СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Особенности тренировки велосипедистов-шоссейников 5
Особенности тренировочной и соревновательной деятельности велосипедистов
Глава 2 Структура и содержание тренировочного процесса 31
Средства и методы —
Специфические нагрузки —
Тренировочные нагрузки с использованием специальноподготовительных упражнений 33
Общефизическая подготовка (ОФП) 37
Методы тренировки 39
Физическая подготовка 42
Технико-тактическая подготовка 54
Формирование тактического мышления 63
Воспитание морально-волевых качеств 66
Социальные факторы 71
Структура и содержание тренировочного процесса 74
Подготовительный период 79
Соревновательный период - 85
Переходный период 95
Периодизация тренировочных нагрузок 96
Тренировка в условиях среднегорья
Особенности подготовки при переезде в контрастные поясно-географические зоны 111
Как тренируются велосипедисты-профессионалы 114
Глава 3 Управление процессом подготовки 127
Общая характеристика системы подготовки спортсменов
Технология управления тренировочным процессом
Контроль подготовки велосипедистов 131
Педагогический контроль —
Определение рациональной посадки, аэродинамика системы «велосипедист — велосипед» 135
Проблемы управления с учетом индивидуальных особенностей велосипедистов 140
Медико-биологический контроль 144
Психологический контроль 153
Технология управления 156
Восстановительные процедуры 159
Питание велосипедиста 163
Питание на дистанции соревнований 171
Некоторые гигиенические советы —
Основные компоненты процесса управления 174
Введение
В нашей стране теоретические основы спортивной тренировки формируются применительно к особенностям каждого вида спорта — легкой атлетики, гимнастики, плавания, велосипедного спорта и т. д. Наряду с этим развивается также общая теория спорта, представители которой (Н. Г. Озолин, JI. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский, В. Н. Платонов и др.) пытаются сформировать интегральные основы тренировки, характерные для всех видов спорта. Соотношение общих и частных особенностей наложило глубокий отпечаток на теорию тренировки велосипедистов, особенно шоссейников.
До 1966 г. теория шоссейного велосипедного спорта в основном базировалась на описании и анализе практического опыта выдающихся гонщиков того времени.
В 1966 г. в сборнике «Велосипедный спорт» (М., ФиС, с. 5 — 25) была опубликована статья JI. П. Матвеева, в которой излагалась суть универсальной теории построения тренировки с ее следующими основными положениями: утверждение фундаментального значения подготовительного периода, продолжительность которого должна быть не менее 6 месяцев; значительные перепады в объемах нагрузки, выраженные в виде малых, средних и больших волн; наличие большой волны объема нагрузки на стыке переходного и подготовительного периодов; особое значение общефизической подготовки; использование эффекта запаздывающей трансформации и принципа «маятника» при подведении гонщиков к ответственным стартам; фактическое исключение интенсивных, а также специфических тренировочных нагрузок в переходном периоде и т. д. Тренерам предлагалось в дальнейшем формировать подготовку спортсменов, специализирующихся в гонках на шоссе и треке, на базе указанной теории.
Ряд специалистов велосипедного спорта (А. А. Красников, Е. М. Архипов, В. П. Музис, Ю. Г. Крылатых, С. М. Ми-наков, Д. А. Полищук и др.) в своих трудах пытались «стыковать» тренировочный процесс велосипедистов с универсальной системой JI. П. Матвеева и В. Н. Платонова.
Однако указанное направление не стало общепринятым.
В 1960 — 1970 гг. в практике велосипедного спорта сформировалась оригинальная методика тренировки. В отличие от первого направления здесь разрабатывались такие методические установки, в которых пересматривалось соотношение продолжительности подготовительного и соревновательного периодов, отвергалась практика большой волны тренировочных нагрузок на стыке переходного и подготовительного периодов, подвергалась сомнению фундаментальная роль подготовительного периода, расширялся объем соревновательных нагрузок, уменьшалась амплитуда волн нагрузки в подготовительном и соревновательном периодах и отрицалось ведущее значение общефизической подготовки в формировании базы функционального состояния.
К числу представителей второго направления относятся: В. А. Капитонов, А. А. Кузнецов, В. П. Петров, JI. И. Живодеров, Н. Г. Морозов, С. В. Ердаков, Н. П. Кириенко, А. Д. Нижегородцев, В. Г. Минченко, А. Г. Карпенко и др.
В настоящей книге содержатся сведения о спортивной тренировке велосипедистов, специализирующихся в шоссейных гонках. Авторы попытались синтезировать практический опыт подготовки велосипедистов средней и высокой квалификации с современными научными концепциями и конкретными исследованиями, раскрывающими отдельные компоненты подготовки гонщиков, управления тренировочным процессом, службы направленного восстановления работоспособности спортсменов, сущности комплексного контроля и т. д. Указанные проблемы характерны для представителей второго направления.
Авторы сопоставляли методические установки, принятые как в велосипедном, так и родственных — циклических видах спорта, которым свойственно повторение одних и тех же движений.
В пособии впервые представлены организационные и методические основы подготовки велосипедистов-про-фессионалов, а также особенности тренировки шоссейни-ков в условиях среднегорья.
Авторы надеются, что книга представит интерес для спортсменов и тренеров — представителей так называемых циклических видов спорта, а также для преподавателей физического воспитания и научных работников.
Все критические замечания будут с благодарностью приняты и внимательно изучены авторами.
Глава 1
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕИНИКОВ
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Велосипедисты-любители соревнуются в следующих видах гонок на шоссе и на местности:
1. Групповая гонка, длина которой на каждом соревновании устанавливается организаторами, составляет 150 — 200 км. Она считается классической и входит в число обязательных гонок на национальных первенствах, чемпионатах мира и олимпийских играх. Неофициально считается самой престижной гонкой в любительском велосипедном спорте.
2. Командная гонка на 100 км также считается классической и включается в программы национальных первенств, чемпионатов мира и олимпийских игр.
3. Критериумы — гонки с промежуточными финишами, маршрут которых прокладывается по кольцевым трассам (длиной от 2 до 4 км каждая). Общая длина дистанции 70 — 90 км. Такие соревнования, равно как и гонки, обозначенные под порядковыми номерами 4 — 8, в программу чемпионатов мира и олимпийских игр не включаются. Однако в последние годы они входят в программы международных соревнований, а также чемпионатов СССР.
4. Парная гонка на 50 км.
5. Индивидуальная гонка на время, длина дистанции от 25 до 50 км.
6. Кросс — гонка по пересеченной местности, трасса которой прокладывается по проселочным дорогам и бездорожью, длина дистанции до 40 км.
7. Горный чемпионат страны на дистанции чаще всего от 20 км и более.
8. Многодневные шоссейные гонки.
9. Двух- и трехэтапные соревнования на шоссе.
По данным Единой всесоюзной спортивной классификации 1984 — 1988 гг., в СССР культивируется 96 видов спорта, не считая национальных, и у каждого есть свои специфические особенности. Но тренировочный процесс, помимо различий, имеет общие черты, особенно в родственных видах спорта. Так, аэробные возможности явля-
ются определяющим фактором не только для велосипедистов, но и для лыжников, бегунов-стайеров, скороходов, гребцов и др.
Сходные факторы предопределяют возможность заимствования методики подготовки и обмена опытом в родственных видах спорта. При этом недопустимо голое копирование велосипедистами методики тренировки гребцов или лыжников. Однако могут быть сходные методические подходы, организация управления подготовкой, использование опыта службы восстановления и т. д. Творческое заимствование опыта — это сложный раздел деятельности специалистов.
Общепризнано, что тренировочный процесс пловцов и велосипедистов значительно различается. Однако замечательный тренер сборной команды ГДР по велосипедному спорту Дитер Херман сумел в свое время позаимствовать опыт подготовки пловцов своей страны и творчески применить его в тренировке велосипедистов.
В советской системе физического воспитания циклическим видам спорта отводится особая роль.
Во-первых, следует указать на их использование в массовой физкультуре, особенно среди лиц среднего и пожилого возраста. Бег, ходьба, плавание, катание на велосипеде, ходьба на лыжах широко применяются в лечебной и оздоровительной физкультуре.
Во-вторых, в программу нормативов комплекса ГТО всех степеней входят многие циклические виды: бег на лыжах, бег легкоатлетический, плавание, ориентирование на местности, марш-бросок, туристические походы.
В-третьих, эти виды спорта занимают большую часть программы олимпийских игр. Выступающая по полной программе циклических видов спорта на зимних и летних олимпиадах национальная команда при максимальном успехе может набрать более 40 % очков в неофициальном зачете. Для сравнения укажем, что за счет спортивных игр при максимальном успехе команда в состоянии набрать лишь немногим более 3 % очков от их общего объема.
Велосипедисты разыгрывают на олимпийских играх девять комплектов медалей, уступая в этом отношении представителям легкой атлетики, гребли, водных видов спорта. Однако количество разыгрываемых наград, по мнению многих специалистов, явно не соответствует той популярности, которой пользуется велосипедный спорт во всем мире.
Согласно данным ООН, опубликованным в 1986 г., самым популярным видом спорта в мире является велосипедный — во всех его разновидностях. На нашей планете насчитывается более 420 млн велосипедистов. К 1987 г. только 3 % владельцев использовали велосипеды как транспортное средство, а 97 % пользовались ими в спортивно-оздоровительных целях.
В наш бурный век все острее ощущается дефицит времени, поэтому возрастает необходимость в одном виде деятельности решать несколько задач. Езда на велосипеде от места жительства к месту работы может удовлетворить потребность человека в двигательной деятельности как оздоровительном средстве и одновременно быть способом передвижения. В такой ситуации человек, экономя время, укрепляет здоровье, ибо физическая нагрузка во время езды на работу и обратно может быть достаточно интенсивной и продолжительной. Поэтому отпадает необходимость проводить специальные занятия по физической подготовке.
Внушительная цифра — 420 млн велосипедистов — станет еще более впечатляющей, если к ним присовокупить поклонников велотренажеров. Велотренажеры — одно из самых распространенных средств домашней физкультуры. Их можно встретить в кабине космического корабля, на ледоколах и судах дальнего плавания, в спорткомплексах подводных лодок. Велоэргометры и велостанки — непременные атрибуты врачебно-физкультурных диспансеров, кафедр физического воспитания вузов, научно-исследовательских и клинических лабораторий, санаториев, оздоровительных центров, профилакториев и спортивных баз.
Велосипедисты часто соревнуются. В Европе, например, в течение года велосипедисты стартуют значительно чаще, чем, скажем, пловцы, бегуны, лыжники, конькобежцы.
Одна из самых существенных специфических особенностей тренировки велосипедистов-шоссейников — возможность выполнения огромных объемов соревновательной нагрузки, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Особый интерес представляют соотношения числа соревновательных стартов, а также процентное выражение объемов соревновательного километража к общему объему специфической нагрузки.
Как видим, у шоссейников нагрузки наибольшие по сравнению с представителями других видов спорта. Число стартов у велосипедистов составляет 100 — 125 в год, т. е. гонщики в среднем стартуют один раз в три дня. Объем соревновательной нагрузки у шоссейников высокой квалификации равен 11 000 — 16 000 км в год, что составляет
35 — 40 % общего объема специфической нагрузки. Соответствующие величины у спортсменов родственных видов спорта значительно меньшие. Именно эти различия представляют особый интерес.
В табл. 1 показаны объемы только специальных нагрузок. Они и принимались во внимание при определении относительного объема соревновательных нагрузок. Но эти величины изменятся, если при соответствующих расчетах за точку отсчета взять не объем специальной нагрузки, а объем всей нагрузки, т. е. суммарные объемы общефизической подготовки и специальных упражнений.
Объем ОФП в годичном цикле тренировки у велоси-педистов-шоссейников значительно меньший, чем у представителей родственных видов спорта. Если рассчитывать величины соревновательного километража от суммарного объема общей нагрузки, то обнаруженное в табл. 1 различие в величинах относительной нагрузки между велосипедистами и представителями всех остальных циклических видов спорта увеличивается еще более. Ориентировочно можно считать, что объем соревновательной деятельности велосипедистов-шоссейников, выраженный в относительных единицах, в 20 — 30 раз превышает соответствующий объем у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта. Из всех спортсменов только велосипедисты преодолевают такой огромный объем соревновательной нагрузки.
В прошлом делались попытки увеличения объема соревновательной деятельности во многих видах спорта. Однако они не всегда были удачными. Если даже удавалось добиться успеха, то число соревнований в том или ином виде спорта никогда не достигало уровня велосипедного спорта. Можно утверждать, что если, например, бегуны или гребцы заимствуют опыт велосипедистов и увеличат объем соревновательных нагрузок с 1 — 1,5 %, как это свойственно им в настоящее время, до 35 — 40 %, то это не приведет к положительным результатам.
В недалеком прошлом у советских велосипедистов объем соревновательных нагрузок был практически таким же, как и в других циклических видах спорта. И в тот период результаты лучших советских гонщиков за редким исключением были весьма скромными. Наши спортсмены восторгались достижениями итальянцев, французов, голландцев и бельгийцев, прежде казавшимися нам недосягаемыми.
На основе теоретических разработок JI. М. Шелешнева, В. А. Капитонова и С. В. Ердакова велосипедисты высокой квалификации в период с 1969 по 1979 г. значительно увеличили число соревнований. Этот процесс осуществлялся в два этапа (рис. 1). На первом (1969 г.) число стартов увеличилось с 27 до 62, на втором этапе (1975 — 1979 гг.) — с 63 до 110. В эти же годы, особенно с 1972 г., значительно улучшились и спортивные результаты советских шоссейников, которые закрепились в авангарде мирового велосипедного спорта.
Любопытно отметить, что в тот же период, т. е. с 1969 г., и в некоторых других циклических видах спорта увеличились соревновательные нагрузки, что также сопровождалось улучшением спортивных результатов, но это увеличение не было столь значительным, как у велосипедистов.
Таким образом, высокий объем соревновательных нагрузок — важная особенность процесса подготовки шос-сейников высокой квалификации. Но почему только велосипедистам доступны высокие объемы соревновательных нагрузок?
Дать исчерпывающий ответ нелегко. И все же некоторые данные об особенностях езды на велосипеде позволяют высказать по этому поводу несколько суждений.
Динамографическая структура педалирования. Конструкция велосипеда определяет оригинальное распределение усилий мышц ног, рук и туловища, развиваемых гонщиком во время педалирования. Такое распределение дает возможность велосипедисту по сравнению, например, с бегуном более эффективно реализовать потенциальные возможности в ходе преодоления дистанции. Поясним это на следующем примере, сопоставляя динамографическую структуру шага легкоатлетического бега и оборота педали велосипедистом.
Во время марафонского бега средняя скорость передвижения по дистанции у бегуна высокой квалификации составляет 5,0 — 5,5 м/с. При беге с такой скоростью величина потребляемого кислорода в среднем составляет 80 — 85 % от МПК.
В биомеханической структуре бегового шага есть так называемый безопорный период: после заднего толчка ногой бегун отрывается от опоры и некоторое время передвигается вперед в безопорном состоянии. Затем следует приземление на другую ногу. В момент соприкосновения с опорой (передний толчок) возникает усилие, величина которого, например, у бегуна, имеющего массу тела 70 кг, составляет 185 — 200 кг. Следует подчеркнуть, что такое усилие развивает лишь одна нога бегуна. А ведь при пробегании марафонской дистанции спортсмен совершает до 25 000 шагов.
Мы не рассматриваем другие детали динамограммы бега, ибо в этом нет необходимости: достаточно и этой информации. Но приведенные данные позволяют представить ту огромную механическую нагрузку, которую испытывают ноги бегуна во время пробегания марафонской дистанции.
В отличие от бегунов ноги велосипедистов не испытывают такой огромной нагрузки. Вес тела гонщиков во время езды на велосипеде относительно равномерно распределяется на руль, седло и педали, а усилия прикладываются в пяти точках: кисти рук, таз, стопы ног.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|