СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому иеданиго
Юные друзья, станьте велосипедистами!
Говорит чемпионы
Как приходит в велосипедный спорт
Сразу ли необходим гоночный велосипед?
Из истории велосипеда
Как работать с этой книгой
Гоночный велосипед
Что надо знать о гоночном велосипеде
Гоночный велосипед должен соответствовать гонщику
Техническое обслуживание гоночного велосипеда
Силы сопротивления в велосипедном спорте
Гонки на шоссе
Что должен уметь гонщик-шоссейник
Основы техники езды в шоссейной гонке
Основные тактические пра вила шоссейной гонки
Гонки на треке
Что должен знать гоншик-трековик
Велотрек
Основы техники езды на треке
Спринт
Гонки на тандемах
Командная гонка преследования на 4000 м
Парная говка
Гонка на время на 1000 и 500 м г места
Гонки за лидером
Гонки по пересеченной местности
Тренировка велосипедистов Что надо знать о тренировке
Общая физическая подготовка
Специальная подготовка
Планируйте и контролируйте свою тренировку
Здоровый образ жизни
Питание
Гигиена
Одежда
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Велосипедный спорт в Германской Демократической Республике очень популярен, Велосипедисты ГДР достигли выдающихся успехов на международной арене. Блистательную победу одержал в 1955 году на велогонке Мира Шур, а позднее Хаген, Амплер, Псшель.
Особенно заметно выросли результаты велосипедистов ГДР в последние годы. На мировом первенстве в Венесуэле (1977 г.) в гонках на треке они завоевали все золотые медали.
Последние чемпионаты мира принесли им более половины всех разыгрываемых золотых медалей, а на Олимпиаде в Москве велосипедисты ГДР еше раз убедительно доказали свое высочайшее мастерство.
Настоящая книга адресована всем, кто хочет заняться лрлесипедным спортом или любительской ездой на велосипеде. Это, можно сказать, азбука велосипедного спорта. Авторы знакомит читателей с историей велосипеда, подробно излагают основы техники и тактики велосипедной езды на шоссе и треке, методику тренировки. Подробно описывают оборудование велосипеда, уход за ним, экипировку велосипедиста и его режим во время тренировок и соревнований
В разделе книги, где говорится о тренировке юных соортс-менов, для развития выносливости предлагается метод «фартлек». Этот термин очень редко применяется в нашей литературе по велосипедному спорту. Означает же он очень жесткую тренировку, которая предъявляет высокие требования к организму велосипедиста Фяртлек включает в себя езду на яелосипеде с высокой интенсивностью как на равнинных. так и ка горных трассах различной длины, выполняемую после восстановительной паузы.
В книге затронуты все аспекты подготовки юных велосипедистов, и мы не сомневаемся, что она вызовет интерес у самого широкого круга читателей, не исключая и специалистов, работающих со спортсменами-разрядникамн.
С. В. ЕРДАКОВ, мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических мук.
ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ, СТАНЬТЕ ВЕЛОСИПЕДИСТАМИ!
Каждый год, в мае, крупнейшее соревнование вело-сипеднстов-любителей — велогонка Мира — привлекает внимание миллионов болельщиков. Юные поклонники этого вида спорта восторгаются смелостью, силой и выносливостью участников этой гонки — «гигантов шоссе», как их уважительно называют. Да, стать участником велогонки Мира — заветная цель каждого юноши. Ваши родители могут рассказать, как вот уже многие годы они наблюдают эту велогонку на улицах или по телевизору, слушают о ней по радио Велогонка Мира уже отпраздновала свое тридцатилетие, но не забываются имена ее героев. Ими были такие спортсмены, как Шур, Хаген, Адлер, Вейследер, Экштейн, Амп-лер, Пешель, Весели, Смолик, Капитонов, Сайдхужин, Мелихов, Кролик, Шурков-ский, Шозда и др. Участники велогонки Мира с ее гуманной целью единения народов для мира н счастья как символ несут на своих майках изображение голубя мира.
Многие ребята увлекаются и гонками на треке, спортом стремительных.
В этой книге мы обращаемся ко всем школьникам,
впервые участвующим в соревнованиях по велосипедному спорту, к тем, кто очень хотел бы стать велосипедистом или уже занимается в кружке или секции. Здесь вы найдете основы знаний по велосипедному спорту, а тренер поможет разобраться в специальных вопросах.
Желаем вам успеха на большом спортивном пути и будем рады, если ваши имена появятся в списках победителей детских и юношеских спартакиад и соревнований взрослых велосипедистов.
ГОВОРЯТ ЧЕМПИОНЫ
Густав-Адольф Шур, двукратный чемпион мира и двукратный победитель велогонки Мира, заслуженный мастер спорта, депутат На-" родной палаты ГДР Мальчишкой я ничем не отличался от остальных ребят нашей деревни Гейроте-берге, недалеко от Магдебурга. Тогда, вскоре после второй мировой воины, для ребят не было таких условий, какие созданы в нашей республике сейчас. Я ходил в школу, а в свободное время мы много занимались спортом. Играли в футбол,
увлекались легкой атлетикой. Мерились силой, помогая по дому и участвуя в уборке урожая. О велосипедном спорте и не помышлял. Любовь к нему пришла тогда, когда понадобилось ежедневно ездить на занятия по 12 км туда и обратно. Захотелось преодолевать это расстояние быстрее, потом еще быстрее. Только в 19 лет я принял участие в своей первой гонке. Хочу дать вам несколько советов из моего большого опыта гонщика-велосипедистз.
Залог успеха — твердая решимость много лет подряд прилежно н целенаправленно тренироваться.
Основой для спортсме-на-велосипедиста является всесторонняя физическая подготовка. Если в школьные годы пренебрежешь этой истиной и будешь тренироваться только на велосипеде, то впоследствии не сможешь наращивать нагрузки. Следовательно, развивайся всесторонне.
Тренироваться и соревноваться в велосипедном спорте могут только крепкие ребята, не скисающие от первой трудности. Надо бороться и побеждать, даже если придется туго.
Постоянных удач в спорте не бывает. Успех может смениться поражением. Лично мне неудачи служили только поводом для новых, еше более интенсивных тренировок.
Ф Чтобы достичь успеха, нужно старательно тренироваться, Ты должен четко планировать свой день между школьными занятиями, работой в пионерской организации и по дому, и тогда для твоего любимого увлечения — велосипедного спорта — останется еще достаточно времени.
Хорошо подготовленный к соревнованиям велосипед-залог успеха. И решает не лучшая марка машины, а лучший уход за ней. Велосипед, у которого все гремит и скрипит, не позволит стать хорошим спортсменом. Мы, велосипедисты, говорим так: «Какова машина — таков и гонщик».
Вы уже, конечно, знаете от многих знаменитых спортсменов, что здоровый образ жизни является необходимым условием для достижения хороших результатов, Нельзя курить, и тем более принимать спиртное, поздно ложиться спать,
Ф Необходимо накопить теоретические знания и побольше узнать о спорте, чтобы правильно тренироваться, быть техничным велосипедистом и использовать нужную тактику на соревнованиях.
Юрген Гешке, Вернер От-то, чемпионы мира в гонках на треке, заслуженные мастера спорта.
Трудно описать то прекрасное чувство, которое мы испытывали, стоя ка пьедестале почета во время чемпионата мира в Брно Исполнили наш национальный гимн, и ка мачте взвился флаг ГДР. Мы были вознаграждены за долгие годы напряженных тренировок и гордились тем, что смогли завоевать чемпионский титул.
Мы стали победителями в гонке на тандеме, В этом виде спортсмены должны быть единым целым, такое возможно только, если гонщики хорошо понимают друг друга. На соревнованиях в одиночном спринте мы часто выступаем и друг против друга. Каждый имеет свои сильные и слабые стороны, в соревноваииях побеждает сильнейший. Дружба, совместная работа на тренировках и честная борьба за победу в гонках — вот наш девиз. Мы не мыслим себе жизни без велосипедного спорта. Как тренеры, мы также будем помогать и поддерживать друг друга.
КАК ПРИХОДЯТ В ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ
Каждый год школа,
пионерские, комсомольские, спортивные и общественные организации ГДР совместно проводят велосипедные соревнования для новичков. Наиболее популярны из них малая велогонка Мира и Спартакиадный километр.
В этих соревнованиях может принять участие каждый школьник иа любом велосипеде. Едиисгвенное условие — велосипед должен быть оборудован для езды по улице. Здесь можно впервые попробовать свои силы.
Многие школьники считают участие в малой велогонке Мира своей пионерской работой. Участники делятся на группы, в каждой из которых определяется свой победитель.
Спартакиадный километр — это гояка на время. При этом каждый участник преодолевает дистанцию в одиночку. Спортсмен, показавший лучшее время в своей возрастной группе, считается сильнейшим на данном этапе. Соревнования Спартакиадный километр проводятся в районном, областном и республиканском масштабах. На них присутствуют многие известные специалисты велосипедного спорта. Они помогают дружеским советом тем, кто хочет заниматься серьезно.
Многие гонщики нашли свой путь на трек и шоссе через самые разные виды велосипедного спорта.
Велобол и велополо — командные виды спорта, которыми увлекаются многие юноши н девушки,
Высочайшие технические требования предъявляет к спортсмену фигурная езда на велосипеде.
Велопрогулки — любимый, подлинно пародиый вид спорта, которые доступны и детям и родителям. Это отличное средство против лишнего веса
Соревнования по ориентированию на велосипеде требуют прежде всего технического умения, атлетизма, выносливости и способности хорошо ориентироваться,
Все эти виды — прекрасная основа для шоссейника и трековика. Начиная с девяти лет, можно участвовать в соревнованиях по велосипедному спорту.
СРАЗУ ЛИ НЕОБХОДИМ ГОНОЧНЫЙ ВЕЛОСИПЕД!
Новичку в велоспорте не обязательно сразу иметь гоночный велосипед, Для начала вполне достаточно дорожной машины, хотя у нее нет ни изогнутого руля, ни холостого хода, ни переключателя скоростей.
Дорожный велосипед можно, конечно, переделать и временно использовать его как гоночный. Многие знаменитые велосипедисты одолевали свои первые километры на соревнованиях, используя модернизированные дорожные машины. Велосипед, собранный своими руками, всегда будет наилучшим.
Для переделки дорожного велосипеда понадобятся гоночный руль, тормоза для ободов и пара педалей, ка
которых можно укрепить гоиочные зацепы с педальными ремнями, нлн туклнп-
сами, как их называют, Однако не все детали гоночного велосипеда можно смонтировать на дорожном, Так, например, тормоза для ободов гоночных колес очень редко устанавливаются на дорожный велосипед. А вот тормоза для ободов спортивных велосипедов подходят почти ко всем видам дорожных машин При переделке руля или седла особое внимание нужно обратить на прочность рамы дорожного велосипеда. В прошлый годы они выпускались различных размеров и могут не подходить к деталям гоночной машины.
ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДА
История развития велосипеда прошла несколько этапов. Сначала был так называемый низкий велосипед, его сменил высокий, чтобы затем вновь уступить место низкому, По-настоящему велосипед начал совершенство-ватьси с начала XIX века. Одиако конструкции с колесами, предназначенные для самостоятельного перемеше-ния их человеком, упоминаются уже в XV столетии. Так, Майнингенская хроника 1447 г, повествует о перемещающемся устройстве, приводимом в движение водителем.
В 1761 г. тележник Михаэль Каслер «проскакал» 2 километра из Браусдорфа (округ Магдебург) в поселок Бедру (нынешнее название Браусбедра). Его машина представляла собой два обитых стальными обручами деревянных колеса, которые соединялись скамеечкой для сидения. Вес ее состаалял, должно быть, приблизительно 125 кг.
Путь к современному велосипеду был проложен только в 1817 г. Людвигом Драйсом (Карл Фридрих Христиан Людвиг Фрайгерр Драйс из Зауербронна, 1785 — 1851). На своем самокате длиной 2,4 м с 30-дюймовыми колесами он ввел новшество — управляемое переднее колесо (рис. 1,о). На этой машине Драйс сумел преодолеть расстояние от Лейпцига до Дрездена (III км) за 7 часов.
В I860 г. француз Пьер Мишо, каретник из Парижа, ремонтируя старый самокат, установил на передние колеса дие педали (рис. 1,6). Уже два года спустя такие машины начали выпускаться серийно под названием «велосипед» («вело» — быстро, «лед» — нога) .
Открытие Мишо окончательно утвердило велосипед, Начали появляться новые усовершенствования Если до того велосипеды изготовлялись преимущественно из дерева, то в последующие 10 лет колеса оделись плотной резиной, а для рам и полых вилок начали использовать трубки,
В 1870 г, англичанин Хил-ман начинает продавать
первые полностью металлические велосипеды с высокими колесами (рис. 1,в). Величина переднего колеса, как правило, составляла 54 дюйма (современных колес — 27 дюймов, ровно в два раза меньше).
В 1885 г. англичанин
Старлей изготовил так называемый «ровер» — первый низкий велосипед с цепным приводом (рис, 1,г). Он весил около 20 кг,
В 1888 г. ирландец Дэн-лоп изобрел и выпустил в продажу шины, наполняемые воздухом (рис, 1,(5). С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда В конце XIX — начале XX в. в мире насчитывалось около миллиона велосипедистов.
Первые соревнования велосипедистов состоялись в Париже в 1868 г. В 1875 г. устанавливается первый мировой рекорд на одну анг-12
лийскую милю (1660 м) для высокого велосипеда (2 мин. 55 сек,).
В 1876 г. был установлен первый неофициальный мировой рекорд на дальность поездки (за t час — 25,508 км). Официальный рекорд в этом виде, установленный в 1893 г французом Дегранжем, составлял уже 32,325 км, В 1893 г, на шоссейных гонках Вена — Берлин за 32 часа 22 мин, было преодолено расстояние 591 км.
Зубчато-цепная передача начала применяться на рубеже веков. Она состояла из ведущей шестерни, соединенной с рычагами, и ведомой, расположенной на ступице заднего колеса. Соединенные цепью, они и осуществляли передачу. Вначале такая передача на велосипедах делалась жесткой. Надо было крутить педали на каждом преодолеваемом метре, даже при спуске с горы. Холостой ход дал возможность не двигать ногами, если во время перемещения не требовалось дополнительного усилия. Посредством замены ведущей или ведомой шестерни можно было регулировать передаточное соотношение, что открывало путь к изменению скоростей.
В дальнейшем ступицу заднего колеса стали изготовлять так, чтобы слева и справа на нее можно было навинчивать звездочки —
шестерни различной величины. Благодаря этому появилась возможность, подкручивая заднее колесо, осуществлять смену передачи. В 30-е годы разработали первый переключатель скоростей, который, однако, не обеспечивал достаточной надежности (цепь слишком натягивалась или, наоборот, спадала). Позднее этот узел был переработан и появился современный переключатель скоростей параллельного типа Ведущую шестерню стали изготовлять двух- и даже трехдисковой. Специальный переключатель позволял на ходу перебрасывать цепь с одного диска на другой. В результате современный велосипедист при двух ведущих дисках и пяти ведомых может располагать десятью скоростями.
Велосипедные узлы и детали за последние 30 лет значительно усовершенствовались, Многие части, такие, как руль, рулевая колонка, валы, обода, педали, шестерни, втулки, тормоза, изготовляются сегодня из легких металлов. Недавно и раму начали делать из легких металлов и целиком склеенной. Гибкие велосипедные шины (или трубки) благодаря значительному улучшению дорожных покрытий стали легче. Нынешние шоссейные трубки весят от 250 до 330 г. Собранная из таких частей гоночная машина весит от 9 до 9,5 кг, т. е. она на 2 — 3 кг легче обычных гоночных машин.
КАК РАБОТАТЬ С ЭТОЙ КНИГОЙ
1. Прежде всего следует ознакомиться с оглавлением и просмотреть основные разделы книги.
2. Все главы построены по определенному принципу:
— основные положения, которые необходимо хорошо усвоить, обозначаются буквами «ОП»;
— рисунки помогут лучше понять пояснительный текст. Читая текст, следует смотреть на рисунки;
— описания и рисунки правильных движений часто сопровождаются разбором возможных ошибок. Ошибки обозначены буквой «О». Если не сразу понятно, в чем они заключаются, надо снова прочесть основные положения, еще раз разобрать схему правильного движения. Чтобы лучше запомнить материал, следует ответить на вопросы, которые мы задаем,
3. На тренировке надо поговорить с тренером или с товарищами о прочитанном. Обязательно разобрать с ними то, что осталось неясным.
4. Стоит понаблюдать за своими товарищами, дать им советы и прислушиваться самому к их замечаниям.
ГОНОЧНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ГОНОЧНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ
Гоночный велосипед — это сложная машина, состоящая из многих узлов. Конечно, очень важно, чтобы все они работали нормально и прежде всего чтобы велосипед, предназначенный для езды по улице, был соответственно оборудован. Каждая деталь, какой бы маленькой она ни была, имеет свое назначение, и хороший велосипедист должен обязательно ее знать.
На рисунке 3 показан шоссейный гоночный велосипед. Прежде чем подробно рассматривать отдельные детали, назовем его основные узлы, которые надо хорошенько запомнить.
Основные узлы велосипеда
Рама
1. Рулевая труба
2. Наклонная труба
3. Подседельная труба рамы
4. Горизонтальная труба рамы
5. Задняя вилка
6. Передняя вилка
Руль
7. Вынос руля
Седло
8. Каркас седла, обтянутый кожей
9. Подседельный штырь
Ведущий механизм
10. каретка с двумя педалями на оси, шатуны и большая зубчатка
Педали
11. Педали с туклнпсами
Колеса
12. Втулки, обода, спицы, ниппеля, шины (трубки!, шестерни
Тормоза
13. Тормоза для переднего и заднего колес с гибкой передачей и тормозными ручками
Различные части
14. Цепь
15. Задний переключатель передач
16. Передний переключатель передач
17. Монетки переднего и заднего переключателей передач
18. Насос и устройство
его крепления
19. Генератор с лампой
20. Стоп-сигнал
21. Звонок
22. Запасная шипа
Шоссейный и трековый гоночные велосипеды заметно отличаются друг от друга по конструкции и технологии производства. Трековый. на котором никогда не ездят по улицам, не имеет тормозов, холостого хода, переключателя передач и осветительного устройства. Он осиащен специальными трековыми колесами и шинами. Спицы трековых колес в точках пересечения обмотаны проволокой и пропаяны. От этого повышает-
ся прочность колес. Есть отличия и в прочности и конструкции рамы, крутизне вилки,
ГОНОЧНЫЙ ВЕПОСИПЕД ДОЛЖЕН
СООТВЕТСТВОВАТЬ
ГОНЩИКУ
Правильная посадка на велосипеде очень важна для гонщика. От того, под каким углом будут работать коленные суставы, бедра и стопы, от положения туловища и рук зависит способность мышц прилагать максимально е усилие. Положение тела влияет и на работу внутренних органов (легких, органов пищеварения). Слишком сильное или слишком слабое сгибание и разгибание суставов не позволит развить максимальную мощность.
Правильная посадка определяется взаимным расположением голеней, бедер и рук, величиной рамы, высокие. 5
той седла и руля. На рисунке А показаны три спортсмена разного телосложения, однако посадка у всех трех одинаково правильная.
Для некоторых видов шоссейных и трековых гонок, а также в определен ных ситуациях на тренировках и соревнованиях используются специальные виды посадок, которые еще будут рассматриваться в этой книге.
Прежде чем начать ездить на велосипеде, надо научиться правильной посадке, соответствующей особенностям телосложения: росту, длине ног, рук и туловища. Время от времени, по мере увеличения роста, посадку необходимо проверять и корректировать.
Правильность посадки зависит от размера рамы, установки седла и руля, подбора шатунов педалей.
Подбор рамы
Для гоночных машин изготавливаются рамы пяти размеров, каждый велосипедист может подобрать себе раму по росту.
ОП !. Размер рамы обозначается в сантиметрах и измеряется вдоль подседельного штыря от средней точки оси каретки до начала подседельного штыря, Велосипедистам, имеющим рост меньше 1,6 м, рекомендуется детский велосипед с размером рамы 50 см и 25-дюймовыми колесами (в диаметре). Дюйм — английская мера длины, соответствующая 2,54 см.
Более высокие спортсмены могут подобрать размер рамы по таблице.
Установка седла
Седло можно перемещать вверх и вниз, вперед и назад и придавать ему желаемый наклон. Высота седла измеряется от средней точки оси каретки до середины поверхности седла. Обычно седло устанавливается параллельно раме Его острие не должно быть направлено вверх или вниз (рис. 5,а).
Есть три варианта установки высоты седла,
Первый вариант (рис. 5, б) Велосипедист сидит на седле прямо, пяткой вытянутой ноги опирается на педаль, находящуюся в нижнем положении. Нужно отвернуть гайку болта, зажимающую подседельный штырь, и установить высоту седла, следя за тем, чтобы нога была слегка согнута в коленном суставе Для гонок на треке седло рекомен ’1} отся устаиявли-
вать на 1 — 1,5 см выше этой нормы; для езды по пересеченной местности — на такую же величину ниже. Второй вариант (рис. 5, в) Одна из педалей устанавливается в крайнее нижнее положение. <3идя на седле прямо, поставьте носок ноги под педаль так, чтобы вся стопа располагвлась параллельно земле. При установке седла нога должна быть полностью вытянута. Не следует забывать и правильную посадку — линия бедра совершенно прямая. Третий вариант (рис. 5,а) Длина рун обычно соответствует длине ног и наоборот, следовательно, положение седла может определяться и длиной рук. Этот вариант применяется в тех случаях, когда седло нужно установить очень быстро.
Наклонитесь над рамой так, чтобы вытянутая рука составляла с продольной осью велосипеда угол 90°. Колени сгибать до тех пор, пока седло не окажется в подмышечной впадине вытянутой руки. При этом седло устанавливается на такой высоте, чтобы средний палец руки оказался на уровне оси каретки.
Не следует перегибаться плечом через седло. Оно должно попасть точно под мышку.
Перемещение седла вперед и назад (рис. 5, д и е)
Известно, что седло сдвинуто немного назад относительно центра каретки. Следовательно, вес велосипедиста приходится в основном на заднее колесо. Перемещение седла осуществляется с помощью замкового устройства.
Седло расположено правильно, если его острие сдвинуто назад относительно средней точки оси каретки на 4 — 6 см,
Изготовьте из ленты или прочной нитки с грузом отвес и приложите его к острию седла. Замерьте расстояние между отвесом и средней точкой оси каретки.
Высота руля устанавливается в зависимости от высоты седла. При перестановке руля по высоте болт крепления отворачивается на 3 — 4 оборота. На головку болта нужно плашмя положить гаечный ключ и ударить по нему молотком. Осевший болт освободит конус руля.
Руль всегда следует располагать немного ниже поверхности седла: для езды по шоссе — на 1 — 2 см, для гонок на треке — на 2 — 4 см.
Расстояние от седла до руля соответствует длине руки от локтя до кончиков пальцев. Стоя рядом с велосипедом, приложи локоть к острию седла (см. рис. 5,е). Вытянутые пальцы должны касаться поперечной трубы руля рядом с выносом руля.
Длина шатунов педалей
(рис. 6)
Длина шатунов педалей влияет на: а) угол сгиба тазобедренного сустава;
б) угол сгиба коленного сустава; в) использование прилагаемого усилия.
Детские велосипеды выпускаются с шатунами длиной 150 мм, у трековых велосипедов эта величина составляет 165, а у шоссейных — 170 мм,
ОП [, Велосипедисты маленького роста должны ездить на велосипедах с педалями, длина шатунов которых 150 — 165 мм.
ОП П. Велосипедисты высокого роста должны выбирать шатуны длиной 170 мм при рамах 65, 58 и 61 см.
Велосипедисты с очень длинными ногами могут использовать и большие шатуны, однако длина их не должна превышать 175 мм. Такие шатуны велосипедные заводы выпускают только по специальному заказу
ОП I. Ноги всегда должны перемещаться только в вертикальной плоскости и параллельно.
ОП II. Стопа занимает правильное положение толь-ко тогда, когда ее подушечка расположена точно над осью педали. Для этого к подошвам велосипедных туфель крепятся плоские пластины со шлицами. Пластины изготавливаются нз легких металлов, кож» или
пластмассы. Нижний край педали попадает в шлиц пластины, обеспечивая этим их взаимное надежное соединение.
Чтобы стопа не скользила при нажатии, она крепится к педали туклипсом из металла н кожи. Туклипсы могут иметь разную длину.
ОП Ш. При правильном положении стопы между носком туфлн и краем тук-лнпса должно оставаться на педали 2 — 3 мм.
ОП IV. При финишном рывке — спурте и вопбше при быстрой езде ремни туклипсов должны быть хорошо затянуты. Убедитесь, что их ремни не проскальзывают в замках.
О 1. Стопа косо стоит на педали
О 2. Колено выгнуто наружу или вовнутрь,
О 3. Стопа слишком вытянута или слишком согнута,
О 4. Стопа находится слишком далеко впереди или слишком сдвинута назад.
Тормоза ободов (рис. 8)
Тормоза, их безукоризненная работа имеют решающее значение для безопасности самого велосипедиста и других голшиков.
Тормозные тросики, крепленные в тормозных ручках, передают усилие руки на тормозные скобы и колодкодержатели. Колодки из резины давят на обода с двух сторон и тормозят колеса. Тормозное усилие регулируется нажатием руки.
Тормозные тросики всегда должны быть в порядке, а винты скоб надежно затянуты.
.ОП I. В сяободном состоянии резина тормозных колодок должна находиться на расстоянии 2 — 3 мм от обода.
ОП II. В притянутом состоянии резина тормозных колодок должна прилегать к ободу всей поверхностью.
О 1. Тормозные колодки установлены слишком низко.
О 2. Тормозные колодки установлены слишком широко и неодинаково по высоте.
Руль состоит из передней крепи и ручек, которые можно поворачивать при установке. Концы руля (с заглушками, чтобы не полу-21
чить повреждений при падении) устанавливаются приблизительно параллельно земле. Труба, ручки и концы руля, за исключением тормозных рычагов, обматываются клейкой лентой, а иногда покрываются бесцветным лаком
Тормозные рычаги устанавливаются так, как пока зано на рисунке 9.
О 1. Тормозные рычаги расположены слишком высоко.
О 2. Тормозные рычаги расположены слишком низко.
О 3. Руль плохо затянут в передней крепи.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОНОЧНОГО ВЕЛОСИПЕДА
Каждый велосипедист должен уметь достаточно квалифицированно устра
няь основные неисправности в своей машине. Молодые гоншики, занимаясь ремонтом, часто допускают ошибки. Поэтому следует учесть наши замечания и научиться содержать велосипед в безукоризненном со стоянии.
Замена ведомых шестерен
Сборку ведомых шестерен заменяют новой если она сломалась или если нужно установить новую передачу. Ведомые шестерни приходится снимать и при замене спиц с правой стороны заднего колеса.
Сборка навинчивается на ступицу заднего колеса очень прочно. Снять ее можно двумя способами.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|