НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Простейшая ветроэлектростанция КД-2. Кажинский Б. Б. — 1949 г.

ВСЕСОЮЗНОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ
Б. Б. Кажинский

ПРОСТЕЙШАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КД-2

*** 1949 ***


DjVu




PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

ФPAГMEHT УЧЕБНИКА (...) Станина ветродвигателя КД-2 представляет собой легкое деревянное решетчатое сооружение, напоминающее деревянный стол на ножках с раскосами. Верхнюю основную доску 6 станины, надо взять толщиной 50 мм, шириной от 200 до 300 мм и длиной 1 100 мм (рис. 6). К этой доске прикреплены нагелями или болтами две поперечины 32 и 33 (рис. 7, слева) длиной по 750 мм каждая. К этим поперечинам особо прочно прикреплены четыре ножки 7 в виде узких шелевок. Нижними своими концами эти ножки также прочно прикреплены к двум поперечинам 10 длиной по 900 мм каждая. Таким образом, станина книзу несколько расширена. Кроме того, ножки 7 укреплены раскосами 8 (из тонких шелевок) и поперечиной 11, а в продольном направлении—двумя нижними досками 9 длиной каждая по 750 мм.
      На одной из поперечин 9 устанавливают динамомашину 12. а на другой — противоположной — груз 13, являющийся противовесом для динамомашины 12, и поэтому он должен быть равным ей по весу. Груз этот делают в виде ящика, прочно прибитого к доске 9. В ящик насыпают мелкие камни или песок.
      Опорой для ветряка КД-2 служит обыкновенный телеграфный столб высотой 7 м, диаметром в верхнем отрубе 200 мм. Если место установки ветроэлектростаннии окружают высокие здания, то лучше устанавливать ветродвигатель на крыше одного из этих зданий. В качестве опоры в таких случаях достаточно применить столб или железную трубу (мачту) высотою 3—4 м.
      Как столб, так и мачту, надо укреплять проволочными растяжками. Нижний конец столба закапывают в землю, опуская его в яму глубиной не менее 1 м, и плотно утрамбовывают его землей. Мачту укрепляют на крыше здания так, чтобы ее нижний конец был прочно прикреплен железными скобами или хомутами с ершами к стропилам кровли.
      Проволочные растяжки от мачты должны быть туго натянуты и прочно прикреплены своими нижними концами к стропилам крыши. В столб заранее должны быть вбиты железные костыли (по обе стороны столба) на высоте 300 мм один от другого, по которым можно было бы взбираться наверх к ветродвигателю. Вместо костылей можно прибить гвоздями к одной стороне столба деревянные планки, врезанные примерно на половину своей толщины в корпус столба (рис. 1).
      Для удобства обслуживания ветродвигателя можно устроить под его станиной рабочий мостик, общий вид которого показан на рис. 1.
      КРЕПЛЕНИЕ СТАНИНЫ К СТОЛБУ
      Станина ветряка крепится к опорному столбу так, чтобы она вместе с ветроколесом и хвостом могла свободно пово-
      рачиваться вокруг вертикальной столба (мачты) 27, пока он еще лежит на земле, прикрепляют два железных хомута 28, соблюдая размеры и расстояния, указанные на рис. 8. Каждый хомут состоит из двух половин, изготовляемых в кузнице, из полосового железа поперечного сечения 60X6 мм. Один конец полосы выгибается соответственно толщине столба 27, а второй — толщине газовой трубы 29. В каждой половинке хомута просверливают по три отверстия для болтов % дюйма, которыми две такие половинки будут скрепляться между собой.
      Вместо указанной здесь можно применять трубу и большего диаметра. Но тогда и изгибы в отростках половинок хомутов надо делать соразмерно диаметру такой трубы. При этом надо помнить, что труба не только не должна туго зажиматься отростками хомута, но, наоборот, должна свободно вращаться в них, как в подшипниках. К столбу же хомугы должны быть настолько прочно прижаты, чтобы их невозможно было сдвинуть с места, применяя даже большие усилия.
      В верхнем конце трубы, на протяжении 100 мм, ножовкой, в продольном направлении делают восемь пропилов. Получившиеся восемь желобчатых полосок, нагретых докрасна, осторожно отгибают во все стороны. С помощью кузнечной гладилки каждую желобчатую полоску выпрямляют наподобие «лепестков» цветка так, чтобы все они находились в одной плоскости. При этом надо следить, чтобы не образовались трещины в местах сгиба («ножки») лепестков. В каждом лепестке просверливают отверстие для заклепок, которыми эти лепестки будут затем приклепываться к косынке. Упомянутая косынка делается из котельного железа, размерами 10X300X X 200 мм (последний размер берется по ширине доски 6 станины). В косынке тоже сверлятся отверстия для заклепок соответственно расположению лепестков трубы 29. Приклепав косынку к трубе, проверяют, чтобыч труба была расположена строго перпендикулярно к косынке. В этом отношении нельзя допускать ни малейшего крена в ту или другую сторону — в противном случае головка ветряка будет всегда наклонена в одну и ту же сторону и ветряк не будет «слушаться» направляющего действия своего хвоста. В результате этого ветростанция будет малопроизводительной.
      Основная доска 6 крепится к косынке опорной трубы 29 при помощи двух хомутов 25, на нарезанные концы которых надевают поверх доски 6 две планки 26 и привинчивают их гайками и контргайками. Чтобы хомуты 25 не смещались в продольном направлении, в ребре косынки надо сделать для хомутов углубления (вырезы).
      При креплении доски 6 к опорной трубе 29 надо иметь в виду, что все детали станины должны быть расположены от оси трубы 29 минимум на 335 мм. Диктуется это требование тем, что крайняя точка конца верхнего хомута 28 расположена от этой оси на расстоянии 325 мм. Следовательно, если ножка 7, подкос 8 станины или ремень 20 проходят внутри окружности, описанной радиусом 325 мм от указанной оси, то при повороте станины по ветру эти детали будут задевать за хомут 28 и поэтому станина не сможет поворачиваться, а ремень 20 может оборваться или соскочить со шкивов.
      Чтобы этого не произошло, надо расположить перечисленные детали станины и ремень 20 за пределами окружности с радиусом 335 мм, описанной из центра поворота станины. Эта окружность показана пунктиром на плане станины (рис. 6, в левом верхнем углу).
      Непременным условием безопасной и исправной работы агрегата КД-2 является наблюдение при его эксплоатации за тем, чтобы доска 6 была надежно скреплена хомутами 25—26. Для этого при каждом периодическом осмотре станины надо поджимать гайки хомутов. Такое же наблюдение надо вести и за гайками всех других мест крепления станины, а также ветроколеса.
      В нижний конец трубы 29 плотно забивают металлическую пробку с шаровым углублением в ее центре для стального шарика диаметром 10 мм. Этим шариком труба должна опираться на головку костыля 31, забитого в столб на расстоянии 200 мм от нижнего хомута.
      Так осуществляется поворотное крепление станины 6 ветряка к вершине опорного столба 27. Монтаж ветродвигателя на вершине столба лучше делать до его подъема, расположив столб на земле так, чтобы его нижний конец находился над ямой. В этом случае поднимать столб придется вместе с установленным на нем ветряком. Это делать надо в безветренную погоду. Можно, конечно, монтировать ветряк и после установки столба, но эта работа будет заметно труднее.
      После подъема столба надо установить его строго вертикально и тщательно выверить вертикальность опорной трубы 29.
      При сборке ветряка все трущиеся части должны быть смазаны вазелином или тавотом. В процессе эксплоатации все такие части периодически надо осматривать и смазывать — в особенности те части опорной трубы, которые обхватываются хомутами, а также шарик, на который опирается труба нижним своим концом.
      Перейдем к вопросу об устройстве привода для динамо-машины. В канавку желобчатого обода 19 (рис. 6) закладывают круглый ремень 20 для привода динамомашины 12, которая также должна иметь малый желобчатый шкивок. Так как наше ветроколесо будет вращаться со скоростью около 100 оборотов в минуту, а малая динамомашина нормально должна совершать от 2 000 до 3 000 оборотов в минуту, то диаметр ее шкивка должен быть в 20—30 раз меньше диаметра большого обода 19.
      Приводной ремень должен быть достаточно туго натянутым. За отсутствием кожаного круглого ремня можно применить резиновый жгут, сделанный из куска автомобильной камеры. Камеру надо разрезать в виде узкой спиральной ленты, наблюдая за тем, чтобы на ленте не было значительных утолщений и узелков. Таким способом из небольшого куска утильной камеры можно вырезать очень длинную резиновую ленту.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru