеры (8 — 10 мм). В середине планочки вбейте гвоздь 3, а от него на расстоянии, равном поЛовине диаметра колеса, сделайте в планочке прорез. Вставьте в него кончик острого ножика 4. Вращая кругорез и нажимая на ножик, надрежьте фанеру по всей длине окружности. Затем переверните фанеру и тем же кругорезом окончательно вырежьте колесо.
      Оба подшипника 2 вырежьте из консервной жести. Лучше всего использовать для этого банку из-под сгущенного молока илич алюминиевый лист толщиной 1 — 1,5 мм. Отверстия для осей в подшипниках пробейте гвоздем соответствующего диаметра. После этого согните концы подшипников по пунктирной линии (рис. 18) и прибейте их двумя-тремя гвоздиками к раме 2 (рис. 19а). Концы гвоздиков, прошедшие раму насквозь, загните и забейте молотком так, чтобы они не выступали над поверхностью рамы. Слишком длинные гвозди следует укоротить кусачками.
      В переднюю часть рамы еще вбиваем гвоздик 3.
      Рис. 18. Изготовление колеса с помощью кругореза. Подшипник.
      Чтобы сделать модель более рельефной, к бокам цистерны с каждой стороны наклейте картонные прямоугольники 5 (рис. 196), а на них — по рейке б (рис. 19в). После этого нижние выступы кузова 1 вставляются в соответствующие вырезы рамы 2.
      Переднюю и заднюю оси 8 выстрогайте из прочного сорта древесины. Лучше всего использовать для этого старую удочку из бамбука. Хорошо сделать и металлические оси. Однако преимущество деревянных осей в том, что их не надо паять.
      Диаметр готовой деревянной оси должен быть 3 — 3,5 мм, а« длина — 60 мм. Оси следует отшлифовать шкуркой, чтобы они были гладкие и прямые.
      В центре каждого колеса просверлите отверстие, равное диаметру оси. На один конец оси 8 насадите колесо 7, а за ним проволочную спиральку 9.
      Свободный конец оси надо просунуть через отверстия подшипника, надеть еще одну спиральку и наклеить второе колесо. Лишний конец оси отрежьте острым ножиком.
      Спиральки надеваются для того, чтобы не было продольного смещения оси и колеса не терлись о края рамы. Спиральки делают так: наматывают на ось мягкую проволоку, а потом раскусывают ее кусачками на отрезки длиной 5 — 6 мм (рис. 20).
      Чтобы задние колеса не буксовали, наклейте на ободья колес узкую полоску наждачной шкурки (рис. 20а) или же наденьте на колеса резиновые шины (рис. 206).
      Важно колеса установить строго перпендикулярно осям. Оси вместе с колесами должны легко вращаться в подшипниках. Чтобы уменьшить трение, оси надо натереть графитом.
      Качество сборки модели можно проверить, поставив ее на ровный стол и слегка толкнув вперед. Все колеса должны касаться поверхности стола одновременно, а модель — катиться по прямой. Если же она сворачивает в сторону, значит оси стоят не параллельно или колеса имеют различные диаметры. Эти недостатки надо устранить.
      Мотор модели 10 делаем из авиамодельной резины сечением 1 X 4 мм. Один конец резиновой полоски крепится к гвоздику, вбитому в переднюю часть рамы, а другой — к задней оси.
      Резиномотор заводят, вращая задние колеса модели.
      Готовую модель лучше всего покрасить эмалевой краской или нитрокраской. Всю модель, за исключением цистерны и колес, окрасьте в зеленовато-серый или в серый цвет, а цистерну в желтый. На боках цистерны черными буквами напишите: «Огне-
      опасно». При окраске модели надо следить, чтобы краска не попала в подвижные сопряжения. Красить оси, подшипники и спирали не рекомендуется.
      Краска ложится особенно ровным слоем, если ее наносить при помощи пульверизатора. Такой пульверизатор легко сделать самому, использовав для этого велосипедный или лучше автомобильный насос (рис. 21). В пульверизатор надо заливать жидкую краску, так как густая плохо разбрызгивается.
      Если вместо цистерны установить на модели грузовую платформу из картона, получится грузовик (рис. 22).
      Совсем нетрудно построить также модель передвижной ремонтной мастерской, то есть летучки (рис. 23а) или модель колесного экскаватора (рис. 236).
      Рис. 23. Модель передвижной ремонтной мастерской.
      "Москвич"
      Не всегда удается достать фанеру для постройки моделей, а иногда нет лобзиков или пилок. Оказывается, и тут можно найти выход — вырезать силуэтные модели из картона. Они получаются ничуть не
      хуже фанерных. Надо только выбрать картон потолще. Если же у вас есть только тонкий картон, склейте его в два-три слоя.
      Картонные модели имеют свои конструктивные особенности. Построим для
      Рис. 24. Модель автомобиля «Москвич».
      примера модель «Москвич-410» (рис. 24). Надстройка модели склеивается из двух половинок, вырезанных из картона согласно выкройке 1 (рис. 24а). Нижние края половинок отогните по пунктирной линии. К надстройке с каждой стороны приклейте крылья 2. К ним, в свою очередь, крепятся накладки 3, вырезанные из чертежной бумаги.
      Рама модели состоит из трех слоев картона. Первый слой, вырезанный по выкройке 4, приклейте снизу к отогнутым краям надстройки 1. Прежде чем приклеить второй слой, вырежьте заштрихованные на рисунке полоски и в образовавшееся пространство вставьте жестяные подшипники 5. Поверх всего приклейте еще третий слой. Таким образом подшипники 5 оказываются крепко вклеенными между слоями рамы. Каждое колесо склеивается из трех-четырех картонных кружочков, диаметр которых 50 мм. Изготовление осей, а также дальнейшая сборка ходовой части ничем не отличаются от предыдущих моделей.
      Автобус ЗИЛ-158
      Московский автозавод выпустил новый городской автобус ЗИЛ-158.
      Давайте построим и мы модель этой машины.
      Кузов 1 и рама 2 модели (рис. 25), как обычно, выпиливаются лобзиком из 3 — 4-миллиметровой фанеры. Затем они склеиваются так, чтобы края нижних выступов кузова вошли в вырезы рамы. К бокам кузова приклейте картонные двери 3 и прямоугольники 5 (рис. 25а). В нижнюю часть кузова вбейте гвоздь 4. Он будет служить для крепления конца резиномотора. В остальном устройство колес, осей и подшипников такое же, как у предыдущей модели. Кузов и раму, за исключением картонных прямоугольников, окрасьте в желтый цвет, прямоугольники — в красный. Колеса покройте черной краской.
      Рис. 25а. Модель автобуса
      Колесный экскаватор
      Корпус моделиэкскаватора 1 (рис. 26), его задние колеса 2, имеющие в диаметре 60 мм, и передние колеса диаметром 28 мм выпиливаются из фанеры. По бокам корпуса приклейте картонки 4. В отверстие, просверленное в нижнем выступе корпуса, вставьте и закрепите подшипник 5. Он состоит из проволочной спиральки длиной 10 мм, в которой вращается ось — кусочек проволоки с насаженными на него колесами.
      Затем приклейте задние колеса к катушке из-под ниток 7. В одно из колес вбейте два стопорных гвоздя 8 для рези-номотора.
      Мотор 9 делается из резиновой нитки сечением 1X1 мм и длиной 400 мм. Ее концы свяжите вместе, а образовавшееся резиновое кольцо сложите вчетверо. Резиномотор проходит через отверстие в катушке с колесами. В петлю одного конца резиномотора со стороны колеса, в которое вбиты стопорные гвозди, вставьте спичку 10. Теперь отрежьте от стеариновой свечи или скатайте из станиоля кружочек 11 и насадите его на другой конец резиномотора, а в петлю вставьте проволочный стерженек 12 длиной 50 — 55 мм.
      Катушка с колесами и резиномотором вращается в вырезах жестяного подшипника 13, прикрепленного при помощи деревянного брусочка 14 к корпусу модели.
      Перед тем как вставить катушку с колесами в подшипник, отогните в сторону рогообразные выступы подшипника. Когда катушка вставлена, загните рогообразные выступы в прежнее положение, чтобы не дать катушке выпасть из отверстий подшипника. Чтобы уменьшить трение, катушку следует обильно натереть графитом.
      Чтобы завести резиномотор, надо, удерживая катушку, вращать стерженек 12. Перед пуском модель ставят так, чтобы стерженек упирался в пол.
      Иногда резиномотор слишком слаб и не может привести модель в движение. Чтобы усилить его, увеличьте число резиновых нитей. Если же модель слишком быстро движется, уменьшите число резиновых нитей в моторе.
      Бульдозер
      Мало чем отличается от предыдущих и модель бульдозера (рис. 27). Рамы модели 1, надстройки 2 и диски колес 3, 4 выпиливаем из 3 — 4-миллиметровой фанеры, а подшипники 5 и отвал бульдозера 6
      вырезаем из жести. Сборка модели показана на рисунке 27а. Чтобы придать модели более объемный вид, к кабине и мотору приклейте картонные утолщения 7. Каждое колесо склеивается из одного
      Рис. 27. Модель бульдозера. 26
      внутреннего диска 3 диаметром 42 мм и двух наружных 4 диаметром 50 мм. Затем из узких тесемок или шнурков для ботинок сшейте гусеницы 8. Шов должен быть по возможности гладким. Не стоит делать гусеницы слишком свободными. Иначе при езде они будут сваливаться с колес. Туго же натянутые гусеницы тормозят движение модели.
      Отвал 6 бульдозера сначала изогните, а потом прибейте к раме модели.
      Гоночный автомобиль
      Модель гоночного автомобиля (рис. 30) несколько сложнее, чем предыдущие, но зато она снабжена более длинным резино-мотором, а значит и «запас хода» у нее больше.
      Кузов модели склейте из трех фанерок. Одну из них — среднюю 1 — выпилите вместе с силуэтом водителя и выступающими вверх краями сиденья (рис. 29). Затем наклейте кузов на раму 3.
      Ходовая часть устроена так же, как у предыдущих моделей.
      Подшипники 4 надо согнуть из полосок жести длиной 90 мм и шириной 15 мм. К фанерным колесам 5 с внутренней стороны приклейте по картонному диску 6, а с наружной стороны прибейте маленькими гвоздиками вырезанный из жести диск 7.
      Оси 8 длиной 80 мм делаются из стальной проволоки или велосипедной спицы сечением 2 мм. На один конец оси наденьте колесо металлическим диском наружу и тщательно припаяйте диск 1 к оси 8. Затем насадите спираль 9, просуньте ось через отверстия в подшипниках, наденьте еще одну спираль и припаяйте второе колесо. Как видите, в этой модели колеса крепятся к оси посредством пайки.
      Теперь сделаем ролик 10. Возьмите катушку из-под ниток, удалите ее среднюю цилиндрическую часть, а бортики склейте вместе (рис. 32). В отверстие ролика вставьте отрезок круглого карандаша 11, из которого выбит графит. Ролик крепится к кузову гвоздиком 12.
      Между кузовом и роликом, а также с другой стороны ролика на ось наденьте жестяные шайбочки 13. В задней части кузова нужно прибить еще один гвоздь 14. К нему привяжите резиномотор 15 — резиновую нить сечением 1 X 4 мм. Второй конец резиномотора перекиньте через ролик 10 и прикрепите его к задней оси.
      По такому же принципу делается и модель легковой автомашины (рис. 33). Только кузов ее надо склёить из четырех фанерок, а резиномотор крепится снизу рамы. При этом ролик можно укрепить на раме плашмя, а гвоздь, к которому привязывается конец резиномотора, вбейте в раму между передней и задней осями.
      Рис. 31. Устройство резиномотора модели.
      Рис. 32. Изготовление ролика.
      Рис. 33. Модель легкового автомобиля.
     
      МОДЕЛИ-МАКЕТЫ
      Открыв дверь школьной мастерской, вы как будто попадаете в цех настоящего завода — та же атмосфера сосредоточенного труда, та же слаженность в работе, аккуратность и точность движений. Правда, здесь не видно сложных станков, беспрерывно движущихся конвейеров и снующих по проходам электрокаров. Но зато работа организована, как на большом производстве.
      Вот заготовительный участок. Два пионера с шаблонами в руках размечают материал и разрезают его на куски. Далее следует участок механической обработки. Здесь работают по поточному методу — каждый делает что-нибудь одно и передает деталь соседу. На каждом рабочем месте имеется необходимый инструмент и чертежи. Готовые детали передаются на участок сборки — длинный стол. Здесь пахнет столярным клеем и задорно стучат молотки. Чтобы основательно ознакомиться со всем технологическим процессом, ребята время от времени меняются местами.
      Окончательно собранную модель проверяет контролер. Потом следует окраска и отправка в «гараж».
      Какие же модели изготовляют ребята на своем пионерском автозаводе?
      Грузовой автомобиль
      Модель автомобиля по внешнему виду напоминает грузовой автомобиль ГАЗ-51. Несомненно, сходство модели с настоящим ГАЗ-51 очень относительное, как, например, у судомодели с настоящим кораблем.
      Прежде чем строить модель, внимательно прочтите описание и разберитесь в рисунках, чтобы у вас было полное представление о том, как делать каждую деталь модели и как их соединить. Когда вам все станет ясно, беритесь за работу.
      Вначале тщательно перечертите показанную на рисунке 34 раму модели на 3 — 4-миллиметровую фанеру, строго соблюдая указанные размеры.
      Работать следует только хорошо наточенными карандашами. Для вычерчивания кривых пользуйтесь лекалом, а круги чертите с помощью циркуля. Ни в коем случае не рисуйте просто от руки.
      Рама выпиливается лобзиком. При этом старайтесь пилить не по линии чертежа, а отступя от нее на 0,5 мм. Потом этот краешек можно спилить напильником.
      Вырежьте из жести два подшипника. Размеры их указаны на рисунке 35а. Просверлите для осей двухмиллиметровое отверстие. Концы подшипников отогните по пунктирной линии (рис. 356), а затем прибейте их двумя-тремя гвоздиками к раме (рис. 36).
      Мотор делается из липового или осинового брусочка. Древесина этих сортов мягкая и хорошо поддается обработке. Можно, конечно, воспользоваться и другими сортами дерева. Легче всего обрабатывается сосновая кора. Используйте только внутреннюю часть коры, так как наружные слои коры легко крошатся.
      Рис. 34. Рама модели грузовика.
      Рис. 35. Подшипник.
      Рис. 37. Процесс изготовления мотора.
      На рисунке 37 показано, как сделать мотор. Сначала срежьте заштрихованные боковые части брусочка (рис. 37а) и зачистите их напильником. Таким же образом обработайте и верх бруска (рис. 376). Боковые кромки бруска (рис. 37в) осторожно закруглите напильником, а затем весь мотор зачистите наждачной бумагой. После этого к бокам мотора приклейте картонные полосы шириной в 14 мм. Готовый мотор показан на рисунке 37 г.
      Несколько слов о клее. Очень удобен в потреблении казеиновый клей, так как его не надо варить. Это порбшок, получаемый из молока. Клей приготавливают в чистой посуде: берут одну часть клея в порошке и полторы-две части воды комнатной температуры и все хорошо размешивают. Через двадцать-тридцать минут зернышки клея разбухают и вся масса становится однородной. Для склеивания деревянных деталей нужен клей густой, как сметана. Учтите, что клея надо делать столько, сколько вы израсходуете за один день, потому что уже через шесть-восемь часов в клее заводятся бактерии, и он становится непригодным.
      Столярный клей изготовляют в виде плиток. Чтобы развести его, плитку надо размельчить и положить в воду на десять-двенадцать часов. Потом клей варят до тех пор, пока все кусочки растворятся. Можно варить клей и без предварительного замачивания. Чтобы он не пригорел, банку с клеем не следует ставить прямо на огонь, ее лучше поместить в другую посуду с водой. Столярный клей применяется в горячем виде. Он сохнет быстрее, чем казеиновый.
      Каждый из вас может приготовить и нитроцеллюлозный клей. Он совсем не боится воды и очень быстро сохнет. Растворите в ацетоне кусочки целлулоида (например, вымытые в кипящей воде фото- или кинопленки) — и клей готов.
      Для склеивания дерева с металлом или стеклом применяют клей БФ-2. Работая с клеем БФ-2, необходимо соблюдать следующие правила: склеиваемые поверхности тщательно очистить от пыли, ржавчины, грязи и обезжирить авиационным бензином, ацетоном, эфиром или горячей содовой водой. Когда обезжиренные поверхности высохли, их покрывают тонким слоем клея, дают клею подсохнуть, а потом покрывают вторым слоем клея потолще. Склеиваемые детали сжимают и выдерживают в духовке при температуре 120 — 150°С в продолжение одного часа. Однако это не обязательно. Клеить можно при низкой температуре, но прочность склейки уменьшается.
      Кабину водителя, так же как и мотор, сделайте из липового или осинового брусочка. Вначале скашивайте верхний угол (рис. 38а), а потом опилите напильником боковые стороны (рис. 386). Приклейте к бокам модели картонные пластинки с вырезанными окнами (рис. 38в), а спереди — картонную пластинку с передними окнами (рис. 38г). После того как клей высохнет, углы кабины закруглите наждачной бумагой. Остается только наклеить на бока кабины картонные двери — и кабина готова (рис. 38д).
      Основание кузова деревянное (рис. 39)1. Заготовку для крыла вырезаем из картона (рис. 40а), изгибаем и склеиваем столярным клеем (рис. 406). Крылья у настоящей машины служат для того, чтобы защитить мотор и кабину от дорожной грязи. Не забывайте, что одно крыло предназначается для левого, другое для правого колеса.
      Теперь можно приступить к монтажу деталей. Сперва к раме приклейте мотор, затем кабину водителя и основание кузова. Сбоку к раме прикрепите крылья. Поверхность, обозначенная на рисунке 406 буквой С 1 крепится к нижней стороне рамы. Рама с мотором, кабиной водителя, основанием кузова и крыльями показана на рисунке 41.
      Колеса можно делать по-разному. Проще всего выпилить круг из фанеры толщиной в 3 — 4 мм и с боков приклеить картонные кружочки поменьше (рис. 42). Можно также к кругу приклеить выпиленное из фанеры кольцо (рис. 43), изображающее шину.
      При выпиливании колесо обычно получается многогранным. Как его закруглить? В центр колеса вбейте гвоздь и прикрепите колесо к боковой стороне какого-нибудь брусочка так, чтобы край колеса немножко выступал над краем бруска. Поворачивайте колесо и осторожно опиливайте его напильником (рис. 44). В результате получается совершенно круглое колесо с дырочкой точно в центре.
      Колесо можно сделать с «настоящими» резиновыми шинами. Склейте резиновое кольцо (рис. 45) и натяните его на фанерный круг.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru