ТВОРЕНИЕ РУК И ТАЛАНТА ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ Декоративно-прикладное искусство прошло длинный и сложный путь развития. Стремясь украсить свой быт и свою одежду, люди научились использовать самые простые материалы, достигнув при этом высокого мастерства. И в наши дни самобытное искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание сегодня имеет заслуженную популярность. В нем есть элементы кройки и шитья, а в работе крючком много общего с вышивкой крестом. И все же вязание отличается от других видов рукоделия тем, что дает возможность изготовлять изделия поистине неповторимые. Одежда из трикотажа прочна и удобна, не стесняет движений, тепла, практична, элегантна. В вязаных изделиях привлекает мягкость форм при свободном объемном решении, возможность выразительного оформления наряду с практичностью. Разнообразен ассортимент трикотажной одежды: джемперы, жакеты, жилеты, юбки, платья, костюмы... Они могут быть выполнены не только из шерстяной пряжи. Красиво и нарядно выглядит летняя одежда, связанная из льна и оформленная в фольклорном стиле. Одежда, связанная вручную, позволяет выразить индивидуальность и исполнителя, и того, кому она предназначена. Это проявляется в выборе фасона, цвета и фактуры прям#,'"в оформлении деталей (воротника, манжет, карманов и т. д.). Так, например, приталенный или Х-об-разный силуэт, декоративные элементы романтического стиля (воланы, жабо, кружева, вышивка, аппликация) подчеркивают лиричность образа молодой женщины. А для тех, кто любит костюмы спортивного характера, трикотаж предлагает куртки, свободной формы джемперы и свитеры с геометрическим рисунком. В вязании возможно использование различных стилей, однако при моделировании важно не потерять чувство меры, чтобы изделие не выглядело смешным или нелепым. Журналы, выставки и демонстрации мод помогают развивать вкус. Мода не диктует, а лишь предлагает сделать выбор. В ней нужно увидеть свое, то, что идет нам. И хотя «встречают по одежке», костюм ценен лишь тогда, когда он действительно украшает нас, а не существует сам по себе. Ведь даже красивая одежда не прибавляет элегантности, если не соответствует нашему стилю, окружающей обстановке. Яркое сочетание красок, необычная форма быстро запоминаются, «приедаются» и, как правило, также быстро морально стареют. Поэтому часто случается, что вчера еще модная вещь сегодня лежит без употребления, мы ее не надеваем. Или просто ошиблись при выборе узора: не учли, что на изделиях из черной или меланжевой пряжи узор «читается» плохо. Переделывать же не всегда есть время. Да и пряжа после перевязки меняет свои качества не к лучшему. Наша одежда — это наш вкус, фантазия, изобретательность, умение, объективный взгляд на свой возраст, фигуру. Новое платье собственной модели — как бы экзамен на мастерство и современность. Но, следя за новинками моды и умело приспосабливая их к себе, не следует спешить расстаться с тем, что бесспорно идет нам. Лучше попытаться «примирить» уже опробованное с новинкой. Практичная женщина всегда сумеет «вписать» моду в свой гардероб и продлить его жизнь, потратив при этом минимум времени. Красивое и модное трикотажное изделие задает тон ансамблю одежды, определяет его образную выразительность. И если наряд по душе, он всегда доставляет радость, рождает сознание привлекательности, придает уверенность в себе. НЕХИТРОЕ, КАЖЕТСЯ, ЗАНЯТИЕ... ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЯЗАНИЯ, ПОДГОТОВКА ПРЯЖИ Приступая к работе, необходимо иметь материал, инструменты и приспособления. От их качества, правильности подбора зависит и качество будущего изделия, и производительность труда. Спицы (рис. 1). Это основной инструмент. В зависимости от размера и рисунка вывязываемого полотна, от условий работы и метода исполнения можно пользоваться прямыми спицами с одним рабочим концом или круговыми на леске. Носки, варежки и некоторые другие узкие трубчатые изделия без шва вяжут на пяти коротких чулочных спицах с двумя рабочими концами. Номер спиц определяют по их диаметру в миллиметрах (от 0,5 до 6 и более). Желательно иметь по два комплекта спиц каждого номера. Изготавливают спицы из металла, пластмассы, кости, дерева. Пластмассовые и костяные спицы пригодны для легкой пряжи или деталей с небольшим количеством петель. От тяжести они гнутся. Алюминиевыми спицами нежелательно вязать светлую пряжу — на петлях остается темный след. Практичнее всего стальные спицы. Инструмент должен быть удобен в работе. Острые спицы ранят пальцы, рвут и расслаивают крученую нить, а слишком тупые — растягивают петли. Рабочий конец можно довести до желаемого вида наждачной бумагой. Отремонтировать спицы тоже несложно. Разогрев нерабочий конец крчЛ*1)й спицы, следует вставить в отшЛиетие отломавшуюся леску. Изогнувшиеся металлические спицы нуж- но опустить в кипяток, а после того как вода остынет,— выпрямить их. Подбирая спицы, следует знать, что их диаметр должен быть примерно вдвое больше толщины нити. Но для вязания резинки необходимы спицы на 0,5 номера меньше, чем те, которыми вяжут основное полотно,— тогда резинка будет упругой. Правильный подбор спиц помогает избежать наиболее распространенных дефектов вязания: петли разной величины и чересчур рыхлое полотно получаются, если спицы толще, чем нужно; а если тонкими спицами вязать толстую пряжу, вязанье будет слишком плотным. Следует также учитывать и индивидуальные особенности вязальщицы: при тугой вязке надо брать более толстые спицы, а при слабой — более тонкие. Крючок (рис. 2). Им удобно заделывать концы пряжи на изнаночной стороне вязанья. Лента сантиметровая. Ею снимают мерки и измеряют детали изделия. Можно краской или лаком для ногтей нанести сантиметровые деления на спицу — такая линейка всегда под руками. Булавки вязальные (рис. 3). Ими удобно пользоваться, если часть петель не находится в работе. Утюг. Точно измерить контрольный образец можно только после утюжки. Чтобы готовое изделие выглядело аккуратно, его нужно отутюжить через влажную марлю. Карандаши, линейка, бумага, тетрадь. Они необходимы для построения чертежей выкроек и записи паспортов узоров. Иглы, нитки хлопчатобумажные, наперсток, ножницы. Принадлежности для всех видов рукоделия. Для шерстяных ниток необходимы иглы с длинным ушком. Веретено. Оно используется для скручивания нитей и имеет вид стержня. Моталка (рис. 4). С помощью этого приспособления наматывают и разматывают мотки пряжи. Пряжа. Для вязания пригодна различная пряжа: шерстяная, льняная, хлопчатобумажная, синтетическая — в зависимости от назнаЛЬ&я будущего изделия. Спицами чаци^фвсего вяжут из шерстяной Пряжа домашнего, ручного прядения и выпускаемая промышленностью различается по структуре (тонкая плотная, толстая объемная, пушистая, мохер и др.), по составу (100 % шерсти, шерсть с добавлением пуха, шерсть с добавлением синтетики и др.). От состава и качества пряжи зависит ее упругость и возможность применения для различных изделий, выбор модели и рисунка. Из шерстяной пряжи вяжут свободно, не натягивая нить, из хлопка и льна можно вязать плотнее. Следует знать, что если нить слишком круто ссучена, то вязаное полотно будет перекошено. Нить надо слегка раскрутить на веретене. Если в работе пряжа в несколько сложений, то нити надо ссучить на веретене и смотать в один клубок, предварительно проверив их на усадку. Для этого отрезки нитей по 5-6 м длиной надо опустить в теплую воду на 20—30 минут, высушить и снова измерить их длину. Нежелательно скручивать в одну нити разного качества или разных видов (свойства шерсти, хлопка, синтетики различные), кроме особых случаев. Например, вывязывая чулки или носки из шерсти, на пятку и носок можно добавить для прочности капроновую нить. Новую шерстяную пряжу перед вязкой стирают в мыльной пене или стиральном порошке, не содержащем соду (она способствует сваливанию шерсти). При стирке нить дает усадку. Это позволяет более точно рассчитать расход материала на конкретное изделие, к тому же вязать из чистой, мягкой и пушистой пряжи приятнее. Для стирки шерстяную пряжу сматывают в небольшие, по 100—150 г, мотки и, чтобы не спуталась, в трех-четырех местах не туго перевязывают тонкой белой (цветная может окрасить шерсть) тесьмой. На начало и конец мотка можно привязать нить другого цвета; после стирки будет легко найти их для перематывания мотка в клубок. Мотки опускают сначала в чистую теплую воду (35—40°), затем в воду такой же температуры с мыльной пеной. Пряжу нельзя тереть, чтобы она не деформировалась, следует лишь несколько раз слегка отжать ее и прополоскать 3—4 раза. При последнем полоскании в воду добавляют столовый уксус (1 — 2 столовые ложки на 10 л воды). В этом растворе пряжу оставляют на 2—3 минуты, потом отжимают, завернув в сухую ткань, и сушат в тени или на расстоянии от нагревательных приборов в расправленном виде на светлой хлопчатобумажной подстилке. Чистые сухие нити сматывают в клубок без натяжения, меняя направление намотки через 25—30 витков. Если пряжу необходимо отбелить или покрасить, то делать это нужно до вязки, предварительно выстирав ее. Промышленность выпускает эффективные отбеливатели и красители с указанием на упаковке способов их приготовления. Пряжу для отбеливания и окраски подготавливают так же, как и для стирки: небольшие перевязанные тесьмой мотки опускают сначала в чистую теплую воду, а затем в краситель. Цвет предварительно проверяют на маленьком мотке. Для того чтобы цвет был насыщенным, через 15 минут после начала крашения в раствор добавляют поваренную соль (на 1 пакет красителя 2 столовые ложки, растворенные в 2 л горячей воды). Крашение продолжается 1 час. Усилить или изменить цвет окраски можно смешиванием попсцдаЬв разного колера. Для этого каждый краситель приготавливают в отдельной посуде, затем сливают вместе и кипятят 15 — 20 минут. Например, добавление зеленой краски в черную (1/3:1) дает хороший эффект при перекраске пряжи красных тонов, а коричневой в черную (1/5:1) — при перекраске пряжи зеленых тонов в черный цвет. Красят пряжу или комплект из нескольких вещей (например, юбку и жакет; шапочку, шарф и варежки) обязательно в один прием, так как раствор после окраски становится менее насыщенным и у второй партии пряжи или изделий будет более светлый цвет. Перед отбеливанием и окраской готовых изделий надо отпороть крючки, кнопки, «молнии», пуговицы. При желании один и тот же моток можно окрасить в несколько контрастных или близких по тону цветов. Для этого замачивают и окрашивают пряжу по частям: от светлого цвета к темному. Обработав самый светлый участок (остальная часть мотка сухая, ее в краситель не опускают!), высушивают нити и приступают к окраске следующего участка. Практически невозможно получить два одинаковых по размеру и тону окрашиваемых участка. Пряжа, выкрашенная таким способом, выглядит очень эффектно, хотя работа эта довольно трудоемкая и длительная. После окраски пряжу охлаждают в растворе красителя, затем прополаскивают в воде с добавлением уксуса. Правильно окрашенная пряжа не должна изме нять цвет. Если она все же линяет, тс в дальнейшем перед стиркой ее нужно за мочить в холодной воде с уксусом, a npi полоскании добавить 1 столовую ложкз глицерина на 10 л воды. Из пряжи, бывшей в употреблении, вя зать трудно, так как полотно получаете) неровное. Волнистость нити от прежней вязки легко устранить, если клубок подер жать над паром. Для этого клубок нужш поместить в дуршлаг над кастрюле) с кипящей водой на 5 — 7 минут. За эн время его нужно несколько раз повернуть чтобы отпарить клубок равномерно Если же держать клубок над паром доль ше, можно получить нежелательный ре зультат: нить «заварится» и станет жесткой. Нить в маленьком клубке можно выпрямить теплым утюгом (рис. 5). Для этого ее предварительно увлажняют. Однако увлекаться этим способом не следует, так как пряжа после глажения становится плоской, ее ворсинки уплотняются. Для работы удобны клубки по 100 —150 г. При многоцветном вязании клубки делают гораздо меньше, закрепляя нить английскими булавками. Вяжут свободно, чтобы не исказить рисунок вязки. Мохер в клубки не перематывают, а начинают вязать с внутренней нити мотка — в этом случае он не крутится. Если нити не хватает, чтобы довязать до конца ряда, перед началом ряда ее конец обрывают и привязывают новый клубок. В этом случае узелки располагаются по кромке полотна, где их легче спрятать, а вязаное изделие выглядит аккуратно и с изнанки. ОСНОВЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ Основа для вязания трикотажного полотна — начальный ряд. Существует несколько способов набора петель начального ряда. Начнем с наиболее простого. Набрасываем нить на большой и указательный пальцы левой руки, затем обматываем ею большой палец (рис. 6). При этом свободный конец длиной 30—40 см расположен между указательным и средним пальцами и вместе с нитью, идущей от клубка, слегка зажат в ладони. В наборе участвуют 2 спицы, так как петли начального ряда по размеру должны быть больше, чем в следующих рядах (более свободными). Концы сложенных вместе спиц вводим в петлю, образованную вокруг большого пальца, под нить, находящуюся на указательном пальце (рис. 7), захватываем ее и протягиваем в петлю вокруг большого пальца (рис. 8), одновременно освобождаем из петли большой палец. Затягиваем образовавшуюся петлю. Нить, идущую от клубка, опять набрасываем петлей на большой палец и аналогичной 1-й набираем 2-ю и последующие петли. Затягиваем их равномерно, поскольку начальный ряд образует кромку будущего полотна и должен быть ровным и прочным. Часть петли, расположенная на лицевой стороне, называется передней стенкой, а находящаяся под спицей,— задней стенкой петли (рис. 9). ПАСПОРТ УЗОРА Основные элементы вязки — лицевые и изнаночные петли. Комбинируя их сочетания и способы провязывания, можно получить различные узоры. Узор состоит из кромочных петель, раппорта и дополнительных петель. Кромочные, или крайние,— это первая и последняя петли каждого ряда. Они не входят в описание и обозначение узора. По высоте соответствуют двум рядам: лицевому и изнаночному. В одноцветных узорах первую нить всегда снимаем с левой спицы на правую непровязанной, а последнюю провязываем в зависимости от выполняемого узора. В многоцветном полотне, когда вводим нить другого цвета, первую кромочную петлю провязываем новой нитью. В каждом узоре есть повторяющаяся часть — ее описание называтся раппортом. Записываем раппорт по рядам: лицевые обозначаем нечетными цифрами, а изнаночные — четными. Вид узора и расположение петель можно изобразить схематически. Схема — компактное и наглядное изображение узора. Это прямоугольник, количество делений которого по горизонтали соответствует количеству петель раппорта, а по вертикали — количеству рядов. Лицевые ряды нумеруем снизу вверх нечетными цифрами с правой стороны схемы и записываем справа налево, а изнаночные — четными цифрами с левой стороны прямоугольника и записываем слева направо. Если в записи или на схеме раппорта не обозначены четные ряды, значит петли вяжем так, как они смотрят, т. е. над лицевыми — лицевые, над изнаночными — изнаночные. Дополнительные петли повторяем в узоре только в начале и в конце ряда. Кратко записать и правильно прочитать схему раппорта помогают условные обозначения. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ СЛОВАРИК ДЛЯ РУКОДЕЛЬНИЦЫ Бейка — узкая полоска, вывязываема по краю детали (по вороту, пройме и др.) Борт — припуск ткани, трикотажног полотна к середине полочки для заход и оформления застежки и лацкана. Ворот — выемка в верхней части изделия. Вытачка — часть полотна для создания выпуклой формы. Горловина — вырез для шеи от плечевых срезов до середины переда. Долевик — деталь для предохранени от растягивания разрезов, выкроенная г долевой нити из хлопчатобумажно Жабо — деталь отделки в виде свободно падающих фалд или складок, прикр Клапан — деталь, прикрывающая вхс в карман. Прикрепляется над кармано свободным краем вниз. Используете также как декоративный элемент. Кокетка — верхняя часть переда, полчек, спинки, юбки, брюк. Корсаж — пояс юбки. Кулиска — полоска ткани, пристрачиваемая с изнанки или с лицевой сторон изделия для втягивания резинки ил пояса. В трикотажных изделиях ее можно заменить мережка. Ластовица — деталь ромбовидной квадратной или прямоугольной формы которая втачивается подмышкой дл обеспечения свободного движения. Лацкан — отогнутая часть борта. Листочка — деталь кармана, оформл: ющая нижнюю линию разреза. Лиф — верхняя часть плечевого изделия (до талии). Мешковина — деталь для оформлени глубины кармана. Напуск — свободное нависание полотн Посадка — присборивание края детали при стачивании ее с другой деталью. Пройма — вырез от плечевых до боковых срезов по переду и спинке для соединения рукава с лифом. Росток — вырез для шеи от плечевых срезов до середины спинки. Спинка — задняя часть изделия. Шлевка — деталь для продевания и удержания пояса, ремня. Шлица — обработанный разрез внизу юбки, жакета, пальто и т. д. Штрипка — полоска ткани, трикотажного полотна по нижнему краю рейтуз, спортивных брюк, охватывающая стопу.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |